Научная статья на тему 'Педагогическое наследие профессора А.В. Буданова'

Педагогическое наследие профессора А.В. Буданова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контрпедагогика / интернет-влияние / учебно-воспитательный процесс / противостояние негативному воздействию / сотрудники органов внутренних дел / социально-педагогические условия / личная профессиональная безопасность / обучение / тактика / методы / педагогическая стратегия / переговорная деятельность / counterpedagogy / Internet influence / educational process / opposition to negative influence / employees of internal affairs bodies / sociopedagogical conditions / personal professional safety / training / tactics / methods / pedagogical strategy / negotiation activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмова Маргарита Вениаминовна

Актуальность: необходимость обобщения передового опыта педагогов-методологов и практиков в контексте подготовки к празднованию 95-летнего юбилея Академии управления МВД России, в частности, педагогического наследия профессора А.В. Буданова, внесшего неоценимый вклад в методологию как общей педагогики, истории педагогики и образования, так и юридической педагогики и педагогики управления, прежде всего, в области обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. Постановка проблемы: в настоящий период, связанный со сложными социально-педагогическими условиями в России ввиду проведения специальной военной операции, сопровождаемой масштабными информационными атаками извне, в том числе посредством сети Интернет, вопрос организации и реализации учебно-воспитательного процесса сотрудников органов внутренних дел, включая адъюнктов (как будущих научно-педагогических работников) в аспекте их готовности противостоять негативному воздействию среды нуждается в дополнительном обеспечении педагогических мер. Личная профессиональная безопасность сотрудников органов внутренних дел может быть обеспечена посредством обучения тактике и методам личной профессиональной безопасности, разработанных доктором педагогических наук, профессором А.В. Будановым. Цель исследования: обобщение педагогического наследия профессора А.В. Буданова и определение возможностей его использования в современных условиях при подготовке кадров для органов внутренних дел Российской Федерации. Методы: анализ научных источников, контентанализ литературы, анализ ведомственных статистических данных, синтез, обобщение. Выводы: учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях МВД России необходимо проектировать таким образом, чтобы основной идеей и целью стали профилактика и преодоление негативных отклонений в развитии личности, вызванных системными и пролонгированными негативными воздействиями, т. е. используя контрпедагогику, реализуя данную программу поэтапно, учитывая развитие субъектной позиции обучающихся, в том числе адъюнктов, в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Храмова Маргарита Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Legacy of Professor A.V. Budanov

Relevance: the need to generalize the best practices of teaching methodologists and practitioners in the context of preparations for the celebration of the 95th anniversary of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in particular, the pedagogical legacy of Professor A.V. Budanov, who made an invaluable contribution to the methodology of both general pedagogy, the history of pedagogy and education, and legal pedagogy and management pedagogy, above all, in the field of ensuring the personal professional safety of employees of the internal affairs bodies. Problem statement: at the present time, associated with difficult socio-pedagogical conditions in Russia due to a special military operation accompanied by large-scale information attacks from the outside, including through the Internet, the issue of organizing and implementing the educational process of employees of internal affairs bodies, including adjuncts (as future scientific and pedagogical workers) in the aspect of their willing ness to resist the negative effects of the environment requires additional provision of pedagogical measures. Personal professional safety of employees of internal affairs bodies can be ensured through training in tactics and methods of personal professional safety developed by Doctor of Pedagogy, Professor A.V. Budanov. The purpose of the study is to generalize the pedagogical heritage of Professor A.V. Budanov and determine the possibilities of its use in modern conditions in the training of personnel for the internal affairs bodies of the Russian Federation. Methods: analysis of scientific sources, content analysis of literature, analysis of departmental statistical data, synthesis, generalization. Conclusions: the educational process in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia should be designed in such a way that the main idea and goal is to prevent and overcome negative deviations in personality development caused by systemic and prolonged negative influences, i.e. using counterpedagogy, implementing this program in stages, taking into account the development of the subjective position of students, including adjuncts, in the educational environment.

Текст научной работы на тему «Педагогическое наследие профессора А.В. Буданова»

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ПРАКТИКИ

Храмова Маргарита Вениаминовна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8 E-mail: akademmoskva@yandex.ru

Научная специальность: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Margarita Veniaminovna Khramova,

Candidate of Pedagogy,

Senior Lecturer at the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: akademmoskva@yandex.ru

Scientific specialty:

5.8.1. General pedagogy, history

of pedagogy and education

УДК 37

Дата поступления: 26 февраля 2024 г.

Дата принятия статьи в печать: 13 марта 2024 г.

Педагогическое наследие профессора А. В. Буданова

Pedagogical Legacy of Professor A. V. Budanov

Аннотация

Актуальность: необходимость обобщения передового опыта педагогов-методологов и практиков в контексте подготовки к празднованию 95-летнего юбилея Академии управления МВД России, в частности, педагогического наследия профессора А. В. Буданова, внесшего неоценимый вклад в методологию как общей педагогики, истории педагогики и образования, так и юридической педагогики и педагогики управления, прежде всего, в области обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел.

Постановка проблемы: в настоящий период, связанный со сложными социально-педагогическими условиями в России ввиду проведения специальной военной операции, сопровождаемой масштабными информационными атаками извне, в том числе посредством сети Интернет, вопрос организации и реализации учебно-воспитательного процесса сотрудников ор-

Abstract

Relevance: the need to generalize the best practices of teaching methodologists and practitioners in the context of preparations for the celebration of the 95th anniversary of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in particular, the pedagogical legacy of Professor A. V. Budanov, who made an invaluable contribution to the methodology of both general pedagogy, the history of pedagogy and education, and legal pedagogy and management pedagogy, above all, in the field of ensuring the personal professional safety of employees of the internal affairs bodies.

Problem statement: at the present time, associated with difficult socio-pedagogical conditions in Russia due to a special military operation accompanied by large-scale information attacks from the outside, including through the Internet, the issue of organizing and implementing the educational process of employees of internal affairs bodies, including adjuncts (as future scientific and pedagogical workers) in the aspect of their willing-

ганов внутренних дел, включая адъюнктов (как будущих научно-педагогических работников) в аспекте их готовности противостоять негативному воздействию среды нуждается в дополнительном обеспечении педагогических мер. Личная профессиональная безопасность сотрудников органов внутренних дел может быть обеспечена посредством обучения тактике и методам личной профессиональной безопасности, разработанных доктором педагогических наук, профессором А. В. Будановым.

Цель исследования: обобщение педагогического наследия профессора А. В. Буданова и определение возможностей его использования в современных условиях при подготовке кадров для органов внутренних дел Российской Федерации.

Методы: анализ научных источников, контент-анализ литературы, анализ ведомственных статистических данных, синтез, обобщение.

Выводы: учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях МВД России необходимо проектировать таким образом, чтобы основной идеей и целью стали профилактика и преодоление негативных отклонений в развитии личности, вызванных системными и пролонгированными негативными воздействиями, т. е. используя контрпедагогику, реализуя данную программу поэтапно, учитывая развитие субъектной позиции обучающихся, в том числе адъюнктов, в образовательной среде.

ness to resist the negative effects of the environment requires additional provision of pedagogical measures. Personal professional safety of employees of internal affairs bodies can be ensured through training in tactics and methods of personal professional safety developed by Doctor of Pedagogy, Professor A. V. Budanov.

The purpose of the study is to generalize the pedagogical heritage of Professor A. V. Budanov and determine the possibilities of its use in modern conditions in the training of personnel for the internal affairs bodies of the Russian Federation.

Methods: analysis of scientific sources, content analysis of literature, analysis of departmental statistical data, synthesis, generalization.

Conclusions: the educational process in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia should be designed in such a way that the main idea and goal is to prevent and overcome negative deviations in personality development caused by systemic and prolonged negative influences, i.e. using counterpedagogy, implementing this program in stages, taking into account the development of the subjective position of students, including adjuncts, in the educational environment.

Ключевые слова: контрпедагогика; интернет-влияние; учебно-воспитательный процесс; противостояние негативному воздействию; сотрудники органов внутренних дел; социально-педагогические условия; личная профессиональная безопасность; обучение; тактика; методы; педагогическая стратегия; переговорная деятельность.

Keywords: counterpedagogy; Internet influence; educational process; opposition to negative influence; employees of internal affairs bodies; socio-pedagogical conditions; personal professional safety; training; tactics; methods; pedagogical strategy; negotiation activities.

В контексте подготовки к празднованию 95-летия Академии управления МВД России коллективом данной образовательной организации проводится значительная научно-исследовательская работа по изучению научно-педагогического наследия профессорско-преподавательского состава и научных работников, проходивших службу и работавших в академии в разные годы. Среди заслуженных профессоров Академии управления МВД России особое место занимает имя и наследие доктора педагогических наук, профессора Анатолия Валентиновича Буданова. На рубеже ХХ— XXI вв. А. В. Будановым разработана концепция обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел

Российской Федерации (далее — ОВД), сформулированы постулаты контрпедагогики в деятельности сотрудников ОВД, обоснована педагогическая стратегия и тактика руководителя ОВД в работе с персоналом, дана оригинальная трактовка постулата о соблюдении прав человека в деятельности сотрудников ОВД.

Проблема личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД долгое время занимала внимание А. В. Буданова. В 1997 г. им опубликована монография «Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел» [3], в которой личную профессиональную безопасность он определил как совокупность физической безопасности (достижение минимального уровня ри-

сков для здоровья и жизни сотрудника ОВД), психологическую безопасность, отражающую низкие показатели стресса, психологической перегрузки и усталости, профессионально-нравственную безопасность, включающую профилактику профессионально-нравственной деформации личности сотрудника ОВД и ее крайних проявлений — противоправных деяний). В качестве вариантов решения проблемы обеспечения личной профессиональной безопасности А. В. Буданов предлагает программу обучения сотрудников ОВД, нацеленную на формирование профессиональных компетенций в сфере обеспечения безопасности профессиональной деятельности, тематически содержащую в себе обучение тактике и методам обеспечения личной профессиональной безопасности [3, с. 112-113].

Проблема обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД не утрачивает своей актуальности и в наши дни. В частности, по данным ГУРЛС МВД России, только в 2023 г. из числа сотрудников ОВД погиб 451 человек, ранено (травмировано) — 14 230 человек. За последние пять лет динамика свидетельствует о росте ранений и травм сотрудников, полученных как на службе, так и в быту [6, с. 30].

Таким образом, проблема обеспечения личной профессиональной безопасности стражей порядка из исключительно организационно-правовой становится, очевидно, и психолого-педагогической, на что указывал в своих трудах А. В. Буданов. Это и формирование «установки на выживание», и обучение личного состава тактике и методам личной профессиональной безопасности, и следование в оперативно-служебной деятельности и социальном взаимодействии «принципам выживания». Особенно острой эта проблема представляется в связи с участием Российской Федерации в специальной военной операции и направлении для прохождения службы на новых территориях (Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей) как сводных отрядов полиции, так и назначаемых на должности вновь принимаемых и уже проходящих службу сотрудников ОВД.

А. В. Будановым также всесторонне рассматривался феномен формирования готовности сотрудников ОВД к сопротивлению негативным воздействиям внешней среды, в том числе содержащихся в печатных, радийных и телевизионных средствах массовой информации материалах, дискредитирующего органы внутренних дел характера и их нейтрализации, в связи с чем в педагогический глоссарий им вводится термин «контрпедагогика». Актуальность

данной педагогической проблемы обусловлена масштабным распространением информационно-коммуникативной сети Интернет, электронных платформ средств массовой информации, мессенджеров и их разноречивого контента, нередко содержащего информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию сотрудников ОВД, или откровенно фейкового характера. В этой связи исследователь Н. В. Хо-дякова, развивая идеи А. В. Буданова об обеспечении личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД, отмечает, что «...педагогическими условиями воспитания у обучающихся вузов МВД России культуры взаимодействия с интернет-средой являются условия упорядочивания и дозированности интернет-влияния, свободного выбора ресурсов и средств сетевой деятельности и участия в интернет-конкурсах, проблемно-этические дискуссии и форумы на интернет-площадках, возможности для создания персонализированных сетевых проектов, которые поэтапно проектируются в образовательном процессе и реализуются в том числе с использованием конструктивно-технологических возможностей сети Интернет» [7].

Необходимо отметить, что сегодня на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России проводятся научные исследования различных педагогических проблем, решаемых в том числе с помощью сетевого взаимодействия [5], а также исследования, направленные на формирование компетентного и ответственного пользования интернет-ресурсами [1].

Проблема обеспечения личной профессиональной безопасности стражей правопорядка включает в себя также процесс формирования антикоррупционной устойчивости личного состава ОВД, который тесно связан с профилактикой профессиональной деформации личности сотрудника ОВД и правового нигилизма. По мнению А. В. Буданова, правовой нигилизм превращается в установку на действие, своеобразную «ценностную ориентацию», отражающую массовую психологию «общества потребления» [1, с. 23]. А. В. Будановым убедительно доказано, что ценности «общества потребления» и правовой нигилизм тесно связаны между собой и влекут за собой такие неблагоприятные последствия, как девиантное и делинк-вентное поведение сотрудников ОВД (коррупционные действия, использование служебного положения в личных целях, преступное сращивание с криминалитетом); деструктивное воздействие на личность, обладающее системным и пролонгированным характером и приводящее к таким явлениям, как профессионально-личностная деформация. Источниками негативного воздействия на личность сотрудника

ОВД могут быть как средства массовой информации, так и бытовые мнения о деятельности полиции. Здесь важным фактором является длительный и многократно повторяющийся характер деструктивной информации, поступающей из различных источников, которой необходимо нечто противопоставить. В этом смысле дискретные мероприятия малоэффективны. По мнению А. В. Буданова, с нигилистической системой взглядов можно бороться только с помощью контрсистемы, которой, по его мнению, выступает контрпедагогика [2, с. 23]. В содержание данного понятия А. В. Буданов вкладывает специфическое направление и условие утверждения позитивной программы развития личности сотрудника ОВД в противоречивых и динамичных социально-педагогических условиях [1]. Ключевой идеей и целью контрпедагогики выступают: профилактика и преодоление у действующих и будущих сотрудников ОВД негативных проявлений в поведении, вызванных системными и пролонгированными деструктивными воздействиями на личность сотрудника ОВД различного характера (дискредитирующие публикации в средствах массовой информации, фейки в сетях мессенджеров, взаимодействие по роду службы с асоциальными элементами и криминалитетом, повышенные социальные ожидания, психологический прессинг высшего руководства и пр.).

В своем исследовании А. В. Буданов предлагает рассмотреть логику контрпедагогических воздействий на примере ранней профилактики развития правового нигилизма у курсантов, слушателей и адъюнктов образовательных организаций высшего образования МВД России. Данные анкетирования, регулярно проводимого на постоянной основе среди кандидатов на обучение в образовательные организации МВД России, позволяют констатировать в большей степени прагматичную мотивацию к поступлению (восприятие будущей службы в ОВД как «доходного места») и ранние признаки правового нигилизма (произвольное отношение к праву, его толко-

ванию, дискретное следование правовым нормам и предписаниям, и пр.).

В условиях развивающегося многополярного мира особенно актуальным становится наследие профессора А. В. Буданова в области переговорной деятельности, понимаемой им как в широком (международном, деловом), так и в узком контексте (криминальные переговоры). А. В. Буданов также разработал рекомендации по проведению переговоров с преступниками в условиях захвата заложников на основе опыта правоохранительных органов Соединенных Штатов Америки [4], переосмыслив зарубежный опыт для применения в отечественных условиях.

В настоящее время Российская Федерация, находясь в режиме проведения специальной военной операции, нуждается в изучении и практическом применении и развитии концептуальных основ как общей, так и профессиональной педагогики, оптимизации всей системы подготовки кадров для органов внутренних дел, воспитания у сотрудников патриотизма и верности долгу [4], формирования у них информационно-коммуникативной культуры [7], готовности к информационной личной защищенности [8, с. 326].

Проведение инновационных исследований, как и реализация их результатов в образовательной практике, невозможно без опоры на научно-педагогические традиции, которые в нашей образовательной организации продолжают крепнуть и развиваются более полувека. Педагогическое наследие профессора Анатолия Валентиновича Буданова и его научные публикации сегодня, как никогда, актуальны. Современный состав кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, изучая и бережно храня научно-педагогическое наследие, продолжают приумножать его, вместе с тем являясь разработчиками уникальных педагогических подходов к обучению, воспитанию и развитию личности сотрудника органов внутренних дел.

Список литературы:

References:

1. Байков Д. М. Формирование профессио- 1. нально-личностной готовности сотрудников органов внутренних дел к противодействию информационным угрозам в сети Интернет : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2022.259 с. 2.

2. Буданов А. В. Контрпедагогика в работе с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России // Труды ВИПК МВД России: Актуальные проблемы совершенствования профессиональной

Bajkov D. M. Formirovanie professional'no-lichnostnoj gotovnosti sotrudnikov organov vnutrennih del k protivodejstviyu informacion-nym ugrozam v seti Internet : dis. ... kand. ped. nauk. Moskva, 2022. 259 s. Budanov A. V. Kontrpedagogika v rabote s kursantami i slushatelyami obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii // Trudy VIPK MVD Rossii: Aktual'nye problemy sovershenstvovani-ya professional'noj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del : materialy mezhvuzovskoj

подготовки сотрудников органов внутренних дел : материалы межвузовской науч.-практ. конф. Домодедово : ВИПК МВД Рос- 3. сии, 2008. Вып. 21. С. 20-33.

3. Буданов А. В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. Москва : Академия 4. МВД России, 1997. 133 с.

4. Буданов А. В. Практические рекомендации по ведению переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников (по материалам опыта правоохранительных органов США) : учеб.-метод. материалы для слушателей 1, 2, 5 факультетов Академии Министерства внутренних дел Российской Федерации. Москва : Академия Министер- 5. ства внутренних дел Российской Федерации, 1995.76 с.

5. Митин А. А. Формирование педагогической компетентности руководителей учебных 6. групп территориальных органов МВД России : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2019. 264 с.

6. Семинар-совещание с заместителями руководителей (начальников) территориальных органов МВД России и образовательных ор- 7. ганизаций МВД России, курирующими работы с личным составом : иллюстративно-справочные материалы. 8-9 февраля 2024 г., Москва.

7. Ходякова Н. В. Воспитание у обучающихся вузов МВД России культуры взаимодействия с интернет-средой // Современные нау- 8. коемкие технологии. 2023. № 5. С. 79-83. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/ view?id=39621 (дата обращения: 29.12.2023).

8. Человек варварского мира и варварский мир человека // Цивилизация и варварство : сб. / В. П. Буданова (отв. ред.) [и др.]. Москва : Аквилон, 2018. Ч. 2. 367 с.

nauch.-prakt. konf. Domodedovo : VIPK MVD Rossii, 2008. Vyp. 21. S. 20-33. Budanov A. V. Pedagogika lichnoj professional'noj bezopasnosti sotrudnikov or-ganov vnutrennih del. Moskva : Akademiya MVD Rossii, 1997. 133 s. Budanov A. V. Prakticheskie rekomendacii po vedeniyu peregovorov s prestupnikami v situ-acii zahvata zalozhnikov (po materialam opy-ta pravoohranitel'nyh organov SSHA) : ucheb.-metod. materialy dlya slushatelej 1, 2, 5 fakul'tetov Akademii Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Moskva : Akademiya Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 1995. 76 s.

Mitin A. A. Formirovanie pedagogicheskoj kom-petentnosti rukovoditelej uchebnyh grupp territorial'nyh organov MVD Rossii : dis. ... kand. ped. nauk. Moskva, 2019. 264 s. Seminar-soveshchanie s zamestitelyami rukovoditelej (nachal'nikov) territorial'nyh organov MVD Rossii i obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii, kuriruyushchimi raboty s lichnym sostavom : illyustrativno-spravochnye materialy. 8-9 fevralya 2024 g., Moskva. Hodyakova N. V. Education of culture of interaction with Internet environment among students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Modern high technologies. 2023. № 5. S. 79-83. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39621 (data obrashcheniya: 29.12.2023). Chelovek varvarskogo mira i varvarskij mir cheloveka // Civilizaciya i varvarstvo : sb. / V. P. Budanova (otv. red.) [i dr.]. Moskva : Akvilon, 2018. Ch. 2. 367 s.

Для цитирования:

For citation:

Храмова Маргарита Вениаминовна. Педагогическое наследие профессора А. В. Буданова // Педагогика и психология: академический журнал. 2024. № 2 (5). С. — .

Khramova Margarita Veniaminovna. Pedagogical Legacy of Professor A. V. Budanov // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2024. № 2 (5). P. — .

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.