Научная статья на тему 'Моделирование как основа формирования конфликтологической компетенции руководителя органов внутренних дел'

Моделирование как основа формирования конфликтологической компетенции руководителя органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликт / межличностный конфликт / моделирование / конфликтологическая компетентность / преодоление кризиса в общении / conflict / interpersonal conflict / modeling / conflictological competence / overcoming crisis in communication

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шляков Виктор Александрович

Актуальность: в современных условиях осложнения международных отношений между государствами важной частью политики Российской Федерации является обеспечение безопасности личности и общества от современных видов угроз. Одним лишь правовым регулированием успешно выполнять правоохранительную функцию государства не удастся, поскольку исполнение управленческих решений осуществляют люди в лице сотрудников правоохранительной системы как главных проводников требований законодательства. Приоритетной задачей продуктивного выполнения обязанностей сотрудниками органов внутренних дел является осуществление соответствующей требованиям оперативной обстановки, морально-психологической подготовки, предопределяющей способность сотрудников к преодолению возможных трудностей при выполнении трудовых функций. Постановка проблемы: сформировавшаяся правовая культура сотрудников органов внутренних дел, выражающаяся в отсутствии убежденности практических работников в необходимости использования научных достижений в урегулировании и разрешении конфликтов, с учетом особенностей профессиональной деятельности различных служб. Цель исследования: обосновать необходимость разрешения межличностных конфликтов в правоохранительной среде как фактора, повышающего эффективность деятельности территориального органа МВД России по обеспечению правопорядка. Использование педагогических технологий в подготовке личного состава для достижения поставленной цели. Методы исследования: моделирование, эксперимент, наблюдение с последующим анализом, обобщением и систематизацией результатов исследования. Результаты и ключевые выводы. Автор рассматривает вопрос о важности конфликтологической компетенции руководителя в организации деятельности территориального органа внутренних дел, направленной на выполнение функций и решение задач по обеспечению общественного порядка и безопасности. Сформировывает понятие конфликта применительно к деятельности органов внутренних дел и особенности его урегулирования, а также анализирует деструктивный характер, рассматриваемого социального явления. Делается вывод о значимости педагогической технологии в формировании необходимых навыков, позволяющих поддерживать благоприятный морально-психологический климат в трудовом коллективе территориального органа внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шляков Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling as the Basis for the Formation of the Conflictological Competence of the Head of the Internal Affairs Bodies

Relevance: in modern conditions of complication of international relations between states, an important part of the policy of the Russian Federation is to ensure the security of individuals and society from modern types of threats. It will not be possible to successfully perform the law enforcement function of the state by legal regulation alone, since the execution of management decisions is carried out by people in the person of law enforcement officers as the main conductors of legislative requirements. The priority task of the productive performance of duties by employees of the internal affairs bodies is the implementation of an operational environment that meets the requirements, moral and psychological training that determines the ability of employees to overcome possible difficulties in performing work functions. Problem statement: the established legal culture of employees of internal affairs bodies, expressed in the lack of conviction of practitioners in the need to use scientific achievements in conflict resolution and resolution, taking into account the specifics of the professional activities of various services. The purpose of the study is to substantiate the need to resolve interpersonal conflicts in the law enforcement environment as a factor that increases the effectiveness of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia in ensuring law and order. The use of pedagogical technologies in the training of personnel to achieve the set goal. Research methods: modeling, experiment, observation, followed by analysis, generalization and systematization of research results. Results and key conclusions. The author considers the importance of the conflictological competence of the head in organizing the activities of the territorial body of internal affairs aimed at performing functions and solving tasks to ensure public order and security. Forms the concept of conflict in relation to the activities of internal affairs bodies and the specifics of its settlement, as well as analyzes the destructive nature of the social phenomenon under consideration. The conclusion is made about the importance of pedagogical technology in the formation of the necessary skills to maintain a favorable moral and psychological climate in the workforce of the territorial body of internal affairs.

Текст научной работы на тему «Моделирование как основа формирования конфликтологической компетенции руководителя органов внутренних дел»

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

I

Шляков Виктор Александрович,

слушатель 2-го факультета, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: vity183@yandex.ru

Научная специальность: 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология

Victor Alexandrovich Shlyakov,

Listener of the 2nd Faculty, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: vity183@yandex.ru

Scientific specialty:

5.3.5. Social psychology, political

and economic psychology

УДК 159.9

Дата поступления: 15 октября 2023 г.

Дата принятия статьи в печать: 19 декабря 2023 г.

Моделирование как основа формирования конфликтологической компетенции руководителя органов внутренних дел

Modeling as the Basis for the Formation of the Conflictological Competence of the Head of the Internal Affairs Bodies

Аннотация

Актуальность: в современных условиях осложнения международных отношений между государствами важной частью политики Российской Федерации является обеспечение безопасности личности и общества от современных видов угроз. Одним лишь правовым регулированием успешно выполнять правоохранительную функцию государства не удастся, поскольку исполнение управленческих решений осуществляют люди в лице сотрудников правоохранительной системы как главных проводников требований законодательства. Приоритетной задачей продуктивного выполнения обязанностей сотрудниками органов внутренних дел является осуществление соответствующей требованиям оперативной обстановки, морально-психологической подготовки, предопределяющей способность сотрудников к преодолению возможных трудностей при выполнении трудовых функций.

Abstract

Relevance: in modern conditions of complication of international relations between states, an important part of the policy of the Russian Federation is to ensure the security of individuals and society from modern types of threats. It will not be possible to successfully perform the law enforcement function of the state by legal regulation alone, since the execution of management decisions is carried out by people in the person of law enforcement officers as the main conductors of legislative requirements. The priority task of the productive performance of duties by employees of the internal affairs bodies is the implementation of an operational environment that meets the requirements, moral and psychological training that determines the ability of employees to overcome possible difficulties in performing work functions.

Problem statement: the established legal culture of employees of internal affairs bodies, expressed in the lack of conviction of practitioners in

52

Постановка проблемы: сформировавшаяся правовая культура сотрудников органов внутренних дел, выражающаяся в отсутствии убежденности практических работников в необходимости использования научных достижений в урегулировании и разрешении конфликтов, с учетом особенностей профессиональной деятельности различных служб.

Цель исследования: обосновать необходимость разрешения межличностных конфликтов в правоохранительной среде как фактора, повышающего эффективность деятельности территориального органа МВД России по обеспечению правопорядка. Использование педагогических технологий в подготовке личного состава для достижения поставленной цели.

Методы исследования: моделирование, эксперимент, наблюдение с последующим анализом, обобщением и систематизацией результатов исследования.

Результаты и ключевые выводы. Автор рассматривает вопрос о важности конфликтологической компетенции руководителя в организации деятельности территориального органа внутренних дел, направленной на выполнение функций и решение задач по обеспечению общественного порядка и безопасности. Сформировывает понятие конфликта применительно к деятельности органов внутренних дел и особенности его урегулирования, а также анализирует деструктивный характер, рассматриваемого социального явления. Делается вывод о значимости педагогической технологии в формировании необходимых навыков, позволяющих поддерживать благоприятный морально-психологический климат в трудовом коллективе территориального органа внутренних дел.

Ключевые слова: конфликт; межличностный конфликт; моделирование; конфликтологическая компетентность; преодоление кризиса в общении.

the need to use scientific achievements in conflict resolution and resolution, taking into account the specifics of the professional activities of various services.

The purpose of the study is to substantiate the need to resolve interpersonal conflicts in the law enforcement environment as a factor that increases the effectiveness of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia in ensuring law and order. The use of pedagogical technologies in the training of personnel to achieve the set goal.

Research methods: modeling, experiment, observation, followed by analysis, generalization and systematization of research results.

Results and key conclusions. The author considers the importance of the conflictological competence of the head in organizing the activities of the territorial body of internal affairs aimed at performing functions and solving tasks to ensure public order and security. Forms the concept of conflict in relation to the activities of internal affairs bodies and the specifics of its settlement, as well as analyzes the destructive nature of the social phenomenon under consideration. The conclusion is made about the importance of pedagogical technology in the formation of the necessary skills to maintain a favorable moral and psychological climate in the workforce of the territorial body of internal affairs.

Keywords: conflict; interpersonal conflict; modeling; conflictological competence; overcoming crisis in communication.

Конфликты — неотъемлемая составляющая жизни общества, поскольку возникает в результате взаимодействия людей по поводу удовлетворения своих потребностей и целей, в том числе и в процессе исполнения служебных обязанностей. Как правило, в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел конфликты эмоционально окрашены и могут переходить в стадии противоборства, так как результат деятельности, на который затрачиваются эмоциональные, временные и материальные ресурсы, иногда зависит от другой

службы, относящейся к этим факторам нейтрально либо безразлично. К примеру, орган дознания передает свои результаты оперативно-розыскной деятельности, сбор которых может занимать от шести месяцев до двух лет, следственному управлению, следственному комитету или дознанию для последующей оценки и принятия в качестве оснований для возбуждения, либо использования в доказывании по уголовному делу. И если эти результаты не приняты или неверно оценены, возникают соответствующие условия для конфронтации.

Конфликт можно представить как наиболее трудно разрешимое противоречие, возникающее между взаимодействующими субъектами в процессе достижения целей либо удовлетворения потребностей.

Разновидностью ярко выраженных противоречий является межличностный конфликт, влияющий на благоприятный морально-психологический климат, который будет способствовать либо препятствовать продуктивному выполнению задач территориального органа, состоящего из разнообразных подразделений1.

В целях повышения конфликтологической компетенции представителей практических органов МВД России в образовательных организациях ведомства предусмотрены курсы повышения квалификации, а также обучение основам конфликтологии как по программам специалитета, так и магистратуры. В процессе обучения слушатели получают знания, при этом используют имеющийся практический опыт для углубленного усвоения программы. Указанная среда создает благоприятные условия для формирования навыков, позволяющих эффективно решать возникающие в процессе управленческой деятельности проблемы. На занятиях по конфликтологии обучающиеся получают знания о конфликтах: понятие, содержание, виды, способы урегулирования и разрешения. Обучение, основанное на научных знаниях, позволяет во взаимосвязи с практической деятельностью сформировать конфликтологическую компетентность, что является одной из ключевых характеристик личности руководителя.

Практические занятия включают в себя разбор конфликтных ситуаций из практики и определение общими усилиями оптимального способа их разрешения. Слушатели активно обсуждают варианты конфликтов, приводят примеры случавшихся с ними ранее конфликтных инцидентов в процессе практической деятельности; предлагают пути разрешения, нередко критикуя тот или иной способ выхода из конфликтной ситуации. Подобная работа способствует развитию конфликтологической компетентности. Эффективно показала себя аудиторная работа с использованием учебных экспериментов и моделированием межличностных конфликтов посредством «вызова у обучаемого особенностей мыслительных, эмоциональных, волевых процессов, характерных для реальных условий» [7, с. 190], когда возможно получить опыт использования принципов урегулирования и преодоления

1 Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900.

конфликтной ситуации, сформировать навыки и умения управления конфликтом. «Профессиональное умение — это освоенный специалистом комплексный способ успешного выполнения профессиональных действий в нестандартных, необычных, сложных ситуациях» [7, с. 180]. При этом следует учитывать тот факт, что навыки обеспечивают продуктивную деятельность в привычных условиях, тогда как умение обеспечивает эффективность в ситуациях, значительно отличающихся друг от друга. Данные занятия способствуют умению преодолевать функциональный эгоцентризм, — «своеобразный психологический настрой, при котором утверждается привычка оценивать все и вся исключительно под своим углом зрения» [4, с. 386].

Под общением в территориальном органе МВД стоит понимать взаимодействие субъектов, направленное на обмен информацией с целью организации совместной, согласованной детальности, направленной на достижение поставленных перед территориальным органом задач. С качеством общения как коммуникативной средой управления связаны многие трудности правоохранительной деятельности: «нахождение общего языка с людьми, барьеры взаимопонимания, ошибки познания и оценки, неадекватные ситуации, стереотипы действий» [8, с. 130]. Общение в процессе выполнения функций и решения задач в правоохранительной сфере прекращать неприемлемо, поскольку это приведет к нарушению прав и свобод граждан, не обеспечит должный уровень правопорядка и, как следствие, негативно скажется на доверии граждан к представителям закона. Прекращение общения, как способ ухода от конфликтной ситуации следует использовать в иных случаях, например, при возникновении противоречий с ранее незнакомыми людьми, не связанными профессиональной деятельностью.

Указанные факты говорят о том, что сотрудник либо не верит в возможность применения знаний, которые изучает, либо не собирается их применять в практической деятельности, поскольку, погрузившись в реальную конфликтную ситуацию, использовал привычные способы ухода от нее, основанные на личном опыте.

Известный отечественный педагог А. М. Столяренко утверждал, что полиция — одна из организаций, в которой некоторые сотрудники в практической деятельности игнорируют достижения науки, относятся к ним попустительски [6, с. 4]. Трудно представить, если строители, хирурги, химики, будут осуществлять деятельность без со-

S S

I—

О <

о X S и с

О bS

и и

У

S

§

о X

о

bS

Л

S

О bS

и и

У S н

S

<

о с

»S о X

л

<

< S

э

о и

3

и о а с о

03

53

54

ответствующих достижений различных научных отраслей [4, с. 386]. Наука в этом смысле вооружает практику.

Полученные знания в процессе моделирования кризисной ситуации позволят будущему руководителю управлять кризисами в общении, что следует относить к взаимосвязанным деяниям по целенаправленному изменению или недопущению непримиримых противоречий субъектов кризиса, реализуемых в определенной последовательности и направленных на приведение процесса взаимодействия в бескризисное состояние.

Для эффективного разрешения конфликта, возникшего в процессе взаимодействия с представителями других подразделений, необходимо продолжать общение, исключить фазы, отражающие социально-психологические факторы поведения, такие как уменьшение коммуникации [5, с. 55]. Стараться не давать негативных оценок в отрицательной форме о деятельности, которой не знаешь. Критика должна быть уместной. Необходимо уметь признавать вину и помнить о том, что свое собственное мнение не является последней инстанцией. Уметь слушать взаимодействующую сторону и, если идет процесс эскалации конфликта, предпринимать усилия по уточнению источника недопонимания, проявляя эм-патию и рефлексию.

Список литературы:

1. Вахнина В. В. Антикризисная переговорная деятельность сотрудников органов внутренних дел в ситуациях, связанных с совершением преступлений : учеб.-метод. пособие. Москва : Академия управления МВД России, 2018. 84 с.

2. Вахнина В. В., Мальцева Т. В. Особенности конфликтов руководителей органов внутренних дел и их проявление в профессиональной деятельности // Прикладная психология и педагогика. 2021. Т. 6. № 2. С. 193-205.

3. Вахнина В. В., Мальцева Т. В. Теоретико-методологические основы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел в условиях провокационного поведения граждан // Прикладная психология и педагогика. 2022. Т. 7. № 2. С. 1-8.

4. Китов А. И. Психология управления : учеб. Москва : Академия управления МВД СССР, 1979.517 с.

5. Комарова О. Н. Психология общения : учеб. пособие. Москва : МИТУ-МАСИ, 2021. 138 с.

6. Столяренко А. М. Психологические и педагогические проблемы управления в МВД,

Преодоление кризиса в общении рассматривается как длящееся во времени взаимодействие субъектов переговорной деятельности, направленное на достижение согласованности действий, позиций и интересов участников, окончание кризисной стадии и разрешения противоречий.

Соответственно, для урегулирования конфликта и как конечного его результата — разрешения — требуется не так много: «предложение одной стороны и согласие другой оперативно разрешить конкретную проблему, обмен мнениями о вариантах разрешения проблемы и выбор одного из них наиболее взаимоприемлемого» [1;2; 3].

Моделирование и последующий разбор слушателями возникшей обстановки — действенная педагогическая технология для формирования конфликтологической компетенции в условиях практической деятельности, поскольку представление некоторого реального процесса послужит выбором наиболее адекватного поведения и прогнозирования поведения оппонента. Формирование убежденности в необходимости использования научных достижений в практической деятельности является в данном случае необходимым условием эффективной подготовки личного состава в подразделениях МВД России.

References:

1. Vahnina V. V.Antikrizisnaya peregovornaya deyatel'nost' sotrudnikov organov vnutrennih del v situaciyah, svyazannyh s soversheniem prestuplenij : ucheb.-metod. posobie. Moskva : Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2018. 84 s.

2. Vahnina V. V., Mal'ceva T. V. Features of conflicts of heads of internal affairs bodies and their manifestation in professional activities // Applied psychology and pedagogy. 2021. Vol. 6. № 2. P. 193-205.

3. Vahnina V. V., Mal'ceva T. V. Theoretical and methodological foundations of interaction between employees of internal affairs bodies in the context of provocative behavior of citizens // Applied psychology and pedagogy. 2022. Vol. 7. № 2. P. 1-8.

4. Kitov A. I. Psihologiya upravleniya : ucheb. Moskva : Akademiya upravleniya MVD SSSR, 1979. 517 s.

5. Komarova O. N. Psihologiya obshcheniya : ucheb. posobie. Moskva : MITU-MASI, 2021. 138 s.

6. Stolyarenko A. M. Psihologicheskie i pedago-gicheskie problemy upravleniya v MVD, UVD :

УВД : учеб. пособие. Москва : Академия МВД СССР, 1982. 47 с.

7. Столяренко А. М. Юридическая педагогика : курс лекций. Москва : Тандем, 2000. 496 с.

8. Черненилов В. И. Психология управления : учеб. Москва : Академия управления МВД России, 2011. 352 с.

ucheb. posobie. Moskva : Akademiya MVD SSSR, 1982. 47 s.

7. Stolyarenko A. M. Yuridicheskaya pedagogika : kurs lekcij. Moskva : Tandem, 2000. 496 s.

8. Chernenilov V. I. Psihologiya upravleniya : ucheb. Moskva : Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2011. 352 s.

Для цитирования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation:

Шляков Виктор Александрович. Моделирование как основа формирования конфликтологической компетенции руководителя органов внутренних дел // Педагогика и психология: академический журнал. 2024. № 1 (4). С. 51—55.

Shlyakov Victor Alexandrovich. Modeling as the Basis for the Formation of the Conflictological Competence of the Head of the Internal Affairs Bodies // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2024. № 1 (4). P. 51-55.

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.