Научная статья на тему 'Уклад школьной жизни в контексте стратегических целей развития российского образования'

Уклад школьной жизни в контексте стратегических целей развития российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
858
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ШКОЛА / УКЛАД / ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ / МОДЕЛИ УКЛАДА / ХАРАКТЕРИСТИКИ УКЛАДА / NEW SCHOOL / LIFESTYLE / SCHOOL LIFE / LIFESTYLE MODELS / LIFESTYLE CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Людмила Андреевна, Игнатова Валентина Владимировна

В статье рассматривается проблема совершенствования уклада школьной жизни в контексте стратегических целей развития российского образования. Охарактеризованы различные виды и модели уклада: ультимативный, унифицированный, утилитарный, утопический, универсальный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL LIFESTYLE IN THE CONTEXT OF STRATEGIC GOALS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN EDUCATION

The article consideres the problem of improving school lifestyle in the context of strategic goals of the development of Russian education. Various kinds and models of lifestyle are characterized here: ultimative, unified, utilitarian, utopian and universal.

Текст научной работы на тему «Уклад школьной жизни в контексте стратегических целей развития российского образования»

УКЛАД ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Новая школа, уклад, школьная жизнь, модели уклада, характеристики уклада.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» является стратегическим документом развития современной школы. В данном документе отмечается, что в условиях модернизации и инновационного развития России важнейшими «качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства» [Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»]. При этом подчеркивается, что современная школа, с одной стороны, является критическим элементом в этом процессе, с другой — важным, поскольку именно ее миссия состоит в раскрытии «способностей каждого ученика, воспитании порядочного и патриотичного человека, личности, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [Там же]. Школа должна стать инструментом социального развития, соответствующим целям опережающего развития, где «обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем» [Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы].

Новая школа — это новые учителя, центр взаимодействия с родителями и местным сообществом, современная инфраструктура, открытая ко всему новому. Школьники будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозируя их возможные последствия, помогать друг другу, проявлять готовность к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны. Чтобы решить эти стратегические задачи необходимо особое внимание уделять укладу школьной жизни.

В письме Министерства образования Российской Федерации «Рекомендации по совершенствованию «Уклада школьной жизни» в условиях обновления структуры и содержания общего образования» отмечается, что под «укладом школьной жизни понимается совокупность норм, правил и иных регламентов, в том числе распорядка, формирующих, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся на основе узаконенных положений и общепринятых традиций состав функций школы, порядок их осуществления, действующие в школе отношения производственного, социального характера, этикет и атрибутику, направленные на развитие социально значимых качеств личности обучающихся» [Рекомендации по совершенствованию «Уклада школьной жизни» в условиях обновления структуры и содержания общего образования, 2001, с. 80-84]. В документе указывается на необходимость сформировать основополагающие принципы школьного уклада, опирающиеся на законодательные нормы, общегражданскую и педагогическую этику, что должно стать составляющей содержания образования и особенно воспита-

ния. В качестве основных аспектов, непосредственно связанных с совершенствованием уклада школьной жизни в данном документе выделены следующие: организация ученического самоуправления и обеспечение активного проживания школьной жизни, создание организационных условий для свободного участия старшеклассников в общественных школьных и внешкольных объединениях, развитие социальных компетенций; обеспечение реального участия родителей в школьной жизни, организация их психолого-педагогического просвещения и оказание им помощи; создание комфортных и безопасных условий для организации образовательного процесса и оформление школьного этикета.

Педагогический уровень рассмотрения проблемы совершенствования уклада школьной жизни в контексте идей «Нашей новой школы» связан с парадигмаль-ными характеристиками той педагогической реальности, в которой происходит данный процесс. Согласно идеям онтопарадигмального подхода И.А. Колесниковой, объективной, субъективной и трансцендентальной реальности соответствуют три педагогических парадигмы: технократическая, гуманитарная и парадигма традиции [Колесникова, 2001, с. 24].

С нашей точки зрения, каждая из этих парадигм обусловливает становление соответствующего уклада школьной жизни, поскольку школа существует и развивается в соответствии с той парадигмой, которая господствует в конкретном образовательном времени и пространстве. Далее представим парадигмальные характеристики педагогической реальности в связи с укладом школьной жизни. Так, технократической парадигме в смысловом отношении соответствуют неравенство и ограничение на уровне отдельной личности, будь то ученик или учитель. Внутри ее возникают конкуренция, соревнование, иерархичность. Вполне логично, что в данной парадигме уклад школьный жизни приобретает авторитарные признаки.

В гуманитарной парадигме основной идеей является ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка, ценностью становятся человек, его внутреннее пространство, специфика индивидуального процесса познания. В этой плоскости педагогического бытия приоритеты принадлежат субъективированному и персонифицированному знанию. Меняется понимание стандарта, образца, эталона, модели. Здесь они скорее соотносимы с условиями, которые необходимо создать, для обеспечения развития человека. С нашей точки зрения, в соответствии с данной парадигмой происходит становление такого уклада школьный жизни, в котором точкой отсчета становится человек, признается необходимость социальной гарантии комфортного пребывания ребенка и педагога в образовательном пространстве школы. Такой уклад носит гуманитарный характер.

Парадигма традиции обращена к надындивидуальной духовной реальности и связана с восприятием человеком мира как чего-то неизмеримо более мощного, существующего по законам, изменить которые людям не дано (эзотерическое миропонимание). Данная парадигма исторически является начальной формой САМОизучения и САМОвоспитания индивида, попытавшегося заглянуть в глубины собственной души. Педагогичность данной парадигмы в контексте уклада школьной жизни обусловливает направленность на духовное развитие, на дисциплину внутренней и внешней жизни человека. Такой уклад, с нашей точки зрения, отличает от других его экзистенциально-этический характер.

Таким образом, сравнительный анализ описанных выше парадигм и их влияния на становление уклада школьной жизни показывает, что разная природа

целей в каждой из них порождает различные системы нормирования, изменение качества и оценивания педагогических результатов. В технократической парадигме цель задается «снаружи», «извне», привносится в межчеловеческие отношения из социума, может быть продиктована социальным заказом, и поэтому она изначально отчуждена от участников педагогического процесса. В гуманитарной парадигме цель зарождается внутри педагогической системы, на пересечении субъективных реальностей, в межсубъектном пространстве в результате согласования смыслов всех участников учебно-воспитательного процесса. В парадигме традиции цель уже существует как трансцендентное начало и находится вне времени [Колесникова, 2001, с. 25-33]. Не ставя задачу подробно анализировать специфику парадигмы традиции, мы разделяем точку зрения И.А. Колесниковой о том, что критерии оценки расположены в области того, что принято называть общечеловеческими ценностями и что на самом деле выходит в сферу НАДчеловеческого, вынося нормы, правила поведения и бытия в пространство духа, в пространство вселенской этики.

Уклад школьной жизни не может быть изолирован от цивилизационно-культурного движения педагогической реальности, тех обновлений, которые происходят и намечаются в российском образовании. Педагогические цивилизации могут быть типологизированы в соответствии: со спецификой основных механизмов передачи опыта от поколения к поколению; с уровнем информационной культуры общества; с доминантой познавательных установок социума: с устойчивыми способами кодирования и передачи информации; с формами рефлексии над педагогической реальностью. При этом педагогическая цивилизация характеризуется способностью порождать и удерживать в массовой практике глобальные изменения элементов педагогической культуры, соответственно выделяются три цивилизационных ступени: цивилизация природной педагогики, репродуктивно-педагогическая цивилизация и креативно-педагогическая цивилизация [Колесникова, 2001, с. 42]. Это утверждение, с нашей точки зрения, несомненно указывает на то, что уклад школьной жизни «испытывает» на себе влияние конкретной педагогической цивилизации, с одной стороны, а с другой — транслирует «присвоенные» цивилизационные признаки педагогической реальности подрастающему поколению.

Для современной школы характерны следующие цивилизационно-культурные характеристики: обеспечено создание основных механизмов модернизации системы образования, сформирована сеть образовательных учреждений, участвующих в инновационном развитии системы образования, группы лидеров для распространения практики модернизации во всей системе образования Российской Федерации, избыточные знания, многие из которых по окончании учебы остаются невостребованными; содержание образовательного опыта оказывается недостаточным для решения самых обычных жизненных задач, поскольку образование оторвано от реальных нужд и потребностей личности.

В настоящее время мы являемся свидетелями исчерпанности внутренних ресурсов репродуктивно-педагогического развития образования, о чем свидетельствуют: основные положения Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы; школьное инновационное движение в рамках приоритетного национального проекта «Образование»; ориентация на обновление Закона об образовании, множество разрабатываемых и внедряемых учебно-воспитательных моделей. Это знаменует переход в качественно иную ци-

вилизацию — креативно-педагогическую. Для нее является характерным стремительный рост рефлексивной, инновационной и информационной культур. Педагогическое сотворчество будет выступать в качестве универсального способа бытия, в рамках которого станут возможными совместное создание, осмысление, оценка инновационного опыта, его распространение, будут получены устойчивые, современные модели успешной социализации детей, разработаны критерии оценки результативности деятельности школ для дальнейшего массового внедрения и сценарии развития различных типов образовательных учреждений.

Как отмечается в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы, важным является распространение по всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей. К ним в первую очередь отнесены: инновационные воспитательные модели, обеспечивающие формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества; модели формирования культуры безопасного образа жизни, развитие системы психолого-педаго-гического сопровождения обучающихся.

Совершенствование уклада школьной жизни, с нашей точки зрения, является одним из механизмов решения задач обновления современной школы, которые определены государственными документами, определяющими стратегию развития российского образования на перспективу.

Многолетний опыт работы в гимназии № 6 г. Красноярска показал, что наиболее результативными являются образовательные стратегии, которые по своему педагогическому содержанию направлены на сохранение ВСЕчеловеческого в ребенке. С нашей точки зрения, это явление связано с принадлежностью растущего человека к миру людей в целом, с его интеграцией в мир Другого. И только педагогу доверено человекосозидание как пробуждение, «извлечение на свет», помощь другому в становлении его человеческого качества. Логика смысла, оказывая влияние на выбор учителем смысловых доминант при построении уклада гимназии, задает направленность и характер избираемой педагогической стратегии. Во имя чего производится то или иное педагогическое действие, для кого оно имеет смысл? Это вопросы, определяющие ценность педагогического выбора. Данные слова не педагогический пафос, а содержательное наполнение того уклада жизни гимназии, в котором осуществляются деятельность его субъектов, культурные связи, взаимодействие и формируются отношения воспитанников к реальной действительности. Это и есть путь во Вселенское пространство через уклад жизни гимназии.

Теоретико-практическое исследование показало, что структура уклада представлена двумя сложными базовыми компонентами: организационно-нормативной и экзистенционально-этической. Данная структура обусловлена современным состоянием социокультурной образовательной ситуации, которая представляется нам как единство объективной, субъективной и трансцендентной реальностей. Кроме того, данная ситуация связана с развертыванием гуманитарной парадигмы, построенной на ценностно-смысловом равенстве взрослого и ребенка. Это значит, что совершенствование уклада школьной жизни гимназии осуществляется в гуманитарном направлении. Покомпонентный анализ уклада школьной жизни гимназии позволил охарактеризовать каждый из них. Организационно-нормативная компонента — это компонента, отражающая объективную реальность, которая может быть управляема и конструирована в соответствии с социально-педагоги-

ческим обоснованием. Это объясняется следующим: во-первых, современная гимназия не может «уйти» от объективно заданного эталона (нормы, стандарта); во-вторых, заданный эталон имеет относительно устойчивый характер, поскольку в процессе становления и совершенствования уклада возможно привнесение в него ценностей конкретного образовательного учреждения.

Экзистенционально-этическая компонента является необходимой культурнопедагогической составляющей уклада жизни гимназии, отражающей общечеловеческие ценности, которые обусловлены отношениями человека к миру, другому человеку и самому себе, и предполагающей сотворчество взрослого и ребенка как универсального способа бытия.

В обобщенном виде вышесказанное можно выразить следующим образом: в современной гимназии совершенствование уклада школьной жизни может осуществляться на межпарадигмальном уровне, на уровне «взаимопроникновения» объективной, субъективной и трансцендентной реальностей, «на границе» педагогических парадигм. Соответственно, можно выделить несколько видов уклада: ультимативный, унифицированный, утилитарный, утопический, универсальный, каждый из которых имеет только ему присущие признаки. Нами разработаны модельные характеристики каждого из видов уклада и представлены в таблице.

Таблица

Модельные характеристики уклада школьной жизни гимназии

Уклад

Характерологические признаки

Ульти- Построен на категоричных, беза-матив- пелляционных требованиях, не-ный оправданном применении принуждения — жизнедеятельность в школе (требуемого или порученного) определяется не собственной инициативой участников образовательного процесса, а вопреки их намерениям и желаниям; предполагает совершенствование уклада в направлении беспрекословного подчинения воли взрослого или вышестоящего по рангу

Унифи- Отражает приспособленность к циро- обстоятельствам педагогической ванный реальности, ориентирован на

единообразие, упрощенную педагогическую деятельность, совершенствование, осуществляется в контексте приведения педагогических явлений к единой системе, форме, единообразию

Условная модель уклада

Взрослый Экзистенциально -

этическая

Орнанизационно- Ребенок

нормативная

Экзистенционально-

этическая

Организационно - Ребенок

нормативная

Окончание табл.

Утили- Подразумевает подчинение всех тарный педагогических действий принципу полезности, получения сегодняшней выгоды, пользы, оценки всех явлений с точки зрения возможности служить средством для достижения какой-ли-бо цели; нравственные нормы выводятся из соображений пользы, отрицаются возвышенные мотивы, преуменьшаются роли творческого и духовного; предполагает прикладное, узкопрактическое направление совершенствования уклада

Экзистенционально -этическая

Орнанизационно- Ребенок

нормативная

Утопи- Основан на нереальных, несбы-ческий точных идеях, произвольно сконструированном образе желаемого уклада, неосуществимых планах преобразования школьной жизни; совершенствование означает устремленность к идеальному устройству, лишенному научного обоснования и не учитывающему законов развития педагогической реальности

Взрослый Экзистенциально -

этическая

Орнанизационно- Ребенок

нормативная

Универ- Школа рассматривается как саль- жизненный мир — всеобщий, разный носторонний, всеохватывающий,

с разнообразным назначением для разнообразного применения, выполняющий разные функции, предполагает совершенствование уклада в контексте ориентирования на общечеловеческие ценности и человекосозидание

Экзистенциально-

Взрослый этическая

Организационно - Ребенок

нормативная

Таким образом, уклад школьной жизни определен как педагогическая реальность, включающая организационно-нормативную и экзистенционально-этичес-кую компоненты и функционально отражающая систему взаимодействия субъектов образовательного процесса.

В контексте организационно-нормативной компоненты совершенствование уклада жизни гимназии рассматривается как управляемый и конструируемый процесс и осуществляется в соответствии с программно-целевым подходом [Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы].

Совершенствование уклада школьной жизни в контексте экзистенционально-этической компоненты связано с личностно ориентированным образованием, которое направлено на человекосозидание как особый педагогический процесс, от-

ражающий результат встречи между Мирами Взрослых и Детей как равными субъектами взаимодействия.

Библиографический список

1. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики. СПб.: Детство-пресс, 2001. 288 с. (Педагогическое образование).

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011— 2015 годы. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/8286/ll.02.07-fcpro.pdf

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: http:// mon. gov. ru/dok/akt/6591/

4. Рекомендации по совершенствованию «Уклада школьной жизни» в условиях обновления структуры и содержания общего образования // Документы об образовании. 2001. № 31. С. 80-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.