► СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.99 ББК 88.8
DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-38-43
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES
Слободчикова Юлия Витальевна
Доцент кафедры гуманитарных и общественных наук Института инновационных технологий и государственного управления, МИРЭА -Российский технологический университет, кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Пяткина Ольга Андреевна
Соискатель факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя E-mail: [email protected]
Slobodchikova Julia V.
Assistant Professor at the Department of Humanitarian and Social Sciences of the Institute of Innovative Technologies and Public Administration, MIREA - Russian Technological University, PhD in Psychology E-mail: [email protected]
Pyatkina Olga A.
PhD Candidate at the Faculty for training scientific, pedagogical and scientific personnel of Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматривается понятие «адаптация», ее виды, а также факторы, влияющие на процесс успешной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Раскрываются вопросы, связанные с процессом адаптации и результатом адаптированности, а также степень влияния коллектива на личность в органах внутренних дел.
Abstract. This article discusses the concept of «adaptation», its types, as well as factors affecting the process of successful activity of employees of the Internal Affairs bodies. The issues related to the process of adaptation and the result of adaptation are revealed, as well as the degree of influence of the staff members on the person in the bodies of Internal Affairs.
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Слободчикова Ю. В., Пяткина О. А., 2020
Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, профессиональная адаптация, успешная адаптация, психологическая помощь.
Keywords: adaptation, social and psychological adaptation, professional adaptation, successful adaptation, psychological assistance.
Актуальным направлением исследования является изучение динамики личностных особенностей сотрудников системы МВД России на различных этапах адаптации. На данный момент психологической адаптации не уделяется достаточного внимания со стороны административно-правового обеспечения деятельности подразделений психологической работы, и, как следствие, психологическая помощь не всегда является эффективной в процессе адаптации к условиям обучения и деятельности.
Практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы обусловливает выбор темы исследования и определяет контекст изучения социально-психологической адаптации сотрудников органов внутренних дел.
Значимой остается проблема диагностики и коррекции социально-психологической адаптации сотрудников органов внутренних дел, обоснованность и применение методов психологической помощи, а также реальное включение в этот процесс не только специалистов групп профессионального психологического отбора, но и командного профессорско-преподавательского состава, а также самих сотрудников органов внутренних дел.
Негативное воздействие социально-психологических факторов деятельности органов внутренних дел предъявляет высокие требования к адаптационным возможностям личности сотрудника органов внутренних дел.
К таким факторам, отражающим специфику деятельности, относятся: ненормированный рабочий день, выполнение служебных задач в особых условиях, критика со стороны общества, «разнообразие ситуаций и высокая интенсивность взаимодействий, определяемых особенностями правоохранительной деятельности; субординация (различия в статусах); ярко выраженный ролевой характер; формализованность отношений различными документами; неравномерное распределение инициативы, обязанностей и ответственности» [1].
Данные факторы негативно влияют на психологическое состояние молодых сотрудников, существенно затрудняют и замедляют процесс профессиональной адаптации.
И, как следствие, проявляются следующие психические заболевания: неврозы, депрессия, психосоматический ответ организма и т. д. Большое количество выпускников ведомственных вузов системы МВД России увольняется в начальный период службы, результатом чего является текучесть кадров, низкоквалифицированные специалисты и некомплект штатной численности личного состава. Спектр задач, решаемых сотрудником органов внутренних дел, широк и разнообразен, и если сотрудник органов внутренних дел на должном уровне не адаптируется к специфике деятельности, то впоследствии это приведет к дезадаптации и нарушению психофизиологических структур организма.
В ходе многочисленных исследований процесса адаптации остается большое количество пробелов в понимании сущности, структуры и видов данного феномена, а также определяющих его факторов. Само понятие адаптации является полисемантичным и междисциплинарным, проблеме адаптации уделяется большое внимание как отечественных психологов, так и зарубежных.
Термин «адаптация» (от лат. adapto, adaptare, adaptatio 'приспособление') берет свое начало от второй половины XIX в. 1865 г. и связано с именем немецкого физиолога Германа Ауберта (Hermann Aubert), «который использовал его для характеристики явлений приспособления органов зрения к воздействию внешних раздражителей путем повышения или понижения порога чувствительности» [2].
Содержание понятия «адаптация» является более широким в психологии, чем в естественнонаучном биологическом направлении, благодаря тому, что личности необходимо приспособиться к социальной среде за счет различных видов активности. Если брать понятие адаптации в широком смысле, то оно представляет собой соотношение между внутренней системой и внешними условиями, при этом адаптация - это и процесс, и результат, и динамическое образование, а также свойство саморегулирующейся системы, которое отражается в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.
Можно сделать вывод, что социально-психологическая адаптация личности сотрудника органов внутренних дел происходит в определенных сферах жизнедеятельности: витальной, предметной, в сфере общения и самосознания.
С точки зрения А. А. Реана, «социально-психологическая адаптация выступает как активное самоизменение личности в соответствии с требованиями ситуации» [3].
Согласно определению Ф. Б. Березина, «социально-психологическая адаптация - это также процесс приобретения личностью определенного социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. И этот процесс происходит как в автономных системах психологических связей и отношений, так и в тех психологических связях и отношениях, которые возникают при решении различных задач, связанных с деятельностью в социальной среде, в которой личность проходит социально-психологическую адаптацию. В этом случае, овладевая деятельностью и совершенствуясь в ней, личность включается в соответствующие, вполне определенные социальные и различные социально-психологические связи и отношения. И затем происходит не только профессиональная, но и социально-психологическая адаптация (или дезадаптация) личности» [4].
М. С. Яницкий считал, что «социально-психологическая адаптация личности -это процесс ее вхождения в систему психологических связей и отношений, возникающих в контактной социальной среде жизни и деятельности индивида. Эти психологические связи и отношения личности возникают главным образом в связи и по поводу объективных ее социальных и деятельных связей и отношений. И потому социально-психологическая адаптация личности может выступать как аспект профессиональной и социальной адаптации» [5].
Таким образом, для более конкретного понимания термина «социально-психологическая адаптация» сотрудников органов внутренних дел были проанализированы
многочисленные работы ученых в данной области. Следует отметить, что процесс социально-психологической адаптации сотрудников органов внутренних дел - это взаимодействие сотрудника с профессиональной средой, который обусловлен усвоением норм, ценностей, правовой культуры, правосознанием и интеграцией в правоохранительную деятельность.
Адаптация сотрудников органов внутренних дел в психологических исследованиях рассматривается как динамично развивающийся процесс, который имеет свои этапы и стадии, сопровождающийся изменениями адаптационных показателей.
Адаптированный сотрудник органов внутренних дел включается в коллектив как равноправный участник, который принят членами этого коллектива и участвует в дальнейшем построении служебных коллективных отношений и работы. Сотрудник с затрудненной адаптацией вносит дисбаланс в служебные и межличностные отношения в коллективе.
Поэтому процесс социально-психологической адаптации сотрудника органов внутренних дел является ярким примером двусторонности этого процесса. Профессиональная и социальная адаптация сотрудников органов внутренних дел - это жизненный период, который характеризуется активным и осознанным включением для него в новую сферу правоохранительной деятельности и соответствующую социальную среду.
К области профессиональной адаптации сотрудника в подразделении органов внутренних дел относится: приспособление и привыкание к режиму труда, условиям труда, характеру деятельности в системе органов внутренних дел, а также определенное овладение уровнем профессиональных знаний, навыков и умений при формировании необходимых профессионально важных личностных качеств для успешного освоения данной специальности.
Нарушение адаптации хотя бы к одному из компонентов отрицают процесс успешной адаптации в целом, следствием чего может быть причина низкой эффективности и качества служебной деятельности, дисциплинарные проступки, психологическая дезадаптация и в крайних случаях формирование кризисных психологических состояний.
В системе межличностной адаптации у молодого сотрудника органов внутренних дел формируется чувство принадлежности к группе, складываются отношения с коллегами в коллективе, вырабатываются профессиональные склонности и интересы. Важным фактором воздействия на адаптацию молодого сотрудника органов внутренних дел являются сложившиеся традиции.
С. В. Косыгина и М. Ю. Охотников считают, что «успешная социально-психологическая адаптация к учебно-профессиональной деятельности является одним из факторов актуализации резервных возможностей личности и ее готовности к преодолению различного рода препятствий, возникающих на пути профессионального становления» [6].
Субъективно адаптированность выражается психическим благополучием и чувством удовлетворенности трудом, что является внутренним критерием адаптации.
Объективным показателем адаптированности и общим для всех типов адаптации выступает эффективность деятельности, квалификация, участие в культурной жизни и
интенсивность дружеских отношений, то есть внешним критерием выступает соответствие требованиям среды.
Таким образом, адаптация представляет собой соотношение между внутренней системой и внешними условиями, при этом адаптация - это и процесс, и результат, и динамическое образование, а также свойство саморегулирующейся системы, которое выражается в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.
Социально-психологическая адаптация сотрудников, впервые поступивших на службу в органы внутренних дел, предъявляет высокие требования к адаптационным возможностям личности сотрудника и влечет за собой изменение индивидуально-психологических факторов, перестройку психики под воздействием социально-психологических условий. Происходит динамический процесс, который заключается в смене прежнего способа функционирования человека на другой оптимальный способ функционирования, соответствующий ситуации, который находится в определенном диапазоне, наиболее благоприятный для него самого и окружающих.
Список литературы
1. Цветков В. Л., Хрусталева Т. А., Танов А. М. Стиль общения руководителя в контексте предупреждения служебных конфликтов и оптимизации управленческой деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4 (71). С. 60-66.
2. Aubert H. Physiologie der Netzhaut / [Esther von Krosigk (Hrsg.)]. Saarbrücken: Vdm Verlag Dr. Müller, 2007. 412 p. (Edition Classic).
3. Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГу. Сер. 6. 1995. Вып. 3, № 20. С. 74-79.
4. Березин Ф. Б. Психическая и психофизическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 267 с.
5. Яницкий М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999. 84 с.
6. Косыгина С. В., Охотников М. Ю. Профессиональная и социально-психологическая адаптация молодых специалистов-сотрудников ОВД: учебно-практическое пособие. М.: Московский ун-т МВД России имени В. Я. Кикотя, 2018. 120 с.
References
1. Tsvetkov V. L., Khrustaleva T. A., Tanov A. M. Stil obshcheniya rukovoditelya v kontekste preduprezhdeniya sluzhebnykh konfliktov i optimizatsii upravlencheskoy deyatelnosti. Psikhopedagogika v pravookhranitelnykh organakh. 2017, No. 4 (71), pp. 60-66.
2. Aubert H. Physiologie der Netzhaut. Saarbrücken: Vdm Verlag Dr. Müller, 2007. 412 p. (Edition Classic).
3. Rean A. A. K probleme sotsialnoy adaptatsii lichnosti. Vestnik SPbGU. Ser 6. 1995, Iss. 3, No. 20, pp. 74-79.
4. Berezin F. B. Psikhicheskaya i psikhofizicheskaya adaptatsiya cheloveka. Leningrad: Nauka, 1988. 267 p.
5. Yanitskiy M. S. Adaptatsionnyy protsess: psikhologicheskie mekhanizmy i zakonomernosti dinamiki: ucheb. posobie. Kemerovo: Kemerovskiy gos. un-t, 1999. 84 p.
6. Kosygina S. V., Okhotnikov M. Yu. Professionalnaya i sotsialno-psikhologicheskaya adaptatsiya molodykh spetsialistov-sotrudnikov OVD: uchebno-prakticheskoe posobie. Moscow: Moskovskiy un-t MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya, 2018. 120 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 5
Статья поступила в редакцию 09.03.2020 The article was received on 09.03.2020