Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СТИЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕМ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ '

К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СТИЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕМ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы внутренних дел / управленческая деятельность / руководитель / оперативная обстановки / управленческий стиль / профессиональная культура руководителя / управление / руководство / полиция / internal affairs bodies / managerial activity / head / operational environment / managerial style / professional culture of the head / management / management / police

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданов Алексей Викторович

В статье рассмотрено содержание понятия управленческого стиля руководителя органа внутренних дел, определено его место в структуре профессиональной культуры руководителя. Приведена типология управленческих стилей, подвергнуты научному осмыслению вопросы выбора целесообразности применения каждого из них в различных условиях оперативной обстановки. Выделены отдельные преимущества и недостатки различных стилей управления органами (подразделениями) внутренних дел, предложено обоснование необходимости овладения руководителем органа внутренних дел устойчивыми навыками применения различных управленческих стилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богданов Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of choosing an effective management style by the Head of the Internal Affairs body of the Russian Federation in various operational conditions

The article examines the content of the concept of the managerial style of the head of the internal affairs body, determines its place in the structure of the professional culture of the head. The typology of managerial styles is given, the issues of choosing the expediency of using each in various operational conditions are subjected to scientific understanding. The separate advantages and disadvantages of various management styles of internal affairs bodies (divisions) are highlighted, the rationale for the need for the head of the internal affairs body to master the sustainable skills of applying various management styles is proposed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СТИЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕМ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_180 УДК 351.74.

К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СТИЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕМ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ On the issue of choosing an effective management style by the Head of the Internal Affairs body of the Russian Federation in various operational conditions

БОГДАНОВ Алексей Викторович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений Академия управления МВД России. 125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: alexey-b1980@mail.ru;

Bogdanov Alexey Viktorovich,

PhD in law, аssociate Professor,

Department of Organization of the Activities of the Internal Affairs Bodies of the

Center for Command Staff Trainings of the Academy of Management of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. 125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8. E-mail: alexey-b1980@mail.ru

Краткая аннотация. В статье рассмотрено содержание понятия управленческого стиля руководителя органа внутренних дел, определено его место в структуре профессиональной культуры руководителя. Приведена типология управленческих стилей, подвергнуты научному осмыслению вопросы выбора целесообразности применения каждого из них в различных условиях оперативной обстановки. Выделены отдельные преимущества и недостатки различных стилей управления органами (подразделениями) внутренних дел, предложено обоснование необходимости овладения руководителем органа внутренних дел устойчивыми навыками применения различных управленческих стилей.

Abstract. The article examines the content of the concept of the managerial style of the head of the internal affairs body, determines its place in the structure of the professional culture of the head. The typology of managerial styles is given, the issues of choosing the expediency of using each in various operational conditions are subjected to scientific understanding. The separate advantages and disadvantages of various management styles of internal affairs bodies (divisions) are highlighted, the rationale for the need for the head of the internal affairs body to master the sustainable skills of applying various management styles is proposed.

Ключевые слова: органы внутренних дел, управленческая деятельность, руководитель, оперативная обстановки, управленческий стиль, профессиональная культура руководителя, управление, руководство, полиция.

Keywords: internal affairs bodies, managerial activity, head, operational environment, managerial style, professional culture of the head, management, management, police.

Для цитирования: Богданов А.В. К вопросу о выборе эффективного управленческого стиля руководителем органа внутренних дел Российской Федерации в различных условиях оперативной обстановки // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 180182. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_180.

For citation: Bogdanov A.V. On the issue of choosing an effective management style by the head of the internal Affairs body of the Russian Federation in various operational conditions // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 180-182. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_180.

Статья поступила в редакцию: 27.07.2023

К числу управленческих аксиом можно отнести тезис, определяющий руководителя в качестве ключевого субъекта управленческой деятельности, вне зависимости от профильной принадлежности управляемой организации. Не являются исключением органы внутренних дел Российской Федерации, организация деятельности которых построена на принципах субординации и единоначалия1, закрепляющих главенствующую роль руководителя в системе управления МВД России.

Прорывное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение во все сферы жизнедеятельности современного общества в своей совокупности обуславливают трансформацию криминальных угроз, их переход из физического пространства в цифровую среду. Контроль за криминальной ситуацией требует принятия адекватных мер реагирования связанных прежде всего с выработкой принципиально новых форм и методов противодействия киберпреступности, а также использования в правоохранительных целях технологий «интернета вещей», «искусственного интеллекта» и «больших данных». Вместе с тем, полагаем необходимым отметить, что информационные технологии по прежнему выступают в роли инструментов профессиональной деятельности работника-человека. Даже передовые современные технологии не работают в автономном режиме, их разработка, установка, обслуживание и применение требуют постоянного администрирования со стороны персонала соответствующего цифрового предприятия. В этой связи, по-прежнему не теряют своей актуальности вопросы совершенствования управления организацией и руководства её персоналом.

Цифровая трансформация системы МВД России значительно оптимизировала управленческую деятельность путем обеспечения свободного доступа к информации открытого характера в дистанционном формате, минимизации сроков её передачи, упрощения порядка согласования документов, обеспечения «прозрачности» контроля за их исполнением, автоматизации процессов обработки служебной информации. Вве-

1См. ст. 4 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 17.07.2023).

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

дение в эксплуатацию единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов внутренних дел (ИСОД МВД России) позволило фактически перевести управленческую деятельность Министерства на цифровую платформу. Однако цифровизация системы управления органами внутренних дел Российской Федерации не влечет за собой снижения требований к качеству управленческой деятельности и профессиональной подготовленности современного руководителя. Более того, его базовые управленческие компетенции дополнились качественно новым компонентом - цифровой грамотностью.

Высокий уровень управленческий культуры современного руководителя органа внутренних дел является обязательным условием позволяющим в полной мере раскрыть потенциал используемых в процессе ведомственного управления информационных технологий, а также избежать возможных рисков цифровизации управления в системе МВД России [1, С. 89]. Как справедливо отметила О.Ю. Коневская управленческая культура руководителя представляет собой интегрированную совокупность его профессионально значимых качеств, реализуемых им в управленческой деятельности [4, С. 78]. При этом, управленческую деятельность предлагается рассматривать в двух аспектах: первый - это управление подчиненным органом (подразделением), второй - руководство служебным коллективом (конкретными лицами). Также представляется возможным профессионально значимые качества руководителя условно разделить на две группы: профессиональные и личностные. Профессиональные качества руководителя непосредственно связаны с выполнением возложенных на него служебных обязанностей, а личностные качества рассматриваются нами в отрыве от его служебной деятельности, то есть обладание ими не связано с должностным положением руководителя. К примеру В.В. Гордиенко выделял в качестве обязательных личностных качеств руководителей в системе МВД России их активную жизненную позицию, интеллектуальность личности с сильной волевой составляющей [2, С. 9].

Важнейшим элементом управленческой культуры руководителя является используемый им стиль управления, под которым можно понимать совокупность превалирующих методов и способов воздействия, применяемых руководителем в процессе реализации управленческих функций, а также при осуществлении руководства подчиненными сотрудниками, сформированную на основе понимания им целей и задач для их достижения, профессиональной подготовленности руководителя, его морально-этических установок, интеллектуально-волевых и деловых качеств.

Управленческий стиль руководителя органа внутренних дел является одной из главных его профессиональных характеристик, поскольку непосредственно связан с реализацией служебных полномочий руководителя и определяет качество осуществляемой им управленческой деятельности. Формирование управленческого стиля осуществляется на основе личностных качеств руководителя, а также опыта его руководящей работы. Нельзя ни согласится с тезисом А.Ю. Звонаревой, М.С. Лащёнова, о том, что выбор собственного управленческого стиля вызывает у руководителей определенные трудности [3, С. 82]. Это связано различными причинами, к числу которых относятся: необъективная оценка собственных профессиональных и личностных качеств, отсутствие понимания специфики подчиненного служебного коллектива и особенностей оперативной обстановки, шаблонность управленческого мышления, бездумное копирование управленческого стиля предшествующего (вышестоящего) руководителя и т.д.

К числу базовых управленческих стилей, как правило, относят авторитарный, демократический и либеральный. Классификация данных стилей производится по степени вовлеченности руководителя в процесс разработки и принятия управленческих решений, а также по характерным методам руководства подчиненным служебным коллективом.

Так, авторитарный стиль управления предполагает, что руководитель единолично принимает основные управленческие решения, основываясь исключительно на собственном профессиональном и жизненном опыте. Приоритетный метод руководства - принуждение, при котором подчиненные выполняют свои служебные полномочия вынуждено, чтобы избежать наступления неблагоприятных для них последствий в виде дисциплинарного взыскания, понижения в занимаемой должности, увольнения, переноса отпуска в неудобное время и т.п.

Руководитель-демократ использует коллегиальные формы разработки и принятия управленческих решений, привлекая к данной работе не только аппарат управления, но и зачастую отдельных сотрудников, стимулируя тем самым их инициативу и вовлекая в процесс управления организацией. Основной метод его руководства - побуждение, использование которого предполагает заинтересованность подчиненных в конечных результатах своей деятельности путем их стимулирования (премирование, повышение по службе, предоставление льготных путевок для летнего отдыха и т.п.).

Руководитель-демократ, как правило, также активно использует метод убеждения, сущность которого заключается в формировании у подчинённых устойчивой внутренней потребности в высоком качестве своей трудовой деятельности, зачастую на личном примере добросовестного исполнения служебных обязанностей. Авторитарным руководителем метод убеждения применяется крайне редко, равно как и метод принуждения руководителем-демократом, который использует его лишь в исключительных случаях.

Руководитель либерального типа в разработке и принятии управленческих решений участия не принимает, делегируя эти обязанности своим заместителям по направлениям деятельности и представляя своим подчинённым максимальную свободу действий при минимальном контроле со своей стороны. Управление руководителем-либералом носит формальный характер, аналогичным образом осуществляется руководство персоналом организации. Методы руководства применяются им бессистемно, очевидные приоритеты между ними не определены.

Указанные в начале настоящей статьи принципы деятельности полиции (единоначалие и субординация) создают предпосылки для доминирования в органах внутренних дел авторитарного стиля управления. Широкое применение в управленческой практике Министерства различных совещательных и коллегиальных органов указывает на распространенность демократического стиля управления. Либеральный стиль представляется наименее подходящим для руководителей системы МВД России, несущих персональную ответственность за результаты деятель-

ности подчинённых [5, С. 30], исключающую их пассивную роль в управленческом процессе.

Вместе с тем, полагаем необходимым для руководителей органов внутренних дел не только знание теоретических основ каждого из приведенных выше управленческих стилей, но и владение устойчивыми навыками использования каждого из них в зависимости от условий оперативной обстановки. Под оперативной обстановкой понимается совокупность постоянно изменяющихся взаимосвязанных и взаимодействующих внешних и внутренних по отношению к территориальному органу МВД России условий и факторов, определяющих состояние противодействия преступности и охраны правопорядка на обслуживаемой территории и объектах, а также характеризующих определенную степень тревожности (социальной опасности) и являющихся основанием для выработки и принятия соответствующих управленческих решений1.

К числу несомненных приоритетов авторитарного стиля управления относится оперативность принятия и исполнения управленческих решений, что выступает главным критерием эффективности управления в условиях чрезвычайной степени тревожности (социальной опасности), связанной с возникновением чрезвычайной ситуации либо введением одного из особых правовых режимов2, при критической степени тревожности (т.е. наличии признаков чрезвычайной ситуации, до легитимного введения одного из особых правовых режимов) и в условиях сложной оперативной обстановки, характеризующейся резким увеличением количества совершенных преступлений, их тяжестью, серийностью, низкой раскрываемостью и т.п.

В то же время, в условиях благоприятной оперативной обстановки либо оперативной обстановки без осложнений, оперативность управления уже не имеет первоочередного значения, и в качестве приоритетов выступают такие характеристики управленческих решений как их комплексность, системность и научность, достижению которых в наибольшей степени способствует использование демократического стиля управления.

Специфика управленческой деятельности в системе МВД России характеризующейся также высокой степенью нормативности, иерархической соподчинённостью, субординационными отношениями, исключает возможность использования либерального стиля управления в качестве базового. Его применение может носить исключительно рамочный характер и ограничиваться решением отдельных оперативно-служебных задач. При этом, в качестве обязательных условий применения либерального стиля управления можно отметить высокую мотивированность и профессиональную компетентность служебного коллектива, а также особую сложность поставленных задач, требующих нестандартных решений и творческого подхода к их поиску.

Таким образом можно прийти к выводу, что современный руководитель органа внутренних дел Российской Федерации должен владеть навыками применения всех основных управленческих стилей (авторитарного, демократического, либерального), используя их в зависимости от условий складывающейся оперативной обстановки и характера стоящих перед ним задач. Комплексное использование различных управленческих стилей позволит ему обеспечить эффективность управленческой деятельности в различных условиях оперативной обстановки, а кроме того, будет способствовать успешному решению оперативно-служебных задач повышенной сложности.

Библиография:

1. Богданов А.В. Перспективы и риски цифровой трансформации управленческой деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации // Сборник

трудов Международной научно-практической конференции / ред. кол. А.В. Бецков, В.В. Баранов, Ю.В. Гаврилин, Ш.Х. Гонов, И.А. Кубасов, Б.А. Торопов, Б.О.

Баторов. - Москва: Академия управления МВД России. 2023. С. 83-90.

2. Гордиенко В.В. Основные направления совершенствования подготовки руководящих кадров органов внутренних дел // Труды Академии управления

МВД России. 2014. № 3 (31). С. 7-12.

3. Звонарева А.Ю., Лащенов М.С. Некоторые аспекты оценки трудозатрат руководителя при осуществлении оперативно-служебной деятельности в системе

МВД России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 1-2 (40). С. 81-88.

4. Коневская О.Ю. Современное состояние управленческой культуры в органах внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 1 (29). С.

77-81.

5. Ульянов А.Д., Никитин М.Н. Организация деятельности руководителя территориального органа МВД России: учеб. пособие. - Москва: Академия управления

МВД России. 2013. - 107 с.

References:

1. Bogdanov A.V. Prospects and risks of digital transformation of managerial activity in the internal affairs bodies of the Russian Federation // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference / ed. COL. A.V. Betskov, V.V. Baranov, Yu.V. Gavrilin, Sh.Kh. Gonov, I.A. Kubasov, B.A. Toropov, B.O. Batorov. - Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. Pp. 83-90.

2. Gordienko V.V. The main directions of improving the training of senior personnel of internal affairs bodies // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 3 (31). pp. 7-12.

3. Zvonareva A.Yu., Lashchenov M.S. Some aspects of assessing the labor costs of the head in the implementation of operational and service activities in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. No. 1-2 (40). pp. 81-88.

4. Konevskaya O.Yu. The current state of managerial culture in internal affairs bodies // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 1 (29). pp. 77-81.

5. Ulyanov A.D., Nikitin M.N. Organization of the activities of the head of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia: studies. stipend. - Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. - 107 p.

1 Приказ МВД России от 26 сентября 2018 г. № 623 «Вопросы организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СТРАС «Юрист» (дата обращения: 17.07.2023).

Приказ МВД России от 16.11.20l8 № 775 «Об утверждении Положения о Ситуационном центре Министерства внутренних дел Российской Федерации и Регламента работы Ситуационного центра Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СТРАС «Юрист» (дата обращения: 17.07.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.