Научная статья на тему 'Оценка и формирование профессионально-личностных качеств сотрудников как педагогическая задача деятельности подразделений по работе с личным составом территориальных органов МВД России: к постановке проблемы'

Оценка и формирование профессионально-личностных качеств сотрудников как педагогическая задача деятельности подразделений по работе с личным составом территориальных органов МВД России: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы внутренних дел / подразделения по работе с личным составом органов внутренних дел / профессиональная подготовка / морально-психологическая подготовка / педагогические основы / профессионализм / компетентность / критерии оценки / internal affairs bodies / units for working with personnel of internal affairs bodies / professional training / moral and psychological training / pedagogical foundations / professionalism / competence / evaluation criteria

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Краснова Елена Михайловна

Актуальность исследования: в cовременном российском обществе остро стоит проблема педагогической оценки и развития профессионально-значимых деловых и личностных качеств сотрудников органов внутренних дел. От степени сформированности профессионализма, компетентности и личностных свойств сотрудников во многом зависит эффективность выполнения ими оперативно-служебных задач. В связи с этим научно-педагогические исследования, которые могут создать концептуальную основу кадровой работы в МВД России и совершенствования организации подготовки личного состава, приобретают особое значение. Проблема исследования: педагогические противоречия и проблемы, возникающие в работе подразделений по работе с личным составом территориальных органов МВД России, требуют своего разрешения, в том числе исследовательскими методами. Цель: выявление профессионально-значимых качеств сотрудников органов внутренних дел и определение педагогических путей и средств повышения эффективности работы подразделений по работе с личным составом территориальных органов МВД России, обеспечивающих должное обучение и воспитание сотрудников, формирование компетентного кадрового состава. Методы: анализ и синтез теоретических положений, системный подход к изучаемой проблеме, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, социологический и статистические методы. Выводы: возрастающие требования к сотрудникам органов внутренних дел со стороны государства вызывают необходимость проведения специальных научно-педагогических исследований по определению перечня их значимых профессионально-личностных качеств. Обоснованная разработка такого перечня в свою очередь требует перестройки ведомственных систем обучения и воспитания, оценки и аттестации кадров, а также модернизации соответствующих педагогических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Краснова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment and Formation of Professional and Personal Qualities of Employees as a Pedagogical Task of the Activities of the Departments for Work with Personnel of the Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia: to the Problem Statement

Relevance of the study: in modern Russian society, the problem of pedagogical assessment and development of professionally significant business and personal qualities of employees of internal affairs bodies is acute. The degree of formation of professionalism, competence and personal characteristics of employees largely determines the effectiveness of their performance of operational and official tasks. In this regard, scientific and pedagogical research, which can create a conceptual basis for personnel work in the Ministry of Internal Affairs of Russia and improve the organization of personnel training, is of particular importance. The problem of research: pedagogical contradictions and problems arising in the work of departments dealing with personnel of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia require their resolution, including research methods. Purpose: to identify professionally significant qualities of employees of the internal affairs bodies and to identify pedagogical ways and means to improve the efficiency of the work of departments working with personnel of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, ensuring proper training and education of employees, the formation of competent personnel. Methods: analysis and synthesis of theoretical propositions, a systematic approach to the problem under study, comparative legal, structural and functional, sociological and statistical methods. Conclusions: the increasing demands on employees of internal affairs bodies from the state cause the need for special scientific and pedagogical research to determine the list of their significant professional and personal qualities. The reasonable development of such a list, in turn, requires the restructuring of departmental systems of education and upbringing, assessment and certification of personnel, as well as the modernization of appropriate pedagogical tools.

Текст научной работы на тему «Оценка и формирование профессионально-личностных качеств сотрудников как педагогическая задача деятельности подразделений по работе с личным составом территориальных органов МВД России: к постановке проблемы»

Краснова Елена Михайловна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академии Управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: elenakrasnova12@yandex.ru

Научная специальность: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

УДК 37

Elena Mihajlovna Krasnova,

Candidate of Law,

Senior Lecturer at the Department of Psychology,

Pedagogy and Organization of Work with Personnel,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: elenakrasnova12@yandex.ru

Scientific specialty:

5.8.1. General pedagogy, history

of pedagogy and education

Дата поступления: 21 февраля 2024 г.

Дата принятия статьи в печать: 13 марта 2024 г.

Оценка и формирование профессионально-личностных качеств сотрудников как педагогическая задача деятельности подразделений по работе с личным составом территориальных органов МВД России: к постановке проблемы

Assessment and Formation of Professional and Personal Qualities of Employees as a Pedagogical Task of the Activities of the Departments for Work with Personnel of the Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia: to the Problem Statement

Аннотация

Актуальность исследования: в ^временном российском обществе остро стоит проблема педагогической оценки и развития профессионально-значимых деловых и личностных качеств сотрудников органов внутренних дел. От степени сформированности профессионализма, компетентности и личностных свойств сотрудников во многом зависит эффективность выполнения ими оперативно-служебных задач. В связи с этим научно-педагогические исследования, которые могут создать концептуальную основу кадровой работы в МВД России и совершенствования организации подготовки личного состава, приобретают особое значение.

Проблема исследования: педагогические противоречия и проблемы, возникающие в работе подразделений по работе с личным со-

Abstract

Relevance of the study: in modern Russian society, the problem of pedagogical assessment and development of professionally significant business and personal qualities of employees of internal affairs bodies is acute. The degree of formation of professionalism, competence and personal characteristics of employees largely determines the effectiveness of their performance of operational and official tasks. In this regard, scientific and pedagogical research, which can create a conceptual basis for personnel work in the Ministry of Internal Affairs of Russia and improve the organization of personnel training, is of particular importance.

The problem of research: pedagogical contradictions and problems arising in the work of departments dealing with personnel of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs

ставом территориальных органов МВД России, требуют своего разрешения, в том числе исследовательскими методами.

Цель: выявление профессионально-значимых качеств сотрудников органов внутренних дел и определение педагогических путей и средств повышения эффективности работы подразделений по работе с личным составом территориальных органов МВД России, обеспечивающих должное обучение и воспитание сотрудников, формирование компетентного кадрового состава.

Методы: анализ и синтез теоретических положений, системный подход к изучаемой проблеме, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, социологический и статистические методы.

Выводы: возрастающие требования к сотрудникам органов внутренних дел со стороны государства вызывают необходимость проведения специальных научно-педагогических исследований по определению перечня их значимых профессионально-личностных качеств. Обоснованная разработка такого перечня в свою очередь требует перестройки ведомственных систем обучения и воспитания, оценки и аттестации кадров, а также модернизации соответствующих педагогических средств.

of Russia require their resolution, including research methods.

Purpose: to identify professionally significant qualities of employees of the internal affairs bodies and to identify pedagogical ways and means to improve the efficiency of the work of departments working with personnel of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, ensuring proper training and education of employees, the formation of competent personnel.

Methods: analysis and synthesis of theoretical propositions, a systematic approach to the problem under study, comparative legal, structural and functional, sociological and statistical methods.

Conclusions: the increasing demands on employees of internal affairs bodies from the state cause the need for special scientific and pedagogical research to determine the list of their significant professional and personal qualities. The reasonable development of such a list, in turn, requires the restructuring of departmental systems of education and upbringing, assessment and certification of personnel, as well as the modernization of appropriate pedagogical tools.

Ключевые слова: органы внутренних дел; подразделения по работе с личным составом органов внутренних дел; профессиональная подготовка; морально-психологическая подготовка; педагогические основы; профессионализм; компетентность; критерии оценки.

Keywords: internal affairs bodies; units for working with personnel of internal affairs bodies; professional training; moral and psychological training; pedagogical foundations; professionalism; competence; evaluation criteria.

Президент Российской Федерации1, Правительство Российской Федерации и МВД России2 на протяжении последних десятилетий фокусируют внимание на повышении эффективности деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (далее — ОВД) и их подразделений. Такая тенденция обусловливается целым наборов факторов: как геополитической международной ситуацией, так и спецификой протекания политических, экономических и социальных процессов внутри страны. К социально-политическим факторам следует отнести проводимую МВД России реформу, которая базируется на принципах

1 Выступление В. В. Путина на расширенной коллегии МВД России 17 февраля 2022 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/310/events/67795 (дата обращения: 08.01.2024).

2 Выступление В. А. Колокольцева на расширенной коллегии

МВД России 17 февраля 2022 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/310/events/67795 (дата обращения: 08.01.2024).

профессионализма и объективности оценки качества деятельности подразделений Министерства. В этой связи особое значение приобретают научные исследования, которые могут послужить основанием нового подхода к работе с личным составом МВД России.

В современном российском обществе остро стоит проблема оценки деловых и личностных качеств сотрудников ОВД. Деятельность полиции имеет целевую ориентацию на защиту прав и свобод граждан, защиту личности, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, профилактику преступности и борьбу с правонарушениями. От профессионализма, компетентности и профессионально-личностных свойств сотрудников во многом зависит эффективность решения ими оперативно-служебных задач как на уровне территориальных подразделений, так и МВД России в целом. По мнению А. М. Сто-ляренко, актуальность оценки профессиональ-

но-личностных свойств руководителем и сотрудников ОВД обусловлена как изменениями, происходящими в обществе, так и потребностью в обучении и воспитании специалистов, готовых к компетентному участию в реформировании общества [5].

С точки зрения О. А. Мальцевой, профессиональная подготовка сотрудников ОВД — это особым образом организованный процесс развития их профессиональных знаний, умений, навыков [3]. Действительно, цель профессионального обучения и воспитания сотрудников ОВД состоит в формировании такого кадрового состава, который в современных условиях соответствует предъявляемым государством требованиям, умело владеет средствами профессиональной деятельности, в том числе информационными технологиями, и обладает личностными качествами, обеспечивающими эффективность деятельности МВД России.

Профессор М. М. Добробаба пишет о взаимосвязи личностных и профессиональных качеств сотрудников ОВД, которая выражается в их профессиональной служебной деятельности [2]. Анализ психолого-педагогических работ периода 1980—2000 гг., вышедших в свет до принятия Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»3, позволил исследователю определить необходимые личностные качества для эффективной деятельности в системе государственных органов, а именно:

— интеллектуальные (способность к анализу, логическому и абстрактному мышлению, развитая память и др.);

— характерологические (личная инициатива и ответственность, упорство, добросовестное отношение к делу);

— коммуникативные (общительность, эмпа-тия, уравновешенность);

— самооценочные (способность к самокритике, чувство собственного достоинства и др.) [2].

Какие требования предъявляются к сотрудникам полиции в настоящее время и какими профессионально-личностными качествами они должны обладать?

Требования к личности и профессиональным качествам сотрудников ОВД находим в различных нормативных правовых актах: в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»4, Федеральном законе от 25 де-

3 О полиции : Федер. закон от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 08.01.2024).

4 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-

кабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»5, в Указе Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации»6, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации»7 и в целом ряде других ведомственных нормативных правовых актов8.

Анализируя действующие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность подразделений по работе с личным составом (далее — ПРЛС), и меры, принимаемые МВД России по совершенствованию этой деятельности, можно выявить противоречия между всевозрастающими требованиями к руководителям (заместителям руководителей) и уровнем их компетентности, профессионализма. Проблемы возникают в части недостаточного знания индивидуально-личностных особенностей подчиненных, нерегулярности проведения воспитательной работы с отдельными сотрудниками и коллективом, необъективности оценки профессионально важных качеств в ходе аттестации кадров. Все эти проблемы становятся факторами негативного влияния на социально-психологический климат в служебных коллективах.

Организация работы ПРЛС территориальных ОВД строится с учетом изменений статуса (государственного и правового) подразделений МВД России, а также особенностей выполнения оперативно-служебных задач, что требует поиска новых подходов и решений по организации профессионального обучения и индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками, замещающими должности в ОВД. Речь идет о формировании профессиональных и личностных качеств, а также когнитивно-операционального опыта и компетенций, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных

ской Федерации : Федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 08.01.2024).

5 О противодействии коррупции : Федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 08.01.2024).

6 О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 // СПС Гарант (дата обращения: 08.01.2024).

7 Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации : постановление Правительства Рос. Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 (с изм. и доп.) // СПС Гарант (дата обращения: 08.01.2024).

8 Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 26 июня 2020 г. № 460; Вопросы организации морально-психологического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 20.01.2024).

задач в новых условиях. При этом необходимо добавить, что каждая профессия (направление деятельности) предъявляет к сотрудникам ОВД свои специфические требования.

Вместе с тем с позиций ряда исследователей, существуют личностные психологические качества, которые являются инвариантными для многих видов деятельности в ОВД. Н. Ю. Му-ратшина [4] объединила такие качества в группы (всего ею выделено семь инвариантных групп качеств и одна профессионально-зависимая группа), каждая из которых характеризуется своей сферой проявления:

— культура профессиональной коммуникации;

— духовно-нравственная и правовая культура;

— заинтересованное отношение к профессионально-служебной деятельности;

— эмоционально-волевые свойства личности;

— рефлексивное отношение к себе;

— интеллектуальная культура;

— гражданское мировоззрение;

— профессионально важные качества.

С нашей точки зрения, оценка именно этих групп качеств целесообразна при приеме кандидатов на службу в ОВД в ходе проведения психодиагностических мероприятий.

В настоящее время выстроенная система организации морально-психологического обеспечения деятельности ОВД, предусмотренная ведомственным приказами по вопросам организации морально-психологического обеспечения ОВД, возлагает на ПРЛС выполнение определенных полномочий, которые включают в себя воспитательную, психологическую, социальную работу, в том числе и в особых условиях. Данные мероприятия направлены на воспитание высоких гражданских, профессиональных и нравственных качеств личности, обусловленных спецификой профессии и службы в ОВД; формирование профессиональной культуры, сплочение служебных коллективов. Безусловно, организация профессиональной подготовки сотрудников и, в частности, морально-психологической проводится с использованием современных информационных и педагогических технологий, с применением форм и методов дистанционного обучения, контрольно-тестовых систем. Полученные результаты используются для совершенствования организации работы с личным составом через определение степени готовности сотрудников и служебных коллективов к результативному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, профилактики нарушений дисциплины.

Вместе с тем следует отметить, что задачи, сформулированные кадровым службам ведомства Министром внутренних дел Российской Федерации, выполняются не в полном объеме и не всегда бывают решены эффек-

тивно. Очевидный факт, что в условиях повышенной нагрузки (некомплект в подразделениях основных служб МВД России по состоянию на 1 января 2024 г. составил 15,2 % (139 011 человек))9 совершенствование эффективности работы ПРЛС возможно осуществлять за счет повышения профессионализма руководителей и личного состава в целом.

Количество кандидатов на службу, прошедших профессиональный психологический отбор, существенно меньше подавших заявления граждан (в 2021 г. — 69 007 человек, не рекомендовано — 7 431 человек; 2022 г. — 69 557 человек, не рекомендовано — 6 738 человек; 2023 г. — 64 886 человек, не рекомендовано — 6 319 человек). Подготовка лиц, впервые принятых на службу — один из важных процессов профессиональной подготовки. Значимую роль в этом процессе имеют рекомендации по развитию конкретных качеств, характеризующих высокий уровень профессионализма, самостоятельного совершенствования сотрудников. В этой связи организация работы подразделений по работе с личным составом должна рассматриваться как педагогический процесс.

Изучая педагогические основы в деятельности ОВД, А. С. Галкин считает, что качество оценки и уровень формирования профессиональных качеств сотрудника ОВД находятся в прямой зависимости от аттестации сотрудника, качества и состояния ее проведения [1]. Мы можем согласиться с этой точкой зрения лишь в той части, что аттестация является частью целенаправленной, планомерной служебной и кадровой работы, обеспечивающей подготовку сотрудников ОВД на уровне, который необходим для выполнения служебных обязанностей. Однако ведущей целью должно стать повышение эффективности деятельности сотрудников без снижения педагогического качества взаимодействия руководителей и подчиненных.

Подводя итог, можем заключить, что возрастающие требования к сотрудникам ОВД со стороны государства вызывают необходимость проведения специальных научно-педагогических исследований по определению перечня их значимых профессионально-личностных качеств. Обоснованная разработка такого перечня в свою очередь потребует перестройки ведомственных систем обучения и воспитания, оценки и аттестации кадров, а также модернизации соответствующих педагогических средств достижения названной цели.

9 Статистические данные ГУРЛС МВД России // Материалы семинара-совещания с заместителями руководителей (начальников) территориальных органов МВД России и образовательных организаций МВД России, курирующими работу с личным составом. 8—9 февраля 2024 г. Москва.

Список литературы:

References:

1. Галкин А. С. Педагогические основы кадро- 1. вой работы в органах МВД : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2003. 185 с.

2. Добробаба М. М. Деформация личности го- 2. сударственного служащего как причина совершения дисциплинарных проступков на государственной службе // Административное право и процесс. 2020. № 11. СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 08.01.2024). 3.

3. Мальцева О. А. Психолого-педагогические факторы эффективности профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, впервые принятых на службу // Ученые записки Орловского государственного университета. № 1 (70). 2016. 4. С. 218—222.

4. Муратшина Н. Ю. Характеристика требований служебной деятельности к личности сотрудника ОВД // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. 5. № 3 (21). С. 124—130.

5. Столяренко А. М. Юридическая психология : курс лекций. Москва : ЭКМОС, 2000. 324 с.

Galkin A. S. Pedagogicheskie osnovy kadrovoj raboty v organah MVD : dis. ... kand. ped. nauk. Moskva, 2003. 185 s.

Dobrobaba M. M. Deformation of the Personality of a Public Servant as a Reason Disciplinary Offenses in the Public Service // Administrative Law and Procedure. 2020. № 11. SPS Konsul'tantPlyus (data obrashcheniya: 08.01.2024).

Mal'ceva O. A. Psihologo-pedagogicheskie fak-tory effektivnosti professional'noj podgotov-ki sotrudnikov organov vnutrennih del, vper-vye prinyatyh na sluzhbu // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. № 1 (70). 2016. S. 218-222. Muratshina N. Yu. Characteristics of the requirements of official activity to the personality of an employee of the internal affairs bodies // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA Russia. 2015. № 3 (21). S. 124-130. Stolyarenko A. M. Yuridicheskaya psihologiya : kurs lekcij. Moskva : EKMOS, 2000. 324 s.

Для цитирования:

For citation:

Краснова Елена Михайловна. Оценка и формирование профессионально-личностных качеств сотрудников как педагогическая задача деятельности подразделений по работе с личным составом территориальных органов МВД России: к постановке проблемы // Педагогика и психология: академический журнал. 2024. № 2 (5). С. — .

Krasnova Elena Mihajlovna. Assessment and Formation of Professional and Personal Qualities of Employees as a Pedagogical Task of the Activities of the Departments for Work with Personnel of the Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia: to the Problem Statement // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2024. № 2 (5). P. - .

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.