Научная статья на тему 'Зачисление в образовательные организации МВД России в системе способов поступления на службу в органы внутренних дел'

Зачисление в образовательные организации МВД России в системе способов поступления на службу в органы внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
808
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / КУРСАНТЫ / СЛУШАТЕЛИ / ENTERING THE SERVICE IN BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / THE GROUNDS OF THE LEGAL / ADMINISTRATIVE LEGAL STATUS OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA / CADETS / LISTENERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вашаев Максим Александрович

Рассмотрены основные способы поступления на службу в органы внутренних дел, проведен сравнительный анализ данных способов, отдельно выделены особенности зачисления как основания возникновения правоотношений в образовательных организациях МВД России; автором установлено, что зачисление как способ поступления на обучение свойствен для всех образовательных организаций, в том числе, где предусмотрена государственная служба; дано определение зачислению как самостоятельному способу поступления на службу в ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Admission to the educational institutions of the MIA of Russia in the system of methods of entering the service in bodies of internal Affairs

The article describes the main ways of entering the service in bodies of internal Affairs, the comparative analysis of these methods, separately highlighted features of enrollment as the basis for the existence of the relationship in the educational institutions of the MIA of Russia; the author found that enrollment as a way of entering the training typical for all educational institutions, including, where provided for public service; the definition of enrollment as an independent method of entering the service in bodies of internal Affairs.

Текст научной работы на тему «Зачисление в образовательные организации МВД России в системе способов поступления на службу в органы внутренних дел»

УДК 342.951 ББК 67.401

ЗАЧИСЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ В СИСТЕМЕ СПОСОБОВ ПОСТУПЛЕНИЯ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

МАКСИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАШАЕВ,

адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: vashaev_m@rfmumvd.ru Научная специальность — 12.00.14 административное право, административный процесс Рецензент: кандидат юридических наук, профессор С.Н. Бочаров

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены основные способы поступления на службу в органы внутренних дел, проведен сравнительный анализ данных способов, отдельно выделены особенности зачисления как основания возникновения правоотношений в образовательных организациях МВД России; автором установлено, что зачисление как способ поступления на обучение свойствен для всех образовательных организаций, в том числе, где предусмотрена государственная служба; дано определение зачислению как самостоятельному способу поступления на службу в ОВД.

Ключевые слова: поступление на службу в органы внутренних дел, основания возникновения правоотношений в органах внутренних дел, административно правовой статус сотрудников органов внутренних дел, образовательные организации МВД России, курсанты, слушатели.

Abstract. The article describes the main ways of entering the service in bodies of internal Affairs, the comparative analysis of these methods, separately highlighted features of enrollment as the basis for the existence of the relationship in the educational institutions of the MIA of Russia; the author found that enrollment as a way of entering the training typical for all educational institutions, including, where provided for public service; the definition of enrollment as an independent method of entering the service in bodies of internal Affairs.

Keywords: entering the service in bodies of internal Affairs, the grounds of the legal, administrative legal status of employees of internal Affairs bodies, educational institutions of the MIA of Russia, cadets, listeners.

Прохождение государственной службы в органах внутренних дел (далее — ОВД) осуществляется на различных должностях и включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга стадий, которые начинаются с момента поступления на службу и заканчиваются увольнением с нее. В частности, в соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 2003 г № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» выделяются следующие стадии прохождения государственной службы: 1) назначение на должность; 2) присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, 3) аттестацию или квалификацион-

ный экзамен, 4) другие обстоятельства (события) в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом каждая стадия характеризуется как относительно самостоятельная часть прохождения службы, наполняемая отдельными этапами — группами взаимосвязанных действий [1, с. 325]. В течение всего указанного периода происходит реализация административно-правового статуса сотрудника ОВД. В данной статье мы уделим внимание анализу такой правовой категории в рамках

института поступления на службу в ОВД как зачисление в образовательные организации МВД России.

Следует признать, что вопросы, поступления на государственную службу в ОВД, являлись предметом исследования таких ученых-административи-стов как Д.Н. Бахрах, С.Н. Бочаров, А.А. Гришковец,

A.А. Демин, А.В. Зубач, В.М. Манохин, А.Ф. Ноз-драчев, Д.М. Овсянко, П.П. Сергун, Ю.Н. Старилов,

B.В. Черников и др. Вместе с тем, аспекты, связанные с зачислением в образовательные организации МВД России, а также механизм правовой реализации данного правового института практически не исследован и требует тщательного анализа, а также выработки предложений по дальнейшему совершенствованию.

Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ № 342) содержит указание на такой способ поступления на службу в ОВД, как зачисление в образовательные организации МВД России. Пункт 2. ст. 20 указанного закона позволяет выделить четыре основных способа возникновения правоотношении в органах внутренних дел (конкурс, зачисление, назначение, восстановление). В целях определения сходных черт и различий процедуры, составляющей содержание правового института поступления на службу в ОВД, уместно провести сравнительный анализ данных способов, а также нормативно-правовых актов их регулирующих. Несомненно, представляется важным определить, специфику зачисления курсантов и слушателей для обучения в образовательную организацию МВД России.

Первый способ поступления на службу в органы внутренних дел — по результатам конкурса. Конкурс, как способ комплектования должностей государственной службы, закреплен Федеральным законом Российской Федерации от 27 мая 2003 г № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (п. 2 ст. 11). Указанный правовой акт устанавливает порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации.

Необходимо отметить, что назначаемому на должность по конкурсу, испытательный срок не устанавливается. Что касается реализации и механизма его проведения, то данным вопросам уделено самое поверхностное внимание и норма носит отсылочный характер. В частности, ст. 25 ФЗ № 342 определяет, что назначение на отдельные должности в ОВД, включенные в перечень должностей, утверждаемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется по результатам конкурса, который заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности в органах внутренних дел, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности.

Положения ФЗ № 342 относительно процедуры поступления на службу ОВД детализируются Приказом МВД России от 29 марта 2013 г. № 174 «Об учреждении порядка и условий провидения конкурса на замещение вакантной должности в органах внутренних дел Российской Федерации, назначение на которые осуществляется по результатам конкурса». Данный приказ достаточно подробно регламентирует проведение конкурса условия назначения и определен перечень должностей, замещаемых по конкурсу.

Анализ научных точек зрения по вопросу предназначения и понятия конкурса в ОВД позволяет прийти к выводу, что конкурс на замещение вакантной должности государственной службы представляет собой своеобразную форму конкуренции между претендентами на одну и ту же должность [3, с. 139; 4; 5; 6].

Цель конкурса на замещение вакантной должности заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности в ОВД, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности. Что в свою очередь позволяет правильно определить пригодность лиц, претендующих на замещение должности организации, к исполнению функций на этой должности и способности к дальнейшему профессиональному росту [7, с. 310]. Сам конкурс предусматривает заключение контракта с его победителем с последующим изданием приказа о замещении им вакантной должности.

Таким образом, конкурс представляет собой наиболее эффективный способ поступления на службу в ОВД и является фактически единственным средством познания деловых качеств, претендующего на ее замещение кандидата. Именно данный способ замещения способен отобрать кандидатов, наиболее соответствующих определенной должности. Однако, к сожалению конкурс как организационно-правовой способ имеет ограниченное распространение в системе МВД России [6, с. 135] и связан с замещением должностей в учебных и научных подразделениях образовательных организаций МВД России.

Второй способ поступления на службу в ОВД — это зачисление в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме по результатам прохождения вступительных испытаний.

Несомненно, что ведомственная наука и образование, в том числе и в МВД, в настоящее время являются составной частью общероссийской науки и образования и участвуют в формировании правового государства [8, с. 34].

Осуществленный нами анализ нормативных актов, регламентирующих деятельность образовательных организации высшего образования России показал, что зачисление как способ поступления на обучение свойствен для всех образовательных орга-низации1, в том числе, где предусмотрена государственная служба2.

В настоящее время отбор, порядок и условия приема, а также зачисление на обучение в образовательные организации МВД России, осуществляется федеральным законодательством3, а также путем принятия нормативных правовых актов Министер-

1 См., например, п. 1. ст. 54. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2 См., например, ст. 8., п. 1 Указа Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»); Приказ Минюста России от 06.06.2005 № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.06.2005 № 6748).

3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ства образования и науки4 и ведомственных правовых актов МВД России5.

Процесс комплектования курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России имеет в основном схожие черты с поступлением на государственную службу в ОВД и включает в себя несколько самостоятельных этапов: изучение данных о кандидатах на обучение из числа граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, в процессе осуществления мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну; проверка достоверности сообщенных кандидатом на обучение сведений; проверка уровня физической подготовки, медицинским освидетельствованием (обследованием), профессиональным психологическим отбором, психофизиологическими исследованиями (обследованиями), тестированием, направленными на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, позволяющих определить пригодность кандидатов на обучение к службе в органах внутренних дел, возможность и целесообразность направления их на обучение в образовательные организации МВД России6.

Наряду с этим существует определенная специфика при поступлении на обучение, связанная с организационным обеспечением и проведением вступительных испытаний. Данная процедура устанавливается в части, не урегулированной законода-

4 Приказ МВД России от 18.03.2013 № 150 «Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России»; Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014 № 33737) и др.

5 Приказ МВД России от 12 марта 2015 г. № 321 «Об утверждении порядка и условий приема в федеральные государственные организации осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации»; приказ МВД России от 18 июля 2014 г. № 595 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и др.

6 См.: п. 40 приказа МвД России от 12.03.2015 № 321 «Об утверждении Порядка и условий приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации».

тельством Российской Федерации об образовании, образовательной организацией МВД России самостоятельно и ежегодно утверждаются локальным нормативным актом7. В соответствии, с которым с кандидатами на обучение, имеющими результаты единого государственного экзамена проводятся дополнительные вступительные испытания (физическая подготовка, обществознание, русский язык и др.). Организация проведения приема на обучение, в образовательных организациях МВД России, осуществляется приемной комиссией. Работа, которой определяются положением о ней, утверждаемым начальником образовательной организации МВД России.

Кандидаты на обучение, успешно сдавшие вступительные экзамены, зачисляются до начала учебного года приказом начальника образовательной организации на первый курс. Несомненно, что приказ о зачислении играет особую роль в правовом положении конкретного обучающегося, поскольку одновременно с изданием указанного правового акта кандидат на обучение, замещает должность курсанта, ему присваивается специальное звание рядового полиции, а, следовательно с замещением должности осуществляется практическая реализация задач, целей и функций органов внутренних дел, в том числе направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка, обеспечения общественной безопасности. При этом курсантам предоставляются социальные и правовые гарантии, они также обеспечиваются денежным содержанием за счет средств федерального бюджета, снабжаются форменным обмундированием и т.д.

Таким образом, можно предположить, что возникновение правоотношений в образовательных организациях МВД России фактически осуществляется на основе конкурса, так как общей целью проведения любого конкурса является выявление участников, показавших лучшие результаты. Кандидаты на обучение проходят несколько этапов конкурса. При этом применяются различные формы проверок, в том числе и вступительные испытания.

7 См., например, приказ Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя от 27.01.2016 № 64 Правила приема в федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя» в 2016 году // URL: https:// мосу.мвд.рф/(дата обращения 20.07.2016 г.).

Полученные данные ранжируются и переводятся в баллы, в том числе учитываются баллы, начисленные за индивидуальные достижения. При равенстве баллов более высокое место занимают кандидаты на обучение, имеющие преимущественное право зачисления. Только институт конкурсного отбора предполагает, что на обучение в органы внутренних дел будут приняты лишь самые лучшие и подготовленные кандидаты, участвующие в нем.

В связи с этим в научной литературе выдвигаются предложения по совершенствованию прохождения службы в ОВД. Например, применительно к зачислению лиц, поступающих в образовательные организации МВД России, некоторые авторы обосновывают целесообразность закрепления в Положении о службе в ОВД конкурсного порядка замещения должности курсанта (слушателя) [9, с. 110].

Однако мы считаем, что образовательные организации МВД России тесно взаимосвязаны и действуют в рамках единой образовательной системы и поэтому с учетом единообразия возникновения правоотношений при помощи особенного для системы образования организационно-правового способа как зачисление, трудно подобрать новое исчерпывающее определение, указанному способу поступления на службу в ОВД.

Третьим способом поступления на службу в ОВД является назначение на должность в органы внутренних дел. Исторический анализ поступления на полицейскую службу, а также проведенное изучение точек зрения многих авторов, позволяет прийти к выводу о том, что назначение на должность является самым распространенным основанием возникновения правоотношении в ОВД [6, с. 26; 9, с. 102; 10, с. 72].

Согласно ст. 20 ФЗ № 342 правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта. Контракт вступает в силу со дня, определенного приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя о назначении гражданина на должность в органах внутренних дел. Соответственно, служебные правоотношения сотрудника ОВД возникают с момента подписания начальником соответствующего органа внутренних дел (согласно

его компетенции) приказа по личному составу, где указывается период испытания8 и устанавливается определенный оклад по должности. Одновременно с назначением на должность государственному служащему присваивается звание. Как указывал С.С. Студеникин еще в конце 40-х гг. XX в., обязанность исполнения государственных поручений возникает не с момента достигнутого соглашения между государственным органом нанимателем — и поступающим на государственную службу, а с момента назначения на должность [11, с. 82].

С этого момента гражданин Российской Федерации дополнительно к своему конституционно-правовому статусу приобретает полномочия государственного служащего, которые определены с учетом той должности, на которую он назначен.

Наконец, рассмотрим четвертый способ поступления на службу в ОВД — восстановление в должности. Основанием процедуры восстановления сотрудника ОВД в ранее занимаемой должности является заключение служебной проверки, а также вступившие в силу решения суда о признании увольнения незаконным, что в свою очередь влечет издание приказа о восстановлении на службе. Данным приказом устанавливается должность, в которой прибывал сотрудник до незаконного увольнения, а также специальное звание, должностной оклад и другие установленные законодательством надбавки.

Необходимость в данном основании возникновения правоотношений в ОВД не вызывает сомнений, поскольку является правовой гарантией по реализации восстановления в правах сотрудника, в отношении которого было принято ошибочное решение об увольнении из ОВД, отстранении от занимаемой должности.

Рассмотрев сложившуюся ситуацию с основными способами поступления на службу в ОВД, мы можем прийти к выводу о том, что зачисление, как особый способ возникновения правоотношений в

8 В соответствии со ст. 24, п. 1, ФЗ 242 для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. При поступлении на службу в органы внутренних дел на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, установление испытания на срок менее трех месяцев не допускается.

образовательных организациях МВД России, имеет ряд особенностей.

Во-первых, рассматриваемый способ поступления на службу, получивший в нормативных правовых актах вполне определенное название — «зачисление», является самостоятельной правовой формой возникновения правоотношений в ОВД.

Во-вторых, как нами ранее было указано, зачисление как способ возникновения правоотношений между образовательной организацией и кандидатом на обучение свойственен для всех образовательных организации России. Однако, необходимо отметить, что в образовательных организациях МВД России обучающейся кроме реализации конституционного права на образование закрепленного в ст. 43 Конституции Российской Федерации, при зачислении на обучение и соответственно поступлении на службу в ОВД реализует и другую конституционную норму, а именно часть 4 ст. 32 Конституции РФ, которая предусматривает, что граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой [12, с. 14].

В-третьих, отношения по поводу поступления в ведомственные организации профессионального образования МВД России, в отличие от аналогичных отношений в образовательных организациях, где не предусмотрена государственная служба, одновременно включают два юридических свойства. С одной стороны, гражданин поступающий в образовательную организацию МВД России, одновременно является как кандидатом на обучение, так и кандидатом для поступления на службу в ОВД. В тоже время только совокупность установленных условий приема на обучение в организации высшего образования и соответствие квалификационным требованиям, установленным ФЗ № 342 для прохождения службы в ОВД будет являться залогом успеха для зачисления в образовательную организацию МВД России.

В-четвертых, только зачисление, из всех перечисленных способов поступления на службу в ОВД, позволяет одновременно наделить сотрудника ОВД специальным административно-правовым статусом обучающегося образовательной организации МВД России, и правовым статусом сотрудника ОВД. В свою очередь данные статусы могут как дополнять

друг друга, так и иметь обратное взаимодействие, при котором один специальный статус влияет на другой, ограничивая его и видоизменяя.

В заключении необходимо прийти к выводу, что зачисление это самостоятельный исторически сложившийся способ поступления на службу в ОВД, представляющий собой сложный юридический состав, в который входят два юридических факта: назначение на должность и поступление на обучение. Именно это и является качественной характеристикой исследуемого основания возникновения правоотношений между гражданином и образовательной организацией МВД России.

Литература

1. Бахрах Д.Н. Административное право. М: Изд-во БЕК, 1996. С. 325.

2. Сафронов А.Д. О некоторых аспектах конкурсного замещения должностей правоохранительной службы // Вестник МВД России. № 3 (86). С. 55.

3. Спицына Е.А. Правовое обеспечение формирования кадровых ресурсов органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 139.

4. Роша А.Н. Актуальные проблемы работы с кадрами в органах внутренних дел в условиях расширения демократии // Совершенствование

работы с кадрами в органах внутренних дел: Труды Академии МВД СССР, М., 1989.

5. Овсянко Д.М. Административно-правовые проблемы государственной службы в Российской Федерации. М., 1998.

6. Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской федерации: теоретико-правовое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998.

7. Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под общ. ред. Г.В. Мальцева и И.Н. Барцица. М.: Изд-во РАГС, 2005.

8. Гук А.И. Интеграция науки и образования в системе МВД России. Монография. М., 2002.

9. БобровА.М. Поступление на государственную службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011.

10. Манохин В.М. Советская государственная служба. М., 1966.

11. Студеникин С.С. Советская государственная служба // Вопросы советского административною права. М.-Л., 1949. С. 82.

12. Федоров В.И. Кадровое обеспечение системы МВД России. Монография. СПб., 2000.

Л V

Адвокатская этика

Адвокатская этика. Учебник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник. Гриф НИИ образования и науки. / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 303 с.

Раскрываются содержание и социальная ценность профессиональной этики адвоката. Всесторонне рассматриваются этико-психологи-ческие особенности личности и деятельности адвоката, морально-психологические аспекты оказания им консультационных услуг, защиты прав и интересов граждан в суде. Даются практические рекомендации по формированию профессионального имиджа, преодолению профессиональной деформации, использованию методов правомерного психологического воздействия на участников уголовного и гражданского процесса. Освещаются вопросы истории этических установок в адвокатской деятельности и отношения к адвокатской профессии.

Для студентов и аспирантов, преподавателей юридических вузов, практикующих адвокатов, стажеров и помощников адвокатов, слушателей курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.