Т. В. Казак
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОВД В СТРАНАХ СНГ
Работа представлена кафедрой психологии и педагогики Академии МВД Республики Беларусь.
Анализ психологической практики в странах Содружества показывает, что до сих пор существуют несколько моделей психологической работы, психологического сопровождения деятельности личного состава органов внутренних дел. Одни из них находятся в стадии экспериментальной апро-
бации, другие достигли определенной целостности и используются в той или иной модификации во многих отраслях деятельности, в том числе и правоохранительных органах.
Ключевые слова: психопрактика, модели психологической работы, психологическое сопровождение, личный состав, органы внутренних дел, страны СНГ, Республика Беларусь.
T. Kazak
FORMING OF THE SYSTEM OF PERSONNEL PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS IN THE CIS STATES
The psychological practice analysis in the CIS states shows that several models ofpsychological work, psychological support ofpersonnel’s activity exist nowadays in the bodies of internal affairs. Some of them are at the stage of experimental approbation, others reached certain integrity and, being modified in different variants, they are used in many activity fields, including the law-enforcement bodies.
Key words: psychological practice, models of psychological work, psychological support, personnel, law-enforcement bodies, states of the CIS, Republic of Belarus.
Специфика профессиональной деятельности милиции привносит в содержание и организацию психологической службы ряд особенностей. Во-первых, существует объективная необходимость наличия ведомственной структуры - психологов и подразделений психологического обеспечения (гриф секретности ограничивает, а во многих случаях делает невозможным привлечение к реализации психологической работы гражданских специалистов). Во-вторых, изменяется характер взаимоотношений между психологом и объектом психологической работы - от «необходимости для клиента» к «обязательности по приказам» (т. е. изменяется базовое правило проведения психологической работы «пассивность» психолога; психологическое обеспечение реализуется не по заказу «клиента», а в силу нормативных документов). В-третьих, методики работы, разработанные в гражданской психопрактике, требуют обязательной адаптации к условиям их применения в МВД Беларуси (в виде нормативных значений, тематики психологических тренингов, особенностей ролевого взаимодействия и т. д.). В некоторых случаях, рассматривая психологическую службу как интегральное образование, к вышеуказанным особенностям добавляют организационный компонент [6, с. 5-24].
В свою очередь, система психологического сопровождения профессиональной деятельности - концептуальный подход к реализации прикладной психологии, представленный в виде модели с конкретно-определенными: целью, задачами и направлениями профессиональной деятельности, субъектами и объектами психологической работы, организационными уровнями психопрактики и ее ресурсного обеспечения. Система прикладного психологического обеспечения должна базироваться на профессиональной деятельности (во всем ее многообразии, проблемности, противоречивости), наиболее полно ей соответствовать.
Психологическое сопровождение - это новый вид профессиональной самостоятельной и специализированной работы с людьми. Процесс ее становления и развития в Беларуси во многом испытывал влияние России. Специалисты правоохранительных органов Беларуси убеждены в том, что профессионально-психологическая работа обеспечивает получение научно- достоверного, объективного и надежного знания о личных и деловых качествах людей, оказание им психологической помощи в преодолении различного рода эмоциональных и личностных проблем, в разрешении конфликтов и налаживании взаимоотношений. Психологическая помощь профессионально
отлична от медицинской помощи, которая оказывается больным людям и связана с их лечением. Практический психолог выполняет свои специфические функции, взаимодействуя с руководителями различного уровня.
Анализ психологической практики в странах Содружества показывает, что до сих пор существуют несколько моделей психологической работы. Одни из них находятся в стадии экспериментальной апробации, другие достигли определенной целостности и используются в той или иной модификации во многих отраслях деятельности, в том числе и правоохранительных органах [4, с. 103-104].
Сервисная модель строится под социальный заказ системы образования [2, с. 137-140], определяя приоритетные направления работы, теоретико-методологическую и методическую базу. Работа организуется по «потребности» объекта психологического обеспечения (по его заявке или обращению).
Функциональная модель предполагает первоначальное выделение приоритетов в психологической работе («деятельность под идею»). Наличие «основной идеи» (т. е. перечня реализуемых направлений деятельности психологов) позволяет не «распылять» силы, точно и методично воздействовать на существующие проблемы.
Модель вариативного развивающего мотивационно-смыслового образования [1, с. 3-12] рассматривается как единство дидактической технологии и института социализации личности. Акцент сделан на переход от унифицированного к вариативному развивающему образованию, от педагогической дрессуры «знаний, умений и навыков» - к культурно-исторической педагогике, от диагностики отбора к диагностике развития, от унифицированных программ образования - к разработке пакета развивающих, коррекционных компенсаторных психолого-педагогических программ, обращению к психологической экспертизе и проектированию развивающих сред.
Известны модели психологической службы И. В. Дубровиной и Л. М. Фридмана (конкретная организация психологической практики), М. Р. Битяновой (идея психологического сопровождения), А. В. Шувалова (антропо-
логический подход к решению проблемы поддержания психологического здоровья) [9, с. 66-79], В. И. Слободчикова (общенормативная, мыследеятельностная модель системы развивающего образования) [7, с. 44-48], В. М. Позднякова (социолого-психологическая служба - система непрерывного профессионально-психологического развития и формирования готовности к службе в исправительнотрудовых учреждениях) [5].
Анализ деятельности психологов и подразделений психологического обеспечения правоохранительных органов Российской Федерации позволил В. Е. Петрову предложить унифицированный подход к организации психологической практики и сформулировать трансметодическую полиобъектную модель организации системы психологического обеспечения профессиональной деятельности [3, с. 12-14]. При этом трансметодический аспект модели, рассматриваемый в контексте принципов субъектно-соучаствующей психопрактики, позволяет интегрировать различные направления, методики, техники и приемы реализации психологической работы. Полиобъектный аспект учитывает множественный, многоуровневый и разнородный характер объектов психологического обеспечения.
Согласно рассматриваемому подходу прикладное психологическое обеспечение представляет собой целостную модель - систему деятельности, включающую в себя следующие составляющие: правовую, объектную и субъектную, методическую, материально-техническую, организационную.
Правовая компонента системы психологического обеспечения образуется нормативными правовыми актами и документами, определяющими содержание психологической работы с личным составом, правовой статус психолога, порядок организации и проведения психологических мероприятий, ведения учет-но-планирующей документации и отчетности, требования к методическому, материальнотехническому обеспечению психологической службы.
Исходя из действующей системы правового регулирования, отдельные вопросы организации и функционирования психологической
службы могут регламентироваться на различных уровнях: МВД Беларуси, Министерства образования Беларуси (централизованно), органа, подразделения или учреждения внутренних дел (децентрализованно).
Методическая компонента системы регламентирует содержание психологической работы, определяет научно-обоснованные формы и методы ее проведения, психологические приемы повышения эффективности профессиональной деятельности. Она включает методы индивидуальной и групповой психологической диагностики, социально-психологических и специальных психофизиологических исследований, психологической коррекции, обучения и развития личности сотрудников, психотерапии, технологии использования специального оборудования в психологической работе.
Материально-техническая составляющая системы психологического обеспечения формирует необходимые условия проведения психологической работы с личным составом. Критерием удовлетворительной организации материально-технического обеспечения психолога является наличие у него: отдельного служебного кабинета; оборудованной комнаты психологической регуляции; современных средств вычислительной, видео-, аудиотехники; специализированного психологического оборудования (например, приборов биологической обратной связи, проекционного цветодинамического устройства, оборудования для диагностики психоэмоциональных состояний, работоспособности и т. п.); методического инструментария (диагностических методик, бланков, программного обеспечения и т. п.); металлического хранилища документов; технических средств и условий для проведения занятий по профессиональной психологической подготовке личного состава; средств фито- и ароматерапии.
В соответствии с нормативными правовыми актами МВД Беларуси руководители всех уровней отвечают за руководство и организацию психологической работы, во вверенных им ОВД. Осуществляя системный подход к решению различных проблем, они ставят задачи подчиненным должностным лицам
по организации и проведению мероприятий психологической работы, а также сами непосредственно принимают участие в реализации отдельных мероприятий, контролируют качество их выполнения.
Подразделения по работе с личным составом несут ответственность за планирование, методическое обеспечение, организацию, проведение и качество всей системы работы с сотрудниками. Совместно с психологами сотрудники кадрового и воспитательного аппарата непосредственно реализуют мероприятия по профилактике чрезвычайных происшествий с личным составом (например, профилактике суицидов, употребления наркотических и психотропных препаратов, алкоголя; предупреждению и разрешению конфликтов в служебных коллективах). Проводимые ими мероприятия по социально-правовой защите и культурно-досуговая работа оказывают позитивное влияние на социально-психологический климат в служебных коллективах, индивидуально-психологическое состояние сотрудников.
Медицинские работники во взаимодействии с руководителями, психологами, должностными лицами воспитательных (идеологических) аппаратов осуществляют мероприятия по психогигиене и психопрофилактике в целях создания оптимальных условий сохранения психического здоровья личного состава, предупреждения употребления алкоголя и психотропных веществ, психических расстройств и раннего выявления сотрудников с нервно-психической неустойчивостью и психическими заболеваниями.
Для реализации психологической работы в органах, подразделениях и учреждениях внутренних дел существует специальный институт должностных лиц - психологов. Обладая необходимым уровнем профессиональной квалификации, психолог несет персональную ответственность за содержание и научное обеспечение мероприятий психологической работы, а также за качество, обоснованность и достоверность психологических рекомендаций. В его обязанности входит осуществление мероприятий, предполагающих применение специальных психологических процедур и
методов, а также оказание методической помощи иным должностным лицам.
Большое значение в формировании личности сотрудников, их профессионально важных психологических качеств; психологической устойчивости для преодоления трудностей профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях; готовности к применению оружия и т. п.; необходимых психологических знаний для адекватной оценки и учета психологических аспектов служебной деятельности; умений использовать психологические приемы для повышения эффективности решения служебных задач принадлежит служебным коллективам.
Направления взаимодействия субъектов психологического обеспечения во многом определяются организационно-штатной структурой соответствующих подразделений, численностью специалистов, их квалификацией, особенностями организации профессиональной деятельности и психологического обеспечения, желанием и готовностью субъектов к подобному взаимодействию.
Объектами психологического обеспечения выступают сотрудники на разных этапах прохождения службы и члены их семей; работники; должностные лица и управленческий персонал; кандидаты на обучение и службу; служебные коллективы.
Организация и содержание прикладного психологического обеспечения должны учитывать особенности объекта работы. Более того, ее эффективность напрямую зависит от степени соответствия объекта психологического обеспечения содержанию, формам, методам и средствам работы с ним.
Основным содержанием организации психологического обеспечения профессиональной деятельности является психологическое изучение и управление объектами психологической работы. При этом в зависимости от объекта, на изучение и оптимизацию которого направлена психологическая работа, выделяются следующие уровни ее организации: уровень отдельного сотрудника; уровень служебного коллектива (подразделения); уровень ОВД в целом.
Особенности системы психологического сопровождения личного состава правоохра-
нительных органов в странах СНГ обусловливается целым рядом существующих сегодня угроз в политической, экономической и гуманитарной сферах. Имеются в виду такие риски, как усиление радикальных, экстремистских политических течений, вопросы энергетической безопасности, обострение конкуренции на внешних рынках, глобальные социальные угрозы и многие другие. В этой связи пси-холого-юридическая теория, а также модель обеспечения общественной безопасности и правопорядка в странах Содружества имеют свои особенности. Эти особенности, а также вся данная проблематика еще недостаточно полно освещены в научной литературе, не осмыслена ее конфигурация, элементный состав, поскольку история интенсивного применения юридической психологии в интересах укрепления безопасности и правопорядка в Белоруссии пока незначительна. Концептуально данная проблема изначально формулируется в качестве основной, системной функции государства. Так, согласно закону «О безопасности», основным субъектом обеспечения безопасности выступает государство. На него возлагаются задачи обеспечения прав и свобод личности, сохранения материальных и духовных ценностей общества, защиты строя, суверенитета и территориальной целостности государства. Отсюда феномен правопорядка является одной из форм объективации права, закона и морали, воплощает в себе социальный идеал безопасности общества и гражданина.
Цели и содержание деятельности правоохранительных органов и система их психологического сопровождения объективно фиксируют надличностную и общезначимую сущность права, выражают одновременно его императивную, государственно-принудительную природу и произвольность, т. е. такую представленность права в сознании субъектов правоохранительной деятельности, которая становится внутренней мотивацией их правопослушного поведения. Однако структура феномена правопорядка, как правило, внутренне противоречива, так как включает в себя разнородные по юридическому статусу элементы системы права: субъектов правоотношений, законы и принципы, строго одно-
значные и многозначные связи и зависимости. Тем самым отношения между структурными элементами системы правопорядка не везде и не всегда являются жестко детерминированными. Более того, в ней могут существовать подсистемы с различной степенью порядка. И хотя порядок в системе - главное, она может содержать элементы хаоса, без чего нет творческого развития. С другой стороны, абсолютизация свободы объектов и субъектов правоотношений ведет к гибели всей системы правопорядка. Профессиональное психологическое сопровождение субъектов правоохранительной деятельности является составной частью системы правопорядка и неизбежно детерминируется уровнем развития теории права, общей культурой обеспечения правопорядка.
В свою очередь, на сегодняшний день можно констатировать отсутствие целостной психолого-юридической теории правопорядка [8, с. 3-12]. Например, по мнению юристов (Н. В. Макарейко), в широком смысле общественный порядок включает в себя материальное, государственно-волевое и собственно юридическое содержание. При этом в качестве психологического компонента, как правило, фигурирует «психо-мотивационная природа волевых актов». Как считает Н. Н. Жильский, понятие личной безопасности чаще всего специально рассмотрению не подвергается. Подобная «теоретическая кастрация» давно уже стала стереотипной позицией в юридических работах. Это затрудняет процесс выявления и установления межпредметных связей, толкование и применение смежных категорий, учет особенностей взаимодействия правопорядка со смежными социально-правовыми явлениями в сфере правотворчества, применения принудительных мер в правоохранительной деятельности, квалификации правонарушений и др. В качестве теории собственной деятельности юридические психологи используют результаты непрерывной рефлексии существующих теорий и концептуальных подходов в праве и психологии, концепций обеспечения информационной, технологической и психологической безопасности объектов социальной природы, традиционных общекультурных
идеалов истины, справедливости, красоты и общественного блага.
В связи с этим вот уже в течение многих лет прослеживается тенденция к стандартизации подходов и моделей психологического сопровождения правоохранительной деятельности. Можно говорить о том, что в странах Содружества имеются свои собственные стандарты и модели работы юридических психологов, предназначенные обеспечить качество, непрерывность и эффективность психологических услуг. Так, в Беларуси и России разработаны базовые модели, в рамках которых возможна универсальная реализация целей и задач психологической службы в правоохранительных органах. Эти модели содержат описание стандартных задач и мероприятий по оказанию психологических услуг сотрудникам в повседневных условиях выполнения профессиональных обязанностей, решение регулярно возникающих проблем оперативно-служебной деятельности и нацелены на поддержание необходимого уровня психологической готовности личного состава. Предлагаемые здесь стандартные мероприятия и методы ориентируются на среднюю потребность в психологическом обеспечении сотрудников. При возникновении экстремальных ситуаций, как правило, предусматриваются мероприятия для обеспечения более высокого уровня психологической безопасности правоохранительной деятельности.
Различаются данные модели по некоторым параметрам. Например, Российскую концепцию психологического сопровождения отличает в большей мере структурно-функциональный принцип построения, тогда как Белорусская модель отражает информационноидеологический принцип. Модель Российской психологической службы функционирует на основе имеющихся объективных процессов профессиональной деятельности, предполагает сложный, многосторонний, глубокий анализ фактического состояния психологической структуры и обязательного установления параметров планируемого состояния сопровождаемых объектов. Ее отличает стремление к жесткой формализации и детализации работы юридического психолога. Перечень методов и средств оказания психологической помо-
щи также определяется соответствующими нормативными актами. Подобный структурированный метод реализации задач психологической службы отличается четким описанием необходимых шагов и конкретных мероприятий, в некоторых случаях может содержать значение параметров нужного психологического состояния личного состава. Однако такая конкретность и глубина не всегда является результатом следования известному стандарту оказания психологической помощи, которого в окончательном виде пока нет. Скорее всего, это формальный подход, плановая отработка психологами определенных мероприятий, где имеются достоинства и недостатки. Несомненно, формализация процедур оказания психологической помощи позволяет быстро и в запланированные сроки мобилизовывать силы специалистов, и решать поставленные задачи. Однако при таком подходе доминируют горизонтальные, внутрисистемные связи и тем самым не отражается уровень межсистемных связей. Кроме того, излишняя формализация, как правило, наносит ущерб содержанию, а также привлекает в психологическую службу неквалифицированных специалистов.
В противовес этой модели информационно-рекомендательный подход описывает
требования к качеству деятельности психологической службы, скорее всего с информационной точки зрения и ориентируется на некий типовой уровень. Нормативной регуляции подвергаются базовые методы и средства деятельности психолога, многие рекомендации служат в качестве ориентира и не обязательны для исполнения. Достоинством данной модели является достижение базовой цели без длительного и дорогостоящего мониторинга рисков и угроз, если система психологической готовности сотрудников не нуждается в более высоком уровне. Одновременно следует подчеркнуть, что указанные модели не включают в себя юридический императив обязательного выполнения рекомендаций психологов. В результате множество чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью людей не удается предупредить.
Таким образом, обе модели преследуют цель непрерывного и надежного обеспечения психологической поддержки личного состава и отличаются только лежащими в их основе принципами управления. Отличительными особенностями психологической службы, делающими ее именно службой, являются: иерархическая организация субъектов психологической работы и управление.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А. Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 3-12.
2. Верхорубова Е. Л. Различные подходы к вопросу эффективности деятельности службы практической психологии: тезисы 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С. 137-140.
3. Петров В. Е. Психологическое обеспечение в образовательных учреждениях МВД России: учебно-ме-тод. пособие. М., 2005.
4. Петров В. Е., Солдатова И. Ф. Модель психологического сопровождения сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2005. № 1 (23). С. 103-104.
5. Поздняков В. М. Психологические аспекты повышения готовности слушателей и курсантов учебных заведений МВД СССР к службе в исправительно-трудовых учреждениях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1989.
6. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности: учебное пособие / под общ. ред. В. А. Бодрова. М.: «ПЕР СЭ», 2003. 768 с. (Современное образование).
7. СлободчиковВ. И. Безопасное образование: психология и педагогика здоровья // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски / под ред. В. И. Слободчикова. М., 1999. С. 44-48.
8. Шаранов Ю. А. Теоретико-методологические проблемы правопорядка и безопасности // Психология обеспечения правопорядка и безопасности: материалы международной научно-практической конференции, 21-23 мая 2008 года. СПб., 2008. С. 3-12.
9. Шувалов А. В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. № 6. С. 66-79.
REFERENCES
1. Asmolov A. G. Prakticheskaya psikhologiya i proektirovaniye variativnogo obrazovaniya v Rossii: ot paradigmy konflikta - k paradigme tolerantnosti // Voprosy psikhologii. 2003. N 4. S. 3-12.
2. VerkhorubovaE. L. Razlichnye podkhody k voprosu effektivnosti deyatel’nosti sluzhby prakticheskoy psikhologii: tezisy 2-y Rossiyskoy konferentsii po ekologicheskoy psikhologii. M.: Ekopsitsentr ROSS, 2000. S. 137-140.
3. Petrov V. E. Psikhologicheskoye obespecheniye v obrazovatel’nykh uchrezhdeniyakh MVD Rossii: uchebno-metod. posobiye. M., 2005.
4. Petrov VE., Soldatova I. F. Model’ psikhologicheskogo soprovozhdeniya sotrudnikov OVD // Psikhopedagogika v pravookhranitel’nykh organakh. 2005. N 1 (23). S. 103-104.
5. Pozdnyakov V. M. Psikhologicheskiye aspekty povysheniya gotovnosti slushateley i kursantov uchebnykh zavedeniy MVD SSSR k sluzhbe v ispravitel’no-trudovykh uchrezhdeniyakh: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. M., 1989.
6. Praktikum po differentsial’noy psikhodiagnostike professional’noy prigodnosti: uchebnoye posobiye / pod obshch. red. V. A. Bodrova. M.: «PER SE», 2003. 768 s. (Sovremennoye obrazovaniye).
7. Slobodchikov V. I. Bezopasnoye obrazovaniye: psikhologiya i pedagogika zdorov’ya // Razvitiye i obrazovaniye osobennykh detey: problemy, poiski / pod red. V. I. Slobodchikova. M., 1999. S. 44-48.
8. Sharanov Yu. A. Teoretiko-metodologicheskiye problemy pravoporyadka i bezopasnosti // Psikhologiya obespecheniya pravoporyadka i bezopasnosti: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 21-23 maya 2008 goda. SPb., 2008. S. 3-12.
9. Shuvalov A. V. Problemy razvitiya sluzhby psikhologicheskogo zdorov’ya v sisteme dopolnitel’nogo zdorov’ya detey // Voprosy psikhologii. 2001. N 6. S. 66-79.