СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373
М. Л. Пустыльник
Кандидат хим.наук, зам. директора по инновационной деятельности, Институт стратегии развития образования РАО, г. Москва
E-mail: MLP@instrao.ru
Mikhail L. Pustyl'nik
PhD (Chemistry), Deputy Director for Innovation Activity, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
Ю. Ю. Власова
Кандидат пед. наук, зав. Центром управления инновационными проектами и интеллектуальной собственностью, Институт стратегии развития образования РАО, г. Москва
E-mail: vlasova_edu@mail.ru
Yulia Yu. Vlasova
PhD (Education), Head of the Centre for Management of Innovative Projects and Intellectual Property, , Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
АВТОРСКОЕ ПРАВО В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Результаты проектной деятельности школьников и студентов охарактеризованы как объекты авторского права с позиций гражданского законодательства. На примере материалов заявок на конкурс «Моя страна — моя Россия» даны рекомендации о способах закрепления авторских прав на разные типы проектных разработок.
Ключевые слова: авторское право, проектная деятельность, интеллектуальная собственность.
Настоящая статья появилась благодаря многолетнему сотрудничеству Института стратегии развития образования РАО и организаторов Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна — моя Россия». В 2018 году конкурсу исполнилось 15 лет — столько же, сколько младшим его участникам. За годы проведения конкурса экспертизе подвергнуты десятки тысяч проектных заявок — это богатейший материал для анализа объектов авторского права, создаваемых в результате проектной деятельности.
Накопленный опыт проведения конкурса показывает, что не случайно в своем названии он охарактеризован как конкурс авторских проектов. Большинство конкурсных заявок содержат ориги-
Как цитировать статью: Пустыльник М. Л., Власова Ю. Ю. Авторское право в проектной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.2, №3(51). С. 29-36.
нальные работы, результаты творческого подхода к решению проблем социально-экономического развития российских территорий.
К таким результатам интеллектуальной деятельности применимо определение объектов авторских прав, данное в Гражданском кодексе РФ (ст. 1259): «Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. <...> К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения» [1]. Следовательно, участники конкурса «Моя страна — моя Россия» обладают неимущественными и исключительными (имущественными) авторскими правами на все оригинальные тексты, чертежи, фотоизображения, аудиовизуальные произведения и программы для ЭВМ, поданные ими в составе заявки. Разумеется, это справедливо только при соблюдении всех требований, информативных и этических, в случае заимствования чужих материалов, о чем более подробно мы скажем ниже.
К сожалению, одновременно с распространением методов проектной деятельности в социальной и образовательной практиках в общественное сознание проникло и легковесное отношение к проектам как к ученическим опусам. Между тем конкурс «Моя страна — моя Россия» из года в год выявляет среди тысяч работ участников сотни проектов, достойных внедрения в практику и тиражирования. Как правило, это актуальные социально значимые разработки, включающие описание необходимого ресурсного обеспечения, конкретных механизмов реализации, контроля достигнутых эффектов. Встречаются даже патентоспособные технические решения (полезные модели и изобретения).
Организаторы конкурса создают условия для получения такими проектами всесторонней поддержки — административной, информационной, организационно-методической, финансовой. Именно на этапе практической реализации и подготовки к распространению зачастую остро встает вопрос закрепления исключительных (имущественных) прав за авторами проекта.
Казалось бы, ситуация парадоксальная.
С одной стороны, «для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей» (ст. 1259 ГК РФ) [1].
С другой стороны, для развития проектов-стартапов, как правило,
необходимо получение дополнительного финансирования, а их инвестиционная привлекательность существенным образом повышается при наличии охранных документов, подтверждающих наличие исключительных прав. Поэтому мы рекомендуем внимательно относиться к возможностям, которые может открыть регистрация и учет авторских прав для целей правовой охраны. Во-первых, тем самым обеспечивается доступность информации об обладателе прав на произведение, а в случае необходимости — доказательство авторства. Во-вторых, учет прав повышает уровень защиты, поскольку при этом снижается риск нарушений, и в то же время позволяет пользователям правомерно использовать произведение. В-третьих, облегчается включение его в оборот, в том числе с коммерческими целями.
Одним из видов государственной регистрации объектов авторского права — программ для ЭВМ и баз данных — является их добровольная государственная регистрация. Получение свидетельства о регистрации не является правоустанавливающим документом, являясь лишь одним из доказательств принадлежности прав. Кроме того, авторы университетских проектов, планирующие их дальнейшее развитие, могут воспользоваться регистрацией своей разработки в ЕГИСУ [3], а также в депозитариях университетов.
Публикация описания хода и результатов реализации проектов является одним из классических способов закрепления авторских прав. Организаторы конкурса «Моя страна — моя Россия» регулярно публикуют результаты проектов по номинации «Моя педагогическая инициатива», обобщают опыт педагогов по привлечению молодежи к социальному проектированию, делают такие публикации общедоступными. Например, в 2018 г. организаторы конкурса и ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» учредили специальный приз — публикацию описания проекта в журнале «Отечественная и зарубежная педагогика».
При этом важно понимать, что к публикации результатов проекта следует относиться с большой осторожностью, особенно если проект связан с разработкой новых технических решений и если для его осуществления и тиражирования планируется привлечение инвестиций. Такого рода проектов много в номинациях «Мой дом», «Транспорт. Пути сообщения моей страны», «Моя разработка: креативные индустрии для развития регионов». Приоритет в сфере патентного права, к которой относится создание полезных моделей, промышленных образцов и изобретений, в России закрепляется только путем регистрации (патентования) раз-
работки в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте). И авторы проекта, и их наставники (научные руководители) должны твердо помнить, что одним из необходимых условий успешного получения патента является отсутствие в открытом доступе описания сущности технического решения или изобретения. Поэтому необходимо воздержаться от приведения формул, чертежей, фотографий и т.п. как в составе заявки, так и в презентации. Для того чтобы эффектно описать разработку, не раскрывая ее сути, авторам придется изучить и сравнить близкие по структуре, функционалу или результативности разработки, уже выведенные на рынок, оценить их преимущества и недостатки. Такое сопоставление пригодится и для обоснования патентной заявки, и для переговоров с потенциальными инвесторами.
В Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент) можно зарегистрировать и некоторые объекты авторского права — программы для ЭВМ и базы данных. Разработки в сфере программного обеспечения часто фигурируют в качестве объектов заявок на конкурс «Моя страна — моя Россия». Например, проект «Программируем играя (8№ЬБо1:)», который в 2016 г. занял первое место в номинации «Новые педагогические практики для НТИ» и успешно развивается до сего дня, в своей основе имеет программное обеспечение, зарегистрированное Роспатентом в федеральном реестре программ для ЭВМ. Наличие правильно оформленного и поставленного на учет в соответствии с законодательством объекта интеллектуальной собственности (нематериального актива) служит гарантией чистоты авторских прав как для партнеров, так и для потребителей, позволяет компании привлекать внешние финансовые ресурсы для развития проекта, например для проведения ежегодного чемпионата по игровому проектированию, в котором в 2018 г. приняло участие свыше 5 000 человек.
Проекты в номинации «Архитектурный образ моей малой родины», представляющие собой карты, планы, эскизы, чертежи, изображения и макеты произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, также являются объектами авторского права. У авторов таких проектов есть дополнительные права, определенные в ст. 1294 Гражданского кодекса Российской Федерации [1]. В числе прочего п. 3 ст. 1294 предусматривает, что автор вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта, для чего, разумеется, необходимо иметь документальные доказательства своего авторства.
Несмотря на все вышесказанное, в конкурсе принимает участие множество проектов, не требующих дополнительных мер по закреплению авторских прав. Например, проекты по благоустройству школьной и придомовой территории в номинациях «Мой дом», «Мое село», волонтерские проекты и пр. Секрет их успеха, как правило, заключается в любви к родному краю, к населяющим его людям, к труду. Например, для реализации проектов Виктории Пареньковой «Создание фермерского хозяйства „Царский бычок"» (Московская область) и Антона Кумова «Домашняя пасека „Мед от Кума"» (Ростовская область), занявших в 2017 г. призовые места в номинации «Мое село» конкурса «Моя страна — моя Россия», требуется не охрана авторских прав, а стартовые инвестиции и неустанный труд авторов. Однако и в таких проектах есть объект интеллектуальной собственности — это товарный знак (ст. 1477 Гражданского кодекса РФ) [1], с которым авторы собираются выходить на рынок. Регистрация товарного знака — несложная, но необходимая процедура, в ходе которой Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) производит проверку уникальности обозначения и выдает свидетельство, удостоверяющее исключительное право на товарный знак.
Аналогичные рекомендации могут помочь развитию интересного проекта «История о северной идентичности» одного из победителей конкурса «Моя страна — моя Россия» в 2018 году в номинации «Моя разработка: креативные индустрии для развития регионов». Проект представлен студентами Мурманского арктического государственного университета, направлен на развитие индустрии креативных технологий, популяризацию дизайна одежды с арктической спецификой («Арктический дизайн»), поддержку талантливых студентов, молодых художников-модельеров, дизайнеров одежды, творческих коллективов, дизайнерских групп, органично вписан в международное сотрудничество с коллегами из северных стран (Финляндия, Норвегия, Швеция).
К слову, наименование конкурса «Моя страна — моя Россия» является зарегистрированным товарным знаком, поэтому рядом с ним можно указывать знак охраны — ® (латинская буква «Я», вписанная в окружность), указывающий на то, что применяемое обозначение является охраняемым товарным знаком, и служащий предостережением для всех, кто хотел бы использовать такое же обозначение для маркировки своей продукции.
Не боясь повториться, подчеркнем, что отсутствие специальных уси-
лий по закреплению авторских прав не означает отсутствия самих прав.
В номинациях «Мой город», «Мое село», «Мой дом», «Моя разработка» достаточно часто встречаются проекты, реализуемые лишь в данных уникальных условиях, не предполагающие тиражирования из-за отсутствия в других местностях каких-либо специфических исходных данных. Так, например, авторы проекта «Марафон протяженностью в 30 лет» Андрей Паратский и другие обучающиеся школы села Новые Параты Волжского муниципального района Республики Марий Эл изучили и представили историю ежегодного марафона, который традиционно на протяжении 30 лет организуют жители села. Добрые традиции, украшающие повседневную жизнь сельских тружеников, следует сохранять и пропагандировать в средствах массовой информации, но их тиражирование и распространение едва ли возможно. Следовательно, дополнительные действия по охране авторских прав не требуются.
Важно отметить, что подобные «точечные» проекты также имеют шанс на победу в конкурсе «Моя страна — моя Россия» и его «дочке» — «Школьной проектной олимпиаде» [2]. Одно из призовых мест в «Школьной проектной олимпиаде» в 2017 г. занял проект «Школьный сад Победы имени Н. И. Луканцова», выполненный Викторией Шаяхметовой и Денисом Целикиным из села Исады Спасского муниципального района Рязанской области. Конкурсная заявка представляла собой оригинальный результат творческой деятельности, выраженный в письменной форме, т.е. обладала всеми признаками объекта авторского права. В качестве иллюстраций, например, были использованы авторские эскизы объектов, выполненные цветными карандашами и фломастерами. Однако какое-либо закрепление авторских прав на проект обустройства яблоневого сада в данном случае не только излишне, но и неуместно, ведь суть проекта состоит в увековечении памяти об именах и подвигах односельчан — героев Великой Отечественной войны. А вот дополнительное освещение хода реализации проекта в средствах массовой информации было бы весьма желательно: за прошедший год силами жителей села при минимальных финансовых вложениях в саду уже оформлена мемориальная зона, установлена трибуна и места для зрителей, ведутся работы по обновлению яблонь.
Таким образом, опыт сопровождения проектов — победителей конкурса «Моя страна — моя Россия» показывает, что дополнительные меры по закреплению и охране авторских прав необходимы, но лишь в отношении проектов, рассчитанных на тиражирование или
нацеленных на коммерческий успех.
Однако участники конкурса зачастую не обладают достаточной компетентностью для того, чтобы разграничить собственные и чужие авторские права. А между тем факт наличия авторских прав логично предполагает наличие авторских обязанностей.
Первая и главная обязанность каждого автора проекта — обеспечить корректное заимствование чужих материалов, необходимых для подготовки собственного продукта. Плагиат в конкурсе «Моя страна — моя Россия» запрещен. При необходимости пояснения или доказательства собственной мысли, иллюстрирования собственной идеи разрешается цитирование фрагмента чужого легитимно опубликованного труда в объеме, оправданном целью заимствования, с указанием имени автора и источника информации. Правила цитирования текстовых фрагментов достаточно просты, но практика показывает, что применяются они далеко не всегда.
Заимствованные изображения (в том числе фото) также должны иметь ссылку на автора и источник публикации. Подписи к неопубликованным рисункам или фотографиям, использованным в качестве иллюстраций проектной заявки в номинациях «Мое ремесло», «Моя гостеприимная Россия» и др., должны содержать имя автора изображения.
Гарантии правомерного использования визуального контента (фото, инфографики, рисунков) предоставляют своим пользователям современные фотобанки («фотостоки»).
В случае с заимствованными чертежами желательно привести, помимо рисунка, характеристики объектов, которые, возможно, уже созданы по этим чертежам.
Из опыта экспертизы показателен в связи с этим проект строительства поселкового спортзала в условиях вечной мерзлоты. Для постройки предлагалась облегченная быстровозводимая конструкция на фундаменте неглубокого заложения. Прилагались эскизы, развернутая программа работы спортзала, а также результаты опроса, подтверждающего, что спортзал существенно повысит качество жизни молодежи в поселке. При очевидной актуальности проекта он не имел шансов на получение высших баллов по единственной причине: не были указаны авторы предложенной технологии и источники заимствования эскизов. У эксперта возникли логичные вопросы по существу проектного предложения: кто автор технологии, произведены ли расчеты, осуществлена их проверка в условиях вечной мерзлоты, запатентована ли предложенная техно-
логия, использована ли она на практике? От ответов на эти вопросы зависела оценка реальности сроков и бюджета проекта. Даже эксперт высочайшей квалификации часто не владеет всей информацией по теме, поэтому авторам проекта необходимо приводить библиографические ссылки на использованные источники.
Несколько сложнее дело обстоит с использованием (заимствованием в собственной работе или в презентации) чужих аудио- и видеоматериалов, контроль за которым, как правило, осуществляют организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе. Именно они устанавливают ограничения на способы и порядок использования конкретных произведений. Кроме того, при размещении результатов проектов на каналах популярных видеохостингов, например УоиТиЬе, целесообразно использовать доступный для бесплатного заимствования банк видео- и аудиофайлов и следовать рекомендациям канала о «добросовестном использовании» чужого контента.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Новосибирск: Норматика, 2016. 576 с.
2. Педагогические и управленческие практики в области организации проектной деятельности с детьми и молодежью: сборник материалов по итогам экспериментального Всероссийского конкурса для педагогов и проектных команд обучающихся «Школьная проектная олимпиада» / Л. С. Пастухова, Ю. Ю. Власова, Е. А. Князькова и др.; под ред. Л. С. Пастуховой, Ю. Ю. Власовой, Е. А. Князьковой. М.: Московский Политех, 2017. 132 с.
3. Пустыльник М. Л., Власова Ю. Ю. Инновационные практики коммерциализации результатов научных исследований в педагогике // Педагогика. 2018. № 3. С. 24-37.
COPYRIGHT IN PROJECT ACTIVITIES The authors of the article characterize the results of the project activity of schoolchildren and students as objects of copyright from the standpoint of civil legislation. On the example of the materials of applications for the competition "My Country - My Russia" the authors give recommendations on ways of securing copyrights for different types of project developments. Keywords: copyright, project activity, intellectual property
References
• Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. Novosibirsk: Normatika, 2016. 576 s. [In Rus].
• Pedagogicheskie i upravlencheskie praktiki v oblasti organizacii proektnoj deyatel'nosti s det'mi i molodezh'yu: sbornik materialov po itogam eksperimental'nogo Vserossijskogo konkursa dlya ped-agogov i proektny'x komand obuchayushhixsya «Shkol'naya proektnaya olimpiada» / L. S. Pastuxova, Yu. Yu. Vlasova, E. A. Knyaz'kova i dr.; pod red. L. S. Pastuxovoj, Yu. Yu. Vlasovoj, E. A. Knyaz'kovoj. M.: Moskovskij Politex, 2017. 132 s. [In Rus].
• Pustyl'nik M. L, Vlasova Yu. Yu. Innovacionnye praktiki kommercializacii rezul'tatov nauchny'x issledovanij v pedagogike // Pedagogika. 2018. № 3. S. 24-37. [In Rus].