Т. В. Казак
ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ СТРАН СОДРУЖЕСТВА
Работа представлена кафедрой психологии и педагогики Академии МВД Республики Беларусь.
В статье изложены теоретико-методологические положения, основываясь на которых могут быть углублены и конкретизированы объяснения и юридические предпосылки становления психологической службы правоохранительных органов в странах СНГ; рассматривается этап становления психологической службы правоохранительных органов в странах СНГ на примере Республики Беларусь.
Ключевые слова: психологическая служба, правоохранительные органы, страны СНГ, этапы становления и развития, Республика Беларусь.
T. Kazak
STAGE OF FORMING AND DEVELOPMENT OF THE PSYCHOLOGICAL SERVICE IN THE LAW-ENFORCEMENT BODIES OF THE CIS STATES
The paper presents the theoretical methodological statements that can be a basis for deepening and concretisation of the explanations and legal preconditions for the psychological service forming within the law-enforcement bodies in the CIS states. The way of the psychological service forming in the law-enforcement bodies of the CIS states is considered through the example of the Republic of Belarus.
Key words: psychological service, law-enforcement bodies, CIS states, forming and development stages, Republic of Belarus.
Для общей теории юридической психологии правоохранительных органов стран СНГ характерны тенденции абсолютизации формальных признаков различия в концепциях трактовки социальных источников преступности, игнорирование исторической преемственности в принципах организации психологического обеспечения борьбы с преступностью. Поэтому научная проблема исследования возникает в связи с необходимостью иметь общую для всех стран СНГ правильно ориентированную юридическую психологию, которая может сформироваться в результате переосмысления и реконструкции далеко не самоочевидных объяснительных схем, теорий и концепций юридической психологии, доставшихся в наследство от советской психологической школы, в результате выбора методов кумуляции новых научных знаний, способов и средств психологического обеспечения эффективной борьбы с преступностью правоохранительными органами стран СНГ
в современных условиях. В настоящее время, особенно положительное влияние на страны СНГ оказывает экономическое сообщество России и Белоруссии. Однако центробежные тенденции на постсоветском пространстве не исчерпаны. До сих пор страны СНГ обладают разными политическими и экономическими приоритетами, что препятствует созданию единого пространства противодействия международной преступности.
В создании и совершенствовании практической деятельности органов, психологической службы правоохранительных органов стран Содружества можно выделить этапы. В основу выделения этапов становления и развития психологического обеспечения профессиональной деятельности в правоохранительных органах стран СНГ положен уровень сформированности субъектов психологической работы и ее социальной востребованности, а также критерий содержательного, методического, кадрового
и материально-технического обеспечения этого вида деятельности [5]. Этап становления целостности психологической работы и развития психологической службы в правоохранительных органах стран Содружества - это этап с 2000 г. по настоящее время. Для него характерно введение штатных должностей психологов и создание специализированных психологических подразделений, на которые была возложена обязанность задач психофизиологического отбора кандидатов на службу и учебу, профессионально-психологической подготовки личного состава, психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, проведение научно-исследовательских работ по психологической тематике.
В соответствии с требованиями принятых нормативных правовых актов и документов, а также социальными потребностями, в этот период психологами прежде всего образовательных учреждений были сформированы многие основные направления психологической работы, изучены возможности практического применения различных методик, психотехник и технологий. Большое распространение приобрели социально-психологические исследования в учебных коллективах, в ходе которых изучались и оценивались: 1) мотивация курсантов (слушателей) к обучению;
2) удовлетворенность учащихся организацией учебно-воспитательного процесса; 3) социально-психологические факторы неуспеваемости учащихся; 4) уровень авторитета среди переменного состава руководства курсов, преподавательского состава, руководителей учебного заведения; 5) доминирующие методы воздействия на учащихся со стороны курсовых офицеров; 6) наличие и оценка негативных явлений в учебных коллективах, причины конфликтов; 7) удовлетворенность учащихся социально-бытовыми условиями.
Динамично развивалось психологическое обеспечение профессиональной деятельности в органах и подразделениях внутренних дел. По мере снижения рабочей нагрузки и повышения профессионализма психологов постепенно происходил переход от научноисследовательской деятельности в области ведомственной психологии (апробации тех или
иных психотехнологий) к реальной психологической практике. Психологическое обеспечение все больше и больше «проникало» в кадровую работу. Обосновывались и формировались новые направления психологической работы. Однако прикладное психологическое обеспечение развивалось во многом благодаря энтузиазму отдельных психологов, а не системной работе руководителей различных уровней.
В структуре деятельности психологов ОВД преобладали различные задачи: 1) управление и работа с личным составом - организация профотбора (77,3% опрошенных психологов); 2) вопросы назначения на должность (8,4%); 3) обеспечение деятельности сотрудников - профилактика стрессовых состояний (17,6%), психотерапия (15,6%), психокоррекция (23,4%), психологическое сопровождение и помощь сотрудникам (32,4%), организация и проведение профессионально-психологической подготовки (67,7%), психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности (23,5%) [1, с. 84-88]. Однако при наличии выраженной тенденции к совершенствованию психологической работы психологи по-прежнему выполняли большой объем несвойственных для них задач (как правило, воспитательного или инспекционного характера, социально-правовой защиты). Во многом из-за этого, а также по причине высокой рабочей нагрузки, психологи объективно не успевали охватывать психологической помощью весь личный состав ОВД.
В целях реализации большего объема психологической работы в отношении некоторых сотрудников психологами стали выделяться определенные группы - группы повышенного психологического внимания (группы повышенного психолого-педагоги-ческого внимания, группы динамического наблюдения, группы «риска»). Эти условноорганизационные образования представляли собой категорию сотрудников, у которых наследственные факторы, условия развития и воспитания, личностные и функциональные особенности определяли повышенную вероятность возникновения состояний дезадаптации, способствующих развитию нервно-психических и психосоматических заболеваний,
асоциального (делинквентного) поведения, аутоагрессии, приводящих к снижению эффективности и надежности служебной деятельности и профессиональной подготовки. В группы включались сотрудники, у которых наследственные, конституциональные, интеллектуальные, индивидуально-характерологические, функциональные, психофизиологические характеристики, а также ситуативные факторы и другие особенности предопределяли повышенную вероятность возникновения состояний дезадаптации не только в напряженных, экстремальных, но и в обычных условиях несения службы. Ведение практическими психологами данных групп определило основу реальной индивидуальной психологической работы с личным составом.
Определенные сложности были отмечены в становлении психологического сопровождения служебно-боевой деятельности в экстремальных условиях. Несмотря на наличие прикладных разработок оказания психологической помощи личному составу ОВД, реальная психопрактика была далека от этого.
Динамично развивалась нормативная правовая база прикладного психологического обеспечения. Были разработаны важнейшие документы, определившие на многие годы содержание работы психологической службы (В. Н. Смирнов, С. В. Ефимкин и др.). Значимым достижением в организации правового регулирования деятельности психологов явилось то, что во всех вновь разрабатываемых соответствующих приказах руководства правоохранительных органов включались психологические аспекты.
Совершенствовалось также методическое обеспечение психологической работы, в частности формы и технологии профессионального психологического отбора в ведомственные образовательные учреждения (Н. И. Мягких, Г. В. Шутко, А. И. Ермачков и др.). Проводилась адаптация диагностического инструментария, уточнялась нормативная правовая база по отдельным направлениям психологического обеспечения, внедрялись в практическую деятельность прогрессивные методики профотбора (например, специальные психофизиологические исследования).
Важная роль в профессиональном становлении психологов органов, подразделений и учреждений внутренних дел принадлежит Академии МВД Беларуси, где впервые в ведомственной системе профобразования были организованы и проводились курсы подготовки и переподготовки практических психологов. На базе кафедры психологии и педагогики были разработаны современные психодиагностические технологии, ориентированные на работу с руководителями органов внутренних дел и базирующиеся на применении Калифорнийского психологического опросника (И. О. Котенев, В. В. Вахнина, В. Е. Петров), автоматизированного психодиагностического комплекса в составе следующих методик: Методики исследования особенностей мышления (МИОМ), Методики анализа типовых управленческих ситуаций (МАТУС), Калифорнийского психологического опросника (CPI), Пятифакторного личностного опросника (FFI). Сформировано понятие «психологический потенциал личности руководителя» и определены диагностические критерии его оценки [3].
Все большую поддержку со стороны руководства МВД Беларуси начали приобретать специализированные конференции и совещания, посвященные прикладным вопросам совершенствования психологического обеспечения профессиональной деятельности.
Значительный импульс в развитии единого информационного пространства борьбы с преступностью был получен в результате решения Совета глав правительств СНГ о Концепции межгосударственной подсистемы информационного обмена между органами внутренних дел государств - участников Содружества от 4 июня 1999 г. Основными задачами МПИО-ОВД являются: 1) информационное обеспечение Совета министров внутренних дел государств - участников СНГ, в том числе Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств; 2) обеспечение информационного взаимодействия органов внутренних дел государств - участников СНГ
с учетом общих интересов в деле развития сотрудничества в борьбе с преступностью;
3) формирование единого информационного пространства органов внутренних дел государств - участников СНГ и обеспечение их оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам. В число объектов регулирования попадала также и система подготовки кадров. Примечательно, что в 2005 г. в Минске и в 2007 г. на Совещании руководителей кадровых аппаратов органов внутренних дел стран СНГ в Казани был обсужден вопрос «О развитии сотрудничества в сфере подготовки кадров и повышения квалификации специалистов». В совещании принимали участие представители МВД Российской Федерации, делегации Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины. В ходе дискуссии были обсуждены перспективы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел стран СНГ, возможности подготовки и переподготовки руководящего состава, а также вопрос создания Ассоциации вузов МВД (полиции) государств - участников СНГ.
Развитие организационно-методических основ психологической работы в правоохранительных органах стран Содружества происходило под значимым влиянием военной психологии и педагогики. Отчетливо это проявлялось в первую очередь на этапе становления психологической службы. В то же время ведомственные практические психологи и руководители зачастую опирались на достижения военной психологии и педагогики без учета специфики учебно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел [7, с. 17], что приводило к излишней заорганизо-ванности работы и, как следствие, сдерживанию развития психологического обеспечения профессиональной деятельности.
Несмотря на имеющие место реальные успехи в развитии психологической службы, в тот период остро ощущалась потребность в улучшении координации деятельности психологов, научной организации их труда, методического и материально-технического обеспечения. Остро стояла проблема преодо-
ления привлечения психологов к выполнению не свойственных для них задач.
Определенную сдерживающую роль в совершенствовании содержания профессиональной деятельности и развитии методического обеспечения психологов ОВД сыграл феномен «недопустимости распространения и использования методик, не утвержденных к применению в ведомственных нормативных правовых актах и документах. Основным аргументом в этом подходе являлось предположение, что если непрофессиональные психологические методики будут использоваться в работе с сотрудниками, а тем более - с учащимися, то это дискредитирует психологическую науку и практику.
С концептуальных позиций современной психологической науки система профессионального психологического отбора, основанная на выявлении и ограничении приема на службу и учебу лиц «группы риска», небесспорна [8, с. 92]. Действительно, классический подбор персонала, как можно более соответствующего по своим психологическим и психофизиологическим качествам требованиям профессии (должности), фактически заменен «отсевом» лиц с наличием («не рекомендованные») или высокой вероятностью возникновения негативных социальных, психологических, медицинских явлений («условно рекомендованные»). С этой точки зрения существующий ведомственный профессиональный психологический отбор по-прежнему носит экспертнопсихиатрический «уклон».
Таким образом, все позитивные преобразования в системе психологического обеспечения отличаются высокой динамикой, в результате которых психологическая работа предстает не как вторичное (вспомогательное) звено в работе с личным составом, а как один из основных элементов целостной системы формирования личности и поддержания психического здоровья сотрудника, действенных инструментов повышения эффективности профессиональной деятельности, а также управления в правоохранительных органах стран СНГ.
Если на начальных этапах становления психологической службы психологическое обес-
печение сводилось к реализации отдельных психологических мероприятий в упрощенных формах с ограниченной категорией личного состава, то на современном этапе осуществляется системная научно обоснованная психологическая работа с охватом практически всех сотрудников и работников. При этом важнейшей детерминантой развития системы психологического обеспечения явилось формирование субъектов психологической работы - введение должностей психологов в большинстве органов, подразделений и учреждений внутренних дел. Численность психологов правоохранительных органов с 2000 г. только в России увеличилась почти в два раза. Психологическая служба предстала как сообщество профессионалов, установивших тесные организационно-управленческие связи и успешно реализующих психологическое обеспечение профессиональной деятельности.
С формированием полноценной психологической службы появилась возможность решения таких актуальных для ОВД прикладных задач, как: 1) разработка и внедрение высокоэффективных технологий профессиональной ориентации и психологического отбора кандидатов на службу (учебу); 2) создание нормативной правовой базы психологического обеспечения; 3) реализация личностно ориентированного подхода в профессиональной подготовке личного состава; 4) создание системы информационно-психологической поддержки служебной деятельности; 5) изучение и использование отечественного и зарубежного опыта психологического обеспечения в правоохранительных органах и образовании.
В настоящее время мероприятия по изучению личности и социума по-прежнему являются доминирующими в объеме психологической работы, реализуемой в органах внутренних дел, занимая около 55% фонда рабочего времени. Однако ориентиры в психопрактике меняются в сторону более активного использования методов коррекции, развития и обучения (от доминирования методов изучения - к методам коррекции, развития, обучения; от «массовых» мероприятий - к индивидуальной работе). Расширяется спектр доступного психологу диагностического инструментария и форми-
руется культура его применения. Повышается достоверность и прогностическая ценность психодиагностических обследований.
Однако в целом развитие прикладной психодиагностики до сих пор не отличается созданием новых методик изучения личности. Ведомственного авторского психодиагностического инструментария не много [9]. Определенные достижения имеются в разработке анкет-опросников и психодиагностических технологий, базирующихся на использовании известных тестов [4]. Имеются попытки разработки игровых методов психодиагностики [2].
Наряду с ростом общетеоретических знаний по психологии, повышением профессионального уровня психологов были накоплены достоверные эмпирические данные, а также отрефлексирован опыт оказания психологической помощи различным категориям личного состава.
С 2001 г. активно создаются и развиваются центры медико-психологической реабилитации сотрудников правоохранительных органов, где психологами совместно с медицинскими работниками реализуется комплекс мероприятий по восстановлению психосоматического здоровья и профессиональной работоспособности личного состава.
Внедряются в практическую деятельность психолога такие направления, как: 1) изучение личностных особенностей лиц, несущих службу с оружием (допуск к несению службы с оружием); 2) психологическое обеспечение работы по профилактике чрезвычайных происшествий среди личного состава; 3) участие психолога в работе аттестационных комиссий и изучении личности аттестуемых сотрудников; 4) психологическая поддержка управленческой деятельности руководителя.
Психологическое изучение личности кандидата на обучение, профессиональная ориентация учащихся; разработка психологического портрета выпускников и программ профессиональной адаптации; консультирование сотрудников и членов их семей; восстановление профессиональной работоспособности; целенаправленное развитие профессионально важных качеств личности
учащихся; психокоррекционная работа; изучение социально-психологического климата в учебных и служебных коллективах; оценка психологической готовности выпускников к служебной деятельности; психологическая работа с руководителями и резервом кадров на выдвижение; профессиональная психологическая подготовка постоянного состава - далеко не исчерпывающий перечень психологических направлений, реализуемых в настоящее время психологами ведомственных учебных заведений.
Подразделениями психологического сопровождения образовательных учреждений МВД Беларуси успешно осуществляется главная цель функционирования психологической службы - содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, а также коррекция разного рода затруднений в ее развитии [6, с. 7].
Одним из основных факторов динамичного развития психологической службы явилось усиление координирующей роли за деятельностью психологов со стороны руководства правоохранительных органов государств СНГ (М. И. Марьин, А. И. Адаев, В. Е. Петров и др.). В 2000-2006 гг. был выполнен большой объем работы по концептуальной детерминации развития службы, совершенствованию правового регулирования и методического обеспечения психологической работы, формированию профессионального ядра прак-
тических психологов, установлению взаимодействия между различными субъектами психологического обеспечения.
Всестороннее совершенствование системы психологического обеспечения профессиональной деятельности требовало определения, разработки и реализации инновационных форм и методов психопрактики. В 2002-2008 гг. в органах, подразделениях и учреждениях МВД Беларуси проводились различные эксперименты, направленные на оценку эффективности организационных структур психологов, форм и методов реализации психологической работы.
С 2003 г. в психологической практике начало широко использоваться специальное психодиагностическое и психокоррекционное оборудование. Подобным оборудованием в 2003-2008 гг. в МВД Беларуси централизованно было оснащено незначительное количество кабинетов психологической работы. С 2006 г. психологи оснащаются автоматизированными рабочими местами (аппаратно-программными комплексами).
В настоящее время психологическая служба МВД Беларуси является достаточно развитым образованием (как по численности психологов, так и по содержанию профессиональной деятельности, влиянию психологической работы на конечный результат), оказывающая воздействие не только на сотрудников правоохранительных органов, но и на гражданские структуры белорусского общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Копылова Г. К. Организация деятельности практических психологов ОВД // Проблемы, пути становления и дальнейшего развития психологической службы органов внутренних дел: материалы конференции практических психологов ОВД: в 2 ч. Домодедово, 1998. Ч. 1. С. 84-88.
2. Лобанова Т. В. Игровые методы психодиагностики в оценке кадрового резерва органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.
3. Марьин М. И., Петров В. Е., Касперович Ю. Г. и др. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: метод. пособие. М., 2003. 211 с.
4. Мягких Н. И. Теоретические нейрофизиологические и психологические аспекты применения СПФИ (специального психофизиологического исследования): материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию системы профессионального психологического отбора в органах внутренних дел: Состояние и актуальные проблемы профессионального психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации. М.: МВД России, 2003. С. 86-90.
5. Петров В. Е. Система показателей оценки эффективности организации и деятельности психологической службы образовательного учреждения МВД России // Педагогика и право: грани взаимодействия: сб. статей. Екатеринбург, 2003. С. 103-104.
6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1995.
7. Силкин Н. Н. Теория и практика оптимизации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к служебной деятельности в условиях повышенного риска: монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001.
8. Шутко Г. В. Современное состояние и проблемы совершенствования профессионального психологического отбора в органах внутренних дел // Психология в управлении, политике и праве: материалы межвузовской межрегиональной научной конференции. М.: Академия управления МВД России, 2003. С. 92.
9. Юренкова В. А. Психодиагностическая оценка риска наркомании и особенности ее психопрофилактики в образовательных учреждениях МВД России: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2005.
REFERENCES
1. Kopylova G. K. Organizatsiya deyatel’nosti prakticheskikh psikhologov OVD // Problemy, puti stanovleniya i dal’neyshego razvitiya psikhologicheskoy sluzhby organov vnutrennikh del: materialy konferentsii prakticheskikh psikhologov OVD: v 2 ch. Domodedovo, 1998. Ch. 1. S. 84-88.
2. Lobanova T. V. Igrovye metody psikhodiagnostiki v otsenke kadrovogo rezerva organov vnutrennikh del: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 2005.
3. Mar ’in M. I., Petrov V. E., Kasperovich Yu. G. i dr. Psikhologicheskoye obespecheniye raboty s rukovodyashchimi kadrami organov vnutrennikh del: metod. posobiye. M., 2003. 211 s.
4. Myagkikh N. I. Teoreticheskiye neyrofiziologicheskiye i psikhologicheskiye aspekty primeneniya SPFI (spetsial’nogo psikhofiziologicheskogo issledovaniya): materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 30-letiyu sistemy professional’nogo psikhologicheskogo otbora v organakh vnutrennikh del: Sostoyaniye i aktual’nye problemy professional’nogo psikhologicheskogo otbora v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii. M.: MVD Rossii, 2003. S. 86-90.
5. Petrov V. E. Sistema pokazateley otsenki effektivnosti organizatsii i deyatel’nosti psikhologicheskoy sluzhby obrazovatel’nogo uchrezhdeniya MVD Rossii // Pedagogika i pravo: grani vzaimodeystviya: sb. statey. Yekaterinburg, 2003. S.103-104.
6. Rogov E. I. Nastol’naya kniga prakticheskogo psikhologa v obrazovanii: ucheb. posobiye. M.: VLADOS, 1995.
7. Silkin N. N. Teoriya i praktika optimizatsii professional’noy podgotovki sotrudnikov organov vnutrennikh del k sluzhebnoy deyatel’nosti v usloviyakh povyshennogo riska: monografiya. SPb.: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2001.
8. Shutko G. V. Sovremennoye sostoyaniye i problemy sovershenstvovaniya professional’nogo psikhologiche-skogo otbora v organakh vnutrennikh del // Psikhologiya v upravlenii, politike i prave: materialy mezhvuzovskoy mezhregional’noy nauchnoy konferentsii. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2003. S. 92.
9. Yurenkova V. A. Psikhodiagnosticheskaya otsenka riska narkomanii i osobennosti eyo psikhoprofilaktiki v obrazovatel’nykh uchrezhdeniyakh MVD Rossii: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. SPb., 2005.