Научная статья на тему 'Организация конкурсов краеведческих исследовательских работ'

Организация конкурсов краеведческих исследовательских работ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
932
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВО / ИНДИКАТОРЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / ТРАДИЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SYSTEMICALLY ACTIVE APPROACH / QUALITY / INDICATORS AND CRITERIA FOR ESTIMATION OF A RESEARCH WORK ON LOCAL LORE / TRADITIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тымко Наталья Васильевна

Рассматриваются образовательные возможности реализации обучающимися краеведческих исследовательских и проектных работ в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы; показан опыт организации и проведения в школе конкурса краеведческих исследовательских работ по программе «Отечество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of competitions among local lore research works

There are considered educational opportunities for the realization of local lore research and project works according to the requirements of FSES in the framework of the educational programme; there is shown the experiment of organization and carrying out a competition among local lore research works on the programme “Motherland”.

Текст научной работы на тему «Организация конкурсов краеведческих исследовательских работ»

Примечания

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с.

2. Горский В. А., Русских Г. А., Смирнов Д. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников: монография. М.: Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения», 2010. 151 с.

3. Смирнов Д. В. Дидактический потенциал учебно-исследовательской деятельности // Интеграция общего и дополнительного образования: метод. рекомендации / под науч. ред. В. А. Горского; авт.-сост. В. А. Горский, С. В. Ким, Д. В. Смирнов; Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения». М.: УРАО ИСМО, 2011. С. 47-69.

4. URL: http://www.kvartkirov.ru/showplaces/view.php?id=8# (ДП им Рудницкого)

УДК 908; 379.825; 37.026.7; 371.844; 371.384

Н. В. Тымко

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСОВ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Рассматриваются образовательные возможности реализации обучающимися краеведческих исследовательских и проектных работ в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы; показан опыт организации и проведения в школе конкурса краеведческих исследовательских работ по программе «Отечество».

There are considered educational opportunities for the realization of local lore research and project works according to the requirements of FSES in the framework of the educational programme; there is shown the experiment of organization and carrying out a competition among local lore research works on the programme "Motherland".

Ключевые слова: системно-деятельностный подход; качество, индикаторы и критерии оценки краеведческой исследовательской работы; традиции воспитательной деятельности.

Keywords: systemically active approach; quality, indicators and criteria for estimation of a research work on local lore; traditions of educational activity.

В содержании Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [1] определены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

- личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; способность ставить цели и строить жизненные планы, к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

- метапредметные результаты - освоенность обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

- предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Методологической основой ФГОС является системно-деяте-льностный подход, который позволяет на каждой ступени общего образования:

- представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;

- на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;

- выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития обучающихся.

Деятельностная форма результатов образования, основанная на системно-деятельностном подходе, затрагивает вопросы проектирования педагогами образовательного процесса с использованием современных технологий деятельностного типа, к которым (среди других) можно отнести реализацию проектной и исследовательской деятельности, в том числе во внеурочной деятельности, где основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Классно-урочная система обучения не способна в полной мере создать оптимальные условия для достижения результатов, требуемых стандартами, в полной мере осуществить деятельностный подход в обучении, воспитании и развитии школьников, формирования у них практико-ориентированных результатов образования. Для этого требуется дополнительное время, неформальные формы организации практического познания школьниками окружающего мира и закономерностей его развития. Пути решения этой проблемы школы ищут за счет использования ресурсов дополнительного образования детей (ДОД) [2].

Одним из таких ресурсов ДОД, используемых в практике школы № 443 г. Москвы на протяжении более 30 лет и реализующих системно-деятельностный подход, является совместная тури-стско-краеведческая деятельность детей и взрослых (педагогов и родителей) как средство интеграции общего и дополнительного образования, так как обладает обучающим, познавательным, развивающим, воспитательным и оздоровительным потенциалом; реализует практико-ориентированные функции общего образования, формируя универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); использует научные методы познания окружающего мира (исторический, математический, информационный, лингвистический, моделирования, экспедиционный, краеведческий, наблюдения, прогнозирования, детерминизма и др.); устанавливает взаимосвязь между содержанием, технологиями, методами и формами образовательной деятельности общего и дополнительного образования; развивает взаимодействие руководителей, учителей, педагогов дополнительного образования, обучающихся, их родителей и социального окружения [3].

Кроме того, туристско-краеведческая деятельность (ТКД) включает в себя различные виды деятельности обучающегося и пе-

дагога: совместный, физический, умственный, трудовой, организаторский, познавательный, творческий, учебный, игровой и др.

Например, общественная деятельность реализуется через выполнение социальных ролей гражданина, члена коллектива турист-ско-краеведческой группы; воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре, истории своей страны и населяющих ее народов на основе формирования образа своей страны во всем ее многообразии.

Трудовая деятельность реализуется через выполнение туристских и краеведческих должностей, знакомящих с профессиями, требующими определенной подготовки: овладение умениями и навыками использования знаний и инструментария современной науки для анализа, обобщения и систематизации разнообразной информации, а также освоение начальных подходов к ее прогнозированию, оценке, моделированию и проектированию.

Бытовая деятельность реализуется через формирование навыков безопасного существования в природной и антропогенной среде, сохранение и укрепление здоровья. Это приобретение навыков ориентирования на местности, воспитание социально ответственного поведения в природной и антропогенной среде, адаптация к условиям проживания в коллективе, в природных условиях, приобретение знаний об опасных природных и техногенных явлениях и основных правилах поведения в случае их возникновения.

Культурная сфера деятельности реализуется через знакомство с культурно-историческими особенностями народов и регионов России.

Учебная деятельность реализуется в ходе выполнения и составления каждым участником (обучающимся) отчета о выполненной работе как в рамках туристской, так и краеведческой должности, а также выполнения краеведческой исследовательской работы по какой-либо теме с использованием собранного краеведческого материала. В процессе этого происходят не только компенсация в пробелах и закрепление школьных знаний, но и реализуется метод самостоятельного приобретения обучающимися научных знаний из различных источников информации, формируется умение применять на практике полученные знания [4].

Итогом многолетней совместной ТКД детей и взрослых является создание в школе краеведческого музея русского быта и ремесел «Духовные истоки русского народа», который официально был 138

открыт в 2006 г. и является инновационной площадкой Федерального государственного научного учреждения Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» (лаборатория дополнительного образования) по теме «Музей - развивающая образовательная среда».

В соответствии с Концепцией развития музея «Музей - развивающая образовательная среда» [5], одно из направлений его деятельности - проектирование и реализация индивидуального образовательного маршрута обучающегося, который представлен краеведческой исследовательской работой (проектом) в рамках одной или нескольких научных областей на основе интегрированного знания. Работа выполняется в походе, экспедиции или во время экскурсии/турпрогулки с целью наблюдения исследуемого объекта или явления, для сбора краеведческой информации и доказательств исследования.

Выбор тем краеведческих исследований в процессе турист-ско-краеведческой деятельности детей соответствует перечню направлений программы «Отечество» и определяется комплексом факторов:

- историко-географическими и социально-экономическими особенностями района туристско-краеведческого путешествия;

- интересами и потребностями самого обучающегося в достижении необходимого образовательного результата;

- уровнем владения обучающимся школьными знаниями по общеобразовательным предметам и программой дополнительного образования туристско-краеведческого профиля (туристско-крае-ведческий опыт, приобретенный, в частности, через участие в активных формах туризма и краеведения, через выполнение и сменность в каждом последующем туристско-краеведческом цикле туристских и краеведческих обязанностей-должностей);

- возрастом обучающегося и медицинским допуском к участию в активных формах детского туризма;

- профессионализмом учителя и педагога дополнительного образования туристско-краеведческой направленности;

- возможностями школы удовлетворить образовательные потребности обучающегося в процессе туристско-краеведческой деятельности;

- учетом заинтересованности и пожеланий родителей обучающихся в разработке данной темы, оказания помощи своему ре-

бенку в ее практической реализации, написании и презентации проведенного краеведческого исследования.

Большим потенциалом в выборе тем краеведческих исследований обладает школьный краеведческий музей. Это не только изучение отдельных музейных экспонатов под общей темой «О чем рассказал музейный экспонат: ...» и целого ряда экспонатов/предметов по определенной теме (например, «История ткачества на Руси», «История русской посуды», «История Нового года на Руси», «История ночной сорочки» и др.), но и участие в общешкольных краеведческих делах: создание учениками, их родителями и педагогами школы «Книги Памяти»; «И пусть пройдет хоть 1000 лет!», посвященное 75-летию школы и воссозданию ее истории; а также подготовка и проведение в музее тематических уроков по общеобразовательным предметам, классных часов, игр-путешествий и других форм образовательной совместной деятельности школьников и взрослых.

Школьный музей в течение 13 лет осуществляет социально-педагогическое сотрудничество с Домом детско-юношеского туризма и экскурсий (ДДЮТиЭ) «Родина» им. А. А. Остап-ца-Свешникова. ДДЮТиЭ «Родина» является разработчиком, организатором и проводящей организацией туристско-краеведческих игр на местности «Гвардия России», «Весенняя тропинка», «Осенняя тропа» и др., которые посвящаются различным значимым датам в истории нашей страны и проводятся в рамках Федеральной программы туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество». На этапе подготовки школьники собирают необходимый краеведческий материал, посещая музеи, совершая экскур-сии/турпрогулки, встречаясь с ветеранами Великой Отечественной войны, коренными жителями, различными специалистами. Собранный материал по определенной теме нередко становится основой краеведческого исследования.

В соответствии с концепцией детско-юношеского туризма и краеведения «Школа жизни - окружающий мир» (автор А. А. Оста-пец-Свешников), основные районы путешествий:

- для школьников 1-4-х классов (экскурсии, экскурсии-походы, туристско-краеведческие игры на местности) является «родное гнездо»: район Перово, Москва и ближнее Подмосковье. Поэтому их краеведческие исследовательские работы имеют познавательный характер с элементами краеведческого поиска и наблюдений: 140

«История моей улицы», «История Царской пасеки в лесопарке Измайлово», «История возникновения поселения Перово», «Птицы Измайловского лесопарка», «История возникновения Царского дворца в Измайлово», «История новогодней игрушки», «Детская слобода - зеленый остров микрорайона школы», «Лекарственные растения Измайловского лесопарка»; «Кто такие октябрята», «История школьной формы» и «Школьные праздники» на примере истории школы № 443 и др.;

- для школьников 5-7-х классов диапазон районов путешествий (дальние и многодневные экскурсии, походы выходного дня, 23-дневные походы, экспедиции) расширяется и включает кроме Москвы и Подмосковья регионы, прилегающие к Московской области. Темы краеведческих работ имеют не только познавательный характер. Они основаны на краеведческих наблюдениях обучающихся и содержат элементы исследования: «Результаты снегомерных съемок в Измайловском лесопарке», «Почему река Грязева Истринского района Московской области не является больше источником питьевой воды», «Уникальный природный объект Подмосковья - Пара-моновский овраг (Дмитровский район)», «История скопинской керамики (г. Скопин Рязанской области)», «Влияние рельефа на высоту снежного покрова (река Волгуша Дмитровского района Московской области)», «Неофициальные топонимы Перова: Площадь Пяти углов», «История школьных медалей и медалисты школы № 443», «История школы № 443 в лицах: педагоги» и др.;

- обучающиеся 8-11-х классов совершают ближние и дальние экскурсии, экспедиции, туристско-краеведческие походы, в том числе степенные и категорийные в различные районы России. Темы краеведческих исследовательских работ связаны с заданиями, которые получает тургруппа до выхода на маршрут от образовательных, туристских и других учреждений, учителей школы, школьного музея: «Состояние кедрового стланика Байкальского хребта по маршруту.», «Описание, фотографирование, определение координат и нанесение на карту маршрута неизвестных туристских стоянок» (Байкальский хребет), «Роль краеведческой подготовки юного туриста для безопасного прохождения маршрута» (Байкальский хребет); «Топонимические исследования по маршруту... (Онежский полуостров, Поморский берег и Ветреный пояс Архангельской области)», «Экологические проблемы Онежского полуострова и пути их решения», «Проект использования рекреа-

141

ционных ресурсов Онежского полуострова с целью решения экономических, экологических и социальных проблем района»; «Малые народы России: саамы», «Саамские игры» (Кольский полуостров); «Выживание в Онежской тайге», «Природа Поморского берега в русском национальном костюме», «Особенности говора поморов», «О чем рассказал музейный экспонат поморский еловый барометр», «Влияние морских приливов и отливов Белого моря на жизнь организмов литоральной зоны» (Нименьгская губа и губа Смоляниха), «Влияние целебных свойств гидроминеральных ресурсов Поморского берега на организм человека в условиях пешеходного похода»; «Переосмысление событий Сталинградской битвы» (по воспоминаниям участника Великой Отечественной войны, защитника Дома Павлова Г. С. Потанского, жителя района Перово); «Влияние работы апатитонефелиновых обогатительных фабрик г. Кировска на экосистему озера Большой Вудъявр» (Хибины), «Современные проблемы российского коневодства в с. Хреновое Бобровского района Воронежской области»; «История школы № 443 в годы Великой Отечественной войны», «История туристско-краеведческой группы "Вездеход" школы № 443» и др.

Обучающиеся школы с ограниченными возможностями здоровья проводят краеведческие исследования в районе Перово, на отдельных территориях Восточного округа и Москвы в рамках многолетних комплексных экспедиций обучающихся Восточного округа «Москва-река» и «Зеленые острова Восточного округа», которые проводит ДДЮТиЭ «Родина», в рамках общешкольных краеведческих дел: «История церкви Знамения Божией матери на ул. Сергея Лазо», «От Володимерской дороги до шоссе Энтузиастов», «Особенности московской иконописи: иконописная мастерская "Александрия" в Преображенском», «Исчезнувшие природные объекты Перова (микрорайон школы)», «Экологическое состояние прудов на реке Чурилиха (Пономарка, Нищенка) в лесопарке Кузьминки», «Река Хапиловка: прошлое и настоящее», «Мифы, предания и суеверия жителей Перово», «Моя родословная» и др.

Выполненные работы обучающиеся представляют на ежегодном школьном конкурсе краеведческих исследовательских и проектных работ «Звездопад», который проводится в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество». Победители и призеры представляют свои исследования 142

на окружных, городских и Всероссийских этапах краеведческого конкурса «Отечество».

Положение и Условия конкурса «Звездопад» разработаны в соответствии с Программой «Отечество». Конкурс проводится с целью развития познавательных и творческих способностей обучающихся средствами туристско-краеведческой, исследовательской и музейной деятельности и решает следующие задачи:

- развитие познавательного интереса, приобретение познавательных умений, активизация творческого начала личности школьника;

- активизация познавательной деятельности школьников, повышение мотивации к учению, расширение кругозора;

- активизация поисковой, исследовательской и музейной работы детских классных коллективов;

- формирование у школьников предметных, межпредметных и ключевых компетенций, относящихся к общему содержанию образования (учебно-познавательная, ценностно-смысловая, общекультурная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетентность личностного самосовершенствования);

- создание условий для развития детских классных коллективов, раскрытия индивидуальности каждого школьника в ходе подготовки и участия в конкурсе;

- осуществление духовно-нравственного воспитания школьников, бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию родного края, России и мира;

- формирование устойчивого интереса школьников к ориентации и выбору будущих профессий;

- выявление и поддержка одаренных школьников, обладающих способностями к творческой деятельности и проводящих совместно с педагогом учебные и краеведческие исследования;

- обобщение, обмен опытом практической совместной деятельности с обучающимися педагогов школы, повышение их профессионального мастерства.

Участниками конкурса являются обучающиеся (или группы школьников, в т. ч. объединений ДО, групп продленного дня) 111-х классов. Научные руководители краеведческих исследовательских работ - педагоги школы. Также научными руководителями могут являться педагоги других образовательных учреждений (в том числе ДО), родители (и другие родственники) обучающихся, различные специалисты.

Конкурсные работы оценивает жюри, в состав которого входят педагоги и ученые, имеющие практический опыт работы экспертами Всероссийских краеведческих олимпиад, конкурсов краеведческих исследовательских работ обучающихся «Отечество» и «Первые шаги в науке» (проводящая организация - НС «Интеграция»). В основном это научные сотрудники ФГНУ ИСМО РАО, члены Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова, педагоги ДДЮТиЭ «Родина» им. А. А. Остапца-Свешникова и Дома творчества молодежи «Восточный». Также в состав жюри входят обучающиеся школы № 443 - лауреаты и дипломанты окружных, городских и Всероссийских конкурсов «Отечество», члены Совета школьного краеведческого музея «Духовные истоки русского народа». Жюри разрабатывает критерии оценки краеведческих работ.

Основные требования, предъявляемые к краеведческой исследовательской работе:

- отражение собственного краеведческого опыта участника конкурса и его выводов;

- материал, подготовленный коллективом авторов, должен быть оформлен и представлен отдельно каждым из членов поисково-исследовательской группы в том объеме, в каком он выполнялся на практике;

- объем краеведческой исследовательской работы (формат листа, количество страниц, шрифт, кегль) без учета и с указанием объема приложений (фотоматериалов, картосхем, рисунков, чертежей, таблиц и пр.), нумерация страниц, список литературы, требования к оформлению титульного листа разработаны в соответствии с программой «Отечество».

В Условиях конкурса определены требования к структуре работы:

- титульный лист,

- содержание (с указанием страниц разделов),

- введение (обоснованность выбора темы, цели, задачи, объект, предмет, гипотеза и методы исследования),

- основное содержание (раскрытие содержания темы исследования, результаты опытно-экспериментальной части в соответствии с целью и задачами, гипотезой исследования),

- заключение (выводы по проведенному исследованию согласно выдвинутым цели, задачам и гипотезе),

144

- список использованной литературы (автор, название, издательство, год издания, количество стр.),

- источники (интернет-ресурсы с указанием полного адреса и даты пользования; карты, атласы, журналы, газетные статьи с указанием названия, авторов или коллектива авторов, год издания, номер, страницы),

- информанты (ФИО, возраст, род занятий сейчас или в прошлом, место жительства),

- приложения (фотографии с указанием номера, автора фото, места фотографирования, что изображено, когда сделано фото; карты/картосхемы с указанием номера, автора, темы изображения; зарисовки/рисунки с указанием номера, автора, темы изображения; графики, таблицы, диаграммы с указанием номера, автора-составителя, темы).

Особый акцент в Условиях сделан на требованиях, предъявляемых к защите работы, которые разработаны с целью воспитания у школьников основ научной этики. Это представление в жюри работы участником/участниками перед началом выступления, представления автора/авторов, класса (объединения ДО, ГПД и т. п.) и их научных руководителей, продолжительность выступления (не более 8 минут), форма произвольная. Также указывается на сопровождение выступления компьютерной презентацией, видеоматериалами, материальными артефактами, информацией на стендах и пристендовым материалом. Особо указывается на то, что время демонстрации презентации входит в общее время выступления и является доказательным сопровождением проведенного исследования и защиты работы.

При подготовке краеведческой исследовательской работы для участников конкурса (школьников и научных руководителей), а также для членов жюри очень важно знать, как она будет оцениваться. В Условиях конкурса «Звездопад» отдельным разделом определены индикаторы (элементы, отражающие состояние наблюдаемого объекта [6]) и критерии (признаки, на основании которого производится оценка [7]) оценки краеведческой исследовательской и проектной работы, которые помогают определить ее качество. Под качеством выполненных краеведческих исследовательских работ мы понимаем совокупность требований, указанных в Положении и Условиях конкурса и предъявляемых в них к содержанию, оформлению, структуре и защите работы.

Индикаторами и критериями оценки краеведческих исследовательских работ являются: содержательность (актуальность темы, краеведческая направленность работы, осознание целей и задач работы, определение объекта и предмета исследования, владение исследовательской методикой); оформление и образность (использование наглядных материалов, качество наглядных материалов, содержание и качество компьютерной презентации); результативность исследования (умение выявлять проблемы, формулировать предложения по выполненному исследованию, обосновывать выводы, видеть значимость проведенных исследований); умение вести дискуссию (аргументированно отвечать на вопросы, рассуждать, обоснованно высказывать свое мнение).

Оценки по предложенным критериям выставляются по 5-балльной шкале - наиболее понятной как для школьников, так и для научных руководителей, родителей. Единственным дополнением к этому является использование 0,5 балла от целого числа, т. е. 0,5, 1,5, 2,5 и т. д. до целых 5 баллов.

В день проведения конкурса «Звездопад» членами жюри подводятся итоги по 3 возрастным группам: 1-4, 5-7, 8-11-е классы. Каждая работа получает определенный балл - среднее арифметическое значение всех баллов, отраженных в протоколах каждого члена жюри. Полученные результаты с рекомендациями жюри по каждой работе размещаются в школе на информационном стенде и на сайте школы. Педагогический анализ проведенного конкурса и его динамика (на основе сравнения с предыдущими годами) отражаются в справках по внутришкольному контролю за воспитательной работой, анализах деятельности ОУ за год, в публичном докладе руководителя ОУ, размещенных на сайте школы.

В отличие от окружных, городских и Всероссийских туров конкурса краеведческих исследовательских работ/проектов по программе «Отечество» на школьном туре не проводится 1-й этап по оценке и допуску работ к защите из-за отсутствия для этого возможностей. В процессе защиты работы члены жюри не только задают вопросы авторам по проведенному исследованию, но и беседуют, дают рекомендации, советы, отмечая как недоработки и слабые стороны, так и яркие и интересные места работы, творческие находки и достижения автора.

В среднем каждый год на конкурсе «Звездопад» представляются 40 краеведческих исследовательских работ. Количество непо-146

средственных участников (авторов работ) составляет 80-100 школьников (ежегодно в школе обучаются 360-370 детей). Одна из причин связана с малочисленностью педколлектива (28-30 педагогов), но количество педагогов-участников (руководителей работ) ежегодно составляет 96-98%.

В процессы подготовки, проведения и завершения конкурса (подведения итогов - награждение) вовлекается до 95% школьников: оформление вестибюля школы 1-го и рекреации 4-го этажа, актового зала школы и др. Руководит подготовкой к конкурсу Совет музея и Совет старшеклассников, которые также организуют подготовку необходимого оборудования для защиты работ и работы жюри; работу фотокорреспондентов, ведущих конкурса, подбор музыкального сопровождения, работу во время проведения конкурса «секунданта» (отслеживает регламент, отведенный на защиту работы) и др. Деньги на приобретение наград (именные медали, грамоты, призы) для лауреатов и призеров конкурса зарабатываются сбором макулатуры и проведением Ярмарки гениев, в которых принимают участие школьники всех классов, а также их родители и педагоги.

Конкурс «Звездопад» традиционно проводится в последний учебный день 1-й четверти перед началом осенних каникул. В этот день школа работает по специально составленному расписанию, позволяющему всем школьникам, педагогам и родителям побывать на защите конкурсных работ, а конкурсантам - представить результаты своего исследования в аудитории сверстников в 6080 человек и приобрести опыт публичного выступления.

В конце ноября на базе школы проводится окружной тур конкурса краеведческих исследовательских работ и проектов по программе «Отечество», подготовка к которому и проведение (включая участие в нем) вовлекает в совместную деятельность школьников и взрослых по оформлению школы, подготовке кабинетов для работы различных секций, обслуживанию в них технических средств; проведению экскурсий по музею, регистрации гостей и участников конкурса, организации работы «Чайных гостиных» и, конечно, подготовка защит работ, рекомендованных жюри конкурса «Звездопад» для участия в окружном туре. С 2013 г. в нем принимают участие и дети нашего дошкольного отделения.

Краеведческие исследовательские работы на конкурс «Звездопад» школьники представляют не только на всех турах конкурса

147

«Отечество», но и на других конкурсах Восточного округа и Москвы. Это научно-практические конференции «Эврика» и «Ломоносовские чтения», историко-краеведческие конкурсы «Квадрига» и «Постижение истории»; конкурс краеведческих работ «Из дальних странствий возвратясь», фестиваль научно-технического творчества молодежи «Образование. Наука. Производство», конкурс ученических компьютерных проектов, экологическая конференция «Экологическая безопасность и здоровье школьника в мегаполисе», фестиваль музеев «Из века в век», фестиваль детского творчества «Хрустальная капелька» (номинация «Краеведение») и др.

Краеведческие исследования используются как основа содержательной части традиционного общешкольного праздника «Вахта Памяти», тематических уроков по общеобразовательным предметам; проведения экскурсий, выставок, игр-путешествий и других форм образовательной деятельности в школьном музее.

В соответствии с требованиями ФГОС руководство учебно-исследовательскими работами и проектами требует от педагогов умения их организовывать и сопровождать. Для этого в школе осуществляется научно-методическая подготовка педагогов через работу педсоветов, методических объединений, проведение научно-практических семинаров, «круглых столов», самообразование и других коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения педагогов по практическому овладению педагогами современными образовательными технологиями и методиками деятельностного типа (проектного, учебно-исследовательского обучения, личностно-ориентированного образования, лич-ностно-ориентированнной коллективной творческой деятельности, социально-профессиональных проб, педагогики сотрудничества), способствующими интеграции общего и дополнительного образования в процессе выполнения обучающимися краеведческих исследовательских работ.

Проводимый в течение многих лет конкурс «Звездопад» стал многолетней школьной традицией, которая в Концепции воспитательной деятельности школы по теме «Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами школьных традиций» (с целью социализации личности школьника) показана как устойчивый процесс, тенденция и явление педагогической практики общеобразовательного учреждения, существующее длительное время как эффективное средство воспитания, обучения и развития школьников. 148

Таким образом, системно-деятельностный подход, осуществляемый в процессе совместной туристско-краеведческой и исследовательской деятельности школьников и взрослых по направлениям развития личности обучающихся (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), позволяет сохранять лучшие традиции российского образования, ориентированные на новые образовательные результаты, которые отражают не только освоение предметного содержания (знаний и умений, опыта творческой деятельности), но и овладение метапредметными умениями (способами деятельности, применимыми как в обучении, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также включающие личностные результаты (систему ценностных отношений, интересов, мотивации обучающихся).

Примечания

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. ШЬ: Ь«р//штёоу.еёи.ги/ге8оиг8е/768/72768/А1е8/Е008_00^ -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Смирнов Д. В. Юный турист: изучаю родной край: сб. программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Вента-на-Граф, 2011. С. 134-169. (Начальная школа XXI века).

3. Тымко Н. В. Интеграция общего и дополнительного образования в процессе туристско-краеведческой деятельности детей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2010. С. 92-93.

4. Смирнов Д. В. Дополнительное туристско-краеведческое образование: развитие культуры подростка в исследовательской деятельности // Образование и саморазвитие: науч. журн. Казань, 2009. № 3(13). С. 137-142.

5. Тыгмко Н. В. Указ. соч.

6. Смирнов Д. В. Дополнительное туристско-краеведческое образование: развитие культуры подростка в исследовательской деятельности. С. 247.

7. Смирнов Д. В., Тыгмко Н. В. Разработка концепции развития музея общеобразовательного учреждения «Музей - развивающая образовательная среда» // Гражданско-нравственное становление и развитие школьников. краеведение. традиции и инновации: материалы V Всерос. науч-практ. конф., (г. Москва. 19 апреля 2011 г.) / Учреждение РАО «Ин-т семьи и воспитания», Историко-архивный ин-т РГГУ. Ярославль: ООО «Аверс плюс», 2011. С. 176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.