Вашаев Максим Александрович
К вопросу об усилении дисциплинарной ответственности за нарушение правил несения службы в суточном наряде по охране собственных объектов курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России
Анализируются вопросы применения наказания в виде назначения внеочередного наряда (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения) курсантам и слушателям образовательных организаций МВД России, совершившим дисциплинарный проступок. Определяются предпосылки и основания рассматривать нарушения дисциплины в суточном наряде по охране собственных объектов как грубые.
Ключевые слова: дисциплинарное взыскание, суточный наряд, курсант, слушатель, грубое нарушение служебной дисциплины.
To a question of strengthening of disciplinary responsibility for abuse of regulations of service in daily details on protection of own objects by cadets and students of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia
Questions of application of punishment in the form of purpose of the extraordinary job specification (except for appointment in the job specification on ensuring protection of division) to the cadets and students of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia who made minor offense are analyzed. Prerequisites and the bases to consider misconduct in daily details on protection of own objects as rough are determined.
Key words: disciplinary action, daily outfit, cadet, listener, gross violation of office discipline.
Сотрудник ОВД, обучающийся в образовательной организации МВД России, выступает субъектом юридической ответственности, наряду с прочим, неотвратимость наказания за нарушение установленных норм, правил и критериев осуществления служебной деятельности, а также предотвращение противоправного поведения на государственной службе в дальнейшем. При этом важное значение имеет факт, что ответственность является элементом системы государственного управления и представляет собой не столько меру взыскания, сколько средство обеспечения выполнения должностных обязанностей, механизм повышения эффективности управления, устранения нарушений служебного порядка и дисциплины [1, с. 56].
Основания и порядок привлечения служащих ОВД к ответственности регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-
ской Федерации» [2] (далее - Федеральный закон «О службе в ОВД»), нормы которого конкретизируются Указом Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» [3].
Согласно ст. 50 Федерального закона «О службе в ОВД» в случае нарушения служебной дисциплины на сотрудников ОВД могут налагаться следующие виды взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение из ОВД. В образовательных организациях МВД России, наряду с перечисленными, могут налагаться взыскания в виде назначения вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения), лишения очередного увольнения из расположения образовательной организации и отчисления из образовательной организации.
71
На основании еизложенного можно сделать вывод, что действующие законодательство, помимо общего арсенала мер дисциплинарного принуждения к лицам, замещающим должности курсантов (слушателей), предусматривает применение и специальных мер дисциплинарной ответственности. Таким образом законодатель, по нашему мнению, обоснованно расширил выбор мер дисциплинарного взыскания с учетом особого административно-правового статуса обучающихся, которые одновременно являются субъектами образовательных и государственно-служебных отношений.
В то же время существующий механизм реализации системы мер дисциплинарного воздействия на курсантов и слушателей, обучающихся в образовательных организациях МВД России, длительное время не подвергался оптимизации. Более того, отсутствуют четкие границы дифференцированного подхода к определению меры наказания виновному лицу в зависимости от тяжести совершенного дисциплинарного проступка, правового положения делинквента и наступивших вредных последствий. В связи с этим необходимо остановиться на вопросе применения наказания в виде назначения вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения) к курсантам и слушателям, совершившим конкретный дисциплинарный проступок (исходя из его социальной вредности).
Данный вид дисциплинарного взыскания обычно применяется за отдельное нарушение, свидетельствующее о неспособности или нежелании курсанта (слушателя) выполнять какие-либо служебные обязанности, возложенные на него в суточном наряде. Так, за 2017 г. к курсантам и слушателям Рязанского филиала Московского университета МВД России данная мера взыскания применялась более 80 раз. Несмотря на это законодательно не установлены критерии определения проступков, за которые курсант (слушатель) может быть подвергнут указанному дисциплинарному взысканию.
По нашему мнению, дисциплинарное взыскание в виде внеочередного наряда целесообразно применять только за нарушение служебной дисциплины в суточном наряде как санкцию, альтернативную замечанию. Повторное нарушение служебной дисциплины в суточном наряде дает основание начальнику образовательной организации МВД России применять другие по характеру и правовым последствиям дисциплинарные взыскания, например выговор и строгий выговор. Повторным нарушением служебной дисциплины следует
считать проступок, совершенный сотрудником ОВД, за который он в течение года уже подвергался дисциплинарному взысканию. В то же время роль отдельных лиц суточного наряда в рассматриваемой сфере неодинакова. Значительная часть их прав и обязанностей (например, в таких нарядах, как дневальный по курсу) не связана с непосредственной реализацией компетенции полиции, т.е. реализацией властных полномочий.
В связи с изложенным следует различать обязанности лиц суточного наряда по их предназначению и объему выполняемых ими задач, в том числе связанных с реализацией властных полномочий. Например, наряд по охране и обороне собственных объектов образовательной организации МВД России, основанный на установленной законом компетенции полиции, предусматривает несение службы с огнестрельным оружием (специальными средствами) с целью обеспечения наиболее эффективной реализации представленных сотрудникам полиции властных полномочий, что, в свою очередь, налагает на них особую ответственность за четкое и неукоснительное соблюдение требований режима законности. Это обусловливает необходимость введения конкретных мер по обеспечению соблюдения законности посредством усиления ответственности за нарушение установленных требований, правил несения службы в суточном наряде по обороне собственных объектов, а также позволяет относить рассматриваемые нарушения служебной дисциплины к категории грубых [4, с. 123].
Несмотря на то, что в дисциплинарных нормах используется понятие «грубое нарушение служебной дисциплины», его сущность не разъясняется. В связи с этим законодатель пошел путем приведения исчерпывающего перечня возможных грубых нарушений [5, с. 80-87]. В основу отнесения нарушений служебной дисциплины к грубым положен критерий степени общественной опасности. Дисциплинарные проступки, не перечисленные в ст. 49 Федерального закона «О прохождении службы в ОВД», по умолчанию считаются обычными и не влекут столь серьезных последствий, как грубое нарушение служебной дисциплины.
На наш взгляд, данное разграничение дисциплинарных взысканий является обоснованным. Общество рассматривает сотрудников ОВД как представителей государства, осуществляющих от его имени правоохранительные функции и наделенных особыми полно-
72
мочиям, следовательно, они должны нести повышенную ответственность, в том числе дисциплинарную.
На данную особенность неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, отмечая, что служба в ОВД является особым видом государственной службы, она направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников ОВД, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, которые определены задачами, принципами организации и функционирования ОВД, а также специфическим характером деятельности указанных лиц [6].
Можно сделать вывод о том, что разделение дисциплинарных взысканий на обычные и грубые призвано обеспечить интересы данного вида правоохранительной службы, гарантировать ее прохождение лишь теми лицами, которые надлежащим образом исполняют обязанности, возложенные на них в соответствии с законодательством, и имеютвысокиеморально-нравственные качества [7].
Представляется, что в этих условиях следует учитывать особенности службы суточного наряда по охране собственных объектов, а также значимость этой службы для обеспечения безопасности. Так, при определенных обстоятельствах полномочия лиц, назначенных в суточный наряд, выходят за пределы образовательной организации МВД России, в которой они проходят службу, а их законные требования в пределах установленного круга государственно-властных полномочий обязательны для всего личного состава, а также третьих лиц.
Отсутствие повышенных требований к курсантам (слушателям), обеспечивающим охрану собственных объектов, является серьезным препятствием в реализации принципа справедливости привлечения сотрудников ОВД к дисциплинарной ответственности. Однако следует отметить, что нормативные правовые акты, регулирующие дисциплинарную ответственность некоторых других государственных служащих, например прил. 7 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил РФ (к ст. 10, 80, 81) «Перечень грубых дисциплинарных проступков. Порядок исполнения дисциплинарного
ареста», содержат нормы, определяющие нарушение правил несения караульной (внутренней) службы как грубое нарушение служебной дисциплины [8].
В связи с этим Ю.М. Буравлев, рассматривая вопросы ответственности государственных служащих, обращал внимание на значимость дифференциации ответственности в государственных органах, исполняющих правоохранительную функцию государства. Данный вопрос является недостаточно разработанным в определенной части действующего законодательства [9, с. 26].
Заимствование военного законодательства, регламентирующего вопросы нарушения правил несения службы по охране собственных объектов и отнесения их к категории грубых, позволит повысить уровень требований к служебной дисциплине лиц, обучающихся в образовательных организациях МВД России. Вместе с тем, применение понятия грубых нарушений дисциплины в отношении лиц, нарушивших правила несения службы по обеспечению охраны собственных объектов, направлено и на укрепление принципа справедливости - базового принципа, характеризующего юридическую ответственность, поскольку только лишь факт привлечения к юридической ответственности за совершение правонарушения не означает, что правонарушитель понесет справедливое наказание [10, с. 56].
Следует отметить, что несмотря на существующие различия во взглядах на понятие и содержание принципа справедливости дисциплинарной ответственности [11, с. 148; 12, с. 375], можно утверждать, что он заключается в необходимости соответствия взыскания степени вины и тяжести совершенного проступка, т.е. соответствия виновного деяния наказанию [13, п. 53]. Это же правило распространяется и на сотрудников ОВД. В соответствии с п. 40 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства.
Еще раз подчеркнем необходимость дифференциации дисциплинарной ответственности за нарушение несения службы в суточном наряде. В сявзи с этим целесообразно обра-
73
тить внимание на смысловое содержание ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О службе в ОВД», нормы которой позволяют прийти к выводу об особом статусе лиц, несущих службу по охране собственных объектов, который, как было отмечено, имеет свои характерные особенности, обусловленные соответствующей сферой деятельности.
Таким образом, считаем целесообразным включить нарушение служебной дисциплины при несении службы по охране образовательных организаций МВД России в перечень грубых нарушений дисциплины, влекущих обусловленные этим последствия в отношении сотрудников ОВД, обучающихся в образовательных организациях МВД России, и дополнить ч. 2 ст. 49 Федерального закона
«О службе в ОВД» следующим положением: «...Нарушение правил несения внутренней службы лицом, входящим в суточный наряд образовательной организации МВД России по охране подразделения, если это деяние повлекло утрату, уничтожение или повреждение находящихся под охраной наряда оружия, боеприпасов, специальных средств, взрывчатыхве-ществ или имущества, если это не влечет за собой уголовную ответственность». Это позволит не только оптимизировать административно-правовой статус сотрудников ОВД, обучающихся в образовательных организациях МВД России, но и усилить гарантии соблюдения прав и свобод граждан при осуществлении курсантами и слушателями своих властных полномочий.
1. Спасенко В. И. Проблемы совершенствования правового статуса должностных лиц государственных органов России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997.
2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 342-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 2011. № 49, ч. 1. Ст. 7020.
3. О дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 14 окт. 2012 г. № 1377//Собр. законодательства РФ. 2012. № 43. Ст. 5808.
4. Виноградова В. С. Правовой статус полиции в современной России: теоретико-инструментальный и сравнительный анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2014.
5. Батрова Т.А., Корнеева О.В. Конкуренция «отрицательных» оснований увольнения сотрудников органов внутренних дел: алгоритм решения проблемы // Журн. рос. права. 2017. № 5.
6. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зайцева Андрея Анатольевича на нарушение его конституционных прав пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: определение Конституционного Суда РФ от 24 июня 2014 г. № 1405-0. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гусева Юрия Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 6 части 2 статьи 82 Федераль-
1. Spasenko V.I. Problems of improvement of legal status of officials of state bodies of Russia: diss. ... Candidate of Law. Moscow, 1997.
2. About service in law-enforcement bodies and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law d.d. Nov. 30, 2011 № 342-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation № 49, pt. 1. Art. 7020.
3. About the disciplinary charter of law-enforcement bodies of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. Oct. 14, 2012 № 1377 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2012. № 43. Art. 5808.
4. Vinogradova V.S. Legal status of the police in contemporary Russia: theoretical-instrumental and comparative analysis: diss. . Candidate of Law. Krasnodar, 2014.
5. Baturova T.A., Korneeva O.V. Competition of «negative» reason for the dismissal of employees of internal Affairs bodies: algorithm for solving problem // Journal of Russian law. 2017. № 5.
6. About refusal in acceptance to consideration of the complaint of citizen Zaytsev Andrey Anatolyevich violation of his constitutional rights by paragraph 9 of part 3 of article 82 of the Federal law «On service in bodies of internal Affairs of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation»: determination of the Constitutional Court of the Russian Federation d.d. June 24, 2014 № 1405-O. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
7. About refusal in acceptance to consideration of the complaint of citizen Guseva Yury Vladimirovich on infringement of its constitutional rights in paragraph 6 of part 2 of article 82 of the Federal law «On service in bodies of internal Affairs of the Russian Federation and amendments
74
ного закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: определение Конституционного Суда РФ от 27 окт. 2015 г. № 2386-О. Доступ из справ. правовой системы «<КонсультантПлюс».
8. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»): указ Президента РФ от 10 нояб. 2007 г. № 1495 (в ред. от 27 дек. 2017) // Собр. законодательства РФ. 2007. № 47, ч. 1. Ст. 5749.
9. Буравлев Ю.М. Виды юридической ответственности в системе государственной службы. М., 2008.
10. Бялт С. В. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
11. Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971.
12. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 5.
13. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 // Рос. газ. 2004. 8 апр.
to certain legislative acts of the Russian Federation»: determination of the Constitutional Court of the Russian Federation d.d. Oct. 27, 2015 № 2386-O. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
8. On approving military regulations of the Armed Forces of the Russian Federation» (together with «the Charter of internal service of Armed Forces of the Russian Federation», «Disciplinary Charter of Armed forces of the Russian Federation», «the Charter of garrison and guard services of the Armed Forces of the Russian Federation»): decree of the President of the Russian Federation d.d. Nov. 10, 2007 № 1495 (as amended on Dec. 27, 2017) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2007. № 47, pt.1. Art. 5749.
9. Buravlev Yu.M. Types of legal liability in the public service. Moscow, 2008.
10. By alt S.V. Disciplinary responsibility of employees of bodies of Internal Affairs: diss. ... Candidate of Law. Moscow, 2011.
11. Samoschenko I.S., Farukshin M.H. Liability in Soviet law. Moscow, 1971.
12. Alekseev S.S. Problems of theory of law. Sverdlovsk, 1972. Vol. 5.
13. On application by courts of the Russian Federation Labor code of the Russian Federation: resolution of Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation d.d. March 17, 2004 № 2 // Rus. newsp. 2004. Apr. 8.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Вашаев Максим Александрович, адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
M.A. Vashaev, Adjunct of the Chair of Administartive Law of the Kikot Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
75