3. Короткова О.А. Экспертиза законопроектов и законодательных актов: Монография. М.: Полиграф-Информ, 2010.
4. Малько А.В., Петров М.П. Методология исследования коррупции. // Современные методы исследования в правоведении / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов: СЮИ МВД России, 2007.
5. Мальцев Г.В. Очерки истории раннего права и государства: монография. М.: Изд-во РАГС, 2010.
6. Мониторинг права — важнейшее средство повышения эффективности государственного управления.
7. Правовой мониторинг: Научно-практ. пособ. М.: ИД «Юриспруденция», 2009.
8. Правовая политика: словарь и проект концепции / Под
ред. А.В. Малько; ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010.
9. Ралдугин Н.В. Правовая экспертиза проектов федеральных законов. М.: МГУ. 2001.; Апт Л.Ф. Теоретические вопросы правовой экспертизы федеральных законов // Журнал российского права. 2008. № 2.
10. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. М.: Норма, 2010.
11. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. М.: 2001.
12. Тихомиров Ю.А. Организация и проведение правового мониторинга // Право и экономика. 2006. № 10.
КОНЦЕПЦИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕТА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Э.В. МАРКИНА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского Университета МВД России;
ЮН. СОСНОВСКАЯ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского Университета МВД России 12.00.14 - административное право; административный процесс
lisenok1214@yandex.ru
Аннотация. Рассматриваются основные положения теории осуществления учета в управленческой деятельности органов внутренних дел, предлагаются решения отдельных проблем в данной сфере. Ключевые слова: управление в ОВД, учет в управленческой деятельности ОВД, организация учета.
CONCEPTS OF IMPLEMENTATION OF THE ACCOUNT IN ADMINISTRATIVE ACTIVITY OF LAW-ENFORCEMENT BODIES
E.V. MARKINA,
candidate of jurisprudence, associate professor of administrative activity
of Department of Internal Affairs of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia
Yu. N. SOSNOVSKAYA,
candidate of jurisprudence, associate professor of administrative activity
of Department of Internal Affairs of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia.
Annotation. In article basic provisions of the theory of implementation of the account in administrative activity of law-enforcement bodies are considered, solutions of separate problems in this sphere are offered.
Keywords: management in Department of Internal Affairs, the account in administrative activity of Department of Internal Affairs, the account organization.
Обеспечение правопорядка и борьба с преступностью в Российской Федерации осуществляется в ходе многогранной и целенаправленной деятельности государственных органов власти и управления. Од-
ной из наиболее многочисленных государственных структур являются органы внутренних дел, которые осуществляют самые разнообразные формы и методы работы с населением, юридическими и физическими
лицами, а также с государственными и негосударственными структурами.
Проблемы совершенствования управления в органах внутренних дел имеют большое практическое и существенное теоретическое значение. Управление в правоохранительных органах неразрывно связано как с последовательным совершенствованием нормативной правовой базы, так и с научно обоснованным реформированием механизма функционирования всей системы МВД России.
Необходимо отметить, что управление органами внутренних дел определяется как особый вид деятельности аппаратов и должностных лиц системы по упорядочению и координации работы ее элементов, обеспечению их оптимального функционирования и развития с целью наиболее эффективного решения стоящих перед ними задач и функций.
В настоящее время практика позволяет выделить два взаимосвязанных подхода к реализации выдвинутых целей развития основных направлений деятельности органов внутренних дел.
Для первого подхода характерно более широкое вовлечение в управленческую деятельность новых (дополнительных) субъектов, осуществляющих эту деятельность, образование новых структурных подразделений, растущее потребление трудовых ресурсов. Такой подход получил название экстенсивного типа развития.
Для второго подхода характерно новое качество целей и связанное с этим более эффективное использование существующих органов (подразделений), источников рабочей силы, материалов и энергии без значительного дополнительного прироста трудовых ресурсов. Такой подход называют интенсивным типом развития. Очевидно, что экстенсивный тип не предъявляет слишком высоких требований к повышению управленческой деятельности. С определенной степенью упрощения можно даже сказать, что для экстенсивного типа развития достаточен количественный рост управленческих функций.
Интенсивный тип объективно требует более высокого качества управленческой деятельности, т.е. ее совершенствования, поскольку новые задачи нельзя решить путем роста объема управленческой работы. В связи с этим в управленческой деятельности органы внутренних дел придерживаются именно этого типа.
Необходимо отметить, что система учета и критерий оценки деятельности территориальных органов МВД РФ в настоящее время регламентированы нормативными актами, к которым относятся:
♦ Приказ МВД России от 30 декабря 2007 г. № 1246 «О повышении эффективности изучения общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на основе использования вневедомственных источников социологической информации»;
♦ Приказ МВД России от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов МВД РФ»;
♦ Приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел».
В своем выступлении на расширенной коллегии МВД России 30 марта 2011 г. Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р. Нургалиев отметил, «...что одним из направлений деятельности органов внутренних дел являются мероприятия по модернизации автоматизированной системы, позволяющей вести учёт сил и средств органов внутренних дел, т.е. возможностей в борьбе с преступностью; учет данных о среде функционирования ОВД, об объектах управляющего воздействия; учет результатов деятельности ОВД за тот или иной период или выполнения отдельных управленческих решений. Использование современных технологий и созданных статистических, криминалистических, розыскных и иных учётов существенно облегчает расследование противоправных деяний.».
В настоящее время, на основании вышеизложенного, мы можем утверждать, что такое направление управленческой деятельности, как создание и ведение системы учета, отчетности и контроля в системе органов внутренних дел, было и остается актуальным.
Учет лежит в основе всякого контроля, осуществляется в процессе контроля и завершает функцию контроля в управленческом цикле.
Под учетом понимается получение, обработка, анализ и систематизация сведений, выраженных, как правило, в количественных показателях, о результатах функционирования системы и выполнения исполнителями порученных им заданий.
По существу, управление органами внутренних дел невозможно без постоянного изучения и обобщения результатов их деятельности с помощью определенной системы показателей, системы учета. В этом смысле учет лежит в основе не только контроля, но и других функций управления: подготовки и принятия решений, организации их исполнения и т.д. Применение учета обеспечивает выявление и фиксацию информации о ходе и результатах выполнения намеченной работы.
К задачам учета относится обеспечение:
♦ качественной подготовки и принятия управленческих решений (на основе изучения материалов об оперативной обстановке, силах и средствах органа и т.п.);
♦ реализация решений (посредством своевременного принятия руководителем необходимых мер по корректировке этих решений с учетом полученных количественных показателей о ходе их выполнения);
♦ поступления объективной информации о выполнении управленческих решений, отражающей
результаты, достигнутые в процессе функционирования органов внутренних дел;
♦ успешного осуществления контрольной функции, объективной оценки деятельности территориальных органов МВД РФ.
Совершенствование учета способствует улучшению организаторской работы в органах внутренних дел. Постоянно отражая их деятельность, учет позволяет систематически сравнивать ее показатели с плановыми, выявлять неиспользованные резервы. Это способствует строгой и последовательной деятельности органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений.
Необходимо отметить, что важным условием организации учета деятельности органов внутренних дел является определение перечня сведений, подлежащих учету, времени осуществления учета, средств его ведения.
При определении перечня сведений, подлежащих учету, можно руководствоваться следующим правилом: самостоятельно учитывать необходимо только те данные о проделанной работе, которые потребуются для принятия управленческих решений и которые не нашли еще отражения в существующей системе учета. Например, руководителям территориальных органов МВД РФ следует постоянно учитывать показатели текущей деятельности оперативных работников, которые не вошли в статистическую отечность за квартал, полугодие, год. Им целесообразно также учитывать и качественную сторону выполнения сотрудниками полученных заданий.
Перечень основных показателей работы органов внутренних дел, подлежащих учету, предусмотрен формами действующей статистической отчетности. Однако, учетные данные, содержащиеся в статистической отчетности указанных органов, не охватывают всех показателей, необходимых для организаторской работы. Поэтому в органах внутренних дел учитываются и показатели, не предусмотренные формами статистической отчетности: о количестве поступивших заявлений о преступлениях, о числе выездов на места происшествий, о количестве материалов, разрешенных в течение оперативных суток, и др.
Для оценки эффективности работы территориальных органов МВД России и отдельных сотрудников, первостепенное значение имеет учет времени, затрачиваемого на выполнение тех или иных мероприятий, предусмотренных планами работы либо осуществляемых по конкретным оперативно-розыскным делам и материалам проверки. Этот учет должен осуществляться и непосредственными исполнителями, и руководителями территориальных органов МВД РФ в специально разработанных организационных блокнотах. Подобный учет работы позволяет выявлять резервы времени, имеющиеся у личного состава, более эффективно маневрировать силами и средствами и,
тем самым, успешнее решать сложные задачи предупреждения и раскрытия преступлений.
Большое значение в организации учета деятельности органов внутренних дел имеет определение времени осуществления учета. В одних случаях это диктуется нормативными актами, устанавливающими периоды отчетности, в других — степенью необходимости в получении тех или иных материалов для принятия (уточнения, изменения) управленческих решений, подведения результатов их выполнения и т.д. Причем наиболее важные показатели работы служб и отдельных сотрудников, например, раскрытие преступлений, розыск преступников, учитываются постоянно, нарастающим итогом. Целый же ряд показателей, необходимых только на определенный момент, может учитываться по мере надобности.
Наибольшую сложность в организации учета деятельности территориальных органов МВД РФ представляет определение средств ведения учета.
Одним из таких средств является существующая система документирования и документооборота, которая включает в себя как совокупность документов, создаваемых и получаемых ОВД в процессе их деятельности, так и весь комплекс работы с документами, т.е. их прием, регистрация, рассмотрение, составление, оформление, контроль за сроками исполнения, отправка, а также формирование текущего делопроизводства и хранение документов.
Начальной стадией любого учета является составление и оформление документов. Для совершенствования учетной работы в территориальных органах МВД РФ большое значение имеет внедрение передовых, научно обоснованных методов ее ведения. Они позволяют повысить оперативные и аналитические возможности учета и одновременно уменьшить трудоемкость и объем учетной работы. Научная организация учета предполагает упрощение и сокращение документации, что не только снизит затраты сил и времени непосредственных исполнителей, но и улучшит в целом организацию учетной деятельности.
Упрощение и сокращение документации в органах внутренних дел идет в основном по пути ее унификации, создания типовых форм документов, включающих большое число разнообразных показателей.
Важным направлением совершенствования организации учетной работы в территориальных органах МВД РФ является ее централизация. В настоящее время материалы учета концентрируются в различных службах и подразделениях органов внутренних дел: в дежурных частях, аналитических группах (отделениях) штабов, отраслевых службах (уголовного розыска, борьбы с экономической преступностью и др.). Централизация учетной работы даст возможность специализировать на ней отдельных сотрудников, шире использовать для обработки поступающей учетной информации ЭВМ.