Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ НЕКОТОРЫХ НАРУШЕНИЙ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, СОВЕРШАЕМЫХ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА'

ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ НЕКОТОРЫХ НАРУШЕНИЙ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, СОВЕРШАЕМЫХ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ / НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амельчаков И. Ф., Катаева О. В.

Актуальность рассматриваемой в научной статье проблемы состоит в том, что миграционные процессы непосредственно связаны с транспортными потоками, поэтому при осуществлении их государственного регулирования особое внимание должно быть уделено вопросам реализации миграционного законодательства именно на объектах транспорта. Сегодня принятие адекватных мер по упорядочению миграционных перемещений на транспорте непосредственно влияет на состояние защищенности национальной безопасности Российской Федерации, и во многом эффективность этой деятельности зависит от грамотности правоприменения должностными лицами подразделений территориальных органов МВД России на транспорте. Существенные сложности при этом создает объемность и несистематизированность отечественного законодательства в сфере миграции. Однако в качестве наиболее острой проблемы необходимо обозначить отсутствие в структуре территориальных органов МВД России на транспорте специализированных подразделений по вопросам миграции, что, безусловно, сказывается на эффективности реализации миграционного законодательства. В работе рассмотрены особенности квалификации нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, наиболее часто совершаемых на объектах транспорта, даны комментарии к действующему отечественному законодательству в сфере миграции. Целью исследования данной научной статьи является анализ теоретических и практических проблем, возникающих в процессе квалификации нарушений миграционного законодательства, наиболее часто совершаемых на объектах транспорта, и формирование обоснованных предложений, направленных на совершенствование данной деятельности. Объектом исследования стал комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе квалификации вышеуказанного вида правонарушений. Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты квалификации нарушений миграционного законодательства, совершаемых на объектах транспорта, существующие проблемы законотворческой и правоприменительной практики. При подготовке статьи использованы как общенаучные методы (анализ, синтез, аналогия), так и специальные юридические методы исследования (сравнительно-правовой). В рамках предлагаемого исследования проанализированы положения отечественного законодательства в сфере миграции, предложены изменения в законодательство, позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к административной ответственности за правонарушения исследуемой категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF QUALIFICATION OF SOME VIOLATIONS OF MIGRATION LEGISLATION COMMITTED AT TRANSPORT FACILITIES

The relevance of the problem considered in the scientific article lies in the fact that migration processes are directly related to traffic flows, therefore, in the implementation of their state regulation, special attention should be paid to the implementation of migration legislation precisely at transport facilities. Today, the adoption of adequate measures to streamline migration movements in transport directly affects the state of protection of the national security of the Russian Federation, and in many respects the effectiveness of this activity depends on the literacy of law enforcement by officials of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in transport. At the same time, significant difficulties are created by the voluminousness and unsystematization of domestic legislation in the field of migration. However, as the most acute problem, it is necessary to designate the absence in the structure of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in transport of specialized units on migration issues, which, of course, affects the effectiveness of the implementation of migration legislation. The paper examines the specifics of qualifying violations of the migration legislation of the Russian Federation, most often committed at transport facilities, comments on the current domestic legislation in the field of migration. The purpose of this research article is to analyze theoretical and practical problems arising in the process of qualifying violations of migration legislation, most often committed at transport facilities, and to formulate well-founded proposals aimed at improving this activity. The object of the research was the complex of social relations that develop in the process of qualifying the above type of offenses. The subject of the research is the theoretical and practical aspects of qualifying violations of migration legislation committed at transport facilities, the existing problems of lawmaking and law enforcement practice. In the preparation of the article, both general scientific methods (analysis, synthesis, analogy) and special legal research methods (comparative legal) were used. Within the framework of the proposed study, comments were made on domestic legislation in the field of migration, changes in legislation were proposed, allowing to carry out a full-fledged individual approach to administrative responsibility for offenses of the studied category.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ НЕКОТОРЫХ НАРУШЕНИЙ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, СОВЕРШАЕМЫХ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА»

ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ НЕКОТОРЫХ НАРУШЕНИЙ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, СОВЕРШАЕМЫХ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА

FEATURES OF QUALIFICATION OF SOME VIOLATIONS OF MIGRATION LEGISLATION COMMITTED AT TRANSPORT FACILITIES

УДК 342.9

И.Ф. АМЕЛЬЧАКОВ,

кaндидaт юридичecких нaук, дoцeнт (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

О.В. КАТАЕВА,

^нд^^т юридичecких нaук, дoцeнт (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

IGOR F. AMELCHAKOV,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

OLGA V. KATAEVA,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: актуальность рассматриваемой в научной статье проблемы состоит в том, что миграционные процессы непосредственно связаны с транспортными потоками, поэтому при осуществлении их государственного регулирования особое внимание должно быть уделено вопросам реализации миграционного законодательства именно на объектах транспорта. Сегодня принятие адекватных мер по упорядочению миграционных перемещений на транспорте непосредственно влияет на состояние защищенности национальной безопасности Российской Федерации, и во многом эффективность этой деятельности зависит от грамотности правоприменения должностными лицами подразделений территориальных органов МВД России на транспорте. Существенные сложности при этом создает объемность и несистематизированность отечественного законодательства в сфере миграции. Однако в качестве наиболее острой проблемы необходимо обозначить отсутствие в структуре территориальных органов МВД России на транспорте специализированных подразделений по вопросам миграции, что, безусловно, сказывается на эффективности реализации миграционного законодательства.

В работе рассмотрены особенности квалификации нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, наиболее часто совершаемых на объектах транспорта, даны комментарии к действующему отечественному законодательству в сфере миграции.

Целью исследования данной научной статьи является анализ теоретических и практических проблем, возникающих в процессе квалификации нарушений миграционного законодательства, наиболее часто совершаемых на объектах транспорта, и формирование обоснованных предложений, направленных на совершенствование данной деятельности. Объектом исследования стал комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе квалификации вышеуказанного вида правонарушений. Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты квалификации нарушений миграционного законодательства, совершаемых на объектах транспорта, существующие проблемы законотворческой и правоприменительной практики. При подготовке статьи использованы как общенаучные методы (анализ, синтез, аналогия), так и специальные юридические методы исследования (сравнительно-правовой).

В рамках предлагаемого исследования проанализированы положения отечественного законодательства в сфере миграции, предложены изменения в законодательство, позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к административной ответственности за правонарушения исследуемой категории.

Ключевые слова: миграционное законодательство, территориальные органы МВД России на транспорте, незаконная миграция.

Для цитирования: Амельчаков И.Ф., Катаева О.В. Особенности квалификации некоторых нарушений миграционного законодательства, совершаемых на объектах транспорта // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 2. С. 71-78.

Abstract: the relevance of the problem considered in the scientific article lies in the fact that migration processes are directly related to traffic flows, therefore, in the implementation of their state regulation, special attention should be paid to the implementation of migration legislation precisely at transport facilities. Today, the adoption of adequate measures to streamline migration movements in transport directly affects the state of protection of the national security of the Russian Federation, and in many respects the effectiveness of this activity depends on the literacy of law enforcement by officials of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in transport. At the same time, significant difficulties are created by the voluminousness and unsystematization of domestic legislation in the field of migration. However, as the most acute problem, it is necessary to designate the absence in the structure of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in transport of specialized units on migration issues, which, of course, affects the effectiveness of the implementation of migration legislation.

The paper examines the specifics of qualifying violations of the migration legislation of the Russian Federation, most often committed at transport facilities, comments on the current domestic legislation in the field of migration.

The purpose of this research article is to analyze theoretical and practical problems arising in the process of qualifying violations of migration legislation, most often committed at transport facilities, and to formulate well-founded proposals aimed at improving this activity. The object of the research was the complex of social relations that develop in the process of qualifying the above type of offenses. The subject of the research is the theoretical and practical aspects of qualifying violations of migration legislation committed at transport facilities, the existing problems of lawmaking and law enforcement practice. In the preparation of the article, both general scientific methods (analysis, synthesis, analogy) and special legal research methods (comparative legal) were used.

Within the framework of the proposed study, comments were made on domestic legislation in the field of migration, changes in legislation were proposed, allowing to carry out a full-fledged individual approach to administrative responsibility for offenses of the studied category.

Keywords: migration legislation, territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in transport.

For citation: Amelchakov I.F., Kataeva O.V. Features of qualification of some violations of migration legislation committed at transport facilities // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 2. P. 71-78.

Российская Федерация является одной из крупнейших мировых держав, при этом из 85 ее субъектов 44 имеют статус приграничных регионов [1]. Особенностью таких территорий является значительное влияние миграционного фактора на состояние оперативной обстановки. Действующей Концепцией общественной безопасности Российской Федерации в качестве наиболее актуальных современных угроз обозначены рост количества правонарушений, а также деятельность трансграничных преступных групп в приграничных регионах1. При этом «пи-

1 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утв. Президентом Российской Федерации 14.11.2013 № Пр-2685 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

тательной средой» этих негативных явлений выступает незаконная миграция, под которой понимается незаконный въезд в страну иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконное пребывание или незаконный транзитный проезд через ее территорию2.

На фоне пандемии COVID-19 количество иностранных граждан, прибывающих в Россию, существенно сократилось. В целом по стране на миграционный учет в 2020 году поставлено 9 802 448 человек (19 518 304 - в 2019 го-

2 Статья 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

ду)3. В результате также снизилось число нарушений правил въезда либо режима пребывания в стране этими лицами. Всего, по данным МВД России, выявлено около 204 тысяч таких нарушений, что на 51,8% меньше аналогичного периода предыдущего года4. Вместе с тем эта цифра по-прежнему остается значительной.

Необходимо отметить, что за такого рода правонарушения отечественным законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, поэтому от их грамотной квалификации зависит вид юридической ответственности, к которой впоследствии будут привлечены нарушители.

Наиболее суровое наказание законодателем предусмотрено в уголовном законе в отношении лиц, культивирующих незаконную миграцию, поскольку именно такие деяния характеризуются высокой степенью общественной опасности, создавая условия для незаконной миграции. Реализация мероприятий, направленных на выявление организации незаконной миграции, торговли людьми, использования принудительного труда, признана Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы5 одним из основных направлений современной отечественной миграционной политики.

Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции стала относительно новой нормой отечественного законодательства, введенной в Уголовный кодекс Российской Фе-дерации6 в 2004 году ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции», состоящей из двух частей, объединенных общим объектом посягательства на общественные отношения, направленные на обеспечение и организацию законной миграции в Российской Федерации.

Часть 1 вышеуказанной статьи УК РФ предусматривает уголовную ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Рос-

3 Министерство внутренних дел. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2020 года с распределением по регионам [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/19365693/ (дата обращения: 17.02.2021).

4 URL: https://rg.ru/2021/04/05/v-mvd-zaiavili-o-sokrashchenii-chisla-nelegalno-rabotaiushchih-v-rf-migrantov.html (дата обращения: 17.02.2021).

5 О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы: Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6 Далее - УК РФ.

сийской Федерации или незаконного транзитного проезда через ее территорию, ч. 2 содержит квалифицирующие признаки состава преступления - совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо в целях совершения преступления на территории страны, а также лицом с использованием своего служебного положения.

Вместе с тем следует обратить внимание на наличие аналога данной нормы, содержащегося в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях7, а именно ст. 18.14 КоАП РФ «Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации». Данная норма состоит из двух частей, имеющих общий объект правонарушения, которым выступают общественные отношения, возникающие в связи с перевозкой лиц через Государственную границу Российской Федерации. Необходимо отметить, что в качестве субъекта состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.14 КоАП РФ, выступают исключительно юридические лица, субъектом же состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.14 КоАП РФ, являются физические лица. При этом юридические лица, как иностранные, так и российские, либо должны быть транспортными организациями, осуществляющими железнодорожную, внутренневодную, воздушную, морскую или автомобильную перевозку грузов и пассажиров, либо осуществлять международную перевозку [2] на основании заключения соответствующего договора.

В российском законодательстве, а именно в ст. 6 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», закреплена обязанность транспортной компании (перевозчика пассажиров) контролировать наличие виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации [3]. Сегодня в зарубежных странах также сложилась практика применения санкций именно к транспортным компаниям, которые ввезли в страну незаконного мигранта, и возложения на них обязанности доставить нарушителя в ту страну, откуда он прибыл [4].

Однако, несмотря на деятельность в непосредственном контакте с транспортными организациями, практика применения нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 18.14 КоАП РФ, территориальными органами МВД России на транспорте фактически не наработана, и эта про-

7 Далее - КоАП РФ.

блема требует самого пристального внимания. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.14 КоАП РФ, будет иметь место в случае, если указанное противоправное деяние не образует состав преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ.

При отграничении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.14 КоАП РФ «Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации», от аналогичного преступления законодатель исходит из различной степени их общественной опасности. В отличие от административно наказуемого аналога ст. 322.1 УК РФ предусматривает деяние в виде активного действия лица - «организация незаконной миграции».

Толкование данному вопросу дано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией», где разъясняется, что под организацией незаконной миграции понимается умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации8. При этом такое деяние будет квалифицировано как оконченное преступление с момента умышленного создания условий для осуществления соответствующих преступных действий независимо от их фактического совершения.

Одновременно содержание ст. 18.14 КоАП РФ предполагает совершение деяния в форме бездействия: «непринятие транспортной или иной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями...» (ч. 1 ст. 18.14 КоАП РФ); «непринятие лицом, пересекающим по частным делам Государственную

8 О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. № 18 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

границу Российской Федерации, мер по предотвращению использования управляемого им транспортного средства другим лицом для незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы одним или несколькими нарушителями, если указанное деяние не являлось пособничеством в преступлении» (ч. 2 ст. 18.14 КоАП РФ). Таким образом, административно наказуемое деяние, предусмотренное ст. 18.14 КоАП РФ, может совершаться как умышленно, так и неосторожно, уголовная же ответственность за организацию незаконной миграции предусматривает форму вины только в виде прямого умысла. Кроме того, содержание ч. 2 ст. 322.1 УК РФ предполагает наличие общественно опасного способа совершения правонарушения - группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также наличие тяжких последствий -в целях совершения преступлений на территории Российской Федерации.

Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию подразумевает под собой совершение действий, направленных на незаконное пересечение Государственной границы иностранными гражданами или лицами без гражданства. Как правило, такие действия включают приобретение проездных билетов, оказание различного рода транспортных услуг, встречу и сопровождение лиц к местам пребывания.

К организации незаконного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства могут быть отнесены действия, обеспечивающие возможность их нахождения на территории страны без законных на то оснований, что может выражаться в предоставлении им жилого помещения или возможности заработка.

В качестве организации незаконного транзита иностранных граждан или лиц без гражданства через территорию страны рассматриваются действия, дающие возможность пересечения Государственной границы Российской Федерации и проезда по ее территории с нарушением установленных правил, состоящие в оказании помощи в уклонении от иммиграционного контроля, снабжении незаконных мигрантов поддельными документами, обеспечении их транспортом.

Как следует из положений п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание по уголовным делам, предусмотренным ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, производится дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, производство предварительного следствия отнесено к компетенции следователей органов

внутренних дел Российской Федерации (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Также предварительное следствие по уголовным делам данной категории производится следователями органов федеральной службы безопасности (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Сегодня у отечественных исследователей вызывает обеспокоенность проблема недостаточной эффективности расследования уголовных дел по ст. 322.1 УК РФ при выраженной тенденции к росту числа выявленных фактов организации незаконной миграции. Обращают на себя внимание низкие показатели количества выявленных лиц, совершивших данного вида преступления, поскольку одной из его характерных особенностей является разветвленная система соучастников [5], и это ставит под сомнение качество проведения доследственных проверок.

Исходя из положений ст. 143 УПК РФ должностным лицом, обнаружившим признаки преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции», составляется рапорт, который будет являться поводом для возбуждения уголовного дела. В данном рапорте отражается наименование органа предварительного следствия или дознания, куда направляется данный рапорт, обстоятельства выявленного деяния, содержащего признаки преступления соответствующего состава, источники, из которых получена информация, данные лица, получившего сообщение, а также дата составления рапорта и подпись должностного лица, его составившего.

В материалах, которые передаются органу дознания, следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержаться достаточные данные, указывающие на признаки состава преступления. В этих документах должны быть отражены сведения о месте, времени, признаках конкретного преступления, обстоятельствах его обнаружения, а также сведения о лице, его совершившем, если таковое известно, очевидцах преступного деяния при их наличии, об имеющихся следах преступления, документах и предметах, которые могут являться вещественными доказательствами, и других значимых обстоятельствах [6].

При отсутствии в материалах проверки необходимых сведений виновные лица могут избежать уголовной ответственности. Нередко в таком случае привлечение виновных лиц к юридической ответственности ограничивается применением административно-правовых санкций к иностранным гражданам за нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации [7].

Также необходимо отметить, что от правильной квалификации правонарушений в сфере миграционного законодательства не только за-

висит возможность отграничения уголовно наказуемых деяний от административных деликтов, но и определение верной нормы КоАП РФ, предусматривающей ответственность за совершение конкретного административного правонарушения в сфере миграции, что влияет в дальнейшем на вид административного наказания, применяемого к нарушителям, и последствия этого наказания. В зависимости от того, по какой именно норме КоАП РФ лицо будет привлечено к ответственности, ему может быть назначен административный штраф либо административный штраф с административным выдворением за пределы Российской Федерации, последствия которого выражаются в последующем закрытии въезда в страну в течение определенного времени, в значительной мере ограничивается его право на свободу передвижения.

В связи с этим сегодня в деятельности территориальных органов МВД России на транспорте актуальной является проблема квалификации действий иностранных граждан, которые нарушили установленные сроки пребывания в Российской Федерации, но на момент выявления правонарушения намереваются выбыть, то есть уже следуют за пределы страны железнодорожным транспортом, либо прибыли на объекты транспорта с имеющимися на руках проездными документами для убытия из Российской Федерации.

По сложившейся практике сотрудники территориальных органов МВД России на транспорте такого рода деяния квалифицируют по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, однако органы прокуратуры полагают, что в данном случае верной будет квалификация административного правонарушения по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Сотрудники территориальных органов МВД России на транспорте мотивируют свою позицию наработанной практикой реализации административной ответственности за правонарушения данного вида. Также ими учитываются имеющиеся представления судов, где указывается на неправильность квалификации таких правонарушений по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку имеющийся у правонарушителя билет на выезд с территории Российской Федерации свидетельствует о том, что лицо не уклоняется от выезда.

Также обращает на себя внимание то, что в соответствии с положениями ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство, является обязательным, поэтому данное лицо снимается с маршрута движения и доставляется в суд, а в случае

признания его вины, помимо административного штрафа, в обязательном порядке назначается административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, осуществляемое, как правило, за счет государства, поэтому препятствование выезду такого иностранного гражданина осуществляется не в интересах страны.

Серьезную проблему представляет собой также то, что в случае препятствования выезду иностранного гражданина из Российской Федерации он, если окажется без средств к существованию, потенциально может совершить противоправные действия в целях изыскания средств на проживание и приобретение проездных документов повторно.

Для предотвращения таких негативных последствий в складывающейся обстановке должностными лицами территориальных органов МВД России на транспорте принимается решение о привлечении иностранных граждан к ответственности за рассматриваемое правонарушение по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, которая не предусматривает обязательного административного выдворения за пределы Российской Федерации. При этом рассмотрение дела о таком административном правонарушении относится к компетенции органов внутренних дел, что позволяет обеспечить его оперативное рассмотрение и впоследствии осуществлять оплату наложенного административного штрафа через имеющиеся на объектах транспортной инфраструктуры платежные терминалы, обеспечив реальность исполнения наказания за совершенное правонарушение.

Однако на сегодняшний день вопрос квалификации исследуемого правонарушения продолжает оставаться дискуссионным. При описываемых обстоятельствах (наличие проездных документов (билетов) на выезд из страны) в имеющейся юридической практике такого рода правонарушения квалифицируются правоприменителями как по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, так и по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Интерес представляет судебная практика рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, когда в целях реализации идей справедливости и гуманизма суд полагает возможным не назначать к нарушителям дополнительное административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, предусмотренное санкцией вышеуказанной статьи, что еще раз подчеркивает проблематичность правоприменительной практики в области реализации административной ответственности за правонарушения данной категории.

Примером служит постановление Одоевского районного суда (Тульская область) от 4 июня 2019 г. по делу № 5-79/2019, которым суд признал иностранного гражданина виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, при этом назначил ему административное наказание в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку в судебном заседании данный гражданин пояснил, что он опасается возвращаться на Родину из-за сложившейся там политической ситуации. Постановлением Третьяковского районного суда (Алтайский край) от 25 июня 2018 г. по делу № 5-40/2018 гражданка иностранного государства признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации, так как, по мнению суда, назначение наказания в виде административного выдворения будет противоречить требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод9.

Эффективным решением имеющейся проблемы могло бы стать внесение изменений в санкцию ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и изложение ее в следующей редакции: «влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового», что даст возможность полноценного индивидуального подхода к административной ответственности за правонарушения данного рода с учетом личности нарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых для него последствий.

Введение такого изменения в данную норму позволит избежать повторения ситуации, возникшей в ноябре 2017 года, когда в Главное управление на транспорте МВД России поступила нота Посольства Республики Таджикистан и информация Представительства по вопросам миграции в Республике Таджикистан о снятии с пассажирских поездов граждан указанной республики сотрудниками пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области на КПП «Аксарайский» и передаче их сотрудникам территориального органа МВД России на транспорте для привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в сфере миграции. В от-

9 Судебные и нормативные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://sudact.ru/regular/doc/ rqUW4E6VMHW3

ношении вышеуказанных иностранных граждан сотрудниками полиции были составлены протоколы об административных правонарушениях по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ с последующей передачей для рассмотрения в Красноярский районный суд Астраханской области, где они были подвергнуты административному штрафу и выдворению за пределы Российской Федерации.

При условии принятия предложенных нами изменений в санкцию ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ убытие таких иностранных граждан за пределы Российской Федерации может быть реализовано без осуществления многочисленных действий и дополнительных финансовых затрат (доставление в суд, содержание в специальном приемнике, приобретение билетов за счет средств государственного бюджета и пр.), что также позволит избежать общественного резонанса, возникшего после опубликования материалов о рассматриваемых событиях в сети Интернет на портале медиагруппы «ASIA-Plus»10.

В заключение необходимо подчеркнуть, что среди арсенала средств, которые государство использует для обеспечения миграционного правопорядка, средства правового характера занимают важнейшее место [8].

Однако существенные сложности при их применении создает объемность современного отечественного миграционного законодательства [9]. Острой проблемой реализации такого законодательства на объектах транспорта является то, что в территориальных органах МВД России на транспорте, где это крайне необходимо, не созданы подразделения по вопросам миграции, вследствие чего отсутствуют квалифицированные специалисты в данной области. В целях решения данной проблемы видится актуальным организовать эффективное взаимодействие между подразделениями территориальных органов МВД России на транспорте и подразделениями территориальных органов

10 Более ста граждан Таджикистана сняты с поезда, следовавшего из Москва в Душанбе [Электронный ресурс]. - URL: https://asiaplustj.info/news/tajikistan/society/20171104/okolo-100-grazhdan-tadzhikistana-snyati-s-poezda-sledovavshego-iz-moskvi-v-dushanbe

МВД России по вопросам миграции в части организации ежедневных совместных инструктажей, где доводить требования миграционного законодательства. В рамках проведения занятий по профессиональной служебной и физической подготовке подразделений территориальных органов МВД России на транспорте необходимо в обязательном порядке предусматривать изучение вопросов, касающихся реализации законодательства в сфере миграции. Также целесообразно организовать повышение квалификации сотрудников подразделений территориальных органов МВД России на транспорте по программам, направленным на формирование компетенций в сфере миграционной деятельности.

Сегодня юридическая ответственность за нарушения миграционного законодательства, совершаемые на объектах транспорта, - это сложное правовое явление, которое обеспечивает защиту широкого круга общественных отношений в этой области. Неотъемлемой частью реализации юридической ответственности является квалификация правонарушений, от грамотности которой зависит объективность наказания, применяемого к нарушителю, и в конечном итоге состояние правопорядка в стране [10]. При этом проблема грамотной квалификации административных правонарушений, по мнению отечественных ученых, является сегодня одной из наиболее актуальных [11].

В целях разрешения имеющихся противоречий авторами сформулированы предложения, направленные на повышение эффективности деятельности подразделений территориальных органов МВД России на транспорте в сфере реализации миграционного законодательства, а также на совершенствование отечественного законодательства в данной области. Вместе с тем необходимо дальнейшее научное исследование актуальных вопросов квалификации правонарушений в сфере миграции с учетом специфики деятельности территориальных органов МВД России на транспорте, динамики развития миграционной ситуации и тенденций модернизации отечественного миграционного законодательства.

Литература

1. Чепунов О.И., Минаев А.В. Государственная граница Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности государства // Миграционное право. - 2016. - № 4. - С. 28-31.

2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (постатейный) / Р.В. Амелин [и др.] [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (постатейный) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Орешина Н.И. Некоторые вопросы ответственности за правонарушения в сфере миграции в зарубежных странах // Общество и право. - 2010. - № 1. - С. 281-287.

5. Хабибулин О.М. Обзор практики применения статьи 322.1 УК РФ органами внутренних дел субъектов Российской Федерации и территориальными органами ФМС России в 2006 году // Миграционное право. - 2007. - № 4. - С. 37-41.

2021' 2

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ

6. Данилова С. Особенности расследования преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Панькин А.А. Проблемы отграничения организации незаконной миграции от административных правонарушений // Миграционное право. - 2020. - № 2. - С. 32-36.

8. ПервозванскийВ.Б., СтроговичЮ.Н. Мигранты и национальная безопасность // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2019. - № 4. - С. 13-16.

9. Андрейцо С.Ю., Булатов Р.Б., Орловский Е.А. О необходимости совершенствования миграционной политики России в целях защиты прав человека // Миграционное право. - 2016. - № 3. - С. 30-33.

10. Григорьева К.С., Мукомель В.И. Задачи и реализация реформ миграционного законодательства: пресечение незаконной миграции, укрепление правопорядка (окончание) // Миграционное право. - 2018. - № 3. - С. 9-13.

11. Тихомирова Л.А. Особенности реализации отдельных положений КоАП РФ и некоторые проблемы правоприменения [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

References

1. Chepunov O.I., MinaevA.V. Gosudarstvennaya granitsa Rossiiskoi Federatsii v sfere obespecheniya bezopasnosti gosudarstva // Migratsionnoe pravo. - 2016. - № 4. - S. 28-31.

2. Kommentarii k Kodeksu Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ (postateinyi) / R.V. Amelin [i dr.] [Elektronnyi resurs]. Dostup iz SPS "Konsul'tantPlyus".

3. Kail'A.N. Kommentarii k Federal'nomu zakonu ot 15 avgusta 1996 g. № 114-FZ "O poryadke vyezda iz Rossiiskoi Federatsii i v''ezda v Rossiiskuyu Federatsiyu" (postateinyi) [Elektronnyi resurs]. Dostup iz SPS "Konsul'tantPlyus".

4. Oreshina N.I. Nekotorye voprosy otvetstvennosti za pravonarusheniya v sfere migratsii v zarubezhnykh stranakh // Obshchestvo i pravo. - 2010. - № 1. - S. 281-287.

5. Khabibulin O.M. Obzor praktiki primeneniya stat'i 322.1 UK RF organami vnutrennikh del sub''ektov Rossiiskoi Federatsii i territorial'nymi organami FMS Rossii v 2006 godu // Migratsionnoe pravo. - 2007. - № 4. - S. 37-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Danilova S. Osobennosti rassledovaniya prestuplenii, predusmotrennykh st. 322.1 UK RF [Elektronnyi resurs]. Dostup iz SPS "Konsul'tantPlyus".

7. Pan'kin A.A. Problemy otgranicheniya organizatsii nezakonnoi migratsii ot administrativnykh pravonarushenii // Migratsionnoe pravo. - 2020. - № 2. - S. 32-36.

8. Pervozvanskii V.B., Strogovich Yu.N. Migranty i natsional'naya bezopasnost' // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie. - 2019. - № 4. - S. 13-16.

9. Andreitso S.Yu., BulatovR.B., OrlovskiiE.A. O neobkhodimosti sovershenstvovaniya migratsionnoi politiki Rossii v tselyakh zashchity prav cheloveka // Migratsionnoe pravo. - 2016. - № 3. - S. 30-33.

10. Grigor'eva K.S., Mukomel' V.I. Zadachi i realizatsiya reform migratsionnogo zakonodatel'stva: presechenie nezakonnoi migratsii, ukreplenie pravoporyadka (okonchanie) // Migratsionnoe pravo. - 2018. - № 3. - S. 9-13.

11. Tikhomirova L.A. Osobennosti realizatsii otdel'nykh polozhenii KoAP RF i nekotorye problemy pravoprimeneniya [Elektronnyi resurs]. Dostup iz SPS "Konsul'tantPlyus".

(статья сдана в редакцию 18.02.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.