Научная статья на тему 'Педагогические основания организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в условиях поликультурности внешней и внутренней среды организации '

Педагогические основания организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в условиях поликультурности внешней и внутренней среды организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поликультурность / внешняя среда / внутренняя среда / педагогическое обеспечение процесса управления / морально-психологическое обеспечение / социально-психологический климат / multiculturalism / external environment / internal environment / pedagogical support of the management process / moral and psychological support / socio-psychological climate

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анисин Андрей Леонидович, Анисина Светлана Сергеевна

Актуальность. Современные геополитические и внутриполитические условия требуют особого внимания к вопросам государственной политики в условиях поликультурности общества. Педагогическая составляющая морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в этих условиях должна быть ориентирована на культивирование в профессиональном сознании сотрудников идеалов общероссийского патриотизма на основе традиционных духовно-нравственных ценностей при уважении к культурным различиям выражения этих ценностей. Постановка проблемы. В научной литературе слабо проработан вопрос о влиянии фактора поликультурности внешней и внутренней среды организации на реализацию общих педагогических принципов в сфере морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел. Цель исследования: разработка концептуальных педагогических основ применения общих принципов управления при организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел в условиях поликультурности. Методы исследования. При исследовании темы применены методы логического и исторического анализа, системный и структурно-функциональный подход, метод традиционного анализа документов с элементами правовой герменевтики. Результаты и ключевые выводы. Проанализированы нормативно-правовые основания учета фактора поликультурности при организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел. Ценностным приоритетом здесь является внутреннее единство поликультурного служебного коллектива на основе общего служения России и закону. Рассмотрена специфика проявления различных организационных патологий в условиях поликультурности, а также влияние этих проявлений на динамику социально-психологического климата в служебном коллективе. Проведено нормативно-правовое и теоретическое обоснование педагогических принципов предотвращения и урегулирования различного рода конфликтов в условиях поликультурной внутренней среды. Отдельно отмечена значимость повышения уровня культурологической грамотности личного состава для поддержания благоприятного социально-психологического климата в полиэтнических служебных коллективах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Анисин Андрей Леонидович, Анисина Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Foundations of the Organization of Moral and Psychological Support for the Activities of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation in the Conditions of Multiculturalism of the External and Internal Environment of the Organization

Relevance. Modern geopolitical and domestic political conditions require special attention to public policy issues in a multicultural society. The pedagogical component of the moral and psychological support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in these conditions should be focused on cultivating in the professional consciousness of employees the ideals of all-Russian patriotism based on traditional spiritual and moral values with respect for cultural differences in the expression of these values. Problem statement. The issue of the influence of the multicultural factor of the external and internal environment of the organization on the implementation of general pedagogical principles in the field of moral and psychological support for the activities of internal affairs bodies has been poorly studied in the scientific literature. The purpose of the study is to develop conceptual pedagogical foundations for the application of general management principles in the organization of moral and psychological support for the activities of internal affairs bodies in multicultural conditions. Research methods. The methods of logical and historical analysis, a systematic and structuralfunctional approach, the method of traditional analysis of documents with elements of legal hermeneutics are used in the study of the topic. Results and key conclusions. The normative and legal grounds for taking into account the factor of multiculturalism in the organization of moral and psychological support for the activities of internal affairs bodies are analyzed. The value priority here is the internal unity of a multicultural service team based on common service to Russia and the law. The specifics of the manifestation of various organizational pathologies in multicultural conditions, as well as the influence of these manifestations on the dynamics of the socio-psychological climate in the service team, are considered. The normativelegal and theoretical substantiation of the pedagogical principles of prevention and settlement of various kinds of conflicts in a multicultural internal environment has been carried out. Separately, the importance of increasing the level of cultural literacy of personnel to maintain a favorable sociopsychological climate in multiethnic service teams was noted.

Текст научной работы на тему «Педагогические основания организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в условиях поликультурности внешней и внутренней среды организации »

22

Анисин Андрей Леонидович,

доктор философских наук, доцент, заместитель начальника кафедры теории и методологии государственного управления, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: anisin@bk.ru

Анисина Светлана Сергеевна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: asserna@bk.ru

Научная специальность: 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

УДК 37

Дата поступления: 20 октября 2023 г.

Дата принятия статьи в печать: 19 декабря 2023 г.

Andrey Leonidovich Anisin,

Doctor of Philosophy, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Theory and Methodology of Government, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: anisin@bk.ru

Svetlana Sergeevna Anisina,

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Psychology,

Pedagogy and Organization of Work with Personnel,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: asserna@bk.ru

Scientific specialty:

5.8.1. General pedagogy,

history of pedagogy and education

Педагогические основания организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в условиях поликультурности внешней и внутренней среды организации

Pedagogical Foundations of the Organization of Moral and Psychological Support for the Activities of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation in the Conditions of Multiculturalism of the External and Internal Environment of the Organization

Аннотация

Актуальность. Современные геополитические и внутриполитические условия требуют особого внимания к вопросам государственной политики в условиях поликультурности общества. Педагогическая составляющая морально-психологического обеспечения

Abstract

Relevance. Modern geopolitical and domestic political conditions require special attention to public policy issues in a multicultural society. The pedagogical component of the moral and psychological support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in these

деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в этих условиях должна быть ориентирована на культивирование в профессиональном сознании сотрудников идеалов общероссийского патриотизма на основе традиционных духовно-нравственных ценностей при уважении к культурным различиям выражения этих ценностей.

Постановка проблемы. В научной литературе слабо проработан вопрос о влиянии фактора поликультурности внешней и внутренней среды организации на реализацию общих педагогических принципов в сфере морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел.

Цель исследования: разработка концептуальных педагогических основ применения общих принципов управления при организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел в условиях поликультурности.

Методы исследования. При исследовании темы применены методы логического и исторического анализа, системный и структурно-функциональный подход, метод традиционного анализа документов с элементами правовой герменевтики.

Результаты и ключевые выводы. Проанализированы нормативно-правовые основания учета фактора поликультурности при организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел. Ценностным приоритетом здесь является внутреннее единство поликультурного служебного коллектива на основе общего служения России и закону. Рассмотрена специфика проявления различных организационных патологий в условиях поликультурности, а также влияние этих проявлений на динамику социально-психологического климата в служебном коллективе. Проведено нормативно-правовое и теоретическое обоснование педагогических принципов предотвращения и урегулирования различного рода конфликтов в условиях поликультурной внутренней среды. Отдельно отмечена значимость повышения уровня культурологической грамотности личного состава для поддержания благоприятного социально-психологического климата в полиэтнических служебных коллективах.

Ключевые слова: поликультурность; внешняя среда; внутренняя среда; педагогическое обеспечение процесса управления; морально-психологическое обеспечение; социально-психологический климат.

conditions should be focused on cultivating in the professional consciousness of employees the ideals of all-Russian patriotism based on traditional spiritual and moral values with respect for cultural differences in the expression of these values.

Problem statement. The issue of the influence of the multicultural factor of the external and internal environment of the organization on the implementation of general pedagogical principles in the field of moral and psychological support for the activities of internal affairs bodies has been poorly studied in the scientific literature.

The purpose of the study is to develop conceptual pedagogical foundations for the application of general management principles in the organization of moral and psychological support for the activities of internal affairs bodies in multicultural conditions.

Research methods. The methods of logical and historical analysis, a systematic and structural-functional approach, the method of traditional analysis of documents with elements of legal hermeneutics are used in the study of the topic.

Results and key conclusions. The normative and legal grounds for taking into account the factor of multiculturalism in the organization of moral and psychological support for the activities of internal affairs bodies are analyzed. The value priority here is the internal unity of a multicultural service team based on common service to Russia and the law. The specifics of the manifestation of various organizational pathologies in multicultural conditions, as well as the influence of these manifestations on the dynamics of the socio-psychological climate in the service team, are considered. The normativelegal and theoretical substantiation of the pedagogical principles of prevention and settlement of various kinds of conflicts in a multicultural internal environment has been carried out. Separately, the importance of increasing the level of cultural literacy of personnel to maintain a favorable socio-psychological climate in multiethnic service teams was noted.

Keywords: multiculturalism; external environment; internal environment; pedagogical support of the management process; moral and psychological support; socio-psychological climate.

23

24

Деятельность по организации морально-психологического обеспечения деятельности служебных коллективов органов внутренних дел, как и любая педагогическая деятельность, должна в первую очередь исходить из наличных условий внешней и внутренней среды организации, из оценки сильных и слабых ее сторон, угроз и возможностей, появляющихся в сложившейся ситуации. Поликультурность российского общества и поликультурность служебных коллективов, безусловно, необходимо учитывать при планировании и проведении воспитательной, психологической и социальной работы в органах внутренних дел.

Следует отметить, что нормативно в настоящее время эта сфера организационно-управленческой деятельности в органах внутренних дел регламентируется приказом МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Учет фактора поликультурности при этом должен опираться на следующие положения этого приказа: в п. 20 в качестве одной из задач, которые решаются при организации воспитательной работы, указывается: «20.2. Воспитание личного состава в духе преданности своему Отечеству — Российской Федерации, знания и уважения его истории, национальных, культурных и духовных ценностей». Вне рассмотрения поликультурности российского общества, основанной на разнообразии традиционных национальных, культурных и духовных ценностей, эту задачу решать невозможно.

Опираясь на упомянутый приказ, можно содержательно прояснить и цель воспитательной работы в условиях поликультурности. Согласно п. 54 данного приказа основные усилия должны быть сосредоточены на «доведении и разъяснении личному составу... основ укрепления культурно-исторического, межконфессионального и межнационального единства народов России, защиты исторической правды в отношении фактов и событий отечественной истории и истории органов внутренних дел». Обеспечение единства полиэтнической российской политической нации является необходимым условием исторического бытия российской государственности в целом. А на уровне конкретных служебных коллективов органов внутренних дел их внутреннее единство на основе общего служения России и закону должно быть главной целью педагогического и морально-психологического обеспечения их деятельности. В условиях поликультурности внешней и внутренней среды эта цель предполагает в том числе решение задач, связанных с формированием общего культурно-ценностного пространства коллектива.

Осуществление управленческой деятельности по направлению организации морально-психологического обеспечения деятельности служебных коллективов органов внутренних дел начинается с информационно-аналитической работы, с анализа факторов, влияющих на состояние поликультурной внешней среды. Внешняя среда формируется под влиянием различных факторов, таких, например, как: демографические процессы (общая численность населения, численность населения по социально значимым группам, по доле мигрантов в общей численности и т. п.); технологический прогресс (инновационные процессы); экономические процессы (экономические циклы, наличие инвестиционных проектов) и т. д. Для осуществления анализа факторов внешней среды традиционно используют SWOT-анализ (метод стратегического планирования, основанный на критериях анализа по оценке сильных и слабых сторон организации, а также ее возможностей развития и внешних угроз, препятствующих этому развитию) [5]. Руководство организации должно оценивать потенциальные возможности в рамках каждого из обозначенных факторов, чтобы использовать их для стратегического прогнозирования. Также важно быть в курсе меняющихся тенденций (развитие каких-либо процессов в определенном направлении за определенный период) в рамках каждого фактора, чтобы они могли предвидеть потенциальные угрозы, связанные с ними, прежде чем они превратятся в остросоциальные проблемы в будущем.

«Поликультурным обществом» исследователи называют общество как перманентный результат взаимодействий и взаимовлияний множества эт-ноконфессиональных социальных групп в обществе (культурной коммуникации, ассимиляции, аккультурации в общемировом процессе глобализации) [3; 6]. Так как в социогуманитарных науках данный термин определяется достаточно разнообразно, уточним, что в данной статье термин «поликультурность» употребляется именно в вышеназванном значении.

Политические аспекты поликультурной внешней среды организации связаны со многими вопросами, включая миграционную политику государства и законы, регулирующие в том числе межкультурные отношения внутри страны или региона, где работает организация, а также характер отношений между правительствами субъектов Российской Федерации и обществом в целом.

Экономические аспекты внешней поликультурной среды организации представляют собой совокупность многих важных факторов, таких как экономическая специфика разных регионов, уровень коррупционных правонарушений и преступлений, уровень и качество жизни населения и т. д.

Социальные аспекты многокультурной внешней среды связаны со многими факторами, включая уровень социального неравенства по признакам этнической принадлежности, религии, образования, семейного положения и т. д. Эти факторы непосредственно влияют на отношения между людьми, живущими в одном культурном сообществе, что в том числе влияет на необходимость в программах межкультурной подготовки для сотрудников, работающих в интернациональной среде, чтобы содействовать укреплению профессионального единства между сотрудниками из разных слоев общества. Академия управления МВД России уже много лет реализует в своем образовательном процессе дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки сотрудников органов внутренних дел по направлению «Культурология» с целью формирования компетенций, необходимых для выполнения новых видов профессиональной служебной деятельности, удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей, профессионального развития, а также обеспечения соответствия их квалификации меняющимся условиям профессиональной служебной деятельности и социальной среды.

Формирование заявления о миссии организации (например, в Академии управления МВД России миссия организации воплощена на эмблеме, включающей слова: «честь, знания, закон») в условиях многокультурного внешнего мира требует тщательного рассмотрения, чтобы учесть ценности, которых придерживаются представители разных культур, поскольку существует вероятность того, что будет дано различное толкование на основе подразумеваемых значений, имеющихся у каждой культуры, что может привести к недопониманию или ограничениям между группами, если не будет принято надлежащих мер.

Кадровая политика в государственных органах также должна отражать разнообразие, существующее в многонациональном обществе, чтобы каждый сотрудник был включен в коллективную деятельность именно как выполняющий важные социальные и государственные задачи, независимо от его национального, религиозного или социального происхождения. Национальные традиции, обычаи, языки должны не только уважаться, но и активно поощряться через организацию межкультурного взаимодействия. Знание сотрудниками истории, географии, культуры своей страны, региона, связанных с национальными традициями, помогает людям лучше понимать друг друга, обеспечивая тем самым более значимое взаимодействие между представителями различных социальных слоев населения, создавая сплоченные, а не симбиотические коллективы.

Наконец, традиции и обычаи многонациональных сообществ должны стать основой для

разработки педагогически корректного подхода при разработке программ морально-психологического обеспечения служебной деятельности с учетом этих культур, что будет способствовать реализации еще одному очень важному в наше время аспекту воспитательной функции управления — противостоянию навязыванию чуждых идеалов, которые нивелируют любую «местную специфику» и не уважают ее.

Российская Федерация — многонациональное общество, по данным Всероссийской переписи населения в 2021 г., состоящее из более чем 200 этнических и национальных общностей [17]. Самые крупные из них — русские (80,85 %), татары (3,61 %), чеченцы (1,28 %), башкиры (1,20 %), чуваши (0,82 %), аварцы (0,78 %), армяне (0,72 %), украинцы (0,68 %), даргинцы (0,48 %), казахи (0,45 %). По оценкам Организации Объединенных Наций, опубликованным в сборнике «Тенденции международной миграции», Россия занимает четвертое место в мире по числу иммигрантов по отношению к общему населению страны — это приблизительно 8 %, прибывших из более чем 200 стран [14]. Такое разнообразие культур и языков сделало Россию одним из самых динамичных обществ в мире. При этом, как отмечается в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г. и на плановый период до 2030 г., «важнейшим фактором развития на ближайшие 10 лет станут демографические вызовы. В силу объективных демографических трендов в ближайшие несколько лет население Российской Федерации будет сокращаться. Необходимо переломить эту тенденцию и обеспечить к 2030 г. рост численности населения за счет стабилизации рождаемости, снижения смертности и обеспечения качественного миграционного прироста»1.

«Россия многонациональна и многоисповед-на. Без взаимного братского признания и уважения, без культурной автономии и терпимости Россия не сможет объединиться и окрепнуть», — писал русский философ и правовед И. А. Ильин [4, с. 383]. Поликультурное социальное пространство современной России характеризуется широким разнообразием культурных влияний и растущим признанием разнообразия как важной составляющей общественной жизни. В последние годы были предприняты инициативы по развитию поликультурализма в российском обществе не только усилиями государства, но и самим обществом, например, во многих городах России стали появляться поликультурные

1 Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р (с изм. от 24 декабря 2021 г.) // СПС Гарант (дата обращения: 23.08.2023).

К S

X

<

са

О ^

и <

и и S И S а и и

У S

I—

о <

о ^

о н

Ы

о а S н

И а

0 и н и

X

1

и %

И а ва

О и

25

26

центры [13], предоставляющие языковые курсы и мероприятия для иммигрантов для занятий творчеством, организации интересного и содержательного отдыха, а также для популяризации различных видов искусств, активизации творческого потенциала населения; общественные образовательные кампании, ориентированные на различные культурные группы [7].

Под понятием «внутренней среды организации» понимается сложная совокупность элементов, определяющих внутреннее состояние организации, ее потенциал развития и функционирования. Сущность, структуру и функции этой среды необходимо учитывать для достижения положительных результатов служебной деятельности. В настоящее время все больше организаций активно используют культурное разнообразие как один из способов повышения своей социальной значимости. Концепция поликультурной внутренней среды также подразумевает учет не только различных национальностей, но и других различий, таких как: религиозная идентичность, уровни образования, географическое происхождение и др. Поэтому в условиях, когда коллективы органов внутренних дел Российской Федерации все больше становятся многонациональными, важно учитывать социально-культурные различия при создании условий труда для сотрудников. В этом случае для организации важно не только обеспечивать равные возможности для всех сотрудников, но и создать благоприятный социально-психологический климат в рамках поликультурной внутренней среды.

Поликультурность внутренней среды организации может породить специфические формы различных негативных дисфункций, таких как: бюрократия, автаркия, конфликты, неуправляемость, преобладание личных отношений над служебными, клика и двойное лидерство.

Бюрократия в поликультурной внутренней среде организации является распространенной формой организационной патологии, она возникает при чрезмерном внимании к правилам и нормам, когда цель существования организации подменяется служением средствам ее достижения и, как следствие, наличие бюрократии тормозит позитивные организационные изменения в поликультурной среде. Этот тип патологии создает такой тип организационной культуры, при котором люди боятся принимать решения вне установленных правил, что, в свою очередь, может приводить к «окостенению» не только внутренних коммуникаций, но, что важнее, к конфликтному взаимодействию с различными слоями и группами общества, смежными государственными структурами.

Автаркия — еще одна распространенная проблема в поликультурной среде, когда подразделения или отдельные сотрудники обосабливаются

и начинают действовать исключительно в собственных или групповых интересах в ущерб достижению общей цели и выполнению совместных задач. Такая изоляция может привести к недостатку деловой коммуникации между представителями разных культур (когда организационной обособленности сопутствует еще и фактор культурного противопоставления по отношению к другим людям или подразделениям), что может вызывать ненужную напряженность между отделами и, как следствие, снижение эффективности показателей служебной деятельности.

В поликультурной среде часто возникают конфликты из-за недопонимания, связанного с культурными различиями, которые могут быть не так очевидны для сотрудников разного происхождения, работающих вместе. Эти конфликты должны быстро решаться руководством для поддержания здоровой рабочей атмосферы и предотвращения дальнейшей эскалации в более серьезные проблемы, такие как дисциплинарные проступки или даже правонарушения и преступления среди сотрудников разных культур, работающих вместе в организации.

Неуправляемость — еще одна проблема, обретающая определенную специфику в связи с поликультурным фактором в организации, где социальные роли могут становиться размытыми из-за одновременного присутствия нескольких культур. Руководитель должен решать эту проблему достаточно быстро на основе понимания роли каждого человека в организации (в соответствии с его служебно-правовым статусом), распределяя задачи в соответствии с их навыками или знаниями относительно конкретных проектов / задач, выполняемых в любой момент времени различными сотрудниками организации из разных культур, собравшимися под одной крышей для достижения общих целей от имени их коллективного работодателя / организации в целом.

Преобладание личных отношений над служебными отношениями в условиях поликультурной внутренней среды организации — еще одна распространенная проблема, которая может развиться, когда представители разных культур работают вместе в рамках одной организации: эта проблема может проявиться на практике, например, в виде отношений землячества. В законодательстве (в том числе в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»2 и в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»3) отсутствует определение

2 Об общественных объединениях : Федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 19 декабря 2022 г.) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 23.08.2023).

3 О некоммерческих организациях : Федер. закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 19 декабря 2022 г.) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 23.08.2023).

землячества. Но в законодательстве термин «землячество» все же используется в ряде документов. В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» под «землячеством» понимается форма организации этнической общности, имеющая право на создание национально-культурной автономии, а также форма организации наших соотечественников за рубежом4. В «Кодексе этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации» указывается на недопущение «покровительства, карьерного выдвижения, предоставления преимуществ по признакам родства, землячества, личной преданности, а также с целью получения корыстной выгоды»5. «Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» требует «объективно оценивать результаты служебной деятельности подчиненных, не допускать протекционизма и избирательности при принятии решений по вопросам прохождения службы». Термин «протекционизм» (от лат. рго1есИо — покровительство, защита) употребляется в широком смысле — как действия руководителя по оказанию незаконного покровительства различным категориям лиц6.

И последнее, но не менее важное организационное патологическое явление, — двойное лидерство — может возникнуть в поликультурной внутренней среде организации, если в разных культурных группах, представленных в организации под одной крышей, появляются разные лидеры, принадлежащие к разным культурным сообществам и создающие атмосферу напряженности, противопоставляя себя по отношению друг к другу на основании различного культурного происхождения. Разрешение этой ситуации зависит от того, как руководители организуют деятельность служебного коллектива на основе актуализации общих целей деятельности и постановки задач, нивелирующих негативные последствия такого противостояния.

Социально-психологический климат организации — это совокупность установок, чувств и поведения, которые в целом определяют культуру организации. Он влияет на уровень мотивации, удовлетворенность работой, производительность труда и эффективность работы. Факторы, определяющие социально-психологический климат, включают стили общения,

4 Основы законодательства Российской Федерации о культуре : утв. Верховным Советом Рос. Федерации 9 октября 1992 г. № 3612-1 (ред. от 10 июля 2023 г.) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 14.11.2023).

5 Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации : утв. Следственным комитетом Рос. Федерации 11 апреля 2011 г. // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 23.08.2023).

6 Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД от 26 июня 2020 г. № 460 (ред. от 2 мая 2023 г.).

групповую динамику, ценности и цели организации, стиль руководства и индивидуальные характеристики, такие как тип личности.

Организационное взаимодействие в условиях поликультурной внутренней среды предполагает понимание того, как различные культуры взаимодействуют друг с другом в рамках структуры организации [15]. Руководителям важно признавать культурные различия для создания эффективных коммуникационных стратегий, которые обеспечат позитивное взаимодействие между различными группами внутри организации. Принципы управления поликультурной внутренней средой органа внутренних дел требуют такого типа организационного поведения, который основан на прозрачности внутренней среды организации, открытости процесса принятия любых решений, существенно затрагивающих интересы сотрудников [8]. Это поможет выстраивать доверие среди сотрудников, позволит правильно понять, почему и по каким основаниям были предприняты те или иные действия в отношении к ним; приведет и к большему чувству коллективной ответственности среди членов коллектива.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следование принципам научной организации управления в поликультурной внутренней среде имеет стратегическое значение для поддержания эффективной и действенной системы управления. Реализация функций управления в поликультурной среде имеет важные особенности, учет которых имеет значение для достижения поставленных задач управления органами внутренних дел. В педагогической науке сформированные в процессе ее теоретического и эмпирического развития педагогические принципы близки по содержанию тем принципам, которые выработаны в теории и практике руководства профессиональной служебной деятельностью.

Организация служебной деятельности в поликультурной среде является фундаментальным условием обеспечения ее эффективности из-за многофакторного характера кросс-культурных коллективов. Основные усилия руководителей распределяются по таким направлениям:

— формирование организационных структур;

— формирование нормативной системы — правовой (локальные нормативные правовые акты, документация по номенклатуре дел подразделения и т. п.) и организационной (соблюдение этических норм, участие в служебных ритуалах, оформление средств наглядной агитации и т. д.);

— формирование коммуникационных каналов — формальных (совещания, планерки, рабочие встречи, корпоративные издания — газеты, аналитические обзоры, информационные бюллетени и т. п.) и неформальных (личное общение руководителей с подчиненными, сотрудников между собой).

к S

X

<

оэ

О ^

и <

и и S И S а и и

У S

I—

о <

о ^

о н

Ы

о а S н

И а

0 и н и

X

1

и %

И а ва

О и

27

28

Планирование в поликультурной среде важно тем, что в этот процесс включены все члены организации и как инициаторы предложений и мероприятий в план деятельности, и как конкретные его разработчики и исполнители, работающие на достижение одних целей и выполняющих совместные задачи. Для того чтобы сделать это эффективно, руководители, учитывая различия в культурном происхождении членов коллектива, используют методы управленческих воздействий для организации коллективных усилий для обеспечения общих целей таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечивать единство коллектива, с другой, — учитывать личностные и профессионально-важные качества членов коллектива.

Функция контроля в деятельности органов внутренних дел играет ключевую роль, регулируя и координируя соответствие текущей деятельности и планируемым мероприятиям, а также прогнозируемым результатам. Реализация данной функции тесно связана и с функцией координации, так как осуществление контроля в поликультурной среде можно рассматривать и как возможность стимулирования адаптационных процессов в группе, и как координирующие психолого-педагогические воздействия непосредственно в текущем рабочем процессе.

Стимулирование активности, инициативности и мотивация персонала в поликультурной среде имеет решающее значение для достижения положительных результатов от сотрудников. Руководители должны создавать среду, в которой все члены коллектива осознают свое единство через приобщение к ценностям и традициям организации, основанным на уважении людей разных культур. Из множества научных определений мотивации можно сделать вывод, что объективно «профессиональная мотивация сотрудников органов внутренних дел преследует целью улучшение качества их работы и более эффективное выполнение ими должностных обязанностей» [12, с. 378]. При рассмотрении фактора поликультурности в его влиянии на стимулирование эффективности оперативно-служебной деятельности необходимо учитывать, что для эффективного управления оперативно-служебной деятельностью в отношении коллективов с различным составом по демографическим и социокультурным признакам необходимо повышать уровень культурной компетентности его членов. Эта задача решается через систему дополнительного профессионального образования, например, через обучение сотрудников органов внутренних дел по программе профессиональной переподготовки «Культурология» [16]. Слаженно функционирующий многонациональный коллектив любого территориального органа внутренних дел становится и примером для общества, когда есть понимание того, что «функция госу-

дарственного управления как целостного феномена — это не абстрактное "влияние на управляемое явление, отношение, состояние", а миссия, социальное предназначение всех образующих его систему структурных компонентов» [10, с. 23].

Конфликты являются неизбежной частью любого коллектива или организации, также это касается и многонациональных коллективов органов внутренних дел. В таких коллективах социокультурные различия (по демографическим, этническим, религиозным, политическим и другим основаниям), культурно-языковые барьеры (между «городскими» и «сельскими», «старыми» и «молодыми», «хорошо образованными» и «плохо образованными» и т. п.) и различный жизненный и профессиональный опыт между ее членами могут способствовать возникновению конфликтов.

При урегулировании конфликтов в многонациональном коллективе руководителю важно обеспечить такую внутреннюю организационную среду, когда все члены коллектива имеют «видимое равенство», проявляющееся в выслушивании всех участников конфликтной ситуации, без предвзятых мнений и оценок. Определение этапов течения конфликта — это важная компетенция любого руководителя современного типа: первый этап — определение источников конфликта, внимательно выслушав точку зрения каждой стороны; второй этап — после выявления источников конфликта сторонам необходимо ясно изложить цели и задачи служебной деятельности, выполнению которых мешают такие конфликтные ситуации (этот этап не является решением конфликта); третий этап — поиск решения конфликтной ситуации [9]. При необходимости следует прибегнуть к посредничеству или переговорам, чтобы стороны конфликта могли найти такой консенсус, который устроил бы всех его участников. Также важно, чтобы стороны конфликта ясно осознали (признали) как свои сходства, так и различия, чтобы в будущем они могли работать вместе более эффективно.

Чтобы предотвратить возникновение конфликтов, важно, чтобы члены коллектива всегда поддерживали открытые коммуникации друг с другом, что подразумевает уважительное отношение при несогласии друг с другом и активное слушание, когда кто-то высказывает точку зрения, отличную от других. Установление четких правил поведения, их воспроизведение в различных форматах (наглядная агитация, лекции, тренинги и т. п.) и формирование корреспондентных ожиданий в коллективе также поможет профи-лактировать потенциальные конфликты. Формирование благоприятного социально-психологического климата в многонациональных коллективах органов внутренних дел является важной

задачей, требующей значительного внимания и усилий7.

Важно также регулярно проводить образовательные мероприятия для того, чтобы весь персонал развивал свои знания и навыки, связанные с эффективной совместной работой в поликультурной среде: организовывать семинары, посвященные навыкам решения проблем межкультурной коммуникации или методам разрешения конфликтов, которые помогут персоналу быстро и эффективно разрешать любые потенциальные споры или недоразумения, не прибегая к открытым конфликтам или словесным оскорблениям. О важном значении служебных ритуалов и традиций написано немало [1; 2; 11], но, необходимо заметить, что в многонациональных коллективах необходимо учитывать те особенности, о которых сказано выше — просветительная рабо-

7 Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900.

Список литературы:

1. Аминов И. И. Основы юридической педагогики : учеб. Москва : Проспект, 2017. 272 с.

2. Витольник Г. А, Душкин А. С. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел : учеб. пособие. Санкт-Петербург : Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2014.42 с.

3. Дугин А. Г. Этносоциология. Москва : Академический Проект, 2011. 639 с.

4. Ильин И. А. Основы борьбы за национальную Россию // Собр. соч. в 10 т. / сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы. Москва : Русская книга, 1993. Т. 1. 400 с.

5. Казакова Н.А. Современный стратегический анализ : учеб. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2023. 469 с.

6. Матис В. И. Педагогика межнационального общения : учеб. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Юрайт, 2023. 343 с.

7. Национальный акцент: Медиапроект гильдии межэтнической журналистики. URL: https://nazaccent.ru (дата обращения: 23.08.2023).

8. Организационное поведение : учеб. и практикум / С. А. Барков [и др.]; под ред. С. А. Баркова. Москва : Юрайт, 2023. 453 с.

9. Основы конфликтологии в деятельности руководителей органов внутренних дел : учеб. пособие / В. В. Вахнина [и др.]; под ред. В. В. Вахниной. Москва : Академия управления МВД России, 2019. 100 с.

10. Основы управления в органах внутренних дел : учеб. / Ю. Е. Аврутин [и др.]; под

та, обучение, служебная и внеслужебная коммуникации должны быть организованы так, чтобы участие персонала многонациональных коллективов в такого рода мероприятиях было неформальным, вовлеченным: например, давней традицией является совместное празднование дней рождения сотрудников, общегосударственных праздников в неформальной обстановке в нерабочее время.

Реализация управленческих функций в многонациональных коллективах органов внутренних дел — сложная и важная задача, требующая такой организации деятельности, в которую вовлекается персонал с различными навыками и опытом профессиональной деятельности, разным уровнем образования, жизненного и культурного опыта, и поэтому для обеспечения эффективного функционирования и результативности работы коллектива требуются компетентные руководители новой управленческой культуры.

References:

1.

2.

Aminov 1.1. Osnovy yuridicheskoj pedagogiki : ucheb. Moskva : Prospekt, 2017. 272 s. Vitol'nik G. A., Dushkin A. S. Pedagogicheskie osnovy vospitatel'noj raboty v organah vnut-rennih del : ucheb. posobie. Sankt-Peter-burg : Izd-vo SPb. un-ta MVD Rossii, 2014. 42 s.

Dugin A. G. Etnosociologiya. Moskva : Aka-demicheskij Proekt, 2011. 639 s. Il'in I. A. Osnovy bor'by za nacional'nuyu Rossiyu // Sobr. soch. v 10 t. / sost., vstup. st. i komment. Yu. T. Lisicy. Moskva : Russkaya kniga, 1993. T. 1. 400 s.

Kazakova N. A. Sovremennyj strategicheskij analiz : ucheb. 3-e izd., pererab. i dop. Moskva : Yurajt, 2023. 469 s.

Matis V. I. Pedagogika mezhnacional'nogo ob-shcheniya : ucheb. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva : Yurajt, 2023. 343 s.

Nacional'nyj akcent: Mediaproekt gil'dii mez-hetnicheskoj zhurnalistiki. URL: https://naz-accent.ru (data obrashcheniya: 23.08.2023). Organizacionnoe povedenie : ucheb. i praktikum / S. A. Barkov [i dr.]; pod red. S. A. Barko-va. Moskva : Yurajt, 2023. 453 s. Osnovy konfliktologii v deyatel'nosti ruko-voditelej organov vnutrennih del : ucheb. posobie / V. V. Vahnina [i dr.]; pod red. V. V. Vah-ninoj. Moskva : Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2019. 100 s. 10. Osnovy upravleniya v organah vnutrennih del : ucheb. / Yu. E. Avrutin [i dr.]; pod obshch. red. Yu. E. Avrutina. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva : Yurajt, 2023. 249 s.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

к s

X

<

ca

О ^

Ы <

и и

s

И

s a

и

И У

s

I—

о <

о ^

о н

Ы

о

SS

s н

UJ

а

0 и н

И

X

1

и %

И а ва

О и

29

общ. ред. Ю. Е. Аврутина. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2023. 249 с.

11. Пенионжек Е. В. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел : учеб. пособие. Москва : Юстиция, 2016. 225 с.

12. Родин В. Ф, Лысова В. А. Особенности профессиональной мотивации сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 376-379. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-professionalnoy-motivatsii-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del (дата обращения: 23.08.2023).

13. Создание мультикультурного центра под открытым небом «Сад искусств» // Фонд президентских грантов : сайт. URL: https:// xn-80afcdbalict6afooklqi5o.xn-p1ai/public/ application/item?id=3CB64115-0E0A-4BBE-B629-FEF0BC8388DC (дата обращения: 23.08.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Тенденции международной миграции : сб. статистических данных ООН. URL: https// worldpopulationreview.com/country-rankings/ immigration-by-country (дата обращения: 14.11.2023).

15. Хофстеде Г. Управление человеческими ресурсами / под ред. М. Пула, М. Уоррена. Санкт-Петербург : Питер, 2001.

16. Образовательный портал Академии управления МВД России. URL: http://moodle-academy.ru/course/view.php?id=2022 (дата обращения: 23.08.2023).

17. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) : Официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 23.08.2023).

11. Penionzhek E. V. Pedagogicheskie osnovy vospitatel'noj raboty v organah vnutrennih del : ucheb. posobie. Moskva : Yusticiya, 2016. 225 s.

12. Rodin V. F., Lysova V. A. Features of professional motivation of employees of internal affairs bodies // Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 3. S. 376-379. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-professionalnoy-mo-tivatsii-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del (data obrashcheniya: 23.08.2023).

13. Sozdanie mul'tikul'turnogo centra pod otkrytym nebom "Sad iskusstv" // Fond prezidentskih gran-tov. URL: https://xn-80afcdbalict6afooklqi5o. xn-p1ai/pubhc/apphcation/item?id=3CB64115-0E0A-4BBE-B629-FEF0BC8388DC (data obrashcheniya: 23.08.2023).

14. Tendencii mezhdunarodnoj migracii : sb. statis-ticheskih dannyh OON. URL: https//world-populationreview.com/country-rankings/im-migration-by-country (data obrashcheniya: 14.11.2023).

15. Hofstede G. Upravlenie chelovecheskimi resur-sami / pod red. M. Pula, M. Uorrena. Sankt-Peterburg : Piter, 2001.

16. Obrazovatel'nyj portal Akademii upravleniya MVD Rossii. URL: http://moodle-academy. ru/course/view.php?id=2022 (data obrash-cheniya: 23.08.2023).

17. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki (Rosstat) : Oficial'nyj sajt. URL: https://rosstat. gov.ru/ (data obrashcheniya: 23.08.2023).

Для цитирования:

For citation:

Анисин Андрей Леонидович, Анисина Светлана Сергеевна. Педагогические основания организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в условиях поликультурности внешней и внутренней среды организации // Педагогика и психология: академический журнал. 2024. № 1 (4). С. 22-30.

Anisin Andrey Leonidovich, Anisina Svetlana Sergeevna. Pedagogical Foundations of the Organization of Moral and Psychological Support for the Activities of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation in the Conditions of Multiculturalism of the External and Internal Environment of the Organization // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2024. № 1 (4). P. 22-30.

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.