Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ. ОБ ИТОГАХ ПРОВЕДЁННОЙ 15 ОКТЯБРЯ 2021 ГОДА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ. ОБ ИТОГАХ ПРОВЕДЁННОЙ 15 ОКТЯБРЯ 2021 ГОДА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
454
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / МИГРАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС / НЕЛЕГАЛЬНЫЕ МИГРАНТЫ / БЕЖЕНЦЫ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аврутин Роман Юрьевич, Паук Наталья Николаевна

15 октября 2021 г. в Санкт-Петербургском университете МВД России в рамках деятельности научной школы «Административная и административно-процессуальная деятельность МВД России» состоялась ежегодная Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств-участников СНГ», на которой обменивались мнениями по проблемным вопросам законодательного регулирования миграционных процессов, административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в сфере миграции, по теоретическим и прикладным проблемам совершенствования законодательства об административных правонарушениях в миграционной сфере, по обеспечению безопасности и общественного порядка, совершенствованию полицейской и иной правоохранительной деятельности, а также были подведены итоги конференции. Конференция стала очередным этапом рассмотрения и обсуждения научно-теоретических основ правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации и позволила сопоставить научную доктрину с практической деятельностью федеральных органов исполнительной власти региона, некоммерческих, общественных организаций в вопросах правоприменения в сфере миграции и миграционной политики. Участники конференции в ходе обсуждения вынесенного на повестку дня вопроса обменялись мнениями и опытом по совершенствованию законодательного регулирования, поиску эффективных форм и методов регулирования миграционных процессов на территории государств - участников СНГ, опытом правоприменительной деятельности по вопросам миграции и укреплению научных и практических связей между сотрудниками территориальных органов внутренних дел Российской Федерации, образовательными, научными организациями МВД России, региональными некоммерческими и общественными организациями. В конференции приняли участие представители Туркменистана, Республики Узбекистан, Республики Гана, Демократической Республики Сан-Томе и Принсипи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF THE LEGISLATIVE REGULATION OF MIGRATION PROCESSES ON THE TERRITORY OF THE CIS MEMBER STATES. ON THE RESULTS OF THE ANNUAL INTERNATIONAL CONFERENCE AND WORKSHOP HELD ON 15 OF OCTOBER

On October 15, 2021, at the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as part of the activities of the scientific school «Administrative and administrative-procedural activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia», the annual international scientific and practical conference «Actual problems of legislative regulation of migration processes on the territory of the CIS member states» was held , where they exchanged views on problematic issues of legislative regulation of migration processes, administrative and jurisdictional activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the field of migration, on theoretical and applied problems of improving legislation on administrative offenses in the migration sphere, on ensuring security and public order, improving police and other law enforcement activities, as well as the results of the conference were summed up. The conference became the next stage in the consideration and discussion of the scientific and theoretical foundations of the legal regulation of migration processes on the territory of the Russian Federation and made it possible to compare the scientific doctrine with the practical activities of the federal executive authorities of the region, non-profit, public organizations in matters of law enforcement in the field of migration and migration policy. During the discussion of the issue on the agenda, the conference participants exchanged views and experience on improving legislative regulation, finding effective forms and methods for regulating migration processes on the territory of the CIS member states, experience in law enforcement activities on migration issues and strengthening scientific and practical ties between employees of territorial bodies Internal Affairs of the Russian Federation, educational, scientific organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, regional non-profit and public organizations. The conference was attended by representatives of Turkmenistan, the Republic of Uzbekistan, the Republic of Ghana, the Democratic Republic of Sao Tome and Principe.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ. ОБ ИТОГАХ ПРОВЕДЁННОЙ 15 ОКТЯБРЯ 2021 ГОДА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ»

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Обзорная статья

УДК 325.14

ао1: 10.35750/2071-8284-2022-1-56-68

Роман Юрьевич Аврутин

кандидат юридических наук https://orcid.org/0000-0003-1140-8194, roman-967@mail.ru

Наталья Николаевна Паук

кандидат педагогических наук https://orcid.org/0000-0002-6959-1481, tasha-bush@yandex.ru

Санкт-Петербургский университет МВД России, Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств - участников СНГ

Об итогах проведённой 15 октября 2021 года Международной научно-практической конференции

Аннотация: 15 октября 2021 г. в Санкт-Петербургском университете МВД России в рамках деятельности научной школы «Административная и административно-процессуальная деятельность МВД России» состоялась ежегодная Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств-участников СНГ», на которой обменивались мнениями по проблемным вопросам законодательного регулирования миграционных процессов, административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в сфере миграции, по теоретическим и прикладным проблемам совершенствования законодательства об административных правонарушениях в миграционной сфере, по обеспечению безопасности и общественного порядка, совершенствованию полицейской и иной правоохранительной деятельности, а также были подведены итоги конференции. Конференция стала очередным этапом рассмотрения и обсуждения научно-теоретических основ правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации и позволила сопоставить научную доктрину с практической деятельностью федеральных органов исполнительной власти региона, некоммерческих, общественных организаций в вопросах правоприменения в сфере миграции и миграционной политики.

Участники конференции в ходе обсуждения вынесенного на повестку дня вопроса обменялись мнениями и опытом по совершенствованию законодательного регулирования, поиску эффективных форм и методов регулирования миграционных процессов на территории государств - участников СНГ, опытом правоприменительной деятельности по вопросам миграции и укреплению научных и практических связей между сотрудниками территориальных органов внутренних дел Российской Федерации, образовательными, научными организациями МВД России, региональными некоммерческими и общественными организациями.

В конференции приняли участие представители Туркменистана, Республики Узбекистан, Республики Гана, Демократической Республики Сан-Томе и Принсипи.

Ключевые слова: трудовые мигранты, миграционные отношения, миграционное законодательство, миграционный кризис, нелегальные мигранты, беженцы, иностранные граждане

© Аврутин Р. Ю., Паук Н. Н., 2022

Для цитирования: Аврутин Р. Ю., Паук Н. Н. Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств-участников СНГ. Об итогах проведённой 15 октября 2021 года Международной научно-практической конференции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 1 (93). - С. 56-68; doi: 10.35750/2071-8284-2022-1-56-68.

Roman Y. Avrutin

Cand. Sci. (Jurid.) https://orcid.org/0000-0003-1140-8194, roman-967@mail.ru

Natalia N. Pauk

Cand. Sci. (Ped.) https://orcid.org/0000-0002-6959-1481, tasha-bush@yandex.ru

Saint Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation

Current issues of the legislative regulation

of migration processes on the territory of the CIS member states

On the results of the Annual International Conference and Workshop held on 15 of October

Abstract: On October 15, 2021, at the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as part of the activities of the scientific school «Administrative and administrative-procedural activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia», the annual international scientific and practical conference «Actual problems of legislative regulation of migration processes on the territory of the CIS member states» was held , where they exchanged views on problematic issues of legislative regulation of migration processes, administrative and jurisdictional activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the field of migration, on theoretical and applied problems of improving legislation on administrative offenses in the migration sphere, on ensuring security and public order, improving police and other law enforcement activities, as well as the results of the conference were summed up. The conference became the next stage in the consideration and discussion of the scientific and theoretical foundations of the legal regulation of migration processes on the territory of the Russian Federation and made it possible to compare the scientific doctrine with the practical activities of the federal executive authorities of the region, non-profit, public organizations in matters of law enforcement in the field of migration and migration policy.

During the discussion of the issue on the agenda, the conference participants exchanged views and experience on improving legislative regulation, finding effective forms and methods for regulating migration processes on the territory of the CIS member states, experience in law enforcement activities on migration issues and strengthening scientific and practical ties between employees of territorial bodies Internal Affairs of the Russian Federation, educational, scientific organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, regional non-profit and public organizations.

The conference was attended by representatives of Turkmenistan, the Republic of Uzbekistan, the Republic of Ghana, the Democratic Republic of Sao Tome and Principe.

Keywords: labor migrants, migration relations, migration legislation, lmigration crisis, illegal migrants, refugees, foreign citizens

For citation: Avrutin R. Y., Pauk N. N. Current issues of the legislative regulation of migration processes on the territory of the CIS member states. On the results of the Annual International Conference and Workshop held on 15 of October // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - № 1 (93). -P. 56-68; doi: 10.35750/2071-8284-2022-1-56-68.

Прошедшая 15 октября 2021 года в Санкт-Петербургском университете МВД России ежегодная Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств - участников СНГ» явилась очередным этапом рассмотрения и обсуждения научно-теоретических основ правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации и позволила сопоставить научную доктрину практической деятельностью федеральных органов исполнительной власти региона, некоммерческих, общественных организаций в вопросах правоприменения в сфере миграции и миграционной политики. Участники конференции в ходе обсуждения выне-

сенного на повестку дня вопроса обменялись мнениями и опытом по совершенствованию законодательного регулирования, поиску эффективных форм и методов регулирования миграционных процессов на территории государств - участников СНГ, опытом правоприменительной деятельности по вопросам миграции и укреплению научных и практических связей между сотрудниками территориальных органов внутренних дел Российской Федерации, образовательными, научными организациями МВД России, региональными некоммерческими и общественными организациями.

Принимавшие участие в конференции представители иностранных государств: Туркменистана, Республики Узбекистан, Республики Гана, Демократи-

ческой Республики Сан-Томе и Принсипи рассказали о национальном миграционном законодательстве, проблемах в данной сфере, намеченных путях и способах их решения.

В работе конференции приняли участие руководители и ведущие учёные образовательных и научных организаций России, представители образовательных организаций МВД стран СНГ и дальнего зарубежья, представители Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управления по вопросам миграции Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Прокуратуры г. Санкт-Петербурга, Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в г. Санкт-Петербурге, Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга, аппарата Уполномоченного по правам человека в г. Санкт-Петербурге, Российского Красного Креста, Санкт-Петербургского Дома национальностей; Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр трудовых ресурсов», научно-педагогический состав Санкт-Петербургского университета МВД России.

Открывая конференцию, её ведущий, начальник научно-исследовательского отдела Санкт-Петербургского университета МВД России кандидат психологических наук, доцент К. В. злоказов отметил значение проводимой конференции для выработки перспективных направлений деятельности органов исполнительной власти и общественных организаций, а также научного сообщества в сфере миграционной политики Российской Федерации. Модератор отметил обширную географию конференции: участие в ней принимают не только российские учёные и практики, но и представители Республики Беларуси, Республики Узбекистана, Туркменистана, Республики Ганы, Демократической Республики Сан-Томе и Принсипи.

от имени руководства Санкт-Петербургского университета МВД России К. В. злоказов пожелал участникам конференции успехов, предметных научных дискуссий, появления новых научных взаимоотношений и достижения заявленных научных результатов, зачитал поступившее в адрес участников конференции поздравительное письмо от Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге и передал слово кандидату юридических наук, доценту С. С. Лампадовой, обратив внимание, что благодаря её заслугам данная конференция приобрела такую значимость.

С. С. Лампадова, начальник Управления учебно-методической работы, кандидат юридических наук, доцент в своём выступлении на тему «Концептуальные подходы к адаптации мигрантов: региональный опыт» обратила внимание на важность проблемы интеграции и адаптации мигрантов в принимающем социуме. Эти вопросы нашли отражение в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период 2019-2025 гг., утверждённой Указом президента в 2018 году, и в её более раннем варианте 2012 года. Представляется очевидным, что страна с активными миграционными процессами, к которым относится и Российская Федерация, прямо заинтересована, чтобы мигранты были адаптированы, чувствовали себя комфортно и уверенно.

Интересен в этом направлении опыт Санкт-Петербурга. Начиная с 2016 года, в рамках Государственной программы «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге

на 2015-2020 гг.» действует специальная подпрограмма «Реализация концепции миграционной политики Российской Федерации в Санкт-Петербурге».

В рамках подпрограммы осуществляется комплекс мероприятий, направленных на включение мигрантов в социальное и культурное пространство российского общества, адаптацию и повышение роли национальных общественных объединений, национально-культурных автономий. Проводимые мероприятия по способу их реализации и кругу освещаемых задач можно разделить на отдельные направления:

- творческое: конкурс для иностранных граждан, получивший название «Многогранный Петербург», информационно-культурное мероприятие «Под крылом Петербурга», в рамках которых иностранные граждане знакомятся с культурой Российской Федерации и участвуют в мероприятиях с заранее подготовленными творческими номерами на русском языке;

- информационно-пропагандистское: размещение информации в интернете, установка информационных терминалов в аэропорту «Пулково» с актуальной информацией, издание для мигрантов информационных материалов, содержащих изложенные, в том числе на иностранных языках, сведения о нормах миграционного и трудового законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а также информацию по вопросам трудоустройства, пребывания и проживания в Российской Федерации, медицинской помощи и социальной поддержки, ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации и о мерах наказания;

- просветительское и образовательное направление для работодателей, привлекающих и использующих иностранную рабочую силу. В его рамках органами исполнительной власти проводится мониторинг условий проживания и труда иностранных трудовых мигрантов: посещение мест массового проживания иностранных работников, производств и предприятий, на которых осуществляют трудовую деятельность иностранные граждане и лица без гражданства;

- направление правового информирования и мониторинга, в рамках которого в образовательных организациях проводятся тематические семинары «Экстремизм - угроза обществу», разъясняются положения законодательства Российской Федерации об экстремистской деятельности. С помощью примеров разграничиваются гарантированные государством свобода слова, свобода вероисповедания и противозаконная деятельность, содержащая признаки экстремизма.

Заслуживает отдельного упоминания такая инициатива Правительства Санкт-Петербурга, как создание при Комитете по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики Комиссии по вопросам равенства прав и противодействия дискриминации мигрантов и членов их семей. На заседаниях Комиссии принимаются решения о привлечении к разрешению конфликтов между иммигрантами неформальных лидеров, представителей диаспор, об инициировании передачи информации о нарушенных правах трудящихся иностранных граждан для последующего разбирательства в уполномоченные органы государственной власти в соответствии с компетенцией.

Можно констатировать, что в Санкт-Петербурге в целом сформирована система адаптации иммигрантов и интеграции их в принимающее сообщество. Очевидно, что подобный опыт накоплен и в других регионах. Для его распространения требуется аккумулирование актуальной информации на федеральном уровне и трансляция её в регионы.

При обсуждении проблем миграции невозможно обойти стороной вопросы оказания помощи со стороны государства лицам, выразившим желание добровольно переселиться в Российскую Федерацию, соотечественникам, проживающим в странах СНГ и других зарубежных государствах.

Е. Ю. Зинченко, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук, профессор свои тезисы посвятил рассмотрению вопроса «Добровольное переселение соотечественников, проживающих в странах СНГ, в Россию», указав, что данное направление является одним из приоритетных в совершенствовании миграционной политики Российской Федерации. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей российского сообщества. Государственная программа, предпринятая Российским государством, способствует социально-экономическому развитию России, что невозможно без кардинального изменения демографической ситуации, характеризующейся в настоящее время оттоком населения со стратегически важных для России территорий, сокращением общей численности населения, в том числе трудоспособного возраста.

В тезисах отмечено, что основными целями разработанной по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637, являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников в Россию, содействие социально-экономическому развитию регионов и решение демографических проблем, в первую очередь, на территориях приоритетного заселения за счёт привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Россию.

Российская Федерация реализует меры поддержки соотечественников за рубежом в обеспечении основных свобод: гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, защиту против различных форм дискриминации, равенство перед законом. Очевидно, конституционная гарантия защиты и покровительства российских граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, должна получить своё развитие посредством принятия нового Федерального закона «О гарантиях защиты граждан Российской Федерации за рубежом». Что же касается Конституции РФ, в качестве поправки следует включить в неё положение о поддержке Российской Федерацией соотечественников за рубежом как обязанности государства, а также в ст. 72 Конституции РФ предусмотреть возможность осуществления государственной политики в отношении соотечественников с участием субъектов РФ, что будет способствовать её наиболее эффективной реализации. Кроме того, в федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» следует закрепить за Уполномоченным по правам человека функцию защиты прав и законных интересов соотечественников, проживающих за рубежом.

С. О. Харламов, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в своем высту-

плении на тему «Актуальные аспекты реализации единой миграционной политики Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации»

раскрыл перед участниками конференции отдельные аспекты деятельности рабочей группы по разработке Концепции государственной миграционной политики Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации.

Было отмечено, что в 2019 году велась активная работа по подготовке проекта Концепции - с 13 по 15 мая в Тульской области проведено XVIII заседание Межгосударственной межведомственной рабочей группы по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики Союзного государства, подготовке Протокола заседания и утверждения положений Концепции миграционной политики Союзного государства. В работе совещания приняли участие первый заместитель министра внутренних дел России генерал-полковник полиции А. В. Горовой, губернатор Тульской области А. Г. Дю-мин, начальник ГУВМ МВД России генерал-лейтенант полиции В. Л. Казакова, представители МИД и ФСБ России. Со стороны Республики Беларусь - заместитель министра МВД Республики Беларусь генерал-майор милиции Н. А. Мельченко, представители высших органов Союзного государства.

С. О. Харламов отметил, что Концепция миграционной политики Союзного государства разработана в соответствии с Планом мероприятий по формированию единого миграционного пространства на территориях государств-участников, Договором о создании Союзного государства на 2017-2020 годы, Приоритетными направлениями и первоочередными задачами дальнейшего развития Союзного государства на 2018-2022 годы. Концепция направлена на достижение целей создания Союзного государства, а также на формирование в государствах - участниках Договора о создании Союзного государства, необходимых условий и правовых основ для функционирования единого миграционного пространства и принятия союзного нормативно-правового акта в области гражданства. В ходе работы над Концепцией выделены приоритетные направления миграционной политики:

- единая пограничная политика;

- единая визовая политика;

- единая иммиграционная политика;

- единая политика натурализации;

- единая политика предоставления международной защиты на территории Союзного государства лицам, ищущим убежище;

- единая политика в области противодействия незаконной миграции, борьбы с правонарушениями и криминальными деяниями в сфере миграции.

В заключение С. О. Харламов подчеркнул, что ожидаемыми результатами реализации миграционной политики являются функционирование единого миграционного пространства, создание необходимых правовых и институциональных основ для принятия союзного нормативно-правового акта в области гражданства, готовность государств-участников к введению единого документа, удостоверяющего личность гражданина Союзного государства, с последующим прекращением действия национальных документов, удостоверяющих личность.

Е. Н. Хазов, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, в тезисах своего выступления «Миграционные процессы в странах СНГ и их влияние на криминальную обстановку в России» отметил, что миграционные процессы

в Российской Федерации в минувшее десятилетие определялись влиянием положительных и отрицательных факторов. К числу положительных можно отнести приток рабочей силы, что способствует развитию различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, укреплению межнациональных связей и культурного обмена, демократизации общественно-политической жизни, реализации конституционных принципов свободы передвижения, вхождению в международный рынок труда.

К отрицательным факторам следует отнести проявления национализма, экстремизма, терроризма, социальные конфликты, возникающие на почве национальных и религиозных различий мигрантов и коренного населения России. Всё это негативно воздействует на межнациональные этнические отношения и формирует основу для появления этнической преступности, созданию однородных преступных группировок по национальному признаку, что в свою очередь существенно обостряет социальную, демографическую и криминогенную обстановки на территории России в целом. Также следует признать, что складывающаяся миграционная ситуация непосредственно затрагивает вопросы безопасности государства, в том числе политическую и экономическую, поскольку речь идёт о необходимости обеспечения экономической освоенности, заселённости территории России, а значит, территориальной целостности и безопасности государства.

Следует также отметить, что иностранными гражданами и лицами без гражданства за истекший период 2021 года на территории Российской Федерации совершено более 24 тыс. преступлений, что на 5,9 % больше, чем за январь-август 2020 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ -19,2 тыс. преступлений (- 8,0 %), их удельный вес составил 77,8 %. Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства сократилось на 1,1 % и составило 10,3 тыс. преступлений. Криминальная миграция связана с различными видами преступной экономической деятельности, в том числе наркобизнесом и нелегальной внешнеэкономической деятельностью, а также с совершением общеуголовных преступлений как видом промысла.

Незаконная миграция - это явление, которое в современном мире приобретает всё более многочисленные и сложные формы, начиная от незаконной трудовой миграции и заканчивая торговлей людьми. А ведь именно нелегальная миграция является питательной средой для развития криминала, роста транснациональной организованной преступности. Наибольшим вниманием незаконных мигрантов пользуются крупные города, экономически развивающиеся зоны и приграничные территории. Необходимо отметить, что в этнической структуре незаконной миграции на территории Российской Федерации подавляющее большинство составляют выходцы из стран СНГ, остальные - граждане азиатских и африканских стран, среди которых преобладают выходцы из Китая и Вьетнама. Существует проблема незаконной миграции и на российско-казахстанской границе, оценить её масштабы невозможно по различным причинам.

Особо стоит вопрос незаконной миграции из Китая в Россию: это Дальний Восток, Сибирь, При-уралье и Приволжье. Значительное число мигрантов из Китая (около 3 млн человек), как правило, специализируются на браконьерстве, незаконной вырубке леса, незаконном обороте наркотических средств, уничтожении водных биоресурсов, контрабандной торговле товарами.

Привлечение мигрантов к сотрудничеству с органами внутренних дел поможет эффективнее бороться именно с этнической преступностью, а также в случаях возникновения межнациональных конфликтных ситуаций.

Таким образом, миграция в целом и нелегальная миграция в частности являются одним из факторов, влияющих на состояние преступности в современной России. Для противодействия организованной преступности необходимо дальнейшее совершенствование деятельности всех правоохранительных органов России. Необходимо рассмотреть меры по ограничению въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам и мигрантам, совершившим преступления на территории Российской Федерации, а также по развитию потенциала международных связей между правоохранительными службами различных стран мира.

С. и. Мванова, начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук, доцент в докладе «К вопросу о необходимости конкретизации полномочий сотрудников полиции при пресечении правонарушений в сфере миграции» отметила, что сложности правового регулирования в сфере миграции обусловлены отсутствием унифицированного категориального аппарата, принятого на законодательном уровне. Зачастую элементы системы миграционного законодательства развиваются сами по себе, без учёта того, что они должны быть встроены в единую целостную систему.

К мерам принуждения, применяемым к иностранным гражданам в связи с выселением за пределы Российской Федерации, следует отнести: доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации; передачу иностранному государству - участнику Конвенции лица, страдающего психическим расстройством, для проведения принудительного лечения; решение о нежелательности пребывания (проживания); помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения. При этом достаточно регламентирована мера принуждения, применяемая судом, - помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.

Однако меры принуждения, применяемые должностными лицами органов внутренних дел (полиции), выступающие одним из основных субъектов иммиграционного контроля, регламентированы недостаточно полно. Анализ положений Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» показал, что после реорганизации специализированного органа Федеральной миграционной службы России были определены лишь обязанности полиции (пп. 12 и 33 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»). Специальных прав в отношении иностранных граждан, за исключением задержания лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче (п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»), не определено. В то же время обязанность иностранного гражданина или лица без гражданства предъявить действительные документы, удостоверяющие личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, а также визу, закреплена только при въезде в Российскую Федерацию и выезде из неё (ст. 6 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

В остальном проверка документов иностранных граждан, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортных средств и другие процедуры не отличаются от проверки документов граждан Российской Федерации, то есть проводятся на общих основаниях.

В то же время соответствующие должностные лица обязаны обеспечить принудительные меры выселения, например, доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации (п. 9.2 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»); помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение (п. 9.3 ст. 31 ФЗ № 115); передачу иностранного гражданина иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реад-миссии (п. 10 ст. 31 ФЗ № 115); исполнение решения о депортации иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, в отношении которого вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, либо решения о его реадмиссии, осуществляется после отбытия (п. 12 ст. 31 ФЗ № 115).

Какие обеспечительные меры могут быть при этом применены, не определено. В частности, не определён порядок сопровождения подлежащих депортации иностранных граждан при осуществлении соответствующих процедур, порядок их охраны в судах, при направлении в медицинские организации, а также при осуществлении самой процедуры депортации при их доставлении и нахождении на объектах транспортной инфраструктуры до момента убытия иностранного гражданина в страну исхода.

Особого внимания заслуживают правила по контролю за иностранными гражданами, применяемые в других государствах. Так, в ФРГ с 1 января 2016 г. к числу мер государственного контроля относится установление административного надзора в отношении данной категории лиц, ограничение передвижения, социальных контактов, пользования средствами коммуникации, а также применение технических средств контроля за передвижением («электронных наручников»). Аналогично административный надзор применяется в Турецкой Республике. В целях обеспечения депортации в большинстве стран применяются задержание, досмотр задержанного; досмотр вещей; изъятие вещей, а также документов, удостоверяющих личность, и проездных документов задержанного иностранного гражданина (Французская Республика, Латвийская Республика, Республика Кипр, Китайская Народная Республика и др.) Предусмотрено право полиции зайти в жилое помещение и даже провести там обыск (ФРГ, Франция).

Анализ международного законодательства позволил сделать следующие выводы:

- необходимо включить в обязанности полиции содержание и охрану иностранных граждан в специальных учреждениях, их сопровождение в медицинские учреждения при госпитализации и обеспечение соответствующего контроля пребывания указанных лиц в медицинских организациях в случаях, предусмотренных ст. 31 ФЗ № 115;

- определить порядок общего административного надзора в сфере миграции как вида государственного надзора;

- регламентировать право и основания проверки права на передвижение или пребывания иностранного гражданина на территории Российской

Федерации и принудительные меры для его реализации, в том числе доставление в помещение органа внутренних дел для проверки наличия у иностранного гражданина такого права;

- предлагаемый институт «контролируемого пребывания» по своему содержанию является аналогом специального административного надзора, устанавливаемого за лицами, в отношении которых судом установлены ограничения, давно апробирован и эффективно применяется. Полагаем обоснованным его установление в отношении иностранных граждан, которые обязаны в силу закона или судебного решения покинуть Российскую Федерацию или быть высланы из неё принудительно, но данное решение не может быть исполнено в силу объективных причин.

В работе конференции выступил с докладом «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге в сфере защиты прав иностранных граждан, содержащихся в ЦВСИГ» С. Ю. Андрейцо, старший инспектор-аналитик Аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, кандидат юридических наук, доцент. Он сообщил участникам конференции о проведённых Аппаратом уполномоченного по правам человека выездных мероприятиях в Центре временного содержания иностранных граждан. Особо отмечены следующие предложения в целях повышения эффективности взаимодействия Аппарата Уполномоченного с органами государственной власти, в частности:

- использование материалов ежегодного доклада в образовательном процессе и исследовательской деятельности;

- участие обучающихся в конкурсе «Права человека»;

- необходимость выделения подгруппы по миграции в рамках общественного совета при ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области или создание отдельного совета при Управлении по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

З. Н. Столярова, доцент кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, свой доклад на тему «О перспективах совершенствования миграционного законодательства и практики его реализации» начала эпилога к фильму Никиты Михалкова «12»: «Закон превыше всего, но как быть, когда милосердие оказывается выше закона?». По мнению З. Н. Столяровой, эти слова справедливо подчёркивают тот факт, что современное миграционное законодательство изобилует огромным количеством правовых норм, которые постоянно усовершенствуются и модернизируются, и происходит это под действием следующих факторов: политика, экономика, цифровизация и др.

Ярким примером влияния процессов цифрови-зации послужило появление новых (электронных) видов документов, как, например, цифровая виза, апробация внедрения которой велась на территории отдельных субъектов Российской Федерации, начиная с 2017 года. И уже с 1 января 2021 года вступившим в силу постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2020 года № 1973 в нашей стране введена в действие единая электронная виза, которая оформляется на специализированном сайте МИД России либо посредством мобильного приложения в туристических или гуманитарных целях. Для её получения необходимо не более четырёх дней, чтобы в дальнейшем свободно въехать на террито-

рию Российской Федерации и находиться на её территории шестнадцать суток. Очевидно, что подобное нововведение окажет положительное воздействие на развитие туризма, а также повысит инвестиционную привлекательность субъектов Российской Федерации и будет способствовать экономическому развитию государства в целом.

Кроме того, з. н. Столярова обратила внимание на новый законопроект в сфере миграции, уточнив, что разрабатываемый в текущем году проект Федерального закона с рабочим названием «Об условии въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», безусловно, представляет собой особый научный интерес. Данный законопроект является комплексным законом и, по идее разработчиков, должен объединить в себе правовые нормы, изложенные в настоящее время в трёх основных миграционных законах, определяющих правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, миграционный учёт рассматриваемой категории лиц, а также особенности въезда на территорию Российской Федерации и выезда, тем самым активизируя научную дискуссию о необходимости систематизации и, возможно, кодификации законодательства в сфере миграции.

С интересом участники конференции выслушали сообщения сотрудников органов внутренних дел и Прокуратуры Санкт-Петербурга, чьи выступления имели ярко выраженный прикладной характер, основанный на опыте практической деятельности.

Т. В. Халтуринская, заместитель начальника правового отдела по вопросам миграции УВМ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в своем докладе «Административно-правовой статус лица без гражданства и установление личности в Российской Федерации» отметила, что в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Практическая деятельность подразделений по вопросам миграции МВД России вскрыла ряд проблемных вопросов при определении данного статуса, а именно - отсутствие того самого «доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства». Эта норма вызывает неопределённость, в которой и скрывается ключевая особенность административно-правовых отношений между указанной категорией лиц и органами исполнительной власти РФ. Вместе с тем статьёй 10.1 упомянутого закона определён порядок проведения процедуры установления личности иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих действительного документа, удостоверяющего личность. Установление личности осуществляется должностным лицом органа внутренних дел по инициативе органа внутренних дел либо по заявлению гражданина. Срок проведения процедуры установления личности не должен превышать трёх месяцев и может быть однократно продлён, но не более чем на три месяца. По результатам проведённых процедур территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности, которое подписывается руководителем указанного территориального органа. Если в ходе проведения процедуры установления личности не установлено гражданство или подданство иностранного государства, личность гражданина устанавливается как «лицо без гражданства».

Федеральным законом от 24 сентября 2021 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства» введено понятие «временное удостоверение личности лица без гражданства», которое выдается в случае отсутствия у лица документов, удостоверяющих личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, в случае отсутствия государства, в которое данное лицо может выехать при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реад-миссии (ст. 5.2 Федерального закона № 115-ФЗ). Срок действия такого удостоверения составляет десять лет и позволяет осуществлять трудовую деятельность на территории России без разрешительных документов, а также обращаться за выдачей разрешения на временное проживание без учёта квоты. Есть и другая особенность в данном законе - такое лицо не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей данными лицами заявления об установлении личности или заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации. Кроме того, подлежат отмене принятые в отношении такого лица решение о депортации, решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации. Следует отметить, что исключения составляют лишь решения, принятые в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Данные положения отчасти позволяют определённой категории лиц пользоваться указанными правами, осуществляя, как показала практика, не всегда законопослушную деятельность.

В заключение Т. В. Халтуринская отметила, что успешное решение проблем идентификации лиц без гражданства, уличённых в преступной деятельности, зависит от разработки эффективных инструментов, которые помогут регулировать миграционные потоки, решать экономические, социальные и политические проблемы. Такие изменения могут помочь России стать более благополучным и демократическим государством. Последние изменения законодательства в сфере миграции, в частности Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 22-ФЗ, показывает, что Россия готова совершенствовать миграционное законодательство и отвечать на современные проблемы, которые возникают в этой сфере.

А. С. Медведев, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры г. Санкт-Петербурга в своём выступлении «Актуальные проблемы борьбы с нелегальной миграцией на

территории стран - участников СНГ» отметил, что в настоящее время сложившаяся практика трудовой миграции из стран СНГ позволяет Российской Федерации компенсировать отставание демографических показателей от потребностей экономики, установленный режим пребывания позволяет работникам и работодателям вступать в долгосрочные трудовые отношения, а система налогообложения обеспечивает поступление НДФЛ вне зависимости от официального трудоустройства иностранных граждан. Данное положение вещей и иные свойства, полезные для экономики государства, характерны только для законных миграционных процессов -утрата иностранным гражданином статуса законно находящегося на территории Российской Федерации исключает возможность законного заработка и, как следствие, такие люди представляют потенциальную опасность для общества.

Так, на территории Санкт-Петербурга в текущем году почти на 38 % возросло число преступлений, совершённых иностранными гражданами. Более 40 % составляют преступления, предусмотренные статьей 327 УК РФ, где объектом преступления становятся документы, подтверждающие законность пребывания на территории Российской Федерации. Кроме этого, возбуждено 14 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 3221 УК РФ (организация незаконной миграции), и 2019 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 3222 УК РФ (фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации) и ст. 3223 УК РФ (фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации).

Данное положение дел позволяет считать борьбу с нелегальной миграцией на территории Российской Федерации одним из важнейших направлений работы органов прокуратуры.

Следует обратить внимание на следующие факты. После принятия Правительством Российской Федерации распоряжения от 16 марта 2020 года № 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений» в Санкт-Петербурге наблюдается совершенно новый вид незаконной миграции, связанный с обходом ограничений, установленных постановлениями. Указанным Распоряжением органичен въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию за исключением ряда случаев, таких как необходимость ухода за больными родственниками, прохождение лечения в медицинской организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прокуратурой города был выявлен факт въезда иностранных граждан посредством незаконного приглашения их на лечение. Медицинской организацией, имеющей лицензию на соответствующий вид деятельности и реально осуществляющей хозяйственную деятельность, было оформлено несколько приглашений на лечение для граждан Азербайджана. Проверкой медицинских карт установлено, что иностранным гражданам, пересекающим государственную границу Российской Федерации на основании приглашений на лечение в указанную организацию, какое-либо лечение не назначалась, документы, подтверждающие наличие каких-либо диагнозов, в клинике отсутствовали. В отношении иностранных

граждан оформлены документы, подтверждающие их осмотр персоналом клиники, после чего всем прибывшим даны рекомендации обратиться в иные медицинские организации, чей профиль соответствует выявленным признакам заболеваний.

Более распространенный характер носят случаи организации незаконной миграции, выраженные в организации незаконного пребывания. Так, одним из распространенных способов организации незаконного пребывания граждан стран Евразийского экономического союза является заключение с ними фиктивных трудовых договоров. В соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. срок временного пребывания трудящегося гражданина государства - члена ЕВРАЗЭС, продляется на срок заключённого трудового договора. На практике такие организации выявляются путём анализа сведений об уведомлениях о прибытии иностранных граждан и уведомлениях о заключении трудовых договоров. Таким образом, противоправная услуга включает в себя предоставление иностранному гражданину бланка уведомления о прибытии к принимающей стороне и трудового договора, легализующего его нахождение на территории Российской Федерации.

Примечательно, что при применении подобной схемы легализации иностранных граждан для них и их будущего работодателя вопрос заключения трудового договора теряет актуальность, что негативно влияет на теневую занятость.

Краткий анализ типичных для Санкт-Петербурга преступлений в сфере незаконной миграции позволяет сделать вывод, что в подавляющем большинстве случаев для организации незаконного въезда или пребывания иностранных граждан используются юридические лица, а в государственной информационной системе миграционного учёта и материалах предоставления государственных услуг остаются характерные следы их деятельности.

В заключение А. С. Медведев отметил, что для эффективной борьбы с незаконной миграцией требуется своевременная и объективная оценка указанных сведений, а также организация надлежащего взаимодействия между подразделениями, предоставляющими государственные услуги в сфере миграции и осуществляющими государственный миграционный контроль. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает, что выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ, принимающей или приглашающей стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований является основанием для организации соответствующей проверки. Думается, что разработка и принятие правового акта, регламентирующего порядок проведения мониторинга, а также закрепляющего обязательность его проведения, позволили бы значительно повысить результативность борьбы с незаконной миграцией.

В. К. Самигуллин, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, в своем выступлении «Развитие Российского законодательства о миграции» обратил внимание, что миграция как социальное явление является мировой проблемой. Ни одна страна, будь она большая или маленькая, не смогла обойти её, тем более Россия, чьё население всегда было подвержено миграции. Люди разных возрастов, вероисповеданий и профессий, часто идя на риск, по тем или иным причинам, обсто-

ятельствам и мотивам перемещались внутри страны, а также въезжали и уезжали из неё. Для управления текущими процессами государство предпринимало и предпринимает определённые меры по их урегулированию правовыми средствами, разрабатывая и совершенствуя законодательство.

По количеству мигрантов Российская Федерация в настоящее время занимает третье место в мире. Следовательно, Россия - страна, имеющая достаточно высокую миграционную привлекательность. Учитывая это обстоятельство, руководство государства взяло курс на развитие миграционного законодательства, предполагающий последовательную работу, направленную на совершенствование управления и правового регулирования общественных отношений, складывающихся в области миграционных процессов.

Так, обращает на себя внимание большое число разнообразных нормативных актов, посвящённых вопросам миграции. Они в чём-то несовершенны, в чём-то противоречивы. Так, например, возникают вопросы с пониманием и объяснением самого понятия «мигрант», с исчислением сроков пребывания в стране и т. д. Некоторые учёные придерживаются мнения, что в настоящее время в Российской Федерации нет полноценного миграционного законодательства, поскольку отсутствует специализированный нормативный правовой акт высокого юридического ранга, посвященный вопросам миграции в целом, и определяющий вектор российского национального миграционного законодательства. Отсюда - критика Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», призывы систематизировать нормативные правовые акты, относящиеся к миграции, выработать Миграционный кодекс Российской Федерации.

Какова природа российского миграционного законодательства? Одни склоняются к тому, чтобы характеризовать его как институт, другие - как отрасль. Представляется, что современное российское миграционное законодательство развивается на стыке между конституционным и социальным, публичным и частным правом. В формировании миграционного права задействованы конституционное, административное и финансовое право, гражданское и трудовое право, другие отрасли права. Причём ныне границы между некоторыми сегментами системы права подвижны, а законодательство динамично. Значительна роль документов концептуального свойства, что даёт основание рассматривать российское миграционное право как активное, подвижное, динамичное комплексное структурно-функциональное образование в системе российского права и законодательства. И это, возможно, наиболее перспективное направление его формирования и развития.

В качестве выводов профессор В. К. Самиггу-лин отмечает, что конструктивному преодолению минусов миграционных процессов способствует курс на формирование положительного гуманистического общества, гуманистического права и соответствующего ему законодательства большого и подлинно демократического государства.

Следует особо отметить большое значение для научного сообщества участие в работе конференции сотрудников органов внутренних дел, имеющих практический опыт. Так, с докладом «Миграционная преступность и её влияние на криминогенную обстановку на территории Санкт-Петербурга» выступил заместитель начальника УоооП и ВоиВ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области а. П. Степанов. Он отметил, что

в последнее время наблюдается тенденция к маргинализации гастарбайтеров, увеличению числа совершаемых ими преступлений и усилению напряжённости на межэтнической и социально-бытовой почве.

Пандемия коронавирусной инфекции коренным образом изменила складывавшийся десятилетиями социально-экономический уклад российского общества, молниеносно спровоцировала кризисные явления в экономике, многократно усилила социальную напряжённость и вполне ожидаемо запустила цепную реакцию в виде обострения социально-экономической обстановки в стране, в том числе среди мигрантов.

В сложившихся условиях хотели, но не могли покинуть Россию (даже в порядке депортации по суду) граждане Таджикистана и Узбекистана. Границы не закрыла только Киргизия, но авиасообщения со страной нет, а сухопутным путём попасть в Киргизию можно только через Казахстан, который закрыл границы для въезжающих. По данным МВД России, на территории Российской Федерации оказались «заперты» более 2,5 млн трудовых мигрантов. Однако Министерство считает лишь официально трудоустроенных лиц, реальная же их численность в сумме с гастарбайтерами-нелегалами может отличаться от официальной статистики в разы.

Трудовые мигранты, потерявшие заработок, мимо которых прошли меры поддержки населению, предложенные правительством, были поставлены в условия, когда они вынуждены совершать преступления для удовлетворения базовых потребностей.

В текущем году на территории Санкт-Петербурга зарегистрировано 2771 (+ 762) преступление, совершённое иностранными гражданами и лицами без гражданства, что составляет 6 % от общего количества зарегистрированных преступлений (в среднем по России данный показатель составляет около 3,5 %). При этом почти каждое четвёртое преступление (3,7), относится к категории тяжких и особо тяжких преступлений (738, + 272). Иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 627 (+ 113) краж и 307 (+ 200) преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

95,5 % преступлений (2647, + 730) совершено гражданами государств-участников СНГ. Наибольшее количество преступлений совершено гражданами Республики Узбекистан и Республики Таджикистан - 1276 (+336) и 385 (+71) соответственно. Кроме того, за последнее время участились случаи массовых драк с участием иностранных граждан.

Данные обстоятельства потребовали принятия незамедлительных и адекватных мер реагирования со стороны ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Одной из таких мер стало проведение точечных оперативно-профилактических мероприятий в апреле, мае, июле, августе и сентябре 2021 года. По результатам оперативно-профилактических мероприятий составлено более 27 тысяч административных протоколов, в том числе по ст. 18.8, 18.9, 18.10 КоАП РФ. Возбуждено более 900 уголовных дел по ст. 222, 322, 327 УК РФ.

Возникает закономерный вопрос: какие же меры по противодействию нелегальной миграции принимаются ещё? Прежде всего, это меры административного воздействия и привлечения к уголовной ответственности нарушителей законного пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории России, а также на должностных и юридических лиц, выполняющих обязанности с соблюдением условий пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, которые определены Кодексом об административных правонарушени-

ях РФ и Уголовным кодексом РФ, предусматривают наложение штрафа в различных размерах, порой довольно значительных, либо привлечение к принудительным работам, либо лишение свободы.

Например, штраф на юридических лиц за незаконное привлечение к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан может взиматься в размере до 800 тыс. рублей за каждого. Однако в СМИ редко освещается информация о работодателях, которые подверглись таким штрафам. Чаще мы видим, как сотрудники правоохранительных органов задерживают трудовых мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность без документов. Рост же количества нелегальных мигрантов свидетельствует о неэффективности этих мер.

Требуется принятие мер, создающих условия для легального пребывания и осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности. К числу таких мер следует отнести:

- изменение механизма квотирования привлечения иностранных работников, прежде всего в части возможности, а не обязательности установления квоты;

- содействие развитию инфраструктуры, обеспечивающей процесс трудоустройства и контроля за трудовой деятельностью мигрантов: агентств по найму, агентств по сдаче им жилья, центров адаптации, медицинского обслуживания и т. д. с привлечением к этому бизнесу;

- совершенствование информационной работы внутри Российской Федерации и в государствах - основных поставщиках трудовых мигрантов о порядке привлечения и использования иностранных работников;

- совершенствование системы учёта численности мигрантов, прибывающих, находящихся и выезжающих с территории России;

- освещение в СМИ примеров наказания работодателей за незаконное привлечение иностранных работников.

А. И. Чистяков, директор Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр трудовых ресурсов» в своём выступлении «Организация деятельности Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения "Центр трудовых ресурсов"» довёл до сведения участников конференции информацию, что в рамках подпрограммы «Трудовая миграция» государственной программы Санкт-Петербурга «Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге» организована работа консультационных пунктов и выездных ярмарок вакантных рабочих мест на предприятиях Санкт-Петербурга. Проведённый специалистами Центра анализ миграционной ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области говорит о более чем 200 тысячах действующих патентов, выданных мигрантам, приехавшим из стран СНГ, в основном из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, и 3,5 тысячи патентов, выданных иностранным гражданам, приехавшим из стран дальнего зарубежья.

В апреле 2021 года Оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации утверждена новая редакция «Алгоритма действий по привлечению в экономику Российской Федерации иностранных граждан», Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга определён уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию мероприятий Алгоритма. В соответствии с Алгоритмом привлекать иностранных работников имеют возможность: работодатели в рамках межпра-

вительственных договоров Российской Федерации об организованном наборе иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации (из Республики Узбекистан и Республики Таджикистан) и работодатели, среднесписочная численность работников которых 101 и более человек, доход - более 800 млн руб.), участвующие на территории Санкт-Петербурга в реализации национальных и федеральных проектов, приоритетных программ, региональных проектов, социально-экономических программ развития Санкт-Петербурга, инвестиционных проектов, международных межправительственных соглашений.

Также А. И. Чистяков отметил положительные стороны сотрудничества с Санкт-Петербургским автономным учреждением «Центр трудовых ресурсов», которые выражаются в возможности дистанционного подбора кандидатов для работодателей, получении иностранными гражданами информации об условиях работы и требованиях работодателя, о гарантиях трудоустройства и легальных условиях трудовых отношений, а также о возможности для иностранных граждан оперативно подобрать новое место работы при увольнении.

А. Ю. Савченко, начальник сектора социальных программ Комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга, выступив с докладом «Отношение петербургской молодежи к мигрантам и оценка состояния межнациональных отношений в г. Санкт-Петербурге», акцентировал внимание на том, что в быстро изменяющемся современном мире стратегические преимущества будут у тех государственных субъектов, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать свой инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодёжь.

Сегодня в Санкт-Петербурге проживают 1421853 человека в возрасте от 14 до 35 лет, что составляет 26 % населения города. В Санкт-Петербурге работает 31 учреждение по делам молодёжи, реализующее направления молодёжной политики: 27 учреждений, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, в том числе 8 районных домов молодёжи. В их состав входят 334 подростково-молодёжных клуба, на базе которых работают более 5000 студий, секций и мест свободного общения. Ежегодно в учреждениях по делам молодёжи на постоянной основе занимаются более 80 тыс. человек. Общий охват мероприятиями учреждений сферы государственной молодёжной политики составляет более 482 тыс. человек.

А. Ю. Савченко отметил, что совместно с Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга в период с 2018 по 2021 гг. проводилось социологическое исследование, целью которого было выяснение настроений петербургской молодёжи, в том числе по вопросам межнациональных отношений, организации миграционной политики и отношения к мигрантам в Санкт-Петербурге. Текущий анализ показал, что состояние молодёжи оценивается как стабильное и спокойное, при этом динамика в течение последних трёх лет не меняется. Среди тех петербуржцев, которые оценивают межнациональные отношения как «спокойные», юношей - 67 %, девушек - 33 %. Среди респондентов были и студенты, учащиеся профессиональных образовательных учреждений. Из них 82 % - представители стран СНГ. Исследования показали, что только 6 % респондентов в возрасте от 18 до 25 лет интересуются темой межличностных конфликтов, которые обсуждаются в средствах массовой информации. Давая оценку качества работы мигран-

тов, опрашиваемые лица старше 40 лет пояснили, что согласны продолжать сотрудничать с мигрантами, молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет считают, что качество работы не зависит от того, мигрант ты или нет.

В целях вовлечения молодёжи в процесс социально-экономического развития Санкт-Петербурга и содействия реализации основных направлений государственной молодёжной политики в Санкт-Петербурге создано 18 районных молодёжных советов. В течение 2020 года 735 человек из числа молодёжи и экспертов Санкт-Петербурга приняли участие в 35 мероприятиях на территории Российской Федерации и зарубежных стран. Более 400 делегатов из регионов Российской Федерации и зарубежных стран приняли участие в мероприятиях, проводимых Комитетом. Закреплено устоявшееся взаимодействие с рядом зарубежных и региональных партнеров: Япония, Республика Сербская (Босния и Герцеговина), Финляндская Республика, Красноярский край, Чеченская Республика.

А. С. Дыдымова, советник директора Санкт-Петербургского Дома национальностей, выступила с докладом «О деятельности Санкт-Петербургского Дома национальностей по реализации мероприятий, направленных на адаптацию и интеграцию мигрантов». Она сообщила, что с 2005 года Домом национальностей развивается направление «Адаптация и интеграция мигрантов», которое в последние годы получило широкое распространение в связи с активным участием в нём граждан, которые уже приобрели гражданство Российской Федерации.

Организована и проводится работа с администрациями районов и муниципальных образований Санкт-Петербурга, сотрудники Дома национальностей оказывают содействие в создании «Уголков мигранта», где наглядно показано, куда обращаться лицам данной категории в сложных ситуациях. Аналогичная работа проводится с работодателями и руководителями предприятий, организаций, библиотек, высших учебных заведений по внедрению рекомендаций по адаптации, разрабатываются и распространяются памятки и брошюры, проводятся мероприятия консультационного характера. Организована плановая работа с учащимися средних общеобразовательных школ, привлекаемыми для оказания помощи в овладении русским языком детьми мигрантов. 25 февраля 2021 г. в Санкт-Петербургском Доме национальностей прошёл межрегиональный круглый стол на тему «Адаптация мигрантов и развитие межнационального диалога. Тенденции, подходы, практики». В работе круглого стола приняли участие представители Федерального агентства по делам национальностей, органов государственной власти, профильных государственных и общественных организаций, эксперты в сфере миграционных процессов и межнациональных отношений из Башкортостана, Карелии, Крыма, Красноярского края, Ставропольского края, Архангельской, Вологодской, Воронежской, Мурманской, Новосибирской, Самарской, Смоленской областей и других регионов Российской Федерации. В результате проведённого мероприятия намечены шаги, направленные на укрепление межрегионального сотрудничества, взаимодействия и обмена опытом.

н. А. Степанова, юрист Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест», выступая с докладом на тему «Деятельность Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест" по работе с ино-

странными гражданами», отметила, что в деятельность организации «Российский Красный Крест» направлена на оказание помощи и предоставление защиты, информирование мигрантов об их правах и обязанностях, доступной для них сферы услуг.

За 9 месяцев 2021 г. работниками Санкт-Петербургского отделения «Российского Красного Креста» оказано 963 юридические услуги. Консультации - в основном юридического характера - были даны мигрантам из таких стран, как Афганистан, Сирия, Йемен, Украина: им оказывалась помощь в заполнении документов, по их правовому сопровождению для предоставления государственных услуг. В связи с обострением ситуации на территории Афганистана число обращений граждан этой страны значительно увеличилось. В течение 2021 г. в организацию впервые обратились 33 заявителя, которые выразили желание остаться на территории Санкт-Петербурга с целью обучения в высших учебных заведениях либо в рамках двустороннего сотрудничества. В числе заявителей были и лица, которые закончили обучение в 2021 году и в данный момент срок их законного пребывания на территории Российской Федерации заканчивается.

В настоящее время наиболее актуальными являются вопросы трудовой миграции, постановки на миграционный учёт, гуманитарной помощи лицам, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

М. А. Богачева, заведующая отделением социально-правовой помощи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Социальный приют для детей "Транзит"», выступила с докладом «Оказание социально-правовой помощи несовершеннолетним мигрантам приютом для детей "Транзит"» и ознакомила участников конференции с режимом и организацией работы. Основная проблема, с которой сталкиваются сотрудники учреждения - это незнание детьми мигрантов из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии русского языка.

В режиме видеоконференцсвязи принял участие выпускник университета, один из руководителей пенитенциарной службы Республики Гана и. К. Абуаку-Амеяо. В своём докладе «Актуальные проблемы, с которыми сталкивается пограничная безопасность в Гане» он раскрыл историю страны, структуру органов обеспечения правопорядка в Республике Гана, органов пограничного и миграционного контроля. Докладчик отметил, что проблема миграции в Республике Гана также существует, и органы, осуществляющие миграционный и таможенный контроль во взаимодействии с органами государственной власти, отслеживают изменения и тенденции в миграционной сфере ведущих стран мира, в том числе России, применяя на практике новые формы работы с мигрантами и беженцами.

Продолжая тему международного сотрудничества, в режиме видеосвязи с докладом «Особенности миграционного законодательства и порядок пребывания на территории Республики Сан-Томе и Принсипи» выступил Мануэл Соареш Бандейрс Аилтон, слушатель факультета подготовки иностранных специа-листов Санкт-Петербургского университета МВД России, и осветил основные проблемы страны в миграционной сфере, подчеркнул важность и необходимость приведения национального миграционного законодательства Республики Сан-Томе и Принсипи к международным стандартам с учётом национальных особенностей, политического и экономического состояния в стране.

Подводя итог научной дискуссии, К. В. Зло-казов отметил, что и доклады выступающих,

и полученные оргкомитетом конференции тезисы выступлений актуальны и прочно связаны с практической деятельностью. Участники конференции неоднократно подчёркивали необходимость обеспечения тесного взаимодействия органов государственной власти, общественных организаций, научной общественности и гражданского общества в вопросах выработки и реализации страте-

гии миграционной политики Российской Федерации. Также отмечалась необходимость повышения качества подготовки сотрудников органов внутренних дел, проведение дальнейших научных исследований в сфере миграционных процессов, а результатом проводимой работы должно стать совершенствование российского законодательства по вопросам миграции.

Список литературы

1. Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств-участников СНГ: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23 октября 2020 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. - 154 с.

2. Зинченко Е. Ю., Евсеева И. Г., Хазов Е. Н. Особое значение принципа наилучших интересов ребёнка в условиях вынужденной миграции / Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : V Международная конференция : сборник научных трудов, Москва, 10 июня 2021 года / сост. А. В. Кравченко. - Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2021 - С. 390-393.

3. Иванова С. И., Сумачев А. В. Понятие и содержание административно-правовых запретов в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушающих установленные миграционные правила // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2021 - № 1(16). - С. 6-12.

4. Лампадова С. С. Политика Российской Федерации в отношении адаптации и интеграции иностранных граждан / Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств - участников СНГ : материалы ежегодной Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23 октября 2020 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. - С. 82-87.

5. Пономарев А. А. Неурегулированные аспекты порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства / Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств - участников СНГ : материалы ежегодной Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23 октября 2020 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. - С. 109-114.

6. Столярова З. Н. О совершенствовании правового регулирования противодействия организации незаконной миграции в формате Союзного государства / Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств - участников СНГ : материалы ежегодной Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23 октября 2020 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. - С. 122-126.

7. Хазов Е. Н., Исаков В. М., Яткевич О. Г. Незаконная миграция и ее влияние на криминогенную обстановку / Актуальные вопросы административного и административно-процессуального права: сборник материалов межведомственного круглого стола, Старотеряево, 22 октября 2020 года. - Москва: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2021. - С. 39-43.

8. Харламов С. О. О некоторых аспектах реализации концепции государственной миграционной политики Российской Федерации / Миграционные процессы в современном мире, Москва, 19 мая 2021 года. - Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2021. - С. 250-252.

9. Боброва Н. А., Хачатуров Р. Л., Абаева Е. А. [и др.]. Формирование и развитие отраслей права в исторической и современной правовой реальности России. - Москва : Юрлитинформ, 2021. - 560 с.

10. Аврутин Р. Ю. Миграционная политика России в контексте становления Российской государственности / Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств-участников СНГ : материалы ежегодной Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23 октября 2020 года. - Санкт-Петербург: СПбУМВД России, 2021. - С. 6-11.

References

1. Aktual'nyye problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya migratsionnykh protsessov na territorii gosudarstv-uchastnikov SNG: materialy yezhegodnoy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 23 oktyabrya 2020 goda. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2021. - 154 s.

67

2. Zinchenko Ye. Yu., Yevseyeva I. G., Khazov Ye. N. Osoboye znacheniye printsipa nailuchshikh interesov rebonka v usloviyakh vynuzhdennoy migratsii / Professional'noye obrazovaniye sotrudnikov organov vnutrennikh del. Pedagogika i psikhologiya sluzhebnoy deyatel'nosti: sostoyaniye i perspektivy : V Mezhdunarodnaya konferentsiya : sbornik nauchnykh trudov, Moskva, 10 iyunya 2021 goda / sost. A. V. Kravchenko. - Moskva: Moskovskiy universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii im. V. YA. Kikotya, 2021 - S. 390-393.

3. Ivanova S. I., Sumachev A. V. Ponyatiye i soderzhaniye administrativno-pravovykh zapretov v otnoshenii inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva, narushayushchikh ustanovlennyye migratsionnyye pravila // Vestnik Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii.

- 2021 - № 1(16). - S. 6-12.

4. Lampadova S. S. Politika Rossiyskoy Federatsii v otnoshenii adaptatsii i integratsii inostrannykh grazhdan / Aktual'nyye problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya migratsionnykh protsessov na territorii gosudarstv - uchastnikov SNG : materialy yezhegodnoy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 23 oktyabrya 2020 goda. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2021. - S. 82-87.

5. Ponomarev A. A. Neuregulirovannyye aspekty poryadka deportatsii inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva / Aktual'nyye problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya migratsionnykh protsessov na territorii gosudarstv - uchastnikov SNG : materialy yezhegodnoy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 23 oktyabrya 2020 goda. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2021 - S. 109-114.

6. Stolyarova Z. N. O sovershenstvovanii pravovogo regulirovaniya protivodeystviya organizatsii nezakonnoy migratsii v formate Soyuznogo gosudarstva / Aktual'nyye problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya migratsionnykh protsessov na territorii gosudarstv - uchastnikov SNG : materialy yezhegodnoy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 23 oktyabrya 2020 goda. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2021. - S. 122-126.

7. KhazovYe.N.,IsakovV.M., YatkevichO. G.Nezakonnaya migratsiya i yeye vliyaniye na kriminogennuyu obstanovku / Aktual'nyye voprosy administrativnogo i administrativno-protsessual'nogo prava: sbornik materialov mezhvedomstvennogo kruglogo stola, Staroteryayevo, 22 oktyabrya 2020 goda. - Moskva: Moskovskiy universitet MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya, 2021. - S. 39-43.

8. Kharlamov S. O. O nekotorykh aspektakh realizatsii kontseptsii gosudarstvennoy migratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii / Migratsionnyye protsessy v sovremennom mire, Moskva, 19 maya 2021 goda.

- Moskva: Moskovskiy universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii im. V. Ya. Kikotya, 2021. - S. 250-252.

9. Bobrova N. A., Khachaturov R. L., Abayeva Ye. A. [i dr.]. Formirovaniye i razvitiye otrasley prava v istoricheskoy i sovremennoy pravovoy real'nosti Rossii. - Moskva : Yurlitinform, 2021. - 560 s.

10. Avrutin R. Yu. Migratsionnaya politika Rossii v kontekste stanovleniya Rossiyskoy gosudarstvennosti / Aktual'nyye problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya migratsionnykh protsessov na territorii gosudarstv-uchastnikov SNG : materialy yezhegodnoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 23 oktyabrya 2020 goda. - Sankt-Peterburg: SPbUMVD Rossii, 2021. - S. 6-11.

Статья поступила в редакцию 20.11.2021; одобрена после рецензирования 11.01.2022; принята к публикации 31.01.2022.

The article was submitted November 20, 2021; approved after reviewing January 11, 2022; accepted for publication January 31, 2022.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи.

The authors have made an equal contribution to the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.