Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ КАК СИСТЕМА СЛУЖЕБНЫХ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВЛАСТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ'

ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ КАК СИСТЕМА СЛУЖЕБНЫХ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВЛАСТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МВД РОССИИ / ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ В ОВД / ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вашаев Максим Александрович

Анализируется деятельность, осуществляемая сотрудниками органов внутренних дел, обучающимися в образовательных организациях МВД России в процессе обучения, которая обусловливает содержание и функциональную направленность правоотношений с их участием. Исследуются и сопоставляются между собой сегменты административно-правового статуса обучающихся, под которыми понимаются наиболее крупные модульные образования, характеризующие его сущность и структуру в зависимости от системы их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вашаев Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AS A SYSTEM OF OFFICIAL, EDUCATIONAL AND POWER RELATIONS

The article is devoted to the analysis of the activities carried out by employees of the internal affairs bodies studying in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the course of training, which determines the content and functional orientation of legal relations with their participation. The segments of the administrative and legal status of students are studied and compared with each other, which are understood as the largest modular formations that characterize its essence and structure depending on the system of their functioning.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ КАК СИСТЕМА СЛУЖЕБНЫХ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВЛАСТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ»

Научная статья УДК 347.1

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-61-65 NIION: 2003-0059-6/22-487 MOSURED: 77/27-003-2022-06-686

Обучение в образовательных организациях МВД России как система служебных, образовательных и властных правоотношений

Максим Александрович Вашаев

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, vashaev_m@rfmumvd.ru

Аннотация. Анализируется деятельность, осуществляемая сотрудниками органов внутренних дел, обучающимися в образовательных организациях МВД России в процессе обучения, которая обусловливает содержание и функциональную направленность правоотношений с их участием. Исследуются и сопоставляются между собой сегменты административно-правового статуса обучающихся, под которыми понимаются наиболее крупные модульные образования, характеризующие его сущность и структуру в зависимости от системы их функционирования.

Ключевые слова: административно-правовой статус, образовательная организация МВД России, прохождение службы в ОВД, обучающийся

Для цитирования: Вашаев М. А. Обучение в образовательных организациях МВД России как система служебных, образовательных и властных правоотношений // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 6. С. 61-65. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-61-65.

Original article

Training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a system of official, educational and power relations

Maxim A. Vashaev

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia,

vashaev_m@rfmumvd. ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of the activities carried out by employees of the internal affairs bodies studying in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the course of training, which determines the content and functional orientation of legal relations with their participation. The segments of the administrative and legal status of students are studied and compared with each other, which are understood as the largest modular formations that characterize its essence and structure depending on the system of their functioning.

Keywords: administrative and legal status, educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, service in the department of internal affairs, student

For citation: Vashaev M. A. Training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a system of official, educational and power relations. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(6):61-65. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-61-65.

Определяющее значение по защите прав и свобод человека и гражданина в условиях процесса демократизации российского общества невозможно рассматривать в отрыве от дальнейшего развития государственной службы в органах внутренних дел (далее — ОВД). В связи с чем, особую значимость приобретают вопросы, связанные не только с совершенствованием системы профессионального развития кадрового состава ОВД и повышения качества его формирования, но и определение решений по выработке правовых механизмов функционирования курсантов (слушателей) в процессе обучения в образовательных организациях МВД России.

Вектор служебно-функциональных правоотношений, возникающих в процессе обучения курсантов (слушателей), достаточно широк. Он не ограничивается сферой служебных отношений как сотрудника ОВД, а включает в себя еще две системы правоотношений — государственно-властные отношения, сфера возникновения которых обусловлена внешней средой функционирования, и отношения в области образования.

Такой сегментарный подход соотносится и с позицией законодательства, так правовым основанием выделения служебного сегмента правоотношений выступает Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-Ф3 «О службе

© Вашаев М. А., 2022

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о службе в ОВД) [1], в котором регулируются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением, а также прекращением. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [2] (далее Закон «Об образовании») и нормативные правовые акты Министерства высшего образования и науки Российской Федерации определили ключевые понятия, используемые в системе образования, а именно: «образование», «воспитание», «обучающейся» и др. Властные правоотношения в наибольшей степени связаны с возможностью применения обучающимся мер государственного принуждения в рамках положений ст. 27 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [3] (далее — ФЗ «О полиции»).

Признавая подобную полисистемную конструкцию правоотношений, с функциональной точки зрения, следует отметить, что формирование административно-правового статуса сотрудников ОВД, на наш взгляд, более объективно будет отражать теоретическая модель, основанная на трех модульной концепции его построения. Так, в зависимости от характера правоотношений, участником которых является курсант (слушатель) необходимо выделить (служебный, властный и образовательный модуль), что позволят создать теоретическую правовую модель административно-парового статуса сотрудников ОВД, обучающихся в образовательных организациях МВД России, позволяющую глубоко и всесторонне отразить его сущность и специфику. Анализ проблематики реализации вышеуказанных модулей позволит не только установить научно-обоснованную юридическую конструкцию, способную обеспечить успешную реализацию отдельных составных сегментов правового статуса, но и позволит разобраться, насколько нормативно регламентирован каждый из модулей в системе правового механизма процесса обучения в образовательной организации МВД России.

Служебный модуль Важнейшей составляющей организации и функционирования данного сегмента является процедура прохождения государственной службы в ОВД.

Соглашаясь с традиционной точкой зрения элементного содержания прохождения государственной службы1 [4, с. 241; 5, с. 155; 6, с. 115] в теории административного права, необходимо отметить, что каждому элементу в системе государственно-служебных отношений отведено самостоятельное место как совокупности юридических фактов, вызывающих изменение административно-правового статуса обучающегося и системы правовых норм их регулирующих, при этом необходимо констатировать указанную последовательность этапов прохождения государственной службы в ОВД.

Отличия административных процедур прохождения

1 Традиционно в теории административного права прохождение государственной службы следует рассматривать с точки зрения ее элементного состава, в который включены следующие классические элементы (этапы): 1) поступление (прием) на государственную службу; 2) аттестация; 3) присвоение специальных званий; 4) поощрение; 5) привлечение к ответственности; 6) прекращение службы.

государственной службы курсантами (слушателями), обусловлены ее собственной спецификой, и их можно свести к следующему.

Особенности процедуры приема, профессионального отбора.

Профессиональный отбор кандидатов на обучение в образовательные организации системы МВД России по очной форме, преимущественно, осуществляется в рамках целевого набора. Особенность которого, заключается во взаимодействии кандидата на обучение не только с образовательной организации, но и территориальным органом внутренних дел, направившего его на обучение. При этом на формирование государственного заказа на подготовку специалистов влияет перспективная потребность в специалистах требуемой квалификации.

Основанием возникновения правоотношений является процедура зачисления на обучение в образовательную организацию МВД России, которой предшествуют процесс комплектования.

Анализ нормативных [7; 8; 9] и литературных источников [10, с. 129; 11, с. 18; 12, с. 98] по данной проблематике свидетельствует, что процедура комплектования должностей переменного состава имеет общие черты поступления на государственную службу в ОВД, направленный на выявление и соответствие кандидатов заложенным параметрам государственного служащего и определение их пригодности к службе в ОВД.

Наряду с этим правой статус указанных лиц приобретает некоторые специфические черты, обусловленные воздействием на него дополнительного параметра по оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности в ОВД, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности курсанта. Что в перспективе позволяет правильно оценивать профессиональнее соответствие обучающихся к реализации ими управленческих функций и возможности их профессионального роста.

Так к кандидатам на зачисление в образовательную организацию МВД России применяется ряд вступительных испытаний (физическая подготовка, русский язык и др.) При ранжировании результатов учитываются индивидуальные достижения кандидата, в случаях равенства набранных баллов лица, обладающие преимущественным правом на зачисление, занимают более высокое место. Следовательно, данный элемент отбора кандидатов на службу в ОВД выходит за рамки служебного модуля, однако тесным образом связан с ней. Поскольку, речь идет о процедуре, в общем виде определяющий, конкурсный порядок замещения должности курсанта, что и позволяет характеризовать ее как служебную составляющую правового статуса.

Особенности проведения процедуры аттестации обучающегося. Своеобразие статуса курсанта как участника процедуры аттестации связано тем, что она имеет две взаимосвязанные формы выражения и проявляется:

• во-первых, как элемент прохождения службы в органах внутренних дел для определения уровня профессиональной подготовки курсантов и их соответствия занимаемой должности (плановая

один раз в четыре года) при переводе курсанта на вышестоящую должность (внеочередная);

• во-вторых, как самостоятельная процедура, регулируемая законодательством в сфере образования, целью которой является определения уровня освоения курсантом образовательной программы. При этом законодатель выделяет государственную итоговую и промежуточную аттестацию.

Следует подчеркнуть, что в отличие от других категорий сотрудников ОВД, аттестационное производство в отношении курсантов, отличается наличием расширенного спектра оснований прекращения служебных отношений, при неудовлетворительной оценке их служебной деятельности. Так, в случае пропуска процедуры промежуточной аттестации без уважительной причины, а также получение в рамках комиссионной сдачи учебного предмета неудовлетворительной оценки служит основанием для отчисления из образовательной организации.

Особенности присвоения специальных званий

Важным моментом в характеристике служебного сегмента административно-правого статуса обучающегося, является процедура присвоения специального звания. Особый характер прохождения государственной службы курсантами обусловливает не только разграничение специальных званий соответствующие должностям рядового, младшего и среднего начальствующего состава, но и прослеживается поэтапность в их присвоении.

На этапе зачисления, присваиваются первое специальное звание рядового состава. Далее отчетливо просматриваются последовательное профессиональное формирование на этапе присвоения очередных специальных званий курсантам, замещающим должности младшего начальствующего состава (заместитель командира взвода, командир отделения) и среднего начальствующего состава — младший лейтенант полиции при его переводе обучающегося на последний курс.

Особое внимание нужно обратить на то, что условия присвоения первого офицерского звания (отсутствие погашенного дисциплинарного взыскания, не является обвиняемым по уголовному делу и др.) обусловливают обязательность ряда требований неразрывно связанных с положениями Закона «Об образовании», в соответствии с которым обучающийся, не должен иметь академическую задолженность без уважительных причин. По завершению 4 курса обучения обучающемуся присваивается специальное звание — лейтенант полиции, при этом не подлежат учету периоды его нахождения в предыдущем звании.

Особенности поощрительного и дисциплинарного производства.

Нужно сказать, что поощрительное производство, являющиеся составной частью служебного сегмента, имеет не так уж много характерных особенностей принципиального характера. В частности, в соответствии с Законом «О службе в ОВД» в отношении курсантов, наряду с общими мерами поощрения, допускается применение особых видов стимулирования: закрепление за курсантом именной стипендии и предоставление ему

внеочередного увольнения.

В свою очередь привлечение к дисциплинарной ответственности имеет значительные отличия, обусловленные не только особенностями ее процедуры, но и более расширенным составом мер дисциплинарного наказания (назначение в наряд вне очереди (исключения составляют наряды по обеспечению охраны подразделения), лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации системы МВД России, отчисление из образовательной организации системы МВД России).

Особенности прекращения служебных отношений.

Административно-правовой статус курсанта наряду с общими основаниями прекращения государственно-служебных отношений может утрачиваться при возникновении юридических фактов, являющимися основаниями отчисления из образовательной организации1.

При этом установлено, что прекращение образовательного процесса, по основаниям, не препятствующим дальнейшему прохождению службы в органах внутренних дел, не является основанием для увольнения из ОВД. Исключение составляют обучающиеся не прошедшие первоначальную подготовку по должности полицейского.

Властный модуль

Специфической чертой административно-правового статуса сотрудников ОВД, обучающихся в образовательных организациях МВД России является наличие в его составе такого сегмента как государственно-властные полномочия. Данные полномочия, реализуемые курсантами (слушателями), обусловливает содержание и функциональную направленность этих отношений, которые могут возникать как внутри образовательной организации, по обеспечению безопасности собственных объектов, так и за их пределами в период выполнения задач по охране общественного порядка.

В этой связи следует обратить внимание на сложившеюся ситуацию по реализации функций постового по охране объектов образовательных организации МВД России, которая в настоящее характеризуется отсутствием правовых предписаний, которые определяли бы его особые обязанности и права, в том числе применение огнестрельного оружия в соответствии с ФЗ «О полиции». Кроме того, в отношении несовершеннолетних курсантов должны быть приняты меры, полностью исключающие их функционирование в данном направлении деятельности.

Следует подчеркнуть, что проблемы реализации властного сегмента статуса курсанта (слушателя) не исчерпываются решением вопросов по организации безопасности образовательной организации. Эти проблемы обусловлены и недостатками в правовом регулировании наделения властными полномочиями, которыми курсант

1 По действующему законодательству отчисление курсанта из образовательной организации как элемент прекращения образовательного процесса возможен по следующим основаниям: 1) по завершению обучения; 2) нежелании продолжать учиться, состоянию здоровья (на основании заключения военно-врачебной комиссии), а также в связи с невозможностью продолжать обучение по независящим от них причинам; 3) недисциплинированности обучающегося и применения в отношении него дисциплинарного взыскания в виде отчисления из образовательной организации, установления нарушения порядка приема в образовательную организацию; 4) неуспеваемости обучающегося.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

(слушатель) обладает постоянно, независимо от времени и места нахождения и в установленный период по охране общественного порядка, а также соответствие их уровню необходимых знаний, умений и навыков у лиц, внешне позиционируемых обществом в качестве полицейских.

Образовательный модуль

Правовое установление должности курсанта (слушателя) образуется для реализации главной задачи — получить определенные знания, умения и навыки, т. е. стать специалистом ОВД. Следовательно, самая общая задача курсантов (слушателей), вытекающая из их должности, является обучение.

Соответственно образовательный модуль является ключевым в структуре правового статуса, его сегменты неразрывно связаны с остальными его элементами. Отсюда вытекает, что любое изменение одного из сегментов оказывает непосредственное влияние на другие его составляющие и прежде всего на возможность получения качественного образования. Оптимизация статуса курсанта (слушателя) объективно обусловливает необходимость гармонизации всех его сегментов.

Для того чтобы оценить, насколько оптимально урегулирован образовательный модуль, его правовую основу необходимо рассмотреть через призму функционирования в данной среде. Приведем несколько конкретных примеров.

Обучающиеся по очной форме обучения изучают учебные дисциплины, в которых содержаться сведения, ограниченного характера. Это обуславливает наличие в их статусе права допуска, к сведениям, составляющим государственную тайну. На них распространяется весь спектр ограничений и обязанностей государственных служащих по исполнению требований законодательства о государственной тайне. Однако дополнительные социальные гарантии, в виде денежных выплат, на рассматриваемую категорию сотрудников ОВД не распространяется.

Другая проблема, касается продолжительности служебного времени курсантов и слушателей. Наличие её обусловлено вовлечением обучающегося не только в учебный процесс, но и участием в правоотношениях обусловленных служебным модулем (воспитательная работа, несение службы в суточном наряде, уборка территории и т. д.), в рамках шестидневной учебной недели. Хронометраж служебного времени курсанта образовательной организации МВД России дает однозначное понимание о невозможности учитывать требования ст. 53 Закона «О службе в ОВД», которая определяет нормальную продолжительность служебного времени сотрудника органов внутренних дел, в пределах 40 часов в неделю (ч. 2). В то же время законодательство в сфере образования не предусматривает предоставления компенсации в виде дополнительного отдыха обучающимся в случае привлечение их к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (несение внутренней или караульной службы, нахождение в командировке и т. д.).

Далее отметим, что ст. 34 Закона «Об образовании» закрепляет право обучающихся наряду с учебными

предметами, курсами, дисциплинами по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин, преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин, одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п. 6). В то же время прохождение государственной службы в ОВД не предусматривают оснований для освобождения курсантов (слушателей) от выполнения общих и специальных полномочий на период обучения в другой образовательной организации.

Также необходимо отметить, что в случаях невозможности дальнейшего обучения по уважительным причинам (медицинские показания, призыв на военную службу и др.) [13]. Обучающейся может воспользоваться правом, закрепленным в (п. 12) вышеуказанного Федерального закона на получение академического отпуска.

Целесообразно сказать, что, несмотря на формально установленное законодательством о службе в ОВД основание возможности предоставления академического отпу-ска1, сотруднику ОВД, обучающемуся в образовательной организации МВД России, его реализация по указанным основаниям к категории обучающегося курсант (слушатель) очной формы, изначально невозможна. Это связано с тем, что центральным блоком обучения в образовательной организации МВД России выступают отношения, возникающие в процессе повседневной деятельности служащих государственной службы ОВД. Для данного сегмента отношений временное приостановление обучения, в связи с убытием в академический отпуск, не является основанием приостановления службы в ОВД, т. к. это не находит своего закрепления в служебном законодательстве в виде соответствующих правовых предписаний.

Оценка сложившейся ситуации позволяет прийти к мнению о том, что состояния сбалансированности, структуры статуса сотрудников ОВД, обучающихся в образовательных организациях МВД России, позволяет заявить, что со стороны служебного законодательства явно прослеживается деформирующее влияние на реализацию их прав в сфере образования, что в итоге не позволяет курсантам и слушателям в полном объеме быть вовлеченными в образовательный процесс.

Формируя общее представление о функциональном содержании указанных модулей необходимо отметить, что вычленение и анализ указанных внутренних элементов изучаемой совокупности служебных, властных и образовательных правоотношений, характеризующие указанные модули, а также их функционально-целевое предназначение позволяет познать проблемы достаточности организационно-правового обеспечения всех сегментов административно-правового статуса сотрудников ОВД, обучающихся в

1 В соответствии со ст. 63, ч. 3 Закона «О службе в ОВД» сотрудникам органов внутренних дел предоставляются отпуска по уходу за ребенком, творческие отпуска, отпуска, предоставляемые в соответствии с трудовым законодательством работникам, совмещающим работу с получением образования, а также иные отпуска, установленные законодательством Российской Федерации.

образовательных организациях МВД России.

Список источников

1. Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Доступ предоставлен СПС Консультант Плюс (дата обращения: 09.04.2022).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Доступ предоставлен СПС Консультант Плюс (дата обращения: 09.04.2022).

3. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Доступ предоставлен СПС Консультант Плюс (дата обращения: 15.04.2022).

4. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. М. : НОРМА, 2000.

5. Черепанов В. В. Основы государственной службы и кадровой политики : учеб. пособие для студентов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008.

6. Гайдов В. Б. Служба в органах внутренних дел как разновидность федеральной государственной службы : дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2001.

7. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509 (ред. от 24.07.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность» // Российская газета (специальный выпуск), № 284/1, 12.12.2014.

8. Приказ МВД России от 12 марта 2015 г. № 321 «Об утверждении порядка и условий приёма в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 36, 07.09.2015.

9. Приказ МВД России от 01.02.2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // Доступ предоставлен СПС Консультант Плюс (дата обращения: 15.04.2022).

10. Симоненко А. В., Середа М. Ф. Начальная профессиональная подготовка в образовательных учреждениях МВД России. Брянск, 1998.

11. Кикоть В. Я. Организационно-правовое и информационное обеспечение реализации кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров : дис. .д-ра юрид. наук. М., 2002.

12. Григонис В. П. Конституционное право на образование и его реализация в образовательных учреждениях МВД России : дис... канд. юрид. наук. СПб, 2005.

13. Приказ Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» //

Российская газета. 2013. 3 июля. № 142.

References

1. Federal Law № 342-FZ of 30.11.2011 «On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // Access is provided by LRS Consultant Plus (accessed: 09.04.2022).

2. Federal Law № 273-FZ of 29.12.2012 «On education in the Russian Federation» // Access is provided by LRS Consultant Plus (accessed: 09.04.2022).

3. Federal Law № 3-FZ of 07.02.2011 "On the Police» // Access is provided by LRS Consultant (accessed: 15.04.2022).

4. Bakhrah D. N. Administrative Law of Russia. Textbook for universities. M. : NORM, 2000.

5. Cherepanov V. V. Fundamentals of public service and personnel policy : textbook. manual for students. M. : UNITY-DANA, Law and Law, 2008.

6. Gaidov V. B. Service in the internal affairs bodies as a kind of federal public service : dis. ... cand. jurid. sciences. Omsk, 2001.

7. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 12.05.2014 № 509 (ed. dated 24.07.2015) «On approval of the Federal State educational standard of secondary vocational education in the specialty 40.02.02 Law enforcement» // Rossiyskaya Gazeta (special issue), № 284/1, 12.12.2014.

8. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 321 dated March 12, 2015 «On approval of the procedure and conditions for admission to federal state organizations engaged in educational activities and under the Jurisdiction of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» // Bulletin of Normative Acts of Federal Executive Authorities, № 36, 07.09.2015.

9. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 01.02.2018 № 50 «On approval of the Procedure for organizing service in the internal affairs bodies of the Russian Federation» // Access is provided by LRS Consultant Plus (accesses: 15.04.2022).

10. Simonenko A.V., Sereda M. F. Initial professional training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bryansk, 1998.

11. Kikot V. Ya. Organizational, legal and informational support for the implementation of the personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of personnel training : dis. ...dr. yurid. sciences. M., 2002.

12. Grigonis V. P. The constitutional right to education and its implementation in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia : dis... cand. jurid. sciences. St. Petersburg, 2005.

13. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № 455 dated June 13, 2013 «On approval of the Procedure and grounds for granting academic leave to students» // Rossiyskaya Gazeta. 2013. July 3. № 142.

Статья поступила в редакцию 13.05.2022; одобрена после рецензирования 18.07.2022; принята к публикации 17.09.2022. The article was submitted 13.05.2022; approved after reviewing 18.07.2022; accepted for publication 17.09.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.