УДК 351.74 ББК 67.629
Лебец Африма Сагидулловна Lebets Afrima Sagidullovna
доцент кафедры теории государства и права Ростовского юридического института МВД России кандидат политических наук.
Associate Professor, the Department of Theory of State and Law, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Politics. E-mail: [email protected]
Митракова Елена Николаевна Mitrakova Elena Nikolaevna
старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.
Senior Lecturer, the Department of Theory of State and Law, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law. E-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ФИЛОСОФСКИЙ, ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
To the problem of forming an effective leader in the system of internal affairs bodies of the Russian Federation: philosophical, political, legal and phycological aspects
В статье анализируется суть управленческой деятельности, в целом, и управленческой деятельности в системе органов внутренних дел Российской Федерации, в частности, в рамках нескольких подходов: общефилософского, политико-правового, психологического. Авторами предпринята попытка анализа формирования эффективного руководителя в органах внутренних дел, рассматриваются правовые основы деятельности руководителя в органах внутренних дел, анализируются его компетенции.
Ключевые слова: управленческая деятельность, управление, руководитель, компетенции руководителя, эффективный руководитель, психологическая компетентность.
The article analyzes the essence of managerial activity in general and managerial activity in the system of internal Affairs bodies of the Russian Federation, in particular within the framework ofseveral approaches including general philosophical, political-legal and psychological concepts. The authors attempt to analyze the formation of an effective leader in the internal Affairs bodies, consider the legal basis for the activities of the head in the internal Affairs bodies, analyze proper competences.
Keywords: managerial activity, management, manager, manager's competence, effective manager, psychological competence.
Руководство - величина непостижимая, зависящая от многих слагаемых. Управленческий процесс похож на математическую теорему, которую надо доказывать, доказывать и доказывать...Он носит динамический и творческий характер.
А. Деркач, д.п.н., профессор.
В числе различных направлений совершенствования управленческой деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД) следует выделить комплектование руководящими кадрами, способными эффективно решать оперативно-служебные задачи (защита жизни, здоровья, прав и сво-
бод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и охрана общественной безопасности [1]), а также вписываться в современные цивилизационные, геополитические, социально-экономические и
информационно-культурные условия. Потенциал современного руководителя, в целом, и руководителя ОВД, в частности, рассматривается такими учеными, как А.А. Деркач, А.Г. Марку-шин, А.В. Финашин, Я.Л. Алиев, Н.В. Бугель, С.К. Буряков, В.Г. Булавчик, Н.В. Железкин, В.П. Очередько, Г.А. Аванесов, А.П. Коренев. Система органов внутренних дел является частью сложной социальной системы правоохранительных органов, поэтому весьма перспективной является тема экстраполяции современных достижений управленческого менеджмента на систему ОВД, учитывая, что именно органы внутренних дел являются ключевым звеном обеспечения общественной безопасности.
Для начала следует определить, кто такой руководитель. В широком смысле, это не обязательно человек, занимающий руководящую должность, а лидер, принимающий эффективные решения, специалист, занимающийся умственной деятельностью и отвечающий за итоги работы, непосредственно влияющий на способность организации (компании, структуры) функционировать и добиваться положительных результатов (П. Друкер) [2]. Таким образом, руководителем, о котором пишет П. Друкер, может считаться любой ключевой эксперт (например, в сфере информационных технологий, финансовой безопасности, творческих профессий). В современных условиях переизбытка информации и интенсивно изменяющихся общественных процессов успешные руководители становятся существенным ресурсом общества, а эффективность на руководящей должности является насущной потребностью любого человека, нацеленного на успех, самореализацию и конкретные достижения (данный тезис одинаково применим как для начинающих специалистов, так и для тех, кто уже достиг определенных результатов в карьере). В узком смысле, руководитель ОВД решает не только вышеуказанные задачи, но и осуществляет свои функции в так называемых особых условиях: во-первых, «управление преступностью отличается от управления полезными процессами тем, что оно направлено на снижение интенсивности, нейтрализацию и даже ликвидацию явлений, связанных с антиобщественным поведением людей» [3, с. 53]; во-вторых, система ОВД имеет четко регламентированную структуру, и руководитель действует в строгих рамках профессионального отбора, единоначалия и субординации, а также ограничений и запретов [4]. В связи с вышеизложенным, весьма перспективной видится задача поиска новых моделей подготовки эффективного руководителя для
органов внутренних дел на самых ранних этапах изучения основ управленческой деятельности с учетом перспективы карьерного роста, согласно указанной в статье 7 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ о службе) классификации должностей в ОВД. Согласно статье 1 упомянутого выше ФЗ о службе, «руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел - лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации и осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел».
Эволюция самого понятия руководитель напрямую связана с историческими этапами общественной трансформации, поэтому искусство управления - это и упоминающееся в древнеиндийских трактатах искусство владения палкой, и платоновское правление на основе решений правителя, и аристотелевское управление с помощью законов, и теологическая сокрализация власти, и просветительское разделение властей, и русская самодержавная самобытная модель, и современное воздействие на общество со стороны государства политическими методами. В экзистенциальном контексте Э. Фромм в работе «Душа человека» напрямую связывает деятельность руководителя (лидера, вождя) с индивидуальным выбором человека между добром и злом, любовью и ненавистью, кода внутренний нравственный закон доминирует над законом как таковым. Задаваясь вопросом: «Человек - волк или овца?», Фромм косвенно описывает одну из самых важных составляющих эффективного руководителя в глобальном философском смысле - «готовность взять на себя ответственность за стадо в обмен на свободу распоряжаться стадом». В частности, Фромм указывает, что «именно мнение, согласно которому люди - овцы и потому нуждаются в вождях, принимающих за них решения, нередко придавало самим вождям твердую убежденность, что они выполняли вполне моральную, хотя, подчас и весьма трагическую обязанность: брали на себя руководство и снимали с других груз ответственности и свободы, давая людям то, что те хотели» [5, с. 442].
Подобная модель, основанная на индивидуальном выборе и принципе «первый среди неравных», в рамках управленческой деятельности в органах внутренних дел неизбежно приведет к необъективности и предвзятости. Зако-
номерно предположить, что руководитель ОВД не может быть полностью свободен от политических акцентов государства, региональных факторов, а также социокультурных, гендерных и религиозных параметров вверенного подразделения (коллектива) в конкретно взятом регионе, поэтому актуальным представляется вопрос духовного содержания должности руководителя ОВД и его отношение к политической жизни общества. В частности, на современном этапе заметны очевидные попытки навязывания профессиональной культуре религиозного сознания, что вполне может привести к деструктивным последствиям. Руководитель с доминантой религиозных ценностей по определению менее социабилен (вплоть до индифферентности), его мировоззрение ограничено как по содержанию, так и по форме и представляет собой набор выхолощенных догм. Эффективный руководитель современного типа в своих духовных исканиях должен опираться на науку, разум, прагматическую философию, общечеловеческие ценности, неизменно включающие уважение к многообразию и мозаичности национальных культур и традиций.
Таким образом, наблюдается фактическое противоречие: с одной стороны, правовыми нормами диктуется необходимость деполитизации механизма управления в ОВД (согласно ст. 4 ФЗ о службе, сотруднику органов внутренних дел запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности, при осуществлении служебной деятельности сотрудник не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций), а с другой, реально преобладает тенденция политизации данного механизма. На профессиональной деятельности руководителя органа внутренних дел данное обстоятельство может проявляться в двух направлениях: с одной стороны, ряд руководителей овд проявляют себя как ярко выраженные сторонники политической линии руководства государством, чем фактически усиливают тенденцию политизации государственной службы в ОВД, а другая часть руководителей - придерживаются линии полной деполитизации, т. е. сосредоточивают все ресурсы деятельности на технической стороне управления и достижении конкретных показателей эффективности деятельности ОВД, согласно Приказу МВД России от 31 декабря 2013 года № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации», и прямых, и косвенных данных
эффективности управленческой деятельности (показатели служебной дисциплины и законности, неукоснительное соблюдение ограничений и запретов, отсутствие проявлений коррупционного поведения, морально-психологический климат в коллективе, кадровый состав (компетентность, укомплектованность)) и т.д.
Выбор линии поведения руководителя в итоге определяется уровнем его политической культуры, карьерными притязаниями и политической конъюнктурой. Однако, объективность руководителя, и, как следствие, его эффективность, в полной мере обеспечивается нормативно-правовыми основами управленческой деятельности в органах внутренних дел.
Эффективность работы руководителя ОВД зависит от ряда компонентов: профессиональных, деловых и социально-психологических качеств, от выбранного стиля руководства, авторитета, и морально-психологического климата в подразделении [6, с. 233]. Повысить эффективность деятельности руководителя ОВД возможно только при комплексном подходе к изучению и решению этой проблемы, включающем педагогическое, психологическое, юридическое, экономическое, статистическое и другие области исследования [7, с. 5], а также при формировании таких «профессиональных характеристик, как социально-психологическая и организаторская компетентность, техническая, экономическая, правовая культура, владение современными технологиями управленческой деятельности» [8, с. 39]. По мнению Е.В. Петрова, акцент на психологических аспектах управленческой деятельности позволяет перейти к пониманию управления как сложного механизма психологического взаимодействия людей [9, с. 27].
Предлагается следующая многокомпонентная структура психологической компетентности эффективного руководителя ОВД на основании исследования, проведенного коллективом Ростовского юридического института МВД России «Формирование психологической компетентности сотрудников органов внутренних дел» [10], и усовершенствованная с учетом современных потребностей и запросов общества. Различные аспекты проблемы психологической компетентности рассматриваются в работах таких ученых, как А.К. Маркова, Л.А. Петровской, Т.Н. Щербаковой, Л.Н. Митина, Б.И. Хасан, В.Н. Казанцева и др., ее предметному исследованию посвящен ряд диссертационных исследований. Исходя из сути понятия, компетентность - это доскональные знания в какой-либо области, как правило, связывают с квалификацией специа-
листа, тогда как, психологическая компетентность - совокупность психологических знаний, умений и навыков и личностных качеств, способствующих успешной реализации человека во всех сферах жизнедеятельности.
Рассмотрим коммуникативную компетентность, которую Л.А. Петровская выделяет как одну из составляющих психологической компетентности, и определяет ее значительную роль для руководителя [11, с. 17]. Например, выпускник образовательной организации МВД России, подготовленный к решению оперативно-служебных задач и прошедший обучение по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (специализация «Оперативно-розыскная деятельность»), согласно утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации генералом полиции Российской Федерации В.А. Колокольцевым от 18 апреля 2018 года квалификационным требованиями, должен обладать определенными профессиональными компетенциями, три из которых связаны с коммуникативной компетентностью сотрудника органов внутренних дел (ПК-41; ПК-42; ПК-44).
Актуальной для руководителя представляется организаторская составляющая управленческой деятельности. Внутренняя цель действий руководителя должна быть направлена на организацию всего подразделения. Каждый член коллектива должен четко осознавать, какие функции и задачи он выполняет, непосредственно находясь на данной должности. На наш взгляд, именно руководитель как человек, наделенный властными полномочиями, способен грамотно организовать эффективную деятельность всех сотрудников, используя потенциал каждого из них. Так, А.И. Китов делает акцент на том, что индивидуальным субъектом деятельности выступает руководитель, предметом которого являются действия подчиненных, а содержанием - их общественно необходимое поведение [12, с. 33-34].
Знаниевую компетентность [10, с. 12] в настоящее время мы не ставим во главу угла, исходя из того, что не каждый профессионал способен стать лидером, руководителем. Является заблуждением тезис о том, что знаний, умений и навыков в узкой области деятельности достаточно для руководителя. Фактически этого недостаточно для того, чтобы организовать слаженную работу коллектива в целом. Однако А.П. Гладилин в диссертационном исследовании значительное место уделяет профессиональному интеллекту, раскрывается его роль, значение и сущность, «среди множества про-
фессиональных качеств наиболее востребованными являются те, которые раскрывают содержание "человеческого фактора" в профессии: интеллект, общение, понимание» [11, с. 13,187].
Социально-психологическая компетентность представляет собой совокупность следующих компонентов: особенности взаимодействия руководителя с подчиненными, установление и поддержание благоприятного психологического контакта, позволяющего создать продуктивную деловую атмосферу в коллективе, на основе сотрудничества, обмена опытом и знаниями [12, с. 541].
Подструктура аутокомпетентности представляет собой, прежде всего, умение осознавать и контролировать психическое состояние в стрессовых ситуациях, контролировать эмоциональное состояние, социальное поведение, владеть техниками психической саморегуляции, паттернами стрессоустойчивости, целе-полагания и самомотивации [13, с. 117-125].
Вместе с тем анализ процесса управления позволяет включить в нашу многокомпонентную структуру психологической компетентности эффективного руководителя и эмоциональную компетентность как способность понимать и контролировать свои собственные чувства, эмоциональные состояния других людей с целью управления своим поведением [14, с. 14].
Заключительная подструктура (мировоззренческая), на наш взгляд, является актуальной особенно в современных условиях. Руководитель несет персональную ответственность за облик организации, корпоративную культуру, ценности коллектива. Истоки корпоративной культуры находятся в опыте руководителей. При этом, данный опыт должен быть социальным, основанным на взаимодействии людей друг с другом, кроме того, опыт должен быть личным, взятым из собственной жизни, и разумеется, такой опыт должен быть успешным [15, с. 117-125].
Представленная нами структура позволяет сформировать портрет эффективного руководителя органов внутренних дел как многогранную устойчивую целостную личность с развитыми профессиональными качествами, организаторским и лидерским потенциалом, легко адаптирующуюся к изменениям в стремительно меняющемся информационном пространстве, использующего новые методы современного менеджмента, генерирующего новые идеи, способного направить потенциал сотрудника на достижение качественных показателей.
Литература
1. Ст. 1 Федерального Закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О Полиции». СПС «Кон-сультантПлюс».
2. Питер Друкер. Эффективный руководитель. М., 2012.
3. Туманов Т.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М, 1931.
4. Ст. 4 Федерального Закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». СПС «Консультант-Плюс».
5. Эрих Фромм Здоровое общество. Искусство любить. Душа человека. М., 2007.
6. Маркушин А.Г. Основы управления в органах внутренних дел: учебник для вузов / А. Г. Маркушин, В. В. Казаков. 2-е изд., пере-раб. и доп. М., 2018.
7. Ермолаева Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности сотрудников ГИБДД территориальных органов МВД России по воспитанию участников дорожного движения: автореф. дис. .. .канд. пед. наук. СПб., 2016.
8. Баранов П.П., Жуков И.А., Кикоть В.Я., Мещерякова А.В. Вопросы психологического обеспечения работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: монография. Ростов н/Д, 2005.
9. Петров В.Е. Психологическая диагностика профессионально-важных качеств руководителей органов внутренних дел на основе компьютерных технологий: дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 2001.
10. Буткова Т.А., Митракова Е.Н., Полтав-цева Л.И., Помаз Г.С., Упорникова-Пивоваро-ва И.В. Формирование психологической компетентности сотрудников органов внутренних дел: методические рекомендации. М., 2011.
11. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
12. Щекин Г.В. Организация и психология управления персоналом: учебно-методическое пособие. К., 2002.
13. Митракова Е.Н. Психологическая компетентность руководителя полиции как основа профессионализма // Психология и право. № 2. 2015.
14. Райнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность. М., 2003.
15. Харский К. Выгодный начальник. Мировоззрение лидера как конкурентное преимущество // Психология для руководителя. № 1 (1). 2008.
Bibliography
1. Article 1 of Federal Law № 3-FZ of February 7, 2011 «On the police». LRS «Consult-antPlus».
2. Peter Drucker. Effective leader. Moscow, 2012.
3. Mist T.A. the Organization of management in the sphere of protection of public order. Moscow, 1931.
4. Article 4 of the Federal Law of November 30, 2011 № 342-FZ «On service in bodies of internal Affairs of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation». LRS «ConsultantPlus».
5. Erich Fromm Healthy society. The art of loving. The soul of man. Moscow, 2007.
6. Markushin A.G. Fundamentals of management in internal Affairs bodies: textbook for universities / A.G. Markushin, V.V. Kazakov. 2nd ed., reprint. Moscow, 2012.
7. Ermolaeva N.A. Formation of professional and pedagogical competence of traffic police officers of the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia for the education of road users: abstract of dis. ... PhD in Pedagogical Sciences. Saint-Petersburg, 2016.
8. Baranov P.P., Zhukov I.A., Kikot V.Ya., Meshcheryakova A.V. Questions of psychological support of work with leading personnel of internal Affairs bodies: monograph. Rostov-on-Don, 2005.
9. Petrov V.E. Psychological diagnostics of professionally important qualities of heads of internal Affairs bodies on the basis of computer technologies: dis. ... PhD in Psychological Sciences. Moscow, 2001.
10. Butkov T.A., Mitrakova E.N., Poltavt-sev L.I., Pomaz G.S., Parnikova-Pivovarova I.V. Formation of psychological competence of employees of internal Affairs bodies: methodical recommendations. Moscow, 2011.
11. Petrovskaya L.A. Competence in communication. Moscow, 1989.
12. Shchekin G.V. Organization and psychology of personnel management: textbook. Kiev, 2002.
13. Mitrakova E.N. Psychological competence of the police chief as the basis of professionalism. Psychology and law. № 2. 2015.
14. Reynolds M. Coaching: emotional competence. Mocow, 2003.
15. Harsky K. Profitable boss. Leader's world-view as a competitive advantage. Psychology for managers. № 1 (1). 2008.