Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СЛУШАТЕЛЕЙ'

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СЛУШАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ / СЛУШАТЕЛИ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апальков А.В., Тарасов В.А., Воробьева В.Р.

Актуальной задачей образовательных организаций МВД России в период сложных социально-экономических преобразований общества является создание условий для успешной профессиональной подготовки слушателей. Для решения задач, связанных с формированием необходимых профессиональных компетенций, в образовательных организациях создаются условия, направленные на практическую составляющую обучения слушателей и курсантов посредством физической подготовки. Одной из важнейших задач МВД России по подготовке квалифицированных кадров является достаточный уровень их физической подготовленности. Настоящая образовательная система МВД России предусматривает обязательные требования к физической подготовке, которым должен соответствовать выпускник образовательной организации как будущий сотрудник полиции. Основной целью подготовки кадров к работе в правоохранительных органах является совершенствование уровня профессионализма, стрессоустойчивости и работоспособности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Апальков А.В., Тарасов В.А., Воробьева В.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF PHYSICAL TRAINING IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS

An urgent task of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the period of complex socio-economic transformations of society is to create conditions for successful professional training of students. To solve problems related to the formation of the necessary professional competencies, educational organizations create conditions aimed at the practical component of training students and cadets through physical training. One of the most important tasks of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the training of qualified personnel is a sufficient level of their physical fitness. The present educational system of the Ministry of Internal Affairs of Russia provides for mandatory physical training requirements that a graduate of an educational organization must meet as a future police officer. The main purpose of training personnel to work in law enforcement agencies is to improve the level of professionalism, stress resistance and efficiency in general.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СЛУШАТЕЛЕЙ»

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СЛУШАТЕЛЕЙ

THE IMPORTANCE OF PHYSICAL TRAINING IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

УДК 796:34

А.В. АПАЛЬКОВ,

кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) alexandr.apalkov@yandex.ru

ALEXANDER V. APALKOV,

Candidate of Pedagogical Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

В.А. ТАРАСОВ

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород)

VLADIMIR A. TARASOV

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

В.Р. ВОРОБЬЕВА

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород)

VALERIA R. VOROBYEVA

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: актуальной задачей образовательных организаций МВД России в период сложных социально-экономических преобразований общества является создание условий для успешной профессиональной подготовки слушателей. Для решения задач, связанных с формированием необходимых профессиональных компетенций, в образовательных организациях создаются условия, направленные на практическую составляющую обучения слушателей и курсантов посредством физической подготовки. Одной из важнейших задач МВД России по подготовке квалифицированных кадров является достаточный уровень их физической подготовленности. Настоящая образовательная система МВД России предусматривает обязательные требования к физической подготовке, которым должен соответствовать выпускник образовательной организации как будущий сотрудник полиции. Основной целью подготовки кадров к работе в правоохранительных органах является совершенствование уровня профессионализма, стрессоустойчивости и работоспособности в целом.

Ключевые слова: образовательные организации, образовательный процесс, профессиональная подготовка, курсанты, слушатели, сотрудники полиции, физическая подготовка.

Для цитирования: Апальков А.В., Тарасов В.А., Воробьева В.Р. Значение физической подготовки в профессиональном обучении слушателей // Проблемы правоохранительной деятельности. 2022. № 3. С. 53-57.

Abstract: an urgent task of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the period of complex socio-economic transformations of society is to create conditions for successful professional training of students. To solve problems related to the formation of the necessary professional competencies, educational organizations create conditions aimed at the practical component of training students and cadets through physical training. One of the most important tasks of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the training of qualified personnel is a sufficient level of their physical fitness. The present educational system

of the Ministry of Internal Affairs of Russia provides for mandatory physical training requirements that a graduate of an educational organization must meet as a future police officer. The main purpose of training personnel to work in law enforcement agencies is to improve the level of professionalism, stress resistance and efficiency in general.

Keywords: educational organizations, educational process, professional training, cadets, trainees, police officers, physical training.

For citation: Apalkov A.V., Tarasov V.A., Vorobyeva V.R. The importance of physical training in the professional training of students // Problems of Law Enforcement Activity. 2022. № 3. P. 53-57.

Физическая подготовка в жизни сотрудников правоохранительных органов имеет большое значение, так как в силу особенностей профессии приходится сталкиваться лицом к лицу с реальной опасностью угрозы жизни и здоровья как самих государственных служащих, так и граждан, чьи права они защищают.

В моменты ощущения угрозы жизни людей или собственной жизни важно сохранять спокойствие и рассудительность для принятия рациональных решений. Для любого человека абсолютно нормально испытывать чувство страха, волнения, стресс или ощущение растерянности. Однако допустимо ли это для сотрудников правоохранительных органов? Именно общественное давление, чувство собственного долга, а также общественная обязанность накладывают на сотрудника государственных правоохранительных органов дополнительное обязательство - физическое предотвращение наступления негативных последствий.

Нельзя исключать и аспект морально-психологической составляющей: от сотрудника ожидают принятия быстрых и верных решений, возможность пойти на риск для получения положительного исхода дела. Поэтому считаем данную тему актуальной, так как это необходимо для формирования специальных навыков и качеств сотрудников МВД, курсантов и слушателей образовательных организаций как будущих сотрудников правоохранительных органов.

Чтобы эффективнейшим образом справляться с процессом деструктивных состояний и эмоционального выгорания, сотрудник органов правопорядка должен заботиться не только о своей физической подготовке, что, безусловно, оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность человека, но и об этической составляющей, с помощью которой он сможет не допустить вышеуказанных рисков личности. Эти качества вырабатываются на протяжении всей профессиональной деятельности специалиста, начиная с момента поступления в образовательные орга-

низации, до самостоятельной профессиональной деятельности сотрудников правопорядка в нашей стране, и, конечно же, необходимо продолжать усовершенствовать свои знания, умения и навыки.

Стремление российского правительства к демократическим ценностям, улучшение положения свободы слова и выражения мнений, приоритет жизни отдельной личности перед интересами государственных структур ставят новые цели и задачи перед органами внутреннего правопорядка, так как именно этим структурам приходится работать над реализацией вышеуказанных ориентиров Российской Федерации.

Также стоит отметить, что система функционирования структур органов правопорядка на современном этапе постепенно переходит от закрытого типа к открытому, где приоритетом стало считаться взаимодействие между гражданскими лицами и сотрудниками органов внутренних дел, учитывая при этом интересы общества в целом.

Представленные требования достаточно сложно выполнять специалистам, особенно в экстремальных ситуациях, когда необходимо в кратчайшие сроки принимать решения, от которых может зависеть жизнь и судьба конкретного человека, поэтому, учитывая этот аспект, особенно важно, чтобы сотрудник каждый раз, выполняя свои должностные обязанности, помнил о возможности реализации в практической деятельности всех своих знаний, умений и навыков правомерного применения физической силы и боевых приемов борьбы. Это все может повысить эффективность функционирования всей отрасли полиции в современных реалиях.

Одной из важнейших задач МВД России по подготовке квалифицированных кадров является достаточный уровень их физической подготовленности. Настоящая образовательная система МВД России предусматривает обязательные требования к физической подготовке, которым должен соответствовать выпускник

образовательной организации как будущий сотрудник полиции. Основной целью подготовки кадров к работе в правоохранительных органах является совершенствование уровня профессионализма, стрессоустойчивости и работоспособности в целом.

Специфика деятельности полицейского связана с постоянным противостоянием правонарушителям. Конечно, для сотрудника органов внутренних дел устойчивость психики к стрессовым ситуациям, а также хорошая физическая подготовленность являются показателем достаточного уровня профессионализма. Это становится возможным благодаря тем занятиям по физической подготовке, которые проводятся в образовательных организациях и территориальных органах на регулярной основе.

Таким образом, под физической подготовкой следует понимать приоритетные направления всей отрасли полиции, которая включает в себя занятия по физическому воспитанию сотрудника, подготовку его к практической деятельности, в том числе к экстремальным и стрессовым ситуациям. Министерство внутренних дел Российской Федерации считает, что физическая подготовка сотрудников является ключевой частью подготовки.

«Сотрудник правоохранительных органов должен иметь в виду, что при отсутствии оружия у потенциального преступника не стоит забывать о знаниях, умениях и навыках, которые получил специалист в рамках физической подготовки» [1]. Именно в связи с тем, что в работе сотрудника необходимы знания, умения и навыки для пресечения преступления с угрозой жизни других, в образовательном процессе по дисциплине «Физическая подготовка» создаются и решаются задачи, связанные с применением физической силы и боевых приемов борьбы. Перечень требований к физической подготовке сотрудников предлагает тестирование физических качеств и выполнение боевых приемов борьбы. Кандидаты, которые планируют поступать в образовательные организации системы МВД России, на начальном этапе выполняют три контрольных упражнения.

Так, при поступлении абитуриенты сдают вступительные испытания по физической подготовке на тестирование следующих физических качеств:

- бег на 1000 м, определяющий выносливость;

- силовые упражнения (подтягивания на перекладине для юношей и силовое комплексное упражнение для девушек);

- упражнения, определяющие быстроту человека (бег на 100 м).

К особенностям занятий по физической подготовке для курсантов и слушателей в соответствующих образовательных организациях следует отнести точный регламент, который описывает сущность всех занятий представленной дисциплины в соответствии с приказом МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»1.

Ссылаясь на представленный выше документ, можно сказать, что основной целью дисциплины «Физическая подготовка» является обучение личного состава боевым приемам борьбы, которые могут применяться при выполнении должностных обязанностей сотрудника в экстремальных ситуациях, и иных условиях, при которых ему необходимо применять на практике усвоенные в рамках учебной деятельности знания, умения и навыки.

К основным целям физической подготовки сотрудников органов правопорядка следует отнести следующие элементы, а именно:

- воспитание физических качеств курсантов и слушателей;

- умение применять физическую силу в рамках полномочий сотрудника правоохранительных органов, совершенствование боевых приемов борьбы;

- поддержание качества здоровья, а также обеспечения работоспособности в процессе служебной деятельности.

Принимая во внимание требования для работы в правоохранительных органах, можно сделать вывод, что у курсантов по окончанию образовательной организации должны быть сформированы физические качества до требуемого приказом уровня и сформированы необходимые двигательные умения и навыки в области профессиональной прикладной физической подготовки [2]. Иными словами, можно определить физическую подготовку курсанта и слушателя образовательной организации системы МВД России как развитие характеристик, к которым можно отнести следующие аспекты, необходимые специалисту в дальнейшей службе, а именно: воспитание физических качеств и выполнение боевых приемов борьбы. Выполнение боевых приемов борьбы регламентируется разделом VII вышеуказанного приказа.

Основываясь на представленном ниже до-

1 Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС Кон-сультантПлюс (дата обращения 25.03.2022 г.).

кументе (ФГОС ВО) по специальности «Правоохранительные органы (40.05.02)»2, можно сказать, что направление подготовки играет ключевую роль в становлении специалиста органов внутреннего правопорядка в нашей стране. В этом нормативном акте раскрывается сущность необходимых компетенций, которыми должен обладать курсант и слушатель по окончании обучения в образовательной организации, а именно:

- проявление в стрессовых и экстремальных ситуациях способности к психической стабильности и эмоциональной устойчивости, когда от сотрудника требуется максимальный уровень концентрации для эффективного решения конкретной проблемы (ОК-6);

- организация и поддержание уровня здорового образа жизни на регулярной основе (ОК-9).

Курсант и слушатель, закончивший обучение в образовательной организации по подготовке специалиста данного профиля, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- использовать в практической деятельности полученные знания умения и навыки с учетом специфики данной отрасли профессиональной деятельности (ПК-17);

2 Приказ от 16 ноября 2016 г. №1424 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) // СПС Кон-сультантПлюс (дата обращения 25.03.2021 г.).

- умение задержать и сопроводить виновных лиц в соответствующий пункт задержания, применяя при необходимости специальные разрешенные в данном случае средства (ПК-18).

С целью успешной реализации поставленных задач формирования необходимых компетенций в образовательной организации проводятся практические занятия, на которых моделируются ситуации, связанные с применением физической силы и боевых приемов борьбы, которые возникают в профессиональной деятельности сотрудников полиции.

Резюмируя вышесказанное, мы можем сделать следующий вывод: занятия по физической подготовке играют ключевую роль в становлении профессионала и специалиста, который будет использовать в дальнейшей работе знания, умения и навыки, полученные в рамках обучения в образовательной организации системы МВД России по подготовке кадров специалистов органов правопорядка на современном этапе. Также средства и методы физической подготовки оказывают позитивное влияние на совершенствование таких качеств, как эмоциональная стабильность, психологическая устойчивость, помогающие человеку в экстремальных ситуациях максимально объективным образом принимать соответствующие решения для минимизации негативных последствий в профессиональной деятельности.

Литература -

1. Губжоков А.Х. Современный подход к совершенствованию физической подготовки слушателей и курсантов в системе МВД России // Современный ученый. 2017. Т. 1. № 1. С. 75-78.

2. Кодзоков А.Х. Характеристика физической подготовки как целостной системы обучения // Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сборник научных трудов участников Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону. - 2017. С. 78-83.

3. Апальков А.В., Разницын В.А. Особенности профессиональной адаптации курсантов образовательных организаций МВД России средствами физической культуры / Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: электронный сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции [Электронный ресурс]. - Белгород: Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина, 2021.

4. Афов А.Х. Значимость физической подготовки в профессиональной деятельности работников органов внутренних дел и правовые принципы использования физической силы / Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики: сборник научных трудов участников Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2017. С.19-24.

5. Платонов Д.А. Приоритетные направления организации физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России / Д.А. Платонов, А.В. Апальков, А. Н. Воротник, В. Л. Дементьев // Вестник экономической безопасности. 2020. № 5. С. 278-283.

6. Дрогомерецкий В.В. Особенности адаптации к образовательному процессу курсантов / В. В. Дрогомерецкий, А. А. Третьяков, А. В. Апальков, А. Ю. Дорохин // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 9. С. 21-29.

7. Тарасов В.А. Применением физической силы и специальных средств сотрудниками полиции при задержании правонарушителей / В. А. Тарасов, А. В. Апальков // Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной, огневой и профессионально-прикладной физической подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел: материалы международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. С. 369-373.

= References =

1. Gubzhokov A.H. Sovremennyj podhod k sovershenstvovaniyu fizicheskoj podgotovki slushatelej i kursantov v sisteme MVD Rossii // Sovremennyj uchenyj. 2017. T. 1. № 1. S. 75-78.

2. Kodzokov A.H. Harakteristika fizicheskoj podgotovki kak celostnoj sistemy obucheniya // Fizicheskoe vospitanie i sport: aktual'nye voprosy teorii i praktiki: sbornik nauchnyh trudov uchastnikov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Rostov-na-Donu. - 2017. S. 78-83.

3. Apal'kov A.V., Raznicyn V.A. Osobennosti professional'noj adaptacii kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii sredstvami fizicheskoj kul'tury / Aktual'nye problemy ognevoj, taktiko-special'noj i fizicheskoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: elektronnyj sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Elektronnyj resurs]. - Belgorod: Bel YUI MVD Rossii imeni I.D. Putilina, 2021.

4. AfovA.H. Znachimost' fizicheskoj podgotovki v professional'noj deyatel'nosti rabotnikov organov vnutrennih del i pravovye principy ispol'zovaniya fizicheskoj sily / Fizicheskoe vospitanie i sport: aktual'nye voprosy teorii i praktiki: sbornik nauchnyh trudov uchastnikov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Rostov-na-Donu, 2017. S.19-24.

5. Platonov D.A. Prioritetnye napravleniya organizacii fizicheskoj podgotovki kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii / D.A. Platonov, A.V. Apal'kov, A. N. Vorotnik, V. L. Dement'ev // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. 2020. № 5. S. 278-283.

6. Drogomereckij V.V. Osobennosti adaptacii k obrazovatel'nomu processu kursantov / V. V. Drogomereckij, A. A. Tret'yakov, A. V. Apal'kov, A. YU. Dorohin // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2020. № 9. S. 21-29.

7. Tarasov V.A. Primeneniem fizicheskoj sily i special'nyh sredstv sotrudnikami policii pri zaderzhanii pravonarushitelej / V. A. Tarasov, A. V. Apal'kov // Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya taktiko-special'noj, ognevoj i professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki v sovremennom kontekste prakticheskogo obucheniya sotrudnikov organov vnutrennih del: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2020. S. 369-373.

(статья сдана в редакцию 10.06.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.