Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ: ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ (ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)'

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ: ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ (ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Душкин Антон Сергеевич, Юренкова Виталия Александровна

В статье представлен обзор международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики», прошедшей в октябре 2022 года. Конференция нацелена на расширение и укрепление научного международного и межведомственного сотрудничества, обмен научными мнениями по развитию прикладной педагогики и психологии в деятельности сотрудников правоохранительных органов. В конференции приняли участие более 200 человек из 50 организаций России и зарубежья, среди которых были представители Народной полицейской академии Министерства общественной безопасности Социалистической Республики Вьетнам, Костанайской академии МВД Республики Казахстан, Полицейской академии МВД Азербайджанской Республики, Национального университета Узбекистана имени М. Улугбека, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Московского педагогического государственного университета, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования; представители образовательных организаций МВД России, Росгвардии, ФСИН России, Минобороны России, МЧС России, Минобрнауки России, территориальных органов МВД России. На пленарном заседании конференции были представлены доклады и аналитические материалы, характеризующие современное состояние психолого-педагогического обеспечения служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов России и зарубежных государств. На мастер-классе продемонстрирован положительный опыт реализации современных образовательных технологий в системе подготовки кадров МВД России. Результатом конференции стало обсуждение академических и прикладных проблем внедрения теории юридической педагогики и психологии в практику и укрепление научных связей между сотрудниками правоохранительных органов и образовательных организаций силовых структур, а также поиска эффективных педагогических форм и методов подготовки сотрудников правоохранительных органов. По итогам работы международной научно-практической конференции сформирована и принята резолюция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Душкин Антон Сергеевич, Юренкова Виталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY IN THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS: INTEGRATION OF THEORY AND PRACTICE (REVIEW OF THE INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE)

The article presents an overview of the international scientific and practical conference «Pedagogy and psychology in the activities of law enforcement officers: integration of theory and practice», held in October 2022. The conference is aimed at expanding and strengthening scientific international and interdepartmental cooperation, exchange of scientific opinions on the development of applied pedagogy and psychology in the activities of law enforcement officers. The conference was attended by more than 200 people from 50 organizations of Russia and abroad, among them: representatives of the People’s Police Academy of the Ministry of Public Security of the Socialist Republic of Vietnam, Kostanay Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan, Police Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Azerbaijan, the National University of Uzbekistan named after M. Ulugbek, the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, the Moscow Pedagogical State University University, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education; representatives of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rosgvardiya, the Federal Penitentiary Service of Russia, the Ministry of Defense of Russia, the Ministry of Emergency Situations of Russia, the Ministry of Education and Science of Russia, territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. At the plenary session of the conference, reports and analytical materials were presented that characterize the current state of psychological and pedagogical support for the official activities of law enforcement officers in Russia and foreign countries. The master class presents the positive experience of implementing modern educational technologies in the training system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The conference resulted in a discussion of academic and applied problems of introducing the theory of legal pedagogy and psychology into practice and strengthening scientific ties between law enforcement officers and educational organizations of law enforcement agencies, as well as the search for effective pedagogical forms and methods of training law enforcement officers. Following the results of the international scientific and practical conference, a resolution was formed and adopted.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ: ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ (ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)»

Оригинальная статья

УДК 378

DOI: 10.35750/2713-0622-2022-4-491-499

Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики (Обзор международной научно-практической конференции)

Антон Сергеевич Душкин

Санкт-Петербургский университет МВД России (Санкт-Петербург, Россия) dushkin-ac@mail.ru

ORCID: 0000-0001-9139-1585

Виталия Александровна Юренкова

Санкт-Петербургский университет МВД России (Санкт-Петербург, Россия) yvitaliya@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-7397-4277

Аннотация

В статье представлен обзор международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики», прошедшей в октябре 2022 года. Конференция нацелена на расширение и укрепление научного международного и межведомственного сотрудничества, обмен научными мнениями по развитию прикладной педагогики и психологии в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

В конференции приняли участие более 200 человек из 50 организаций России и зарубежья, среди которых были представители Народной полицейской академии Министерства общественной безопасности Социалистической Республики Вьетнам, Костанайской академии МВД Республики Казахстан, Полицейской академии МВД Азербайджанской Республики, Национального университета Узбекистана имени М. Улугбека, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Московского педагогического государственного университета, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования; представители образовательных организаций МВД России, Росгвардии, ФСИН России, Минобороны России, МЧС России, Ми-нобрнауки России, территориальных органов МВД России.

На пленарном заседании конференции были представлены доклады и аналитические материалы, характеризующие современное состояние психолого-педагогического обеспечения служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов России и зарубежных государств. На мастер-классе продемонстрирован положительный опыт реализации современных образовательных технологий в системе подготовки кадров МВД России. Результатом конференции стало обсуждение академических и прикладных проблем внедрения теории юридической педагогики и психологии в практику и укрепление научных связей между сотрудниками правоохранительных органов и образовательных организаций силовых структур, а также поиска эффективных педагогических форм и методов подготовки сотрудников правоохранительных органов.

По итогам работы международной научно-практической конференции сформирована и принята резолюция.

© Душкин А. С., Юренкова В. А., 2022

Ключевые слова

юридическая педагогика и психология, подготовка кадров, инновационные образовательные технологии, цифровая трансформация, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическая компетентность

Для цитирования: Душкин, А. С., Юренкова, В. А. (2022). «Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики» (Обзор международной научно-практической конференции). Российский девиантологический журнал, 2(4), 491-499. 10.35750/2713-0622-2022-4-491-499.

Original paper

Anton S. Dushkin

Saint Petersburg University of the MIA of Russia (Saint Petersburg, Russia) dushkin-ac@mail.ru

ORCID: 0000-0001-9139-1585

Vitaliya A. Yurenkova

Saint Petersburg University of the MIA of Russia (Saint Petersburg, Russia) yvitaliya@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-7397-4277

Pedagogy and psychology in the activities of law enforcement officers: integration of theory and practice

(review of the international scientific and practical conference)

Abstract

The article presents an overview of the international scientific and practical conference «Pedagogy and psychology in the activities of law enforcement officers: integration of theory and practice», held in October 2022. The conference is aimed at expanding and strengthening scientific international and interdepartmental cooperation, exchange of scientific opinions on the development of applied pedagogy and psychology in the activities of law enforcement officers. The conference was attended by more than 200 people from 50 organizations of Russia and abroad, among them: representatives of the People's Police Academy of the Ministry of Public Security of the Socialist Republic of Vietnam, Kostanay Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan, Police Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Azerbaijan, the National University of Uzbekistan named after M. Ulugbek, the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, the Moscow Pedagogical State University University, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education; representatives of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rosgvardiya, the Federal Penitentiary Service of Russia, the Ministry of Defense of Russia, the Ministry of Emergency Situations of Russia, the Ministry of Education and Science of Russia, territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

At the plenary session of the conference, reports and analytical materials were presented that characterize the current state of psychological and pedagogical support for the official activities of law enforcement officers in Russia and foreign countries. The master class presents the positive experience of implementing modern educational technologies in the training system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The conference resulted in a discussion of academic and applied problems of introducing the theory of legal pedagogy and psychology into practice and strengthening scientific ties between law enforcement officers and educational organizations of law enforcement agencies, as well as the search for effective pedagogical forms and methods of training law enforcement officers. Following the results of the international scientific and practical conference, a resolution was formed and adopted.

Keywords

legal pedagogy and psychology, personnel training, innovative educational technologies, digital transformation, psychological and pedagogical support, psychological and pedagogical competence

For citation: Dushkin, A. S, Yurenkova, V. A. (2022). Pedagogy and psychology in the activities of law enforcement officers: integration of theory and practice. Review of international research and practice conference. Russian Journal of Deviant Behavior, 2(4), 491-499. doi: 10.35750/2713-0622-2022-4-491-499.

В Санкт-Петербургском университете МВД России 28 октября 2022 г. состоялась международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики». Необходимо отметить, что конференция проводится ежегодно с 2018 г., но в 2022 г. впервые получила международный статус.

Конференция является знаковым международным событием для ведущих ученых в области педагогики и психологии в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Она проводится в рамках реализации приоритетного профиля подготовки Санкт-Петербургского университета МВД России «Деятельность кадровых подразделений и подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел» и в соответствии с основными направлениями исследований научной школы «Психолого-педагогическая система профессионального становления кадров в органах внутренних дел Российской Федерации».

В работе конференции приняли участие представители Народной полицейской академии Министерства общественной безопасности Социалистической Республики Вьетнам, Костанайской академии МВД Республики Казахстан, Полицейской академии МВД Азербайджанской Республики, Национального университета Узбекистана имени М. Улугбека, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Московского педагогического государственного университета, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования; представители образовательных организаций МВД России, Росгвардии, ФСИН России, Минобороны России, МЧС России, Минобрнауки России, территориальных органов МВД России. Академическую и профессиональную среду представляли более 200 участников 50 образовательных организаций Российской Федерации, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился начальник научно-исследовательского отдела Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук, доцент Кирилл Витальевич Злоказов. Им были обозначены заявленные для обсуждения в рамках конференции приоритетные направления развития и интеграции

психолого-педагогической науки и направления совершенствования практики правоохранительной деятельности; подчеркнута важность поиска новых возможностей для развития научного потенциала в России и других странах, реализации различных форм сотрудничества и взаимодействия. Данные общие положения непосредственно касаются сотрудников правоохранительных органов. На всех этапах своего профессионального становления они постоянно оказываются в ситуации правового и нравственного выбора, сталкиваются с конфликтами в сфере взаимоотношений между людьми, решают задачи управления и воспитания подчиненных, взаимодействия с гражданами. Уровень их психолого-педагогической подготовленности напрямую определяет качество профессиональной деятельности.

В программу конференции вошли выступления участников на пленарном заседании, проведение мастер-класса «Современные образовательные технологии в системе подготовки кадров МВД России» ведущими специалистами и выпуск электронного сборника тезисов докладов участников мероприятия. В рамках пленарного заседания прозвучали сообщения ученых России и зарубежных стран.

Пленарное заседание открыл профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент Сергей Николаевич Тихомиров докладом на тему «Об эмпатийной профессионально-педагогической подготовке адъюнктов образовательных организаций МВД России».

Выступающий отметил, что актуальность рассматриваемой проблемы на социально-педагогическом уровне определяется потребностью российского общества в преподавателе и воспитателе, способном к сочувствию, сопереживанию, обладающем толерантностью и эмпатией как профессиональной ценностью; на теоретико-методологическом - необходимостью создания теоретических основ формирования эмпа-тийной компетенции в процессе профессиональной подготовки обучающихся; на методико-технологи-ческом - потребностью в разработке практического аппарата эффективного формирования эмпатийной компетентности и культуры будущих преподавателей и воспитателей.

По мнению докладчика, работа с адъюнктами образовательных организаций МВД России показывает, что, несмотря на признание важности эмпатии как личностной установки преподавателя, она по-разному проявляется в профессионально-педагогической деятельности. Диагностика показала пять типов профессиональных установок на восприятие обучающихся, реализуемых эмпатийным способом взаимодействия (Тихомиров, 2021).

С докладом на тему «О некоторых проблемах психологической готовности руководителей органов внутренних дел Республики Казахстан к управленческой деятельности в условиях современных реформ» выступила начальник центра по подготовке специалистов психологов и проведению социологических исследований Костанайской академии МВД Республики Казахстан Елена Сергеевна Федотова.

В своем докладе Е. С. Федотова раскрыла новые требования к личности управленца в полицейской среде, которые предъявляет общество, и как эти требования соответствуют современным реформам, в частности, внедряемой модели сервисной полиции в Республике Казахстан; привела некоторые статистические данные исследования управленческой компетентности руководителей территориальных подразделений органов внутренних дел Республики Казахстан. На основании этих сведений автор сделала вывод о состоянии психологической готовности современных управленцев органов внутренних дел менять свои управленческие подходы и дала некоторые рекомендации для развития управленческих навыков, отвечающих требованиям реформ (Федотова, 2022).

Доклад заведующего кафедрой психосоматики и психотерапии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, доктора психологических наук, профессора Ирины Алексеевны Горьковой был посвящен описанию опыта психокоррекционной работы с подростками, демонстрирующими устойчивое противоправное поведение, в современных социокультурных условиях.

На основе проведенного эмпирического исследования установлено, что для подростков с устойчивым противоправным поведением характерны более низкие показатели жизнестойкости в сравнении с подростками с условно нормативным поведением, причем эта тенденция проявляется при анализе как суммарного показателя жизнестойкости, так и ее отдельных компонентов. Анализ изменений суммарного показателя жизнестойкости и ее отдельных компонентов, выполненный с помощью метода поперечных срезов, показал, что для подростков с устойчивым противоправным поведением характерно последовательное возрастание показателей жизнестойкости, тогда как для подростков, составивших группу сравнения, -снижение. Анализ гендерных различий позволил уста-

новить, что тенденция к возрастанию показателей жизнестойкости в группе подростков с устойчивым противоправным поведением характерна для девочек, тогда как жизнестойкость мальчиков, составивших данную группу, снижается по мере взросления так же, как и у их сверстников с условно нормативным поведением. Обсуждается необходимость дифференцированного подхода к психокоррекционной работе с подростками, демонстрирующими устойчивое противоправное поведение (Горьковая, 2021).

Сотрудник Народной полицейской академии Министерства общественной безопасности Социалистической Республики Вьетнам Вьет Кхоа Фам в докладе «Роль руководителей и наставников в развитии профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции Социалистической Республики Вьетнам» отметил, что в настоящее время проблема развития профессионального мастерства стала актуальной в деятельности не только участковых уполномоченных полиции Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам, но и других категорий сотрудников, осуществляющих административно-профилактическую деятельность. Исходя из результатов исследования и опыта проведения психологического тренинга развития профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции Вьет Кхоа Фам предлагает практические рекомендации руководству Министерства общественной безопасности Социалистической Республики Вьетнам: во-первых, инициировать подготовку нормативных правовых документов по созданию психологической службы и организации психологической работы в системе МОБ Социалистической Республики Вьетнам за счет использования опыта такой работы психологов органов внутренних дел Российской Федерации; во-вторых, привлекать гражданских психологов и иных специалистов к работе по развитию профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции Социалистической Республики Вьетнам (Фам Вьет Кхоа, 2022).

Профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор исторических наук Геннадий Викторович Марченко в докладе на «Морально-психологическое обеспечение деятельности силовых структур: современные приоритеты и подходы» на основе сравнительного анализа создания новых военно-политических органов в Министерстве обороны Российской Федерации и Росгвардии, реорганизации и установления нового статуса подразделений по работе с личным составом в системе МВД России установил: обновление содержания основных нормативных документов по организации их деятельности свидетельствует о том, что приоритетным направлением в организации воспитания личного состава стал политический аспект. На сегодняшний день особенно

актуальным является формирование государственно-патриотического мировоззрения как одного из основных факторов эффективной организации воспитательного процесса.

Подводя итог, Геннадий Викторович заключил, что качество работы вновь образованных воспитательных структур во многом зависит также от профессиональной подготовленности и личной убежденности самих организаторов военно-политической работы (морально-психологического обеспечения) в понимании необходимости и важности своей деятельности; осознании ответственности за воспитание и обучение личного состава, формирование его морально-психологической устойчивости к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях (Марченко, 2022).

Заведующий кафедрой психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, доктор психологических наук, доцент Сергей Михайлович Шингаев в докладе «Психологическая компетентность сотрудников правоохранительных органов как фактор успешности профессиональной деятельности» обратил внимание, что вопросыпрофессионализмасотрудниковсиловыхструктур (в том числе правоохранительных органов) всегда находились в центре внимания психологии. Он представил слагаемые профессиональных компетенций сотрудников силовых структур (специальная, интеллектуальная, коммуникативная, психологическая) с акцентом на развитие психологической компетентности. Докладчик подробно описал компоненты психологической компетентности и выделил следующие основные пути повышения психологической компетентности сотрудника правоохранительных органов:

- включение психологических модулей и курсов в программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников;

- использование методов активного социально-психологического обучения профессиональной компетентности сотрудника в целях совершенствования профессиональной позиции, умений по развитию приемов психологической разгрузки, расширения профессиональных знаний;

- анализ конкретных профессиональных ситуаций для совместного решения общих профессиональных задач (сложные ситуации взаимодействия с гражданами, конфликтные ситуации в служебном коллективе и др.);

- формирование умений сотрудника оценивать и совершенствовать свой индивидуальный стиль, профессиональные позиции и установки в целях повышения профессионализма, создание условий для профессиональной самореализации;

- совершенствование качеств сотрудника, необходимых для его профессиональной деятельности и профессиональной самореализации в целях разви-

тия профессионально важных характеристик личности (анализ и самоанализ своей деятельности, дискуссии, мозговой штурм и др.);

- преднамеренное и целенаправленное формирование и совершенствование комплекса коммуникативных, интеллектуальных, регулятивных качеств, составляющих ядро личности сотрудника.

В заключение Сергей Михайлович отметил, что ознакомление сотрудников силовых структур с основными психологическими закономерностями профессиональной деятельности, осознание ими важности учета этих закономерностей в работе как с коллегами, так и с гражданами, рефлексия способны повысить психологическую компетентность сотрудника (Шингаев, 2022).

Профессор кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики Кузбасского института ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент Ольга Артуровна Чопик в докладе «Методологические ориентиры субъектно-ориентированного подхода учебно-профессиональной деятельности курсантов образовательных организаций ФСИН России в условиях цифровой трансформации образования» обозначила, что система подготовки кадров для правоохранительных органов переживает очередной виток изменений при реализации традиционного компетентностного подхода, актуализации субъектно-ориентированного подхода и активной цифровизация учебно-профессиональной деятельности курсантов вузов ФСИН России. Цифровизация, в свою очередь, не только предполагает использование новых инструментов, но и влияет на развитие психических процессов, социализацию и реализацию субъектности курсантов. Докладчик выдвинул тезис о персонификации образовательного процесса в условиях цифровизации образования, в основе которой находится выстроенная субъектом и преподавателем индивидуальная образовательная траектория и непрерывный персонализированный мониторинг образовательных достижений курсанта, его самореализации и саморазвития.

Ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, кандидат психологических наук, доцент Ирина Евгеньевна Реуцкая в докладе «Особенности адаптации к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел (на примере следователей органов внутренних дел)» заметила, что проблема профессиональной адаптации сотрудников различных подразделений органов внутренних дел остается актуальной.

Ирина Евгеньевна обратила внимание, что успешность профессиональной адаптации сотрудников ОВД зависит от многих факторов: социально-психологической атмосферы в коллективе; грамотных действий непосредственного руководителя, направленных на «вхождение» сотрудника в профессию или принятие

им изменений в профессиональной деятельности; наличия личностного адаптационного потенциала, являющегося интегративным показателем и включающим различные психологические качества.

Кроме того, к субъективным условиям, влияющим на успешность психологической адаптации, относят адекватную самооценку, доминирование активной конструктивной копинг-модели поведения. Глубинными основаниями адаптационных барьеров являются мотивация избегания неудач, избегание трудностей, низкий уровень притязаний, связанный с низкой самооценкой.

Результаты эмпирического исследования позволили автору определить особенности адаптационного потенциала следователей органов внутренних дел, заключающиеся в следующем:

- часто встречающимися стимулами успешной реализации профессиональной деятельности являются самосовершенствование, стремление добиться наилучшего результата в работе, повышения по службе;

- удовлетворенность профессиональной деятельностью выражается в удовлетворенности условиями труда, своими профессиональными достижениями, взаимоотношениями с сослуживцами, интересом к работе;

- удовлетворенность потребностей в межличностном общении (социальных потребностей), потребностей в признании и самовыражении;

- наличие адекватной самооценки результатов своей профессиональной деятельности;

- доминировании копинг-стратегии, направленной на решение задач (Реуцкая, 2022).

Профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат медицинских наук, доцент Валентин Анатольевич Шаповал в докладе на тему «Ресурс личностной конструктивности как критерий морально-психологической устойчивости военнослужащих и сотрудников силовых структур России в условиях гибридной войны (экспертно-психодиагностический аспект)» на основе авторского психодиагностического инструментария — психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО) «Ресурс» и эмпирических исследований считает наиболее продуктивным способом рассмотрения морально-психологической устойчивости военнослужащих и сотрудников силовых структур России сквозь призму концепции их профессионального психологического здоровья, базирующейся на психоаналитически ориентированной модели Я-структуры личности Г. Аммо-на. Согласно Я-структуры модели личность представляет собой генетически функциональную иерархию, включающую систему: 1) первичных органических структур, охватывающих биологические, соматические, физиологические и нейрофизиологические особенности индивида; 2) центральных личностных об-

разований, укорененных в области бессознательного; 3) вторичных осознаваемых «функциональных носителей личности», обеспечивающих контакт с внешним миром (мышление, память, интеллект, речь, эмоции и т. д.). По мнению докладчика, данная модель является наиболее релевантной для психодиагностической концептуализации и операционализации указанных психологических концептов (Шаповал, 2019).

В соответствии с программой конференции был проведен мастер-класс «Современные образовательные технологии в системе подготовки кадров МВД России». Ведущими мастер-класса выступили доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук Юзефа Казимировна Нимировская и доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент Тамара Леонидовна Журавлева.

В ходе проведения мастер-класса участникам был представлен положительный педагогический опыт кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России по применению в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий. На основе всестороннего анализа образовательных технологий ведущими были раскрыты современные подходы к определению сущности данного феномена, основные характеристики и специфические признаки, методологические подходы к осмыслению образовательных технологий, а также методические основания и способы их применения в системе подготовки кадров МВД России (Нимиров-ская, Нимировский, 2019).

В рамках мастер-класса были показаны особенности конструирования и проектирования педагогических технологий, направленных на выявление качества технологического процесса, дидактических механизмов внедрения технологий профессионально ориентированного обучения в образовательный процесс (Журавлева, Филипенко, 2021). Кроме того, была представлена практика реализации программы дополнительного профессионального образования профессиональной переподготовки «Школа педагогического мастерства» в Санкт-Петербургском университете МВД России на основе реализации проблемно-ориентированного и проектно-ориенти-рованного обучения в профессиональной переподготовке начинающих преподавателей образовательных организаций МВД России (Душкин, Журавлева, Ни-мировская, 2022).

Ведущие выразили надежду, что представленный опыт поможет педагогическим работникам и адъюнктам не только разобраться в сути реализации технологического подхода в образовательном процессе высшей школы, но и определить собственную позицию в осуществляемой ими педагогической деятельности.

Заслушав и обсудив материалы докладов пленарного заседания, мастер-класса, участники конференции сочли необходимым отметить следующее. Расширение и укрепление научного межвузовского, межведомственного и международного сотрудничества в сфере применения психолого-педагогического знания в деятельности сотрудников правоохранительных органов является ключевым условием совершенствования системы работы с личным составом органов, организаций и подразделений МВД России.

По итогам работы, участники конференция рекомендует:

Активизировать работу по повышению качества профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел по специальностям и направлениям подготовки, реализуемым в образовательных организациях МВД России, посредством разработки, адаптации и внедрения инновационных образовательных технологий.

Считать приоритетным направлением методической работы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России повышение практической направленности обучения, а также методическое обеспечение программ подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Считать приоритетной целью профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России разработку эффективных педагогических форм и методов подготовки сотрудников органов внутренних дел, посредством:

- внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий;

- расширения возможностей использования в учебном процессе проектной и исследовательской деятельности обучающихся на всех уровнях образования;

- привлечения обучающихся к участию в конкурсах по фундаментальным и прикладным областям осваиваемых ими образовательных программ.

Активизировать деятельность кафедры педагогики и психологии учебно-научного комплекса по исследованию проблем кадровой работы и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России по сбору и обобщению отечественного и зарубежного психолого-педагогического опыта подготовки сотрудников органов внутренних дел путем организации научно-исследовательских работ на 2023 год и перспективный период.

Продолжить целенаправленную работу по привлечению адъюнктов, соискателей, научно-педагогического состава образовательных организаций высшего образования и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к научной дискуссии по вопросам совершенствования теории и практики юридической педагогики и психологии.

По результатам работы конференции предложено рекомендовать авторам наиболее интересных материалов, посвященных оригинальным подходам к исследованию психолого-педагогических проблем морально-психологического обеспечения деятельности правоохранительных органов, подготовить статьи и опубликовать их в «Вестнике Санкт-Петербургского университета МВД России» и «Российском девианто-логическом журнале».

Участники единодушно отметили своевременность проведения международной конференции, ее успешность, продуктивность и выразили благодарность организаторам.

Список литературы

Горьковая, И. А., Иванов, А. С. (2021). Гендерные и возрастные особенности жизнестойкости подростков с устойчивым противоправным поведением. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 3 (91), 231-240. https://doi.org/10.35750/2071-8284-2021-3-231-240

Душкин, А. С., Журавлева, Т. Л., Нимировская, Ю. К. (2022). Реализация проблемно-ориентированного и проектно-ориентированного обучения в профессиональной переподготовке начинающих преподавателей образовательных организаций МВД России. Вестник Уфимского юридического института МВД России, 1(95), 148-155. ЕБМ УШОБУ.

Журавлева, Т. Л., Филипенко Е. В. (2021). Перспективы педагогического общения в цифровой образовательной среде при электронной форме обучения. Проблемы современного педагогического образования, 72-1, 95-98. ЕБМ ШХШГХ.

Марченко, Г. В. (2022). Морально-психологическое обеспечение деятельности силовых структур: современные приоритеты и подходы. В Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: материалы международной научно-практической конференции (28 октября 2022 года, Санкт-Петербург, стр. 209-214). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Нимировская, Ю. К., Нимировский, В. В. (2019). Современные образовательные технологии в инновационной деятельности педагогического работника образовательных организаций МВД России. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 1(81), 190-197. ЕБМ Ж2ШК.О.

2022; 2(4), 491-499 Российский девиантологический журнал / Russian Journal of Deviant Behavior

Душкин А. С., Юренкова В. А. / Dushkin A. S, Yurenkova V. A.

Реуцкая, И. Е. (2022). Особенности адаптации к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел (на примере следователей органов внутренних дел). В Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: материалы международной научно-практической конференции (28 октября 2022 года, Санкт-Петербург, стр. 241-244). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Тихомиров, С. Н. (2021). О сбалансированности образовательного гибрида при подготовке научных и научно-педагогических кадров высшего уровня. В Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: материалы всероссийской научно-практической конференции (29 октября 2021 года, Санкт-Петербург, стр. 329-336). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. EDN JBHUTN.

Фам, В. К. (2022). Сравнительный анализ психологических особенностей профессионального мастерства участковых уполномоченных полиции (на примере Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам). Юридическая психология, (1), 3-6. https://doi.org/10.18572/2071-1204-2022-1-3-6. EDN RCBYNE.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федотова, Е. С. (2022). О некоторых проблемах психологической готовности руководителей органов внутренних дел Республики Казахстан к управленческой деятельности в условиях современных реформ. В Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: материалы международной научно-практической конференции (28 октября 2022 года, Санкт-Петербург, стр. 296-302). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Чопик, О. А. (2022). Влияние цифровой дидактики на субъектно-ориентированный подход в образовательной деятельности студентов вузов. Казанский педагогический журнал, 3(152), 87-93. https://doi.org/10.51379/ KPJ.2022.153.3.010. EDN UZKHXT.

Шаповал, В. А. (2019). Экспертная психодиагностическая система оценки, прогнозирования и мониторинга профессионального психологического здоровья сотрудников органов внутренних дел: монография. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Шингаев, С. М. (2022). Психологическая компетентность сотрудников правоохранительных органов как фактор успешности профессиональной деятельности. В Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: материалы международной научно-практической конференции (28 октября 2022 года, Санкт-Петербург, стр. 323-327). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации.

References

Gor'kovaya, I. A., Ivanov, A. S. (2021). Gendernye i vozrastnye osobennosti zhiznestojkosti podrostkov s ustojchivym protivopravnym povedeniem. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 3 (91), 231-240. https://doi. org/10.35750/2071-8284-2021-3-231-240

Dushkin, A. S., Zhuravleva, T. L., Nimirovskaya, YU. K. (2022). Realizaciya problemno-orientirovannogo i proektno-ori-entirovannogo obucheniya v professional'noj perepodgotovke nachinayushchih prepodavatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii. Vestnik Ufimskogoyuridicheskogo instituta MVD Rossii, 1(95), 148-155. EDN YINQDV.

Zhuravleva, T. L., Filipenko E. V. (2021). Perspektivy pedagogicheskogo obshcheniya v cifrovoj obrazovatel'noj srede pri elektronnoj forme obucheniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 72-1, 95-98. EDN UBXWIX.

Marchenko, G. V. (2022). Moral'no-psihologicheskoe obespechenie deyatel'nosti silovyh struktur: sovremennye prioritety i podhody. V Pedagogika i psihologiya v deyatel'nosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: integraciya teorii i praktiki: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (28 oktyabrya 2022 goda, Sankt-Pe-terburg, str. 209-214). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii.

Nimirovskaya, Yu. K., Nimirovskij, V. V. (2019). Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v innovacionnoj deyatel'nosti pedagogicheskogo rabotnika obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 1(81), 190-197. EDN NKZWRO.

Reuckaya, I. E. (2022). Osobennosti adaptacii k professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del (na primere sledovatelej organov vnutrennih del). V Pedagogika i psihologiya v deyatel'nosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: integraciya teorii i praktiki: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (28 oktyabrya 2022 goda, Sankt-Peterburg, str. 245-248). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet Minister-stva vnutrennih del Rossijskoj Federacii.

Tihomirov, S. N. (2021). O sbalansirovannosti obrazovatel'nogo gibrida pri podgotovke nauchnyh i nauchno-pedagogich-eskih kadrov vysshego urovnya. V Pedagogika i psihologiya v deyatel'nosti sotrudnikov pmvoohmnitel'nyh organov: integraciya teorii i praktiki: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (29 oktyabrya 2021 goda, Sankt-Peterburg, str. 329-336). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii. EDN JBHUTN.

Fam, V. K. (2022). Sravnitel'nyj analiz psihologicheskih osobennostej professional'nogo masterstva uchastkovyh upol-nomochennyh policii (na primere Rossijskoj Federacii i Socialisticheskoj Respubliki V'etnam). Yuridicheskaya psihologiya, (l), 3-6. https://doi.org/10.18572/2071-1204-2022-1-3-6. EDN RCBYNE.

Fedotova, E. S. (2022). O nekotoryh problemah psihologicheskoj gotovnosti rukovoditelej organov vnutrennih del Respubliki Kazahstan k upravlencheskoj deyatel'nosti v usloviyah sovremennyh reform. V Pedagogika i psihologiya v deyatel'nosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: integraciya teorii i praktiki: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (28 oktyabrya 2022 goda, Sankt-Peterburg, str. 305-311). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii.

Chopik, O. A. (2022). Vliyanie cifrovoj didaktiki na sub'ektno-orientirovannyj podhod v obrazovatel'noj deyatel'nosti studentov vuzov. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal, 3(152), 87-93. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.153.3.010. EDN UZKHXT.

Shapoval, V. A. (2019). Ekspertnaya psihodiagnosticheskaya sistema ocenki, prognozirovaniya i monitoringa professional'nogo psihologicheskogo zdorov'ya sotrudnikov organov vnutrennih del: monografiya. Saint Petersburg: Sankt-Peter-burgskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii.

Shingaev, S. M. (2022). Psihologicheskaya kompetentnost' sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov kak faktor uspeshnosti professional'noj deyatel'nosti. V Pedagogika i psihologiya v deyatel'nosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: integraciya teorii i praktiki: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (28 oktyabrya 2022 goda, Sankt-Peterburg, str. 337-341). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii.

Информация об авторах:

Антон Сергеевич Душкин - кандидат психологических наук, доцент.

Виталия Александровна Юренкова - кандидат психологических наук, доцент.

Вклад авторов

Авторы внесли равный вклад в разработку исследования, обработку его результатов и написание текста статьи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию 07.11.2022 Одобрена после рецензирования 08.12.2022 Опубликована 29.12.2022

About the authors:

Anton S. Dushkin - Cand. Sci. (Psychol.), Associate Professor.

Vitaliya A. Yurenkova - Cand. Sci. (Psychol.), Associate Professor.

Authors' contribution

All authors made an equal contribution to the development of the research, the processing of its results and the writing an article.

The authors declare no conflicts of interests.

Submitted November 7, 2022

Approved after reviewing December 8, 2022

Accepted December 29, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.