PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY
УДК 159; ББК 88
DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10116
© Попинако Е.А. 2020
ON THE ISSUE OF ADAPTATION OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES TO OFFICIAL ACTIVITIES
К ВОПРОСУ ОБ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*
Ekaterina A. Popinako, Екатерина Алексеевна Попинако,
Adjunct of First year of Postgraduate Studies of the Saint- адъюнкт первого курса адъюнктуры
Petersburg University of the MIA of Russia Санкт-Петербургского университета МВД России
Для цитирования: Попинако Е.А. К вопросу об адаптации сотрудников органов внутренних дел к служебной деятельности. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 92-93. Научная специальность: 19.00.06 - Юридическая психология.
*Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.
Abstract. The author examines some features of the adaptation of police officers to official activities and concludes that the problem of adaptation to official activities is of great importance for improving the activities of employees of internal Affairs bodies (both newly recruited and in the process of professional growth, appointment to a new position). Psychological support during the period of adaptation and further official activity is a necessary condition for ensuring the effectiveness of the activities of the internal Affairs bodies.
Keywords: adaptation, employees of the Department of internal Affairs, official activity.
Эффективность успешного выполнения задач, стоящих перед системой МВД России, определяется разнообразными условиями, одним из которых является успешная профессиональная адаптация сотрудников органов внутренних дел. Адаптация к условиям профессиональной деятельности рассматривается как целостный процесс освоения новых ролей и функций, связанных с изменениями социального положения субъекта, нарушением равновесия во взаимоотношениях с новой деятельностной средой, приспособлением строения и функций организма к условиям среды, изменением функционирования психических процессов, состояний и свойств личности.
Вопросы адаптации выступают крайне значимыми в сфере правоохранительной деятельности, а их решение требует определенных временных, экономических и социальных затрат на подготовку эффективного сотрудника органов внутренних дел. Успешный адаптационный период в процессе профессиональной
Аннотация. Автор исследует некоторые особенности адаптации сотрудников ОВД к служебной деятельности и делает вывод, что для совершенствования деятельности сотрудников органов внутренних дел (как вновь принятых на службу, так и в процессе профессионального роста, назначения на новую должность) проблема адаптации к служебной деятельности имеет большое значение. Психологическое сопровождение в период адаптации и дальнейшей служебной деятельности является необходимым условием для обеспечения эффективности деятельности органов внутренних дел.
Ключевые слова: адаптация, сотрудники ОВД, служебная деятельность.
подготовки обеспечивает дальнейшую надежность сотрудников в деятельности, удовлетворенность деятельностью, адекватность психических затрат, профессиональный рост, принятие ценностей служения и сохранение профессионального здоровья.
Успешность адаптации сотрудников определяется целенаправленным воздействием на личность в период вхождения в новую профессиональную среду. Это необходимо для обеспечения формирования профессиональной компетентности, поддержания и восстановления морально-психологического состояния сотрудников, позволяющего успешно выполнять оперативно-служебные задачи. Поэтому психологическое сопровождение в период адаптации и дальнейшей служебной карьеры сотрудников выступает актуальной задачей обеспечения эффективности деятельности органов внутренних дел.
Под адаптацией к служебной деятельности чаще всего подразумевают профессиональную адаптацию.
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При этом однозначного определения данного понятия до настоящего времени нет.
По мнению Климова Е.А., адаптация представляет собой один из этапов периодизации жизненного пути специалиста, характеризующуюся вхождением в профессию и привыканием к ней.
Маркова А.К., в свою очередь, считает, что адаптация является первым из трех этапов профессионализма. Для данного этапа, по ее мнению, свойственно освоение человеком норм и правил профессиональной деятельности и общения.
Под адаптацией к производственной деятельности Жданов И.А. понимает такие процессы, которые обеспечивают сотруднику вживание в коллектив, приобщение к профессиональной деятельности, к режиму работы, обязанностям, особенностям рабочего места, стилю и трудовым традициям коллектива. Под данным определением подразумевается обеспечение успешной деятельности сотрудника в пределах существующих профессиональных условий, требований и норм без ущерба для здоровья и личных общественно значимых устремлений.
Налчаджян А.А. рассматривает профессиональную адаптацию как один из видов социально-психологической адаптации и понимает под данным понятием процесс, характеризующийся как удовлетворением индивидом требований и ожиданий, которые предъявляются как к профессии и условиям ее осуществления, так и требованиями, предъявляемыми к содержанию и условиям деятельности.
Адаптация к служебной деятельности является многомерным процессом, который носит интегральный характер. Успешное осуществление данного процесса в дальнейшем повлияет не только на эффективность деятельности сотрудников, но и всей системы органов внутренних дел.
При поступлении на службу в органы внутренних дел, на этапе первоначального осуществления профессиональной деятельности на сотрудника воздействует целый комплекс факторов, специфика и продолжительность, а также интенсивность которых зависит от содержания осуществляемой деятельности и условий среды.
Сотруднику необходимо приспособиться к служебной деятельности на различных уровнях, среди которых можно выделить адаптацию к содержанию профессиональной деятельности и условиям службы, к отношениям в коллективе и с непосредственным руководителем, к личностным изменениям, характеризующимся изменением мотивации, ценностей, перестройке самоидентичности.
Реан А.А. подчеркивает важность адаптационных процессов и их существенную роль в профес-
сиональной деятельности. Он выделяет два аспекта, присущих адаптации к служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: «адаптация к изменившимся условиям реализации деятельности» и адаптация вхождения в новую профессиональную деятельность».
Можно сказать, что именно в это время для сотрудника органов внутренних дел наступает «кризис», который характеризуется несовпадением реальной профессиональной деятельности и сформированных представлений и ожиданий. Переживание данного несоответствия чаще всего выражается в неудовлетворенности организацией труда, должностными обязанностями, условиями службы и заработной платой. В данной ситуации возможны два выхода. Один из них конструктивный и заключается в активации своих усилий, приобретении новых знаний, умений и навыков и, как следствие, скорейшей адаптации. Второй же вариант - деструктивный, характеризующийся нежеланием получения новых знаний и умений, непродуктивным исполнением служебных обязанностей и, как результат, дезадаптацией, которая чаще всего влечет за собой увольнение из органов внутренних дел.
Таким образом, для совершенствования деятельности сотрудников органов внутренних дел (как вновь принятых на службу, так и в процессе профессионального роста, назначения на новую должность) проблема адаптации к служебной деятельности имеет большое значение. Психологическое сопровождение в период адаптации и дальнейшей служебной деятельности является необходимым условием для обеспечения эффективности деятельности органов внутренних дел.
Библиографический список
1. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности / Междунар. фонд конверсии, Между-нар. Об-ние «Акцептор». - Казань : Изд-во Казан. унта, 1991. - 254 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М. : Академия, 2004. - 304 с.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. С. 56-57.
4. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии/ А.А. Налчаджян. - 2-е изд., перераб и доп. - М. : Эксмо, 2010. - 368 с. (Психологическое образование). С. 54.
5. Реан А.А., Чепурная Ю.В., Федосеева А.В. Психологическая адаптация и становление выпускника высшего учебного заведения в период перехода к профессиональной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - №3. -С. 243-248.