Научная статья на тему 'Психологические качества руководителя органа внутренних дел Российской Федерации при реализации педагогических функций в процессе управления служебным коллективом'

Психологические качества руководителя органа внутренних дел Российской Федерации при реализации педагогических функций в процессе управления служебным коллективом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
руководитель органов внутренних дел / педагогические функции / управленческая деятельность / сотрудник органов внутренних дел / head of the internal affairs bodies / pedagogical functions / managerial activity / employee of the internal affairs bodies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Благовещенская Мария Александровна, Сумина Екатерина Анатольевна

Актуальность научной статьи обусловлена ролью педагогического знания в управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел Российской Федерации. Современная управленческая деятельность руководителя органа внутренних дел диктует необходимость уточнения понятийно-терминологического аппарата педагогического компонента системы управления. Деятельность руководителей органов и подразделений внутренних дел сопряжена со взаимоотношениями с людьми (коллективом) – соответственно этому направлению управленческой деятельности отводиться достаточно значимое место. Любой руководитель в процессе управления людьми решает не только управленческие задачи, но и применяет в своей деятельности большой спектр кадровых технологий, связанных с использованием применения педагогических подходов. От управленческой и педагогической компетенции руководителей органов внутренних дел во многом зависит как укрепление законности и правопорядка, так и отношение населения к сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. Постановка проблемы: какова сущность педагогических функций современного руководителя органов внутренних дел Российской Федерации с учетом новых реалий в жизни российского общества, мировых политических тенденций? Цель исследования: выявить педагогические функции руководителя органа внутренних дел Российской Федерации как составляющие педагогического содержания его управленческой деятельности. Методы исследования: общенаучные и частнонаучные методы и подходы: системный, сравнительный, структурно-функциональный, аналитический, формально-логический и другие общие и частные методы познания правовой действительности. Результаты и ключевые выводы: педагогическая компетенция руководителя органов внутренних дел реализуется в его педагогических функциях. Среди этих функций выделяются следующие: – разъяснение сотруднику смысла непрерывного самосовершенствования и помощь в его осуществлении; – разъяснение сотруднику смысла следования в службе и жизни цивилизованным социальным, нравственным, поведенческим ценностям и предписаниям; – разъяснения и углубление смысла службы в органах внутренних дел; – педагогическая организация близких и далеких перспектив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Благовещенская Мария Александровна, Сумина Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Qualities of the Head of the Internal Affairs Body of the Russian Federation in the Implementation of Pedagogical Functions in the Management of the Staff

The relevance of the scientific article is due to the role of pedagogical knowledge in the management activities of the head of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The modern managerial activity of the head of the internal affairs body dictates the need to clarify the conceptual and terminological apparatus of the pedagogical component of the management system. The activities of the heads of internal affairs bodies and departments are associated with relationships with people (the team) – accordingly, this area of management activity is given a fairly significant place. Any manager in the process of managing people solves not only managerial tasks, but also applies in his activities a wide range of personnel technologies related to the use of pedagogical approaches. The strengthening of law and order, as well as the attitude of the population towards employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation, largely depends on the managerial and pedagogical competence of the heads of internal affairs bodies. Problem statement: what is the essence of the pedagogical functions of the modern head of the internal affairs bodies of the Russian Federation, taking into account the new realities in the life of Russian society, world political trends? The purpose of the study: to identify the pedagogical functions of the head of the internal affairs body of the Russian Federation as components of the pedagogical content of his managerial activities. Research methods: general scientific and private scientific methods and approaches: systematic, comparative, structural-functional, analytical, formal-logical and other general and private methods of cognition of legal reality. Results and key conclusions: the pedagogical competence of the head of the internal affairs bodies is realized in his pedagogical functions. Among these functions, the following stand out: – explaining to the employee the meaning of continuous self-improvement and assistance in its implementation; – explaining to the employee the meaning of following civilized social, moral, behavioral values and prescriptions in service and life; – clarification and deepening of the meaning of service in the internal affairs bodies; – pedagogical organization of near and far perspectives.

Текст научной работы на тему «Психологические качества руководителя органа внутренних дел Российской Федерации при реализации педагогических функций в процессе управления служебным коллективом»

ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ

Благовещенская Мария Александровна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: bmatula@yandex.ru

Сумина Екатерина Анатольевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: katren-sum@yandex.ru

Научная специальность: 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология

УДК 34.08

Дата поступления: 1 октября 2023 г.

Дата принятия статьи в печать: 19 декабря 2023 г.

Maria Alexandrovna Blagoveshchenskaya,

Candidate of Law,

Associate Professor at the Department of Psychology,

Pedagogy and Organization of Work with Personnel,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: bmatula@yandex.ru

Ekaterina Anatol'evna Sumina,

Candidate of Law,

Associate Professor at the Department of Psychology,

Pedagogy and Organization of Work with Personnel,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: katren-sum@yandex.ru

Scientific specialty:

5.3.5. Social psychology, political

and economic psychology

Психологические качества руководителя органа внутренних дел Российской Федерации при реализации педагогических функций в процессе управления служебным коллективом

Psychological Qualities of the Head of the Internal Affairs Body of the Russian Federation in the Implementation of Pedagogical Functions in the Management of the Staff

Аннотация

Актуальность научной статьи обусловлена ролью педагогического знания в управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел Российской Федерации. Современная управленческая деятельность руководителя органа внутренних дел диктует

Abstract

The relevance of the scientific article is due to the role of pedagogical knowledge in the management activities of the head of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The modern managerial activity of the head of the internal affairs body dictates the need to clarify the

необходимость уточнения понятийно-терминологического аппарата педагогического компонента системы управления. Деятельность руководителей органов и подразделений внутренних дел сопряжена со взаимоотношениями с людьми (коллективом) - соответственно этому направлению управленческой деятельности отводиться достаточно значимое место. Любой руководитель в процессе управления людьми решает не только управленческие задачи, но и применяет в своей деятельности большой спектр кадровых технологий, связанных с использованием применения педагогических подходов. От управленческой и педагогической компетенции руководителей органов внутренних дел во многом зависит как укрепление законности и правопорядка, так и отношение населения к сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

Постановка проблемы: какова сущность педагогических функций современного руководителя органов внутренних дел Российской Федерации с учетом новых реалий в жизни российского общества, мировых политических тенденций?

Цель исследования: выявить педагогические функции руководителя органа внутренних дел Российской Федерации как составляющие педагогического содержания его управленческой деятельности.

Методы исследования: общенаучные и част-нонаучные методы и подходы: системный, сравнительный, структурно-функциональный, аналитический, формально-логический и другие общие и частные методы познания правовой действительности.

Результаты и ключевые выводы: педагогическая компетенция руководителя органов внутренних дел реализуется в его педагогических функциях. Среди этих функций выделяются следующие:

- разъяснение сотруднику смысла непрерывного самосовершенствования и помощь в его осуществлении;

- разъяснение сотруднику смысла следования в службе и жизни цивилизованным социальным, нравственным, поведенческим ценностям и предписаниям;

- разъяснения и углубление смысла службы в органах внутренних дел;

- педагогическая организация близких и далеких перспектив.

Ключевые слова: руководитель органов внутренних дел; педагогические функции; управленческая деятельность; сотрудник органов внутренних дел.

conceptual and terminological apparatus of the pedagogical component of the management system. The activities of the heads of internal affairs bodies and departments are associated with relationships with people (the team) - accordingly, this area of management activity is given a fairly significant place. Any manager in the process of managing people solves not only managerial tasks, but also applies in his activities a wide range of personnel technologies related to the use of pedagogical approaches. The strengthening of law and order, as well as the attitude of the population towards employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation, largely depends on the managerial and pedagogical competence of the heads of internal affairs bodies.

Problem statement: what is the essence of the pedagogical functions of the modern head of the internal affairs bodies of the Russian Federation, taking into account the new realities in the life of Russian society, world political trends?

The purpose of the study: to identify the pedagogical functions of the head of the internal affairs body of the Russian Federation as components of the pedagogical content of his managerial activities.

Research methods: general scientific and private scientific methods and approaches: systematic, comparative, structural-functional, analytical, formal-logical and other general and private methods of cognition of legal reality.

Results and key conclusions: the pedagogical competence of the head of the internal affairs bodies is realized in his pedagogical functions. Among these functions, the following stand out:

- explaining to the employee the meaning of continuous self-improvement and assistance in its implementation;

- explaining to the employee the meaning of following civilized social, moral, behavioral values and prescriptions in service and life;

- clarification and deepening of the meaning of service in the internal affairs bodies;

- pedagogical organization of near and far perspectives.

Keywords: head of the internal affairs bodies; pedagogical functions; managerial activity; employee of the internal affairs bodies.

57

58

И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться.

Анатолий Луначарский

Руководитель системы МВД России играет важнейшую роль в обеспечении эффективной деятельности своего подразделения. При этом успешность его деятельности зависит от степени взаимодействия с подчиненными сотрудниками как в процессе службы, так и за ее пределами. Соответственно, очень важно правильно принять кадровое решение и создать профессиональный коллектив единомышленников.

Учитывая изложенное, а также специфику профессиональной деятельности, особое место в процессе управления служебным коллективом отводится психологическим качествам руководителя органов внутренних дел. Многие ученые выделяют профессиональные качества руководителя. Применительно к руководителю органа внутренних дел можно отнести такие качества, как: компетентность в своей профессиональной сфере с учетом уровня образования, опыта, эрудиции; совершенствование уровня знаний, умений и навыков с учетом непрерывности образования в системе МВД России; овладение и использование в практической деятельности современных кадровых технологий в управлении служебным коллективом.

Анализ научной литературы позволил скомпилировать следующие личностные качества руководителя органа внутренних дел: соблюдение этических норм; физическая и психологическая выносливость; стрессо-устойчивость; доброжелательность и одновременно добропорядочность. К деловым качествам нами отнесено: умение организовать деятельность служебного коллектива, направленную на выполнение задач, стоящих перед органами внутренних дел Российской Федерации; здоровое стремление к лидерству без завышенной самооценки руководителя; коммуникабельность; оперативность в решении задач; самообладание и самоконтроль; тайм-менеджмент и управление взаимоотношениями с окружающими.

Все вышеперечисленное непосредственно связано с исполнением руководителем педагогических функций в отношении своего личного состава.

Примеры нарушений дисциплины и законности, которые допускают сотрудники органов внутренних дел, ставят под сомнение эффективность управленческой деятельности руководителя как субъекта реализации педагогических функций.

Например, за первое полугодие 2023 г. установлено увеличение на 1,0 % количества дорожно-транспортных происшествий с участием служебного автотранспорта органов, организаций и подразделений системы МВД России и на 3,1 % количества дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине сотрудников и работников органов внутренних дел. На 24,8 % увеличилось количество сотрудников, привлеченных к административной ответственности за нарушение ПДД и на 24,7 % — дисциплинарной ответственности1.

Вышеизложенные факты более или менее косвенно связаны с осуществлением руководителями МВД разного уровня педагогических функций. В разное время изучению данной проблемы уделяли внимание ученые: А. В. Буданов, И. В. Горлинский, К. М. Левитан, А. М. Столяренко, Н. В. Сердюк и др.

А. В. Буданов рассматривает педагогические функции руководителя как комплексный аспект, где проявляются и функционируют педагогические явления, закономерности и механизмы особой природы, требующие целенаправленного и педагогически грамотного управления [1]. С точки зрения Н. В. Сердюк, педагогические функции руководителя — это педагогически ориентированный аспект его работы, где учитывается педагогическая целенаправленность, осознанность поведения и принимаемых решений, и других мер [2]. Особое внимание Н. В. Сердюк уделяет педагогической роли руководителя в процессе стимулирования подчиненных к саморазвитию.

Опираясь на мнение ученых, мы считаем, что педагогические функции руководителя системы МВД России — это осуществление на системной и плановой основе четко организованной деятельности, направленной на развитие и формирование профессиональных компетенций, а также нравственных и эстетических качеств личности подчиненных сотрудников.

Выделим основные педагогические функции в деятельности руководителя:

1. Правовое воспитание — это целенаправленная и систематическая деятельность руководителя органов внутренних дел (далее — ОВД), ориентированная на формирование у сотрудников высокого уровня правосознания и правовой культуры, ценностно-нравственных ориентиров в целях достижения положительных результатов в деятельности по укреплению служебной дисциплины и законности.

1 Обзор о состоянии аварийности на служебном автотранспорте органов, организаций и подразделений МВД России за первое полугодие 2023 г.

Это направление деятельности руководителя играет важную роль в процессе формирования основ правосознания сотрудников органов внутренних дел, а также формирование мотивации у сотрудников на качественное выполнение служебно-профессиональных обязанностей.

Таким образом, руководители органов, организаций и подразделений МВД России выполняют важную роль в правовоспитательном процессе, стремясь к формированию и развитию высокого уровня правовой осведомленности у личного состава.

2. Исследовательская функция — это носящая многогранный характер деятельность руководителя по анализу имеющихся компетенций у подчиненных сотрудников (изучение свойств и черт личности, а также профессиональных навыков) с целью принятия рациональных решений в области кадровой политики, а также выбора необходимых педагогических методов для управленческого воздействия на личный состав.

При реализации этой функции основная роль отводится взаимодействию руководителя и психолога.

3. Аналитическая функция — основанная на педагогических принципах деятельность руководителя ОВД по оценке влияния образовательного и воспитательного процесса на подчиненных сотрудников, а также в определении положительных и отрицательных результатов этого влияния.

Объективная оценка, сделанная руководителем, оказывает на подчиненного сотрудника дисциплинирующее, а следовательно, необходимое воспитательное воздействие.

В своих работах А. М. Столяренко указывал на то, что похвала, как метод педагогического воздействия, приводит к положительным результатам в 88 % случаев, в то время как критика в 12 % не приводит к улучшению, а скорее всего ухудшит ситуацию [4].

Список литературы:

1.

2.

3.

4. Мотивирующая функция — деятельность руководителя ОВД, направленная на позитивное педагогическое воздействие на личный состав с целью стимуляции профессиональной деятельности и небезразличное отношение к результату своей службы.

Мы считаем, что реализация данной функции и ее сущностная характеристика близки к понятию «педагогическое стимулирование» [3]. Это важный аспект управленческого процесса, направленный на поддержку сотрудников ОВД, основанный на применении различных мотивационных приемов, основополагающей целью которых является создание благоприятных условий для повышения заинтересованности в решении поставленных задач.

Главным из основных элементов педагогического стимулирования является поощрение, которое может проявляться в виде внешних поощрений, таких как: награждение премиями, грамотами, медалями, подарками, а также внутреннего мотивирования — одобрения, похвалы, благодарности (в том числе публично) и т. д.

Важно отметить, что педагогическое стимулирование должно быть основано на индивидуальном подходе к каждому сотруднику, учитывая его потенциал и возможности.

Вместе с тем можно с уверенностью утверждать, что реализация педагогических функций руководителем органа внутренних дел Российской Федерации служит основой для принятия управленческих решений, своевременная реализация которых является ключом к эффективному управлению персоналом и оптимальному использованию ресурсов в правоохранительной системе. Внедрение педагогической системы в структуру органов внутренних дел позволит усовершенствовать управленческую деятельность и соответствовать современным условиям развития страны.

References:

Буданов А. В. Педагогические основы обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 1997. 43 с. URL: http:// irbis.gnpbu.ru/Aref_1997/Budanov_A_V_1997. pdf (дата обращения: 23.11.2023). Педагогика управления : учеб. пособие / Н. В. Сердюк [и др.]. Москва : Академия управления МВД России, 2020. 144 с. Сластёнин В. А, Исаев И. Ф, Шия-нов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие / под ред. В. А. Сластёнина. Москва : Изда-

1.

2.

3.

Budanov A. V. Pedagogicheskie osnovy obespe-cheniya lichnoj bezopasnosti sotrudnikov or-ganov vnutrennih del : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Moskva, 1997. 43 s. URL: http://irbis. gnpbu.ru/Aref_1997/Budanov_A_V_1997.pdf (data obrashcheniya: 23.11.2023). Pedagogika upravleniya : ucheb. posobie / N. V. Serdyuk [i dr.]. Moskva : Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2020. 144 s. Slastyonin V. A, Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika : ucheb. posobie / pod red. V. A. Slastyo-nina. Moskva : Izdatel'skij centr "Akademiya",

59

тельский центр «Академия», 2002. 576 с. URL: https://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/KH^apdf (дата обращения 23.11.2023).

4. Столяренко А. М. Юридическая педагогика : курс лекций. Москва : ЭКМОС, 2000. 496 с. URL: http://geum.ru/next/art-5342.php (дата обращения 23.11.2023).

2002. 576 s. URL: https://gpa.cfuv.ru/courses/ os-ped-mast/Doc/Knigi.pdf (data obrashcheniya 23.11.2023).

4. Stolyarenko A. M. Yuridicheskaya pedagogika : kurs lekcij. Moskva : EKMOS, 2000. 496 c. URL: http:// geum.ru/next/art-5342.php (data obrashcheniya 23.11.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования:

For citation:

Благовещенская Мария Александровна, Сумина Екатерина Анатольевна. Психологические качества руководителя органа внутренних дел Российской Федерации при реализации педагогических функций в процессе управления служебным коллективом // Педагогика и психология: академический журнал. 2024. № 1 (4). С. 56-60.

Blagoveshchenskaya Maria Alexandrovna, Sumina Ekaterina Anatol'evna. Psychological Qualities of the Head of the Internal Affairs Body of the Russian Federation in the Implementation of Pedagogical Functions in the Management of the Staff // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2024. № 1 (4). P. 56-60.

6O

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.