Научная статья на тему 'Девиации среди сотрудников полиции как важнейшая причина ухудшения их имиджа'

Девиации среди сотрудников полиции как важнейшая причина ухудшения их имиджа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
410
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная деформация / психологическая готовность / профессиональный набор / профилактика / социальное обеспечение / профилактика девиаций поведения / правовая культура / правосознание / воспитательная работа / имидж сотрудника полиции / профессиональный имидж / общественное мнение / положительный имидж / полиция / professional deformation / psychological readiness / professional recruitment / prevention / social security / prevention of behavioral deviations / legal culture / legal awareness / educational work / image of police officer / professional image / public opinion / positive image

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А. А. Ефимов, В. В. Евдошенко, Е. В. Шумакова

Данная статья посвящена профилактике профессиональных деформаций у сотрудников полиции с целью снижения численности психологических девиаций, их появления и развития, а также анализу проблем формирования позитивного имиджа сотрудника полиции, который, определяя общественное мнение, является основным критерием оценки деятельности полиции. Особое внимание обращается на необходимость формирования правильного отношения к соблюдению законности и служебной дисциплины, повышению уровня правовой культуры и правосознания. Профилактика как система мероприятий по работе с личным составом включает в себя широкий спектр предупредительных мер непсихологического и психологического характера. Авторы делают вывод о том, что позитивный имидж личности сотрудника органов внутренних дел, вобравший в себя исторический опыт и изменявшийся в связи с реформированием социально-экономической и политической системы российского общества, должен соответствовать тем требованиям, которые предъявляет общество к сотруднику полиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVIATIONS AMONG POLICE STAFF AS THE MOST IMPORTANT REASON FOR DEPRECATING THE IMAGE OF THE POLICE

The paper studies ways to prevent professional deformities in police officers in order to reduce the number of psychological deviations, their appearance and development, as well as to the analysis of the problems of forming a positive image of a police officer, which determines public opinion, is the main criterion for evaluating the activities of the police. Special attention is paid to the need to form the right attitude to the observance of the rule of law and official discipline, to increase the level of legal culture and legal awareness. Prevention as a system of measures for working with personnel includes a wide range of preventive measures of a non-psychological and psychological nature. The authors conclude that the positive image of the internal affairs officer, who has absorbed historical experience and changed in connection with the reform of the socio-economic and political system of Russian society, should to meet the requirements of the public for a police officer

Текст научной работы на тему «Девиации среди сотрудников полиции как важнейшая причина ухудшения их имиджа»

собственное отношение к правонарушителям на представителей других национальностей в целом, что порождает деформацию и в профессиональном, и в личностном развитии.

Соответствующие отрицательные установки порождают также и напряженность с коллегами в многонациональных коллективах подразделений ОВД [3]. Поэтому этой точки зрения поликультурное воспитание сотрудников ОВД должно препятствовать проникновению в служебные коллективы проявлений национализма, ксенофобии, политического и религиозного экстремизма. И основным направлением для решения данной задачи будет являться первый его этап - формирование толерантности в подразделениях правоохранительных органов.

В четвертых, поликультурное воспитание сотрудников ОВД имеет значение для повышения их общей личностной культуры, масштабности самосознания. Известно, что личность не воспитывается «по частям». Система отношений, которая характеризует социальную сущность человека (отношения к себе, к дру-

Библиографический список

гим, к делу), находит свои проявления в разных сферах жизнедеятельности и формируется в них же. Поэтому нравственное, правовое, умственное, эстетическое, поликультурное воспитание тесно взаимосвязаны между собой (используя в каждом случае собственные средства) и влияют на все сферы жизнедеятельности человека.

Таким образом, поликультурное воспитание имеет своей целью снятие социальной напряженности и гармонизацию отношений между людьми разных национальностей, живущих на одной территории по историческим или ситуативным причинам. Кроме того, следует отметить, что межэтнические отношения строятся на основе мировоззренческих позиций человека, которые формируются под влиянием жизненного опыта, и для их изменения требуется либо длительное время, либо определенная критическая ситуация в жизни. При этом большую роль играет самообразование [4 - 6]. Воспитание культуры межнациональных отношений требуют обращения не только к сознанию, но и потребностно-смысловой сфере человека, для изменения которой также необходимо глубинное влияние.

1. Джуринский А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник. Москва, 2018.

2. Кочеров Ю.Н., Мартусенко С.Н. Проблема культуры личности сотрудника правоохранительных органов как совокупности составляющих ее подкультур. Вестник университета. 2012; № 9-1: 269 - 273.

3. Ооржак Л.Н. Формирование этнической толерантности в многонациональных коллективах как неотъемлемое условие психологического обеспечения эффективной оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Психологическое обеспечение правоохранительной деятельности: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции. Москва, 2008: 85 - 87.

4. Кочеров Ю.Н. Самопознание в профессиональном становлении и развитии сотрудника органов внутренних дел. Вестник Академии права и управления. 2015; № 40: 262 - 267.

5. Кочеров Ю.Н. Самообразование и профессионально-личностное развитие сотрудника органов внутренних дел: монография. Ставрополь, 2015.

6. Ефимов А.А., Кочеров Ю.Н. Роль самовоспитания в процессе формирования личности курсанта системы образовательных учреждений МВД России. Сборник научных трудов: по материалам III-й Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Петрова, Н.С. Часовских. 2016; 89 - 90.

References

1. Dzhurinskij A.N. Polikul'turnoe obrazovanie v mnogonacional'nom sociume: uchebnik. Moskva, 2018.

2. Kocherov Yu.N., Martusenko S.N. Problema kul'tury lichnosti sotrudnika pravoohranitel'nyh organov kak sovokupnosti sostavlyayuschih ee podkul'tur. Vestnikuniversiteta. 2012; № 9-1: 269 - 273.

3. Oorzhak L.N. Formirovanie 'etnicheskoj tolerantnosti v mnogonacional'nyh kollektivah kak neot'emlemoe uslovie psihologicheskogo obespecheniya 'effektivnoj operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del. Psihologicheskoe obespechenie pravoohranitel'noj deyatel'nosti: problemy i perspektivy: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2008: 85 - 87.

4. Kocherov Yu.N. Samopoznanie v professionalem stanovlenii i razvitii sotrudnika organov vnutrennih del. Vestnik Akademiiprava i upravleniya. 2015; № 40: 262 - 267.

5. Kocherov Yu.N. Samoobrazovanie iprofessional'no-lichnostnoe razvitie sotrudnika organov vnutrennih del: monografiya. Stavropol', 2015.

6. Efimov A.A., Kocherov Yu.N. Rol' samovospitaniya v processe formirovaniya lichnosti kursanta sistemy obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii. Sborniknauchnyh trudov: po materialam III-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej A.V. Petrova, N.S. Chasovskih. 2016; 89 - 90.

Статья поступила в редакцию 07.02.20

УДК 378

Efimov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Administrative Law and Administrative Activity,

Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: proffi_2006@mail.ru

Evdoshenko V.V., Cand. of Sciences (Economics), Head of Department of Administrative Law and Administrative Activity,

Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: viktor-evdoshenko@yandex.ru

Shumakova Ye.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Department of Administrative Law and Administrative, Krasnodar University of Ministry of Internal

Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia)

DEVIATIONS AMONG POLICE STAFF AS THE MOST IMPORTANT REASON FOR DEPRECATING THE IMAGE OF THE POLICE. The paper studies ways to prevent professional deformities in police officers in order to reduce the number of psychological deviations, their appearance and development, as well as to the analysis of the problems of forming a positive image of a police officer, which determines public opinion, is the main criterion for evaluating the activities of the police. Special attention is paid to the need to form the right attitude to the observance of the rule of law and official discipline, to increase the level of legal culture and legal awareness. Prevention as a system of measures for working with personnel includes a wide range of preventive measures of a non-psychological and psychological nature. The authors conclude that the positive image of the internal affairs officer, who has absorbed historical experience and changed in connection with the reform of the socio-economic and political system of Russian society, should to meet the requirements of the public for a police officer.

Key words: professional deformation, psychological readiness, professional recruitment, prevention, social security, prevention of behavioral deviations, legal culture, legal awareness, educational work, image of police officer, professional image, public opinion, positive image.

A.А. Ефимов, канд. пед. наук, доц., ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: proffi_2006@mail.ru

B.В. Евдошенко, канд. экон. наук, нач. каф. административного права и административной деятельности, ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: viktor-evdoshenko@yandex.ru

Е.В. Шумакова, канд. пед. наук, преп., ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский филиал, г. Ставрополь

ДЕВИАЦИИ СРЕДИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

КАК ВАЖНЕЙШАЯ ПРИЧИНА УХУДШЕНИЯ ИХ ИМИДЖА

Данная статья посвящена профилактике профессиональных деформаций у сотрудников полиции с целью снижения численности психологических девиаций, их появления и развития, а также анализу проблем формирования позитивного имиджа сотрудника полиции, который, определяя общественное мнение, является основным критерием оценки деятельности полиции. Особое внимание обращается на необходимость формирования правильного отношения к соблюдению законности и служебной дисциплины, повышению уровня правовой культуры и правосознания. Профилактика как система меро-

приятий по работе с личным составом включает в себя широкий спектр предупредительных мер непсихологического и психологического характера. Авторы делают вывод о том, что позитивный имидж личности сотрудника органов внутренних дел, вобравший в себя исторический опыт и изменявшийся в связи с реформированием социально-экономической и политической системы российского общества, должен соответствовать тем требованиям, которые предъявляет общество к сотруднику полиции.

Ключевые слова: профессиональная деформация, психологическая готовность, профессиональный набор, профилактика, социальное обеспечение, профилактика девиаций поведения, правовая культура, правосознание, воспитательная работа, имидж сотрудника полиции, профессиональный имидж, общественное мнение, положительный имидж, полиция.

Девиации и девиантность в структуре поведенческой активности сотрудников органов внутренних дел в последние годы имеет тенденцию к росту и качественно-количественной трансформации. Наблюдается сохранение ауто-деструктивной активности - самоубийства, алкоголизм, наркомания. Наиболее опасной формой девиации является криминальное поведение и деструктивные конфликты в служебных коллективах, семьях сотрудников. Имеются в виду коррупция, злоупотребление служебным положением, агрессия и насилие. Все эти негативные тенденции наносят ущерб имиджу сотрудников и снижают эффективность деятельности органов внутренних дел [1 - 7].

Существующая аксиома указывает, что «всегда были, есть и будут люди, которые в силу разных причин и обстоятельств отклоняются от существующих норм. Поэтому следует контролировать поведение людей, чтобы масштабы девиаций не превышали допустимый уровень» [1, с. 44]. Но кто может указать этот «допустимый уровень» или «норму» отклонений для сотрудников органов внутренних дел? С учетом особой социальной значимости функций правоохранительных органов каждое правонарушение или преступление, совершенное сотрудником, создает реальную угрозу существованию людей, стабильности общественного порядка. Именно осознание опасности такого рода девиаций привело к появлению междисциплинарной сферы научного знания - девиантологии.

Важным для правильного понимания природы девиантного поведения является также знание основных этапов его развития, выявляемых путем распознавания и установления наиболее устойчивых социально-психологических признаков. Результаты исследований свидетельствуют, что девиантное поведение развивается постепенно, проходит определенные стадии и имеет в своей основе взаимодействие комплекса различных причин, условий, предпосылок и признаков, знание которых помогает корректировать поведение сотрудника. Особенно уязвимыми для формирования той или иной формы девиации являются молодые сотрудники и те, кто прослужил более десяти лет. Для молодых сотрудников характерно наличие небольшого жизненного опыта, отсутствие устойчивых убеждений и мотивов службы. Нередко молодой сотрудник сам ищет или активно создает обостренные ситуации, целенаправленно использует эффект экстремальности в попытке уйти от всего обыденного, будничного, повседневного.

Таким образом, профилактическая деятельность должна соответствовать конфигурации объекта воздействий, строиться по системным принципам. С этой точки зрения задачи профилактики девиантного поведения сотрудников органов внутренних дел целесообразно рассматривать с позиции интегративно-холисти-ческого подхода с выделением специфики девиаций на различных уровнях их зарождения и проявления. При этом каждый уровень требует должной организации, психолого-педагогического и психологического сопровождения.

Меры организационного характера, способствующие устранению факторов, влияющих на уровень девиантности сотрудников и служебных коллективов, включают в себя систему планирования и управления, а также согласованный процесс формулирования и реализации основных целей, идейных и мировоззренческих установок, идеалов, которые обеспечивают смысловую регуляцию поведения личного состава органов внутренних дел.

Как представляется, назрела необходимость перевода ценностно-смысловой оценки той или иной формы девиации сотрудника с уровня личностно-дея-тельностного на уровень жизнедеятельности личности. Тем самым в сознании сотрудника должна быть преодолена существующая сегодня дихотомия - «я на службе - я дома, я вне службы»; «на службе я вынужден следовать нормам и требованиям, которые меня ограничивают, а вот вне рамок выполнения своих профессиональных обязанностей я могу делать все, что мне заблагорассудиться - нарушать нравственные, правовые и медицинские нормы». Отсюда цель профилактики девиантного поведения будет заключаться в формировании здорового образа жизни сотрудников органов внутренних дел, где нет места вредным привычкам, разрушающим здоровье человека, а также невозможно поведение, угрожающее жизни и здоровью других граждан, спокойствию и стабильности общества.

Наиболее сложной задачей преодоления девиаций является формирование нравственных привычек и морально-этических ценностей у сотрудников (честь, честность, мужество, самоотверженность, верность долгу и др.). Данное положение особенно актуально для молодых сотрудников, которые нередко демонстрируют относительно хорошее знание нравственных норм, но не собираются избавляться от вредных или даже опасных форм отклоняющегося поведения. Здесь необходим положительный пример более опытных сотрудников, руководителей служб и подразделений, стимулирование потребности личности в преодолении вредных привычек и способов адаптации к жизненным ситуациям. В противном случае закрепление неконструктивных копинг-стратегий впоследствии может привести к профессиональной деформации личности. Поэтому предупредительные меры непсихологического характера включают в себя орга-

низационно-управленческую и воспитательную (педагогическую работу) работу в ОВД, осуществляемую преимущественно аппаратами по работе с личным составом, руководством органов, подразделений и учреждений внутренних дел, а также большую работу по самовоспитанию [4 - 7].

Важно подчеркнуть, что психологическая профилактика девиаций сотрудников должна носить непрерывный, динамический характер, опираться на требования принципов развития, единства сознания и деятельности. Систематические обследования психологами личного состава должны не только накапливать психодиагностический материал, но и предполагать его научное осмысление и построение обоснованного прогноза тенденций развития личности и деятельности. Особое внимание следует обращать на тех сотрудников, которые являются кандидатами или уже состоялись в качестве ответственных руководителей служб и подразделений. В противном случае психологическая превенция особо разрушительных форм девиаций будет отставать от личностной динамики и становиться бесполезной.

Отклоняющееся поведение представляет собой внешнее проявление био-психо-социальной структуры индивида, включающей различные уровни - от конституциональной ранимости и сниженных адаптивных способностей (наиболее устойчивый и наименее изменяемый) до поведенческого стереотипа, социально поддерживающих условий (наиболее регулируемый уровень) и психологической предрасположенности (устойчивый и медленно изменяемый в ходе длительного социально-педагогического воздействия).

Стратегия профилактики девиантности сотрудников заключается в адресном, поэтапном ослаблении или устранении деструктивных форм поведения, играющих псевдокомпенсаторную роль и препятствующих полной профессиональной самореализации личности. Эффективность профилактики обусловливается наличием подготовленных специалистов и разнообразием (от длительных до периодически действующих) программ профилактики и коррекции девиант-ного поведения с позиций интегрально-холистического подхода, заставляющих задуматься о здоровом образе жизни и заняться самовоспитанием и самооздоровлением.

Таким образом, различного рода девиации наносят существенный вред позитивному имиджу сотрудника полиции, и, несмотря на множество факторов, влияющих на положительную оценку деятельности сотрудника правоохранительных органов, определяющими являются личностные качества человека, сделавшего своей профессией службу в органах внутренних дел.

До сих пор в СМИ остается «немодным» ярко и образно доносить до населения информацию о том, что подавляющее большинство сотрудников правоохранительных органов честно и добросовестно выполняют должностные обязанности и эффективно действуют по раскрытию и расследованию преступлений, охране общественного порядка, проявляют твердость, профессионально-нравственную устойчивость и непримиримость в борьбе с представителями преступного мира.

В условиях сложной политической, социально-экономической и криминальной обстановки сотрудники правоохранительных органов показывают образцы мужества и героизма при выполнении своего служебного долга. Однако позитивные моменты в деятельности правоохранительных органов не меняют сложившегося за многие годы негативного к ним отношения. Существует критика органов внутренних дел, содержащая обвинения в непрофессионализме, отсутствии объективности при рассмотрении правонарушений, обвинительном уклоне в процессуальной сфере, безответственности, пренебрежении действующим законодательством, бюрократизме, коррупции и т.п.

Выход из сложившегося положения может быть найден исходя из признания, что источником и катализатором недоверия большого числа граждан к правоохранительным органам выступают, прежде всего, негативные явления в их деятельности.

Самым значимым, масштабным и эффективным аспектом профилактической деятельности является воспитание профессиональных качеств у сотрудников органов внутренних дел - профессионализм сотрудника.

Профессионализм сотрудника органов внутренних дел - необходимое условие его самореализации в системе общественных отношений демократического общества, но одного этого недостаточно. В условиях формирования гражданского общества и правового государства воспитанию профессиональных качеств необходимо придать дальнейшее совершенствование и качественное обновление как общей, так и индивидуальной системы профилактики девиации в нравственно-правовом поведении сотрудников органов внутренних дел. Под общей профилактикой понимается комплекс политических, социально-экономических, правовых и организационных мероприятий, направленных на повышение престижа службы в органах внутренних дел, правовое обеспечение и регламентацию их деятельности, повышение профессионализма кадрового состава, технической

вооруженности и материальной обеспеченности, финансовое обеспечение как служебной деятельности, так и труда сотрудников.

Индивидуальная профилактика включает такие мероприятия, которые направлены на предупреждение конкретных видов отклоняющегося поведения сотрудников органов внутренних дел - грубость, низкая правовая культура, правовой нигилизм, попрание законных прав потерпевших, взяточничество, преступления, пьянство, наркомания и т.д.

В основе противоправного поведения значительного числа сотрудников правоохранительных органов выступают эгоцентрические мотивы психологического свойства. К эгоцентрическим источникам поведения сотрудников относятся мотивы превосходства по отношению к иным лицам. В данном случае проявляется неоправданное завышение собственной значимости, прикрываемое наличием властно-распорядительных полномочий, предусмотренных законом.

Особую озабоченность представляют сотрудники, нарушающие законность из корыстных побуждений. Как показывает практика, корыстные мотивы обладают устойчивым динамизмом и свидетельствуют о значительных, чаще всего необратимых деформациях личностных качеств. Поэтому при подборе кандидатов для службы в органах внутренних дел, а также в процессе их изучения необходимо выявлять субъекты «повышенного риска». Психофизиологическое тестирование поступающих на службу должно быть более углубленным с целью выявления степени внушаемости будущего сотрудника, его скрытых

Библиографический список

склонностей, социальных ориентиров, связей с представителями криминалитета и т.д.

Во взаимоотношениях граждан с правоохранительными органами большую роль играют СМИ, которые способны сформировать или развенчать позитивный образ сотрудника этих органов в общественном мнении. Поэтому соответствующим структурам органов внутренних дел (пресс-группам, пресс-секретарям, инспекторам по связям со СМИ и др.) необходимо обеспечивать печать, радио, телевидение, а также соответствующие ресурсы Интернет материалами о лучших коллективах, подразделениях и сотрудниках с целью повышения авторитета правоохранительных органов среди населения и создания у граждан уважительного отношения к работникам этой сферы.

Таким образом, в самом кратком и обобщённом виде позитивный имидж личности сотрудника органов внутренних дел, вобравший в себя исторический опыт и изменявшийся в связи с реформированием социально-экономической и политической системы российского общества, должен соответствовать тем требованиям, которые предъявляет общество к сотруднику полиции, каким оно его хочет видеть. Требованиям общества может отвечать сотрудник органов внутренних дел, обладающий достаточным уровнем общей и профессиональной подготовки, высокими морально-нравственными качествами и психологической устойчивостью, чувствующий заботу общества о его материально-бытовом обеспечении и доверие граждан.

1. Кочеров Ю.Н. Актуальные проблемы профессионального самосовершенствования сотрудников ОВД. Актуальные вопросы науки и практики: сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. 2017: 297 - 299.

2. Владинска М., Петрова Н. Социально-педагогическая модель коррекционно-воспитательной деятельности. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: в 2-х т. Москва: Тула, 1993; Т. 2.

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. Москва: Мысль, 1988.

4. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход. Автореферат диссертации ... доктора психологических наук. Санкт-Петербург, 2006.

5. Шаранов Ю.А. Юридическая психология деятельности органов внутренних дел (теория и методология управления развитием). Диссертация ... доктора психологических наук. Санкт-Петербург, 2000.

6. Кочеров Ю.Н. Психолого-педагогические условия, детерминирующие готовность сотрудника органов внутренних дел к самообразовательной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 2 (45): 64 - 66.

7. Кочеров Ю.Н. Самообразование и профессионально-личностное развитие сотрудника органов внутренних дел: монография. Ставрополь, 2015.

References

1. Kocherov Yu.N. Aktual'nye problemy professional'nogo samosovershenstvovaniya sotrudnikov OVD. Aktual'nye voprosy nauki i praktiki: sbornik nauchnyh trudov po materialam nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj Dnyu rossijskoj nauki. 2017: 297 - 299.

2. Vladinska M., Petrova N. Social'no-pedagogicheskaya model' korrekcionno-vospitatel'noj deyatel'nosti. Teoriya ipraktika social'nojraboty: otechestvennyjizarubezhnyj opyt: v 2-h t. Moskva: Tula, 1993; T. 2.

3. Bratus' B.S. Anomalii lichnosti. Moskva: Mysl', 1988.

4. Zmanovskaya E.V. Psihologiya deviantnogopovedeniya: strukturno-dinamicheskijpodhod. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2006.

5. Sharanov Yu.A. Yuridicheskaya psihologiya deyatel'nosti organov vnutrennih del (teoriya i metodologiya upravleniya razvitiem). Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2000.

6. Kocherov Yu.N. Psihologo-pedagogicheskie usloviya, determiniruyuschie gotovnost' sotrudnika organov vnutrennih del k samoobrazovatel'noj deyatel'nosti. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2014; № 2 (45): 64 - 66.

7. Kocherov Yu.N. Samoobrazovanie iprofessional'no-lichnostnoe razvitie sotrudnika organov vnutrennih del: monografiya. Stavropol', 2015.

Статья поступила в редакцию 07.02.20

УДК 371

Magin V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: va_magin@mail.ru

THEORETICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS. The article deals with theoretical approaches to the organization of educational activities of students. The author considers the basic principles of education. it shows the specifics of the organization of educational work with students in a university located in a multicultural region. The article presents various forms of organization of educational work at the faculties, shows innovative approaches to the organization of the educational system in the University. The article emphasizes that educational work should ensure the formation of civil, moral, general cultural and professionally significant personality qualities of future specialists; provides support and development of students' initiative by creating a certain emotional and psychological mood and performance conditions, taking into account the interests of students in the organization of life in their free time at a university.

Key words: educational system, principles of organization of educational space students, self-government.

В.А. Магин, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Е-mail: va_magin@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

В статье рассмотрены теоретические подходы к организации воспитательной деятельности студенческой молодёжи. Автор рассматривает основные принципы воспитания, показывает специфику организации воспитательной работы со студенческой молодёжью в вузе, расположенном в поликультурном регионе. В статье приводятся различные формы организации воспитательной работы на факультетах, показаны инновационные подходы к организации воспитательной системы в вузе. Особо отмечено, что воспитательная работа должна обеспечивать формирование гражданских, нравственных, общекультурных и профессионально значимых качеств личности будущих специалистов; оказывать поддержку и развитие инициативы студентов путем создания определенного эмоционально-психологического настроя и условий результативности деятельности, учета интересов студентов в организации жизнедеятельности в свободное время в вузе.

Ключевые слова: воспитательная система, принципы организации воспитательного пространства, студенты, самоуправление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.