Российский девиантологический журнал / Russian Journal of Deviant Behavior 2022; 2(2), 225-235
Рожков А. А., Юренкова В. А. / Rozhkov A. A., Yurenkova V. A.
Обзоры конференций
УДК 159.9
DOI: 10.35750/2713-0622-2022-2-225-235
Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2022). Обзор международной научно-практической конференции
Антон Алексеевич Рожков
Санкт-Петербургский университет МВД России (Санкт-Петербург, Россия) [email protected]
ORCID: 0000-0003-1890-0368
Виталия Александровна Юренкова
Санкт-Петербургский университет МВД России (Санкт-Петербург, Россия) [email protected]
ORCID: 0000-0001-7397-4277
еь
Статья включает
видеозаписи
выступлений
Аннотация
В статье представлен обзор научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии» (Васильевские чтения - 2022), которая посвящена памяти советского ученого-психолога, доктора психологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Владислава Леонидовича Васильева. В процессе конференции были представлены результаты исследований научных школ Российской Федерации, Республики Узбекистан и Республики Беларусь по проблемам совершенствования психологической работы в системе морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, психологического сопровождения выполнения сотрудниками правоохранительных органов оперативно-служебных задач, интеграции достижений психологии в практику раскрытия и расследования преступлений, защиты сотрудников правоохранительных органов от деструктивного воздействия в информационно-коммуникативном пространстве, детерминант преступного поведения. Результаты конференции свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования практики применения достижений в области психологии в правоохранительной деятельности и важности поиска новых возможностей для развития научного потенциала в России и других странах, реализации различных форм сотрудничества и взаимодействия.
Ключевые слова
морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел, психологическое сопровождение выполнения оперативно-служебных задач сотрудниками правоохранительных органов, психологические технологии в раскрытии и расследовании преступлений, защита личного состава от деструктивного информационно-психологического воздействия, психология девиантного поведения
Для цитирования: Рожков, А. А., Юренкова, В. А. (2022). Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2022). Обзор международной научно-практической конференции. Российский девиантологический журнал, 2(2), 225-235. ёо1: 10.35750/2713-0622-20222-225-235.
© Рожков А. А., Юренкова В. А., 2022
Рожков А. А., Юренкова В. А. / Rozhkov A. A., Yurenkova V. A.
Conference reviews
Anton A. Rozhkov
Saint Petersburg University of the MIA of Russia (Saint Petersburg, Russia) [email protected]
ORCID: 0000-0003-1890-0368
Vitaliya A. Yurenkova
Saint Petersburg University of the MIA of Russia (Saint Petersburg, Russia) [email protected]
ORCID: 0000-0001-7397-4277
Modern Topics in Psychology in the Field of Law Enforcement: Concepts, Approaches, Technologies
(Vasiliev readings - 2022). Review of international research and practice conference
Abstract
The article reviews the research and practice conference "Modern Topics in Psychology in the Field of Law Enforcement: Concepts, Approaches, Technologies (Vasiliev readings - 2022) dedicated to the memory of the Soviet researcher, Doctor of Psychology, professor, honored scientist of the Russian Federation, Vladislav Leonidovich Vasiliev.
In the course of the conferences the researches presenting scientific schools of Russian Federation, Republic of Uzbekistan and Republic of Belarus have discussed the studies on the improvement of the psychological work in the law enforcement system, of the psychological support of the police officers, integration of the newest psychological approaches into the practical investigation of crimes, the protection of the law enforcement personnel from the destructive influence of the informational and communicative space, the determinants of the criminal behavior.
Conference results prove the need to improve further the practical application of the newest psychological approaches in the law enforcement activities and the need to search for the new opportunities to enrich the scientific potential of Russia and other countries and explore different forms of collaboration and cooperation.
Keywords
psychological guidance and support of police officers, psychological support of the police activities, tendencies of psychology in the field of crime investigation, protection from the destructive informational and psychological influence, psychology of deviant behavior
For citation: Rozhkov, A. A., Yurenkova, V. A. (2022). Modern Topics in Psychology in the Field of Law Enforcement: Concepts, Approaches, Technologies (Vasiliev readings - 2022). Review of international research and practice conference. Russian Journal of Deviant Behavior, 2(2), 225-235. doi: 10.35750/2713-0622-2022-2-225-235.
Уважаемый читатель, стало доброй традицией ежегодно проводить в стенах Санкт-Петербургского университета МВД России международную научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии» (Васильевские чтения). Ее проведение посвящено светлой памяти советского уче-
ного-психолога, доктора психологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Владислава Леонидовича Васильева (1930-2008 гг.), который сумел объединить в своей деятельности богатый опыт работы в следственных подразделениях, преподавания в образовательных организациях и научной деятельности, достигнув высоких результатов.
Конференция является знаковым международным событием для ведущих ученых в области психологии служебной деятельности и педагогики ведомственного образования. Она проводится в рамках реализации приоритетного профиля подготовки в Санкт-Петербургском университете МВД России «Деятельность кадровых подразделений и подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел» и в соответствии с основными направлениями исследований научной школы «Психолого-педагогическая система профессионального становления кадров в органах внутренних дел Российской Федерации».
15 апреля 2022 г. в ней приняли участие более 100 человек, представителей научных школ Российской Федерации, Республики Узбекистан и Республики Беларусь. Среди них ведущие ученые - психологи и педагоги, представители ведомственного образования и научно-исследовательских организаций, практические сотрудники правоохранительных органов, адъюнкты, курсанты, слушатели и студенты. Такой состав участников позволяет специалистам обмениваться научными идеями, изучать и оценивать практический опыт правоохранительной деятельности, актуализировать проблемы и обсуждать способы их решения, а у обучающихся формировать научное мировоззрение и интерес к научной деятельности. Очный формат конференции позволил вновь встретиться со своими коллегами, друзьями и оппонентами, увидеть пытливые умы и заглянуть в горящие глаза молодого поколения будущих ученых.
С приветственным словом выступили заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России по научной работе, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации М. В. Бавсун и начальник учебно-научного комплекса по исследованию проблем кадровой работы и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, доцент, председатель диссертационного совета Л. Т. Бородавко. Ими были обозначены заявленные для обсуждения в рамках конференции приоритетные направления развития психологической науки и направления совершенствования практики правоохранительной деятельности, подчеркнута важность поиска новых возможностей для развития научного потенциала в России и других странах, реализации различных форм сотрудничества и взаимодействия.
В программу конференции вошли выступления участников на пленарном заседании, проведение мастер-классов ведущими специалистами и выпуск электронного сборника тезисов докладов участников конференции.
Предлагаем читателю обзор тематики выступлений и тезисов докладов, вызвавших наибольший интерес у научного сообщества.
С докладом на тему «К вопросу об информационно-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел» выступил профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, член-корреспондент Российской академии образования А. Г. Караяни. В своем выступлении Александр Григорьевич раскрыл проблему необходимости противостояния негативному информационно-психологическому воздействию, оказываемому на сотрудников органов внутренних дел в современных условиях. Основным способом противостояния он назвал развитие у сотрудников информационно-психологической устойчивости, которая по содержанию существенно отличается от психологической устойчивости. А. Г. Караяни описал 5 кластеров факторов, обеспечивающих информационно-психологическую устойчивость: когнитивный, мотивационно-ценност-ный, эмоционально-волевой, поведенческий, регулятивный. Раскрывая механизм формирования информационно-психологической устойчивости у сотрудников органов внутренних дел, он указал, что в социальных условиях она развивается на протяжении всей жизни человека в процессе социализации методом проб и ошибок, а у сотрудников она должна целенаправленно развиваться в процессе морально-психологического обеспечения служебной деятельности, в процессе обучения и воспитания сотрудников. В качестве своеобразных индикаторов нарушения информационно-психологической устойчивости А. Г. Караяни предлагает принять маркеры дезориентации, демотивации, деморализации и дезорганизации сотрудников органов внутренних дел, для выявления которых использовать существующие средства социальной диагностики (Караяни, 2022).
Руководитель Научно-исследовательского центра судебной экспертизы и криминалистики, профессор кафедры общей и юридической психологии Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, доктор психологических наук, профессор В. Ф. Енгалычев в своем докладе на тему «О правовой обоснованности судебной экспертизы, имеющей отношение к составу преступления по ст. 3541 УК РФ» указал, что в правоприменительной практике, связанной с расследованием уголовных дел по составу преступления «Реабилитация нацизма», возникают проблемы в связи с неоднозначным пониманием категориально-понятийного аппарата, нашедшего отражение в соответствующей статье Уголовного кодекса Российской Федерации. Существует противоречие, которое вызвано необходимостью соблюдать конституционные права граждан на свободу мысли и слова,
Рожков А. А., Юренкова В. А. / Rozhkov A. A., Yurenkova V. A.
учитывать личные оценочные суждения граждан и в то же время пресекать деяния, направленные на отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны.
В. Ф. Енгалычев раскрыл действия, которые должны рассматриваться как оконченный состав преступления по статье «Реабилитация нацизма», и квалифицирующие признаки. Он указал на необходимость проведения судебного экспертного исследования по данному составу преступления, которое должно иметь вид либо комплексной психолого-лингвистической экспертизы (если обнародованы только противоправные тексты), комплексной судебной психологолингвофоноскопи-ческой экспертизы (если в материалах уголовного дела имеются аудиофайлы) либо психологической экспертизы по видеоматериалам (если в материалах уголовного дела имеются видеофрагменты противоправных действий) (Енгалычев, 2022).
Ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, кандидат биологических наук, доцент А. Д. Белоусов в докладе на тему «Принцип "стимул-реакция" как основа для классификации манипулятивных воздействий на следователя в процессе проведения допроса», основываясь на анализе многолетней практики предварительного следствия, выявил, что следователи (дознаватели) часто подвергаются скрытому негативному противодействию допрашиваемых лиц. Чаще такой вид противодействия можно обнаружить со стороны граждан, ранее судимых, возбудимых и агрессивных, с высоким уровнем интеллекта.
Эмпирическое исследование способов негативных влияний со стороны допрашиваемых на следователя (дознавателя) позволило Алексею Дмитриевичу установить наиболее распространенные в следственной практике манипулятивные техники. К ним он отнес: провоцирование следователя (дознавателя) на эмоциональное реагирование (раздражение, гнев, месть и т. п.), попытки разжалобить, стремление доминировать в общении, перехватывать инициативу, частое переключение внимания на отвлеченные темы, предложение сделки (содействие следствию в обмен на уступки со стороны следователя или дознавателя), напоминание следователю (дознавателю) об общих знакомых или дружеских отношениях в прошлом, намеки на вознаграждение или благодарность (услуги, помощь, подарки и т. п.), использование идеологических убеждений или гражданских предпочтений, оказание внушающих воздействий.
А. Д. Белоусов обнаружил сходство данных негативных психологических интервенций допрашиваемых со
стимульным управлением поведением и классифицировал и описал манипулятивные психотехники на основе принципа «стимул-реакция». Он сделал обоснованный вывод о том, что систематическая практика следователя (дознавателя) в распознавании данных психотехник со стороны допрашиваемых лиц, овладение оптимальными способами реагирования на негативные стимулы, постепенное их доведение до автоматизма позволят следователю (дознавателю) противодействовать манипулятивным воздействиям и повысить эффективность допроса (Белоусов, 2022).
Заведующая кафедрой психосоматики и психотерапии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, доктор психологических наук, профессор И. А. Горьковая в докладе на тему «Изменение воспитательных практик в семьях подростков с устойчивым противоправным поведением в период с 1989 по 2020 гг.» изложила результаты своего тридцатилетнего сравнительного исследования воспитательных практик, реализуемых в семьях подростков с устойчивым противоправным поведением. Исследование было проведено совместно с доктором психологических наук, доцентом А. В. Мик-ляевой при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
Ирина Алексеевна отметила, что результаты исследований, проведенные в разных странах, убедительно доказывают, что существенный вклад в становление личности подростка-правонарушителя вносит характер семейных отношений. Дисфункциональное семейное воспитание и семейной неблагополучие в целом создают предпосылки для формирования склонности к правонарушениям. При этом по мере увеличения семейной дисфункциональности увеличиваются и индивидуальные поведенческие риски у детей.
Результаты собственного эмпирического исследования позволили И. А. Горьковой констатировать, что в течение последних десятилетий в сфере детско-роди-тельских отношений, складывающихся в семьях подростков с устойчивым противоправным поведением, фиксируется сохранение тенденции к преобладанию позитивного интереса со стороны матери в отношении к сыну в сочетании с довольно высокой враждебностью и директивностью, при этом автономность и непоследовательность воспитательных практик матерей в последние годы сокращаются. В отношениях с отцами также наблюдается тенденция к снижению автономности и одновременно к сокращению проявлений позитивного интереса к сыну (Горьковая, Микляева, 2022).
Профессор кафедры психологии и педагогики Академии МВД Республики Беларусь, кандидат исторических наук, доцент А. А. Урбанович в докладе на тему «Ресурсы реализации индивидуальной управленческой концепции руководителем в системе органов внутренних дел» изложил свои научные взгляды при от-
вете на вопрос «Каковы представления руководителей в системе внутренних дел о ресурсах (возможностях), позволяющих им реализовать свою индивидуальную управленческую концепцию?». Ответ был основан на результатах собственного эмпирического исследования, в котором приняли участие руководители органов внутренних дел, обучающиеся в Академии МВД Республики Беларусь по программе переподготовки по специальности «Управление органами внутренних дел». Результаты исследования позволили Алексею Аркадьевичу выделить три группы ресурсов: внутренние (личностные) ресурсы - к ним он отнес личностные качества, которые уже имеются у руководителей и которые необходимо «включить», задействовать в управленческой деятельности (например, требовательность к себе и к подчиненным, личная дисциплинированность, примерность и организованность, уважение к подчиненным, умение слушать и слышать, личная порядочность); деятельностные ресурсы, выступающие результатом первых шагов активной управленческой деятельности руководителей - к ним он отнес формирование своей команды, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, оптимальную организацию деятельности подчиненных, инициативное стимулирование подчиненных за реальные успехи; и внешние (средовые) ресурсы - они не выступают доминирующими и играют роль фактора, способного при определенных условиях помочь в реализации управленческой деятельности (например, создание и укрепление материально-технической базы подразделения, создание хороших деловых отношений с руководителями районной администрации, руководителями подразделений других силовых ведомств, поддержка семьи, родных, близких).
А. А. Урбанович, подводя итог, заключил, что если руководитель ориентируется в управленческой деятельности прежде всего на внутренние (личностные) ресурсы, то, следовательно, он готов вместе с ролью руководителя брать на себя ответственность за результаты деятельности подчиненных и подразделения в целом, способен принимать самостоятельные решения. Именно поэтому важным направлением в подготовке руководителей органов внутренних дел является формирование у них личностных ресурсов (Урбанович, 2022).
Профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор исторических наук Г. В. Марченко в докладе на тему «Деструктивный характер современных информационных войн и минимизация их негативного воздействия на личный состав силовых структур» на примере проведения специальной военной операции Вооруженных сил Российской Федерации по демилитаризации и денацификации Украины изложил особенности современных информационных войн.
Описывая механизм ведения информационных войн, Геннадий Викторович обратил внимание аудитории, что на определенном этапе информационная война против враждебного государства начинает вестись в рамках «гибридной войны», когда агрессивная риторика перерастает в эскалацию вооруженного конфликта на ограниченной территории, после чего появляется возможность втягивания противника в военные действия. Подготовку информационной войны подтверждают такие признаки, как наличие политических коалиций против государства-противника, оказание мощного давления в сфере экономики (введение санкций), установление информационной блокады, размещение компрометирующих материалов против первых лиц государства.
В своем докладе он также сделал акцент на том, что целью информационной войны является снижение морально-психологической готовности военнослужащих и сотрудников силовых структур к выполнению служебных задач, ослабление доверия граждан к деятельности органов государственной власти, дезорганизация управления воинскими и служебными коллективами за счет распространения недостоверной и провокационной информации.
Рассматривая некоторые особенности информационной войны против России, инициированной Западом, Г. В. Марченко отметил, что западной и украинской пропаганде удалось добиться определенной информационной блокады действий российских войск в ведущих мировых электронных и печатных средствах массовой информации. Украинскими специалистами в сфере информационных технологий организуются постановочные акции, направленные на формирование негативного общественного мнения в отношении действий российской армии (события в Мариуполе, Буче, Краматорске), организуется активный вброс информационных фейков различного содержания через социальные сети и мессенджеры.
В целях нивелирования негативных последствий от участия в информационной войне он предложил учесть практику работы должностных лиц органов управления и подразделений силовых структур в новых условиях и выделил в деятельности командиров (начальников) силовых структур по противодействию негативным информационным воздействиям три основных аспекта - организационный, правовой и информационно-пропагандистский.
Организационный аспект включает проведение должностными лицами мероприятий по определению источников и перекрытию каналов поступления негативной информации, подготовку соответствующих кадров (специалистов) в сфере информационного противодействия, организацию обучения военнослужащих и сотрудников других силовых структур приемам защиты от информационного манипулирования, про-
Рожков А. А., Юренкова В. А. / Rozhkov A. A., Yurenkova V. A.
ведение мониторинга социальных сетей, выявление носителей деструктивной информации и принятие по ним кадровых решений.
Правовой аспект предполагает прежде всего активизацию правового воспитания с доведением и разъяснением личному составу соответствующих положений и норм законодательства об ответственности за совершение действий экстремистского и террористического характера, а также перечня запрещенных экстремистских материалов, изучение и выполнение личным составом требований ведомственных приказов об ограничениях и запретах в период прохождения службы.
Основу информационно-пропагандистского аспекта составляет деятельность по формированию государственно-патриотического мировоззрения и гражданственности у личного состава, воспитание сотрудников на традициях героической защиты своего Отечества, ведение активной контрпропаганды (Марченко, 2022).
Начальник кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор В. Л. Цветков в докладе на тему «Психологические проблемы адаптации молодых сотрудников ОВД на этапе профессионального становления» выделил и описал компоненты процесса адаптации молодых сотрудников. Он обратил внимание на значимость на этапе профессионального становления сотрудиков адаптации к содержанию деятельности, служебному коллективу и первичной (малой) группе сослуживцев, к отношениям с руководством, условиям реальности, необходимость обеспечить включенность сотрудника в процессы профессионального саморазвития.
Вячеслав Лазаревич представил результаты проведенного эмпирического исследования, направленного на выявление трудностей, с которыми сталкиваются молодые сотрудники органов внутренних дел в процессе адаптации. Молодые сотрудники положительно оценили удовлетворенность содержанием профессиональной деятельности и социально-психологическим климатом в коллективе, отметили, что серьезную поддержку в период адаптации им оказали непосредственный руководитель, наставник и коллеги по службе. Среди значимых трудностей при адаптации они выделили большой объем работы и широкий спектр должностных обязанностей, ненормированность рабочего дня, недостаточность правовых знаний, необходимость совершенствования умений составлять процессуальные документы, отсутствие навыков профессионального общения.
В. Л. Цветков указал на необходимость в процессе профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел уделять больше внимания преодолению трудностей, выявленных у молодых сотрудников в процессе эмпирического исследования.
Доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии Московского государственного психолого-педагогический университета, кандидат психологических наук Н. В. Мешкова в докладе на тему «О результатах исследования возрастных особенностей антисоциальной креативности» представила результаты исследования антисоциальной креативности на выборке, которую составили подростки, студенты и сотрудники органов внутренних дел. Для исследования антисоциальной креативности Наталья Владимировна использовала батарею методик: блоки социальных ситуаций, адаптированный опросник вредоносной креативности, N£0-5 ББГ, опросник Мак-ГУ, опросник эмоционального интеллекта ЭмИн, опросник враждебности (Бас-са-Перри), опросник ценностей (Ш. Шварц), опросник моральной идентичности.
Результаты эмпирического исследования позволили ей определить психологические профили антисоциальной креативности. Отличительными особенностями данных профилей являются: у мужчин - враждебность, у женщин - агрессия; у подростков -низкий уровень развития личностных черт «Согласие» и «Добросовестность», высокая агрессивность, враждебность, гнев, макиавеллизм, низкий уровень понимания собственных эмоций; у курсантов образовательной ведомственной организации (мужчин) - низкая моральная идентичность, враждебность, непонимание собственных эмоций, озабоченность своими потребностями, игнорирование интересов и норм группы, приоритет собственных принципов и склонность к манипулированию, у сотрудников органов внутренних дел - макиавеллизм (положительный предиктор) и низкие значения сотрудничества (у имеющих высшее образование респондентов) и низкие значения сотрудничества (у имеющих среднее образование).
Выделенные особенности профиля антисоциальной креативности и их характеристики Н. В. Мешкова рекомендует использовать при составлении программ профилактики девиантного поведения. Она предложила «Программу коррекции девиантного поведения», которая включает в себя три блока - психодиагностический, профилактический и психокоррекционный. Задачей психодиагностического блока является изучение уровня сформированности структурных компонентов, способствующих антисоциальному поведению. По результатам диагностики в зависимости от уровня сформированности структурных компонентов антисоциальной креативности всех участников кор-рекционной программы следует разделить на группы с высоким, средним и низким уровнем склонности к антисоциальному поведению. С участниками, имеющими низкий уровень склонности к антисоциальному поведению, предполагается проведение профилактических и просветительских мероприятий, с высоким
и средним уровнем - проведение профилактических, просветительских, индивидуальных и групповых пси-хокоррекционных мероприятий. Психокоррекцион-ный блок может включать в себя использование техник и приемов психологического воздействия на личность с целью научить ее преодолевать враждебность и понимать собственные эмоции, использовать рефлексивные приемы, сформировать адекватную самооценку (Мешкова, 2022).
Начальник группы по работе с личным составом Управления специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Е. В. Ершов в докладе на тему «Информационное противоборство в современном мире с учетом проведения специальной военной операции» изложил историю ведения информационного противоборства между странами в условиях глобальной конкуренции, в том числе в период ведения кровавых войн. Он указал, что на современном этапе развития цивилизации «гибридная война», под которой понимается военная стратегия, объединяющая в себе как единое целое обычную войну, малую войну и кибервойну, стала основным способом разрешения конфликтов в мире. В этих условиях обеспечение информационной безопасности граждан Российской Федерации и государственных институтов является чрезвычайно важной задачей государственного уровня.
Евгений Владимирович описал модель информационно-психологического воздействия на психику человека, перечислил и охарактеризовал виды информационно-психологического оружия, раскрыл роль средств массовой информации и различных веб-сервисов в информационно-психологическом противоборстве, содержание технологий управления групповым и массовым поведением, изложил практики обеспечения информационно-психологической безопасности.
Преподаватель кафедры воспитательно-психологической деятельности Академии МВД Республики Узбекистан Р. Р. Ковеев в докладе на тему «Коммуникативная компетентность как навык успешного общения в профессиональной деятельности следователя» выделил важную особенность, которая заключается в том, что коммуникативная компетентность следователя выполняет роль регулятора во взаимоотношениях, складывающихся в процессе расследования уголовных дел.
Руслан Рустамович отметил, что эффективность решения следователем служебных задач зависит от его умения учитывать психологические особенности человека, с которыми он контактирует, умения использовать психологические знания в служебной деятельности, контролировать следственную ситуацию и воздействовать на нее. Он выделил качества и умения, которыми должен обладать следователь. Среди них - способность расположить к себе человека, вызы-
вать у него чувство доверия; способность к быстрому установлению доверительных отношений с незнакомыми людьми; умение быстро оценивать эмоциональное состояние собеседника и подбирать целесообразную формулу общения; умение слушать и тактически грамотно переводить разговор на значимые темы; умение вживаться в роль, способность к перевоплощению; умение отстаивать свою точку зрения; умение применять психологические приемы с целью выявления значимой информации (Ковеев, 2022).
Исполняющий обязанности заведующего кафедры общей психологии психологического факультета Башкирского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент В. Л. Линевич в докладе на тему «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в условиях "информационной войны"» сделал акцент на процессе формирования профессиональной психологической устойчивости у сотрудников органов внутренних дел.
Указанный процесс Владимир Леонтьевич условно разделил на три этапа: подготовительный (фоновую подготовку), этап выполнения профессиональной задачи (мобилизационную подготовку и морально-психологическую поддержку) и заключительный - преодоление сложной ситуации (морально-психологическую разрядку). Целью фоновой морально-психологической подготовки он считает обеспечение возможности каждому сотруднику органов внутренних дел заблаговременно психологически подготовиться, настроить себя на выполнение поставленной задачи, изучить варианты ее решения, оценить наиболее потенциально опасные моменты, сформировать четкое представление о модели поведения. Мобилизирующий этап психологической подготовки может проходить в разных вариантах, что определяется содержанием задачи и временем ее выполнения. Ключевым моментом на данном этапе является активизация психических и физических возможностей сотрудников, формирование у них чувства уверенности в успешном выполнении поставленной задачи, осознание персональной ответственности. Этот этап психологической подготовки включает также морально-психологическую поддержку сотрудников и изучение их настроений с учетом возрастных, гендерных, психосоциальных, этнических и других особенностей. Морально-психологическая разрядка должна быть направлена на снятие морально-психологического напряжения у сотрудников органов внутренних дел и восстановление работоспособности. В. Л. Линевич обратил внимание, что вышеперечисленные элементы формирования профессиональной психологической устойчивости должны сопровождаться развитием у сотрудников знаний и навыков в области противодействия ложной, деструктивной информации (Линевич, 2022).
Рожков А. А., Юренкова В. А. / Rozhkov A. A., Yurenkova V. A.
Доцент кафедры оперативно-технических мероприятий органов внутренних дел Международного межведомственного центра подготовки сотрудников оперативных подразделений имени А. Н. Сергеева, кандидат психо логических наук О. В. Малыгина в докладе на тему «Некоторые аспекты проблемы комплектования в органах внутренних дел на современном этапе» обозначила проблемные вопросы комплектования органов внутренних дел с целью сохранения опытных сотрудников, профессионалов своего дела, и проведения мероприятий по отбору наиболее подготовленных молодых специалистов. Ольга Валерьевна указала на важность в кадровой работе изучения личных и деловых качеств кандидатов, поступающих на службу в органы внутренних дел, обеспечение психологического сопровождения стажеров в органах внутренних дел, индивидуальное обучение стажера до назначения его на замещаемую должность.
Ею было проведено мониторинговое исследование слушателей, проходящих обучение по программе профессиональной подготовки по должности служащего «Полицейский», которое выявило существенные различия в уровне их подготовленности и интереса к выбранной профессии. В этой связи О. В. Малыгина поставила вопрос о недопущении формального подхода со стороны руководителей и сотрудников подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел к организации и проведению индивидуального обучения стажеров. В своем докладе она раскрыла организационно-практический и психологический аспекты обучения стажеров, указала на важность получения промежуточных срезов знаний у стажеров и организацию дифференцированных зачетов, которые позволят им провести самоанализ и самооценку изучаемого материала, а наставнику - скорректировать обучение молодого сотрудника. Выполнение индивидуальных заданий наставника и поручений, по мнению О. В. Малыгиной позволят стажерам приобрести необходимые профессиональные навыки в соответствии с замещаемой должностью (Малыгина, 2022).
Старший преподаватель кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России О. В. Гарманова в докладе на тему «Психологические особенности профессиональной адаптации сотрудников органов внутренних дел к выполнению задач по охране общественного порядка» заметила, что проблема профессиональной адаптации сотрудников органов внутренних дел остается актуальной. Игнорирование профессиональных затруднений у сотрудников, нежелание или невозможность находить конструктивные формы решения служебных задач затрудняют процесс профессионального становления и приводит к профессиональным кризисам и деформациям.
Ольга Викторовна обратила внимание, что профессиональные затруднения чаще возникают у сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел. Это обстоятельство можно объяснить отсутствием у молодых сотрудников сформированных алгоритмов деятельности, повышенной психической напряженностью, которая вызвана неуверенностью в своих действиях и непредсказуемостью развития служебных ситуаций.
Учитывая особенности выполнения задач по охране общественного порядка, а также трудности профессиональной адаптации сотрудников органов внутренних дел, О. В. Гарманова предложила в процессе профессиональной подготовки сотрудников ориентировать их на неукоснительное соблюдение требований нормативных правовых актов, строгое соблюдение служебной дисциплины и законности, этических и антикоррупционных стандартов поведения; воспитывать у сотрудников волевые качества, формировать чувство долга и ответственности, понимание социального значения профессии; поддерживать положительную мотивацию к службе в органах внутренних дел, развивать профессионально важные качества личности; обсуждать условия наступления рисков отклоняющихся форм поведения и условий нарушения служебной дисциплины и законности; обучать сотрудников техникам конструктивного общения, приемам саморегуляции, визуальной психодиагностики лиц с признаками агрессивного и противоправного поведения; проводить разъяснительную работу по возможному проявлению со стороны граждан различных форм психологического воздействия с целью формирования негативных эмоциональных состояний, снижения имиджа и авторитета органов внутренних дел; обучать навыкам взаимодействия с гражданами в условиях их провокационного поведения; проводить психологическое консультирование при возникновении сложных ситуаций, формировать уверенность в себе, развивать внимание; разрабатывать, обсуждать и проигрывать алгоритмы действий сотрудников органов внутренних дел в различных ситуациях служебной деятельности (Гарманова, 2022).
В соответствии с программой конференции были проведены мастер-классы по следующим направлениям: «Психофизиологическая диагностика с использованием технологии айтрекинга в деятельности органов внутренних дел», «Буллинг, моббинг, колумбайн: профилактика, выявление и работа с последствиями», «Молодежь и современные интернет-риски».
Мастер-класс «Психофизиологическая диагностика с использованием технологии айтрекинга в деятельности органов внутренних дел» провели руководитель ООО «Нейроэконика Ассистив», кандидат медицинских наук К. Ю. Шелепин и его ассистенты П. П. Васильев, К. А. Скуратова, В. С. Зуева.
Константин Юрьевич Шелепин рассказал аудитории о технологии айтрекинга (видеоокулографии), представ-
ляющей собой технологию отслеживания и записи движений глаз человека и отвечающей на вопрос: «Куда и как долго смотрел испытуемый?». Он описал возможные направления ее использования в социальной практике, привел примеры научных исследований использования технологии айтрекинга в решении правоохранительных задач, продемонстрировал техническое оборудование. Мастер-класс проводился в интерактивной форме. Каждому участнику была предоставлена возможность на стимульном материале изучить движения своих глаз при исследовании разного рода объектов (людей, животных, неодушевленных предметов), а также сравнить свои результаты с результатами других участников мастер-класса. Живой интерес вызвали полученные результаты рассматривания мужчинами изображения женщины, а женщинами - изображений мужчин. В завершение знакомства участников мастер-класса с технологией айтрекинга были обсуждены перспективы применения технологии в органах внутренних дел в целях раскрытия и расследования преступлений.
Ведущими мастер-класса «Буллинг, моббинг, ко-лумбайн: профилактика, выявление и работа с последствиями» являлся старший научный сотрудник научно-организационного отделения Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева Минздрава России, психиатр, врач высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент И. В. Добряков. Игорь Валерьевич представил для обсуждения аудитории проблему последствий фундаментальных социальных изменений в обществе, которые произошли в связи информационно-коммуникационной революцией и экстраординарными устойчивыми значимыми различиями между поколениями. Он обозначил, что в российском обществе психиатрами отмечаются рост ба-зальной тревоги, повышение уровня ауто- и гетероагрес-сии, которые являются закономерной ответной реакцией на дефицит или избыток информации. Распространенными формами проявления агрессии становятся буллинг, моббинг, колумбайн, что потребовало со стороны научного сообщества и практиков разработать общие подходы по нивелированию последствий данных социально-психологических явлений. Мастер-класс проходил в форме живой дискуссии, обсуждения примеров проявления ауто- и ге-тероагрессии, ставших резонансными. В обсуждении преобладал психиатрический, медицинский подход в анализе причин проявления крайних форм агрессии. Участие в данном мастер-классе позволило участникам конференции на профессиональном уровне обсудить формы проявления агрессии у людей, услышать мнение специалистов, познакомиться с разновидностями таких социально-психологических явлений как «буллинг», «моббинг», «колум-байн», определить роль психологов в решении задач по профилактике социального напряжения.
Мастер-класс «Молодежь и современные интернет-риски» вел председатель совета региональной
общественной организации «Центр защиты и развития личности» («Молодежная служба безопасности») Л. А. Армер, который длительное время занимается проблемой выявления экстремизма в социальных сетях и противодействия вовлечению молодежи в совершение преступлений с помощью различных интернет-ресурсов. Леонид Алексеевич в ходе мастер-класса обсудил с аудиторией различные формы вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность через интернет, осветил наиболее распространенные способы вовлечения и механизм преступного поведения, раскрыл отдельные причины, по которым несовершеннолетние не могут самостоятельно противостоять вовлечению их в преступную деятельность. Участие в мастер-классе вызвало неподдельный интерес и позволило участникам конференции узнать о скрытых социальных угрозах для молодежи.
Подводя итог конференции, следует выделить наиболее обсуждаемые профессиональным и научным сообществом направления в области психологии правоохранительной деятельности на современном этапе. Они были установлены при анализе содержания докладов, мастер-классов и статей, представленных для опубликования в сборнике конференции. Данные направления расположены в ранговом порядке (от более обсуждаемого направления к менее обсуждаемому).
1. Информационно-психологическое воздействие на сотрудников правоохранительных органов, обеспечение информационно-психологической безопасности и информационно-психологической устойчивости сотрудников.
2. Причины и условия девиантного поведения, профилактика девиантного поведения среди несовершеннолетних.
3. Профессиональная и психологическая подготовка кадров для правоохранительных органов.
4. Профессиональный стресс, психологическое обеспечение безопасности сотрудников органов внутренних дел, сохранение и поддержание профессионального здоровья.
5. Психологическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов.
6. Профессиональный психологический отбор на службу в правоохранительные органы.
7. Профилактика нарушений служебной дисциплины и законности среди сотрудников правоохранительных органов.
8. Адаптация молодых сотрудников к службе в правоохранительных органах.
9. Судебно-психологические экспертные исследования.
10. Применение специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа в правоохранительных органах.
11. Психология допроса и другие.
Рожков А. А., Юренкова В. А. / Rozhkov A. A., Yurenkova V. A.
Список литературы
Белоусов, А. Д. (2022). Принцип «стимул-реакция» как основа для классификации манипулятивных воздействий на следователя в процессе проведения допроса: материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии» (Васильевские чтения - 2022) (стр. 50-55). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
Гарманова, О. В. (2022). Психологические особенности профессиональной адаптации сотрудников органов внутренних дел к выполнению задач по охране общественного порядка: материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии» (Васильевские чтения - 2022) (стр. 124-128). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
Горьковая, И. А., Микляева, А. В. (2022). Изменение воспитательных практик в семьях подростков с устойчивым противоправным поведением в период с 1989 по 2020 гг.: материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии» (Васильевские чтения - 2022) (стр. 166-171). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
Енгалычев, В. Ф. (2022). О правовой обоснованности судебной экспертизы, имеющей отношение к составу преступления по ст. 354.1 УК РФ: материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии» (Васильевские чтения - 2022) (стр. 220-227). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
Караяни, А. Г. (2022). К вопросу об информационно-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел: материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии» (Васильевские чтения - 2022) (стр. 282-287). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
Ковеев, Р. Р. (2022). Коммуникативная компетентность как навык успешного общения в профессиональной деятельности следователя: материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии» (Васильевские чтения - 2022) (стр. 330-334). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
Линевич, В. Л. (2022). Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в условиях «информационной войны»: материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии» (Васильевские чтения - 2022) (стр. 389-392). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
Малыгина, О. В. (2022). О некоторых аспектах проблемы комплектования в органах внутренних дел на современном этапе: материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии» (Васильевские чтения - 2022) (стр. 412-418). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
Марченко, Г. В. (2022). Деструктивный характер современных информационных войн и минимизация их негативного воздействия на личный состав силовых структур: материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии» (Васильевские чтения - 2022) (стр. 419-425). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
Мешкова, Н. В. (2022). О результатах исследования возрастных особенностей антисоциальной креативности: материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии» (Васильевские чтения - 2022) (стр. 435-438). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
Урбанович, А. А. (2022). Ресурсы реализации индивидуальной управленческой концепции руководителем в системе органов внутренних дел: материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии» (Васильевские чтения - 2022) (стр. 551-557). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
References
Belousov, A. D. (2022). Princip «stimul-reakciya» kak osnova dlya klassifikacii manipulyativnyh vozdejstvij na sledovatelya vprocesseprovedeniya doprosa: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye prob-
lemy psihologii pravoohranitel'noj deyatel'nosti: koncepcii, podhody, tekhnologii» (Vasilevskie chteniya - 2022) (str. 50-55). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii.
Garmanova, O. V. (2022). Psihologicheskie osobennosti professional'noj adaptacii sotrudnikov organov vnutrennih del k vy-polneniyu zadach po ohrane obshchestvennogo poryadka: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy psihologii pravoohranitel'noj deyatel'nosti: koncepcii, podhody, tekhnologii» (Vasilevskie chteniya - 2022) (str. 124-128). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii.
Gor'kovaya, I. A., Miklyaeva, A. V. (2022). Izmenenie vospitatel'nyh praktik v sem'yah podrostkov s ustojchivym protivo-pravnym povedeniem vperiod s 1989po 2020 gg.: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy psihologii pravoohranitel'noj deyatel'nosti: koncepcii, podhody, tekhnologii» (Vasilevskie chteniya - 2022) (str. 166-171). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii.
Engalychev, V. F. (2022). Opravovoj obosnovannosti sudebnoj ekspertizy, imeyushchej otnoshenie k sostavuprestupleniyapo st. 354.1 UKRF: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy psihologii pravoohranitel'noj deyatel'nosti: koncepcii, podhody, tekhnologii» (Vasilevskie chteniya - 2022) (str. 220-227). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii.
Karayani, A. G. (2022). K voprosu ob informacionno-psihologicheskoj ustojchivosti sotrudnikov organov vnutrennih del: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy psihologii pravoohranitel'noj deyatel'nosti: koncepcii, podhody, tekhnologii» (Vasilevskie chteniya - 2022) (str. 282-287). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii.
Koveev, R. R. (2022). Kommunikativnaya kompetentnost' kak navyk uspeshnogo obshcheniya vprofessional'noj deyatel'nosti sledovatelya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy psihologii pravoohranitel'noj deyatel'nosti: koncepcii, podhody, tekhnologii» (Vasilevskie chteniya - 2022) (str. 330-334). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii.
Linevich, V. L. (2022). Psihologicheskoe obespechenie professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del v usloviyah «informacionnoj vojny»: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy psihologii pravoohranitel'noj deyatel'nosti: koncepcii, podhody, tekhnologii» (Vasilevskie chteniya -2022) (str. 389-392). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii.
Malygina, O. V. (2022). O nekotoryh aspektah problemy komplektovaniya v organah vnutrennih del na sovremennom etape: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy psihologii pravoohranitel'noj deyatel'nosti: koncepcii, podhody, tekhnologii» (Vasilevskie chteniya - 2022) (str. 412-418). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii.
Marchenko, G. V. (2022). Destruktivnyj harakter sovremennyh informacionnyh vojn i minimizaciya ih negativnogo vozde-jstviya na lichnyj sostav silovyh struktur: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy psihologii pravoohranitel'noj deyatel'nosti: koncepcii, podhody, tekhnologii» (Vasilevskie chteniya - 2022) (str. 419-425). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii.
Meshkova, N. V. (2022). O rezul'tatah issledovaniya vozrastnyh osobennostej antisocial'noj kreativnosti: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy psihologii pravoohranitel'noj deyatel'nosti: koncepcii, podhody, tekhnologii» (Vasilevskie chteniya - 2022) (str. 435-438). Saint Petersburg: Sankt-Peter-burgskij universitet MVD Rossii.
Urbanovich, A. A. (2022). Resursy realizacii individual'noj upravlencheskoj koncepcii rukovoditelem v sisteme organov vnutrennih del: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy psihologii pravoohranitel'noj deyatel'nosti: koncepcii, podhody, tekhnologii» (Vasilevskie chteniya - 2022) (str. 551-557). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii.
Информация об авторах:
Антон Алексеевич Рожков - кандидат педагогических наук, доцент.
Виталия Александровна Юренкова - кандидат психологических наук, доцент.
Вклад авторов
Авторы внесли равный вклад в разработку исследования, обработку его результатов и написание текста статьи.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила в редакцию 11.05.2022 Одобрена после рецензирования 19.06.2022 Опубликована 29.07.2022
About the authors:
Anton A. Rozhkov - Candidate of pedagogical Sciences, Associate Professor.
Vitaliya A. Yurenkova - Candidate of psychological Sciences, Associate Professor.
Authors' contribution
All authors made an equal contribution to the development of the research, the processing of its results and the writing an article.
The authors declare no conflicts of interests.
Submitted May 11, 2022
Approved after reviewing June 19, 2022
Accepted July 29, 2022