Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / УПРАВЛЕНИЕ / НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭТАП УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ / АНАЛИЗ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданов Алексей Викторович, Пушков М.А.

В статье рассматривается содержание понятия управленческой деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации, а также ее теоретические основы. Автором подвергаются анализу и научному осмыслению существующие научные подходы к содержанию управленческой деятельности как научно-практической категории. На основе результатов проведенного исследования, предложены авторские выводы о рассмотрении управленческой деятельности в органах внутренних дел с позиции непрерывного технологического процесса, а также о необходимости выделения самостоятельного этапа управленческого цикла - формального, на котором осуществляется принятие управленческого решения и его закрепление в соответствующей нормативной правовой форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богданов Алексей Викторович, Пушков М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF MANAGEMENT ACTIVITIES IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the content of the concept of managerial activity in the internal affairs bodies, as well as its theoretical foundations. The author analyzes and scientifically interprets the existing scientific approaches to the content of management activities as a scientific and practical category. Based on the results of the study, the author’s conclusions are proposed on the consideration of management activities in the internal affairs bodies of the Russian Federation from the point of view of the technological process, as well as on the need to allocate an independent stage of the management cycle - a formal one, at which the management decision is made and its consolidation in the appropriate regulatory legal form.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 351.741; ББК 67.401.213

DOI 10.24412/2687-0185-2021-2-119-122

NIION: 2007-0083-2/21-022 MOSURED: 77/27-005-2021-02-221

© Богданов А.В., Пушков М.А., 2021

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алексей Викторович Богданов,

доцент кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений Академии управления МВД России,

кандидат юридических наук (125993, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д.8)

E-mail: alexey-b1980@mail.ru М.А. Пушков слушатель 2 факультета Академии управления МВД России E-mail: mpushkov@mvd.ru

Аннотация. В статье рассматривается содержание понятия управленческой деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации, а также ее теоретические основы. Автором подвергаются анализу и научному осмыслению существующие научные подходы к содержанию управленческой деятельности как научно-практической категории. На основе результатов проведенного исследования, предложены авторские выводы о рассмотрении управленческой деятельности в органах внутренних дел с позиции непрерывного технологического процесса, а также о необходимости выделения самостоятельного этапа управленческого цикла — формального, на котором осуществляется принятие управленческого решения и его закрепление в соответствующей нормативной правовой форме.

Ключевые слова: органы внутренних дел, управление, нормативное правовое регулирование, этап управленческого цикла, управленческое решение, управленческая деятельность, организация, прогнозирование, контроль, анализ, регулирование, функции управления, оперативная обстановка.

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF MANAGEMENT ACTIVITIES IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Alexey V. Bogdanov,

Associate Professor of the Department of Organization activities of internal affairs bodies command post exercise center Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law (8 Zoya and Alexandra Kosmodemyanskikh St., Moscow, 125993)

E-mail: alexey-b1980@mail.ru M. A. Pushkov,

student of the 2nd faculty Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia) Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law (8 Zoya and Alexandra Kosmodemyanskikh St., Moscow, 125993)

Abstract. The article deals with the content of the concept of managerial activity in the internal affairs bodies, as well as its theoretical foundations. The author analyzes and scientifically interprets the existing scientific approaches to the content of management activities as a scientific and practical category. Based on the results of the study, the author's conclusions are proposed on the consideration of management activities in the internal affairs bodies of the Russian Federation from the point of view of the technological process, as well as on the need to allocate an independent stage of the management cycle — a formal one, at which the management decision is made and its consolidation in the appropriate regulatory legal form.

Keywords: Internal affairs bodies, management, regulatory legal regulation, stage of the management cycle, management decision, management activity, organization, forecasting, control, analysis, regulation, management functions, operational situation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Богданов А.В., Пушков М.А. К вопросу о совершенствовании теоретических основ управленческой деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации. Криминологический журнал. 2021;(2):119-122.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации высшей ценностью признаны человек, его права и свободы, а на государство возложена обязанность их

признания, соблюдения и защиты. Одной из основных форм выполнения данной обязанности выступает реализация государством, в лице уполномоченных орга-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

JäggL mBW

нов власти, правоохранительной функции.

Органы внутренних дел Российской Федерации, являясь структурным элементов централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выполняя возложенные на них обязанности, установленные в ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции»1, принимают непосредственное участие в реализации правоохранительной функции, в пределах своей компетенции.

К числу основных задач полиции традиционно относятся охрана общественного порядка и защита граждан от преступных посягательств. Результаты оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел позволяют констатировать наличие определенных успехов, критериями которых являются следующие тенденции: снижение уровня преступности, рост уровня доверия граждан к полиции, повышение уверенности граждан в собственной безопасности2.

Вместе с тем деятельность органов внутренних дел требует дальнейшего системного совершенствования, обусловленного необходимостью адекватного реагирования на постоянно трансформирующиеся криминальные угрозы, равно как и деятельность других правоохранительных органов [6]. Так, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации по итогам оперативно-служебной деятельности за 2020 год указано на необходимость эффективного использования оперативного, кадрового и технического потенциала органов внутренних дел, в целях повышения уровня безопасности людей, надежной защиты их прав, свобод и собственности [7-9].

Полагаем, что в основе обеспечения реализации указания Президента Российской Федерации В.В. Путина лежит управленческая деятельность, заключающаяся в выработке и организации исполнения управленческих решений, позволяющих оптимально использовать силы и средства органов внутренних дел для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности [2, с.3]. Кроме того, необходимо отметить, что достижение задач, поставленных В.В. невозможно и без совершенствования правопри-

1 Федеральный закон от 07.02.2011 №3-Ф3 «О полиции» // СПС «Консультант плюс» (дата обращения — 29.03.2021).

2 Заседание коллегии МВД России от 3 марта 2021 года. [Электронный

ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/prrsons /310/events/65090 (дата обращения: 29.03.2021).

менительной деятельности органов внутренних дел3.

Находим справедливым суждение А.М. Кононова, И.Ю. Захватов, по мнению которых органы внутренних дел являются социальной структурой, что позволяет считать управленческую деятельность в органах внутренних дел разновидностью социального управления, представляющую собой целенаправленную деятельность субъекта управления — руководителя и (или) его аппарата управления — по организации и обеспечению выполнения объектами управления (подчиненными органами, подразделениями и отдельными сотрудниками) возлагаемых на них задач [3, с.7].

Вместе с тем, содержание управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации нуждается в дополнительном научном осмыслении, ввиду ее сложной структуры и мультифункционально-го характера, обусловленного разноплановостью выполняемых задач.

Представляет определенный интерес позиция О.А. Степанова, по мнению которого, в широком смысле управленческую деятельность в органах внутренних дел объединяет в себе организационную структуру, кадровую составляющую, информационное обеспечение, планирование, контроль, регулирование и учет [4, с.13]. Вместе с тем, в узком смысле управленческую деятельность, как правило, связывают с подготовкой, принятием и организацией выполнения управленческого решения [5, с.12].

Сравнивая приведенные выше подходы к определению содержания управленческой деятельности, можно прийти к выводу о том, что рассмотрение данной категории в узком смысле дает о ней более наглядное представление, создавая методологическую основу для выработки практических рекомендаций, направленных на совершенствования процесса управления органами и подразделениями системы МВД России.

В этой связи, находим возможным рассмотреть управленческую деятельность с точки зрения технологического процесса, каждая фазы которого состоит из двух взаимосвязанных циклов: первый объединяет этапы управленческого процесса связанные с принятием управленческих решений, а второй — этапы, обеспечивающие их исполнение.

3 Осокин Р.Б. Уголовно-правовая характеристика способов совершения мошенничества : автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 17; Осокин Р.Б. Разграничение составов вовлечения в занятие проституцией и использования рабского труда // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 2 (118). С. 294-296; Осокин Р.Б. Состояние уголовно-правового противодействия преступлениям против общественной нравственности в некодифицированный период развития российского уголовного законодательства // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2. С. 86-89.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Первый, выделенный нами, управленческий цикл начинается с определения качественных и количественных характеристик необходимой для разработки управленческого решения информации, а также ее источников. На данном этапе осуществляется сбор и структуризация данных для их последующего анализа.

На этапе анализа собранная и структурированная информация подвергается обработке на предмет интерпретации выявленных тенденций (рост, снижение и т.п.), происходит выявление причинно-следственных связей между явлениями, событиями и процессами, определение причин и условий их изменений, а также определение факторов, негативно влияющих на оперативную обстановку, требующих нейтрализации [1, с.264].

С учетом выявленных тенденций проводится прогнозирование оперативной обстановки, целью которого является получение максимально реальной картины состояния оперативной обстановки в перспективе, для получения наглядного представления у субъекта управления о мерах необходимых для избежания либо минимизации кризисных ситуаций, а также максимального способствования дальнейшему развитию позитивных тенденций.

Получив прогноз развития оперативной обстановки, субъект управления на этапе планирования вырабатывает необходимый алгоритм проведения мероприятий направленных на исключение либо минимизацию факторов, негативно влияющих на оперативную обстановку и максимальное раскрытие потенциала позитивных. Определяется содержание мероприятий, их последовательность, задействованные силы и средства, ответственные исполнители, сроки и формы контроля. Результаты, полученные на этапе планирования составляют основу управленческого решения.

Последним этапом рассматриваемого цикла планирования предлагается выделить этап принятия управленческого решения и закрепление его в установленной форме (приказ, распоряжение, указание и т.п.). Реализация управленческого решения требует надлежащего нормативного правового оформления последнего, процедура которого (согласование, утверждение, регистрация) выходит за рамки планирования, ввиду чего представляется возможным выделить его в качестве самостоятельного этапа управленческого цикла.

Второй управленческий цикл начинается с момента доведения разработанного, принятого и оформленного в надлежащем порядке управленческого решения до исполнителей и последующего последовательного выполнения содержащихся в нем мероприятий, то есть

с организационного этапа.

Организационный этап предусматривает выполнение мероприятий, содержащихся в управленческом решении. Вместе с тем, по мере реализации управленческого решения, прогнозируемая оперативная обстановка подвергается определенным изменениям, что требует внесение соответствующих корректив в ранее разработанный план мероприятий. Данные коррективы являются содержанием регулирующего этапа управленческого цикла.

Заключительным этапом рассматриваемого управленческого цикла является контроль, реализуемый по окончании предусмотренных в управленческом решении и скорректированных впоследствии мероприятий, включающий в себя подведение итогов и оценку деятельности исполнителей.

Контрольный этап является завершающим и оканчивает отдельную фазу технологического процесса выработки и реализации управленческого решения. Вместе с тем необходимо отметить, что управленческая деятельность в органах внутренних дел Российской Федерации осуществляется на постоянной основе, а не носит лоскутный, эпизодический характер. Окончание одной фазы управленческой деятельности является началом для следующей, а этап контроля плавно переходит в информационный этап следующей управленческой фазы, и так далее, по замкнутому кругу.

Таким образом, можно прийти к следующим выводам.

• Управленческую деятельность в органах внутренних дел Российской Федерации можно рассматривать с точки зрения непрерывного технологического процесса, каждая фаза которого состоит из двух взаимосвязанных циклов: первый объединяет этапы управленческого процесса связанные с принятием управленческих решений, а второй — этапы, обеспечивающие их исполнение.

• Первый управленческий цикл включает в себя следующие этапы: информационный, аналитический, прогнозный, плановый и формальный этап (этап принятия и закрепление управленческого решения в установленной нормативной правовой форме). Содержанием второго управленческого цикла выступают организационный, регулирующий и контрольный этапы.

• Управленческая деятельность в органах внутренних дел Российской Федерации характеризуется преемственностью, непрерывностью и представляет собой последовательный переход от текущей управленческой фазы к последую-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

щей, с учетом полученных результатов и складывающейся оперативной обстановки.

Библиографический список

1. Богданов А. В., Сериков Р. А. Ознакомление с оперативной обстановкой при вхождении в должность руководителя территориального органа МВД России: понятие, содержание и значение // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. — 2020. — № 6-1. — С. 260-265.

2. Москалев М. А. Информационное обеспечение планирования в территориальных органах МВД России: учебное пособие. — М.: Академия управления МВД России. 2014. — 59 с.

3. Организация управления органами внутренних дел: учебник, 2-е издание, переработанное и дополненное / под общей редакцией А.М. Кононова, И. Ю. Захватова. — М.: ДГСК МВД России. 2017. — 296 с.

4. Степанов О.А. Пути и цели формирования профессионального правового сознания и профессиональной правовой культуры руководителей органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. — 2012. — № 2 (26). — С.12-14.

5. Шарифзода Ф.Р., Ульянов А.Д. Управленческая деятельность в органах внутренних дел как научная категория // Труды Академии МВД Республики Таджикистан. — 2019. — № 1 (41). — С. 8-16.

6. Осокин Р. Б., Маилян С.С. Актуальные проблемы деятельности органов прокуратуры и судебных органов Российской Федерации : монография. — М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. — 173 с.

7. Осокин Р. Б. Уголовно-правовая характеристика способов совершения мошенничества : автореф. дисс... канд. юрид. наук. — М., 2004. - 24 с.

8. Осокин Р. Б. Разграничение составов вовлечения в занятие проституцией и использования рабского труда // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. — 2013. — № 2 (118). — С. 294-296.

9. Осокин Р. Б. Состояние уголовно-правового противодействия преступлениям против общественной нравственности в некодифицированный период развития российского уголовного законодательства // Вестник Московского университета МВД России. — 2015. — № 2. — С. 86-89.

Bibliographic list

1. Bogdanov A.V., Serikov R.A. Acquaintance with the operational situation when entering the office of the head of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia: concept, content and meaning // Public security, legality and law and order in the III millennium. — 2020. — No. 6-1. — P. 260-265.

2. Moskalev M.A. Information support of planning in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia: a tutorial. — M .: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014 . 59 p.

3. Organization of management of internal affairs bodies: textbook, 2nd edition, revised and supplemented / edited by A.M. Kononova, I.Yu. Zakhvatova. — M .: DGSK Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017 .— 296 p.

4. Stepanov O.A. Ways and goals of the formation of professional legal consciousness and professional legal culture of heads of internal affairs bodies // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2012. — No. 2 (26). — P.12-14.

5. Sharifzoda F.R., Ulyanov A.D. Management activity in the internal affairs bodies as a scientific category // Proceedings of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan. — 2019. — No. 1 (41). — P. 8-16.

6. Osokin R.B., Mayilyan S.S. Actual problems of the activities of the prosecution and judicial authorities of the Russian Federation: monograph. — M.: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2018. 173 p.

7. Osokin RB Criminal and legal characteristics of the ways of committing fraud: author. diss ... cand. jurid. sciences. — M., 2004 .-- 24 p.

8. Osokin RB Differentiation of the composition of involvement in prostitution and the use of slave labor // Bulletin of the Tambov University. Series Humanities. — 2013. — No. 2 (118). — P. 294296.

9. Osokin RB The state of criminal law counteraction to crimes against public morality in the uncodified period of development of Russian criminal legislation // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2015. — No. 2. — P. 86-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.