Научная статья на тему '«Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики» (Обзор международной научно-практической конференции)'

«Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики» (Обзор международной научно-практической конференции) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юридическая педагогика и психология / подготовка кадров / образовательные технологии / цифровая трансформация / психолого-педагогическое сопровождение / психолого-педагогическая компетентность / legal pedagogy and psychology / personnel training / educational technologies / digital transformation / psychological and pedagogical support / psychological and pedagogical competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталия Федоровна Гейжан

В статье представлен обзор второй международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики», прошедшей в октябре 2023 года. Конференция нацелена на расширение и укрепление научного международного и межведомственного сотрудничества, обмен научными мнениями по развитию педагогики и психологии в деятельности сотрудников правоохранительных органов. В конференции приняли участие более 100 человек из 40 образовательных организаций России и зарубежья, среди которых: представители Народной полицейской академии Министерства общественной безопасности Социалистической Республики Вьетнам, Академии МВД Кыргызской Республики имени генерал-майора Э. Алиева, Костанайской академии МВД Республики Казахстан, Образовательного комплекса полиции Республики Армения, Российского государственного университета правосудия, Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского, Волжского государственного университета водного транспорта, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Института практической психологии «Иматон»; представители образовательных организаций МВД России, Росгвардии, Следственного комитета России, ФСИН России, Минобороны России, МЧС России, Минобрнауки России, территориальных органов МВД России. На пленарном заседании конференции были представлены доклады и аналитические материалы, характеризующие современное состояние морально-психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов России и зарубежных государств. В педагогической студии и мастер-классах представлен положительный опыт реализации современных психолого-педагогических практик. Результатом конференции стало обсуждение академических и прикладных проблем внедрения теории юридической педагогики и психологии в практику и укрепление научных связей между сотрудниками правоохранительных органов и образовательных организаций силовых структур, а также поиск эффективных педагогических форм и методов подготовки сотрудников правоохранительных органов. По итогам работы международной научно-практической конференции сформирована и принята резолюция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наталия Федоровна Гейжан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Pedagogy and Psychology in the Activities of Law Enforcement Officers: Integration of Theory and Practice” (review of the international scientific and practical conference)

The article gives an overview of the second international scientific and practical conference "Pedagogy and Psychology in the Activities of Law Enforcement Officers: Integration of Theory and Practice" held in October 2023. The conference is aimed at expanding and strengthening scientific international and interdepartmental cooperation, sharing scientific ideas on the development of pedagogy and psychology in the activities of law enforcement officers. The conference brought together more than 100 participants from 40 organisations in Russia and abroad, including: representatives of the People's Police Academy of the Ministry of Public Security of the Socialist Republic of Vietnam, the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic named after Major-General E. Aliyev, Kostanay Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan, the Educational Complex of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Armenia, the Russian State University of Justice, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Volga State University of Water Transport, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Institute of Practical Psychology "Imaton"; representatives of educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rosguard, Investigative Committee of Russia, Federal Penitentiary Service of Russia, Ministry of Defence of Russia, Ministry of Emergency Situations of Russia, Ministry of Education and Science of Russia, territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. At the plenary session of the conference, reports and analytical materials characterising the current state of moral and psychological support of official activities of law enforcement officers of Russia and foreign countries were discussed. The pedagogical studio and master-classes presented positive experience in the implementation of modern psychological and pedagogical practices. The conference resulted in the discussion of academic and practical challenges of introducing the theory of legal pedagogy and psychology into practice and strengthening scientific contacts between law enforcement officers and educational organisations of law enforcement institutions, as well as searching for effective pedagogical forms and methods of training law enforcement officers. According to the results of the international scientific and practical conference the resolution was formed and accepted.

Текст научной работы на тему ««Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики» (Обзор международной научно-практической конференции)»

Гейжан Н. Ф. / Geizhan N. F.

Обзор

УАК 378 @ ® I

DOI: 10.35750/2713-0622-2023-4-490-498

«Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики» (Обзор международной научно-практической конференции)

Наталия Федоровна Гейжан

Санкт-Петербургский университет МВД России (Санкт-Петербург, Россия) naftus@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-1272-8766 Аннотация

В статье представлен обзор второй международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики», прошедшей в октябре 2023 года. Конференция нацелена на расширение и укрепление научного международного и межведомственного сотрудничества, обмен научными мнениями по развитию педагогики и психологии в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

В конференции приняли участие более 100 человек из 40 образовательных организаций России и зарубежья, среди которых: представители Народной полицейской академии Министерства общественной безопасности Социалистической Республики Вьетнам, Академии МВД Кыргызской Республики имени генерал-майора Э. Алиева, Ко-станайской академии МВД Республики Казахстан, Образовательного комплекса полиции Республики Армения, Российского государственного университета правосудия, Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского, Волжского государственного университета водного транспорта, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Института практической психологии «Иматон»; представители образовательных организаций МВД России, Росгвардии, Следственного комитета России, ФСИН России, Минобороны России, МЧС России, Минобрнауки России, территориальных органов МВД России. На пленарном заседании конференции были представлены доклады и аналитические материалы, характеризующие современное состояние морально-психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов России и зарубежных государств. В педагогической студии и мастер-классах представлен положительный опыт реализации современных психолого-педагогических практик.

Результатом конференции стало обсуждение академических и прикладных проблем внедрения теории юридической педагогики и психологии в практику и укрепление научных связей между сотрудниками правоохранительных органов и образовательных организаций силовых структур, а также поиск эффективных педагогических форм и методов подготовки сотрудников правоохранительных органов.

По итогам работы международной научно-практической конференции сформирована и принята резолюция.

Ключевые слова

юридическая педагогика и психология, подготовка кадров, образовательные технологии, цифровая трансформация, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическая компетентность

Для цитирования: Гейжан, Н. Ф. (2023). «Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики» (Обзор международной научно-практической конференции). Российский девиантологический журнал, 3 (4), 490-498. doi: 10.35750/2713-0622-2023-4-490-498.

© Гейжан Н. Ф., 2023

Rewiew

"Pedagogy and Psychology

in the Activities of Law Enforcement Officers:

Integration of Theory and Practice"

(review of the international scientific and practical

conference)

Natalia F. Geizhan

Saint Petersburg University of the MIA of Russia (Saint Petersburg, Russia) naftus@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-1272-8766

Abstract

The article gives an overview of the second international scientific and practical conference "Pedagogy and Psychology in the Activities of Law Enforcement Officers: Integration of Theory and Practice" held in October 2023. The conference is aimed at expanding and strengthening scientific international and interdepartmental cooperation, sharing scientific ideas on the development of pedagogy and psychology in the activities of law enforcement officers.

The conference brought together more than 100 participants from 40 organisations in Russia and abroad, including: representatives of the People's Police Academy of the Ministry of Public Security of the Socialist Republic of Vietnam, the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Kyrgyz Republic named after Major-General E. Aliyev, Kostanay Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan, the Educational Complex of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Armenia, the Russian State University of Justice, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Volga State University of Water Transport, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Institute of Practical Psychology "Imaton"; representatives of educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rosguard, Investigative Committee of Russia, Federal Penitentiary Service of Russia, Ministry of Defence of Russia, Ministry of Emergency Situations of Russia, Ministry of Education and Science of Russia, territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. At the plenary session of the conference, reports and analytical materials characterising the current state of moral and psychological support of official activities of law enforcement officers of Russia and foreign countries were discussed. The pedagogical studio and master-classes presented positive experience in the implementation of modern psychological and pedagogical practices.

The conference resulted in the discussion of academic and practical challenges of introducing the theory of legal pedagogy and psychology into practice and strengthening scientific contacts between law enforcement officers and educational organisations of law enforcement institutions, as well as searching for effective pedagogical forms and methods of training law enforcement officers.

According to the results of the international scientific and practical conference the resolution was formed and accepted.

Keywords

legal pedagogy and psychology, personnel training, educational technologies, digital transformation, psychological and pedagogical support, psychological and pedagogical competence

For citation: Geizhan, N. F. (2023). Pedagogy and psychology in the activities of law enforcement officers: integration of theory and practice. Review of international research and practice conference. Russian Journal of Deviant Behavior, 3 (4), 490-498. doi: 10.35750/2713-0622-2023-4-490-498.

Гейжан Н. Ф. / Geizhan N. F.

27 октября 2023 года в Санкт-Петербургском университете МВД России состоялась международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики». Необходимо отметить, что конференция проводится ежегодно с 2018 года, при этом с 2022 года получила международный статус.

Конференция является знаковым международным событием для ведущих ученых в области педагогики и психологии в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Она проводится в рамках реализации приоритетного профиля подготовки Санкт-Петербургского университета МВД России «Деятельность кадровых подразделений и подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел» и в соответствии с основными направлениями исследований научной школы «Психолого-педагогическая система профессионального становления кадров в органах внутренних дел Российской Федерации».

В работе конференции приняли участие представители Народной полицейской академии Министерства общественной безопасности Социалистической Республики Вьетнам, Академии МВД Кыргызской Республики имени генерал-майора Э. Алиева, Костанайской академии МВД Республики Казахстан, Образовательного комплекса МВД Республики Армения, Российского государственного университета правосудия, Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского, Волжского государственного университета водного транспорта, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Института практической психологии «Иматон»; представители образовательных организаций МВД России, Росгвардии, Следственного комитета России, ФСИН России, Минобороны России, МЧС России, Минобр-науки России, территориальных органов МВД России.

Академическую и профессиональную среду представляли более 100 участников 40 образовательных организаций Российской Федерации, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

С приветственным словом к участникам конференции обратился начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, генерал-майор полиции Игорь Филиппович Амельчаков. Им было обозначено, что прошедший с предыдущей конференции год ознаменовался важными общественно значимыми событиями. Он прошел в полном соответствии с приданным ему смыслом Года педагога и наставника. Мы возвращались и переосмысляли наследие основоположника научной педагогики России К. Д. Ушинского. Памятные даты рождения А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского задавали

направления наших размышлений о путях развития педагогической практики.

В прошедший год укладывается и дата подписания Президентом России Указа «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Этот документ особенно значим для образовательных организаций правоохранительной направленности, Вооруженных Сил России. Указ дает педагогической науке и практике заказ на развитие идей патриотизма в стране, сохранение исторического наследия.

Одной из главных задач, стоящих перед сегодняшним научно-представительским мероприятием, является не только обмен накопленными знаниями и опытом между представителями научного сообщества, но также и передача этого опыта нашим будущим правоприменителям: курсантам, слушателям, адъюнктам. Участие обучающихся в научных мероприятиях является одним из необходимых этапов формирования психолого-педагогических компетенций, необходимых для успешной будущей практической деятельности.

В программу конференции вошли выступления участников на пленарном заседании, проведение педагогической студии и мастер-классов ведущими специалистами и выпуск электронного сборника тезисов докладов участников конференции.

В рамках пленарного заседания прозвучали доклады ученых России и зарубежных стран.

Открыл пленарное заседание доклад профессора кафедры педагогики и психологии учебно-научного комплекса по исследованию проблем кадровой работы и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, доктора педагогических наук Марины Римантасовны Илакавичус «Методические ответы на современные вызовы целей образования высшей школы МВД России». Докладчик начала с тезиса: в современных социально-политических условиях, когда на первое место выходят гражданская позиция, консолидация общества вокруг общезначимых внеисторических ценностей российского народа, высшее образование должно сконцентрироваться на решении сверхзадачи воспитывающего обучения. Абстрактное обсуждение глобальных смыслов образования сегодня должно уйти на второй план, на первый необходимо поставить научно обоснованные поиски методических путей реализации воспитывающего потенциала дисциплин высшей школы, готовящей молодежь к профессиям служения, к которым относится и профессия полицейского. Реализация воспитания в образовательном процессе как первой, так и второй половины учебного дня рассматривается сегодня как вызов прежде всего методической компоненте работы преподавателя высшей школы. Вне реализации орга-

низационно-педагогических условий, сконструированных на гуманитарно-антропологических основаниях, на принципах природо- и культуросообразности нарастают труднопреодолимые риски формализации и профанации двуединого образовательного процесса высшей школы. Выступающая произвела анализ разных подходов современной педагогики высшей школы к ответам на данный вызов и предложила посетить педагогическую студию, на которой и был продемонстрирован один из вариантов решения задачи конструирования занятия, решающего задачу воспитывающего обучения (Илакавичус, 2023).

С докладом на тему «Технология и результаты разработки профессиограммы участкового инспектора полиции (опыт Республики Казахстан)» выступила начальник Центра по подготовке специалистов психологов и проведению социологических исследований Костанайской академии МВД Республики Казахстан Елена Сергеевна Федотова.

Елена Сергеевна в своем докладе раскрыла новые требования к личности участкового инспектора полиции, которые предъявляет общество, и как эти требования соответствуют современным реформам, в частности, внедряемой модели сервисной полиции в Республике Казахстан. Докладчик систематизировала современные подходы к профессиографическому исследованию деятельности сотрудников правоохранительных органов различных стран, представила возможности использования компетентностного подхода в профессиографическом описании деятельности участкового инспектора полиции Республики Казахстан. В профессиограмме участковых инспекторов полиции должна в первую очередь учитываться их способность успешно работать с проблемами местного населения и умение вовлекать местных жителей в процесс реализации этих усилий. Именно степень эффективности мер, принятых в процессе решения проблем, уровень удовлетворенности населения полицейским обслуживанием или степень сотрудничества общества с полицией, а также жизнеспособность проектов жителей района и ощущение безопасности у проживающего в нем населения являются центральными показателями для оценки населением своего участкового инспектора полиции1.

О новых аспектах роли преподавателя высшей школы в реализации воспитательных задач предложил собравшимся подумать профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат педагогических наук,

доцент Сергей Николаевич Тихомиров, выступивший с докладом на одноименную тему. В контексте задач, поставленных Президентом Российской Федерации В. В. Путиным перед всем обществом в Указе об основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, выступающий обратил внимание аудитории на такое направление педагогических усилий представителей высшего образования, как противодействие западной деструктивной пропаганде, идеологии либерализма и транспостгуманизма, десакрализации истории. Необходимо прилагать усилия для продвижения государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, продвижения концепции, образа и смыслов российского патриотизма. В заключение докладчик предложил авторское видение влияния широкого социокультурного и политического контекста на формирование ценностей молодежи, проведя исторические параллели с современностью, и призвал собравшихся представителей высшей школы правоохранительных органов активно противостоять раскрытым им тенденциям (Туфлейкина, Тихомиров, 2023).

Преподаватель кафедры психологии Народной полицейской академии Министерства общественной безопасности Социалистической Республики Вьетнам, кандидат психологических наук Вьет Кхоа Фам в докладе «Использование электронных лекций (Б-1е880п) в преподавании (на примере психологических дисциплин): принципы и процедуры построения» отметил, что традиционные лекции, которые, по сути, преимущественно подчёркивают роль деятельности преподавателя, носят малоподвижный характер. Обучающиеся с трудом осваивают знания из области гуманитарных наук, в т. ч. психологических наук, так как они испытывают сложность в восприятии большого объёма текстовых материалов. Однако в настоящее время использование электронных лекций (Е-1еззоп) является эффективным способом создания новой формы обучения, позволяющим преодолеть ограничения пространства, времени и поощрить инициативу обучающихся на всех этапах обучения2 (Фам, 2023).

Доклад преподавателя Института практической психологии «Иматон», кандидата психологических наук, доцента Марины Васильевны Пряхиной был посвящен описанию научно-методических основ организации психологической помощи сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим оперативно-служебные задачи в особых условиях. Докладчик описала целевые задачи организации психологической работы

1 Международный опыт по системе оценки работы полиции и рекомендации для Республики Казахстан (стр. 45) (2021). https://lprc.kz/ru/library/mezhdunarodnyj-opyt-po-sisteme-oczenki-raboty-policzii-i-rekomendaczii-dlya-respubliki-kazahstan/

2 Вьетнам и Россия расширят учебные программы для вьетнамской полиции. (2019). Vietnam Television (VTV). https://english.vtv.vn/news/vietnam-and-russia-to-expand-training-programs-for-vietnamese-police-20190701130941078.htm

Гейжан Н. Ф. / Geizhan N. F.

при выполнении сотрудниками правоохранительных органов задач в особых условиях, а также этапы данной работы. Психологическая травматизация среди личного состава становится причиной снижения эффективности выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, увеличения «небоевых потерь», трудностей с преодолением травматического стресса и т.д3 (Баринова, Пряхина, 2023).

Важность исследований в этом направлении обусловлена, с одной стороны, наличием недостаточной информации об особенностях психологической травматизации у сотрудников, которым приходится выполнять задачи в рамках специальной военной операции, а с другой -необходимостью повышать эффективность ее профилактики, меры которой должны базироваться на результатах изучения ее особенностей у участников специальной военной операции (Шаранов, Душкин, 2023).

Начальник кафедры общественно-политических дисциплин и психологии Академии МВД Кыргызской Республики имени генерал-майора Э. Алиева, доктор юридических наук Чолпон Айзабековна Кадырова и преподаватель кафедры общественно-политических дисциплин и психологии Академии МВД Кыргызской Республики имени генерал-майора Э. Алиева, кандидат психологических наук Айчурок Акжолтоевна Зайыр-бекова в докладе «Социально-психологические причины похищения невест в современном Кыргызстане» представили одну из актуальных проблем современного общества Кыргызстана - борьбу с похищением невест с целью вступления в принудительный брак (Махмудова, М. М., Королева, А. М., Махмудова, Д. М., 2019; Кадырова, Зайырбекова, 2023). Были рассмотрены основные социально-психологические причины данного явления и определены способы и мотивы похищения невест. Представлены статьи уголовного кодекса Кыргызской Республики касаемо данного деструктивного явления (Клименко, 2022).

Главный редактор редакции журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» и газеты «На страже закона», ответственный секретарь «Российского девиантологического журнала», кандидат филологических наук Лариса Викторовна Каверина в докладе «"Российский девиантологический журнал" - проект интеграции педагогических и психологических исследований проблем отклоняющегося поведения» отметила, что в основу создания «Российского девиантологического журнала» изначально заложен интеграционный подход - создание цифровой площадки, объединяющей исследователей из разных областей знаний, занимающихся изучением вопросов девиантного поведения, осветила ключевые направления дальнейшего развития издания. Представлены

результаты анализа библиометрических показателей журнала в Российском индексе научного цитирования, свидетельствующие о том, что издание имеет хорошие условия для интеграции и продвижения в международное информационное пространство. Приведенные итоги оценки уровня и качества публикаций показывают, что эксперты в области девиантологии положительно оценивают реализуемую стратегию развития издания, которая соответствует ожиданиям читательской аудитории (Каверина, 2022).

Начальник кафедры организации огневой и физической подготовки Академии управления МВД России, кандидат педагогических наук, доцент Тимофей Сергеевич Купавцев в докладе «Педагогическая поддержка в управлении средой непрерывного образования сотрудника МВД России» подробно описал педагогическую поддержку как стратегию управления средой непрерывного образования сотрудника МВД России, которая концентрируется на создании условий для расширения его личностного опыта во взаимодействии со все более усложняющейся профессиональной средой (Купавцев, 2023Ь). Подобное построение взаимодействий в служебном коллективе позволяет снимать межличностные противоречия между руководителем и подчиненным сотрудником, укреплять событийные связи, обеспечивать самореализацию каждого в профессиональном и личностном плане в избранном виде деятельности (Купавцев, 2022). Докладчик отметил, что педагогическая поддержка раскрывается как стратегия управления средой профессиональной деятельности в русле лич-ностно ориентированного подхода, когда учитываются интересы всех субъектов, взаимодействующих со средой, в совместном решении профессиональных задач (Купавцев, 2023а).

В соответствии с программой конференции была организована педагогическая студия «Приемы реализации воспитывающего потенциала дисциплин профессионально-ценностного блока в образовательных организациях МВД России». Ее ведущими выступили профессор кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук Марина Римантасовна Илакавичус и адъюнкт адъюнктуры Санкт-Петербургского университета МВД России Алиса Разимовна Шарипкулова. Педагогическая студия была посвящена демонстрации и обсуждению варианта проектирования и реализации антропопрактики в профессиональном образовании МВД России. Демонстрационная часть основывалась на поэтапном создании условий для активизации рефлексивных процессов участников занятия. Посредством предъявления культурных текстов в видео, визуальном и аудиоформатах ими были

3 Стрельникова, Ю. Ю., Баринова, М. Г., Пряхина, М. В. (2023) Психологическая интервенция (развитие, коррекция и реабилитация): учебное пособие. Санкт-Петербургский университет МВД России.

восприняты, обсуждены важнейшие характеристики нравственно-этической стороны деятельности современного сотрудника полиции. Среда диалога и позитивного восприятия друг друга позволила выйти на позицию самоопределения в вопросе ценностной основы личностно-профессиональной позиции полицейского. Дискуссионная часть студии позволила уточнить соответствие методологии и методики, использованных в данном варианте антропопрактики.

Ведущими мастер-класса «Современные образовательные технологии в системе подготовки кадров МВД России» выступили доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук Тамара Леонидовна Журавлева и доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент Елена Васильевна Филипенко.

В ходе проведения мастер-класса участникам был представлен положительный педагогический опыт кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России по применению в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий.

Участники мастер-класса осваивали технологию «Алфавит» (С. С. Кашлев) проблемного обучения. Постижение смысла понятия «воспитание» сопровождалось определением слов, связанных с воспитанием, и занесением этих слов в технологическую карту. Результатом освоения технологии «Алфавит» стало определение участниками ее значимости в обучении курсантов и слушателей.

Преподаватель Института практической психологии «Иматон», кандидат психологических наук, доцент Марина Васильевна Пряхина была ведущим мастер-класса «Методы психологической помощи сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим оперативно-служебные задачи в особых условиях». Ведущий продемонстрировал возможности использования палсинга, светозвуковой и музыкальной стимуляции в коррекции состояний нервно-психической дезадаптации сотрудников органов внутренних дел, выполняющих оперативно-служебные задачи в особых условиях. Особое внимание было уделено психической травматизации и ее последствиям как «мишени» психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел. Своевременно оказанная профессиональная психологическая помощь в виде психологической коррекции и реабилитации позволяет повысить эффективность выполнения сотрудниками оперативно-служебных задач в особых условиях.

Психолог отделения психологического обеспечения отдела воспитательной и социальной работы с личным составом Санкт-Петербургского университета ФСИН России Юлия Александровна Мейер в качестве

ведущего провела мастер-класс «Развитие эмоционального интеллекта у сотрудников правоохранительных органов для повышения эффективности служебной деятельности». Необходимость развития эмоционального интеллекта обусловлена тем, что дает возможность объективно оценивать себя и других в процессе служебной деятельности, выявлять внутриличност-ные и межличностные противоречия, искать пути их устранения, самостоятельно выстраивать концепции личностно-профессионального развития и стратегии реализации целей. Ведущий в ходе мастер-класса представил различные методы развития эмоционального интеллекта: методы эмоциональной (психофизиологической) саморегуляции (методы релаксации, медитативные техники, дыхательные техники, визуализация (представление образов, якорные техники), арт-тера-певтические методы и др.

Заслушав и обсудив материалы докладов пленарного заседания, педагогической мастерской и мастер-классов участники форума приняли резолюцию.

Участники конференции считают, что:

- состоялся плодотворный обмен опытом проведения по теоретическим и практическим проблемам педагогики и психологии в деятельности сотрудников правоохранительных органов;

- установлены пути международного сотрудничества с зарубежными образовательными организациями;

- следует провести в 2024 году международную научно-практическую конференцию «Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики», сосредоточив свое внимание на актуальных проблемах взаимодействия образовательных организаций различных министерств и ведомств.

На пленарном заседании конференции были представлены доклады, характеризующие современное состояние морально-психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников силовых структур. В рамках педагогической студии и мастер-классов был представлен положительный опыт реализации современных образовательных технологий в системе подготовки кадров МВД России, а также психологической работы с сотрудниками правоохранительных органов, выполняющих оперативно-служебные задачи в особых условиях.

В рамках работы конференции были выявлены следующие значимые теоретические выводы:

- уточнены методологические подходы к проектированию и реализации современного непрерывного образования в правоохранительных органах России и зарубежных государств;

- сформулированы идейные основы решения задачи сбережения личного состава правоохранительных органов;

Гейжан Н. Ф. / Geizhan N. F.

- сформулированы перспективные направления развития эффективных практик психолого-педагогического сопровождения развития человеческого потенциала в правоохранительных органах России и зарубежных государств;

- расширены возможности использования в образовательном процессе проектной деятельности обучающихся на всех уровнях образования;

- обоснована необходимость методического обеспечения подготовки психологов для работы с участниками специальной военной операции и членами их семей.

В рамках работы конференции сформулированы следующие предложения по решению практических проблем:

- выявлена необходимость проведения научно-исследовательских работ по заявкам центрального аппарата МВД России и территориальных органов

МВД России по вопросам психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел, выполнявших оперативно-служебные задачи в особых условиях в 2024 году;

- в целях научно-методического обеспечения подготовки психологов издать монографию «Психологическая интервенция последствий служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел в особых условиях» в 2024 году;

- в целях реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности подразделений участковых уполномоченных полиции, в том числе улучшения условий службы и социальной защиты сотрудников, разработать аналитические материалы «Психолого-педагогические детерминанты формирования положительного имиджа участкового уполномоченного полиции в современных условиях» в 2024 году.

Список литературы

Баринова, М. Г., Пряхина, М. В. (2023). Методы психологической коррекции сотрудников правоохранительных органов. В А. С. Душкин, М. Р. Илакавичус (ред.), Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 27 октября 2023 года, стр. 26-31). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. ББ№ УУИКУЪ

Илакавичус, М. Р. (2023). Гуманитарно-антропологический подход как основа организации профессионального воспитания представителей профессий служения. Научно-педагогическое обозрение, 3 (49). 86-93. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-3-86-93

Каверина, Л. В. (2022) Управление научным журналом университета с помощью электронной редакции. В Актуальные проблемы и тенденции развития научно-исследовательской деятельности в образовательных организациях МВД России: сборник статей по итогам внутриведомственной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 17 июня 2022 года, стр. 144-148). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.

Кадырова, Ч. А., Зайырбекова, А. А. (2023). Социально-психологические причины похищения невест в современном Кыргызстане. В А. С. Душкин, М. Р. Илакавичус (ред.), Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 27 октября 2023 года, стр. 130133). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. ЕБ№ ОХЯАХБ

Клименко, К. И. (2022). Сравнительно-правовая характеристика законодательного регулирования обычая похищения невесты в России и иностранных государствах. Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т), 8 (4 (20)), 41-54.

Купавцев, Т. С. (2022). Концепция педагогической поддержки саморазвития личности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в непрерывном образовании: монография. Москва: Академия управления МВД России.

Купавцев, Т. С. (2023а). Феномен ответственности в концепции педагогической поддержки. Мир науки. Педагогика и психология, 11 (1). https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN123.pdf

Купавцев, Т. С. (2023Ь). Педагогическая поддержка в управлении средой непрерывного образования сотрудника МВД России. В А. С. Душкин, М. Р. Илакавичус (ред.), Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 27 октября 2023 года, стр. 189-193). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. EDN: DANNSL

Махмудова, М. М., Королева, А. М., Махмудова, Д. М. (2019). Похищение невесты - обычай или вызов времени? Женщина в российском обществе, 1, 121-132. https://doi.0rg/10.21064/WinRS.2019.1.11

Туфлейкина, Н. А., Тихомиров, С. Н. (2023). Личностно-развивающий подход в образовательном процессе как определяющее направление всех прогрессивных педагогических технологий. В Сборник научных статей по итогам Недели российской науки в Рязанском филиале Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя: сборник научных трудов (Рязань, 01-08 февраля 2023 года, стр. 368-371). Рязань: Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя. Фам, В. К. (2023). Использование электронных лекций (e-lesson) в преподавании (на примере психологических дисциплин): принципы и процедуры построения. В А. С. Душкин, М. Р. Илакавичус (ред.), Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 27 октября 2023 года, стр. 277-282). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. EDN: KQMBZU Шаранов, Ю. А., Душкин, А. С. (2023). Психологическая травматизация сотрудников правоохранительных органов, выполнявших оперативно-служебные задачи в особых условиях. Прикладная юридическая психология, 2 (63), 26-38.

References

Barinova, M. G., Pryahina, M. V. (2023). Metody psihologicheskoj korrekcii sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. V A. S. Dushkin, M. R. Ilakavichus (red.), Pedagogika i psihologiya v deyatel'nosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: integraciya teorii i praktiki: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Sankt-Peterburg, 27 oktyabrya 2023 goda, str. 26-31). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii. EDN: YYHKVL Ilakavichus, M. R. (2023). Gumanitarno-antropologicheskij podhod kak osnova organizacii professional'nogo vos-pitaniya predstavitelej professij sluzheniya. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie, 3 (49). 86-93. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2023-3-86-93 Kaverina, L. V. (2022) Upravlenie nauchnym zhurnalom universiteta s pomoshch'yu elektronnoj redakcii. V Aktual'nye problemy i tendencii razvitiya nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii: sbornik statej po itogam vnutrivedomstvennoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Sankt-Peterburg, 17 iyunya 2022 goda, str. 144-148). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii. EDN: LIZXJW Kadyrova, Ch. A., Zajyrbekova, A. A. (2023). Social'no-psihologicheskie prichiny pohishcheniya nevest v sovremen-nom Kyrgyzstane. V A. S. Dushkin, M. R. Ilakavichus (red.), Pedagogika i psihologiya v deyatel'nosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: integraciya teorii ipraktiki: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii (Sankt-Peterburg, 27 oktyabrya 2023 goda, str. 130-133). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universi-tet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii. EDN: OXRAXD Klimenko, K. I. (2022). Sravnitel'no-pravovaya harakteristika zakonodatel'nogo regulirovaniya obychaya pohishcheniya

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

nevesty v Rossii i inostrannyh gosudarstvah. Novizna. Eksperiment. Tradicii (N.Eks.T), 8 (4 (20)), 41-54. Kupavcev, T. S. (2022). Koncepciya pedagogicheskoj podderzhki samorazvitiya lichnosti sotrudnika organov vnutrennih del

Rossijskoj Federacii v nepreryvnom obrazovanii: monografiya. Moskow: Akademiya upravleniya MVD Rossii. Kupavcev, T. S. (2023a). Fenomen otvetstvennosti v koncepcii pedagogicheskoj podderzhki. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya, 11 (1). https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN123.pdf Kupavcev, T. S. (2023b). Pedagogicheskaya podderzhka v upravlenii sredoj nepreryvnogo obrazovaniya sotrudnika MVD Rossii. V A. S. Dushkin, M. R. Ilakavichus (red.), Pedagogika i psihologiya v deyatel'nosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: integraciya teorii i praktiki: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Sankt-Peterburg, 27 oktyabrya 2023 goda, str. 189-193). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet Min-isterstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii. EDN: DANNSL Mahmudova, M. M., Koroleva, A. M., Mahmudova, D. M. (2019). Pohishchenie nevesty - obychaj ili vyzov vremeni?

Zhenshchina v rossijskom obshchestve, 1, 121-132. https://doi.org/10.21064/WinRS.2019.L11 Tuflejkina, N. A., Tihomirov, S. N. (2023). Lichnostno-razvivayushchij podhod v obrazovatel'nom processe kak opredel-yayushchee napravlenie vsekh progressivnyh pedagogicheskih tekhnologij. V Sbornik nauchnyh statej po itogam Nedeli rossijskoj nauki v Ryazanskom filiale Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V. YA. Kikotya: sbornik nauchnyh trudov (Ryazan', 01-08 fevralya 2023 goda, str. 368-371). Ryazan': Moskovskij universitet MVD Rossii im. V. YA. Kikotya.

Fam, V. K. (2023). Ispol'zovanie elektronnyh lekcij (e-lesson) v prepodavanii (na primere psihologicheskih disciplin): principy i procedury postroeniya. V A. S. Dushkin, M. R. Ilakavichus (red.), Pedagogika ipsihologiya v deyatel'nosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: integraciya teorii i praktiki: materialy mezhdunarodnoj nauchno-

Гейжан Н. Ф. / Geizhan N. F.

prakticheskoj konferencii (Sankt-Peterburg, 27 oktyabrya 2023 goda, str. 277-282). Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii. EDN: KQMBZU Sharanov, Yu. A., Dushkin, A. S. (2023). Psihologicheskaya travmatizaciya sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov, vypolnyavshih operativno-sluzhebnye zadachi v osobyh usloviyah. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya, 2 (63), 26-38.

Информация об авторе:

Гейжан Наталия Федоровна - профессор кафедры педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию 15.11.2023 Одобрена после рецензирования 27.11.2023 Опубликована 15.12.2023

About the author

Natalia Fedorovna Geizhan - Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Doctor Sci. (Ped.), Professor.

The author declare no conflicts of interests.

Submitted November 15, 2023

Approved after reviewing November 27, 2023

Accepted December 15, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.