Научная статья
УДК 159.9; ББК 88.8 https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-42-46
NIION: 2018-0077-1/23-276 MOSURED: 77/27-024-2023-01-475
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
Модель профилактики профессионального выгорания психологов органов внутренних дел Российской Федерации
Любовь Николаевна Костина1, Мария Сергеевна Сиворонова2
1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Представлена модель профилактики профессионального выгоранияпсихологов органов внутренних дел Российской Федерации. Описаны структурные компонентыипрогнозируемый результат в рамках реализации данной модели. Раскрыта роль руководителей (начальников) подразделений территориальных органов МВД России, руководителей подразделений морально-психологического обеспечения, служебного коллектива и самих психологов органов внутренних делв профилактике профессионального выгорания указанных специалистов за счет реализации комплексного подхода, разработки методических рекомендаций и применения научно выделенных психологических технологий.
Ключевые слова: психологи органов внутренних дел Российской Федерации, профессиональное выгорание, профессионально-личностное развитие, руководители (начальники) подразделений территориальных органов МВД России, руководители подразделений морально-психологического обеспечения, служебный коллектив
Для цитирования: Костина Л. Н., Сиворонова М. С. Модель профилактики профессионального выгорания психологов органов внутренних дел Российской Федерации // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 42-46. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-42-46.
Original article
The model of prevention of professional burnout of psychologists of the internal affairs bodies of the Russian Federation
Lyubov N. Kostina1, Maria S. Sivoronova2
1 2 VYa. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia
Abstract. The article presents a model for the prevention of professional burnout for psychologists of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The structural components and the predicted result within the framework of the implementation of this model are described. The role of heads (chiefs) of divisions of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, heads of departments of moral and psychological support, service staff and the psychologists of the internal affairs bodies themselves in the prevention of professional burnout of these specialists through the implementation of an integrated approach, the development of methodological recommendations and the use of scientifically identified psychological technologies is revealed.
Keywords: psychologists of the internal affairs bodies of the Russian Federation, professional burnout, professional and personal development, heads (heads) of departments of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, heads of departments of moral and psychological support, staff
For citation: Kostina L. N., Sivoronova M. S. The model of prevention of professional burnout of psychologists of the internal Affairs bodies of the Russian Federation // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(1):42-46. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-42-46.
Актуальность исследования определяется повышенным вниманием ученых к проблеме профессионального выгорания специалистов «помогающих»
профессий, в т. ч. психологов органов внутренних дел Российской Федерации. Значимой остается проблема разработки модели и психологических технологий, на-
© Костина Л. Н., Сиворонова М. С., 2023
42 PSYCHOLOGICAL SCIENCES
правленных на профилактику профессионального выгорания этих специалистов.
Для разработки модели профилактики профессионального выгорания психологов органов внутренних дел мы использовали основные результаты, полученные в рамках диссертационного исследования на тему: «Психологические особенности профессионального выгорания психологов органов внутренних дел»:
- профессиональное выгорание психологов органов внутренних дел представляет собой психическое состояние, возникающее под влиянием особенностей профессиональной служебной деятельности и ее по-лисубъектности, компонентами которого являются эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция профессиональных достижений, приводящее к снижению эффективности психологической работы, рассогласованию взаимодействия с коллегами, сотрудниками, служащими и профессией;
- детерминантами развития профессионального выгорания психологов органов внутренних дел Российской Федерации выступают: интровертированность, тревожность, неконструктивное копинг-поведение и механизмы психологической защиты выступают;
- факторы, препятствующие профессиональному выгоранию психологов органов внутренних дел Российской Федерации: экстраверсия, лабильность креативность, спонтанность, сензитивность, позитивные карьерные ориентации и ценности, конструктивные ко-пинг-стратегии и механизмы психологической защиты;
- комплексная работа, направленная на профессионально-личностное развитие психологов органов внутренних дел посредством психологического тренинга (с элементами деловых игр, творческих заданий и задач, моделирования ситуаций и рефлексивных приемов, объединенных в специально разработанной Программе), может способствовать стабилизации состояния психического благополучия и снижению профессионального выгорания.
Раскроем более подробно модель через следующие структурные компоненты: 1) цель и задачи модели; 2) объект воздействия; 3) особенности психологической работы; 4) субъекты воздействия и их функции; 5) результат реализации модели профилактики профессионального выгорания психологов органов внутренних дел Российской Федерации.
Цель модели: осуществление профилактики профессионального выгорания психологов органов внутренних дел Российской Федерации за счёт комплексной работы по конструированию психологами собственной карьеры и жизни, организации и осуществления их профессионально-личностного развития.
Задачи моделипрофилактики профессионального выгорания:
- осуществление мониторинга уровня развития профессионального выгорания и уменьшение проявлений указанного феномена у психологов органов внутренних дел Российской Федерации;
- мониторинг личных и деловых качеств психологов органов внутренних дел; целенаправленное разви-
тие с учетом выполняемых ими функциональных обязанностей и половой принадлежности;
- объединение функций субъектов воздействия, направленных на создание комфортных условий для профессионально-личностного развития психологов органов внутренних дел и поддержание этого процесса;
- создание и поддержание необходимых условий для конструктивного взаимодействия и творческой атмосферы в служебном коллективе, направленных на профессионально-личностное развитие психологов органов внутренних дел, включающее высокую нервно-психическую устойчивость и рефлексию, креативность и гибкость, конструктивные механизмы психологической защиты и стратегии совладающего поведения, переход психологов к самосовершенствованию и саморазвитию.
Объект воздействия - психологи органов внутренних дел Российской Федерации, подверженные профессиональному выгоранию.
Особенности психологической работы, обеспечивающие успешную реализацию модели профилактики профессионального выгорания психологов органов внутренних дел:
- поддержание постоянного взаимодействия психологов органов внутренних дел Российской Федерации внутри служебного коллектива, обеспечивающего обмен инновационным опытом психологической работы, в т. ч. по профилактике преодолению профессионального выгорания с помощью психологических технологий, супервизии/интервизии и пр.;
- проведение с психологами органов внутренних дел в системе морально-психологической подготовки дополнительных занятий (в т. ч. психологических тренингов, направленных на профилактику и преодоление профессионального выгорания) и учебно-методических сборов по темам, раскрывающим особенности, развитие, профилактику и проявление профессионального выгорания;
- организация участия психологов органов внутренних дел в научно-представительских мероприятиях (конференция, круглых столах, семинарах и др.) с целью поддержки со стороны коллег, ученых и научного сообщества [4, с. 163-177];
- мониторинг психического состояния психологов органов внутренних дел Российской Федерации и соотнесение результатов мониторинга с показателями эффективности психологической работы; разработка на основе этих данных методических рекомендаций и реализация рекомендаций, направленных на профилактику у личного состава профессионального выгорания;
- организация и проведение Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» среди психологов органов внутренних дел Российской Федерации.
Субъекты воздействия и их функции. В модель включены субъекты, которые обеспечивают непрерывное протекание процесса профессионально-личностного развития психологов органов внутренних дел, способствующего снижению у них проявлений профессионального выгорания: с момента поступления в образо-
ЕСКИЕ НАУКИ 43
вательные организации и на протяжении всего времени осуществления функциональных обязанностей психологами органов внутренних дел Российской Федерации:
- отделы психологической работы образовательных организаций МВД России, осуществляющих подготовку психологов по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности, специализации Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов;
- профессорско-преподавательский состав кафедр образовательных организаций, осуществляющих подготовку психологов по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности, специализации Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов;
- руководители (начальники) подразделений территориальных органов МВД России,
- руководители подразделений морально-психологического обеспечения территориальных органов МВД России;
- служебный коллектив подразделений морально-психологического обеспечения территориальных органов МВД России,
- собственно психологи органов внутренних дел Российской Федерации.
Функциями отделов психологической работы образовательных организаций МВД России, осуществляющих подготовку психологов по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности, специализации Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, являются: 1) анализ и оценка индивидуально-психологических особенностей личности кандидатов на обучение, кур-сайтов и слушателей [1]; 2) осуществление мероприятий психологической работы с обучающимися, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, находящимися в кризисных состояниях с целью предупреждения деформации личности и развития у них профессионального выгорания [1]; 3) организация мероприятий групповой и индивидуальной психологической работы с обучающимися, ориентированных на раскрытие психологического потенциала, формирование личностных ресурсов, умения оценивать состояние работоспособности, психологическую коррекцию развивающихся у них деструкций и закладку основ профессионально-личностного развития и саморазвития; 4) привлечение курсантов и слушателей к работе в качестве лаборантов отделов психологической работы для формирования профессиональных компетенций, развития навыков само- и взаимопомощи с целью регуляции психического состояния.
К функциям профессорско-преподавательского состава кафедр образовательных организаций относятся: 1) разработка и внедрение в образовательную деятельность элективной дисциплины «Профессиональное выгорание психологов органов внутренних дел Российской Федерации и его профилактика»; 2) оказание на протяжении всех лет обучения помощи каждому обучающемуся в самопознании, разработке и реализа-
ции программы личностного развития и саморазвития, профилактике профессиональных деструкций, в т. ч. профессионального выгорания, в рамках дисциплин «Психология личности», «Психология стресса и стрессоустойчивого поведения», «Психологическая коррекция и реабилитация», «Интегративный практикум психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел».
В функции руководителей управлений территориальных органов МВД России входят: 1) разработка соответствующих нормативных правовых документов, предусматривающая отдельные пункты, отражающие основные направления и технологии профилактики профессионального выгорания психологов органов внутренних дел Российской Федерации; 2) мониторинг психического состояния сотрудников и психологов подразделений морально-психологического обеспечения, и соотнесение с эффективностью их служебной деятельности, социально-психологическим климатом в коллективе и морально-психологическим состоянием личного состава [8]; 3) организация, подготовка личного состава к участию в конкурсе профессионального мастерства среди психологов «Лучший по профессии», проведение конкурса; 4) создание и поддержание условий, способствующих профессионально-личностному развитию психологов и профилактике профессионального выгорания, повышению их квалификации, обмену профессиональным и инновационным опытом психологической работы.
Функции руководителей подразделений морально-психологического обеспечения: 1) создание системы работы с персоналом, основанной на «... уважении прав и личного достоинства каждого сотрудника, удовлетворении профессиональных и личных, житейских потребностей персонала, понимании интересов и трудностей каждого сотрудника и его поддержке .» и обеспечивающей «. повышение подготовленности, профессионализма, личностное развитие сотрудников и стимулирующей их самосовершенствование (повышение психологического потенциала)» [9, с. 348-349]; 2) снижение нагрузки и недопущение развития у психологов профессионального выгорания за счет оптимального распределения ролей в коллективе и гибкого стиля руководства, влияющего «.на психическое здоровье и профессионально-личностное развитие.» [7, с. 139140; 8]; 3) поддержание и развитие психологической культуры поведения и профессионального общения [5], выстраивания деловых отношений и регулирования эмоциональных состояний; 4) анализ и оценка психического состояния психологов органов внутренних дел и соотнесение их с эффективностью психологической работы подчиненных для разработки и последующей реализации методических рекомендаций и конкретных мероприятий для профилактики профессионального выгорания психологов; 5) по необходимости или запросу проведение индивидуальных бесед с психологами органов внутренних дел России, у которых наблюдаются проявления профессионального выгорания; 6) оказание своевременной индивидуальной/групповой
44
PSYCHOLOGICAL SCIENCES
помощи нуждающимся психологам в целях профилактики профессионального выгорания; 7) поддержка психологов и оказание им помощи в обмене профессиональным опытом психологической работы, разработке, апробации и использование инновационных идей, нестандартных и приемов и методов психологической работы для обеспечения эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел; 8) организация участия психологов в научно-представительских мероприятиях (конференция, круглых столах, семинарах и пр.).
Главными функциями служебного коллектива являются: 1) создание и поддержание благоприятных условий и социально-психологического климата для проявления высокого уровня психологической культуры и профессионализма, обеспечения эффективной психологической работы и профессионального общения; 2) обмен опытом психологической работы, культурой обращения с чувствами и эмоциями, регуляции и освобождения от негативных психических состояний; 3) по запросу и необходимости оказание помощи коллегам-психологам, в т. ч. с использованием психологических тренингов, суперви-зии/интервизии с целью профилактики и преодоления профессионального выгорания.
В функции психологов органов внутренних дел входят: 1) рефлексия собственного психического, физиологического и функционального состояния и поведения; 2) самооценка уровня развития профессионально важных качеств, постоянное их совершенствование для обеспечения эффективности психологической работы; 3) своевременное оказание само- и взаимопомощи в кризисных, стрессовых и критических ситуациях, при возникновении личных и/или семейных и иных проблем; 4) оперативное оказание самовоздействие с использованием приемов произвольной психической саморегуляции с целью оптимизации собственного психического состояния; 5) гибкое проявление в стрессовых и экстремальных ситуациях конструктивного копинг-поведения и механизмов психологической защиты; 6) развитие творческого мышления, креативности и гибкости; разработка, апробирование и использование инновационных идей, нестандартных методов и приемов в психологической работе [2]; 7) рефлексия собственной психологической работы, ее процесса и результатов; осознание и оценка вклада в профилактику собственного профессионального выгорания; 8) анализ обратной связи тех сотрудников, работников и коллег-психологов, кому была оказана психологическая помощь, в т. ч. в профилактике и преодолении профессионального выгорания; 9) конструирование и прогнозирование не только профессиональной карьеры с учетом профессиональных ориентаций и ценностей, но и собственной жизни, поскольку «...личность как субъект «ваяет» себя, выстраивая и создавая пространство собственной жизни, уникальный жизненный мир. Субъект ставит цели и намечает жизненные планы, избирает стратегии жизни» [3, с. 223]; 10) осуществление вклада в собственное профессионально-личностное развитие за счет повышения профессиональной
квалификации и дополнительного профессионального образования; 11) организация собственного досуга и досуга своей семьи, посещение выставок, театров, музеев с целью культурного обогащения, получения представлений о культурном наследии России и мира; поддержание здорового образа жизни, включая занятие физической культурой и спортом [6, с. 36-44].
Результат реализации модели: психологи органов внутренних дел Российской Федерации как субъекты деятельности отличаются конструированием и прогнозированием профессиональной карьеры и собственной жизни, стабильным состоянием психологического благополучия и низким уровнем профессионального выгорания/его отсутствием, гибкостью, развитой рефлексией и творческим подходом к решению разнообразных служебных задач, что позволяет эффективно выполнять профессиональную деятельность.
Таким образом, модель профилактики профессионального выгорания психологов органов внутренних дел Российской Федерации полностью отражает структурные компоненты и их взаимосвязи, прогнозируемые результаты, раскрывает формы, методы и средства, обеспечивающие развитие человека как личности и как субъекта труда, профилактику профессионального выгорания, с целью повышения эффективности деятельности.
Библиографический список
1. Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» // Официальный сайт МВД России. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/upload/ site13 5/folder_page/007/186/715/prikaz_660_ot_2013. pdf (дата обращения: 23.11.2022).
2. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Официальный сайт ГАРАНТ. URL: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71736822/ (дата обращения: 23.11.22).
3. Анцыферова, Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л. И. Анцыферова. 2-е изд., испр. и доп. М. : Ин-т психологии РАН, 2006, 740 с.
4. Коджаспиров, А. Ю. Профессиональное выгорание психологов-консультантов телефона доверия. Специфика, профилактика, возможности коррекции / А. Ю. Коджаспиров // В сборнике: Научно-практические и прикладные аспекты деятельности центра экстренной психологической помощи ИЭП МГППУ : сборник статей ; Департамент образования г. Москвы, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Московский гор. Психолого-пед. Ун-т, Ин-т экстремальной психологии, Центр экстренной психологической помощи ; [отв. ред.: И.А. Баева]. М. : Экон-Информ, 2011. С. 163-177.
5. Королев, Л. М. Психология управления : учебное пособие / Л. М. Королев. 5-е изд. М. : Дашков и К, 2016. 188 с.
ЕСКИЕ НАУКИ 45
6. Кутузовская, А. С. Культура досуга - необходимый элемент формирования здорового образа жизни / А. С. Кутузовская // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2015. № 4 (45). С. 36-44.
7. Мальцева, Т. В. Представления сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации о факторах, детерминирующих их психологическое здоровье / Т. В. Мальцева // В сорнике: Закон и правопорядок в Третьем тысячелетии: IX Балтийский юридический форум: материалы международной научно-практической конференции (Калининград, 12 декабря 2020 года). Калининград : Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, 2021. С. 139-140.
8. Роль руководителя территориального органа МВД России в организации морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава : учебно-методическое пособие / [В. В. Вахнина и др.]. М. : Академия управления МВД России, 2020. 96 с.
9. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. М. : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2003. 607 с.
Bibliographic list
1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 660 dated September 2, 2013 «On approval of the Regulations on the basics of organizing psychological work in the internal Affairs bodies of the Russian Federation» // Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site135/fold-er_page/007/186/715/prikaz_660_ot_2013 .pdf (accessed: 11/23/2022).
2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 900 dated December 25, 2020 «Issues of the organization of moral and psychological support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation» // Official website of GARANT. URL: URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71736822 / (date of reference: 11/23/12).
3. Antsyferova, L. I. Personality development and problems of gerontopsychology / L. I. Antsyferova. 2nd ed., ispr. and add. M. : Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2006, 740 p.
4. Kojaspirov, A. Yu. Professional burnout of psychologists-consultants of the helpline. Specifics, prevention, possibilities of correction / A. Yu. Kocaspirov // In the collection: Scientific, practical and applied aspects of the activities of the center for emergency psychological assistance IEP MGPPU : collection of articles ; Department of Education of Moscow, State educational Institution of higher education. Prof. formation of the Moscow mountains. Psychological and pedagogical. Un-t, Institute of Extreme Psychology, Center for Emergency Psychological Assistance; [ed.: I.A. Baeva]. M. : Ekon-Inform, 2011. РР. 163-177.
5. Korolev, L. M. Psychology of management: a textbook / L. M. Korolev. 5th ed. M. : Dashkov and K, 2016. 188 p.
6. Kutuzovskaya, A. S. Leisure culture - a necessary element of healthy lifestyle formation / A. S. Kutuzovs-kaya // Actual issues of social sciences: sociology, political science, philosophy, history. 2015. No. 4 (45). РР. 36-44.
7. Maltseva, T. V Representations of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation about the factors determining their psychological health / T. V. Malt-seva // In the textbook: Law and Order in the Third Millennium: IX Baltic Legal Forum: Proceedings of the International Scientific and Practical conference (Kaliningrad, December 12, 2020). Kaliningrad : Kaliningrad Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. РР. 139-140.
8. The role of the head of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the organization of moral and psychological support of operational and service activities of personnel: an educational and methodological manual / [V. V. Vakhnina et al.]. M. : Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. 96 p.
9. Encyclopedia of Legal psychology / under the general ed. prof. A. M. Stolyarenko. M. : UNITY-DANA ; Law and Law, 2003. 607 p.
Дополнительная информация об авторах Л. Н. Костина - начальник кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор;
М. С. Сиворонова - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров по кафедре психологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Additional information about the authors L. N. Kostina - head of the Department of Psychology of the Educational and Scientific Complex of the Psychology of Performance, Moscow University of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYа. Kikot', doctor of psychological sciences, professor;
M. S. Sivoronova - adjunct of the Faculty of Training Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel at the Department of Psychology of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYа. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contributions of theauthor: theauthorscontributionequally to this article.The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 24.12.2022; одобрена после рецензирования 30.01.2023; принята к публикации 06.02.2023.
The article was submitted 24.12.2022; approved after reviewing 30.01.2023; accepted for publication 06.02.2023. 46 PSYCHOLOGICAL SCIENCES