Т. В. Корсакова
(Таганрог)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
В статье рассматриваются условия развития уклада школьной жизни как важнейшего ресурса социокультурной модернизации. Выделены базовые национальные ценности, педагогические подходы к построению школьного уклада, организованного на началах российской духовности и общечеловеческой нравственности
В последние годы центр внимания все большего числа исследователей из разных областей научного знания смещается к проблемам социокультурной модернизации. Стремительные преобразования многократно повышают значимость системы образования, так как именно в образовательном пространстве формируется научный, культурный, экономический базис любого общества [8]. Современность ставит перед системой образования новые задачи, непосредственно связанные с особенностями жизнедеятельности школы.
В самом начале XXI века образование обогатилась достаточно новым для его истории понятием «Уклад жизни образовательного учреждения». Так, в рамках проведения эксперимента по структуре и содержанию общего образования была определена необходимость совершенствования уклада школьной жизни как компонента образования, который создаст основы для обеспечения необходимого качества обучения и воспитания, повышения статуса учителя и общеобразовательного учреждения, поддержания единого образовательного пространства на всей территории России [4].
В рекомендациях по совершенствованию школьных укладов отмечалось, что определение путей развития школьной жизни будет способствовать подготовке молодого поколения к жизни, адаптации его в быстро меняющемся мире, реализации его потенциала в личных интересах и в соответствии с запросами общества [7].
Такой подход к образованию в полной мере проявился в Концепции национальной образовательной политики в Российской Федерации. В ней особо подчеркивается, что многомерно-сложный этнический, конфессио-
нальный, культурно-региональный характер российского общества задает необходимость «включения в число главных приоритетов образования (наряду с собственно образовательными целями] также и цели духовной консолидации многонационального народа России в единую политическую нацию... в со-гражданство, объединяемое и цементируемое общими ценностями гражданского общества». Определен и новый социально-политический статус образования, которое рассматривается в документе как «инструмент реализации этнонациональной политики в процессах модернизации - социокультурной трансформации... полиэтничного российского социума в полиэтничное, но внутренне гомогенное гражданское общество» [5].
Эти перспективные идеи положены в основу Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. В аспекте воспитания они рассматриваются как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общества, направленный на раскрытие потенциала личности в национальных духовных и культурно-исторических традициях, формирование и развитие у российских школьников общей системы нравственных ценностей.
В качестве ценностных ориентиров системы общего образования определены:
- гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
- идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценности человеческой жизни, труда, семейные ценности;
- патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур;
- ценности личностной, социальной и государственной безопасности;
- национальное согласие по основным этапам становления и развития общества.
Компонентом основной образовательной программы становится Концепция духовнонравственного воспитания российских школьников. Она является аксиологической (ценностно-нормативной] основой взаимодействия общеобразовательных учреждений с иными субъектами социализации: учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, общественными и традиционными российскими религиозными организациями, СМИ с целью совместного обеспечения условий для духовно-нравственного развития обучающихся [1].
Актуальность Концепции, как организационно-педагогического условия построения школьных укладов, определяется тем, что, помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России, в развитии страны имели место и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических потрясений. Они оказали деструктивное воздействие на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону, труду, друг к другу. Духовная дезинтеграция общества, вызванная девальвацией ценностей старшего поколения, и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что страна оказалось у черты, за которой может начаться физическое вырождение нации. Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики вызвали эрозию моральных норм и нравственных установок, традиционных для России. Одна из причин такого положения в том, что не завершен процесс формирования системы общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные смысложизненные ориентиры.
На этом фоне перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является продуктивным. Образовательное учреждение при раз-
работке собственного уклада жизни может вводить дополнительные ценности, способствующие более полному раскрытию национального воспитательного идеала в учебновоспитательном процессе. Также с учетом возрастных и индивидуальных характеристик обучающихся, их потребностей и запросов родителей, региональных условий и других особенностей протекания образовательного процесса образовательное учреждение может делать упор в воспитании на особые группы базовых национальных ценностей. При этом важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее социокультурном многообразии и национальном единстве.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное] представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель -воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Целесообразность отражения национального воспитательного идеала и основной педагогической цели в укладе школьной жизни, интегрированном в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность, диктуется поли-субъектностью современного процесса воспитания и социализации ребенка. Образовательное учреждение может корректировать содержание воспитательного идеала и цели, основываясь на иных законодательных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с учетом этнических, куль-
турных, социальных и иных региональных условий организации воспитания и социализации обучающихся.
Однако субъекты образовательного процесса в современных условиях не способны самостоятельно обеспечить полноценное решение задачи построения школьных укладов, так как в этом процессе активно участвуют различные общественные, культурные, религиозные организации, СМИ и иные субъекты влияния. Важно обеспечить согласованность действий между этими субъектами влияния в решении принципиального вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия. Кроме того, необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации путем согласования программ школьной жизнедеятельности на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Педагогическое сообщество, общеобразовательная школа должны взять инициативу в определении национальных педагогических приоритетов.
Уклад школьной жизни, чтобы быть эффективным, должен востребоваться жизнью ребенка, его семьей, другими людьми, обществом. Социализация и своевременное социальное созревание ребенка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества: реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит тогда, когда воспитание не ограничивается лишь информированием обучающегося о тех или иных ценностях, а открывает перед ним возможности для нравственного поступка.
Факт включенности образования и воспитания во все процессы модернизации России предопределил основную идею - стандарт как общественный договор, создающий условия для реализации духовно-нравственного уклада школьной жизни. Стандарты выявляют и согласовывают интересы основных социальных субъектов воспитательного процесса: государства, семьи, школы, научно-педагогического сообщества, общественных организаций, бизнеса и др. Периодически повторяемая процедура согласования и принятия стандарта приобретает форму конвен-
циональной нормы, актуализирует общую для различных социальных групп систему духовно-нравственных ценностей и воспитательных приоритетов. Идея стандарта образования как общественного договора является определенным гарантом реалистичности школьного уклада, поскольку согласование интересов приводит к солидарной ответственности социальных субъектов за состояние и результаты духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Такой подход не имеет ничего общего с утверждением единообразия педагогических процессов. Наша страна разнообразна по этническому, конфессиональному, культурнорегиональному, социальному составу. Это многообразие составляет одно из национальных богатств и открывает дополнительные возможности для модернизации России. Стандарты не ограничивают развитие специфических региональных подходов, наличие разных видов школ. Реальные уклады жизни конкретных образовательных учреждений по своему содержанию, методам и формам деятельности участников могут существенно различаться, но все они обязаны обеспечить выполнение требований стандартов к целям, задачам, условиям и результатам духовнонравственного воспитания детей и молодежи.
Еще одним принципиальным условием является деятельностный подход к построению и функционированию школьных укладов. Процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовнонравственного и социального опыта. Это позволяет выделить основные результаты целостной системы отношений, каковой и является уклад школьной жизни, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач:
- личностное развитие - готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
- социальное развитие - воспитание российской идентичности на основе принятия учащимися общенациональных духовных ценностей, хранимых в традиционных российских религиях, культурах народов России, их общей исторической судьбе; формирование у молодого поколения россиян готовно-
сти сообща противостоять глобальным вызовам современной эпохи; воспитание патриотизма и гражданской солидарности.
Когда такие результаты представлены в конкретной деятельности, все содержание школьного образования начинает восприниматься как пространство порождения смыслов, присвоения духовных ценностей и становления нравственной личности, основу которого составляют базовые ценности, закрепленные в нормативных документах (ФГОСТ РФ нового поколения, образовательная программа, программа воспитания и социализации учащихся, локальные документы: устав, программа развития школы, планы учебной, воспитательной и методической работы и т.д.].
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью, формируются и закрепляются в деятельности учащихся идеалы, смыслы и нормы укладных форм деятельности. Педагогическое обеспечение
духовно-нравственного уклада школьной жизни оказывает существенное воздействие на развитие человека, его сознание, ценности, личностные и социальные смыслы.
Такой подход особым образом структурирует уклад школьной жизни, который включает в себя инвариантную, вариативную часть, а также (через внеучебную деятельность] семью и прилегающий к школе социум, организуется в системе ключевых педагогических целей, каждая из которых является по отношению к ребенку личностно значимой жизненной задачей. Духовно-нравственный уклад школьной жизни - это пространство жизнедеятельности школьника, педагогически организованное на началах российской духовности и общечеловеческой нравственности. Открытый для семьи и социума, он представляет собой определенный ответ на потребность в значительном усилении «мягкой мощи» государства, в создании в нашей стране наиболее благоприятных условий для жизни и творческой деятельности человека. Основанный на принципах деятельности, творчества, саморазвития, нравственности, духовности, гражданской солидарности, свободы, любви и служения России, он педагогически поддерживает и развивает стремление ребенка быть россиянином, свободно и продуктивно жить в своей стране, использовать имеющиеся возможности во благо себе, своим соотечественникам, будущим поколениям, а также создавать новые условия жизни.
Литература
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / Рос. акад. образования. — М.: Просвещение, 2009.
2. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 13-20.
3. Медведев Д.А. Выступление на V Красноярском экономическом форуме 15 февраля 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medvedev2008.ru/live_press_15_02.html
4. О мероприятиях по подготовке и проведению эксперимента по структуре и содержанию общего образования / Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации. - № 3/1. - 23.01.2001.
5. Приказ Минобрнауки РФ от 03.08.2006 № 201 »О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» // Бюллетень Минобрнауки РФ. - 2006. - № 11.
6. Путин В. В. О стратегии развития России до 2020 г. / Выступление Президента РФ на расширенном заседании Государственного совета. - М.: Европа, 2008. - 28 с.
7. Рекомендации по совершенствованию «уклада школьной жизни» в условиях обновления структуры и содержания общего образования. / Письмо Министерства образования и науки РФ. -№ 22-06-1222 (НЦПИ). - 17 сентября 2001г.
8. Тихонова Н.Е. Социокультурная модернизация в России (Опыт эмпирического анализа) // Общественные науки и современность. - 2008. - №2. - С. 5-23.
9. Федеральный закон от 13.01.1996 N 12-ФЗ (с изменениями от 01.12.2007) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (принят ГД ФС РФ 12.07.1995).
--------^----------