ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Журавлёв А.С. Email: [email protected]
Журавлёв Алексей Сергеевич - слушатель, 2-й факультет,
Академия Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье раскрываются актуальные вопросы социально-психологических принципов развития сотрудников органов внутренних дел в процессе несения службы и исполнения служебных обязанностей. Обобщены актуальные научно-практические исследования в области психологии, позволяющие составить современный портрет сотрудника и выявить эффективные направления в профессиональной психологической подготовке кадров, проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова: служба, социально-психологические принципы, личностные качества, обязанность, сотрудник органов внутренних дел.
SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS OF PERSONAL DEVELOPMENT OF AN EMPLOYEE OF INTERNAL AFFAIRS BODIES Zhuravlev A.S.
Zhuravlev Aleksey Sergeevich - Student, 2ND FACULTY,
ACADEMY OF MANAGEMENT OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION, MOSCOW
Abstract: the article deals with topical issues of socio-psychological principles of development of employees of internal Affairs bodies in the course of service and performance of official duties. The article summarizes current scientific and practical research in the field of psychology, which allows us to create a modern portrait of an employee and identify effective directions in professional psychological training of personnel serving in the internal Affairs bodies of the Russian Federation. Keywords: service, socio-psychological principles, personal qualities, duty, employee of internal Affairs bodies.
Ведение. Широкий спектр преступлений и правонарушений относит службу сотрудника полиции к числу профессий особой важности, повышенного риска и характеризуется высокой степенью развития экстремальности и профессионального стресса. Нештатные ситуации, экстремальные условия деятельности сотрудников ОВД появляются под воздействием криминальных, служебных и бытовых обстоятельств, а также ряда чрезвычайных ситуаций различного генезиса. Обобщая вышесказанное проявляется необходимость оценки возрастающих требований к профессионализму и социально-психологической подготовленности, а также роли оперативного, профессионального мышления сотрудника органов внутренних дел 1 [5, 6].
Целью представленной работы являлось изучение психологических особенностей формирования личности сотрудника ОВД и его мышления в условиях современной реальности.
Результаты исследования. Основываясь на фундаментальных социально-психологических принципах развития, сотрудник полиции должен обладать личностными
1 Далее - ОВД.
качествами, набором профессиональных навыков и умений, в том числе аналитическим стилем мышления, которые позволят осуществлять поставленные цели и задачи на высоком профессиональном уровне.
Одним из первоочередных качеств является подчиненность в рамках действующего законодательства, которая обуславливает способность сотрудника полиции выполнять требования служебной дисциплины, регламентированные нормативно-правовыми актами Российской Федерации1, присягой, уставом, контрактом, приказами, распоряжениями руководителей, инструкциями и правилами выполнения служебных обязанностей и предоставленных гарантий и прав [2].
Основное условие успешного профессионального становления личности является самопознание личностных особенностей, возможностей, способностей, ценностей, интересов, перспективы личностного и профессионального роста, развития интеллекта, формирование узкоспециализированных профессиональных навыков. Сформированная и осознанная система личностных жизненных целей и качеств, обоснованная расстановка жизненных приоритетов является предпосылкой для достижения человеком вершины профессионализма.
Неотъемлемой частью формирования успешной личности сотрудника ОВД также является практическая деятельность, которая выражается в высокой профессиональной мотивации, степени социальной адаптации, эмоционально-волевой устойчивости, коммуникативных качествах, уровне интеллектуального развития.
Важную роль в формировании личности сотрудника ОВД играют индивидуальные стратегии личностно-профессионального роста, приоритеты на формирование профессиональной направленности, повышение эмоционально-стрессовой и волевой устойчивости. Социально-психологический принцип подчиненности формирует у сотрудника полиции основу модели единоначалия и субординации на службе в органах внутренних дел [1, 3].
Большое значение при формировании личностных качеств, интеллекта и мышления имеет взаимосвязь социально-психологической адаптации, самооценки, самокритики, исполнительности, идейности, ограничений, осознания обязанностей, запретов, ответственности при несении службы в ОВД РФ. Сотрудники полиции ежедневно оказываются в ситуациях, требующих принятия решения, в экстремальных ситуациях мгновенного принятия единственно верного решения, поэтому важно знать и понимать, что при принятии решения мы все вольно или невольно применяем набор определенных мыслительных стратегий. Каждый набор стратегий имеет свои слабые и сильные стороны и может быть полезен в конкретной ситуации, но может и привести к катастрофе при неправильном использовании. Применяя более широкий спектр мыслительных стратегий сотрудники полиции смогли бы повысить степень адаптации к экстремальным условиям и условиям несения службы. Способность сотрудника мыслить рационально (в соответствии с законодательством, приказами и инструкциями) и иррационально, но при этом с быстрой оценкой прогнозированием развития конфликтной ситуации, формированием предварительных выводов и последствий конфликта, в котором он оказался, является следствием развития нестандартного мышления, умения адекватно оценивать ситуацию, прогнозировать (предугадывать) действия оппонента с целью получения преимуществ и статуса победителя [3, 4].
Способность владеть профессиональными компетенциями на высоком уровне формируется в результате отбора при равных возможностях граждан (доступе) к службе в ОВД. Создание и реализация возможностей продвижения, карьерного роста по службе в независимости от половой принадлежности, национальности, расы, происхождения, социального положения, финансовых возможностей, религиозных предпочтений, социальной активности и других обстоятельств, которые не оказывают влияние на профессиональные и деловые качества сотрудника органов внутренних дел.
1 Далее - РФ.
Реализация принципов службы в органах внутренних дел основывается на соблюдении положений установленных Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
Проблематика социально-психологических особенностей формирования личности сотрудника ОВД и его мышления в большей степени многоаспектная и затрагивает различные направления социологии и психологии. Она тесно связана с теоретическими исследованиями психологии личности и деятельности которым посвящены работы К.А.Абульханова-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, В.Д. Шадрикова и др. А также с отраслевыми исследованиями в области психологии труда и профессий Э.Ф.Зеера, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, А.К.Марковой, Т.Л.Мироновой, Н.Г.Никифорова, Ю.П. Поваренкова,
H.С.Пряжникова, Е.С.Романовой, А.Р. Фонарева, Roe A., D. Super, J.Holland и др. Актуальные вопросы проблематики социально-психологических особенностей формирования личности сотрудника ОВД отражены в научных трудах по педагогической и возрастной психологии Е.М. Борисовой, С.Г.Вершловского, А.Б.Каганова, О.В. Кузменковой, JI.M. Митиной и др., в трудах по психологии развития и акмеологии Б.Г. Ананьева, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкина, Н.В.Кузьминой, А.Д. Реана, Е.М.Таболовой, А.В.Щербиной, З.И. Рябикиной, В.Е. Орел и др.
Вывод: на наш взгляд, ключевым и основополагающим средством совершенствования личности сотрудников ОВД является социально-психологическое обеспечение учебно-воспитательной работы, способствующее развитию личностных качеств, интеллекта, организация и осуществление психологической помощи сотрудникам ОВД, как руководителями в отношении подчиненных, так и опытными сотрудниками. Личным стремлением сотрудника повысить свой профессионализм, основываясь на теоретических началах и практическом опыте. Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности использования принципов и факторов развития личности сотрудниками психологической службы правоохранительных органов, руководителями различных уровней в ходе проведения профессиональной ориентации и психологического отбора, оказания своевременной психологической помощи в период профессиональной адаптации молодых сотрудников, а также сотрудников группы социально-психологического риска.
Список литературы /References
I. Актуализация потребности в личностно-профессиональном развитии государственного служащего / Под общей редакцией Деркача А.А. М.: РАГС, 2001. 300 с.
2. Бродченко О.И., Акентьев П.В. Развитие психологических профессионально важных; качеств сотрудников оперативных подразделений ОВД как средство повышения эффективности раскрытия преступлений: Методическое пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2003. 92 с.
3. Глухое И.А. Психологические особенности личности и профессиональной деятельности руководителей следственных органов: Автореф. дис. кандидата психол. наук. Москва, 2002. 24 с.
4. Деркач А.А. Личностно-ориентированный подход к развитию и саморазвитию государственных служащих. М.: РАГС, 2000. 78 с.
5. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. М.: УВР ГУКиКП МВД России. ЦОКП МВД России, 2001. 308 с.
6. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях: Учебно-методическое пособие / Сост. К.Г. Дедюхин. Домодедово: ВИПК МВД России, 2000. 29 с.