нения чувства удовлетворенности выбранной профессией, наличия причин, снижающих интерес к профессиональной деятельности, определения личностных качеств сотрудников полиции, способствующих созданию социально одобряемого образа правоохранителя и поиска возможных путей формирования положительного имиджа полиции.
Анализ источников показал, что изучение имиджа сотрудников органов внутренних дел проводилось с позиции определения основных его структурных элементов [10, 11], сквозь призму общественного восприятия правоохранителей [9, 12], изучая «Я-концепцию» стражей закона [13]. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что на формирование имиджа сотрудников полиции влияют профессиональная компетентность [14], их внешний вид [15], властный, конфликтный характер полномочий [16], средства массовой информации [9, 17].
В своем исследовании мы акцентируем внимание на важности мотивационно-ценностной сферы как в профессиональном становлении сотрудников полиции, так и в формировании их социально одобряемого образа. Считаем, что именно положительная профессиональная направленность и мотивация профессиональной деятельности будут способствовать развитию описанных в начале статьи характеристик, способствующих качественному выполнению функциональных обязанностей и, следовательно, позитивно влияющих на восприятие общественностью целостного образа стражей закона.
Для большей достоверности результатов исследование было проведено анонимно, но при этом бланки методик и анкет были скреплены для того, чтобы определить взаимосвязь полученных результатов.
Психодиагностическое исследование с использованием методики К. Замфир в модификации А. А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности» показало, что 71 % опрошенных характеризуется оптимальным мотивационным комплексом, а именно: а) высокой внутренней мотивацией, свидетельствующей о наличии чувства удовлетворенности от выполняемой деятельности и возможности полной профессиональной самореализации; б) высокой внешней положительной мотивацией, включающей удовлетворенность материальным обеспечением, стремление к продвижению по службе и наличие социального престижа выбранной профессии; в) низкой внешней отрицательной мотивацией, предполагающей установку на обсуждение дискуссионных рабочих вопросов, адекватную реакцию на критику и принятие возможных неудач.
При этом у 29 % респондентов показатели внешней отрицательной мотивации выше, нежели значения внутренней и внешней положительной мотивации, что свидетельствует о внутреннем стремлении у данной категории опрошенных уходить от всевозможных реальных или потенциальных неприятностей в профессиональной деятельности, желании избегать наказаний и критики со стороны руководителя или коллег.
Анализ написанного эссе имеет следующие результаты: 48 % респондентов выразили желания в будущем оставить службу в полиции, 37 % из них рассчитывает уволиться из органов внутренних дел в течение следующих пяти лет и планирует продолжать свою деятельность вне государственной службы (из них 11 % связывают свое будущее с юриспруденцией на гражданском поприще, 7 % - с творческими или спортивными видами деятельности, 6 % - с развитием бизнеса). Остальные 11 % опрошенных свой уход из правоохранительной системы планируют в течение последующих десяти лет. Как видим, имеются некоторые расхождения в результатах проведенной методики и написанного эссе. Можно предположить, что творческий характер задания эссе, предоставив возможность использовать воображение, выразить свои мечты и фантазии, способствовал уходу от формализма и официального подхода и позволил смело и непосредственно излагать свои мысли.
Таким образом, около 57 % опрошенных характеризуются положительной профессиональной направленностью, планируют продолжать свою профессиональную деятельность максимальное количество лет и видят свой карьерный рост исключительно в правоохранительной системе. Согласно результатам анкетирования, эта категория респондентов нацелена на профессиональное самосовершенствование, а наиболее важными и необходимыми качествами сотрудника полиции, по их мнению, являются профессионализм, патриотизм, ответственность, законность в действиях, принципиальность. Основными причинами, которые могут снизить мотивацию профессиональной деятельности являются: непрофессионализм руководителя, неудовлетворительное материальное обеспечение, напряженные и недоброжелательные отношения в коллективе, отрицательное влияние издержек службы на внутрисемейные отношения. В ходе групповых бесед преимущественное
большинство респондентов отметили потребность в саморазвитии и изъявили желание получать новые знания, умения и навыки.
При этом около 30 % респондентов характеризуются отрицательной мотивацией профессиональной деятельности и не имеют желания продолжать службу в органах внутренних дел. Среди наиболее важных качеств, необходимых правоохранителю, эта категория опрошенных отметила следующие: самостоятельность, смелость, принципиальность, хитрость, профессионализм. Основными причинами, снижающими мотивацию профессиональной деятельности, являются: низкое материальное обеспечение, неудовлетворительные условия работы, отсутствие реальных властных полномочий, непрестижность профессии. Наибольшее количество респондентов, неудовлетворенных своей профессиональной деятельностью, оказалось среди тех, кто получал первое высшее образование на заочной форме обучения.
Таким образом, считаем, что положительная профессиональная направленность и мотивация будут способствовать личностному развитию, самообразованию, законопослушности и желанию сотрудников полиции служить на благо государству. Качественное повышение профессиональной компетентности возможно только при наличии внутриличностной мотивации правоохранителей. Именно положительная профессиональная мотивация предполагает желание самосовершенствоваться и развиваться в профессиональной сфере, выглядеть компетентным в глазах общественности и достойно нести звание офицера. Внутреннее отношение сотрудника полиции к выбранной профессии, направленность на качественное выполнение функциональных обязанностей и положительная мотивация профессиональной деятельности напрямую определяют остальные профессионально важные качества, отраженные в профессиограмме правоохранителя. Данная зависимость является прямо пропорциональной: чем выше профессиональная направленность и мотивация, тем более ответственным, инициативным, принципиальным, высоко нравственным, направленным на саморазвитие будет сотрудник органов внутренних дел.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что на формирование положительного имиджа стражей закона непосредственное влияние оказывает их мотивационно-ценностная сфера. Поэтому в рамках формирования социально одобряемого образа правоохранителей одной из главных задач осуществления психологической работы с сотрудниками полиции является качественный профессиональный отбор кандидатур на обучение и работу в органы внутренних дел с акцентированием внимания именно на профессиональной направленности и мотивации профессиональной деятельности.
Важным также является проведение работы в направлении повышения мотивации профессиональной деятельности действующего переменного и постоянного личного состава, у которых чаще всего под влиянием неблагоприятных условий службы деформируется первоначальная положительная профессиональная направленность.
И отечественные, и зарубежные ученые проводят тесную взаимосвязь между профессиональной компетентностью правоохранителей и их внешне воспринимаемым образом. Поэтому необходимым элементом работы с кадровым потенциалом выступает формирование установки на повышение профессиональной компетентности и развитие системы компетенций, составляющих основы профессионализма сотрудников полиции.
Результаты контент-анализа сообщений со средств массовой информации показали, что существует преимущественное большинство публикаций негативного содержания о деятельности правоохранительных органов, под влиянием которых в общественном сознании создается отрицательный стереотипизированный образ сотрудника полиции. Поэтому еще одним важным аспектом является процесс формирования у сотрудников полиции высокоморальной и антикоррупционной направленности, установки на дисциплинированность и ответственность.
В настоящее время значение имиджа в любой сфере жизнедеятельности трудно переоценить. На создание позитивного образа тратятся огромные усилия, средства и время. Формирование положительного имиджа полиции - это достаточно сложный и длительный процесс, который является одной из актуальных задач всей правоохранительной системы. Сотрудники полиции должны быть открытыми и доступными для общества, бескорыстно отзываться на нужды граждан и прислушиваться к их проблемам. Безусловно, авторитет и уважение со стороны общественности к правоохранителям будет возрастать в том случае, если сами сотрудники будут осознавать социальную значимость своей профессии, дорожить репутацией и службой, ответственно и безупречно относиться к выполнению своего служебного долга, станут примером соблюдения и исполнения законов.
Важно также помнить, что процесс формирования положительного имиджа несет в себе мощный воспитательный эффект, который оказывает значительное влияние как на граждан, так и на самих сотрудников полиции. В общественном сознании полиция должна ассоциироваться не только с наказанием, запретом, страхом, но и с заботой, безопасностью, профессионализмом, законопослушностью, что, безусловно, повысит авторитет правоохранительных органов.
Библиографический список
1. Аникеева Н. В. Условия эффективного формирования имиджа сотрудника органов внутренних дел на этапе обучения в вузе // Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2018. № 2. С. 51-54.
2. Буткевич С. А., Коноплева А. А. Морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в особых условиях (общетеоретический анализ) // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 1(31). С. 212-216.
3. КудинВ.А. Формирование нового облика российской полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 1(49). С. 4-9.
4. Султанова М. В. Имидж сотрудников ОВД и пути его формирования // Вестник Университета. 2014. № 2. С. 271-274.
5. Светличный Е. Г. Профессиогенез как фактор развития профессиональной культуры будущего специалиста в области юриспруденции // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48-1. С. 255-259.
6. Позий В. С., Романовская И. В. Проблемы профессиональной компетентности сотрудников оперативных подразделений // Евразийский юридический журнал. 2016. № 5(96). С.256-258.
7. Чудина-Шмидт Н. В. Подготовка к действиям в экстремальной ситуации как условие совершенствования деятельности сотрудника ОВД // Органы внутренних дел России: история и перспективы (300-летию российской полиции посвящается): сборник статей. Ставрополь, 2018. С. 200-204.
8. Передня Д. Г. Образ российской полиции в сознании молодежи // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 2(34). С. 87-89.
9. Дубнякова А. И. Образ сотрудника полиции в сознании граждан // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 4(55). С. 19-21.
10. Гаврилина А. А., Шарафутдинова Н. В. К вопросу о стереотипах восприятия и формирования имиджа сотрудника полиции // Психология и педагогика служебной деятельности. 2018. № 2. С. 62-65.
11. Семик А. А. Психологическая природа имиджа сотрудников внутренних дел (анализ письменной и обыденной ментальности, экспертного опроса, изучения личных дел, тестирования и наблюдения) // Теория и практика общественного развития. 2007. № 1. С. 81-85.
12. Лазицкий С. Л. Социокультурные условия формирования позитивного восприятия органов внутренних дел современным гражданским обществом // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2016. № 2(179). С. 84-87.
13. Цветков В. Л., Ануфриева Д. А. Психология имиджа сотрудника полиции: состояние и возможная положительная динамика // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3(74). С. 23-27.
14. Воронов А. А., Никифоров С. В., Феоктистов Р. Н. Особенности обеспечения имиджа и престижа профессий сотрудников правоохранительных органов // Современное право. 2011. № 12. С. 54-59.
15. Ануфриева Д. А. Психологические факторы влияния униформы на формирование имиджа сотрудников полиции на примере опыта Соединенных Штатов Америки // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2019): материалы Международной научно-практической конференции / под. ред. Ю. А. Шаранова, В. А. Шаповала. СПб., 2019. С. 30-35.
16. Васильева И. В. Образ полицейского в общественном сознании // Юридическая наука и правоохранительная практика. № 3 (41)72017. С. 183-191.
17. Родимушкина О. В., Яковлев О. В., Чупс И. Н. Особенности формирования общественных оценок работы полиции в современных условиях // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. № 1(84). С. 136-148.
References
1. AnikeevaN. V. Usloviya effektivnogo formirovaniya imidzha sotrudnika organov vnutrennih del na etape obucheniya v vuze [Conditions for the effective formation of the image of an internal affairs officer at the stage of study at the university]. Mezhdunarodnyj zhurnal psihologii i pedagogiki sluzhebnoj deyatel'nosti [International Journal of Psychology and Pedagogy of Official Activity], 2018, no. 2, pp. 51-54 [in Russian],
2. Butkevich S. A., Konopleva A. A. Moral'no-psihologicheskoe obespechenie deyatel'nosti organov vnutrennih del v osobyh usloviyah (obshcheteoreticheskij analiz) [The moral and psychological support of the activities of the internal affairs agencies in special conditions (general theoretical analysis)] Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2016, no. 1(31), pp. 212-216 [in Russian],
3. Kudin V. A. Formirovanie novogo oblika rossijskoj policii [The formation of a new image of the Russian police]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2011, no. 1(49), pp. 4-9 [in Russian],
4. Sultanova M. V. Imidzh sotrudnikov OVD i puti ego formirovaniya [Image of ATS officers and the ways of its formation], Vestnik Universiteta [University Bulletin], 2014, no. 2, pp. 271-274 [in Russian].
5. Svetlichnyj E. G. Professiogenez kak faktor razvitiya professional'noj kul'tury budushchego specialista v oblasti yurisprudencii [Professiogenesis as a factor in the development of the professional culture of a future specialist in the field of jurisprudence]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2015, no. 48-1, pp. 255-259 [in Russian],
6. Pozij V. S., Romanovskaya I. V. Problemy professional'noj kompetentnosti sotrudnikov operativnyh podrazdelenij [Problems of professional competence of employees of operational units]. Evrazijskijyuridicheskij zhurnal [Eurasian Law Journal], 2016, no. 5(96), pp. 256-258 [in Russian],
7. Chudina-Shmidt N. V. Podgotovka k dejstviyam v ekstremal'noj situacii kak uslovie sovershenstvovaniya deyatel'nosti sotrudnika OVD [Preparing for action in an extreme situation as a condition for improving the activities of an ATS officer], Organy vnutrennih del Rossii: istoriya i perspektivy (300-letiyu rossijskoj policii posvyashchaetsya): sbornik statej [Russian Internal Affairs Agencies: History and Prospects (dedicated to the 300th anniversary of the Russian police)]. Stavropol, 2018, pp. 200-204 [in Russian],
8. Perednya D. G. Obraz rossijskoj policii v soznanii molodezhi [The image of the Russian police in the minds of youth], Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii [Writings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2015, no. 2(34), pp. 87-89 [in Russian],
9. Dubnyakova A. I. Obraz sotrudnika policii v soznanii grazhdan [The image of the police officer in the minds of citizens]. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogy in law enforcement agencies], 2013, no. 4(55), pp. 19-21 [in Russian],
10. Gavrilina A. A., Sharafutdinova N. V. К voprosu о stereotipah vospriyatiya i formirovaniya imidzha sotrudnika policii [On the issue of stereotypes of perception and image formation of a police officer], Psihologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel'nosti [Psychology and Pedagogics of Official Activity], 2018, no. 2, pp. 62-65 [in Russian],
11. Syomik A. A. Psihologicheskaya priroda imidzha sotrudnikov vnutrennih del (analiz pis'mennoj i obydennoj mental'nosti, ekspertnogo oprosa, izucheniya lichnyh del, testirovaniya i nablyudeniya) [The psychological nature of the image of internal affairs officer (analysis of written and ordinary mentality, expert survey, study of personnel files, testing and observation)]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2007, no. 1, pp. 81-85 [in Russian].
12. Lazickij S. L. Sociokul'turnye usloviya formirovaniya pozitivnogo vospriyatiya organov vnutrennih del sovremennym grazhdanskim obshchestvom [Sociocultural conditions for the formation of a positive perception of internal affairs agencies by modern civil society]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul'turologiya [Bulletin of the Adygea State University. Series 1: Regional
studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, cultural science], 2016, no. 2(179), pp. 84-87 [in Russian],
13. Cvetkov V. L., Anufrieva D. A. Psihologiya imidzha sotrudnika policii: sostoyanie i vozmozhnaya polozhitel'naya dinamika [Psychology of the image of a police officer: condition and possible positive dynamics]. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogy in law enforcement agencies], 2018, no. 3(74), pp. 23-27 [in Russian],
14. Voronov A. A., Nikiforov S. V., Feoktistov R. N. Osobennosti obespecheniya imidzha i prestizha professij sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov [Features of ensuring the image and prestige of the professions of law enforcement officers]. Sovremennoe pravo [Modern Law], 2011, no. 12, pp. 54-59 [in Russian],
15. Anufrieva D. A. Psihologicheskie faktory vliyaniya uniformy na formirovanie imidzha sotrudnikov policii na primere opyta Soedinennyh SHtatov Ameriki [Psychological factors of the influence of the uniform on the image of police officers on the example of the experience of the United States of America], Aktual'nye problemy psihologii pravoohranitel'noj deyatel'nosti: koncepcii, podhody, tekhnologii (Vasil'evskie chteniya - 2019): materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Actual problems of the psychology of law enforcement: concepts, approaches, technologies (Vasiliev Readings - 2019)]. Saint Petersburg, 2019, pp. 30-35 [in Russian],
16. Vasil'eval. V. Obraz policejskogo v obshchestvennom soznanii [The image of a policeman in the public mind]. Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika [Jurisprudence and law enforcement], 2017, no. 3 (41), pp. 183-191 [in Russian],
17. Rodimushkina O. V., Yakovlev O. V., Chups I.N. Osobennosti formirovaniya obshchestvennyh ocenok raboty policii v sovremennyh usloviyah [Features of the formation of public assessments of the police in modern conditions]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2018, no. 1(84), pp.136-148.
DOI 10.37523/SUI.2020.37.1.018 УДК 159.9
Пиюкова Светлана Станиславовна
кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: piyukovafiigmail.com
Svetlana S. Piyukova
C andidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Penal Psychology and Pedagogy,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СРЕДСТВАМИ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических подходов к психологической профилактике правонарушений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы, путем использования инструментов когнитивно-поведенческой терапии.
Рассматриваются требования к личностным качествам сотрудников пенитенциарной системы, обусловленные спецификой их профессиональной деятельности. Обосновывается необходимость поиска современных подходов к сохранению и приумножению психологического здоровья персонала уголовно-исполнительной системы, обладающих доказанной эффективностью.
Приводятся статистические данные о количестве сотрудников, склонных к различным формам деструктивного поведения, за 2018 г. Характеризуются виды профессиональных деструкции: деформации личности, деформации профессиональной деятельности, деформации профессионального взаимодействия, в том числе общественно опасное поведение, выступающее как социальный субстрат разного рода правонарушений.
Рассматриваются особенности личности сотрудника-нарушителя, раскрываются основные направления психологической профилактики правонарушений сотрудников уголовно-исполнительной системы, включаюгцие в себя следующие виды психологического сопровождения: психологическую диагностику, психологическое просвещение, индивидуальное и групповое консультирование, психокоррекционную работу.
Обосновывается необходимость применения когнитивно-поведенческой терапии как метода кор-рекционного воздействия с доказанной эффективностью, показанного к применению в случаях, когда деструктивное поведение сотрудника уголовно-исполнительной систелт выходит за пределы профессиональной деятельности и затрагивает несколько сфер отношений.
В заключение статьи раскрывается сущность коррекционного процесса в рамках когнитивно-поведенческой терапии, его основные техники и компоненты. Делается вывод о необходимости внедрения методов когнитивно-поведенческой терапии в практику психологической работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы, склонными к деструктивному поведению.
Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы, профессиональные деструкции, правонарушения, общественно опасное поведение, психологическая профилактика, психологическая коррекция, когнитивно-поведенческая терапия, пенитенциарная система.
PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF OFFENSES AMONG THE PENAL OFFICERS BY MEANS OF COGNITIVE-BEHAVIORAL THERAPY
Summary. The article is devoted to the consideration of theoretical and practical approaches to the psychological prevention of offenses committed by employees of the criminal Executive system, through the use of tools of cognitive beha\'ioral therapy.
The article considers the requirements for the personal qualities ofprison system employees due to the specifics of their professional activities. The article substantiates the need to search for modern approaches to preserving and increasing the psychological health of the personnel of the criminal Executive system that have proven effectiveness.
Statistical data on the number of employees who are prone to various forms of destructive behavior for 2018 are provided, the types of professional destructions are Characterized: personality deformations, professional activity deformations, professional interaction deformations, including socially dangerous behavior that acts as a social substrate for various types of offenses.
© 2020 Пиюкова С. С.
The author considers the peculiarities of the offender's personality, reveals the main directions of psychological prevention of offenses of employees of the criminal Executive system, which include the following types of psychological support: psychological diagnostics, psychological education, individual and group counseling, and psychocorrection work.
The author substantiates the necessity of using cognitive-behavioral therapy as a method of corrective action with proven effectiveness, shown for use in cases where the destructive behavior of an employee of the criminal Executive system goes beyond the professional activity and affects severa/ areas of relations.
In conclusion, the article reveals the essence of the correction process in the framework of cognitive beha\>-ioral therapy, its main techniques and components. It is concluded that it is necessary to introduce methods of cognitive beha\>ioral therapy in the practice ofpsychological work with employees of the criminal Executive system who are prone to destructive behavior.
Keywords: penal officers, professional destructions, offenses, socially dangerous behavior, psychological prevention, psychological correction, cognitive-behavioral therapy, the penal system.
Одной из ключевых задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой на современном этапе развития, является подбор и подготовка квалифицированных кадров, способных обеспечивать эффективность функционирования ее структурных подразделений. Как показывает практика, эффективность работы пенитенциарной системы в целом определяется не только наличием необходимых финансовых или материально-технических ресурсов, но и профессиональной компетентностью сотрудников, а также уровнем развития их морально-психологических качеств.
С точки зрения ряда исследователей специфика профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, характеризующаяся высокой общественной значимостью и экстремальным характером, актуализирует высокие требования к их личностным качествам [1, 2]. Сотрудники пенитенциарной системы должны быть морально и эмоционально устойчивы, дисциплинированы, ответственны, обладать коммуникативными навыками, физической выносливостью и рядом других черт, которые в сочетании с профессиональными знаниями и опытом формируют основ}' профессионального мастерства. Профессионально важные качества непрерывно формируются у личного состава в процессе прохождения службы, и большое значение в этом процессе имеет психологическая работа [3, 4, 5].
К сожалению, несмотря на богатый опыт осуществления психологического сопровождения сотрудников УИС, накопленный пенитенциарными психологами более чем за 20 лет функционирования психологической службы, проблема поиска инструментария для сохранения и приумножения психологического здоровья персонала уголовно-исполнительной системы сохраняет свою актуальность. С одной стороны, это обусловлено необходимостью внедрения в практику современных подходов к оказанию психологической помощи личному составу, обладающих доказанной эффективностью, с другой - неуклонным повышением требований к личностным и деловым характеристикам сотрудников уголовно-исполнительной системы со стороны современного общества, приводящим к работе персонала в режиме большого нервно-психического напряжения и развитию профессиональной деформации.
В 2018 г. вероятность деструктивного поведения выявлена более чем у 14 тыс. сотрудников, что составляет около 5 % от общей численности личного состава учреждений и органов ФСИН России. Стабильно высоким остается количество лиц, нуждающихся в поддержке после стресса и склонных к злоупотреблению алкоголем. Продолжают иметь место случаи добровольного ухода сотрудников из жизни, в том числе на фоне злоупотреблений алкоголем, эскалации межличностных конфликтов, обострении деструктивных индивидуально-личностных особенностей. Так, согласно обзору о результатах деятельности психологических служб территориальных органов ФСИН России, в 2018 г. на учете у психологов состояло 14 114 сотрудников уголовно-исполнительной системы, из них: на основании заключения отдела психологической диагностики военно-врачебной комиссии - 5647 чел. (40,0 %); на основании обследования пенитенциарного психолога - 8467 чел. (60,0 %). Из состоящих на учете у психолога 2100 сотрудников (14,9 %) нуждались в психологической поддержке после стресса; у 91 сотрудника (0,6 %) была выявлена склонность к суициду; у 1101 (7,8 %) - склонность к алкоголизму; у 10 274 (72,8 %) - склонность к другим формам деструктивного поведения [6].
Перманентное давление объективных и субъективных факторов, связанных с профессиональной деятельностью, способствует формированию у сотрудников уголовно-исполнительной системы различных видов профессиональных деструкция: деформации личности (акцентуирование