ПОДГОТОВКА КАДРОВ
К ПРОБЛЕМЕ ОТБОРА НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО КОНКУРСУ
Журавлева Г.Е. *
The author offers the possible decision of a problem: reception on service in law-enforcement bodies of the persons subject to special vocational training to carry out by means of competitive selection in the Educational centers of the Ministry of Internal Affairs, the Municipal Department of Internal Affairs, the Department of Internal Affairs of subjects of the Russian Federation by analogy to reception in educational institutions of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Определяющим условием успешной деятельности любой организации являются ее кадры. Поиск и отбор соответствующего персонала основывается на стратегии организации и ее кадровой политике, планировании человеческих ресурсов, деятельности службы, обеспечивающей комплектование организации сотрудниками необходимой квалификации.
От качества осуществления кадровой функции зависит эффективность деятельности и правоохранительных органов, к числу специфических особенностей которой, по мнению проф. Л.М. Ко-лодкина, относятся:
• особый порядок комплектования кадров с учетом личностных качеств, социальных признаков, образовательных цензов, физических качеств и состояния здоровья кандидатов на службу;
• специальный порядок назначения на должности (назначенчество, конкур-сность и служба по контракту), особые условия адаптации (испытательный срок, наставничество). Повышенные требования к кадровому
корпусу органов внутренних дел детерминируют нормативное закрепление методов подбора, оценки и проверки наличия «показаний» или отсутствия «противопоказаний» у кандидатов на службу1.
Условия и порядок приема на службу, а также критерии отбора граждан, изъявивших желание проходить службу в органах внутренних дел, регламентируются Законом Российской Федерации «О милиции» (ст. 19), Положением о службе в
органах внутренних дел Российской Федерации (ст.ст. 8, 9, 11, 12, 15, 22, 25, 26 и 29), Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038 (разделы ГУ-УГГ, XII).
Организация работы по приему граждан на службу возлагается на руководителей органов внутренних дел, руководителей их структурных подразделений, в которых предполагается использовать кандидатов, а также на кадровые аппараты ОВД.
Поскольку горрайорганы внутренних дел являются основным звеном системы МВД, то на первый план выдвигается необходимость улучшения работы с кадрами, прежде всего, на этом уровне.
Ранее действующая Инструкция о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел РФ, утвержденная приказом МВД РФ от 17 мая 1994 г. № 160, достаточно подробно регламентировавшая каждый из этапов подбора, расстановки и обучения кадров в органах внутренних дел, была отменена. Во вновь принятой Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038, вопросы приема на службу в ОВД детально не рассматриваются. В связи с этим обстоятельством в настоящее время образовался ощутимый правовой пробел, допускающий неоднозначность толкования различных норм Положения о службе в органах внутренних дел Российской Фе-
Начальник отдела кадров АЭБ МВД России.
CJ
Ol
О) О О CJ
о о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о
т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
СЧ
Ol
Z
0) о о сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
дерации в части, касающейся приема на службу, а в некоторых случаях и самоустранение отдельных руководителей от осуществления данного направления их кадровой функции.
Ослабление внимания руководителей органов внутренних дел и сотрудников кадровой службы к работе по приему граждан на службу, поверхностное изучение и проверка кандидатов, отсутствие конкурсного отбора, допускает возможность поступления на службу в органы внутренних дел лиц, не имеющих глубокой убежденности в том, что права и свободы человека являются высшей ценностью и не понимающих главной обязанности представителей государственной власти: служение закону — «признание, соблюдение, и защита прав и свобод человека и гражданина»2. Через некоторое время такие лица, как правило, допускают противоправные служебные деяния дисциплинарного, административного и уголовного характера3.
По данным прокуратуры г. Москвы только за 6 месяцев 2007 г. в столице к уголовной ответственности привлечены 77 милиционеров, к дисциплинарной ответственности привлечены еще 1 692 сотрудника ОВД4.
Необходимо отметить и то, что при осуществлении отбора на службу не следует забывать о так называемой «демографической яме» — сокращении численности населения возрастной категории, пригодной для службы в милиции5. При этом среди подростков с каждым годом растет число заболеваний наркоманией, алкоголизмом, функциональных заболеваний, увеличивается количество преступных проявлений.
Следовательно, одной из важнейших задач является формирование эффективного механизма подбора кадрового состава и новых форм и методов работы с персоналом. Требуется поиск новых путей работы с кадрами, разработка перспективной кадровой политики, опережающей негативные явления6.
Представляется возможным следующее решение проблемы.
Прием на службу в органы внутренних дел лиц, подлежащих специальному профессиональному обучению7, следует производить дважды в год посредством конкурсного отбора в Учебные центры МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по аналогии с приемом в учебные заведения системы МВД России.
С учетом объема времени, затрачиваемого на оформление кандидатов на службу
(в среднем 2-3 месяца), а также основного источника комплектования органов внутренних дел, представляется, что при выборе наиболее «удобного» периода года, прием на службу в ОВД лиц данной категории необходимо соотносить с периодом увольнения в запас военнослужащих срочной службы Вооруженных сил России, приблизительно декабрь и июнь каждого года. Причем, этот режим не распространяется на лиц, которым прохождение специального профессионального обучения не требуется8, прием на службу в ОВД указанной категории лиц может проводиться в течение всего года.
Кадровые подразделения органов (подразделений, учреждений) внутренних дел в установленном порядке заблаговременно отбирают кандидатов на каждую вакантную или высвобождаемую к сроку комплектования учебного центра должность, доводят до них условия и порядок направления на учебу, требования, предъявляемые к уровню общей и физической подготовленности, сроки проведения вступительных испытаний 9.
Работа по отбору кандидатов на службу и оформлению соответствующих документов может вестись кадровыми аппаратами ОВД по уже установленному порядку, включая следующие направления:
1) поиск и выявление кандидатов на службу в органы внутренних дел;
2) изучение кандидатов, изъявивших желание поступить на службу;
3) проверка кандидатов по оперативным
учетам и месту жительства.
В целях соблюдения принципов объективности и открытости конкурсных мероприятий, кандидатам, отобранным для зачисления на службу по формальным основаниям, должны быть выданы предписания о прибытии в заранее обозначенный день в учебный центр для участия во вступительных испытаниях10. Как уже говорилось выше, подобные сборы должны проходить дважды в год, начинаясь предположительно в период с 1-15 декабря и с 1-15 июня.
Дальнейшие мероприятия по приему на службу в ОВД, по нашему мнению, могут быть организованы по аналогии с зачислением на обучение в ведомственные учебные заведения системы МВД.
Принятие решения о зачислении кандидата на учебу в Учебный центр соответствующего субъекта Российской Федерации с целью получения специального профессионального обучения проводится по итогам решения конкурсной комиссии. В ее состав могут быть включены:
Подготовка кадров
• представители Учебного центра соответствующего субъекта Российской Федерации;
• представители кадровой службы МВД, ГУВД, УВД соответствующего субъекта Российской Федерации (например, начальник кадровой службы, его заместители, сотрудники, курирующие направление комплектования, профессионального обучения);
• представители юридической службы Центрального аппарата ОВД соответствующего субъекта Российской Федерации;
• представители общественных организаций органов внутренних дел (ветераны ОВД);
• заслуженные сотрудники ОВД. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.
Кандидаты, не прошедшие вступительные испытания (как один из этапов конкурса), могут быть направлены комплектующим органом (подразделением, учреждением) внутренних дел в учебный центр вновь в следующий раз, после соответствующей самостоятельной подготовки. Или, как вариант, с учетом собранных материалов, кандидаты могут быть приняты на должности вольнонаемного состава комплектующего ОВД. Такие лица в дальнейшем, при положительной характеристике и с учетом стажа их работы в ОВД, могут быть приняты на службу в первую очередь.
Следующий этап приема на службу — заключение контракта, издание приказа о зачислении претендента на учебу в УЦ, присвоении соответствующего специального звания — может быть проведен лишь при положительном решении о приеме на службу. Завершающий этап работы по приему граждан на службу проводится сотрудниками кадрового подразделения Учебного центра.
Лица, успешно прошедшие вступительные испытания, приказом начальника УЦ о зачислении на учебу (приеме на службу) зачисляются слушателями с установлением испытательного срока 3 или 6 месяцев, в зависимости от сроков программы обучения. С ними в установленном порядке заключается контракт о службе в органах внутренних дел. Копии приказов о приеме на службу в органы внутренних дел и контрактов кадровое подразделение УЦ
направляют в комплектующий орган (подразделение, учреждение) внутренних дел и приобщаются в личные дела слушателей.
Сторонами при заключении контракта являются кандидат на службу, в отношении которого вынесено положительное решение конкурсной комиссии и Министерство внутренних дел России в лице начальника Учебного центра соответствующего субъекта Российской Федерации.
Однако при заключении контракта, на наш взгляд, важно учесть следующий нюанс. Необходимо предусмотреть норму, регламентирующую порядок возможного увольнения из органов внутренних дел сотрудника данной категории. Например, в самом контракте возможно указание на право его расторжения руководителем того органа внутренних дел, где в последующем сотрудник будет проходить службу.
Основаниями для заключения контракта являются заявление кандидата о приеме на службу и заключение о приеме на службу в органы внутренних дел, оформляемое совместно сотрудниками кадровых аппаратов УЦ и комплектующим органом (подразделением, учреждением) внутренних дел. Контракт заключается в порядке и на условиях, определяемых ст. 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и разделом V Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038.
Период прохождения лицом специального профессионального обучения в УЦ считается испытательным сроком и засчитывается ему в общий период службы в органах внутренних дел.
Увольнение лиц, не прошедших испытательного срока или прекративших трудовые отношения в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде, производится приказом начальника УЦ.
Денежное и вещевое довольствие слушателям, назначенным на должность, а также другие, предусмотренные законодательством Российской Федерации, выплаты (включая командировочные расходы), производятся в Учебном центре.
По аналогии с нормой, содержащейся в ст. 26 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112, расходы, связан-
сч
О!
О) О О
сч
о о о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
2 Ф d
я *
< s
I I-
о
Ф CQ
ные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются кандидатами за счет собственных средств. Однако имеет смысл рассматривать вопрос о возмещении расходов кандидату при положительном решении конкурсной комиссии о приеме на службу в органы внутренних дел.
Таким образом, можно говорить о включении Учебных центров в ведомственную систему образования на условиях низшей ее ступени, возможно, по типу профессиональных училищ.
Представляется, что при такой «двухразовой системе отбора» за шесть месяцев формируется необходимое количество кандидатов (с уже оформленными документами и формально готовых к приему на службу) для проведения отбора на конкурсной основе. Кроме того, предполагается, что данный порядок дает возможность убедиться в достаточной мотивации кандидата (такой метод оправдывает себя при отборе в учебные заведения системы МВД). Вероятно, параллельно можно решить еще одну проблему — предупредить наличие в ОВД лиц, не прошедших специальное профессиональное обучение в установленные сроки.
CJ
Ol
Z
О)
о о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
Литература и примечания
1. Колодкин Л.М. Концептуальные вопросы формирования института правоохранительной службы в Российской Федерации // Материалы межведомственной научно-практической конференции: актуальные проблемы совершенствования работы с кадрами правоохранительных органов. — М., 2004.
2. Конституция Российской Федерации. Ст. 2.
3. Мякишев Г.М. Обязанности, права и ответственность начальника горрайоргана внутренних дел в работе с кадрами: учебное пособие. — М.: Академия управления МВД России, 2002.
4. Интервью начальника управления по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции прокуратуры г. Москвы Василия Пустовалова. [Электронный ресурс]: (http://www.t-sluzhenie.ru/node/578).
5. По данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), начиная с 1984 по 2000 гг. включительно, рождаемость ежегодно снижалась в среднем на 100 тыс. (кроме 1986, 1994 и 1998 гг., когда регистрировался рост рождаемости). Так, на 1 января 2004 г. значилось около 2 607 тысяч детей 1984 г. рождения, тогда как детей 2000 г. рождения в два раза меньше — только 1 249. Таким образом, прогнозируется, что наибольший дефицит кадров требуемого возраста (лица 20-30 лет) правоохранительная служба будет испытывать в 2015-2023 гг. (согласно сведениям официального интернет-сайта ФСГС: www.gks.ru).
6. Шаповалов А.С. Кадровая политика в милиции: состояние и возможные пути ее совершенствования // Материалы межведомственной научно-практической конференции: актуальные проблемы совершенствования работы с кадрами правоохранительных органов. — М., 2004. С. 141.
7. См. п. 20 Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 28 октября 2006 г. № 860 (Далее по тексту Наставление).
8. Там же. П. 28.
9. Там же. П. 32.
10. Там же. П. 33.2-33.3.