Научная статья на тему 'Взаимосвязь уровня самооценки с нарушениями служебной дисциплины обучающимися образовательных организаций МВД России'

Взаимосвязь уровня самооценки с нарушениями служебной дисциплины обучающимися образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
служебная дисциплина / образовательные организации МВД России / самооценка / адаптация / психологопедагогическое внимание / психологическое сопровождение / service discipline / educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / self-assessment / adaptation / psychological and pedagogical attention / psychological support

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ирина Аркадьевна Сошникова, Виктория Анатольевна Смородина

Введение. Нарушение сотрудниками органов внутренних дел служебной дисциплины и законности имеет разные причины, которые широко изучены в научной литературе. При этом вопрос данного вида девиации среди курсантов и слушателей образовательных организаций представлен недостаточно. В статье рассматриваются причины нарушений служебной дисциплины обучающимися образовательных организаций МВД России во взаимосвязи с уровнем их самооценки. Авторами исследуются взаимосвязь самооценки с адаптацией к особенностям учебно-служебной деятельности обучающихся. Исходя из опыта работы Санкт-Петербургского университета МВД России, предлагаются пути и условия формирования адекватной самооценки обучающихся. Целью исследования является определение наличия взаимосвязи между уровнем самооценки обучающихся с нарушением ими служебной дисциплины и законности и адаптацией к служебной деятельности. Методы. Методологическую основу исследования составили научные идеи о формировании личности обучающихся в образовательных организациях МВД России основанные на личностно-деятельном подходе и формировании единого образовательного пространства. При проведении исследования использовались общенаучные методы, такие как: анализ научной литературы, анализ нормативных правовых актов, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение теории и практики вопросов нарушения сотрудниками служебной дисциплины и законности, моделирование. Результаты работы и их новизна состоят в том, что авторами на основе сопоставления связи самооценки и нарушений служебной дисциплины обучающимися Санкт-Петербургского университета МВД России предложены конкретные методы по профилактике данного вида девиации среди курсантов и слушателей. Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования предложенных форм и методов профилактики нарушений служебной дисциплины и законности в работе с обучающимися образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ирина Аркадьевна Сошникова, Виктория Анатольевна Смородина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The сorrelation between the self-esteem leveland violations of official discipline by trainees of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Introduction. Violation of official discipline and legality by employees of internal affairs bodies has various reasons, which are widely studied in the scientific literature. At the same time, the issue of this type of deviation among cadets and trainees of educational organizations is presentedinsufficiently. The article examines the reasons of the discipline violationsby trainees of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in interaction with their self-esteemlevel. The authors investigate the relationship of self-assessment with adaptation to the peculiarities of the educational and service activities of trainees. Based on the work experience of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the ways and conditions for the formation of an adequate self-assessment of trainees are proposed. The purpose of the study is to determine whether there is a relationship between the level of self-esteem of trainees and their violation of discipline and legality and adaptation to official activity. Methods.The methodological basis of the study was formed by the scientific ideas about the formation of the trainees’personality in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and are based on a personalactivity approach and the formation of a unified educational space. General scientific methods were usedduring the research, such as analysis of scientific literature, analysis of normative legal acts, comparative analysis, generalization of theory and practice of issues of violation of official discipline and legality by employees, modeling. The results of the work and their novelty consist in the fact that the authors, basing on a comparison of the relationship between self-esteem and violations of official discipline by trainees of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, propose specific methods for the prevention of this type of deviation among cadets and trainees. The practical significance of the study is the possibility of using the proposed forms and methods of prevention of violations of official discipline and legality in working with trainees of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь уровня самооценки с нарушениями служебной дисциплины обучающимися образовательных организаций МВД России»

Сошникова И. А., Смородина В. А. / Soshnikova I. A., Smorodina V. A.

Оригинальная статья

УДК 378.6

DOI: 10.35750/2713-0622-2023-4-452-463

Взаимосвязь уровня самооценки с нарушениями служебной дисциплины обучающимися образовательных организаций МВД России

Ирина Аркадьевна Сошникова

Санкт-Петербургский университет МВД России (Санкт-Петербург, Россия) isoshnikova@mail.ru

ORCID: 0009-0000-4492-5273

Виктория Анатольевна Смородина

Санкт-Петербургский университет МВД России (Санкт-Петербург, Россия) smorodina-svu@yandex.ru

ORCID: 0009-0006-1631-7653

Аннотация

Введение. Нарушение сотрудниками органов внутренних дел служебной дисциплины и законности имеет разные причины, которые широко изучены в научной литературе. При этом вопрос данного вида девиации среди курсантов и слушателей образовательных организаций представлен недостаточно. В статье рассматриваются причины нарушений служебной дисциплины обучающимися образовательных организаций МВД России во взаимосвязи с уровнем их самооценки. Авторами исследуются взаимосвязь самооценки с адаптацией к особенностям учебно-служебной деятельности обучающихся. Исходя из опыта работы Санкт-Петербургского университета МВД России, предлагаются пути и условия формирования адекватной самооценки обучающихся.

Целью исследования является определение наличия взаимосвязи между уровнем самооценки обучающихся с нарушением ими служебной дисциплины и законности и адаптацией к служебной деятельности.

Методы. Методологическую основу исследования составили научные идеи о формировании личности обучающихся в образовательных организациях МВД России основанные на личностно-деятельном подходе и формировании единого образовательного пространства. При проведении исследования использовались общенаучные методы, такие как: анализ научной литературы, анализ нормативных правовых актов, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение теории и практики вопросов нарушения сотрудниками служебной дисциплины и законности, моделирование. Результаты работы и их новизна состоят в том, что авторами на основе сопоставления связи самооценки и нарушений служебной дисциплины обучающимися Санкт-Петербургского университета МВД России предложены конкретные методы по профилактике данного вида девиации среди курсантов и слушателей. Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования предложенных форм и методов профилактики нарушений служебной дисциплины и законности в работе с обучающимися образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова

служебная дисциплина, образовательные организации МВД России, самооценка, адаптация, психолого-педагогическое внимание, психологическое сопровождение

Для цитирования: Сошникова, И. А., Смородина, В. А. (2023). Взаимосвязь уровня самооценки с нарушениями служебной дисциплины обучающимися образовательных организаций МВД России. Российский девиантологический журнал, 3 (4), 452-463. ат: 10.35750/2713-0622-2023-4-452-463.

© Сошникова И. А., Смородина В. А., 2023

Original paper

The сorrelation between the self-esteem leveland violations of official discipline by trainees of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Irina A. Soshnikova

Saint Petersburg University of the MIA of Russia (Saint Petersburg, Russia) isoshnikova@mail.ru

ORCID: 0009-0000-4492-5273

Viktoria A. Smorodina

Saint Petersburg University of the MIA of Russia (Saint Petersburg, Russia) smorodina-svu@yandex.ru

ORCID: 0009-0006-1631-7653

Abstract

Introduction. Violation of official discipline and legality by employees of internal affairs bodies has various reasons, which are widely studied in the scientific literature. At the same time, the issue of this type of deviation among cadets and trainees of educational organizations is presentedinsufficiently. The article examines the reasons of the discipline violationsby trainees of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in interaction with their self-esteemlevel. The authors investigate the relationship of self-assessment with adaptation to the peculiarities of the educational and service activities of trainees. Based on the work experience of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the ways and conditions for the formation of an adequate self-assessment of trainees are proposed. The purpose of the study is to determine whether there is a relationship between the level of self-esteem of trainees and their violation of discipline and legality and adaptation to official activity.

Methods.The methodological basis of the study was formed by the scientific ideas about the formation of the trainees'personality in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and are based on a personal-activity approach and the formation of a unified educational space.

General scientific methods were usedduring the research, such as analysis of scientific literature, analysis of normative legal acts, comparative analysis, generalization of theory and practice of issues of violation of official discipline and legality by employees, modeling.

The results of the work and their novelty consist in the fact that the authors, basing on a comparison of the relationship between self-esteem and violations of official discipline by trainees of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, propose specific methods for the prevention of this type of deviation among cadets and trainees. The practical significance of the study is the possibility of using the proposed forms and methods of prevention of violations of official discipline and legality in working with trainees of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords

service discipline, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, self-assessment, adaptation, psychological and pedagogical attention, psychological support

For citation: Soshnikova, I. A., Smorodina, V. A. (2023). The correlation between the self-esteem leveland violations of official discipline by trainees of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russian Journal of Deviant Behavior, 3 (4), 452-463. doi: 10.35750/2713-0622-2023-4-452-463.

Сошникова И. А., Смородина В. А. / Soshnikova I. A., Smorodina V. A.

Введение

Соблюдение сотрудниками полиции служебной дисциплины и законности является одним из ключевых компонентов функционирования всей системы органов внутренних дел Российской Федерации в целом. Государство в лице уполномоченных органов и самого Министерства внутренних дел Российской Федерации закрепило данный факт в требованиях законодательства к служебному поведению сотрудников полиции; в запретах и ограничениях, связанных с прохождением службы; в антикоррупционных нормативных правовых актах1.

Вполне естественно, что человек, стоящий на страже обеспечения и гарантии соблюдения прав и свобод граждан, воспринимается обществом как некий идеальный субъект, олицетворяющий отсутствие недостатков и слабости. При этом каждый сотрудник правоохранительных органов — это живой человек со своей внутренней жизнью, со своими желаниями и личностными потребностями, с определенным темпераментом, уровнем самооценки и самосознания.

Перед поступлением на службу будущие полицейские проходят сложный психологический отбор. Одной из целей данного отбора является определение факторов риска конкретного человека к любому виду девиа-ции2. Кроме того, психологический отбор направлен на определение у кандидата степени сформированности профессионально значимых качеств, важных в будущей служебной деятельности.

Понятие профессионально значимых качеств в психологии стали использовать в середине двадцатого века. При этом имелся в виду некий набор наиболее важных для выполнения конкретной деятельности психических функций. Такой набор послужил основой для подбора психодиагностических методик для прогнозирования успешности будущей профессиональной деятельности претендентов на конкретные должности. Считалось, что успешность работы определяется в основном наличием психических функций, способностей определенного уровня и качества (Super, 1957).

Кроме того, профессионально значимые качества рассматривались как связь между личностными и профессиональными характеристиками человека. Постепенно наука стала изучать личностное развитие человека, его самоактуализацию и самореализацию. Сформированность профессионально значимых качеств стала необходимым условием профессиональной подготовки и осуществления успеш-

ной профессиональной деятельности (Никифоров, Шингаев, 2013).

Практическая задача по специальному психологическому профессиональному отбору кандидатов на службу задавала рамки требований к определению профессионально значимых качеств. В данном случае речь шла о выявлении устойчивых качеств личности, плохо поддающихся тренировке свойств или способностей, которые весьма существенны для достижения профессионального успеха (Holland, 1968).

Сегодня при отборе на службу в правоохранительные органы профессионально значимые качества рассматриваются как компоненты профессиональной пригодности, то есть как качества, необходимые человеку для успешного решения профессиональных задач (Дашко, Виноградов, 2015).

Многоуровневая система психологического отбора кандидатов на службу, состоящая из разнонаправленного тестирования, прохождение которого занимает порядка трех часов; интервьюирования кандидата; прохождения полиграфа; комиссионного обсуждения кандидатуры, должна позволить отобрать кандидатов с минимальной склонностью к девиантному поведению и с максимальным набором важных профессиональных качеств.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что сотрудники органов внутренних дел, прошедшие психологический отбор и поступившие на службу, в идеале практически не должны допускать девиации. Однако проблема девиантного поведения сотрудников существует и имеет разные формы.

К наиболее опасным формам девиации можно отнести нарушение закона, выражающееся в криминальном поведении, коррупционные нарушения, насильственные действия по отношению к гражданам - именно такие формы имеют наибольший общественный резонанс (Ефимов, Евдошенко, Шумакова, 2020).

Анализ статистических данных показывает, что нарушение сотрудниками служебной дисциплины и законности по ряду показателей имеют динамику и тенденцию к росту. Кроме того, сами факты нарушений отрицательно влияют на уровень доверия граждан в целом к органам внутренних дел. Это связано с тем, что такие нравственно-этические понятия, переходящие в профессионально значимые качества сотрудника, как достоинство, честь и служебный долг, тяжело совместить с нарушениями служебной дисциплины и законности.

1 Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (2011); Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (2008).

2 Ст. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (с изменениями и дополнениями от 06.03.2015)» (2012). URL: https://base.garant.ru/70276070/

Возникает закономерный вопрос поиска и предотвращения причин девиации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в форме нарушения служебной дисциплины и законности.

Причем начинать работу в этом направлении необходимо как можно раньше, с первых шагов сотрудника в служебной карьере. В этой связи очень важна работа с обучающимися образовательных организаций МВД России. Курсанты и слушатели ведомственных образовательных организаций с момента поступления на учебу являются не просто обучающимися - студентами, а становятся действующими сотрудниками органов внутренних дел. Они состоят в должности курсанта и имеют специальные звания от рядового до младшего лейтенанта полиции (Сошникова, Гейжан, 2019, с. 17-18).

ЧЧ

такие нравственно-этические

понятия, переходящие в профессионально значимые качества сотрудника, как достоинство, честь и служебный долг, тяжело совместить с нарушениями служебной дисциплины и законности

кк

Обзор литературы

Исследуя условия и факторы нарушения служебной дисциплины сотрудниками полиции, А. С. Душкин и Е. А. Щелкушкина разделили их на несколько групп. В группе факторов, отражающих особенности личности сотрудника, на первом месте авторами отмечен неадекватный персональным возможностям уровень притязаний и завышенные личностные ожидания, то есть неадекватная оценка самого себя, самооценка (Душкин, Щелкушкина, 2015).

В этой связи важен разговор именно об обучающихся в образовательных организациях силовых структур.

Анализ научной литературы позволяет выделить ряд особенностей служебной деятельности курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России.

Во-первых, с момента поступления молодые люди (в среднем 17-19 лет) попадают в среду, где одним из

ключевых компонентов является система подчинения, где каждое их действие контролируется вышестоящими руководителями. Данная система требует от молодого человека умения выполнять распоряжения начальника, соблюдать служебную дисциплину и подчиняться приказам. В системе образовательной организации МВД России, аналогично образовательным организациям Министерства обороны, молодой человек теряет свою свободу и учится жить в жестких рамках дисциплины и подчинения. Как отмечает И. Р. Шелест, данная среда довлеет над человеком и способствует проявлению девиации в свободное от службы время (Шелест, 2009).

Собеседование с первокурсниками Санкт-Петербургского университета МВД России показало, что для большинства из них именно проблемы выработки навыков подчинения и отсутствия свободы выбора являются основными в начале обучения. Ломается их привычный уклад жизни, где они были относительно свободны в выборе действий, планировании своего времени.

Зачастую это вызывает протест, когда внутреннее свободное «Я» входит в конфликт с внешними требованиями, что влечет за собой нарушение служебной дисциплины.

Так, при изучении вопроса особенностей девиантного поведения курсантов и слушателей учебных заведений МВД России И. К. Стригуненко рассматривал систему постоянного подчинения как один из факторов нарушения ими служебной дисциплины. Автор проводил работу по анализу причин девиации более десяти лет назад, когда прошла целая серия громких нарушений закона курсантами ведомственных образовательных организаций. Результаты его исследования показали, что обучающиеся ставят на первое место среди внутренних причин нарушения служебной дисциплины и законности неадекватную самооценку (Стригуненко, 2014).

Во-вторых, к особенностям служебной деятельности обучающихся в образовательной организации высшего образования МВД России можно отнести так называемый «повышенный уровень ответственности», при котором, обучающиеся, помимо непосредственно учебы, несут службу во внутренних нарядах, привлекаются к несению службы во время проведения массовых мероприятий и к охране общественного порядка в период проведения представительских, спортивных и иных массовых мероприятий. То есть с начала обучения курсанты привлекаются к выполнению обязанностей сотрудников полиции по охране общественного порядка, хотя психологически, по уровню собственной осознанности и личного восприятия своей социальной роли, они еще находятся на стадии «ученика». Данное восприятие иногда мешает им в полной мере нести ответственность за свои действия. Аналогичная пробле-

Сошникова И. А., Смородина В. А. / Soshnikova I. A., Smorodina V. A.

ма адаптации молодых людей к условиям обучения характерна не только для образовательных организаций МВД России, но и для образовательных организаций Министерства обороны РФ (Елагина, Рогожин, 2020).

Как отмечает С. В. Малетин в своем исследовании формирования ответственности у курсантов, «профессиональная ответственность сама по себе не возникает, для этого нужна целенаправленная работа профессорско-преподавательского и командно-воспитательного состава» (Малетин, 2014, с. 32).

В-третьих, к особенности служебной деятельности обучающихся образовательных организаций системы МВД относится выработка навыков решения сложных служебных задач и быстрого принятия решений в экстремальных ситуациях. Это важно не только для обеспечения безопасности и порядка, но и для защиты жизни и здоровья граждан. Обучение в образовательной организации МВД России направлено на формирование у курсантов и слушателей определенных личностных качеств, способствующих быстрому анализу ситуации, принятию решений и их последующему выполнению. Однако для их формирования необходимо определённое время.

Представляет интерес вывод В. В. Зудаевой, которая указывает, что для успешного решения поставленных профессиональных задач сотрудники органов внутренних дел должны обладать автономностью и интер-нальным локус контролем (Зудаева, 2023). Отметим, что наличие этих качеств подразумевает определенный уровень личностной зрелости.

Оба этих понятия связаны с понятием ответственности, как одного из основных профессиональных качеств личности сотрудника правоохранительных органов. Так, автономность, применительно к профессионально значимому качеству личности, понимается как умение человека проявлять необходимую и достаточную самостоятельность для решения конкретной задачи (ответственная свобода) (Golesh, Baba Girei., & Ibrahim, 2018, p. 901).

По мнению ряда ученых, нельзя абсолютизировать интернальный локус контроля. Повышенная внутренняя ответственность может привести к дезадаптации и негативно сказаться на снижении самооценки, изменении Я-концепции личности и мотивации. Особенно это важно учитывать в работе с молодыми людьми в период обучения в высших образовательных организациях (Журавлева, 2023; Kutanis, Mesci, & Ovdur, 2011).

Методы исследования

Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского университета МВД России. При проведении исследования использовался метод анкетирования обучающихся по авторской анкете. Кроме того проводился анализ соблюдения служебной дисциплины и законности обучающимися факультета подготовки

сотрудников для оперативных подразделений, анализ нормативных правовых актов, сравнительно-сопоставительный анализ нарушений служебной дисциплины и законности с уровнем самооценки, обобщение теории и практики вопросов нарушения сотрудниками служебной дисциплины и законности, моделирование.

Результаты исследования

Исследование, проведенное авторами среди обучающихся Санкт-Петербургского университета МВД России по определению качеств личности, которые они считают важными для сотрудника полиции в его профессиональной деятельности, показало следующее. На первое место обучающиеся поставили такое качество, как ответственность. На второе - активность и стойкость перед трудностями. На третьем месте по степени значимости находится умение владеть собой (рисунок 1).

При этом, отвечая на вопрос, какие личностные качества вы хотите развить у себя (рисунок 2), лишь 23 % опрошенных назвали ответственность (Сошникова, Гейжан, 2019). Из чего можно сделать вывод, что остальные обучающиеся считают свою ответственность развитой на достаточном уровне.

В то же время ответственность, по мнению многих ученых, является высшим личностным образованием, сложным феноменом, который характеризует личностную и социальную зрелость. Так, по мнению Г. И. Кашаповой, ответственность интегрирует инициативу, желание, долг, необходимость и обязанности, она становится синонимом полезности обществу, другим людям, а также общественной необходимости своей личности и основанном на этом достоинстве (Каша-пова, 2012).

С учетом того, что обучающиеся Санкт-Петербургского университета МВД России являются молодыми людьми (возраст первокурсников 17-25 лет; в подавляющем большинстве это вчерашние выпускники школ), не обладающими достаточным жизненным опытом и зрелостью, здесь можно говорить о неадекватной, завышенной их самооценке, выражающейся в желании казаться самим себе более «взрослыми и опытными».

Как указывают М. Г. Рябова, А. С. Отраднова, если у курсанта имеется завышенная самооценка, он, как правило, склонен брать завышенные обязательства, которые подчас не может выполнить, что приводит к острым внутренним срывам, вселяет чувство внутренней неуверенности, пессимизма. В то же время в случае заниженной самооценки курсант недооценивает свои возможности, не уверен в успехе собственной деятельности и склонен брать низкие обязательства. Заниженная самооценка является внутренним препятствием, тормозом дальнейшего развития личности (Рябова, Отраднова, 2016).

Рис. 1. Оценка курсантами и слушателями качеств личности, необходимых сотруднику правоохранительных органов

Fig. 1. Assessment by cadets and trainees of the personal qualities required by a law enforcement officer

Все это отрицательно сказывается и на уровне служебной дисциплины обучающихся. Из анализа состояния служебной дисциплины и законности обучающихся, проведенного на одном из факультетов Санкт-Петербургского университета МВД России за 9 месяцев 2023 года видно, что из всех 12 допущенных за данный период нарушений служебной дисциплины 7 нарушений (58 %) допущено личным составом 1 курса. Данные представлены в Таблице 1.

Логично сделать вывод, что причиной такой ситуации является недостаточная адаптация первокурсников к условиям служебно-учебной деятельности; неумение правильно оценить последствия своих поступков, недостаточное знание правовых и морально-нравственных норм3.

Как отмечает А. А. Архипова, часто у молодых сотрудников, недавно начавших профессиональную деятельность, происходит несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности, с которой они сталкиваются в процессе выполнения своих функциональных обязанностей. В связи с этим у молодых специалистов могут возникать трудности адаптации к социально-профессиональной ситуации, которые вызывают сильное эмоциональное напряжение, возникают межличностные конфликты, даже мысли о смене места работы (Архипова, 2016).

Н. Н. Ивашко рассматривает адаптацию курсантов к учебно-профессиональной деятельности как процесс и результат их взаимодействия с образовательной средой, выражающийся в интериоризации норм, пра-

3 Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № Э42-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (2011); Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (2008); Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» (2012); Приказ МВД России от 26 июня 2020 г. № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (2020).

Сошникова И. А., Смородина В. А. / Soshnikova I. A., Smorodina V. A.

Рис. 2. Выбор личностных качеств, которые курсанты хотят развить у себя Fig 2. Selection of personal qualities that cadets want to develop in themselves

Таблица 1. Количество лиц из числа переменного состава факультета, допустивших нарушение служебной дисциплины и законности

Table 1. Number of persons from among the variable staff of the faculty who committed a violation of official discipline and the rule of law

Нарушения служебной дисциплины 2022 год 9 месяцев 2023 года

Нарушение распорядка дня 3 3

Неоказание содействия руководству в поддержании служебной дисциплины 2 -

Отсутствие доклада о допущенном административном правонарушении - 2

Несоблюдение требований пожарной безопасности - 3

Нахождение в состоянии алкогольного опьянения (в свободное от службы время) - 1

Совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел - 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Утрата справки о допуске 1 -

Невыполнение требований к служебному поведению 1

Использование чужой электронной карты для прохода на территорию университета 1

Итого 8 12

вил, требований и ожиданий образовательной среды (Ивашко, 2019).

Конкретизируя понятие «адаптивность личности курсантов», П. Ю. Аксенова определяет его как интегрирующее свойство адаптации к обучению, отражающее явные и латентные возможности индивида вырабатывать адекватные условиям способы поведения и актуализировать способность быстро реагировать на изменения образовательного процесса при сохранении внутреннего равновесия (Аксенова, 2011).

Обсуждение результатов

Согласно исследованиям М. Г. Рябовой и А. С. От-радновой, у курсантов первого курса с низким уровнем адаптации прослеживается отрицательная оценка себя и собственных поступков, занижена самооценка, и эти курсанты с трудом решают жизненные задачи, столкнувшись с трудностями, попадая в состояние фрустрации и стресса. Первокурсники с высокой адаптацией положительно оценивают себя и свои действия, что подтверждает удовлетворенность жизнью (Рябова, Отраднова, 2016).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование адекватной самооценки тесно связано с процессом адаптации обучающихся к условиям учебно-служебной деятельности. Адекватная самооценка является важным условием не только соблюдения служебной дисциплины и законности, но и в целом профессиональной успешности.

Кроме этого, организуя работу с обучающимися по укреплению и поддержанию служебной дисциплины, необходимо учитывать тот факт, что с каждым годом на первый курс образовательных организаций высшего образования МВД России поступает значительное число курсантов, которые по результатам психологического отбора отнесены к третьей группе профессиональной пригодности, то есть рекомендованы к службе в органах внутренних дел условно. Это

те обучающиеся, у которых уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, а также, как правило, есть проблемы с самооценкой (она может быть как заниженной, так и завышенной).

На одном из факультетов Санкт-Петербургского университета МВД России в ходе 5-летнего мониторинга ситуации с обучающимися, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, проведенного по результатам комплексных психологических обследований, динамического наблюдения с первого года обучения по настоящее время можно проследить, что в результате проведенной работы число курсантов и слушателей, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании, последовательно сокращается по мере продвижения от первого к дальнейшим курсам обучения: на 2 курсе с 47 до 16 курсантов; на 3 курсе с 17 до 6 курсантов; на 4 курсе с 24 до 17 курсантов; на 5 курсе с 36 до 16 слушателей (Таблица 2).

Необходимо понимать, что формирование адекватной самооценки в ходе адаптации к условиям учебно-служебной деятельности - достаточно длительный процесс, требующий и индивидуальной работы руководителя, и групповых занятий, и изучения норм и правил поведения как в обществе в целом, так и в рамках профессиональной деятельности. Также необходим постоянный контакт со специалистами - психологами.

Выводы

Изучив опыт деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России в этом направлении, отметим, что важную роль в адаптации первокурсников к служебной деятельности играет совместная работа офицеров факультета и сотрудников управления по работе с личным составом, а также помощь курсантов и слушателей старших курсов. Старшекурсники, прежде всего из числа активистов, не только помогают в организации работы 1 курса (в учебе, несении службы, проведении бесед, коллективных мероприятий,

Таблица 2. Сведения о курсантах и слушателях факультета, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании

Table 2. Information about cadets and traineers of the faculty requiring increased psychological and pedagogical attention

Подразделение Первый год обучения Второй год обучения Третий год обучения Четвертый год обучения Пятый год обучения

5 курс (2019 год набора) 36 28 16 14 16

4 курс (2020 год набора) 24 27 16 17 -

3 курс (2021 год набора) 17 16 6 - -

2 курс (2022 год набора) 47 16 - - -

1 курс (2023 год набора) 31 - - - -

Сошникова И. А., Смородина В. А. / Soshnikova I. A., Smorodina V. A.

в том числе и в общежитии), но и вовлекают первокурсников в деятельность курсантских организаций университета (научные общества; поисковый отряд; самодеятельные, творческие и спортивные кружки и секции и пр.). Все это не только способствует адаптации «новичков» к службе и учебе, но и развивает их как личность, способствуя формированию соответствующей самооценки.

Важную роль в этом процессе играет управленческая деятельность руководителей: на факультете поддерживается оптимальный режим служебной деятельности личного состава, обеспечивается контроль соблюдения распорядка дня, осуществляется распределение и выравнивание служебной нагрузки, ведется график работы офицеров, графики нарядов, листы нарядов, табель учета служебного времени сверх нормальной продолжительности. При проведении учебных занятий и иных служебных мероприятий, связанных с получением оружия, боеприпасов и специальных средств, проводятся инструктажи по мерам безопасности.

Подводя итог, можно сделать вывод о необходимости профессиональных знаний и умений в области воспитания и психологии у всех сотрудников курсового звена факультетов, которые должны проводить целенаправленную работу по формированию у обучающихся адекватной самооценки.

Особую роль в формировании адекватной самооценки играет преподавательский состав, включенный в процесс воспитания. Здесь необходимо отмечать успехи и недостатки обучающихся, сравнивая их достижения с достигнутыми ими ранее

результатами, отмечая положительное (отрицательное) саморазвитие, оказывая помощь отстающим и формулируя новые более сложные задачи способным и успевающим курсантам.

При наличии того или иного типа неадекватной самооценки особое значение приобретает тактичное и целенаправленное корректирование самооценки с помощью товарищей, командиров из числа курсового звена, преподавателей, которое осуществляется в процессе индивидуальной работы. Именно на важность проявления человечности, высокой сознательности, терпения и объективности по отношению к обучающимся со стороны тех, кто проводит воспитательную работу, обращает внимание С. Д. Кондратьев в исследовании вопросов профилактики де-виантного поведения курсантов и слушателей образовательной организации МВД России (Кондратьев, 2020). Важное значение имеет также реализация программ психологического сопровождения обучающихся.

Стремление к самосовершенствованию, адекватная самооценка должны целенаправленно формироваться в процессе всей жизнедеятельности курсантов, через конкретные виды и формы их деятельности в коллективе. Самооценка при этом является одним из ведущих субъективных факторов процесса самовоспитания. Формирование самооценки как устойчивого интегративного качества личности молодого сотрудника органов внутренних дел требует непрерывного самосовершенствования как в процессе его учебной и служебной деятельности, так и в рамках участия в общественной жизни служебного коллектива.

Список литературы

Аксенова, П. Ю. (2011). Адаптация курсантов вузов ФСИН России к учебно-воспитательному процессу: структура, этапы, динамика. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 10 (102), 123-127.

Архипова, А. А. (2016). Особенности развития самооценки личности. Вестник магистратуры, 1-1 (52), 100-102.

Дашко, М. Н., Виноградов, М. В. (2015). Профессиональный психологический отбор на службу в органы внутренних дел: новый подход к изучению личных и деловых качеств граждан, поступающих на службу в подразделения МВД. Психопедагогика в правоохранительных органах, 3 (62), 101-106.

Душкин, А. С., Щелкушкина, Е. А. (2015). Психолого-правовой анализ причин, условий и факторов нарушений служебной дисциплины и законности сотрудниками полиции. Прикладная юридическая психология, 1, 89-99.

Елагина, В. С., Рогожин, В. М. (2020). Педагогические условия адаптации курсантов к обучению в военном вузе. Современные проблемы науки и образования, 2. https://doi.org/10.17513/ 8рио.29555

Ефимов, А. А., Евдошенко, В. В., Шумакова Е. В. (2020). Девиации среди сотрудников полиции как важнейшая причина ухудшения их имиджа. Мир науки, культуры, образования, 1 (80), 233-235.

Журавлева, А. К. (2023). Взаимосвязь локус контроля и самоотношения сотрудников ОВД. Психология и педагогика служебной деятельности, 1, 27-32. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-27-32

Зудаева, В. В. (2023). Педагогические условия становления профессионально важных качеств будущих сотрудников органов внутренних дел. Вестник педагогических инноваций, 2 (70), 99-112. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2302.10

Ивашко, Н. Н. (2019). Педагогические условия успешной адаптации курсантов к образовательной среде вуза ФСИН России. Теория и практика социогуманитарных наук, 2 (6), 25-32.

Кашапова, Г. И. (2012). Ответственность как социально-психологический феномен и уровни ее развития. Казанский педагогический журнал, 1 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-vetstvennost-kak-sotsialno-psihologicheskiy-fenomen-i-urovni-ee-razvitiya/viewer

Кондратьев, С. Д. (2020). Реализация основных модулей педагогической модели профилактики девиантного поведения курсантов в учебно-образовательном и воспитательном процессе ВУЗа МВД. Вестник экономической безопасности, 4, 297-301. https://doi.org/10.24411/2414-3995-2020-10278

Малетин, С. В. (2014). Формирование профессиональной ответственности сотрудника полиции в условиях гуманитарного образовательного пространства вуза. Психопедагогика в правоохранительных органах, 4 (59), 31-34.

Никифоров, Г. С., Шингаев, С. М. (2013). Становление концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 3, 15-24.

Рябова, М. Г., Отраднова, А. С. (2016). Индивидуально-психологические особенности курсантов в процессе адаптации к образовательной среде вуза МВД России. Педагогическое образование в России, 6, 206-210. URL: https://rucont.ru/efd/448038

Сошникова, И. А., Гейжан, Н. Ф. (2019). Интерактивные технологии воспитательной работы с обучающимися в образовательных организациях системы МВД России: монография. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.

Стригуненко, И. К. (2014). Особенности девиантного поведения курсантов и слушателей учебных заведений МВД России. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 12-1, 204-206.

Шелест, И. Р. (2009). Современное состояние организации свободного времени курсантов в вузах Министерства обороны Российской Федерации. Вестник военного университета, 3 (19), 77-81.

Golesh, D., Baba Girei, Z. J., & Ibrahim, F. (2018). The Role of Logic in Research. International Journal of Scientific & Engineering Research, 10 (10), 894-904. URL: https://www.ijser.org/researchpaper/ THE-ROLE-OF-LOGIC-IN-RESEARCH.pdf

Holland, J. L. (1968). Explorations of a theory of vocational choice: VI. A longitudinal study using a sample of typical college students. Journal of applied psychology, 52 (1 (2)).

Ozen Kutanis, R., Mesci, M., & Ovdur Z. (2011). The Effects of Locus of Control on Learning Performance: A Case of an Academic Organization. Journal of Economic and Social Studies, 1 (2), 113-136. URL: https://core.ac.uk/download/153447782.pdf

Super, D. E. (1957). Vocational development. New York: Harper and Row.

References

Aksenova, P. Yu. (2011). Adaptaciya kursantov vuzov FSIN Rossii k uchebno-vospitatel'nomu processu: struktura, etapy, dinamika. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 10 (102), 123-127.

Arhipova, A. A. (2016). Osobennosti razvitiya samoocenki lichnosti. Vestnik magistratury, 1-1 (52), 100-102.

Сошникова И. А., Смородина В. А. / Soshnikova I. A., Smorodina V. A.

Dashko, M. N., Vinogradov, M. V. (2015). Professional'nyj psihologicheskij otbor na sluzhbu v organy vnu-trennih del: novyj podhod k izucheniyu lichnyh i delovyh kachestv grazhdan, postupayushchih na sluzhbu v podrazdeleniya MVD. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah, 3 (62), 101-106. Dushkin, A. S., Shchelkushkina, E. A. (2015). Psihologo-pravovoj analiz prichin, uslovij i faktorov narush-enij sluzhebnoj discipliny i zakonnosti sotrudnikami policii. Prikladnaya yuridicheskaya psiho-logiya, 1, 89-99.

Elagina, V. S., Rogozhin, V. M. (2020). Pedagogicheskie usloviya adaptacii kursantov k obucheniyu v voen-

nom vuze. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2. https://doi.org/10.17513/spno.29555 Efimov, A. A., Evdoshenko, V. V., SHumakova E. V. (2020). Deviacii sredi sotrudnikov policii kak vazhnej-

shaya prichina uhudsheniya ih imidzha. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 1 (80), 233-235. Zhuravleva, A. K. (2023). Vzaimosvyaz' lokus kontrolya i samootnosheniya sotrudnikov OVD. Psihologiya

ipedagogika sluzhebnoj deyatelnosti, 1, 27-32. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-27-32 Zudaeva, V. V. (2023). Pedagogicheskie usloviya stanovleniya professional'no vazhnyh kachestv budushchih sotrudnikov organov vnutrennih del. Vestnik pedagogicheskih innovacij, 2 (70), 99-112. https://doi. org/10.15293/1812-9463.2302.10 Ivashko, N. N. (2019). Pedagogicheskie usloviya uspeshnoj adaptacii kursantov k obrazovatel'noj srede vuza

FSIN Rossii. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk, 2 (6), 25-32. Kashapova, G. I. (2012). Otvetstvennost' kak social'no-psihologicheskij fenomen i urovni ee razvitiya. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, 1 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstven-nost-kak-sotsialno-psihologicheskiy-fenomen-i-urovni-ee-razvitiya/viewer Kondrat'ev, S. D. (2020). Realizaciya osnovnyh modulej pedagogicheskoj modeli profilaktiki deviantnogo povedeniya kursantov v uchebno-obrazovatel'nom i vospitatel'nom processe VUZa MVD. Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti, 4, 297-301. https://doi.org/10.24411/2414-3995-2020-10278 Maletin, S. V. (2014). Formirovanie professional'noj otvetstvennosti sotrudnika policii v usloviyah guman-itarnogo obrazovatel'nogo prostranstva vuza. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah, 4 (59), 31-34.

Nikiforov, G. S., Shingaev, S. M. (2013). Stanovlenie koncepcii psihologicheskogo obespecheniya professional'noj deyatel'nosti. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psihologiya, 3, 15-24. Ryabova, M. G., Otradnova, A. S. (2016). Individual'no-psihologicheskie osobennosti kursantov v processe adaptacii k obrazovatel'noj srede vuza MVD Rossii. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 6, 206210. URL: https://rucont.ru/efd/448038 Soshnikova, I. A., Gejzhan, N. F. (2019). Interaktivnye tekhnologii vospitatelnoj raboty s obuchayushchimisya v obrazovatelnyh organizaciyah sistemy MVD Rossii: monografiya. Saint Petersburg: Sankt-Peter-burgskij universitet MVD Rossii. Strigunenko, I. K. (2014). Osobennosti deviantnogo povedeniya kursantov i slushatelej uchebnyh zavedenij

MVD Rossii. Gumanitarnye, socialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 12-1, 204-206. Shelest, I. R. (2009). Sovremennoe sostoyanie organizacii svobodnogo vremeni kursantov v vuzah Minister-

stva oborony Rossijskoj Federacii. Vestnik voennogo universiteta, 3 (19), 77-81. Golesh, D., Baba Girei, Z. J., & Ibrahim, F. (2018). The Role of Logic in Research. International Journal of Scientific & Engineering Research, 10 (10), 894-904. URL: https://www.ijser.org/researchpaper/ THE-ROLE-OF-LOGIC-IN-RESEARCH.pdf Holland, J. L. (1968). Explorations of a theory of vocational choice: VI. A longitudinal study using a sample

of typical college students. Journal of applied psychology, 52 (1 (2)). Özen Kutanis, R., Mesci, M., & Övdür Z. (2011). The Effects of Locus of Control on Learning Performance: A Case of an Academic Organization. Journal of Economic and Social Studies, 1 (2), 113-136. URL: https://core.ac.uk/download/153447782.pdf Super, D. E. (1957). Vocational development. New York: Harper and Row.

Информация об авторах:

Ирина Аркадьевна Сошникова - заместитель начальника кафедры управления персоналом и воспитательной работы, кандидат педагогических наук. Виктория Анатольевна Смородина - доцент кафедры управления персоналом и воспитательной работы, кандидат юридических наук.

Вклад авторов

Авторы внесли равный вклад в разработку исследования, обработку его результатов и написание текста статьи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию 30.10.2023 Одобрена после рецензирования 29.11.2023 Опубликована 15.12.2023

About the authors:

Irina A. Soshnikova - Deputy Head of the Department of Personnel Management and Educational Work, Candidate of Pedagogical Sciences.

Viktoria A. Smorodina - Associate Professor of the Department of Personnel Management and Educational Work, Candidate of Legal Sciences.

Authors' contribution

All authors made an equal contribution to the development of the research, the processing of its results and the writing an article.

The authors declare no conflicts of interests.

Submitted October 30, 2023

Approved after reviewing November 29, 2023

Accepted December 15, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.