УДК 373.3.016 ББК Ч421.2
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.Е. Скрипова Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
UPDATING THE CONTENT OF TEACHER’S PROFESSIONAL ACTIVITIES UNDER CONDITIONS OF IMPLEMENTING FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRIMARY GENERAL EDUCATION
N. Skripova Chelyabinsk Institute of Teachers’ Professional Retraining and Further Development
На основе анализа документов и материалов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования рассматриваются методические основы подготовки учителя к реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в системе повышения квалификации.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, профессиональная деятельность, повышение квалификации.
Methodological bases of training teachers for implementing federal state educational standards of general education are reviewed on the basis of analyzing documents and materials of Federal state educational standard of primary general education in the system of further development.
Keywords: Federal state educational standard of primary general education, professional activities, further development.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определили важные (а значит, требующие особого внимания как со стороны учителей, так и со стороны ученых) аспекты:
- изменение структуры, которая включает три группы требований: требования к структуре основных образовательных программ общего образования, условиям реализации и результатам их освоения [2];
- расширение функций, к которым относятся: обеспечение формирования российской (гражданской) идентичности как основы развития гражданского общества; обеспечение гуманизации образования и всей школьной
деятельности; обеспечение преемственности основных образовательных программ; критериально-оценочная функция [5];
- определение ключевых целей через систему ценностных ориентиров образования, которые обозначены в «Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России» [1];
- определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра содержания общего образования, принятие концепции «ядра» и «оболочки» [12];
- новое методологическое основание, в
основе которого лежит культурно-
исторический системно-деятельностный подход. При этом можно отметить, что смещаются акценты с «Чему учить?» (обновление содержания) в большей степени на «Ради чего учить?» (ценности образования) и «Как
учить?» (обновление средств обучения) [4, 5];
- ориентация на достижение не только предметных результатов, но прежде всего личностных и метапредметных результатов [7];
- изменения системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе не только оценки индивидуальных достижений обучающихся, но и деятельности педагога образовательного учреждения. Изменения будут происходить и в подходах к пониманию и оценке профессиональной педагогической компетентности, так как современный педагог должен уметь проектировать и организовывать образовательный процесс в соответствии с системно-деятельностным подходом, уметь проектировать и реализовывать программу развития универсальных учебных действий у обучающихся своего класса, уметь исследовать уровень достижения не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы [6].
Естественно, что любое кардинальное преобразование подходов к образованию предполагает преобразования в деятельности учителя, означая необходимость профессиональной переподготовки, повышение уровня его квалификации [3].
Отметим, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко обозначены требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы [9]. Речь идет, в частности, о новых квалификационных характеристиках должностей работников образования [8]. Анализ новой квалификационной характеристики учителя позволяет обозначить ряд позиций: учитель должен иметь базовое профессиональное образование, необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической и исследовательской культуры, владеть современными образовательными технологиями, сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни.
Анализ существующих нормативных документов и методических материалов Федерального государственного образовательного стан-
дарта начального общего образования позволил сформулировать необходимый комплекс изменений, обеспечивающих успешность вхождения учителя начальных классов в систему ценностей современного образования, принятия ими идеологии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, осмысления его сущности и структуры:
- изменения должны произойти на общешкольном уровне, т. е. единицей изменений является вся школьная организация, а не отдельные ее элементы;
- изменения касаются принципиальных отличий от традиционного содержания образования, обусловливающих новое содержание образования и способы деятельности педагога;
- процесс изменений должен строиться на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности педагогов;
- изменения должны носить системный и целенаправленный характер, являться результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности педагога;
- изменение подходов к системе оценивания профессиональной деятельности учителя (в условиях новой системы оплаты труда, в условиях новой процедуры аттестации педагогических кадров) [10];
- изменения в основных профессиональных позициях современного учителя в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (организатор деятельности, консультант, эксперт, партнер, фасилитатор, тьютор и др.);
- изменения в обязательном порядке будут затрагивать вопросы проектирования образовательного процесса с точки зрения его направленности на достижение требований стандарта к результатам [11];
- изменение представлений о результатах образования ведет к переходу от традиционного зуновского подхода, в котором под образовательными результатами понимается степень освоения и уровень сформированности предметных знаний, умений и навыков, к системно-деятельностному, в котором на первый план выходят целостный процесс развития личности ученика, его способность к саморазвитию, самостоятельному принятию решений, рефлексивному анализу собственной деятельности, а знания, умения и навыки рассматри-
Вопросы общего образования
ваются как инструментальная основа компетенций обучающегося;
- изменения должны произойти и в подходах к пониманию, и в оценке профессиональной педагогической деятельности, так как современный педагог должен уметь проектировать и организовывать образовательный процесс в соответствии с системно-деятельностным подходом, уметь проектировать и реализовывать программу развития универсальных учебных действий у обучающихся, уметь исследовать уровень достижения не только предметных, но и личностных и мета-предметных результатов освоения учениками основной образовательной программы [10].
Следует особое внимание уделить тому, что реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования требует не только дополнительных характеристик готовности учителя, но и коррекции уже имеющихся. В чем, на наш взгляд, и состоит сложность достижения требуемых результатов образования. Это обусловлено тем, что в логике государственного образовательного стандарта 2004 года, ориентированного на процессуальные нормы обучения, тиражируется практика, в которой: учителя учат школьников «работать по учебнику» и не учат «работать на достижение ожидаемых результатов»; при оценке деятельности учителя основное внимание уделяется обсуждению и экспертизе программ и учебников и инспектированию учебного процесса и др.
Изменение парадигмы - ориентация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования не на процессуальные нормы, а на состав требований к результату образования в условиях его вариативности - не только отвечает внешним потребностям всех участников образовательного процесса и внутренним закономерностям развития системы образования, но и коренным образом меняет образовательный процесс по ряду аспектов и в первую очередь вынуждает учителя отойти от позиции «урокодателя» и стать профессионалом, гарантирующим становление у обучающихся способов учебной деятельности, т. е. умения учиться.
И если вести речь об обновлении содержания профессиональной деятельности учителя начальных классов к реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, то следует ориентироваться прежде всего на необходимость коррекции существующей профессио-
нальной позиции и опыта реализации предыдущего государственного образовательного стандарта. Значительная возможность в этой области отводится системе повышения квалификации, которая нуждается в модификации.
Наша образовательная программа повышения квалификации «Совершенствование профессиональной деятельности учителя в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» составлена таким образом, чтобы раскрыть методические и психологопедагогические особенности организации учебной и самостоятельной работы слушателей, целью которой является оказание поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в освоении ими основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, выстраивании перспектив педагогической деятельности в ситуации изменившихся подходов к формированию нового содержания общего образования, современных требований к достижению и оценке образовательных результатов у обучающихся.
Задачами образовательной программы являются:
- систематизация представлений о пси-
холого-педагогических особенностях по-
строения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- развитие готовности к разработке и реализации основной образовательной программы начального общего образования;
- овладение технологиями составления рабочих программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности;
- освоение современных образовательных технологий урочной и внеурочной деятельности; понимание потенциала образовательных технологий для достижения обучающимися планируемых результатов;
- совершенствование эффективных способов воспитательной деятельности; знание основных направлений и ценностных основ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях интеграции урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
- освоение знаний и понимание основных подходов к оценке достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа включает содержательные разделы: «Современные нормативно-
правовые основы образования», «Психологопедагогические основы профессиональной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», «Содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности», «Прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
Слушатели, обучающиеся по данной программе, усваивают знания, следуя логике движения от общего к частному, что оказывает влияние на тип их мышления. В основу построения учебных занятий положен практико ориентированный принцип. Программа учит действовать соответственно потребностям развивающегося объекта, в максимально полной мере учитывает специфику слушателей как взрослых обучающихся, которые являются уже состоявшимися специалистами, имеющими определенный опыт профессиональной деятельности. Такой эффект достигается за счет освоения слушателями не только теоретических знаний, но и практических знаний в рамках практической деятельности, которая проводится на базе образовательных учреждений, что позволяет им успешно действовать в разнообразных ситуациях практики, своевременно и адекватно реагировать на ее развитие.
Чрезвычайно важным фактором успеха обучения является создание на занятиях интеллектуально напряженной и при этом эмоционально комфортабельной атмосферы, постоянная и явно выражаемая готовность преподавателя к поддержке слушателей и их познавательных усилий, побуждение участников к взаимоподдержке, поощрение командного духа, специальное внимание к созданию и использованию в ходе обучения традиций, фольклора данной группы людей в ситуации «здесь и теперь».
Обучение по данной программе представляет собой единство аудиторной и внеаудиторной работы, образования и самообразования. В аудиторной работе использование монологических методов мотивируется реальной необходимостью и наличием у слушателей актуального запроса на новую теоретическую информацию, нужную для решения
учебных задач. Лекции носят проблемный характер, изложение материала сопровождается постоянным диалогом со слушателями, вопросами на уточнение и понимание, а также выполнением различных упражнений с последующим обсуждением и комментированием их результатов. Значительное место в аудиторной работе предполагается отвести работе по анализу ситуаций, работе с диагностическими методиками, анализу и оценке документов и материалов, разработке, защите и экспертизе индивидуальных и групповых микропроектов, проведению аукционов идей, ярмарок проектов, круглых столов, презентаций опыта, мозговых штурмов, деловых и ролевых игр.
Таким образом, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования существенно меняются содержание и характер профессиональной деятельности педагога. Сегодня педагог должен быть готов не только к осуществлению педагогической деятельности в новых условиях, но и быть направлен на организацию полноценной социально ориентированной деятельности школьников. В его арсенале должны присутствовать эффективные способы организации урочной и внеурочной деятельности, которые нацелены на достижение обучающимися новых образовательных результатов, выраженных в терминах универсальных учебных действий. Соответственно, на передний план выдвигаются умения проектировать педагогический процесс с использованием современных образовательных технологий, осуществлять оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Предлагаемая нами образовательная программа как раз и нацелена на оказание помощи и поддержки педагогам образовательных учреждений в освоении эффективных способов педагогической
деятельности в условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Литература
1. Данилюк, А.Я. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России: учеб. пособие / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. -М. : Просвещение, 2010. - 24 с.
Вопросы общего образования
2. Закон Российской Федерации «Об образовании». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Ильясов, Д. Ф. Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: метод. рекомендации / Д. Ф. Ильясов, А.А. Севрюкова. - Челябинск: Изд-во ООО «ПРОНТО», 2011.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. -152 с.
5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (проект) / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
- М. : Просвещение, 2008. - 39 с.
6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч. / под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2010. - Ч. 1. - 215 с.
7. Планируемые результаты начального
общего образования / Л.Л. Алексеева,
С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд.
- М. : Просвещение, 2010. - 120 с.
8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Фе-
дерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». - http://www.
mon.gov.ru.
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 г. № 373 «Обутверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - http://www.standart. edu.ru
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта
2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». - http://www.mon.gov.ru.
11. Скрипова, Н.Е. Основная образовательная программа, реализующая Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: метод. пособие / Н.Е. Скрипова, О.И. Кузьмина, Л.А. Миндубаева. - Челябинск: Цицеро, 2011. - 178 с.
12. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. -142 с.
Поступила в редакцию 23 января 2012 г