Российский девиантологический журнал / Russian Journal of Deviant Behavior 2022; 2(2), 139-150
Попинако Е. А. / Popinako E. A.
Оригинальная статья
УДК 159.9
DOI: 10.35750/2713-0622-2022-2-139-150
Профессиональная дезадаптация
как предмет современных научных исследований
Екатерина Алексеевна Попинако
Санкт-Петербургский университет МВД России (Санкт-Петербург, Россия) [email protected]
ORCID: 0000-0002-1242-9467
Аннотация
Введение. Дезадаптация оказывает негативное влияние на различные сферы жизнедеятельности человека, детерминируя проблемы в межличностной коммуникации, профессиональной деятельности. Актуальность данной проблемы в сфере правоохранительных органов связана со спецификой профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, высокими эмоциональными и физическими нагрузками. Цель исследования состоит в изучении актуальных в настоящее время направлений в разработке проблемы дезадаптации, определении ее видов и факторов дезадаптации в целом и профессиональной дезадаптации сотрудников органов внутренних дел в частности.
Методология, методы исследования. В качестве метода исследования использовался контент-анализ, позволяющий выявить общие и частные закономерности развития проблемы дезадаптации. Эмпирическая база исследования представлена диссертационными исследованиями по исследуемой проблеме (в том числе по проблеме дезадаптации сотрудников правоохранительных органов), защищенными в период с 2001 по 2022 год. Результаты исследования. Определены основные направления психологических исследований по исследуемой проблеме. Выявлены психологические детерминанты, способствующие развитию дезадаптивного поведения различных субъектов. Определены наиболее разработанные направления по проблеме дезадаптации в области педагогической и медицинской психологии. Обнаружено отсутствие в рамках юридической психологии диссертационных исследований по проблеме дезадаптации. Изучение деятельности сотрудников правоохранительных органов как субъектов дезадаптации осуществляется в медицинской психологии с позиции экстремальности профессиональной деятельности, где в качестве детерминанты также выступает аддиктивное поведение.
Ключевые слова
дезадаптация, контент-анализ, сотрудники органов внутренних дел, профессиональная дезадаптация, девиант-ное поведение
Для цитирования: Попинако, Е. А. (2022). Профессиональная дезадаптация как предмет современных научных исследований. Российский девиантологический журнал, 2(2), 139-150. 10.35750/2713-0622-2022-2-139-150.
Original paper
Ekaterina А. Pоpinako
Saint Petersburg University of the MIA of Russia (Saint Petersburg, Russia) [email protected]
ORCID: 0000-0002-1242-9467
Professional maladaptation as a subject of modern scientific research
© Попинако Е. А., 2022
Попинако Е. А. / Popinako E. A.
Abstract
Introduction. Maladaptation has a negative impact on various spheres of human life, determining problems in interpersonal communication, professional activity. The relevance of this problem in the field of law enforcement agencies is associated with the specifics of the professional activity of police officers, its stress, high emotional and physical strain. The purpose of the work is to study current trends in the development of the problem of maladaptation, determining its types and factors of maladaptation in general, and professional maladaptation of police officers in particular. Methodology, research methods. The author has used a method of content analysis to identify general and particular patterns in the development of the problem of maladaptation. The empirical base of the research is represented by theses defended in the period from 2001 to 2022 on the problem in hand including the problem of maladaptation of law enforcement officers.
Research results. The main directions of psychological research on the problem under study are determined. The article reveals psychological determinants that contribute to the development of maladaptive behavior of various subjects. The most developed directions on the problem of maladjustment in the field of pedagogical and medical psychology are determined. The author has detected an absence of dissertation research on the problem of maladaptation within the framework of legal psychology. The study of the activities of law enforcement officers as subjects of maladjustment is carried out in medical psychology from the position of extreme professional activity, where addictive behavior also acts as a determinant.
Keywords
maladaptation, content analysis, law enforcement officers, professional maladaptation, deviant behavior
For citation: Popinako, E. A. (2022). Professional maladaptation as a subject of modern scientific research. Russian Journal of Deviant Behavior, 2(2), 139-150. doi: 10.35750/2713-0622-2022-2-139-150.
Введение
Деятельность сотрудников органов внутренних дел сопряжена с необходимостью исполнения служебных обязанностей в состоянии повышенного психоэмоционального напряжения, что в условиях стрессовой нагрузки является серьезным испытанием профессиональной надежности сотрудника, его здоровья и может привести к дезадаптации, которая выражается в негативном изменении личности сотрудника, нарушениях служебной дисциплины и законности, ухудшении его самочувствия и взаимоотношений в коллективе, увеличении суицидальных рисков и других форм девиантно-го поведения. Стрессогенный характер профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел способствует возникновению физиологических и психологических признаков дезадаптации личности, что может выражаться как в нарушении взаимодействия в коллективе, снижении уровня мотивации, работоспособности и эффективности деятельности, так и в появлении стойких нарушений психического здоровья, способствовать прекращению выполнения служебных обязанностей с последующим увольнением.
Обзор литературы
Дезадаптация рассматривается как противоположный феномен «адаптации» и также является одной из важнейших характеристик состояния человека, субъекта деятельности.
В настоящее время нет единого понимания и определения понятия «дезадаптация», что связано с междисциплинарным характером данного явления: в пси-
хологии это нарушения в мотивационной сфере личности, проявление акцентуаций характера, в педагогике - педагогическая запущенность, в социологии - изменения в процессе воздействия различных факторов социума. В медицине большое внимание уделяется патологиям систем и нарушению функционирования организма в новых условиях, а также нарушению психической адаптации. Так, в «Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем» (МКБ-10) группа состояний, характеризуемая как «Расстройства приспособительных реакций», представлена отдельный рубрикой.
Теоретический анализ научных источников позволяет выделить два основных направления в исследовании проблемы дезадаптации: социально-психологический и клинический.
Представители клинического подхода к исследованию проблемы дезадаптации определяют ее как нарушение механизмов приспособления организма, детерминирующее психосоматические расстройства, что способствует активизации биологических ресурсов организма для сохранения жизнедеятельности.
Так, Ю. А. Александровский в качестве проявлений дезадаптации рассматривает психическую травму и естественную «экспериментальную модель» социальных стрессовых расстройств, а также невротические состояния и реакции, обусловленные ухудшением соматического здоровья и усилением декомпенсации невротических и патохарактерологических нарушений под воздействием «биогенного» воздействия экологических вредностей (Александровский, 1976).
Дезадаптацию также определяют как перманентный процесс, характеризующийся деформированием личности и разрушением организма, приводящим к соматическим нарушениям и патологическим изменениям личности (Осницкий, 2003), акцентируя внимание на психических нарушениях, выявленных под влиянием психогений (психических нарушений при акцентуациях характера)1.
Ряд авторов определяет психическую дезадаптацию специалистов как непрерывный процесс, включающий биологическую, психологическую и социальную подструктуры (Корехова и др., 2014).
Представители социально-психологического подхода к исследованию проблемы дезадаптации акцентируют внимание на неспособно сти лично сти адаптир ов ать -ся к социальным условиям, требованиям окружающей среды. Ряд авторов определяет дезадаптацию как нарушение взаимодействия личности с социумом, нарушение социальной адаптации (Реан, Коломинский, 2000). В рамках векторной модели социальной адаптации проявление дезадаптации по внешнему критерию определяется как «конфликтное, асоциальное, контрнормативное и делинквентное (крайний случай - криминальное) поведение» (Реан и др., 2006, с. 67).
Б. Н. Алмазов понимает под дезадаптацией снижение адаптационного ресурса личности, несоответствие между возможностями в достижении цели и достигнутыми в процессе деятельности результатами, сопровождающееся неспособностью личности к адаптации в данных условиях. Также указывается на важность непостоянства ситуационных возможностей личности и его состояния (Алмазов, 2020).
По мнению П. Б. Ганнушкина, склонность к дезадаптации является одним из признаков поведенческой патологии и может выражаться в виде дезадаптации, направленной вовне (проявляется в конфликтности, социально-психологической изоляции, противостоянии реальному миру), или внутренней дезадаптации (для которой характерна неудовлетворенность собой как личностью). В качестве особенностей дезадаптации автор отмечает стабильность и длительность проявления, сформированность ее в процессе социализации (Ганнушкин, 1964). Причиной дезадаптации называется отсутствие согласованности оценок между реальными и потенциальными возможностями развития социума и личности (Петровский, 1992).
Исследуя проблему девиантного поведения и опираясь на понимание дезадаптации как «состояния сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значи-
мые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях», Е. В. Змановская выделяет девиантную адаптацию, которую определяет как «самореализацию посредством выхода за существующие социальные требования (нормы)», и социально-психологическую дезадаптацию - «состояние блокировки процессов самореализации и адаптации»2.
Ж. Фишер считает дезадаптацию одним из конструктов феномена девиации как типа культуры, который структурирует изменяющуюся социальную реальность. При этом он выделяет в качестве аспектов дезадаптации отторжение девиантной личности и ее социально-психологическую иммунизацию (Ficher, 1991, 116-124).
П
Стрессогенный характер профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел способствует возникновению физиологических и психологических признаков дезадаптации личности, что может выражаться как в нарушении взаимодействия в коллективе, снижении уровня мотивации, работоспособности и эффективности деятельности, так и в появлении стойких нарушений психического здоровья, способствовать прекращению выполнения служебных обязанностей с последующим увольнением.
А. А. Налчаджян указывает на специфическую особенность дезадаптации: усугубление и усиление трудностей неприятных переживаний личности в связи с невозможностью разрешения проблемной ситуации. Автор выделяет три уровня социально-психологической дезадаптации: устойчивый ситуативный, временный и общий (Налчаджян, 2010).
Не менее интересным представляется понимание дезадаптации как деструктивного результата преодоления различных кризисов, возникающих в процессе жизнедеятельности человека (возрастных, профессиональных и др.) (Выготский, 2000). При этом профессионально-личностная дезадаптация детерминирована
1 Личко, А. Е. (2016). Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков: учебное пособие. Институт общегуманитарных исследований.
2 Змановская, Е. В. (2003). Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Издательский центр «Академия».
Попинако Е. А. / Popinako E. A.
факторами риска неразрешенных проблем, возникших в кризисный период профессионального развития личности сотрудников.
Так, М. А. Дмитриева в качестве детерминант профессиональной деформации личности указывает на изменения в личности сотрудников и повышение требований к ним (Никифоров, 2010).
С. В. Бондаренко, исследуя проблему профессиональной дезадаптации, выделяет три уровня факторов, при которых происходит нарушение адаптационных механизмов: организменный (нарушение физиологических функций), субъектностный (нарушение психологических механизмов, оказывающих влияние на жизнедеятельность человека в целом), личностный (нарушение приспособления к системе ценностей и моральных норм общества) (Бондаренко, 2003).
Ряд авторов указывает на связь дезадаптации с профессиональной деформацией (Мартиросова, Ксено-фонтов, 2021), со стажем службы3, эмоциональным (профессиональным) выгоранием (Никифоров, 2010, с. 201), высоким уровнем профессионального стресса (Кабанова, Дубинский, Московская, 2019) и гендерным критерием в процессе восприятия стресс-факторов (Московская, Булыгина, 2017), снижением субъективного качества жизни (Савченко, Головина, 2019), что, в свою очередь, негативно влияет на процесс профессионального становления молодого специалиста (Иванов, Коваленко, 2012) и субъектно-профессиональную трансформацию личности сотрудников ОВД, в том числе и руководителей подразделений (Поршуков, 2019).
Исследования зарубежных авторов позволяют выделить несколько субтипов дезадаптации, относительно не зависимых друг от друга по характеру проявления и порождающим их психологическим механизмам (РзеЬук, Каш1шка, 2015).
Первым субтипом выступает эмоциональное выгорание. Общим психологическим механизмом его формирования является неспособность сотрудников преодолевать эмоциональное напряжение, накапливающееся на фоне беспристрастности во взаимодействии с гражданами. Таким образом, незнание либо неумение конструктивно выражать собственные эмоции наряду с необходимостью скрывать их от граждан и коллег формирует несколько проявлений эмоционального выгорания: либо эмоциональную холодность и отстраненность, названную феноменом «робота-полицейского» (Ьепше е1. а1., 2020), либо тревожно-депрессивные переживания, сочетающиеся с пессимизмом, цинизмом, чувством вины и апатией ^ие1го8 е1. а1., 2020).
Вторым субтипом дезадаптации выступают нарушения профессионального поведения, обусловленные
ценностно-смысловым отчуждением. Данный тип дезадаптации выражается в избыточном насилии по отношению к подозреваемым и обвиняемым, враждебности и подозрительности к гражданам, коллегам, членам семьи и родственникам (Brooks, 2020). Мнения исследователей относительно причин нарушений поведения различаются. Признавая их следствием профессиональной дезадаптации, одни исследователи видят причиной изъяны профессиональной подготовки (Arvate & Souza, 2022), другие связывают с эмоциональным выгоранием (Van Gelderen et. al., 2007), третьи видят личностные черты, потенциально препятствующие службе в полиции (Herzog, 2000). В соответствии с этой концепцией предлагаются и инструменты противодействия - от обучающих тренингов (Mehari et. al., 2021) до введения этических норм поведения (Crowder et. al., 2013) и формирования профессиональной культуры (Yalley & Olutayo, 2020) сотрудников полиции.
Таким образом, в настоящее время исследованию различных аспектов проблемы дезадаптации посвящены работы в различных направлениях психологической науки. Одними из наиболее актуальных являются исследования профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов, которая представляет собой нарушение взаимодействия сотрудника и профессиональной среды, способствующее снижению работоспособности и эффективности профессиональной деятельности, проявлению деструктивных изменений личности сотрудника (профессио-нально-деятельностный аспект), ухудшению здоровья, выраженному в проявлении психосоматических расстройств (физиологический аспект), и повышению конфликтности в коллективе (социально-психологический аспект).
Методология, методы и материалы исследования
С целью определения актуальных в настоящее время направлений в исследовании проблемы дезадаптации проведен контент-анализ диссертационных исследований. Были изучены диссертационные исследования за период с 2001 года по 2022 год.
Этапы исследования:
1 этап - за единицу исследования было принято понятие «Дезадаптация», единицу счета - «Специальности ВАК».
2 этап - исследование распределения диссертационных исследований по психологическим наукам по критерию «Год защиты и опубликования работы».
3 этап - исследование распределения диссертационных исследований по проблеме дезадаптации по критерию «Специальность» в рамках 19.00.00 - Психология.
3 Марьин, М. И., Буданов, А. В., Борисова, С. Е., Такасаева, К. Р., Петров, В. Е., Адаев, А. И. (2004). Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел: учебное пособие. Главное управление кадров МВД России.
4 этап - исследование распределения диссертационных исследований по психологическим наукам по критериям «Исследуемый вид дезадаптации», «Субъект дезадаптации».
Результаты исследования
Проведенный контент-анализ указывает на незначительное количество исследований по проблеме дезадаптации в период 2001-2022 гг. В табл. 1 отражено количество диссертационных исследований по проблеме дезадаптации и их распределение по научным специальностям ВАК.
Согласно данным таблицы, в период 2001-2022 гг. по проблеме дезадаптации защищено всего 99 диссертационных исследований. Однако отмечается специфика в изучении данной проблемы, которая хоть и указывает на междисциплинарный характер, но отражает важность данной проблемы исключительно для психологических наук (45,45 %), медицинских (27,27 %), педагогических (18,18 %), в меньшей степени - для биологических (7,07 %) и социологических (2,03%).
Однако если сравнить результаты контент-анализа по проблеме адаптации (Попинако, 2019), согласно которой в период 1998-2018 гг. было проведено более
2677 исследований по 18 специальностям ВАК, можно сделать вывод, что проблема дезадаптации является малоисследованной.
На следующем этапе исследования было изучено распределение диссертационных исследований по году защиты и опубликования работы (рис. 1).
Наибольший интерес у исследователей данная проблема вызывала в период 2002-2010 гг., психологические аспекты дезадаптации наиболее активно рассматривались в 2003 и 2005 годах. С 2009 года по настоящее время отмечается тенденция к снижению исследовательского интереса к проблеме дезадаптации как в целом, так и в рамках специальности 19.00.00. С 2015 по 2022 год защищены две диссертации по психологическим специальностям.
Далее было проведено исследование распределения диссертаций по исследуемой проблеме по специальностям в рамках 19.00.00 - Психология (табл. 2).
Наибольший интерес к проблеме дезадаптации отмечается в исследованиях по специальности 19.00.04
- Медицинская психология (24,4 %), Педагогическая психология (20 %), 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии (15,6 %) и 19.00.10
- Коррекционная психология (15,6 %), что указывает
Таблица 1. Исследования по проблеме дезадаптации по научным специальностям за период с 2001 по 2022 гг. Table 1. Papers on maladjustment distributed by the branches of science from 2001 to 2022
№ п\п Код специальности Научная специальность Кол-во Частота встречаемости
1 01.00.00 Физика и математика 0 0 %
2 02.00.00 Химия 0 0 %
3 03.00.00 Биология 7 7,07 %
4 05.00.00 Техника 0 0 %
5 06.00.00 Сельское хозяйство 0 0 %
6 07.00.00 История и археология 0 0 %
7 08.00.00 Экономика 0 0 %
8 09.00.00 Философия 0 0 %
9 10.00.00 Филология 0 0 %
10 12.00.00. Юриспруденция 0 0 %
11 13.00.00. Педагогика 18 18,18 %
12 14.00.00. Медицина 27 27,27 %
13 17.00.00 Искусствоведение 0 0 %
14 19.00.00 Психология 45 45,45 %
15 22.00.00 Социология 2 2,03 %
16 23.00.00 Политология 0 0 %
17 24.00.00 Культурология 0 0 %
18 25.00.00 Науки о Земле 0 0 %
19 26.00.00 Теология 0 0 %
Итого 99 100 %
Попинако Е. А. / Popinako E. A.
Рис. 1. Распределение диссертационных исследований по году защиты Fig 1. Thesis papers distribution by the date of defense
Таблица 2. Распределение диссертационных исследований по проблеме дезадаптации по психологическим специальностям (19.00.00 - Психология)
Table 2. Thesis papers on maladjustment distributed by the branches of psychology
№ п\п Код специальности Название специальности Кол-во Частота встречаемости
1 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии 7 15,6 %
2 19.00.02 Психофизиология 1 2,2 %
3 19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика 1 2,2 %
4 19.00.04 Медицинская психология 11 24,4 %
5 19.00.05 Социальная психология 4 8,9 %
6 19.00.06 Юридическая психология 0 0 %
7 19.00.07 Педагогическая психология 9 20 %
8 19.00.10 Коррекционная психология 7 15,6 %
9 19.00.12 Политическая психология 0 0 %
10 19.00.13 Психология развития, акмеология 4 8,9 %
11 19.00.14 Психология труда в особых условиях 1 2,2 %
Итого 45 100 %
на актуальность данной проблемы в образовательной ет некоторую озабоченность, так как факторы про-
и медицинской сферах. фессиональной среды, экстремальность деятельности
В рамках специальностей 19.00.03 - Психология субъектов труда способствует не только психической,
труда и 19.00.06 - Юридическая психология исследо- но и социально-психологической дезадаптации, что
вания по данной проблеме отсутствуют, что вызыва- существенно снижает эффективность профессиональ-
ной деятельности сотрудника и требует проведения профилактических мероприятий.
На следующем этапе было рассмотрено распределение в психологических исследованиях видов дезадаптации (табл. 3).
Согласно полученным результатам, наибольший научный интерес представляет школьная дезадапта-
ция, что во многом согласуется с данными, полученными при исследовании распределения диссертационных исследований по психологическим специальностям (табл. 2). Психологическая (17,8 %), социально-психологическая (11,1 %) эмоциональная (8,9 %), и психическая (8,9 %) дезадаптации также привлекли внимание исследователей. Профессиональная дезадаптация со-
Таблица 3. Виды дезадаптации, рассмотренные в диссертационных исследованиях по психологическим специальностям (19.00.00 - Психология)
Table 3. Types of maladjustment explored in the psychology thesis papers
№ Виды дезадаптации Кол-во Частота встречаемости
п/п
1 Школьная дезадаптация 15 33,3 %
2 Психологическая дезадаптация 8 17,8 %
3 Социально-психологическая дезадаптация 5 11,1 %
4 Эмоциональная дезадаптация 4 8,9 %
5 Психическая (нервно-психическая, психосоматическая) дезадаптация 4 8,9 %
6 Коммуникативная дезадаптация 3 6,6 %
7 Личностная дезадаптация 3 6,6 %
8 Профессиональная дезадаптация 2 4,4 %
9 Аффективная дезадаптация 1 2,2 %
10 Когнитивная дезадаптация 1 2,2 %
Итого 45 100 %
Таблица 4. Субъекты дезадаптации, рассматриваемые в диссертационных исследованиях
Table 4. Maladjusted personalities described in the thesis papers
№ п/п Субъекты дезадаптации Количество Частота встречаемости
1 Обучающиеся 14 31,1 %
2 Подростки (несовершеннолетние) 11 24,4 %
3 Студенты 4 8,9 %
4 Дети 4 8,9 %
5 Специалисты экстремального профиля (сотрудники ОВД, военнослужащие) 4 8,9 %
6 Молодежь 2 4,4 %
7 Население Европейского Севера 1 2,2 %
8 Медицинские работники 1 2,2 %
9 Учителя 1 2,2 %
10 Безработные 1 2,2 %
11 Беременные женщины 1 2,2 %
12 Люди, пережившие насилие в детстве 1 2,2 %
Итого 45 100 %
Попинако Е. А. / Popinako E. A.
ставляет всего 4,4 % от общего количества работ, что указывает на ее актуальность (всего 4 процента).
На следующем этапе был проведен анализ субъектов дезадаптации. Результаты исследования представлены в табл. 4.
Как видно из представленной таблицы, чаще всего субъектами психологических исследований различных видов дезадаптации становятся обучающиеся (31,1 %) и подростки (несовершеннолетние) (24,4 %), что указывает на разработанность данной проблемы в образовательной сфере. Значительно реже субъектами выступают представители других профессиональных групп: специалисты экстремального профиля (8,9 %), медицинские работники (8,9 %), учителя (8,9 %), однако эти профессии предъявляют высокие требования к личности специалиста.
Обсуждение результатов исследования
На основании результатов, полученных в результате контент-анализа, можно заключить, что проблема дезадаптации рассматривается исключительно в гуманитарных науках: психологии, педагогике и медицине. При этом психологические исследования чаще всего проводятся в медицинской и педагогической психологии.
Часто дезадаптация связана с различными расстройствами психики, однако не всегда имеется прямая зависимость между отклоняющимся поведением и патологической дезадаптацией. Факторами, характерными для психической дезадаптации, являются аффективная ригидность и психоэмоциональное напряжение, депривационные состояния, характеризующиеся психосоматическими, конативными и аффективными явлениями, низкий эмоционально-волевой контроль, невротизация с зависимыми формами поведения в межличностных отношениях, проявление различных аддиктивных форм поведения: алкоголизма, наркомании. Так, в эмпирическом исследовании отмечается наличие прямой взаимосвязи между уровнем психических дисфункций и риском развития дезадаптации у школьников, однако частота встречаемости нарушений регуляторных функций, эмоциональной сферы значительно выше по сравнению с остальными видами нарушений (Хохлов, Словенко, 2020). Особое внимание уделяется негативному влиянию депрессивного состояния на повышение уровня школьной дезадаптации (Баландина, Божкова, Дворянинова, 2019) и отсутствие коммуникации со сверстниками (МтШпеп, 2014).
Подчеркнем, что разработка проблемы дезадаптации у сотрудников силовых структур осуществляется в рамках специальности 19.00.04 - Медицинская психология, где в качестве предикторов дезадаптации выступают паттерны потребления спиртных напитков, нервно-психические нарушения, проявление психосоматических симптомов, изменение в эмоциональной
сфере личности, неадаптивные копинг-стратегии, потеря смысло-жизненной мотивации, аддиктивные проявления. Так, М. Е. Ковалева и В. Г. Булыгина, исследуя психофизиологические предикторы психической адаптивности военнослужащих, выявили характерные для психической деазадаптации факторы: снижение уровня саморегуляции, изменение вегетативного баланса, высокий уровень ситуативной тревоги (Ковалева, Булыгина, 2017). Диссертационные исследования в области юридической психологии по данной проблеме отсутствуют. Однако современные эмпирические исследования затрагивают деятельность сотрудников следственных органов. Согласно исследованию, проведенному на выборке сотрудников следственных органов, в группу риска по развитию дезадаптации необходимо включать сотрудников со стажем от 1 до 5 лет, что связано с высокой психологической нагрузкой и уровнем организационного стресса, а также отсутствием эффективных стратегий совладающего поведения (Кабанова и др., 2019).
Не менее актуальными являются исследования, рассматривающие деазаптацию как фактор суицидального поведения личности. Так, среди факторов дезадаптации, способствующих суицидальному поведению подростков, выделяются высокий уровень эмоционального напряжения, низкие интеллектуальные способности, эгоцентричность, амбивалентность в межличностном взаимодействии, что подтверждается исследованием А. Г. Амбрумовой, которая расценивает суицидальное поведение как следствие дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта (Амбрумова, 1996).
Не менее актуальным является исследование проблемы дезадаптации в педагогической психологии, что подтверждается данными в распределении по видам и субъекту дезадаптации. Актуальность исследования продиктована необходимостью адаптироваться к изменяющим условиям социума, начиная с детского сада до поступления в вузы. Трудности, возникающие в процессе адаптации, связанные с процессом вхождения в новую организационную среду, с необходимостью коммуникации со сверстниками в школьной (вузовской) среде, изменение социальной роли, повышение уровня ответственности могут привести к проявлению признаков дезадаптации, появлению агрессивности в общении, снижению обучаемости, конфликтам на различных уровнях взаимодействия в обществе, нарушению правил и норм, принятых в социуме, и проявлению различных форм девиантного поведения. Необходимо отметить, что с точки зрения педагогического подхода к проблеме дезадаптации понятия «девиантное поведение» и «дезадаптация» рассматриваются как синонимы и включают в себя социальные проявления, выраженные в таких формах, как прогулы, нарушения норм общества, бродяжничество, алкоголизм и многое другое.
В диссертационных исследованиях рассмотрены различные факторы, оказывающие влияние на развитие дезадаптации, которые можно условно разделить на социальные: ожидание негативного отношения со стороны взрослых, нарушение взаимоотношения со сверстниками, дисфункция событийной и предметно-содержательной форм детско-родительских отношений; и личностные: ограниченность интересов в жизни и снижение мотивации и уровня нейротизма, самооценки, когнитивных способностей, повышение уровня тревожности, агрессивности, напряженности, эмоциональной неуравновешенности, импульсивности. Аналогичные данные получены Н. В. Литвиненко. Как отмечает автор, для дезадаптированных школьников характерны повышение тревожности, низкий уровень умственного развития, наличие негативного отношения к педагогам и сверстникам (Литвиненко, 2019).
Е. В. Змановская, исследуя проблему девиантного поведения, рассматривает социальную дезадаптацию как последствие нарушения социальных норм и нанесение ущерба как обществу, так и самому человеку. Автор выделяет социальные и индивидуальные проявления дезадаптации личности, отмечает наличие тесной связи девиантного поведения с социальной дезадаптацией на индивидульном уровне4.
При анализе факторов социальной дезадаптации в диссертационных исследованиях были выделены следующие факторы дезадаптации: низкая осмысленность жизненной ориентации, социальная неопределенность и неуверенность в социальных контактах, отсутствие потребности в общении, избыточная экс-тернальность, слабая заинтересованность в будущей профессии, равнодушие к учебе. А. Р. Ратинов рассматривает чересчур высокий уровень самооценки как фактор социальной дезадаптации, что при условии конфликтной ситуации способствует делинквентному поведению (Ратинов, 1983).
Профессиональная дезадаптация в диссертационных исследованиях представлена только анализом факторов дезадаптации учителей, и значимыми являются утрата смысла выполнения профессиональной деятельности, а также нарушение саморегуляции и снижение показателей социально-психологической адаптации: эмоционального комфорта, принятия себя и окружающих.
Выводы
Проведенный контент-анализ диссертационных исследований за период 2001-2022 гг. показал, что проблема дезадаптации является междисциплинарной и характеризуется гуманитарной направленностью. Выявлена разработанность проблемы дезадаптации в педагогической психологии, субъектами которой являются обучающиеся, дети, подростки, так как именно в период возрастных кризисов чаще всего наблюдаются отклонения в поведенческих реакциях, что способствует развитию дезадаптации, нарушению самоактуализации личности и выработке неадекватных паттернов поведения.
Актуальность и разработанность проблемы дезадаптации в медицинской психологии обусловлена взаимосвязью между психическим состоянием человека, часто патологическим, и развитием аддиктивного поведения, а также необходимостью разработки профилактических программ.
Диссертации по проблеме дезадаптации в юридической психологии отсутствуют, однако в медицинской психологии сотрудники силовых структур исследуются в качестве субъектов психической дезадаптации.
Низкий процент исследований по профессиональной дезадаптации указывает на актуальность данной проблемы. Необходимо отметить наличие исследований некоторых аспектов профессиональной дезадаптации сотрудников органов внутренних дел в рамках проблематики стресса и профессиональной адаптации.
Список литературы
Александровский, Ю. А. (1976). Состояние психической дезадаптации и их компенсация: Пограничные нервно-псих. расстройства. Москва: Наука.
Алмазов, Б. Н. (2020). Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних: монография. Москва: Юрайт.
Амбрумова, А. Г. (1996). Психология самоубийства. Социальная и клиническая психиатрия, 4, 14-20.
Баландина, О. В., Божкова, Е. Д., Дворянинова, В. В. (2019). Коррекция школьной дезадаптации на основе междисциплинарного подхода. Медицинский альманах, 2(59), 24-29. https://doi.org/10.21145/2499-9954-2019-2-24-29
Бондаренко, С. В. (2003). Проблема дезадаптации личности: материалы XXXII научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2002 год. Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет.
Выготский, Л. С. (2000). Психология. Москва: Эксмо-Пресс.
Ганнушкин, П. Б. (1964). Избранные труды. Москва: Медицина.
Иванов, Г. П., Коваленко, Е. Ф. (2012). Личностные факторы, влияющие на процесс становления профессионала
4 Змановская, Е. В. (2003). Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Издательский центр «Академия».
Попинако Е. А. / Рор^^ E. A.
в период получения высшего профессионального образования. Прикладная юридическая психология, 2, 135-142.
Кабанова, Т. Н. Дубинский, А. А., Московская М. С. (2019). Стаж профессиональной деятельности как фактор, детерминирующий различия в восприятии стресса у сотрудников следственных органов. Прикладная юридическая психология, 1(46), 59-68. https://doi.org/10.33463/2072-8336.2019.1(46).059-068 Ковалева, М. Е., Булыгина, В. Г. (2017). Психофизиологические предикторы психической адаптивности у специалистов опасных профессий (на примере военнослужащих). Психология и право, 7(4), 137-150. https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070411 Корехова, М. В., Соловьев, А. Г., Новикова, А. И. (2014). Психическая дезадаптация специалистов в экстремальных условиях деятельности: монография. Архангельск: Издательство Северного государственного медицинского университета. Литвиненко, Н. В. (2019). Психологические особенности дезадаптированных к образовательной среде детей
и подростков. Мир науки. Педагогика и психология, 5(7), 56-63. Мартиросова, Н. В., Ксенофонтов, А. М. (2021). Опыт организации психологической работы по профилактике дезадаптивных состояний сотрудников органов внутренних дел. В Р.Е. Булат (ред.), Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров к профессиональной деятельности в экстремальных условиях: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (стр. 158-163). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Московская, М. С., Булыгина, В. Г. (2017). Влияние гендерных различий на особенности восприятия стресса у сотрудников полиции (обзор зарубежных исследований). Прикладная юридическая психология, 3, 76-82. Налчаджян, А. А. (2010). Психологическая адаптация: механизмы и стратегии (2-е изд., перераб. и доп.). Москва: ЭКСМО.
Никифоров, Г. С. (2010). Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика:
монография. Санкт-Петербург: Речь. Осницкий, А. В. (2003). Проблемы психического здоровья и адаптации личности. Санкт-Петербург: Серебряный век.
Петровский, В. А. (1992). Психология неадаптивной активности. Москва: ТОО «Горбунок». Попинако, Е. А. (2019). Проблема профессиональной адаптации в современных научных исследованиях: контент-анализ. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 3(48), 240-247. Поршуков, А. С. (2019). Теоретико-методологические аспекты исследований субъектной трансформации сотрудников органов правоохранительной деятельности. Прикладная юридическая психология, 4(49), 135-140. https://doi.org/10.33463/2072- 8336.2019.4(49).135-140 Ратинов, А. Р. (1983). Методологические вопросы юридической психологии. Психологический журнал, 4(4), 107-118. Реан, А. А., Коломинский, Я. Л. (2000). Социальная педагогическая психология. Санкт-Петербург: Питер. Реан, А. А., Кудашев, А. Р., Баранов, А. А. (2006). Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика.
Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК. Савченко, Т. Н., Головина, Г. М. (2019). Взаимосвязь идентичности личности субъективного качества жизни и удовлетворенности ею. Прикладная юридическая психология, 4(49), 99-111. https://doi.org/10.33463/2072-8336.2019.4(49).099-111
Хохлов, Н. А., Словенко, Е. Д. (2020). Нейропсихо логические предикторы школьной неуспеваемости. Вестник
Московского университета. Серия 14. Психология, 3(3), 291-313. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.03.13 Arvate, P., & Souza, A. P. (2022). Armed police and violence: Evidence from a quasi-natural experiment in Brazil. Economic
Modelling, 111, 105825. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2022.105825 Brooks, O. (2020). Police Brutality and Blacks: An American Immune System Disorder. Journal of the National Medical
Association, 112(3), 239-241. https://doi.org/10.1016/j.jnma.2020.06.003 Crowder, S., Savino, J. O., & Turvey, B. E. (2013). Chapter 6 - Ethical Issues for Police Officers and Criminal Investigators.
Ethical Justice, 147-194. https://doi.org/10.1016/b978-0-12-404597-2.00006-1 Ficher, G.-N. (1991). Les domaines de la Psychologie sociale. 2. Les process du social. Paris: DUNOD. Herzog, S. (2000). Is there a distinct profile of police officers accused of violence? The Israeli case. Journal of Criminal Justice, 28(6), 457-471. https://doi.org/10.1016/s0047-2352(00)00062-3 Lennie, S.-J., Crozier Sarah, E., & Sutton, A. (2020). Robocop - The depersonalisation of police officers and their emotions: A diary study of emotional labor and burnout in front line British police officers. International Journal of Law, Crime and Justice, 61, 100365. https://doi.org/10.1016/j.ijlcj.2019.100365
Mehari, K. R., Rodgers, C. R. R., Blanton, M. A., & Turner, L. A. (2021). Evaluation of a police training on de-escalation with trauma-exposed youth. International Journal of Law, Crime and Justice, 66, 100491. https://doi.org/10.1016/j. ijlcj.2021.100491
Minkkinen, J. (2014). Associations between school-related factors and depressive symptoms among children: A comparative study, Finland and Norway. School Psychology International, 35(5), 463-474.
Pschyk, N., Kaminska, A. (2015). Some Individual Psychological Predictors of Professional Disadaptation Forming in Surgeons and Physicians. European Psychiatry, 30(1), 1783. https://doi.org/10.1016/s0924-9338(15)31375-4
Queiros, C., Passos, F., Bartolo, A., Marques, A. J., da Silva, C. F., & Pereira, A. (2020). Burnout and Stress Measurement in Police Officers: Literature Review and a Study with the Operational Police Stress Questionnaire. Frontiers in Psychology, 11, 587. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00587
Van Gelderen, B., Heuven, E., van Veldhoven, M., Zeelenberg, M., & Croon, M. (2007). Psychological strain and emotional labor among police-officers: A diary study. Journal of Vocational Behavior, 71(3), 446-459. https://doi. org/10.1016/j.jvb.2007.09.001
Yalley, A. A., & Olutayo, M. S. (2020). Gender, masculinity and policing: An analysis of the implications of police masculinised culture on policing domestic violence in southern Ghana and Lagos, Nigeria. Social Sciences & Humanities Open, 2(1), 100077. https://doi.org/10.1016/j-.ssaho.2020.100077
Referenсes
Aleksandrovskij, Yu. A. (1976). Sostoyaniepsihicheskoj dezadaptacii i ih kompensaciya: Pogranichnye nervno-psih. rasstroj-stva. Moskow: Nauka.
Almazov, B. N. (2020). Psihicheskaya sredovaya dezadaptaciya nesovershennoletnih: monografiya. Moskow: Yurajt.
Ambrumova, A. G. (1996). Psihologiya samoubijstva. Social'naya i klinicheskayapsihiatriya, 4, 14-20.
Balandina, O. V., Bozhkova, E. D., Dvoryaninova, V. V. (2019). Korrekciya shkol'noj dezadaptacii na osnove mezhdisci-plinarnogo podhoda. Medicinskij al'manah, 2(59), 24-29. https://doi.org/10.21145/2499-9954-2019-2-24-29
Bondarenko, S. V. (2003). Problema dezadaptacii lichnosti: materialy XXXII nauchno-tekhnicheskoj konferencii po re-zul'tatam raboty professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov i studentov SevKavGTU za 2002 god. Stavropol': Severo-Kavkazskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet.
Vygotskij, L. S. (2000). Psihologiya. Moskow: Eksmo-Press.
Gannushkin, P. B. (1964). Izbrannye trudy. Moskow: Medicina.
Ivanov, G. P., Kovalenko, E. F. (2012). Lichnostnye faktory, vliyayushchie na process stanovleniya professionala v period polucheniya vysshego professional'nogo obrazovaniya. Prikladnaya yuridicheskayapsihologiya, 2, 135-142.
Kabanova, T. N. Dubinskij, A. A., Moskovskaya M. S. (2019). Stazh professional'noj deyatel'nosti kak faktor, determiniruy-ushchij razlichiya v vospriyatii stressa u sotrudnikov sledstvennyh organov. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya, 1(46), 59-68. https://doi.org/10.33463/2072-8336.2019.1(46).059-068
Kovaleva, M. E., Bulygina, V. G. (2017). Psihofiziologicheskie prediktory psihicheskoj adaptivnosti u specialistov opasnyh professij (na primere voennosluzhashchih). Psihologiya i pravo, 7(4), 137-150. https://doi.org/10.17759/ psylaw.2017070411
Korekhova, M. V., Solov'ev, A. G., Novikova, A. I. (2014). Psihicheskaya dezadaptaciya specialistov v ekstremal'nyh uslovi-yah deyatel'nosti: monografiya. Arhangel'sk: Izdatel'stvo Severnogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta.
Litvinenko, N. V. (2019). Psihologicheskie osobennosti dezadaptirovannyh k obrazovatel'noj srede detej i podrostkov. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya, 5(7), 56-63.
Martirosova, N. V., Ksenofontov, A. M. (2021). Opyt organizacii psihologicheskoj raboty po profilaktike dezadaptivnyh sostoyanij sotrudnikov organov vnutrennih del. V R.E. Bulat (red.), Psihologo-pedagogicheskie aspekty podgotov-ki kadrov k professional'noj deyatel'nosti v ekstremal'nyh usloviyah: sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (str. 158-163). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet Gosudarst-vennoj protivopozharnoj sluzhby Ministerstva Rossijskoj Federacii po delam grazhdanskoj oborony, chrezvycha-jnym situaciyam i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij.
Moskovskaya, M. S., Bulygina, V. G. (2017). Vliyanie gendernyh razlichij na osobennosti vospriyatiya stressa u sotrudnikov policii (obzor zarubezhnyh issledovanij). Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya, 3, 76-82.
Nalchadzhyan, A. A. (2010). Psihologicheskaya adaptaciya: mekhanizmy i strategii (2-e izd., pererab. i dop.). Moskow: EKSMO.
Nikiforov, G. S. (2010). Psihologicheskoe obespechenie professional'noj deyatel'nosti: teoriya i praktika: monografiya. Saint Petersburg: Rech'.
Osnickij, A. V. (2003). Problemy psihicheskogo zdorov'ya i adaptacii lichnosti. Saint Petersburg: Serebryanyj vek.
Petrovskij, V. A. (1992). Psihologiya neadaptivnoj aktivnosti. Moskow: TOO «Gorbunok».
Попинако Е. А. / Рор^^ E. A.
Popinako, E. A. (2019). Problema professional'noj adaptacii v sovremennyh nauchnyh issledovaniyah: kontent-analiz.
Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika ipsihologiya, 3(48), 240-247. Porshukov, A. S. (2019). Teoretiko-metodologicheskie aspekty issledovanij sub'ektnoj transformacii sotrudnikov or-ganov pravoohranitel'noj deyatel'nosti. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya, 4(49), 135-140. https://doi. org/10.33463/2072- 8336.2019.4(49).135-140 Ratinov, A. R. (1983). Metodologicheskie voprosy yuridicheskoj psihologii. Psihologicheskij zhurnal, 4(4), 107-118. Rean, A. A., Kolominskij, Ya. L. (2000). Social'nayapedagogicheskayapsihologiya. Saint Petersburg: Piter. Rean, A. A., Kudashev, A. R., Baranov, A. A. (2006). Psihologiya adaptacii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika. Saint Petersburg: Prajm-EVROZNAK.
Savchenko, T. N., Golovina, G. M. (2019). Vzaimosvyaz' identichnosti lichnosti sub'ektivnogo kachestva zhizni i udov-letvorennosti eyu. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya, 4(49), 99-111. https://doi.org/10.33463/2072-8336.2019.4(49).099-111
Hohlov, N. A., Slovenko, E. D. (2020). Nejropsihologicheskie prediktory shkol'noj neuspevaemosti. Vestnik Moskovskogo
universiteta. Seriya 14. Psihologiya, 3(3), 291-313. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.03.13 Arvate, P., & Souza, A. P. (2022). Armed police and violence: Evidence from a quasi-natural experiment in Brazil. Economic
Modelling, 111, 105825. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2022.105825 Brooks, O. (2020). Police Brutality and Blacks: An American Immune System Disorder. Journal of the National Medical
Association, 112(3), 239-241. https://doi.org/10.1016/jjnma.2020.06.003 Crowder, S., Savino, J. O., & Turvey, B. E. (2013). Chapter 6 - Ethical Issues for Police Officers and Criminal Investigators.
Ethical Justice, 147-194. https://doi.org/10.1016/b978-0-12-404597-2.00006-1 Ficher, G.-N. (1991). Les domaines de la Psychologie sociale. 2. Les process du social. Paris: DUNOD. Herzog, S. (2000). Is there a distinct profile of police officers accused of violence? The Israeli case. Journal of Criminal Justice, 28(6), 457-471. https://doi.org/10.1016/s0047-2352(00)00062-3 Lennie, S.-J., Crozier Sarah, E., & Sutton, A. (2020). Robocop - The depersonalisation of police officers and their emotions: A diary study of emotional labor and burnout in front line British police officers. International Journal of Law, Crime and Justice, 61, 100365. https://doi.org/10.1016/j.ijlcj.2019.100365 Mehari, K. R., Rodgers, C. R. R., Blanton, M. A., & Turner, L. A. (2021). Evaluation of a police training on de-escalation with trauma-exposed youth. International Journal of Law, Crime and Justice, 66, 100491. https://doi.org/10.1016Aj. ijlcj.2021.100491
Minkkinen, J. (2014). Associations between school-related factors and depressive symptoms among children: A comparative study, Finland and Norway. School Psychology International, 35(5), 463-474. Pschyk, N., Kaminska, A. (2015). Some Individual Psychological Predictors of Professional Disadaptation Forming in Surgeons and Physicians. European Psychiatry, 30(1), 1783. https://doi.org/10.1016/s0924-9338(15)31375-4 Queiros, C., Passos, F., Bartolo, A., Marques, A. J., da Silva, C. F., & Pereira, A. (2020). Burnout and Stress Measurement in Police Officers: Literature Review and a Study with the Operational Police Stress Questionnaire. Frontiers in Psychology, 11, 587. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00587 Van Gelderen, B., Heuven, E., van Veldhoven, M., Zeelenberg, M., & Croon, M. (2007). Psychological strain and emotional labor among police-officers: A diary study. Journal of Vocational Behavior, 71(3), 446-459. https://doi. org/10.1016/j.jvb.2007.09.001
Yalley, A. A., & Olutayo, M. S. (2020). Gender, masculinity and policing: An analysis of the implications of police masculinised culture on policing domestic violence in southern Ghana and Lagos, Nigeria. Social Sciences & Humanities Open, 2(1), 100077. https://doi.org/10.1016/j-.ssaho.2020.100077
Информация об авторе:
Екатерина Алексеевна Попинако - преподаватель, кафедра юридической психологии.
About the author:
Ekaterina А. Pоpinako - Lecturer, Department of Legal Psychology.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию 28.04.2022 Одобрена после рецензирования 15.06.2022 Опубликована 29.07.2022
Submitted April 28, 2022 Approved after reviewing June 15, 2022 Accepted July, 29 2022