Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
964
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
миграционные процессы / миграционная политика / борьба с незаконной миграцией / преступления / миграционное законодательство / нелегальные мигранты / migration processes / migration policy / fight against illegal migration / crimes / migration legislation / illegal migrants

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максим Владимирович Воеводин

Статья посвящена современному состоянию миграционных процессов в России. Рассматриваются причины миграционных процессов, а также роль государства в регулировании миграционной политики. В статье отражена проблема незаконной миграции, трудовой. Дается краткий анализ развития миграции в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state of migration processes in the Russian Federation

The article is devoted to the current state of migration processes in Russia. The article considers the causes of migration processes, as well as the role of the state in regulating migration policy. The article reflects the problem of illegal migration, labor migration. A brief analysis of the development of migration in Russia is given.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 325.1 ББК 67.5

DOI 10.24412/2073-3313-2021-5-201-204

современное состояние миграционных процессов

V V ___

в российской федерации

Максим Владимирович ВОЕВОДИН, заместитель начальника отдела ОКМС УВМ ГУ МВД России по г. Москве mvoevodin@mvd.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. Статья посвящена современному состоянию миграционных процессов в России. Рассматриваются причины миграционных процессов, а также роль государства в регулировании миграционной политики. В статье отражена проблема незаконной миграции, трудовой. Дается краткий анализ развития миграции в России.

Ключевые слова: миграционные процессы, миграционная политика, борьба с незаконной миграцией, преступления, миграционное законодательство, нелегальные мигранты.

Annotation. The article is devoted to the current state of migration processes in Russia. The article considers the causes of migration processes, as well as the role of the state in regulating migration policy. The article reflects the problem of illegal migration, labor migration. A brief analysis of the development of migration in Russia is given.

Keywords: migration processes, migration policy, fight against illegal migration, crimes, migration legislation, illegal migrants.

Г начала 90-х годов XX в. в результате распада СССР в Российской Федерации воз-'^»«'•Никла необходимость формирования новой миграционной политики государства с учетом масштабных трансформаций в политической, социальной и экономической сферах. Миграционные процессы в Российской Федерации за текущее двадцатилетие XXI в. определялись влиянием отрицательных и положительных факторов.

К отрицательным факторам относятся распад СССР и, как следствие, проявление национализма, терроризма, незащищенность отдельных участков Государственной границы Российской Федерации. Сказывается и ухудшение качества жизни людей на постпространстве СССР, вызванное политической и экономической нестабильностью, что оказало влияние на современные реалии демографического положения Российской Федерации: «они привели к стремительному росту миграцион-

ных потоков как в Российскую Федерацию, так и за ее пределы»1.

Миграция в Российскую Федерацию из государств — участников СНГ2 и других государств со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой носит масштабный характер. Количество мигрантов в Российской Федерации постоянно превышает количество иммигрантов, причем в приграничных районах интенсивно формируются их общины.

Как следствие, затруднен эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Медленно решаются долгосрочные проблемы мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека.

Тем не менее, анализируя миграционные процессы, целесообразно отметить положительное влияние на естественную убыль населения в Российской Федерации — ее восполнение за счет притока мигрантов.

В 2019 г. приток составил 320 тыс. человек при естественной убыли 129 тыс. человек, в 2020 г. — 295 тыс. и 4,2 тыс. человек соответственно.

Еще одна причина обусловлена суммарным приростом мигрантов в Российской Федерации, носящим отчасти нелегальный характер. По экспертным оценкам3, их насчитывается до 10 млн, чему способствует выдача фиктивных сертификатов о знании русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации4, отсутствие императивного характера обязательного прохождения иностранными гражданами и лицами без гражданства геномной регистрации.

В свою очередь, миграционные процессы оказывают существенное влияние на социально-экономическое, демографическое развитие и безопасность государства.

Следующая причина заключается в закреплении в массовом сознании россиян негативных стереотипов к представителям так называемых «южных» национальностей, в том числе к гражданам государств — участников СНГ.

В них они видят, прежде всего, иную культуру и соответственно иной образ поведения, что приводит к неблагоприятным последствиям, так как мигранты, по их мнению, «создают давление» на экономическую и социальную структуру субъектов Российской Федерации. При этом обостряется ситуация на рынке труда, эпидемиологическая, психологическая атмосфера.

Опрос показал, что 30% россиян в своей трудовой деятельности испытывают конкуренцию со стороны мигрантов, чаще на данное обстоятельство указывают респонденты, которые приехали на заработки из другого субъекта Российской Федерации. Данный факт также отмечают 60,3% респондентов — жителей г. Санкт-Петербург, г. Москва, Краснодарского края и Московской области.

Можно отметить, что конкуренция распространена преимущественно в таких областях экономики, как строительство, торговля, транс-порт5.

Нельзя не упомянуть еще объективную причину, вызванную притоком мигрантов — криминогенную.

Наибольшее влияние миграция оказывает на состояние и тенденции следующих видов преступности: торговля людьми и криминальная эксплуатация человека; экстремизм и террористическая деятельность; незаконный оборот оружия; незаконный оборот наркотических средств.

В 2020 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации совершено 41 047 преступлений, 36 233 преступления из них совершено гражданами государств — участников СНГ, что составило 88,3% от всех преступлений, совершенных лицами, не являющимися гражданами Российской Федерации.

Совершение ими преступлений нельзя объяснять только материальными условиями жизни, они порождаются комплексом переплетающихся психологических, духовных, экономических, нравственных, организационных и иных явлений и процессов6.

К чему же указанные объективные причины приводят?

Во-первых, ухудшатся социально-экономический уровень жизни россиян.

Во-вторых, стимулируется рост теневой экономики.

В-третъих, инициируется формирование криминальных структур и создание почвы для межнациональных конфликтов.

В связи с этим уместнее было бы рассматривать не объективные причины, а вести речь об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.

В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации7 определены ее цели, и прежде всего: предотвращение и пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды, в том числе сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

Обеспечение баланса интересов личности, общества и государства в связи с миграцией населения, защиты права каждой личности на выбор или изменение места жительства и гражданства находится в ведении Правительства Российской Федерации. И это является сложнейшей проблемой, и прежде всего по финансовым и

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

социальным аспектам. Ее решение напрямую влияет на состояние общественной безопасности страны и ее регионов.

Не случайно государственные органы власти г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации в своих масштабах пытаются ее решать самостоятельно. Вместе с тем имеются факты, когда эти меры идут вразрез с федеральным конституционным законодательством, международно-правовыми стандартами в области прав человека. Кроме того, до настоящего времени остается невостребованным значительный правовой опыт иностранных государств по законодательному регулированию вопросов миграции и натурализации.

Между тем современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются твердая воля государства и внимание общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов.

Реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в настоящее время осуществляется Главным управлением по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации8 (далее — ГУВМ МВД России) — самостоятельным структурным подразделением системы МВД России.

Как следует из содержания Указа Президента Российской Федерации9, на МВД России и его территориальные органы возложены функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в миграционной сфере. Подобного рода реформирование было обусловлено различными причинами субъективного и объективного характера.

Первой причиной явилась неспособность Федеральной миграционной службы Российской Федерации10 (далее — ФМС России) справляться с увеличением миграционного притока.

Вторая причина была связана с недостаточно полным перечнем полномочий у ФМС России для осуществления розыска и задержания нелегальных мигрантов, которые подлежали административному выдворению.

Недостаточность названных выше полномочий вынуждала ФМС России обращаться в МВД России за помощью и нередко приводила к сни-

жению эффективности деятельности ФМС России из-за увеличения сроков реализации на практике данных полномочий.

Третью причину можно охарактеризовать необходимостью исключения дублирования контрольных полномочий различных ведомств в отношении оценки законности режима пребывания мигрантов на территории Российской Федерации.

В качестве основных направлений государственной миграционной политики следует рассматривать: «совершенствование мер административной ответственности за нарушение миграционного законодательства, осуществление ГУВМ МВД России административного выдворения (депортации) за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также модернизацию административно-правовой базы противодействия незаконной миграции»11.

Все вышеизложенное требует теоретического осмысления и практической реализации с целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации от объективных угроз, вызванных миграционными процессами.

1 Филатов A.B. Организационно-правовые основы и исторические особенности обеспечения свободы передвижения и свободы выбора места жительства в России: Автореф. дис. ... канд., юрид. наук. М., 2003.

2 Содружество Независимых Государств (СНГ) — международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. Основано 08.12.1991 путем подписания в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств».

3 Аванесова A.A. Вынужденная миграция в Российской Федерации на современном этапе // Миграционное право. 2015. № 3.

4 Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ, ст. 15.1 // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

5 Катаева О.В. Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов: Учебник. Белгород: Бел ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина, 2018.

6 Аналитический обзор подготовлен ФГКУ «ВНИИ МВД России» по заявке ГУВМ МВД России от 2020 г. № 20/ 20794.

7 Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2012. № 52. Ст. 7477.

8 Приказ МВД России от 13.12.2019 № 940 (ред. от

14.02.2020) «Вопросы деятельности Главного управле-

ния по вопросам миграции Министерства внутренних

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

дел Российской Федерации» (вместе с Положением о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_352599/

9 Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» / СЗ РФ. 2016. № 52 (ч. V). Ст. 7614.

10 ФМС России в период с 2004 г. по 2016 г. осуществляла правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Указ Президента РФ от 19.07.2004 № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» / СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3150.

11 Сазонова O.A. Административно-правовое регулирование в сфере миграции: проблемы и перспективы совершенствования: Дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2019.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

2. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2012. № 52. Ст. 7477.

3. Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федера-

ции по субъекту Российской Федерации» / СЗ РФ. 2016. № 52 (ч. V). Ст. 7614.

4. Указ Президента РФ от 19.07.2004 № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» / СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3150.

5. Приказ МВД России от 13.12.2019 № 940 (ред. от 14.02.2020) «Вопросы деятельности Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с Положением о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 352599/

6. Аналитический обзор ФГКУ «ВНИИ МВД России» по заявке ГУВМ МВД России от 2020 г. № 20/20794.

7. Аванесова A.A. Вынужденная миграция в Российской Федерации на современном этапе / / Миграционное право. 2015. № 3.

8. Катаева О.В. Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов: Учебник. Белгород: Бел ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина, 2018.

9. Сазонова О.А. Административно-правовое регулирование в сфере миграции: проблемы и перспективы совершенствования: Дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2019.

10. Филатов A.B. Организационно-правовые основы и исторические особенности обеспечения свободы передвижения и свободы выбора места жительства в России: Автореф. дис. ... канд., юрид. наук. М., 2003.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.