Научная статья на тему 'Моделирование процесса организационной деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся'

Моделирование процесса организационной деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
491
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕН-НОЕ РАЗВИТИЕ / ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. MODELING / ORGANIZATIONAL ACTIVITY / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / MAIN COMPONENTS OF THE MODEL / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Анна Владимировна

Данная статья посвящена проблеме моделирования процесса организационной деятельности школы по духовно-нравственному развитию. Также описаны составные компоненты разработанной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of the Process of School’s Organizational Activity on Spiritual and Moral Development of Pupils

The article is devoted to the problem of the modeling of the process of school’s organizational activity on spiritual and moral development. The main components of such model are also described here.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса организационной деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся»

Научно-методическое и организационное обеспечение введения и реализации федеральных государственных образовательньхстандартов общего образования

УДК 371.4

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ильина А.В.

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме моделирования процесса организационной деятельности школы по духовно-нравственному развитию. Также описаны составные компоненты разработанной модели.

The article is devoted to the problem of the modeling of the process of school's organizational activity on spiritual and moral development. The main components of such model are also described here.

Ключевые слова: моделирование, организационная деятельность, духовно-нравственное развитие, основные компоненты модели, основная образовательная программа.

Modeling, organizational activity, spiritual and moral development, main components of the model, basic educational program.

В развивающихся социально-экономических условиях наиболее существенным результатом модернизации общего образования является признание приоритетности воспитательной функции общеобразовательного учреждения [3, 5, 7, 8 и др.].

При этом проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей в образовательном процессе является одним из ключевых аспектов в современной системе образования, обусловленным многими факторами, среди которых можно выделить не только отсутствие у моло -дого поколения чётких жизненных ориентиров, но и отсутствие целенаправленной деятельности общества по их формированию.

Одной из причин такого положения, по мнению разработчиков нового образовательно-

го стандарта общего образования, является не-сформированность системы общенациональных ценностей и приоритетов, что проявляется в недостатке сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил; отсутствием согласия в вопросах конкретного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров [3].

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является ком -плексной воспитательной программой, отражающей целостный разнонаправленный процесс воспитания личности в образовательном учреждении. При этом приоритетные для образовательного учреждения направления воспитания могут поддерживаться отдельными целевыми программами и проектами.

В своей структуре программа содержит комплекс мероприятий, направленных на достижение целей духовно-нравственного развития и воспитании. А поскольку программа является комплексной, то возникает необходимость управления процессами реализации разработанной программы. Одним из необходимых компонентов управления образовательным учреждением является моделирование процесса организационной деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования. Разработанная нами модель организации деятельности образовательного учреждения по данному направлению является концептуальной, для нее характерно определе-

ЧИППКРО

ние структуры моделируемой системы, свойств ее элементов и причинно-следственных связей, присущих системе и существенных для достижения цели моделирования. При этом она выполняет следующие функции:

— эвристическую, так как позволяет административным работникам образовательного учреждения получить новые сведения о процессе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

— нормативную, определяющую этапы, условия, виды и формы деятельности, обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

— интегративную, обеспечивающую перенос общих методов управления в новую ситуацию;

— регулятивную, способствующую осуществлению обратной связи на всех этапах управления рассматриваемым процессом.

Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся начальной школы, является важнейшей задачей деятельности образовательного учреждения. Так, если в школе организованы такие подпространства, как кабинеты, оформленные символикой российского государства; школьный музей; фойе школы, оформленное стендами по дорожной безопасности; рекреации, оборудованные для организации игр на переменах или после уроков; актовый зал для проведения школьных праздников; спортивный зал, то это позволяет обучающимся:

— изучать символы российской государст -венности и символы родного края;

— изучать правила дорожной безопасности;

— отмечать общенациональные, муниципальные и школьные праздники;

— изучать историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы, связи школы с социальными партнерами;

— осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности; ценности здорового образа жизни.

С этой же целью в образовательном учреждении необходимо реализовывать имеющиеся

целевые программы духовно-нравственного развития и воспитания, цели которых отражены:

— в содержании и построении урочной деятельности обучающихся;

— в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

— в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

— в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

— в специальных событиях, спроектированных с учётом определенной ценности и смысла;

— в личном примере педагогов ученикам.

Мы разделяем точку зрения разработчиков

нового образовательного стандарта о том, что организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

— нравственного примера педагога -нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

— социально-педагогического партнерства - целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;

— индивидуально-личностного развития -педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

— интегративности программ духовно-нравственного воспитания - интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

Выпуску 3(8) • 2011 Новой Школе — Новые Стандарты

- социальной востребованности воспитания - соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

С целью организации социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России необходимо согласовывать усилия всех социальных субъектов - участников воспитания: педагогического коллектива, семьи, родительского комитета, социальных партнеров.

Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, который является образцом для учеников. Педагог должен уметь организовывать учебные ситуации для решения проблем духовно-нравственного характера и связывать их с реальными жизненными и социальными ситуациями; уметь проектировать мероприятия, в которых будет происходить личностное и культурное самоопределение учащихся.

Предлагаемая нами модель состоит их четырех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов:

- целеполагающего как прогнозируемого результата, обуславливающего организацию деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также критерии и показатели данного процесса;

- организационно-содержательного, обеспечивающего управление процессом духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве их урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

- диагностико-результативного, характеризующего критерии, показатели и уровни сформированности компетенций;

- функционального, выступающего регулирующим элементом организации деятельности школы по данному направлению.

Разработанная модель носит рекомендательный характер и может корректироваться образовательным учреждением самостоятельно.

Содержательной основой предлагаемой модели являются понятия «духовно-нравственное развитие личности» и «духовно-нравственное воспитание личности гражданина

России», которые по своей сути являются инте-гративными. В частности, духовно-нравственное развитие личности рассматривается как последовательное расширение и укрепление в процессе социализации ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [3, с. 9].

При этом педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию, трактуется как духовно-нравственное воспитание личности гражданина России [3, с. 9].

Субъектной основой предложенной модели являются в зависимости от уровней управления, с одной стороны, педагогические и административные работники образовательного учреждения, осуществляющие педагогическое содействие в духовно-нравственном развитии и воспитании, а с другой - обучающиеся и их родители.

Главным основанием моделирования организационной деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования является социальный заказ современной школе, представленный системой общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

В качестве первого блока модели выступает целеполагающий компонент, включающий в себя:

а) определение цели работы образовательного учреждения в рассматриваемом направлении;

в) постановку конкретных задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

в) прогнозирование результатов деятельности образовательного учреждения в рассматриваемом направлении.

Данный компонент обеспечивает направленность рассматриваемых процессов.

ЧИППКРО

Согласно модели, целью работы образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся является развитие нравственного, ответственного и инициативного ученика. Заявленная цель определена заказом общества к системе общего образования. Достижение цели обеспечивается реализацией задач, сгруппированных по трем областям: в области формирования личностной, социальной и семейной культуры. Данные задачи конкретизируются образовательным учреждением самостоятельно.

Целеполагающий компонент модели, как прогнозируемый результат, включает описание планируемых результатов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию, что обусловливает организацию процесса, критерии, показатели и уровни сформированности компетенций, то есть обеспечивает методологическую и прогностическую функции рассматриваемого процесса.

Организационно-содержательный компонент обеспечивает управление процессом духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и реализуется через основные факторы, принципы, содержание и этапы управления.

Факторы являются движущей силой педагогического процесса. В ходе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся возникают отношения между внутренним состоянием личности и внешними условиями. В результате чего может появиться множество факторов, как ведущих, так и частных. Исходя из того, что частные факторы носят субъективный характер, были рассмотрены только ведущие, на наш взгляд, факторы. В нашей модели в качестве ведущих факторов выступили социальные, педагогические и психолого-педагогические факторы.

Образование, являясь общественным институтом, отражает изменения, происходящие в обществе. При этом изменения в обществе являются причиной изменений в системе образования, определяя уровень её развития, и, наоборот, изменения в системе образования создают предпосылки для новых изменений в обществе, так как в этом случае нововведения в образовании являются не только педагогическими, но и общественными проблемами. В

этом случае процесс становления личности в социокультурной среде осуществляется через систему образования, так как она является уникальным трансфером целей развития общества. Соответственно социальные факторы обучения и воспитания выступают в качестве исходной базы функционирования педагогических и психолого-педагогических факторов, интенсификации образовательного процесса на основе их взаимодействия.

В нашей модели социальные факторы представлены:

а) социально-экономическими отношениями;

б) общественным строем;

в) государственной политикой в области образования;

г) социальным заказом к общеобразовательной школе.

Опора на социальный фактор выражается в учете уровня взаимодействия социальных и других факторов; интегративных процессов, происходящих в обществе и системе образования; демократизации и гуманизации общественной жизни.

Педагогические факторы, носящие комплексный характер, представлены:

- урочной, внеурочной и внешкольной деятельностью обучающихся;

- управленческим взаимодействием участников образовательного процесса;

- учебным планом и программами отдельных учебных предметов, курсов;

- овладением учителями педагогическим мастерством, использованием ими новейших достижений науки, методик преподавания предметов, педагогических технологий.

Психолого-педагогические факторы обеспечивают взаимодействие обучающихся со средствами обучения и воспитания. Рассматривая педагогический процесс с точки зрения системно-деятельностного подхода, мы выделили следующие психолого-педагогические факторы: интеллектуальный, эмоционально-волевой и действенно-практический.

Действенность интеллектуального фактора в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся обусловлена осознанным восприятием и принятием ими ценностей семейной жизни, культурно-регионального сообщества, культуры своего народа, компонентом

Выпуску 3(8) • 2011 Новой Школе — Новые Стандарты

которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии, российской гражданской нации, мирового сообщества; соблюдением принципа преемственности в обучении.

Таким образом, важным условием успешности рассматриваемого процесса является наличие познавательных потребностей и интересов. Осознание потребностей проявляется в форме мотивов поведения.

Эмоционально-волевой фактор отображает систему откликов личности на действительность и ее активность. В этом случае воля выступает психической формой отражения действительности. Данный фактор является регулятором различных видов деятельности обучающихся.

Так как активность личности проявляется в деятельности, то действенно-практический фактор выступает в качестве средства познания мира, основы духовно-нравственного развития и воспитания. Фактически в деятельности происходит присвоение знаний, умений и компетенций, общественного опыта. Действенно-практический фактор обеспечивает постановку цели деятельности обучающихся; перевод обучения в самообучение, воспитания в самовоспитание вследствие того, что в процессе обучения формируется отношение к усваиваемым универсальным учебным действиям. Следовательно, психолого-педагогические факторы от -ражают взаимодействие обучающихся как с другими участниками образовательного процесса, так и с социумом.

В предлагаемой модели системно-деятель-ностный подход рассматривается в качестве принципа организации деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности. Данный подход представляет собой комплекс принципов и методов, систему понятий, выполняющих, прежде всего, методологическую функцию. Поэтому он не имеет четких границ применения и может выступать как принцип познания. Как известно, принципы выводятся из закономерностей, теорий и практики, в результате чего они объективны по происхождению. В итоге принципы выступают как связующее звено между теорией и практикой. То есть принципы являются основополагающими требованиями, определяющими общее направление образовательного процесса,

его цели, содержание и методику организации. Исходя из этого, в нашей модели подход и принцип совпадают по содержанию.

С точки зрения системно-деятельностного подхода, деятельность рассматривается как система, нацеленная на результат. В системе образования как ведущей социальной деятель -ности результат выступает системообразующим фактором. Таким образом, процесс воспитания можно представить в виде процесса трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в смыслообразующие мотивы поведения. Соответственно с самого начала в рассматриваемом подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы. При этом результат может быть достигнут только если есть обратная связь, представляющая собой процедуры аттестации, аккредитации, лицензирования, тестирования и пр. Принципиально то, что деятельность как система всегда имеет генетически развивающий план анализа, поэтому каждый раз надо выделять психолого-возрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Рассматриваемый подход как принцип организации деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся выполняет следующие функции:

а) организационную, способствующую организации педагогического процесса, направленного на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

б) интегративную, в результате чего рассматриваемые процессы образуют целостную систему;

в) прогностическую, дающую возможность предсказать результаты деятельности.

Содержательный компонент модели представляет собой алгоритм действий педагогического коллектива по решению поставленных задач на основе системно-деятельностного подхода в учебной, внеклассной и методической работе учителя. Специфика данного содержания обусловлена сформулированной целью и положениями системно-деятельностного подхода.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным, многоплано-

ЧИППКРО

вым процессом. Управление данным процессом включает три этапа:

1 этап - аналитико-прогностический;

2 этап - организационный;

3 этап - контрольно-диагностический.

Аналитико-прогностический этап предполагает:

- анализ состояния образовательного учреждения с точки зрения соответствия целям и задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности, определяются критерии, показатели и уровни сформированности компетенций; уточняются методики определения сформированности компетенций и осуществляется анализ полученных данных;

- целеполагание, включающее в себя формирование, осмысление цели, задач и этапов управленческой деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- планирование педагогических воздействий с целью повышения организации и координации деятельности участников образовательного процесса.

Организационный этап направлен:

- на реализацию содержания программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся как составного компонента основной образовательной программы общеобразовательного учреждения;

- на управление педагогическим процессом;

- на коррекцию и самокоррекцию взаимодействия участников образовательного про -цесса в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Задачами контрольно-диагностического этапа являются:

- диагностика и анализ результатов образовательного процесса;

- сопоставление результатов с поставленной целью и определение необходимых мер, направленных на коррекцию с целью повыше-

ния эффективности функционирования представленной модели.

Таким образом, выделенные этапы образуют замкнутый цикл, взаимосвязанную систему, способствующую духовно-нравственному развитию и воспитанию личности.

Диагностико-результативный компонент рассматривается через критерии, показатели и уровни сформированности компетенций обучающихся и формулируется образовательным учреждением самостоятельно.

Функциональный компонент модели регулирует процесс духовно-нравственного развития и воспитания личности и может включать в себя комплекс педагогических, организационно-управленческих и иных условий. В частности, в данном блоке могут быть определены особенности деятельности отдельных специалистов школы по реализации основных положений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Задачами педагогического коллектива является не только обеспечение повышения компетенции родителей и учащихся по данным вопросам, но и формирование высоконравственного гражданина. При этом для родителей и обучающихся, как субъектов образовательного процесса, характерны свои специфические виды деятельности. Так, в функционал административных работников целесообразно включить организацию и проведение обучающих семинаров, лекториев, практических курсов не только для педагогов школы, но и родителей обучающихся по актуальным аспектам духовно-нравственной культуры.

Модель организационной деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования представлена на рисунке 1.

Выпуск3(8)» 2011 Новой Школе — Новые Стандарты

Рис. 1. Модель организационной деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы

начального общего образования

ЧИППКРО

Таким образом, воспитание человека, формирование качеств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться является важнейшим условием успешного развития России. В данном аспекте программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся отражает основные тенденции по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, интегрированного в различные сферы деятельности (урочную; внеурочную, внешкольную; семейную и пр.), а процесс моделирования организационной деятельности школы в рассматриваемом направлении раскрывает новые свойства и связи элементов.

Литература

1. Баскаков, А.М. Основные функции управления образовательным учреждением [Текст] / А.М. Баскаков // Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ. - Челябинск, 2008. - Вып. 29 (№ 2). - С. 6-14.

2. Бим-Бад, Б.М. Образование в контексте социализации [Текст] / Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский // Педагогика. - 1996. - № 1. - С. 3-8.

3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - 24 с.

4. Дуранов, М.Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся [Текст] / М.Е. Дуранов, В.И. Жернов, О.В. Лешер. - Магнитогорск: МГПИ, 2000. - 362 с.

5. Елькина, В.А. Концептуальная модель гуманистической воспитательной системы школы-комплекса [Текст] / В.А. Елькина, Г.А. Красюн, С.Н. Трошков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -Челябинск: ООО «Пронто», 2010. - № 2(4). -С.41-47.

6. Загвязинский, В.И. Стратегия развития образования в период его модернизации [Текст]

/ В.И. Загвязинский // Образование и наука. -2003. - № 6 (24). - С. 15- 18.

7. Ильясов, Д.Ф. Проектирование педагогических теорий [Текст] / Д.Ф. Ильясов, О.А. Ильясова // Научное обеспечение системы по -вышения квалификации кадров. - Челябинск: ООО «Пронто», 2010. - № 1(3). - С. 9-16.

8. Ильясов, Д.Ф. Школа как самообучающаяся организация [Текст] / Д.Ф. Ильясов, В.В. Кудинов, А.Х. Зарипов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -Челябинск: ООО «Пронто», 2011. - № 1(6). -С.37-42.

9. Купавцев, А.В. Деятельностный аспект процесса обучения [Текст] / А.В. Купавцев // Педагогика. - 2002. - № 6. - С. 44- 49.

10. Леонтьев, А.Н. К вопросу о моделировании и математизации в психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев, Э.Н. Джафаров // Вопросы психологии. - 1973. - № 3. - С. 3-14.

11. Панов, А.И. Системно-деятельностный подход в образовании. Методические рекомендации [Текст] / А.И. Панов. - Томск: б/и, 2002. - 36 с.

12. Скрипова, Н.Е. Обеспечение готовности педагогов начальной школы к работе в условиях федерального государственного образовательного стандарта [Текст] / Н.Е. Скрипова, Л.В. Корнилова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск: ООО «Пронто», 2011. - № 1(6). -С.107-112.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Минобрнауки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

14. Штоф, В.А. Роль модели в познании [Текст] / В.А. Штоф. - Л.: изд-во ЛГУ, 1963. -128 с.

15. Яковлева, Н.О. Концепция педагогического проектирования: Методологический аспект [Текст] / Н.О. Яковлева. - М.: Просвещение, 2002. - 194 с.

Выпуску3(8)» 2011 Новой Школе — Новые Стандарты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.