Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
255
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ-ДЕМОКРАТ / ЭФФЕКТИВНО УПРАВЛЯЮЩИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ленский В. М.

Статья посвящена анализу применения демократического стиля управления в органах внутренних дел Российской Федерации. В работе проводится исследование соотношения руководителей среднего и старшего начальствующего состава территориальных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, применяющих демократический стиль управления. Полученные данные являются результатом опроса 350 сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, проходящих службу в пяти регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов Российской Федерации. В статье приводится авторская формулировка определения демократического стиля управления, применяемого в органах внутренних дел Российской Федерации, а также указываются обстоятельства, способствующие не значительному применению данного стиля управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ленский В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF APPLICATION OF THE DEMOCRATIC MANAGEMENT STYLE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the analysis of the application of the democratic management style in the internal affairs bodies of the Russian Federation. The paper investigates the ratio of the heads of the middle and senior commanding staff of the territorial divisions of the internal affairs bodies of the Russian Federation using a democratic management style. The data obtained are the result of a survey of 350 employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation serving in five regions of the Central and North-Western Federal Districts of the Russian Federation. The article presents the author’s formulation of the definition of the democratic management style used in the internal affairs bodies of the Russian Federation, and also indicates the circumstances that contribute to the non-significant use of this management style.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

JURISPRUDENCE

Научная статья

УДК 347.1

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-135-138

NIION: 2003-0059-2/22-234

MOSURED: 77/27-003-2022-02-433

Вопросы применения демократического стиля управления в органах внутренних дел Российской Федерации

Владимир Михайлович Ленский

Рязанский филиал Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Рязань, Россия,

VMlenskiy@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу применения демократического стиля управления в органах внутренних дел Российской Федерации. В работе проводится исследование соотношения руководителей среднего и старшего начальствующего состава территориальных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, применяющих демократический стиль управления. Полученные данные являются результатом опроса 350 сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, проходящих службу в пяти регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов Российской Федерации.

В статье приводится авторская формулировка определения демократического стиля управления, применяемого в органах внутренних дел Российской Федерации, а также указываются обстоятельства, способствующие не значительному применению данного стиля управления.

Ключевые слова: стиль управления в органах внутренних дел Российской Федерации, субъект управленческой деятельности, харизматический руководитель, руководитель-демократ, эффективно управляющий руководитель

Для цитирования: Ленский В. М. Вопросы применения демократического стиля управления в органах внутренних дел Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 135-138. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-135-138.

Original article

Issues of application of democratic management style in the internal affairs bodies of the Russian Federation

Vladimir M. Lensky

Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. kikot',

Ryazan, Russia, VMlenskiy@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of the application of the democratic management style in the internal affairs bodies of the Russian Federation. The paper investigates the ratio of the heads of the middle and senior commanding staff of the territorial divisions of the internal affairs bodies of the Russian Federation using a democratic management style. The data obtained are the result of a survey of 350 employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation serving in five regions of the Central and North-Western Federal Districts of the Russian Federation. The article presents the author's formulation of the definition of the democratic management style used in the internal affairs bodies of the Russian Federation, and also indicates the circumstances that contribute to the non-significant use of this management style.

Keywords: management style in the internal affairs bodies of the Russian Federation, subject of managerial activity, charismatic leader, democratic leader, effectively managing head

For citation: Lensky V. M. Issues of application of the democratic management style in the internal affairs bodies of the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):135-138. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-135-138.

© Ленский В. М., 2022

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

В научной литературе имеется достаточное разнообразие трактовки словосочетания «стиль управления». Большая часть этих определений является равнозначной по своим основным признакам. Так, стиль управления можно понимать, как устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношении с подчиненными, либо как систему методов принятия управленческих решений при взаимодействии с ними. Иными словами, стиль управления — это совокупность присущих руководителю личностных черт и приобретенных качеств, а также методов, и поступков, применяемых им в качестве наиболее привычного образа действий во взаимоотношениях с подчиненными сотрудниками.

Представляется целесообразным согласиться с позицией В. Г Алексеева, согласно которой при управлении людьми успех приходит к тому из руководителей кто умело опирается на коллектив сотрудников, на умение и творческую инициативу всех без исключения подчиненных [1, с. 61].

Вопросами классификации стилей управления занимались многие ученые, среди которых следует отметить Дугласа МакГрегора, Лайкерта, Курта Левина, Блэйка-Моутона, Гоулмана Дэниела, Бояциса Ричарда, Макки Энни, Шарль-Луи Монтескье, В. П. Горяинова и ряд других исследователей [3, с. 48].

Однако, несмотря на многочисленные школы видов стилей управления безупречная манера управленческой деятельности наукой и практикой до сих пор так и не определена. Поэтому в органах внутренних дел Российской Федерации руководителями среднего и старшего начсостава территориальных подразделений чаще всего применяются авторитарный, индивидуальный и демократический стили управления.

В настоящей публикации будет обобщена краткая характеристика демократического стиля управления, рассмотрены отдельные дискуссионные вопросы применения демократической модели управленческой деятельности со стороны руководителей среднего и старшего начсостава территориальных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, а также будет осуществлена попытка формулировки авторского определения демократического стиля управления, применяемого в органах внутренних дел Российской Федерации.

Представляется, что в самом общем виде под стилем управления в органах внутренних дел Российской Федерации следует понимать вошедший в привычный образ поведения субъекта управления стереотип руководства объектами управления, а также модель взаимодействия (сотрудничества) с равнозначными и вышестоящими субъектами управления.

Следует иметь в виду, что каждому руководителю органов внутренних дел Российской Федерации присущ конкретный стиль управления, характеризующий

его в качестве субъекта управленческой деятельности. В случае, когда руководитель автоматически, подсознательно применяет тот или иной стиль управления, не вдаваясь в его сущность, он все равно является обладателем определенной модели управленческой деятельности.

Важно знать, что стиль осуществляемой руководителем управленческой деятельности присущ ему в силу природных психофизиологических особенностей индивида, типа темперамента, а также, в силу приобретенных личных качеств, опыта, навыков, анализа сложившейся объективной ситуации и ряда иных детерминантов.

Каждая из существующих моделей управления, в зависимости от опыта и мотивации руководителя, сплоченности и стимулирования коллектива сотрудников, сложившейся оперативной обстановки, объективного состояния управляющей и управляемой систем, имеет как свои приоритеты, так и свои недочеты. Именно от обладания руководителем багажом знаний о существующих стилях управления, от умения выбора и применения в конкретной объективной жизненной ситуации того или иного стиля управления, в целом, зависит эффективность его управленческой деятельности.

Так, например, руководитель территориального подразделения МВД РФ, в своей повседневной служебной деятельности опирающийся на демократический стиль управления, не может применять его в чрезвычайных ситуациях, когда требуются стремительные действия для принятия срочного самостоятельного решения. Не вполне оправдан демократический стиль управления, как при задержании преступников, так и при пресечения преступных деяний, а также розыске правонарушителей по «горячим следам».

С определенной осторожностью следует относиться к применению руководителем демократического стиля управления в отношении систематически допускающих дисциплинарные проступки подчиненных. Поскольку, при недостаточно устойчиво сформированном коллективе сотрудников, это чревато возникновению у отдельных из них состояния ложного понимания методов демократизма и подменой их методами попустительства, бесконтрольности, а также не усмотрения в управленческой деятельности руководителя наличия внутреннего магнетизма и его уверенности в своих силах.

Для выявления частоты применения демократического стиля управления со стороны руководителей среднего и старшего начсостава территориальных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации проведен опрос 350 респондентов из числа лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, по должности служащего

JURISPRUDENCE

«Полицейский», а также лиц среднего и старшего начсостава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющих высшее или среднее (юридическое либо не юридическое) профобразование, по должности служащего «Полицейский». Опрос проводился среди сотрудников, проходящих службу в пяти регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов Российской Федерации.

В результате опроса обозначенной категории сотрудников органов внутренних дел, установлено, что всего лишь 8 % интервьюированных подтвердили, использование демократического стиля управления со стороны их непосредственных руководителей. При этом 91,66 % респондентов из числа 8 % опрошенных осуществляют свою деятельность в подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, напрямую не связанных с охраной общественного правопорядка (правовой отдел, информационный отдел, экспертно-криминалистический отдел, отделы центра финансового обеспечения, культурный центр, тыловые службы), как правило, имеющих не большую штатную численность сотрудников.

Следует отметить, что результаты проведенного нами исследования, в значительной степени отличаются от результатов исследования А. В. Шуралева, по итогам которого респонденты заявили, что количество использующих демократический стиль управления руководителей территориальных органов внутренних дел по Республики Марий Эл, составляет 64 %, а использующих авторитарный стиль управления — составляет всего 30 % [4, с. 221].

Важно понимать, что каждый руководитель оказывает определенное влияние на окружающих его подчиненных. С одной стороны, он способен настраивать сотрудников на позитивное поведение, заряжать их положительной энергией, с другой стороны, он может отрицательно влиять на своих подчиненных, постоянно третировать их, создавать вокруг себя напряженно-неприветливую атмосферу.

Смеем предположить, что опытный, эффективно управляющий руководитель оказывает воздействие на своих сотрудников не только грамотным применением дисциплинарной практики, но и своими харизматическими качествами. Среди таких качеств на первом месте стоят уверенность в себе, осознание правоты в том, что он делает, независимость и самостоятельность суждений, решений и поступков. Не последнее место в личности харизматического руководителя занимают его привлекательная внешность (даже при наличии физического недостатка) и личное обоняние, а также применяемые субъектом управления риторические приемы, способность говорить четко и не двусмысленно, постоянно владеть своими действиями и объективной ситуацией.

К достоинствам демократического стиля управления принято относить следующие признаки.

• Среди личного состава коллектива сотрудников подразделения присутствует настроение взаимопонимания, почитания и личной ответственности, а также позитивной мотивации выполнения служебной деятельности с максимально эффективной отдачей.

• При возникновении у сотрудника проблемы он может обратиться за ее разрешением к своему непосредственному руководителю и, при этом, быть уверенным в его поддержке.

• И, наоборот, при получении руководителем новых задач или возникновении управленческих проблемных ситуаций он может смело опираться на знания, опыт, квалификацию и сообразительность подчиненного ему коллектива сотрудников.

Следовательно, использование руководителем подразделения вышеназванных признаков, в конечном счете, приводит к децентрализации его, как субъекта управления, то есть к некоему перераспределению и рассредоточению его функций.

Обладающий демократическим стилем управления руководитель, при решении управленческих задач и функций выступает в качестве координатора, связующего звена, является авторитетным лидером и вдохновителем среди своих подчиненных, умело сочетает свои контрольно-надзорные функции начальника с творческой инициативой подчиненных. Руководитель-демократ, открыто опирается на мнения и опыт своих сотрудников при решении сложных управленческих проблем, не присваивает себе авторство удачных управленческих решений и тем самым, способствует профессиональному росту своих подчиненных, ставит перед ними видение служебной перспективы. И как результат, в подобных коллективах зарождаются условия безбоязненного высказывания своей точки зрения, предоставляется возможность независимого обмена мнениями, отсутствует почва для эгоцентричного поведения сотрудников, появления среди них конфликтных ситуаций. В такой обстановке престиж руководителя только возрастает [2, с. 23].

В качестве вывода можем привести одно мудрое изречение, в котором подмечено, что хороший начальник не тот, кого боятся, а тот, кого боятся разочаровать.

Вместе с тем, демократическому стилю управления объективно присущи определенные недостатки. Среди них принято называть следующие.

• Не оперативность при принятии управленческих решений в силу проведения консультаций с подчиненными сотрудниками.

• Умение проводить грань между конфиденциальными демократическими взаимоотношениями в коллективе и попустительством,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

бесконтрольностью, а также отсутствием у руководителя внутреннего магнетизма и уверенности в своих силах. Нарушение данного баланса единожды, может привести к расхлябанности коллектива и окончательному его распаду.

• Коллегиальность принимаемого решения не освобождает руководителя от личной ответственности за его реализацию.

Данные недочеты демократического стиля управления являются его характеризующими чертами и поэтому руководителю их нужно знать, принимать и стремиться минимизировать.

Таким образом, представляется, что под демократическим стилем управления в органах внутренних дел Российской Федерации следует понимать вошедшую в привычный образ поведения манеру воздействия субъекта управления, основанную на совокупности мироуправных приемов и способов на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы обсуждения и выработки управленческих решений коллектива сотрудников, на развитии их инициативности и мотивированности на эффективное выполнение служебных задач и принятие на себя части ответственности за их решение, а также на расширение взаимоуважения, взаимодоверия и взаимоконтроля.

В заключение следует отметить, что демократический стиль управления пока не находит широкого применения со стороны руководителей среднего и старшего начальствующего состава территориальных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации. Представляется, что происходит это в силу специфики осуществляемой в органах внутренних дел Российской Федерации служебной деятельности, а также в строго иерархичном характере принимаемых руководителями властных управленческих решений и порой часто меняющейся оперативной обстановки, требующей срочного принятия новых управленческих решений.

И в тоже время в территориальных подразделени-

ях органов внутренних дел Российской Федерации, напрямую не связанных с охраной общественного порядка, в которых не требуется моментального решения возникающих управленческих проблем, применение демократичного стиля руководства вполне обусловлено духом времени. При этом, высшим достижением овладения демократическим стилем управления служит концепция, согласно которой статус «неформального лидера» и штатного руководителя совпадают для коллектива сотрудников в одном лице.

Список источников

1. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. М. : Издательство политической литературы, 1968. 384 с.

2. Максимов А. Н. Стиль управления в системе ОВД: теория и практика // «Юридический мир». 2007. № 1. // [Электронный ресурс] СПС Консультант Плюс.

3. Шелдрейк Д. Дуглас МакГрегор и человеческая сторона предприятия : учеб. для вузов. М. : изд. Аспект Пресс, 2005. 254 с.

4. Шуралев А. В. Психологические методы совершенствования стиля управления территориальным отделом внутренних дел // Вестник КемГУКИ 28/2014. С. 221-222.

References

1. Afanasyev V. G. Scientific management of society. Moscow : Publishing House of Political Literature, 1968. 384 p.

2. Maksimov A. N. Management style in the ATS system: theory and practice // «Legal world». 2007. № 1. // [ Electronic resource] SPS Consultant Plus.

3. Sheldrake D. Douglas MacGregor and the human side of the enterprise : studies for universities. M. : ed. Aspect Press, 2005. 254 p.

4. Shuralev A. V. Psychological methods of improving the management style of the territorial Department of Internal Affairs // Bulletin of KemGUKI 28/2014. P. 221-222.

Информация об авторе

В. М. Ленский — доцент кафедры административного права и административной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the author

V. M. Lensky — Associate Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of the Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 29.12.2021; одобрена после рецензирования 24.01.2022; принята к публикации 21.02.2022.

The article was submitted 29.12.2021; approved after reviewing 24.01.2022; accepted for publication 21.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.