Научная статья на тему 'Теоретические подходы к организации воспитательной деятельности студенческой молодёжи'

Теоретические подходы к организации воспитательной деятельности студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательная система / принципы организации воспитательного пространства / студенты / самоуправление / educational system / principles of organization of educational space students / self-government

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. А. Магин

В статье рассмотрены теоретические подходы к организации воспитательной деятельности студенческой молодёжи. Автор рассматривает основные принципы воспитания, показывает специфику организации воспитательной работы со студенческой молодёжью в вузе, расположенном в поликультурном регионе. В статье приводятся различные формы организации воспитательной работы на факультетах, показаны инновационные подходы к организации воспитательной системы в вузе. Особо отмечено, что воспитательная работа должна обеспечивать формирование гражданских, нравственных, общекультурных и профессионально значимых качеств личности будущих специалистов; оказывать поддержку и развитие инициативы студентов путем создания определенного эмоционально-психологического настроя и условий результативности деятельности, учета интересов студентов в организации жизнедеятельности в свободное время в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. А. Магин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS

The article deals with theoretical approaches to the organization of educational activities of students. The author considers the basic principles of education. it shows the specifics of the organization of educational work with students in a university located in a multicultural region. The article presents various forms of organization of educational work at the faculties, shows innovative approaches to the organization of the educational system in the University. The article emphasizes that educational work should ensure the formation of civil, moral, general cultural and professionally significant personality qualities of future specialists; provides support and development of students’ initiative by creating a certain emotional and psychological mood and performance conditions, taking into account the interests of students in the organization of life in their free time at a university.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к организации воспитательной деятельности студенческой молодёжи»

вооруженности и материальной обеспеченности, финансовое обеспечение как служебной деятельности, так и труда сотрудников.

Индивидуальная профилактика включает такие мероприятия, которые направлены на предупреждение конкретных видов отклоняющегося поведения сотрудников органов внутренних дел - грубость, низкая правовая культура, правовой нигилизм, попрание законных прав потерпевших, взяточничество, преступления, пьянство, наркомания и т.д.

В основе противоправного поведения значительного числа сотрудников правоохранительных органов выступают эгоцентрические мотивы психологического свойства. К эгоцентрическим источникам поведения сотрудников относятся мотивы превосходства по отношению к иным лицам. В данном случае проявляется неоправданное завышение собственной значимости, прикрываемое наличием властно-распорядительных полномочий, предусмотренных законом.

Особую озабоченность представляют сотрудники, нарушающие законность из корыстных побуждений. Как показывает практика, корыстные мотивы обладают устойчивым динамизмом и свидетельствуют о значительных, чаще всего необратимых деформациях личностных качеств. Поэтому при подборе кандидатов для службы в органах внутренних дел, а также в процессе их изучения необходимо выявлять субъекты «повышенного риска». Психофизиологическое тестирование поступающих на службу должно быть более углубленным с целью выявления степени внушаемости будущего сотрудника, его скрытых

Библиографический список

склонностей, социальных ориентиров, связей с представителями криминалитета и т.д.

Во взаимоотношениях граждан с правоохранительными органами большую роль играют СМИ, которые способны сформировать или развенчать позитивный образ сотрудника этих органов в общественном мнении. Поэтому соответствующим структурам органов внутренних дел (пресс-группам, пресс-секретарям, инспекторам по связям со СМИ и др.) необходимо обеспечивать печать, радио, телевидение, а также соответствующие ресурсы Интернет материалами о лучших коллективах, подразделениях и сотрудниках с целью повышения авторитета правоохранительных органов среди населения и создания у граждан уважительного отношения к работникам этой сферы.

Таким образом, в самом кратком и обобщённом виде позитивный имидж личности сотрудника органов внутренних дел, вобравший в себя исторический опыт и изменявшийся в связи с реформированием социально-экономической и политической системы российского общества, должен соответствовать тем требованиям, которые предъявляет общество к сотруднику полиции, каким оно его хочет видеть. Требованиям общества может отвечать сотрудник органов внутренних дел, обладающий достаточным уровнем общей и профессиональной подготовки, высокими морально-нравственными качествами и психологической устойчивостью, чувствующий заботу общества о его материально-бытовом обеспечении и доверие граждан.

1. Кочеров Ю.Н. Актуальные проблемы профессионального самосовершенствования сотрудников ОВД. Актуальные вопросы науки и практики: сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. 2017: 297 - 299.

2. Владинска М., Петрова Н. Социально-педагогическая модель коррекционно-воспитательной деятельности. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: в 2-х т. Москва: Тула, 1993; Т. 2.

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. Москва: Мысль, 1988.

4. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход. Автореферат диссертации ... доктора психологических наук. Санкт-Петербург, 2006.

5. Шаранов Ю.А. Юридическая психология деятельности органов внутренних дел (теория и методология управления развитием). Диссертация ... доктора психологических наук. Санкт-Петербург, 2000.

6. Кочеров Ю.Н. Психолого-педагогические условия, детерминирующие готовность сотрудника органов внутренних дел к самообразовательной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 2 (45): 64 - 66.

7. Кочеров Ю.Н. Самообразование и профессионально-личностное развитие сотрудника органов внутренних дел: монография. Ставрополь, 2015.

References

1. Kocherov Yu.N. Aktual'nye problemy professional'nogo samosovershenstvovaniya sotrudnikov OVD. Aktual'nye voprosy nauki i praktiki: sbornik nauchnyh trudov po materialam nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj Dnyu rossijskoj nauki. 2017: 297 - 299.

2. Vladinska M., Petrova N. Social'no-pedagogicheskaya model' korrekcionno-vospitatel'noj deyatel'nosti. Teoriya ipraktika social'nojraboty: otechestvennyjizarubezhnyj opyt: v 2-h t. Moskva: Tula, 1993; T. 2.

3. Bratus' B.S. Anomalii lichnosti. Moskva: Mysl', 1988.

4. Zmanovskaya E.V. Psihologiya deviantnogopovedeniya: strukturno-dinamicheskijpodhod. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2006.

5. Sharanov Yu.A. Yuridicheskaya psihologiya deyatel'nosti organov vnutrennih del (teoriya i metodologiya upravleniya razvitiem). Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2000.

6. Kocherov Yu.N. Psihologo-pedagogicheskie usloviya, determiniruyuschie gotovnost' sotrudnika organov vnutrennih del k samoobrazovatel'noj deyatel'nosti. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2014; № 2 (45): 64 - 66.

7. Kocherov Yu.N. Samoobrazovanie iprofessional'no-lichnostnoe razvitie sotrudnika organov vnutrennih del: monografiya. Stavropol', 2015.

Статья поступила в редакцию 07.02.20

УДК 371

Magin V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: va_magin@mail.ru

THEORETICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS. The article deals with theoretical approaches to the organization of educational activities of students. The author considers the basic principles of education. it shows the specifics of the organization of educational work with students in a university located in a multicultural region. The article presents various forms of organization of educational work at the faculties, shows innovative approaches to the organization of the educational system in the University. The article emphasizes that educational work should ensure the formation of civil, moral, general cultural and professionally significant personality qualities of future specialists; provides support and development of students' initiative by creating a certain emotional and psychological mood and performance conditions, taking into account the interests of students in the organization of life in their free time at a university.

Key words: educational system, principles of organization of educational space students, self-government.

В.А. Магин, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Е-mail: va_magin@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

В статье рассмотрены теоретические подходы к организации воспитательной деятельности студенческой молодёжи. Автор рассматривает основные принципы воспитания, показывает специфику организации воспитательной работы со студенческой молодёжью в вузе, расположенном в поликультурном регионе. В статье приводятся различные формы организации воспитательной работы на факультетах, показаны инновационные подходы к организации воспитательной системы в вузе. Особо отмечено, что воспитательная работа должна обеспечивать формирование гражданских, нравственных, общекультурных и профессионально значимых качеств личности будущих специалистов; оказывать поддержку и развитие инициативы студентов путем создания определенного эмоционально-психологического настроя и условий результативности деятельности, учета интересов студентов в организации жизнедеятельности в свободное время в вузе.

Ключевые слова: воспитательная система, принципы организации воспитательного пространства, студенты, самоуправление.

В Северо-Кавказском федеральном университете большую роль играет воспитательная работа. Это неслучайно, так как Северо-Кавказский федеральный университет является ведущим вузом в Северо-Кавказском федеральном округе. В нём обучаются студенты со всех республик Северного Кавказа, а также из-за рубежа.

Воспитательная работа, осуществляемая в Северо-Кавказском федеральном университете, обеспечивает формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущих специалистов.

При организации воспитательной работы мы, прежде всего, руководствуемся тем, что будущие бакалавры и магистры различных отраслей, которые выпускаются из стен вуза, должны обладать качествами личности, позволяющими успешно конкурировать на рынке труда как в самом Северо-Кавказском

регионе, так и в стране в целом. Прежде всего, это инициативность, активность, изобретательность и т.д. На наш взгляд, огромный потенциал для формирования этих качеств заложен в воспитательной работе при её грамотной организации [1 - 7].

При организации воспитательной работы на факультете мы, прежде всего, руководствовались следующими принципами (рис. 1).

С учётом того, что в СКФУ обучаются студенты многих национальностей, мы также руководствовались принципами организации воспитательной деятельности студентов в полиэтническом регионе (рис. 2).

Большая роль в организации воспитательной работы со студентами отводится организации специальной воспитательной среды, в ходе чего мы ставили нижеследующие задачи (рис. 3).

о s

_ —

3 =

S £ «

к в °

и 5 5 -

я г Z £

= S £ Spät

о с г =

а * ij "

- £ t «

= £22

5 S I £

к

l E 2

g. £-«.2

о я =■ я

С и Ä О

; • Ü

3 я ~

в а. в

• Открытость целей, содержания и форм образовательного процесса и свобода выбора, позволяющие каждому студенту и преподавателю самореализоваться через инвариантные, вариативные и персонифицированные элективные и факультативные программы и курсы, через широкое сотрудничество вуза с другими образовательными и культурными учреждениями, общественными, самодеятельными организациями непосредственно и через Интернет, через широкое самоуправление студентов и преподавателей.

• Формирование у студентов инновационного мышления активных преобразователей окружающей действительности.

• Гуманизация педагогического взаимодействия и ренодавателей н студентов, предполагающая признание самоценности и неповторимости каждого человека, приоритет субъект-субъектных отношений педагогов и студентов, направленность ебвазователтао-воспиуадольикоо пемиесса на самдоигвитие студентов и преподавателей вуза.

Рис. 1. Принципыорганизациивоспитательнойработынаосновегуманизацииидемократизации образования

я

= =

= в о

= з £

1 ё &

- я 7.

~ с. г

Е.:= £

О О и

3 3 в

= п в

s г н

а С f

£ * S

s : ?

е. = =

С Ö =

s ое й

Принцип терпимости к вероисповеданию личности. к социокультурной среде ее развития;

Принцип интернационализма как основы конструирования общения в вузе:

Принцип ценности культур народов региона и значимости народной педагогики как мировоззренческой, инструментальной основы житейских и профессиональных процессов социапизацни и воспитании личности;

Принцип учета специфики широких социальных движений в регионе и использование их возможностей, традиций, обычаев

Рис.2. Принципыорганизациивоспитательной деятельностистудентов вполиэтническом регионе

53 Р Е. 1

о о

я о

« 2 ~ 'j

V в

2 =

= 'J

- 3

О ш

и

О

ориентирация педагогического коллектшш СКФУ на создание педагогически воспитывающей среды, направленной на максимальное раскрытие личностного потенциала каждого студента:

обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой;

осуществление системы мероприятий комплексного воспитательного взаимодействия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

создание условий для разностороннего развития личности

преподавателей и студентов:

реализация системы социальной защиты студентов.

Рис.З.ОсновныезадачиорганизациивоспитательнойсистемыСКФУ

Система управления воспитательной работой со студентами Северо-Кавказского федерального университета на факультетах строится на основе взаимосвязи структурных подразделений.

Воспитательная система на факультетах представляет собой четыре основные подсистемы:

1) деканат;

2) совет кураторов, студенческий деканат, студенческий профсоюзный комитет, студенческий совет общежития;

3) кафедры;

4) академические группы.

Эти четыре подсистемы взаимосвязаны и взаимообусловлены, следовательно, образуют единство в целенаправленном формировании общей и профессиональной культуры будущих специалистов.

Выстроенная система воспитательной работы позволяет деканатам эффективно организовывать процесс управления воспитательной работой со студентами факультетов. Основой образовательно-воспитательной деятельности деканата являются сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и заложенные в Концепции принципы гуманистического характера образования, способствующие гармоническому развитию личности.

Вышеобозначенная структура воспитательной работы позволяет соблюсти принцип целостности всей системы воспитания студентов, уделяя при этом большое внимание самостоятельному функционированию отдельных ее структур. Ведущие органы управления тесно взаимодействуют с учебно-воспитательной работой кафедр, решая следующие воспитательные задачи:

• создание эффективной воспитывающей среды;

• сохранение и преумножение культурных, нравственных ценностей в условиях современной жизни, сохранение лучших и разработка инновационных традиций вуза;

• формирование у студентов активной гражданской позиции;

• создание условий для творческой самореализации студентов, проведения активного и разнообразного досуга во внеучебное время и др.

Завершающим звеном в этой цепи является работа ведущих преподавателей кафедр и кураторов со студентами в академических группах.

Совместная работа преподавателей, входящих в Совет кураторов факультетов, деканата и студдеканата, позволяет ликвидировать иногда возникающие пробелы в отдельных сферах студенческой жизни.

Многие воспитательные мероприятия в Северо-Кавказском федеральном университете стали традиционными: «День первокурсника», «Алло, мы ищем таланты», Студенческая весна», «День юмора», «Интеллектуальные игры», а также проведение игры КВН, Новогоднего вечера и др.

Анализируя деятельность института кураторства, созданного в СКФУ, можно отметить, что главной целью создания условий для развития профессионально-педагогической культуры студентов является формирование специальной развивающей инновационной среды, т.е. организация такой деятельности во внеучебное время, при которой сотрудничество выступает в качестве одной из доминирующих форм отношений не только преподавателя и студента, но и студента с окружающей действительностью.

На практике эта цель означает реализацию продуктивного диалога педагогов и студентов как творческих субъектов. Тем самым формирование инновационной воспитательной среды предусматривает:

• толерантное отношение к личности студента со стороны преподавателей вуза;

• поддержку и развитие инициативы студентов путем создания определенного эмоционально-психологического настроя и условий результативности деятельности, включения их в профессионально-педагогическую деятельность,

Библиографический список

учета интересов студентов в организации жизнедеятельности в свободное время в вузе;

• создание наиболее благоприятных условий для совместного сотрудничества в профессиональном становлении будущих специалистов.

Уже много лет подряд в СКФУ проводятся конкурсы «Куратор года», «Лучшая академическая группа». Это очень серьезные мероприятия, требующие большой подготовки к участию по 7-ми различным направлениям, которые проходят в течение всего года, и по решению Совета кураторов в нем ежегодно принимают участие лучшие кураторы и академические группы всех факультетов и институтов Северо-Кавказского федерального университета.

Студенческие деканаты, функционирующие на каждом факультете, являются органом самоуправления, который координирует учебную, научную и социокультурную деятельность студентов. При организации своей деятельности студдеканат решает следующие основные задачи:

• возрождение, формирование и развитие лучших традиций факультетов;

• оказание помощи в организации и проведении студенческих научных конференций факультета и университета;

• контроль за соблюдением требований Устава СКФУ, норм университетской жизни, правил поведения, учебной дисциплины;

• участие в работе стипендиальных и других комиссий факультета и университета и другие.

Деятельностью студенческого деканата является проведение конкретных мероприятий и персональная ответственность членов за их реализацию. Систематически работает старостат.

Большинство проводимых мероприятий на факультете осуществляется самими студентами, что дает возможность судить о повышении самовоспитания, самоорганизованности и самоконтроля.

Ежегодно в сентябре студдеканатом проводится акция по антитабачной пропаганде, в рамках которой организовывается факультетский конкурс плакатов по борьбе с курением, лучший из которых представляется на университетский конкурс.

Ежегодно студенты СКФУ принимают активное участие в конкурсе «Студент, студентка года».

Педагогическая ценность этой инновационной формы воспитания заключается в том, что позволяет вовлечь в воспитательный процесс значительное количество студентов разных курсов, ориентирует их на систематическую подготовку в течение года, развитие социально значимых и профессионально важных качеств. В соответствии с Положением о конкурсе решающими критериями, определяющими победителя, являются:

• уровень общей культуры (в том числе физической);

• широта и глубина знаний (успехи в учебе, в научно-исследовательской деятельности, например, знание иностранных языков, уровень информационной и компьютерной компетентности, наличие научных публикаций);

• активное участие в общественной работе;

• наличие гражданской позиции.

Победителями конкурса, гордостью университета становятся студент и студентка, набравшие максимальное количество баллов за все номинации.

Таким образом, мы считаем, что формирование личностного компонента компетентностной модели специалиста в области физической культуры и спорта инновационного типа должно проходить именно в процессе вовлечения студентов в воспитательную работу. Разработанные и апробированные формы воспитательного процесса доказали свою эффективность. Однако существуют ещё проекты на стадии апробации, которые призваны активизировать студентов в соответствии с их интересами и вызовами времени.

1. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя: учебное пособие. Москва - Ставрополь, 1991.

2. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995.

3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-на-Дону, 1997.

4. Берулава М.Н. Гуманизация образования: состояние и перспективы. Гуманизация образования. 1994; №1; 3 - 11.

5. Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога. Теория и практика физической культуры. 2005; Т. 191.

6. Магин В.А. Модернизация системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2006.

7. Магин В.А. Применение современных подходов к формированию культуры здоровья педагога. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75): 227 - 229.

References

1. Shiyanov E.N. Gumanizaciya obrazovaniya iprofessional'nojpodgotovki uchitelya: uchebnoe posobie. Moskva - Stavropol', 1991.

2. Shiyanov E.N., Kotova I.B. Ideya gumanizacii obrazovaniya v kontekste otechestvennyh teorijlichnosti. Rostov-na-Donu, 1995.

3. Kotova I.B., Shiyanov E.N. Stanovlenie i razvitie gumanisticheskoj pedagogiki. Rostov-na-Donu, 1997.

4. Berulava M.N. Gumanizaciya obrazovaniya: sostoyanie i perspektivy. Gumanizaciya obrazovaniya. 1994; №1; 3 - 11.

5. Lubysheva L.I., Magin V.A. Innovacionnye tehnologii v professional'noj podgotovke sportivnogo pedagoga. Teoriya ipraktika fizicheskoj kultury. 2005; T. 191.

6. Magin V.A. Modernizaciya sistemy professional'noj podgotovki specialistov po fizicheskoj kulture i sportu na osnove innovacionnyh tehnologij. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

7. Magin V.A. Primenenie sovremennyh podhodov k formirovaniyu kul'tury zdorov'ya pedagoga. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 227 - 229.

Статья поступила в редакцию 10.02.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.