1 '2014
Пробелы в российском законодательстве
8. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)
8.1. ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Маюров Николай Петрович, д.ю.н., профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, полковник полиции. Должность: Начальник кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России, Межрегиональный институт экономики и права при МПА Евр Аз ЭС. E-mail: mayurov2010@mail.ru Бялт Виктор Сергеевич, к.ю.н., майор полиции. Должность: преподаватель кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: victorkwr@mail.ru
Аннотация: В статье анализируются актуальные проблемы, связанные с порядком привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности, посредством реализации норм Дисциплинарного устава. Авторы, акцентируя внимание на наиболее важных моментах в исследуемой сфере, обосновывают и формулируют пути совершенствования действующего дисциплинарного законодательства и практики его применения.
Ключевые слова: дисциплинарный устав; дисциплинарная ответственность; дисциплинарное производство; служебная дисциплина.
THE DISCIPLINARY STATUTE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES: THEORY AND PRACTICE
Majurov Nikolay Petrovich, Dr of law, professor, Honored lawyer of the Russian Federation, police colonel. Position: Head of personnel and educational work chair. Place of employment: Saint-Petersburg University of MIA Russia, Interregional Institute of Economics and Law at the IPA EuroAsian EC. E-mail: mayurov2010@mail.ru Bjalt Victor Sergeevich, PhD at law, police major. Position: lecturer at personnel and educational work chair. Place of employment: Saint-Petersburg University of MIA Russia. Email: victorkwr@mail.ru
Annotation: The article analyses current problems, connected with the procedure of attraction of internal Affairs officers to disciplinary responsibility, through the implementation of the norms of the Disciplinary Statute. The authors, focusing on the most important aspects in the sphere in question, examine and formulate ways to improve the current disciplinary law and practice.
Keywords: The disciplinary Charter; disciplinary liability; disciplinary proceedings; service discipline.
Проблема обеспечения законности и дисциплины среди государственных служащих Российской Федерации признана руководством страны одной из наиболее важных, от решения которой во многом зависит успех проведения экономической, социальной, муниципальной, правоохранительной, административной и
других реформ1. Все это, вне сомнения, относится и к органам внутренних дел, как к одному из основных элементов правоохранительной системы государства.
От уровня служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел напрямую зависит качество выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей и эффективность функционирования всей системы МВД России. К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день институту служебной дисциплины в органах внутренних дел еще присущи определенные недостатки. Так количество сотрудников органов внутренних дел, нарушивших служебную дисциплину в 2011 году, со 144185 человек возросло в 2012 году до 171850 человек1 2. Не случайно Министр внутренних дел Российской Федерации Колокольцев В.А. заметил, что «несмотря на то, что количество сотрудников, совершивших в прошедшем году преступления, в целом по стране сократилось на 7%, а в некоторых регионах, таких как Москва, почти на 1/3, тем не менее, сохраняется существенный уровень дисциплинарных проступков и правонарушений среди личного состава»3. Сообразно с этим можно утверждать, что вопросы укрепления служебной дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел, обусловленные в частности совершенством нормативной правовой базы в данной сфере и практикой ее применения, являются весьма актуальными и требуют глубокого комплексного исследования.
Необходимо отметить, что исследованию дисциплинарных правоотношений в органах правопорядка нашего государства всегда придавалось немаловажное значение4. С самого начала формирования советской милиции принимались, видоизменялись, совершенствовались и переиздавались нормативные правовые акты, регулирующие указанные правоотношения -Дисциплинарные уставы. Данные документы всегда имели первостепенное значение с точки зрения упорядочения и совершенствования5 субординационных правоотношений в правоохранительных органах и
1 См.: подробнее: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года // Российская газета, 2012, 13 декабря.
2 См.: Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2012 год: Сборник аналитических и информационных материалов. - М.: ДГСК МВД России, 2013 год.
- С. 40.
3 См.: Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации Колокольцева В.А. на расширенном заседании Коллегии МВД России от 8 февраля 2013 года // Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru/document/836319 / (дата обращения: 01.10.2013).
4 См. подробнее: Маюров Н.П. Дисциплинарные правоотношения в органах милиции: история, теория и практика: Монография.
- СПб.: Изд-во СПбУ МВД России, 2003, Маюров Н.П. Основы дисциплинарных правоотношений в Советской милиции (октябрь 1917 - июль 1941 гг.): Монография. - СПб.: Изд-во СПбУ МВД России, 2004.
5 См. подробнее: Маюров Н.П. Деятельность НКВД-МВД СССР по совершенствованию дисциплинарных отношений в органах милиции в послевоенный период 1945-1953 гг. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2003. - № 16.
210
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ ОВД
Маюров Н.П., Бялт В.С.
становились предметом фундаментальных научных исследований6.
На сегодняшний момент основными нормативными правовыми актами, посвященными вопросам привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности, являются: Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе), Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 14 октября 2012 года № 1377 (далее - Дисциплинарный устав), Приказ МВД России от 26 марта 2013 года № 161 «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Приказ МВД России от 6 мая 2013 года № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации».
Попытаемся рассмотреть и проанализировать некоторые вопросы, связанные с основанием и порядком привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности.
В правовых актах о дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, в отличие от законодательства об уголовной7 и административной8 ответственности, отсутствует норма, устанавливающая обстоятельства, исключающие производство по делу о нарушении служебной дисциплины.
По нашему мнению в качестве обстоятельств, исключающих дисциплинарное производство в отношении сотрудников органов внутренних дел, можно было бы выделить следующие:
1) отсутствие события дисциплинарного проступка;
2) отсутствия состава дисциплинарного проступка;
3) истечение установленных сроков давности привлечения к дисциплинарной ответственности;
4) привлечение лица за совершенное правонарушение к уголовной или административной ответственности;
5) увольнение лица, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, из органов внутренних дел;
6) смерть лица, привлекаемого к дисциплинарной ответственности9.
С нашей точки зрения наличие в Дисциплинарном уставе подобного перечня обстоятельств, исключающих дисциплинарное производство, существенно упростило бы работу руководителей и командиров, обладающих полномочиями по наложению на подчиненных сотрудников дисциплинарных взысканий (субъектов дисциплинарной власти), с позиции рассмотрения вопроса о привлечении или не привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности.
Важное значение при наложении взыскания на сотрудника за допущенное правонарушение имеет его соответствие тяжести совершенного проступка.
6 См.: Маюров Н. П. Дисциплинарные правоотношения в советской милиции (1917-1991 гг.): историко-правовое исследование: Дис. ... докт. юрид. наук.- СПб, 2005.
7 См.: ст. 24. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ.
8 См.: ст. 24.5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.
9 См.: подробнее: Бялт В.С. Институт дисциплинарной ответст-
венности сотрудников полиции: Монография: Международное
изд-во LAMBERT Academic Publishing, 2011. - С. 121.
При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства10 *.
На наш взгляд, в целях более полной реализации принципа справедливости ответственности следует нормативно закрепить в Дисциплинарном уставе обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность.
По нашему мнению к смягчающим дисциплинарную ответственность обстоятельствам можно отнести:
- раскаяние лица, совершившего дисциплинарный проступок;
- добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.
К отягчающим дисциплинарную ответственность обстоятельствам следует отнести:
- продолжение сотрудником поведения, нарушающего служебную дисциплину, несмотря на предупреждение начальника о недопустимости таких действий (бездействий);
- повторное совершение дисциплинарного проступка сотрудником, имеющим неснятое дисциплинарное взыскание;
- групповое нарушение служебной дисциплины;
- совершение дисциплинарного проступка, ставшего достоянием общественности, подрывающего авторитет всей службы11.
Устанавливая в Дисциплинарном уставе подобные нормы, следует обязательно внести пояснение о том, что список обстоятельств, смягчающих дисциплинарную ответственность, исчерпывающим не является, а список обстоятельств, отягчающих дисциплинарную ответственность, является исчерпывающим.
Необходимо также обратить внимание на то, что в правовых нормах о дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел не существует исчерпывающего перечня нарушений служебной дисциплины. Существуют, субъективные, основанные на законах и правосознании начальников, оценочные суждения о характере и содержании нарушения служебной дисциплины. Мы полагаем, что целесообразно рассмотреть вопрос о введении в Дисциплинарный устав органов внутренних дел подобного перечня, который, несомненно, позволил бы упростить работу субъектов дисциплинарной власти по применению мер дисциплинарного воздействия на провинившихся подчиненных. По нашему мнению и мнению других ученых, таких как В.Н. Шамаров и Х.Х.Лойт, классификация нарушений служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел могла бы быть представлена следующим образом.
1. Дисциплинарные проступки, связанные с недобросовестным отношением к служебным обязанностям:
- неисполнение либо несвоевременное исполнение должностных обязанностей;
- небрежность в исполнении обязанностей, низкие показатели служебной деятельности;
10 См.: п. 40. Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации: утвержден Указом Президента РФ от 14 октября 2012 года № 1377.
11 См. так же: Маюров Н.П., Бялт В.С. К вопросу о необходимости принятия Дисциплинарного устава органов внутренних дел // Государство и право. 2011. - № 4. С. 102-106.
211
1 '2014
Пробелы в российском законодательстве
- недостатки, упущения в организации служебной деятельности;
- нарушения правил хранения, ношения и выдачи оружия, специальных средств и иного имущества;
- небрежное отношение к закрепленной технике;
- опоздание на службу без уважительных причин;
- прогул, невыход на службу без уважительных причин;
- пропуск занятий без уважительных причин;
- опоздание из отпуска без уважительных причин;
- не использование начальником (командиром) дисциплинарной власти в отношении нарушителей дисциплины;
2. Дисциплинарные проступки, связанные с нарушением правил несения боевой, караульной, патрульнопостовой службы:
- сон на посту;
- необоснованное отвлечение от выполнения служебных задач;
- самовольный уход с поста, маршрута;
- самовольный уход из караульного помещения;
- смена часовых в отсутствие начальника караула, помощника начальника караула либо разводящего;
- допуск на пост (место несения службы) посторонних лиц;
- нарушение пропускного режима;
- несдача табельного оружия после смены, дежурства;
- незаконная передача табельного оружия, специальных средств, иного имущества другим сотрудникам и лицам;
- нарушение правил внутренней службы (сон дневального, дежурного на посту или в неустановленное время; самовольный уход дневального с поста; пропуск на территорию подразделения посторонних лиц; выпуск машин из парка (гаража) с нарушением установленного порядка; необоснованное разрешение на вынос имущества из расположения).
3. Дисциплинарные проступки, связанные с нарушением учетно-регистрационной дисциплины:
- сокрытие преступления от регистрации;
- несвоевременное исполнение, принятие решения по материалу;
- фальсификация материалов при отсутствии признаков состава преступления;
- несвоевременная сдача документов, материалов строгой отчетности;
- обман, введение потерпевшего в заблуждение;
- халатное отношение к сохранности служебных документов;
- утрата документов, материалов строгой отчетности.
4. Дисциплинарные проступки, связанные с пьянством:
- употребление спиртных напитков в служебное время или при выполнении служебных обязанностей;
- появление в подразделении, выход на службу в состоянии опьянения;
- появление в состоянии опьянения в форменном обмундировании в общественном месте;
- организация распития спиртных напитков в служебное время по месту службы.
5. Дисциплинарные проступки, связанные с неправомерным использованием транспортных средств и нарушения правил управления ими.
- самовольное использование в личных целях служебного транспортного средства;
- использование незакрепленного служебного транспортного средства;
- нарушение правил дорожного движения при управлении служебным или личным транспортным средством;
- совершение дорожно-транспортного происшествия, повлекшего краткосрочное расстройство здоровья граждан или уничтожение (вывод из строя) транспортного средства;
- передача управления служебным транспортным средством другому лицу;
- управление в состоянии опьянения служебным или личным транспортным средством.
6. Дисциплинарные проступки, связанные с промотанием либо утратой оружия, специальных средств, документов и иного имущества:
- утрата служебного удостоверения;
- утрата табельного оружия;
- утрата оперативно-поисковых специальных средств;
- утрата служебного имущества;
- утрата предметов обмундирования или снаряжения;
- порча предметов обмундирования или снаряжения;
- продажа или передача предметов форменного обмундирования, специальных средств и техники посторонним лицам.
7. Дисциплинарные проступки, связанные с нарушением уставных взаимоотношений:
- невыполнение или ненадлежащие выполнение приказа, распоряжения начальника (командира);
- неповиновение, т.е. открытий отказ от исполнения приказа, распоряжения начальника (командира);
- угроза начальнику (командиру), оскорбление его со стороны подчиненного;
- сопротивление, насильственные действия в отношении начальника (командира);
- оскорбление начальником (командиром) подчиненного;
- оскорбление насильственным действием начальником (командиром) подчиненного (отталкивание, пощечина; срывание погон, знаков отличия и др. действия с целью унижения чести и достоинства личности);
- неуставные взаимоотношения между сотрудниками при отсутствии отношения подчиненности.
8. Дисциплинарные проступки, связанные с неэтичным поведением:
- нетактичное обращение с гражданами;
- грубость в отношении граждан;
- недостойное поведение в быту, связанное с употреблением спиртных напитков12.
Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что процедура привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности, несомненно, должна реализовываться в соответствии с определенными принципами. Однако действующее на сегодняшний день дисциплинарное законодательство в органах внутренних дел не содержит конкретного перечня обозначенных принципов. Принципы дисциплинарной ответственности находят свое отражение в нормативных правовых актах преимущественно в «скрытом виде», при котором их обнаружение возможно только путем анализа законодательства, регламентирующего то или иное правовое явление. Такое «скрытое» закрепление правовых принципов создает сложности, как для законодателя, так и для правоприменителя. Мы пола-
12 См. подробнее: Маюров Н.П. Дисциплинарные правоотношения в органах милиции: история, теория и практика: Монография. - СПб.: Изд-во СПбУ МВД России, 2003.
212
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ ОВД
Маюров Н.П., Бялт В.С.
гаем, что в Дисциплинарный устав целесообразно добавить нормы, устанавливающие перечень принципов, в соответствии с которыми возможно привлечение сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. На наш взгляд систему указанных принципов логично представить следующим образом:
1) общеправовые принципы юридической ответственности; 2) принципы, обусловленные спецификой дисциплинарной ответственности. К общеправовым принципам юридической ответственности следует отнести: законность, справедливость, неотвратимость, целесообразность и своевременность; а к принципам, обусловленным спецификой дисциплинарной ответственности - принцип виной ответственности и недопустимость удвоения ответственности13. Подобное
нормативное закрепление в Дисциплинарном уставе системы принципов привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности с нашей точки зрения позволит устранить субъективизм и своевольное толкование правовых норм субъектами дисциплинарной власти.
Необходимо обратить внимание на то, что Закон о службе и Дисциплинарный устав, регламентируя порядок наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий, не устанавливают конкретных стадий по привлечению сотрудников, нарушивших служебную дисциплину, к дисциплинарной ответственности.
Мы полагаем, что применительно к сотрудникам органов внутренних дел действующее дисциплинарное законодательство позволяет выделить два варианта стадийности развития дисциплинарного производства. Первый вариант - это простое производство, которое, возможно, в случаях, не требующих дополнительной проверки по факту нарушения служебной дисциплины и включающее в себя, как правило, три стадии: возбуждение дела, принятие решения о привлечении к дисциплинарной ответственности и исполнение принятого решения. Второй вариант - это полное (обычное) дисциплинарное производство, предусматривающее необходимость проведение проверки по факту нарушения служебной дисциплины14.
С точки зрения исследования интересным представляется естественно полное дисциплинарное производство.
На наш взгляд дисциплинарное производство в органах внутренних дел включает в себя четыре обязательных стадии: возбуждение дисциплинарного производства, рассмотрение дисциплинарного дела, принятие решения и исполнение принятого решения, а также одну факультативную стадию - пересмотр решения о дисциплинарном взыскании
С нашей точки зрения для более объективного и всестороннего разбирательства по делам о привлечении сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности следует дополнить Дисциплинарный устав нормами, устанавливающими конкрет-
13 См.: подробнее: Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел, противодействию коррупции: Курс лекций / Маюров Н.П., Бялт В.С. и др. - М.: ДГСК МВД России, 2012. - С. 28-29.
14 См.: Маюров Н.П., Бялт В.С. К вопросу о совершенствовании процедуры привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2010. - № 3. С. 126-129.
15 См. подробнее содержание каждой стадии: Правовые основы дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел: Пособие / Бялт В.С., Никулин А.Г., Рузавин В.В. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2013. -С. 24-31.
ный перечень стадий дисциплинарного производства и раскрывающими сущность и содержание каждой стадии.
Проанализируем такой вид дисциплинарного взыскания, налагаемого на сотрудников органов внутренних дел, обучающихся в образовательных учреждениях системы МВД России, как отчисление из образовательного учреждения16.
Допустим курсанта или слушателя отчислили из образовательного учреждения за нарушение служебной дисциплины. Обратим внимание на то, что в соответствии с Законом о службе одним из оснований, когда контракт с сотрудником органов внутренних дел может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен, является «в связи с отчислением из образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел»17. Однако увольнение со службы в органах внутренних дел также является одним из видов дисциплинарных взысканий18. То есть увольнение со службы в органах внутренних дел и отчисление из образовательного учреждения являются двумя отдельными дисциплинарными взысканиями. В соответствии опять же с Законом о службе за каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание19.
Таким образом, встает вопрос, а правомерно ли будет отчисленного за нарушение служебной дисциплины из образовательного учреждения курсанта или слушателя вслед за этим еще и уволить из органов внутренних дел. Мы полагает, что в данном случае может быть нарушен принцип справедливости, когда за одно деяние применяется два вида взыскания. С нашей точки зрения в данном случае следует либо в деяниях отчисляемого курсанта или слушателя выявить второй состав дисциплинарного проступка для правомерности применения второго взыскания в виде увольнения, либо рассматривать вопрос о юридической квалификации деяния курсанта как грубое нарушение служебной дисциплины и соответственного увольнения его по этому основанию. Естественно, что уволенный курсант или слушатель будет автоматически и отчислен из образовательного учреждения, так как, полностью прекратив правоотношения с МВД России, он прекратит их и в сфере оказания образовательных услуг20.
Безусловно, заслуживает внимания вопрос, связанный с воспитательной работой по укреплению служеб-
16 См.: пп. «в». п. 34. Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации: утвержден Указом Президента РФ от 14 октября 2012 года № 1377.
17 См.: п. 10. ч. 2. ст. 82. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
18 См.: пп. «е». п. 33. Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации: утвержден Указом Президента РФ от 14 октября 2012 года № 1377.
19 См.: п. 3. ст. 50. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
20 См. подробнее: Маюров Н.П., Бялт В.С. Актуальные проблемы нормативного правового регулирования условий прохождения службы в органах внутренних дел на современном этапе реформирования системы МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2012. - № 1. С. 212-215.
213
1 '2014
Пробелы в российском законодательстве
ной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел21.
В условиях реформирования системы воспитательной работы одной из главных ее целей является подготовка сотрудников, способных успешно решать задачи правоохранительной деятельности при строгом соблюдении служебной дисциплины и законности. Работа по укреплению служебной дисциплины и законности является одной из приоритетных задач руководителей органов внутренних дел22.
Среди предусмотренных направлений работы по укреплению служебной дисциплины и законности отдельно хотелось бы остановиться на таких, как повышение повседневной требовательности руководителей всех уровней к подчиненному личному составу в сочетании с уважением личного достоинства сотрудников и постоянной заботой о них, а также изучение причин и условий, способствующих совершению правонарушений личным составом, в ходе служебных проверок23.
Роль руководителя (командира), однозначно, имеет огромное значение в процессе воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел, поскольку связана с применением такого важнейшего метода воспитания как метод личного примера. Мы считаем, что данный метод необходимо позиционировать, как доминирующий метод во всей системе воспитательной работы в органах внутренних дел24. Сотрудники непроизвольно всегда будут оценивать своих руководителей и командиров, воспринимая их как некий ориентир, на который стоит равняться с точки зрения исполнения и соблюдения предписанных норм поведения. И если же будут иметь место случаи, когда субъекты воспитания, которые должны разъяснять сотрудникам некие установленные правила поведения и требовать от них их соблюдения, сами будут нарушать данные нормы, то никакого положительного эффекта от воспитательной работы не будет, а буде скорее наоборот - отрицательный. Сообразно с этим, следует констатировать, что субъект воспитания, наделенный определенными полномочиями по отношению к подчиненным сотрудникам, обязан не только соблюдать и выполнять все адресованные для сотрудника органов внутренних дел правила и предписания, но и предъявлять к себе повышенные требования касательно правил поведения на службе и вне службы, внешнего вида, а также способу общения, для того чтобы в полной мере реализовать такой фундаментальный метод воспитания как личный пример.
Кроме того необходимо отметить, что руководители, помимо повышенных обязательств в области соблюдения и исполнения предусмотренных правовых норм, должны еще и нести индивидуальную ответственность за состояние служебной дисциплины и законности во вверенных им подразделениях. Министр внутренних
21 См. подробнее: Маюров Н.П. Воспитательно-правовая работа как средство поддержания служебной дисциплины в органах милиции: история и современность // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. - № 6.
22 См. подробнее: Решение Коллегии МВД России «О неотложных мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации»: утверждено Приказом МВД России от 23 марта 2012 года № 211.
23 См.: п. 86. Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: утверждено Приказом МВД России от 11 февраля 2010 года № 80.
24 См. также: Бялт В.С. Актуальные проблемы воспитательной работы среди курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. - № 3 (59).
дел Российской Федерации Колокольцев В.А. подчеркивает, что «все руководители несут персональную ответственность за противоправные действия своих подчиненных. Я абсолютно уверен, что только такие меры позволят добиться положительного результата. Это моя принципиальная позиция»25.
Таким образом, учитывая важность использования метода личного примера руководителя в процессе воспитания сотрудников органов внутренних дел, а также индивидуализацию его ответственности за состояние служебной дисциплины и законности среди подчиненных сотрудников, полагаем, что необходимо уделять особое внимание повышению повседневной требовательности руководителей и командиров к подчиненным сотрудникам, как одному их направлений работы по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава26.
Одной из форм оперативного реагирования на факты нарушения сотрудниками служебной дисциплины и законности являются служебные проверки27. Необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудников дисциплинарного проступка является одним из оснований для проведения служебной проверки28. С нашей точки зрения воспитательная работа в органах внутренних дел по укреплению служебной дисциплины и законности будет гораздо более эффективна, если акцентировать, прежде всего, внимание именно на выявлении причин и условий совершения сотрудниками правонарушений29. Вне сомнения, привлекая сотрудников к ответственности за проступки, мы реализуем принцип неотвратимости ответственности, и это в свою очередь оказывает бесспорное влияние на воспитание личного состава. Тем не менее, на наш взгляд, следует больше внимания уделять именно предотвращению правонарушений среди сотрудников органов внутренних дел, так как это, несомненно, будет способствовать оздоровлению морально-психологического климата в коллективе и позволит повысить эффективность служебной деятельности сотрудников.
Подводя итог вышесказанному, надлежит отметить следующее:
1) вопросы совершенствования нормативной правовой базы в области привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности и практики ее применения являются весьма актуальными, поскольку определяют справедливость, обоснованность и объективность наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий, что в свою очередь, безусловно, связано с мотивацией сотрудников на качественное выполнения своих должностных обязанностей;
25 Колокольцев В. А. Поручись за участкового // Российская газета, № 28 от 11 февраля 2013 года.
26 См. также: Бялт В.С. Формы работы по укреплению служебной дисциплины среди курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России в процессе профессионального обучения // Общество, культура, личность. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания: Материалы III международной научно-практической конференции 5-6 февраля 2013 года. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013.
27 См. подробнее: Маюров Н.П., Бялт В.С. Служебная проверка в органах внутренних дел: теория и практика // «Черные дыры» в Российском законодательстве, 2012. - № 4. - С. 93.
28 См.: п. 13. Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД России: утвержден Приказом МВД России от 2б марта 2013 года № 161.
29 См. подробнее: Маюров Н.П. Правовые особенности служебной дисциплины сотрудников милиции // История государства и права. 2003. - № 5.
214
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ ОВД
Маюров Н.П., Бялт В.С.
2) основными нормативными актами, регламентирующими основания и порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности, на сегодняшний момент являются: Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 14 октября 2012 года № 1377, Приказ МВД России от 26 марта 2013 года № 161 «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» и Приказ МВД России от 6 мая 2013 года № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации»;
3) мы полагаем, что целесообразно будет сформулировать следующие предложения по совершенствованию действующего дисциплинарного законодательства в органах внутренних дел:
- прописать в Дисциплинарном уставе перечень обстоятельств, исключающих дисциплинарное производство, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих дисциплинарную ответственность;
- отразить в Дисциплинарном уставе классификацию нарушений служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел;
- нормативно закрепить в Дисциплинарном уставе систему принципов, в соответствии с которыми сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к дисциплинарной ответственности;
- дополнить Дисциплинарный устав нормами, устанавливающими конкретный перечень стадий дисциплинарного производства и раскрывающими сущность и содержание каждой стадии;
4) при отчислении сотрудника органов внутренних дел из образовательного учреждения за нарушение служебной дисциплины вопрос о применении к такому сотруднику дисциплинарного взыскания в виде увольнения должен решаться с учетом реализации принципа справедливости (чтобы за одно деяние не было наложено два дисциплинарных взыскания);
5) в рамках совершенствования работы с личным составом в сфере укрепления служебной дисциплины на наш взгляд необходимо следующее:
- субъектам дисциплинарной власти необходимо уделять особое внимание такому методу воспитания сотрудников органов внутренних дел как метод личного примера;
- следует повышать повседневную требовательность руководителей и командиров к подчиненным сотрудникам;
- в ходе проведения служебных проверок по фактам нарушения сотрудниками служебной дисциплины целесообразно акцентировать внимание, прежде всего, именно на выявлении причин и условий совершения сотрудниками правонарушений.
Таким образом, следует констатировать, что современное законодательство, регламентирующее вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, по нашему мнению нуждается в дальнейшем анализе и совершенствовании.
Список литературы:
Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации».
Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
Приказ МВД России от 26 марта 2013 года № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Приказ МВД России от 6 мая 2013 года № 241 «О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации».
Бялт В.С. Институт дисциплинарной ответственности сотрудников полиции: Монография: Международное изд-во LAMBERT Academic Publishing, 2011.
Бялт В.С. Актуальные проблемы воспитательной работы среди курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013.
Бялт В.С. Формы работы по укреплению служебной дисциплины среди курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России в процессе профессионального обучения // Общество, культура, личность. Актуальные проблемы социальногуманитарного знания: Материалы III международной научно-практической конференции 5-6 февраля 2013 года. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum
«Sociosfera-CZ», 2013.
Маюров Н.П. Дисциплинарные правоотношения в органах милиции: история, теория и практика: Монография. - СПб.: Изд-во СПбУ МВД России, 2003.
Маюров Н.П. Основы дисциплинарных правоотношений в Советской милиции (октябрь 1917 - июль 1941 гг.): Монография. - СПб.: Изд-во СПбУ МВД России, 2004.
Маюров Н.П. Деятельность НКВД-МВД СССР по совершенствованию дисциплинарных отношений в органах милиции в послевоенный период 1945-1953 гг. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2003. - № 16.
Маюров Н.П. Правовые особенности служебной дисциплины сотрудников милиции // История государства и права. 2003. - № 5.
Маюров Н. П. Дисциплинарные правоотношения в советской милиции (1917-1991 гг.): историко-правовое исследование: Дис. ... докт. юрид. наук.- СПб, 2005.
Маюров Н.П. Воспитательно-правовая работа как средство поддержания служебной дисциплины в органах милиции: история и современность // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. - № 6.
Маюров Н.П., Бялт В.С. К вопросу о совершенствовании процедуры привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2010. - № 3.
Маюров Н.П., Бялт В.С. К вопросу о необходимости принятия Дисциплинарного устава органов внутренних дел // Г осударство и право. 2011. - № 4.
Маюров Н.П., Бялт В.С. Актуальные проблемы нормативного правового регулирования условий прохож-
215
1 '2014
Пробелы в российском законодательстве
дения службы в органах внутренних дел на современном этапе реформирования системы МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2012. - № 1.
Маюров Н.П., Бялт В.С. Служебная проверка в органах внутренних дел: теория и практика // «Черные дыры» в Российском законодательстве, 2012. - № 4.
Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел, противодействию коррупции: Курс лекций / Маюров Н.П., Бялт В.С. и др. - М.: ДГСК МВД России, 2012.
Правовые основы дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел: Пособие / Бялт В.С., Никулин А.Г., Рузавин В.В. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2013.
Бялт В.С. К вопросу о приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - №2.
Бялт В.С., Трифонов В.А. Запреты и ограничения, связанные с приемом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2012. - №2.
Маюров Н.П., Бялт В.С. Институт аттестации в органах внутренних дел Российской Федерации: актуальные проблемы и пути решения // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - №3.
Маюров Н.П., Бялт В.С. Урегулирование конфликта интересов и разрешение служебных споров в органах внутренних дел: административно-правовое исследование // Пробелы в российском законодательстве. -2013. - №6.
Маюров Н.П., Бялт В.С. Институт социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел на современном этапе реформирования системы МВД России // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. -№1.
Маюров Н.П., Бялт В.С. Актуальные вопросы правового регулирования порядка прохождения службы в органах внутренних дел, служебного времени и времени отдыха сотрудников // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №3.
Маюров Н.П., Бялт В.С., Гибов В.В. О порядке присвоения специальных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации: историкоправовое исследование // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №4.
Маюров Н.П., Бялт В.С., Гибов В.В. К вопросу о профилактике коррупционных правонарушений среди личного состава органов внутренних дел Российской Федерации // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2013. - №2.
Маюров Н.П., Константинов Г.Л. Законодательство о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: теория и практика // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №2.
Маюров Н.П., Константинов Г.Л. О правовом статусе сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: теоретико-правовой аспект // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №6.
Маюров Н.П., Трофимова Т.А. Применение интерактивных образовательных технологий в процессе повышения квалификации и переподготовки сотрудников полиции // Пробелы в российском законодательстве. -2012. - №2.
Маюров Н.П., Трофимова Т.А., Алиев Я.Л. Организация и методика проведения государственнопатриотических ритуалов в органах внутренних дел // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2013. - №2.
Рецензия
на статью доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации Маюрова Н.П. и кандидата юридических наук Бялт В.С. «Дисциплинарный устав органов внутренних дел: теория и практика»
Вопросы привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности имеют на сегодняшний день одно из первостепенных значений, так как они напрямую связаны с качеством выполнения сотрудников своих должностных обязанностей, что бесспорно влияет на эффективность функционирования всей системы МВД России в целом. Таким образом, актуальность представленной на рецензирование статьи не вызывает сомнений.
В рецензируемой статье авторы исследовали основные моменты, связанные с порядком привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности в аспекте реализации норм Дисциплинарного устава, а также выявили основные проблемы правоприменительной практики в данной области. Кроме того в статье представлены обоснованные предложения по решению обозначенных проблем.
Структура и содержание статьи обоснованы и логичны, статья написана грамотным научным языком.
Необходимо признать, что сформулированные авторами в статье выводы и предложения по вопросам совершенствования нормативной базы и правоприменительной практики в области привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности могут быть полезны как для дальнейших теоретических исследований рассматриваемой проблематике, так и для правоприменительной деятельности органов внутренних дел.
Подводя итого вышесказанному, можно сделать вывод о том, что рецензируемая статья на тему «Актуальные проблемы реализации норм Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации в процессе правоприменительной деятельности субъектов дисциплинарной власти» соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам и может быть рекомендована к опубликованию в журнале, рекомендованном ВАК.
Доктор юридических наук, профессор,
заслуженный юрист Российской Федерации
Н.В. Бугель
216