Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРАКТИКИ В ОТНОШЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРАКТИКИ В ОТНОШЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРАКТИКА / ПООЩРЕНИЕ / ВЗЫСКАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смородина Виктория Анатольевна, Игошин Николай Алексеевич, Марченко Геннадий Викторович

Статья посвящена вопросам дисциплинарной практики в отношении обучающихся образовательных организаций высшего образования МВД России. Сегодня вопросы воспитания обучающихся, поддержания служебной дисциплины и законности относятся к числу наиболее актуальных. Одним из важнейших инструментов организации этой работы выступает дисциплинарная практика. Дисциплина обучающихся в образовательных организациях МВД России регулируются федеральными законами «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «Об образовании в Российской Федерации», при этом в отношении обучающихся предусмотрены как общие, так и специальные меры поощрения и взыскания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смородина Виктория Анатольевна, Игошин Николай Алексеевич, Марченко Геннадий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DISCIPLINARY PRACTICE IN RELATION TO STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article is devoted to the issues of disciplinary practice in relation to students of educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Today, the issues of educating students, maintaining service discipline and legality are among the most urgent. One of the most important tools for organizing this work is disciplinary practice. The discipline of students in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is regulated by the federal laws «On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» and «On Education in the Russian Federation», while both general and special measures of encouragement and punishment are provided for students.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРАКТИКИ В ОТНОШЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ»

УДК 370.1

DOI 10.23672/SAE.2022.95.32.001

Смородина Виктория Анатольевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России

smorodina-svu@ yandex.ru

Игошин Николай Алексеевич

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры публичного права, Санкт- Петербургски й государственн ы й университет аэрокосмического приборостроения n_a_igoshin@mail.ru

Марченко Геннадий Викторович

доктор исторических наук, профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России

gen.marchenco@yandex.ru

Viktoriy A. Smorodina

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor of the Department

of Human Resources Management

and Educational Work,

St. Petersburg University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

smorodina-svu@ yandex.ru

Nikolai A. Igoshin

Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor, Associate Professor of the Department of Public Law, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation n_a_igoshin@mail.ru

Gennady V. Marchenko

Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Human Resources Management and Educational Work, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia gen.marchenco@yandex.ru

Особенности дисциплинарной

практики в отношении обучающихся образовательных организаций высшего образования мвд россии

Features of disciplinary

practice in relation to students of educational institutions of higher education of the ministry of internal affairs of russia

Аннотация. Статья посвящена вопросам дисциплинарной практики в отношении обучающихся образовательных организаций высшего образования МВД России. Сегодня вопросы воспитания обучающихся, поддержания служебной дисциплины и законности относятся к числу наиболее актуальных. Одним из важнейших инструментов организации этой работы выступает дисциплинарная практика. Дисциплина обучающихся в образовательных организациях МВД России регулируются федеральными законами «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «Об образовании в Российской Федерации», при этом в отношении обучающихся предусмотрены как общие, так и специальные меры поощрения и взыскания.

Ключевые слова: дисциплинарная практика, поощрение, взыскание, обучающиеся образовательных организаций МВД России.

Annotation. The article is devoted to the issues of disciplinary practice in relation to students of educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Today, the issues of educating students, maintaining service discipline and legality are among the most urgent. One of the most important tools for organizing this work is disciplinary practice. The discipline of students in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is regulated by the federal laws «On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» and «On Education in the Russian Federation», while both general and special measures of encouragement and punishment are provided for students.

Keywords: disciplinary practice, encouragement, punishment, students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Вопросам дисциплины в образовательных организациях высшего образования МВД России уделяется особое внимание, поскольку необходимо, чтобы обучающиеся не только получили качественное образование, но и обладали высоким уровнем нравственной культуры, самоорганизации и выдержанности. Подготовка достойного сотрудника органов внутренних дел (далее -ОВД) тесно связана с формированием у него положительных личностных и профессиональных качеств, которые соответствуют требованиям современного развивающегося общества в условиях его постоянного изменения.

Высокая дисциплинированность - одно из наиболее важных условий постоянной готовности личного состава к быстрому и четкому выполнению поставленных задач, грамотному решению важных вопросов, затрагивающих служебную деятельность, поскольку это ключевой фактор обеспечения требуемой организованности сотрудников, а также проявления ими своего профессионального мастерства.

Отдельного внимания заслуживает дисциплинарная практика в ведомственных образовательных организациях, МВД России, поскольку привлечение обучающихся к дисциплинарной ответственности имеет ряд специфических особенностей. Грамотное воздействие на курсантов и слушателей позволяет сформировать у них субъективные регуляторы собственного поведения и профессионального развития. Однако добиться такого результата возможно лишь при организации системы профессионального воспитания как единого воспитательного пространства, в котором применяются меры поощрения и наказания обучающихся с учетом особенностей субъектов воспитания и дифференцированности их вхождения в профессию. На сегодняшний день меры поощрения и взыскания обучающихся закреплены на законодательном уровне.

Поскольку курсанты и слушатели образовательных организаций высшего образования МВД России являются сотрудниками органов внутренних дел, то в отношении них вопросы, касающиеся служебной дисциплины, регламентированы Федеральными законами «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «Об образовании в Российской Федерации», а также Дисциплинарным Уставом органов внутренних дел Российской Федерации и нормативно-правовыми актами МВД России и Минобрнауки России.

При этом для обучающихся в образовательных организациях высшего образования МВД России законодательно предусмотрены специальные меры дисциплинарной ответственности, а также -особые меры поощрения. Так, в отношении курсантов (слушателей) применяется более широкий перечень видов дисциплинарных взысканий, где, помимо общих мер дисциплинарного характера, применяемых ко всем сотрудникам ОВД, установлены специальные взыскания, применяемые исключительно в отношении курсантов (слушателей):

- назначение в наряд вне очереди;

- лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации системы МВД России;

- отчисление из образовательной организации МВД России.

В то же время, анализ дисциплинарной практики позволяет сделать вывод о том, что к указанным лицам фактически не применяется такой вид взыскания, как перевод на нижестоящую должность.

Как справедливо указывает М.А. Вашаев, при расширении перечня видов дисциплинарного взыскания принимается во внимание «особый административно-правовой статус обучающихся, которые одновременно являются субъектами образовательных и государственно-служебных отношений... Это обусловливает должную конкретизацию юридической ответственности курсантов (слушателей) (в ней нормативно определены служебный и образовательный аспекты) и ее персонифицированный характер (обучающиеся считаются деликтоспособными субъектами ответственности как общих, так и особых видов дисциплинарных взысканий)» [8].

Это также связано с сущностью принципа справедливости привлечения к дисциплинарной ответственности, который заключается в необходимости соответствия взыскания степени вины и тяжести совершенного проступка, что подтверждается положениями Дисциплинарного устава ОВД [5].

Анализ дисциплинарной практики в образовательных организациях высшего образования МВД России показывает, что, чаще всего, встречаются следующие нарушения служебной дисциплины переменным составом:

- нарушение установленного порядка несения службы в наряде;

- нарушение распорядка дня;

- употребление спиртных напитков вне службы;

- нарушение Правил дорожного движения;

- утрата служебного удостоверения.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание [3].

Одним из несовершенств действующей системы наложения дисциплинарных взысканий в отношении обучающихся является неясность в порядке применения мер наказания в отношении курсантов, не достигших совершеннолетия, в связи с чем, возникает потребность законодательного закрепления правила о привлечении в качестве обязательных субъектов дисциплинарного производства до достижения обучающимися 18 лет их родителей (законных представителей) [8].

Меры поощрения обучающихся также закреплены на законодательном уровне. К курсанту, слушателю наряду с общими мерами поощрения, предусмотренными для сотрудников ОВД, могут применяться следующие меры поощрения:

1) предоставление внеочередного увольнения из расположения образовательной организации;

2) установление именной стипендии [6].

Допускается применение к обучающемуся одновременно нескольких мер поощрения. За заслуги перед государством обучающийся может быть представлен к награждению государственной наградой Российской Федерации, поощрению Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации [3].

Можно говорить о том, что система мер поощрений для курсантов и слушателей системы МВД России обширна и позволяет отметить отличившегося в положительную сторону обучающегося множеством способов.

В различных образовательных организациях МВД России могут быть предусмотрены дополнительные меры стимулирования личного состава (встречи с высокопоставленными лицами, ценные подарки с тематическими логотипами, эмблемами, тематические экскурсии и иное). Это дает дополнительную мотивацию молодому поколению, осваивающему навыки будущей профессии, ставить перед собой значимые цели, добиваться их, совершать благие поступки и становиться примером для окружающих. Поощрение лиц, проходящих обучение в образовательных организациях системы МВД России, имеет свои отличительные черты, что вызвано возрастными особенностями обучающихся, различием этапов вхождения в профессию, постоянным развитием профессиональной ориентационной работы, степенью усвоения требований к профессии и иными факторами.

Каждый обучающийся ведомственной образовательной организации погружается в определенную культурную среду, в которой у него зарождаются собственные представления, идеалы; растет уровень воспитанности и организованности.

Четко выстроенная система мер поощрения, а также, грамотная ее реализация способствуют формированию у обучающихся мотивации и установок на саморазвитие, проявление себя с положительной стороны в профессиональной и учебной сферах. Особое внимание уделяется поощрению курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования МВД России, отличившихся в научной деятельности, поскольку это мотивирует обучающихся добросовестно

Литература:

1. Конституция Российской Федерации.

2. «О полиции»: Федеральный закон от 07 февраля 2011г. № З-ФЗ.

выполнять не только учебную нагрузку, являющуюся основным направлением их деятельности на момент обучения, но и совершать свой вклад в науку, используя ранее полученные знания, развивая и систематизируя их. Награждение отличившихся в научных конкурсах курсантов и слушателей дополнительно стимулирует их работать над новыми трудами, а также, демонстрирует их коллегам, как поощряется и ценится научная деятельность.

С другой стороны, обучающиеся, которые регулярно проявляют себя в различных мероприятиях, конкурсах, и не получают должной благодарности за активное участие, а также за вклад в тот или иной вид деятельности, зачастую теряют мотивацию как-либо проявлять себя и достигать новых целей.

Обобщая вышеизложенное, хочется отметить, что дисциплинарная практика в отношении обучающихся в образовательных организациях МВД России имеет большое воспитательное значение. При этом руководителям необходимо знать и умело применять весь потенциал закрепленных законом мер поощрения и дисциплинарных взысканий. Особенностью привлечения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к дисциплинарной ответственности является возможность применения к ним как дисциплинарных взысканий, общих для всех сотрудников органов внутренних дел, так специальных, предусмотренных для обучающихся [7]. При этом только такие меры наказания, как объявление замечания и выговора могут быть наложены устно [3]. Иные дисциплинарные взыскания реализуются путем издания приказа о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания.

Поощрения в образовательных организациях МВД России оказывают значительное воспитательное воздействие на обучающихся, но лишь при условии, что руководитель учитывает не только результат деятельности поощряемого, но также принимает во внимание пути и способы, которые использовались для достижения цели. Для обучающихся образовательных организаций МВД России особо важны способы и мотивы поощрения.

В целом, дисциплина обеспечивается умелым использованием руководителями властных полномочий, включая поощрения и взыскания, их профессиональным и нравственным авторитетом, коммуникативной компетентностью, сочетаемой со способностью и готовностью личного состава беспрекословно подчиняться правомерным приказам и распоряжениям начальников (командиров).

Literature:

1. The Constitution of the Russian Federation.

2. «About the police»: Federal Law of February 07, 2011. № Z-FZ.

3. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3.

4. «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012

5. «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации»: Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377.

6. «Об учреждении именных стипендий для обучающихся образовательных организаций, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации»: приказ МВД России от 03 августа 2016 г. № 447.

7. Ванюшина И.Н. Особенности применения дисциплинарных взысканий к курсантам и слушателям образовательных организаций системы МВД России / Ванюшина И.Н. // Правопорядок: история, теория, практика. 2014. № 2(3).

8. Вашаев М.А. Административно-правовой статус сотрудников ОВД, обучающихся в образовательных организациях МВД России : дис. ... канд. юр. наук: Моск. университет МВД России имени В.Я. Кикотя. М., 2020. 256 с.

3. «On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation»: Federal Law № 342-F3 of November 30, 2011.

4. «On Education in the Russian Federation»: Federal Law № 273-FZ of December 29, 2012.

5. «On the Disciplinary Statute of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation»: Decree of the President of the Russian Federation № 1377 of October 14, 2012.

6. «On the establishment of nominal scholarships for students of educational organizations under the jurisdiction of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation»: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated August 03, 2016 № 447.

7. Vanyushina I.N. Features of the application of disciplinary penalties to cadets and students of educational organizations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia / I.N. Vanyushina // Law and order: history, theory, practice. 2014. № 2(3).

8. Vashaev M.A. Administrative and legal status of police officers studying in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia: dis. ... Candidate of Legal Sciences: Moscow. V.Ya. Kikot University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, M., 2020. 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.