Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ'

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / КУРСАНТЫ / ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ / СУММА БАЛЛОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликов Михаил Львович, Науменко Станислав Васильевич

Введение. Хорошая физическая подготовленность является важной составляющей здоровья человека и лежит в основе высокой профессиональной работоспособности. Для сотрудника полиции физическая подготовка является не только средством сохранения и поддержания хорошего здоровья, бодрости, высокой работоспособности, но и существенным элементом служебной деятельности, которая предполагает применение физической силы и боевых приёмов борьбы. Сам процесс овладения техникой боевых приёмов борьбы, формирования необходимых двигательных навыков и умений и их дальнейшее совершенствование протекает значительно успешнее на фоне высокого уровня общей физической подготовленности. Актуальность исследования заключается в высокой значимости общей физической подготовки, являющейся фундаментом всей профессионально-прикладной подготовки курсантов и слушателей, способствующей формированию необходимых знаний и умений, направленных на организацию своей жизни в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, а также способности самостоятельно поддерживать необходимый для полноценной профессиональной деятельности уровень физической подготовленности. Методы исследования. Анализ документов, регламентирующих образовательную деятельность курсантов и слушателей по физической подготовке в образовательных организациях МВД России, опрос специалистов, проводящих практические занятия по дисциплине «Физическая подготовка», исследование изменения показателей тестирования общей физической подготовки курсантов, методы математической статистики. Результаты. Авторами изучены руководящие документы, мнения специалистов, исследована динамика изменений уровня общей физической подготовленности у курсантов Санкт-Петербургского университета МВД России по результатам контрольных нормативов. Исследованы как абсолютные показатели, так и показатели, выраженные в баллах. На основе проведённых исследований определены меры дальнейшего повышения эффективности общей физической подготовки обучающихся в образовательных организациях системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликов Михаил Львович, Науменко Станислав Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL PHYSICAL TRAINING OF CADETS IN EDUCATIONAL ORGANISATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Introduction. Good physical fitness is an important component of human health and the basis of high professional performance. For a police officer, physical training is not only a means of keeping and maintaining good health, energy and high efficiency, but also an essential element of service activity, which involves the use of physical force and combat fighting techniques. The very process of mastering fighting techniques, forming the necessary motor skills and abilities and their further improvement proceeds much more successfully on the background of a high level of general physical fitness. The relevance of the researchconsists in the high importance of general physical training, which is the foundation of all professional-applied training of cadets and trainees, contributing to the formation of necessary knowledge and skills to organise their life in accordance with socially significant ideas about healthy lifestyles, as well as the ability to independently maintain the necessary level of physical fitness for full professional activity. Research methods. Analysis of documents regulating the educational activities of cadets and trainees in physical training in educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, survey of specialists giving practical courses in the discipline «Physical training», study of changes in testing indicators of general physical training of cadets, methods of mathematical statistics. Results. The authors have studied regulatory documents, experts’ opinions, examined the dynamics of changes in the level of general physical fitness of cadets of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia based on the results of control standards. Both absolute indices and indices, expressed in points, have been investigated. On the basis of the carried out researches measures of further increase of efficiency of the general physical training of students in educational organisations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia are defined.

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ»

Научная статья

УДК 796.06

ао1: 10.35750/2071-8284-2023-2-201-207

Михаил Львович Куликов

кандидат педагогических наук, доцент https://orcid.org/0000-0001-7871-3711, fppe@yandex.ru

Станислав Васильевич науменко

кандидат педагогических наук, доцент https://orcid.org/0000-0002-1353-2407, fppe@yandex.ru

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

Общая физическая подготовка курсантов в образовательных организациях МВД России

Аннотация. Введение. Хорошая физическая подготовленность является важной составляющей здоровья человека и лежит в основе высокой профессиональной работоспособности. Для сотрудника полиции физическая подготовка является не только средством сохранения и поддержания хорошего здоровья, бодрости, высокой работоспособности, но и существенным элементом служебной деятельности, которая предполагает применение физической силы и боевых приёмов борьбы. Сам процесс овладения техникой боевых приёмов борьбы, формирования необходимых двигательных навыков и умений и их дальнейшее совершенствование протекает значительно успешнее на фоне высокого уровня общей физической подготовленности. Актуальность исследования заключается в высокой значимости общей физической подготовки, являющейся фундаментом всей профессионально-прикладной подготовки курсантов и слушателей, способствующей формированию необходимых знаний и умений, направленных на организацию своей жизни в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, а также способности самостоятельно поддерживать необходимый для полноценной профессиональной деятельности уровень физической подготовленности.

Методы исследования. Анализ документов, регламентирующих образовательную деятельность курсантов и слушателей по физической подготовке в образовательных организациях МВД России, опрос специалистов, проводящих практические занятия по дисциплине «Физическая подготовка», исследование изменения показателей тестирования общей физической подготовки курсантов, методы математической статистики.

Результаты. Авторами изучены руководящие документы, мнения специалистов, исследована динамика изменений уровня общей физической подготовленности у курсантов Санкт-Петербургского университета МВД России по результатам контрольных нормативов. Исследованы как абсолютные показатели, так и показатели, выраженные в баллах. На основе проведённых исследований определены меры дальнейшего повышения эффективности общей физической подготовки обучающихся в образовательных организациях системы МВД России.

Ключевые слова: физическая подготовка, образовательные организации, контрольные нормативы, курсанты, динамика результатов, сумма баллов

Для цитирования: Куликов М. Л., Науменко С. В. Общая физическая подготовка курсантов в образовательных организациях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2023. - № 2 (98). - С. 201-207; ёо1: 10.35750/2071-8284-2023-2-201-207.

Mikhail L. Kulikov Cand. Sci. (Ped.), Docent https://orcid.org/0000-0001-7871-3711, fppe@yandex.ru

Stanislav V. Naumenko Cand. Sci. (Ped.), Docent https://orcid.org/0000-0002-1353-2407, fppe@yandex.ru

Saint Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation

© Куликов М. Л., Науменко С. В., 2023

General physical training of cadets in educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Abstract: Introduction. Good physical fitness is an important component of human health and the basis of high professional performance. For a police officer, physical training is not only a means of keeping and maintaining good health, energy and high efficiency, but also an essential element of service activity, which involves the use of physical force and combat fighting techniques. The very process of mastering fighting techniques, forming the necessary motor skills and abilities and their further improvement proceeds much more successfully on the background of a high level of general physical fitness. The relevance of the research consists in the high importance of general physical training, which is the foundation of all professionalapplied training of cadets and trainees, contributing to the formation of necessary knowledge and skills to organise their life in accordance with socially significant ideas about healthy lifestyles, as well as the ability to independently maintain the necessary level of physical fitness for full professional activity.

Research methods. Analysis of documents regulating the educational activities of cadets and trainees in physical training in educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, survey of specialists giving practical courses in the discipline «Physical training», study of changes in testing indicators of general physical training of cadets, methods of mathematical statistics.

Results. The authors have studied regulatory documents, experts' opinions, examined the dynamics of changes in the level of general physical fitness of cadets of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia based on the results of control standards. Both absolute indices and indices, expressed in points, have been investigated. On the basis of the carried out researches measures of further increase of efficiency of the general physical training of students in educational organisations of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia are defined.

Keywords: physical training, educational organisations, control standards, cadets, dynamics of results, total points

For citation: Kulikov M. L., Naumenko S. V. General physical training of cadets in educational organisations of the Ministry of Internal Affairs of Russia// Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. - № 2 (98). - P. 201-207; doi: 10.35750/2071-8284-2023-2-201-207.

Введение. Физической подготовке в образовательных организациях системы МВД России как одной из важнейших частей профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел уделяется повышенное внимание [1; 4; 5; 16]. Вопросам физической подготовки сотрудников МВД посвящены многочисленные научные исследования [6; 7; 13; 14]. Организация физической подготовки в ОВД осуществляется в соответствии с приказами МВД России № 450 от 1 июля 2017 г. «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» и № 275 от 5 мая 2018 г. «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации». В Наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации указывается, что одной из целей физической подготовки является формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, обеспечение высокой работоспособности в процессе их служебной деятельности. Кроме соответствующих приказов МВД России, в образовательных организациях МВД России физическая подготовка регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, где прописан перечень необходимых будущему специалисту компетенций. Кроме этого, выпускник вуза МВД России должен дополнительно обладать набором профессиональ-

ных компетенций, определяемых спецификой будущей служебной деятельности [9]. В соответствии с этим физическая подготовка курсантов и слушателей в процессе обучения в образовательных организациях МВД России направлена на формирование необходимых для дальнейшей службы компетенций [2; 3], что находит отражение в учебных программах. Дисциплина «Физическая подготовка» включает в себя три раздела: 1. Теория физической подготовки; 2. Боевые приемы борьбы; 3. Общая физическая подготовка. В данном исследовании мы остановились на вопросах совершенствования общей физической подготовки курсантов и слушателей, которая является как основой профессионального здоровья сотрудников ОВД, так и значимой составляющей применения прикладных навыков и умений [15].

Задачи исследования - получение эмпирических данных о динамике общей физической подготовки по годам обучения и определение путей повышения эффективности общей физической подготовки курсантов и слушателей в условиях обучения в образовательных организациях системы МВД России.

Методы исследования. В процессе исследования анализировались документы, регламентирующие образовательную деятельность курсантов и слушателей по физической подготовке в образовательных организациях системы МВД России: приказы МВД России, федеральные государственные образовательные стандарты по соответствующим специально-

стям, учебные программы дисциплины «Физическая подготовка». Было проведено анкетирование специалистов, проводящих практические занятия по дисциплине «Физическая подготовка», в ходе которого респонденты определяли наиболее проблемные места в общей физической подготовке курсантов и слушателей. Также были исследованы изменения показателей общей физической подготовленности у курсантов с первого по четвёртый курс, обучающихся в Санкт-Петербургском университете МВД России, на факультете подготовки оперативных работников. Объём выборки составил 445 человек, из них 391 - юноши и 54 - девушки. Результаты обрабатывались с помощью методов математической статистики. В качестве показателей общей физической подготовленности использовались следующие упражнения: на силу - подтягивание на перекладине для юношей и сгибание-разгибание рук в упоре лежа для девушек; на быстроту - челночный бег 10 по 10 метров для юношей и для девушек; на выносливость - кросс 1 километр для девушек и 5 километров для юношей. Эти упражнения составляли содержание семестрового зачёта по разделу общей физической подготовки курсантов университета. За каждое упражнение начисляются баллы в соответствии с показанным результатом. Таблица начисления баллов определена приказом МВД России1. По сумме набранных баллов выставляется итоговая оценка за общую физическую подготовку.

1 Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России № 275 от 5 мая 2018 г. [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс»: сайт. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_301261/ (дата обращения 02.02.2023).

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам опроса специалистов была выявлена высокая значимость показателей общей физической подготовки для служебной деятельности сотрудника ОВД. При этом отмечено, что уровень требований по общей физической подготовке за последние годы снизился. Большинство респондентов отметили недостаточное количество часов, отводимых в рамках расписания на физическую подготовку. Кроме того, неравномерность распределения учебных часов в течение учебного года не позволяет систематически развивать и совершенствовать требуемые качества. При этом в проведённом исследовании большинство опрошенных специалистов отметили слабую физическую подготовленность абитуриентов при поступлении.

Анализ результатов контрольных нормативов показал, что средний результат у юношей в челночном беге 10 по 10 метров с первого по третий курс растёт, а к четвёртому курсу незначительно снижается - на 1,3 % к результату третьего курса (табл. 1). Такая же тенденция наблюдается и в кроссовом беге на 5 километров - снижение на 3,0 % к результату третьего курса. В то же время показатели в силовом тесте, подтягивании на перекладине, растут от курса к курсу. Самый большой прирост результатов наблюдается на втором курсе - в упражнении на силу и в кроссовом беге, на 18 % и 10,8 % соответственно.

С 2017 года введена новая система оценивания показателей общей физической подготовленности сотрудников ОВД. Для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России итоговая оценка по общей физической подготовке определяется суммой баллов, полученных за три упражнения - на быстроту,

Таблица 1

Динамика результатов по общей физической подготовке у юношей (абсолютные значения)

Нормативы (юноши) Среднее значение по курсам Прирост среднего значения в процентах

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс На 2 курсе НаЗ курсе На 4 курсе

Челночный бег 10 х 10 м (сек.) 27,58+.1,42 26,24+.1,04 25,75 +.0,96 26,10 +0,88 4,9 % 1,9% - 1,3 %

Подтягивание 9,89+3,46 12,06+3,93 13,10+3,8 14,01+3,646 18,0% 8,6% 6,9%

Кросс 5 км 26,25+2,39 23,51+1,16 23,33+1,06 24,04+1,42 10,8% 0,8% А 3,0%

Таблица 2

Динамика результатов по общей физической подготовке у юношей (значения в баллах)

Нормативы (юноши) Среднее значение по курсам в баллах Прирост среднего значения в баллах

1курс 2 курс 3 курс 4 курс На 2 курсе НаЗ курсе На 4 курсе

Челночный бег 10 x10 м (баллы) 53,2 65,2 74,6 67,9 12 9,4 -6,7

Подтягивание (баллы) 53,5 61,4 64,1 66,6 7,9 2,7 2,5

Кросс 5 км (баллы) 53,2 66,5 71,2 66,6 13,3 4,7 4,6

Сумма баллов 159,9 193,1 209,9 201,1 33,2 16,8 -8,8

силу и выносливость. В соответствии с этим снижение результатов в каком-либо упражнении может компенсироваться повышением результата в другом упражнении. Сумма баллов, необходимая для получения положительной оценки увеличивается от семестра к семестру до третьего курса. Затем сумма баллов остаётся постоянной. Так, в первом семестре сумма баллов у юношей для получения оценки «отлично» равна 160 баллам, во втором - 170, в третьем - 180, в четвёртом - 185 и затем до конца обучения по 190 баллов. Для девушек показатели следующие: в первом семестре - 145 баллов, во втором - 155, в третьем - 165, в четвёртом - 175 и далее по 185 баллов до конца обучения.

Как видно из табл. 2, средняя сумма баллов на первом курсе у юношей равна 159,9 балла, практически соответствуя оценке «отлично». По всем остальным курсам сумма баллов больше 190, что соответствует оценке «отлично». Однако необходимо отметить, что положительная динамика несколько снижается на четвёртом курсе - с 209,9 балла до 201,1 балла. Это снижение не повлияло на общую отличную оценку. Высокий общий балл, полученный курсантами и слушателями, может свидетельствовать как о верной методике подготовки, так и о несколько заниженных требованиях. Заметим, что сегодняшние нормативные требования по общей физической подготовке ниже, чем те, что были определены прошлыми приказами. Это, очевидно, вызвано общей тенденцией снижения физической подготовленности молодёжи, заканчивающей среднюю школу. Однако большинство опрошенных преподавателей отметили, что

с введением новых нормативов по физической подготовке и новой системы оценивания по сумме набранных баллов количество положительных оценок увеличилось. Отсюда можно сделать вывод, что нормативные требования, определённые приказами МВД России для курсантов и слушателей, несколько занижены.

Анализ динамики результатов контрольных нормативов у девушек выявил постоянную положительную тенденцию роста результатов в челночном беге 10 по 10 метров и в силовом упражнении - сгибании-разгибании рук в упоре лежа (таблица 3). На третьем и четвёртом курсах этот прирост незначителен - 0,5 % к результату. Что касается кроссового бега на 1 километр, то здесь мы наблюдаем значительный прирост результата на втором курсе, затем идёт снижение на третьем курсе и незначительный рост на четвёртом курсе, хотя средний результат на четвёртом курсе всё равно ниже, чем на втором. Отметим также значительный прирост результата на втором курсе в силовом упражнении, сгибании-разгибании рук в упоре лёжа. Динамика результативности у девушек, выраженная в баллах, показывает, что средний балл по курсам, несмотря на некоторое снижение на третьем курсе, соответствует оценке «отлично».

Как у юношей, так и у девушек на втором курсе обучения в университете наблюдается значительный прирост результатов. На наш взгляд это обусловлено тем, что слабые показатели на первом курсе являются результатом недостаточной физической подготовленности за время школьного обучения, а также проходящей адаптацией курсантов первокурсников к новому для них режиму деятельности. На

Таблица 3

Динамика результатов по общей физической подготовке у девушек (абсолютные значения)

Нормативы (девушки) Среднее значение по курсам Прирост среднего значения в процентах

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Па 2 курсе ПаЗ курсе На 4 курсе

Челночный бег 10x10 м 30,57+1,35 28,46+1,77 28,32+1,34 28,18+1,32 7,4% 0,5% 0,5%

Сгибание -разгибание рук в упоре лежа 12,6+6,8 23,6+8,10 25,5+8,32 26,3+7,11 46,7% 7,45 2,9%

Кросс 1 км 4,55+0,31 4,09+0,15 4,20+0,44 4,17+0,16 18,5% -4,2% 1,2%

Таблица 4

Динамика результатов по общей физической подготовке у девушек (значения в баллах)

Нормативы (девушки) Среднее значение по курсам в баллах Прирост среднего значения в баллах

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс На 2 курсе НаЗ курсе На 4 курсе

Челночный бег 10 х 10м (баллы) 73,5 79,5 81,8 83,2 6,0 2,3 1,4

Сгибание - разгибание рук в упоре лежа (баллы) 48,7 72,2 74,7 77,8 23,5 2,5 3,1

Кросс 1 км (баллы) 40,9 65,7 55,6 59,0 24,8 -3,8 3,4

Сумма баллов 163,1 217,4 212,1 220,0 54,3 -5.3 7,9

втором курсе уже происходит адаптация курсантов, а также систематические занятия и требования, предъявляемые к обучающимся, способствуют значительному росту результатов ко второму курсу.

Заключение. Повышение эффективности физической подготовки требует увеличения количества времени, отводимого на практические занятия. В то же время ограничение количества учебных часов не позволяет это реализовать в рамках учебного расписания. Необходимо проводить дополнительные занятия, организовывать самостоятельную подготовку курсантов [10; 11; 16]. В целях повышения мотивации курсантов следует организовывать информирование по спортивной тематике, в том числе и на исторические темы, связанные со спортом, знакомить с биографиями знаменитых спортсменов, результатами выступлений сборных команд университета и т. п., проводить дополнительные лекционные занятия с курсантами, освещая вопросы самостоятельной тренировки, пользы физических упражнений, методики составления индивидуальных тренировочных программ, питания и восстановления.

Особое внимание нужно уделить целенаправленной работе со слабоуспевающими курсантами и слушателями, постановке им достижимых целей, контролю за процессом тренировок и фиксации достигнутых результатов. С этой целью необходимо проводить дополнительные практические занятия, составлять индивидуальные планы занятий для слабоуспевающих и стимулировать их к самостоятельным занятиям по этому плану. Также важно дополнительно устраивать контрольные сдачи нормативов для неуспевающих курсантов, отмечая и поощряя положительную динамику изменений в их функциональной и физической подготовленности. Учитывая ограниченность времени курсантов и слушателей, необходимо использовать методы тренировок, которые не занимают много времени, но являются достаточно эффективными, например, метод круговой тренировки [8] или интервальную тренировку по методу Табата [12] и т. п. Важно подбирать такую методику, чтобы она была не только «правильной», но и «вдохновляющей», подходящей именно данному курсанту, побуждающей его тренироваться, систематически прикладывать усилия, достигая лучшего результата.

Список литературы

1. Кузнецов С. В., Волков А. Н. Общая физическая подготовка как составляющая профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России / Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : сборник материалов XXII Всероссийской научно-методической конференции: в 2-х томах, Иркутск, 2-3 марта 2017 года. - Том II. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. - С. 86-90.

2. Моськин С. А. Роль физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в системе профессиональной служебной и физической подготовки / Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов, Орёл, 26 февраля 2016 года: сборник трудов конференции. - Орёл: Федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова», 2016. - С. 90-92.

3. Ермоленко Д. А. Общая физическая подготовка как составляющая профессиональной подготовки слушателей образовательных организаций МВД России // E-Scio. - 2021. - № 6 (57). -С.411-415.

4. Гущин Д. М. Общая физическая подготовка как один из способов повышения физической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Современная медицина: прошлое, настоящее, будущее : сборник научных трудов. - Тверь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2019. - С. 67-70.

5. Дорохин А. Ю., Апальков А. В., Горбатенко А. В. Физическое воспитание, как составляющая общей системы профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России / Педагогические технологии формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции : электронный сборник материалов. Белгородский юридический институт МВД России, 2019 [Электронный ресурс] / elibrary.ru : сайт. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41316880 (дата обращения 12.02.2023).

6. Мельников А. С. Общая физическая подготовка в структуре физического развития сотрудников уголовно-исполнительной системы // Приднепровский научный вестник. - 2022. - Т. I. - № 10. - С. 58-62.

7. Бакин А. В., Козлов Л. Н. О роли общей выносливости в системе физической подготовки МВД России / Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии : сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Хабаровск, 22-24 октября 2015 года. - Хабаровск: Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. - С. 86-91.

S. Лобанов С. В. Особенности использования круговой тренировки на этапе общей физической подготовки студентов вузов / Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы V Международной научно-практической заочной интернет-конференции: в 2 томах. - Москва, 2G-3G ноября 2G16 года. - Том I. - Москва: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2G17. - С. 2б3-2б7.

9. Харитонов А. А., Капитонов В. Ю., Корнюхин В. В. Значение общей физической подготовки в формировании профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России / Вопросы совершенствования тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник научных статей IV Всероссийской (онлайн) конференции Вопросы совершенствования тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. - Москва, S июня 2G21 г. 2G21. - С. 3бб-3б9.

1G. Волкова Н. В. Самостоятельные занятия по общей физической подготовке / Инновации и наука: проблемы и перспективы : сборник статей. - Москва: ООО «Импульс», 2G1S. - С. 154-159.

11. Панова О. С., Белецкий А. А., Бабин А. В., Шанько В. В. Организация процесса самостоятельной физической подготовки обучающихся образовательных организаций МВД России как элемент совершенствования профессиональной подготовки // Глобальный научный потенциал. - 2G22. -№ 11 (14G). - С. 1SG-1S4.

12. Слободняк Е. Н., Дубовик К. А. Применение метода Табата-тренировки на занятиях студентов по физической культуре / Ценности, традиции и новации современного спорта : материалы II Международного научного конгресса: в 3-х частях, Минск, 13-15 октября 2G22 года / редкол.: С. Б. Репкин (гл. ред.), Т. А. Морозевич-Шилюк (зам. гл. ред.) [и др.]. - Часть 3. - Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры», 2G22. -С. 213-21б.

13. Мешев И. Х. Роль физической подготовки в профессионально-прикладной подготовке сотрудников ОВД // Культура физическая и здоровье. - 2G22. - № 1 (S1). - С. 97-99.

14. Афов А. Х. Роль физической подготовки и спорта в профессиональной подготовке сотрудников ОВД // Образование. Наука. Научные кадры. - 2G2G. - № 1. - С. 126-12S.

15. Серебрянников В. А. Раздел «Боевые приёмы борьбы» как основная составляющая структуры наставления по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2G22. - № 1 (2G3). - С. 3б7-372.

16. Крючков Д. Г., Крючков В. В. Особенности подготовки курсантов образовательных организаций МВД России для сдачи нормативов по физической подготовке / Проблемы оптимизации подготовки сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России к служебной деятельности : сборник научных трудов. - Волгоград: Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2G16. - С. б9-73.

References

1. Kuznetsov S. V., Volkov A. N. Obshchaya fizicheskaya podgotovka kak sostavlyayushchaya professional'no-prikladnoy fizicheskoy podgotovki kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii / Podgotovka kadrov dlya silovykh struktur: sovremennyye napravleniya i obrazovatel'nyye tekhnologii : sbornik materialov XXII Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii: v 2-kh tomakh, Irkutsk, 2-3 marta 2G17 goda. - Tom II. - Irkutsk: Vostochno-Sibirskiy institut Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2G17. - S. S6-9G.

2. Mos'kin S. A. Rol' fizicheskoy podgotovki kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii v sisteme professional'noy sluzhebnoy i fizicheskoy podgotovki / Aktual'nyye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov, slushateley i studentov, Orol, 2б fevralya 2G16 goda: sbornik trudov konferentsii. - Orol: Federal'noye gosudarstvennoye kazennoye obrazovatel'noye uchrezhdeniye vysshego professional'nogo obrazovaniya «Orlovskiy yuridicheskiy institut Ministerstva vnutrennikh del Rossii imeni V. V. Luk'yanova», 2G16. - S. 9G-92.

3. Yermolenko D. A. Obshchaya fizicheskaya podgotovka kak sostavlyayushchaya professional'noy podgotovki slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii // E-Scio. - 2G21. - № б (57). - S. 411-415.

4. Gushchin D. M. Obshchaya fizicheskaya podgotovka, kak odin iz sposobov povysheniya fizicheskoy podgotovki sotrudnikov organov vnutrennikh del // Sovremennaya meditsina: proshloye, nastoyashcheye, budushcheye : sbornik nauchnykh trudov. - Tver': Federal'noye gosudarstvennoye byudzhetnoye obrazovatel'noye uchrezhdeniye vysshego obrazovaniya «Tverskoy gosudarstvennyy meditsinskiy universitet» Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii, 2G19. - S. 67-7G.

5. Dorokhin A. Yu., Apal'kov A. V., Gorbatenko A. V. Fizicheskoye vospitaniye, kak sostavlyayushchaya obshchey sistemy professional'noy podgotovki kursantov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy MVD Rossii / Pedagogicheskiye tekhnologii formirovaniya professional'nykh kompetentsiy sotrudnikov politsii : elektronnyy sbornik materialov. Belgorodskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii, 2G19 [Elektronnyy resurs] / elibrary.ru : sayt. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=4l316880 (data obrashcheniya 12.G2.2G23).

6. Mel'nikov A. S. Obshchaya fizicheskaya podgotovka v strukture fizicheskogo razvitiya sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy // Pridneprovskiy nauchnyy vestnik. - 2G22. - T. I. - № 1G. - S. 5S-62.

7. Bakin A. V., KozlovL. N. O roli obshchey vynoslivosti v sisteme fizicheskoy podgotovki MVD Rossii / Fizicheskaya kul'tura i sport v professional'noy deyatel'nosti: sovremennyye napravleniya i obrazovatel'nyye

tekhnologii : sbornik materialov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Khabarovsk, 22-24 oktyabrya 2015 goda. - Khabarovsk: Dal'nevostochnyy yuridicheskiy institut Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2015. - S. 86-91.

8. Lobanov S. V. Osobennosti ispol'zovaniya krugovoy trenirovki na etape obshchey fizicheskoy podgotovki studentov vuzov / Gumanitarnoye obrazovaniye v ekonomicheskom vuze : materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy zaochnoy internet-konferentsii: v 2 tomakh. - Moskva, 20-30 noyabrya 2016 goda. - Tom I. - Moskva: Rossiyskiy ekonomicheskiy universitet imeni G. V. Plekhanova, 2017. - S. 263-267.

9. Kharitonov A. A., Kapitonov V Yu., Kornyukhin V V Znacheniye obshchey fizicheskoy podgotovki v formirovanii professional'nykh kompetentsiy kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii / Voprosy sovershenstvovaniya taktiko-spetsial'noy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov : sbornik nauchnykh statey IV Vserossiyskoy (onlayn) konferentsii Voprosy sovershenstvovaniya taktiko-spetsial'noy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. - Moskva, 08 iyunya 2021 g. 2021. -S. 366-369.

10. Volkova N. V Samostoyatel'nyye zanyatiya po obshchey fizicheskoy podgotovke / Innovatsii i nauka: problemy i perspektivy : sbornik statey. - Moskva: OOO «Impul's», 2018. - S. 154-159.

11. Panova O. S., Beletskiy A. A., Babin A. V., Shan'ko V. V Organizatsiya protsessa samostoyatel'noy fizicheskoy podgotovki obuchayushchikhsya obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii kak element sovershenstvovaniya professional'noy podgotovki // Global'nyy nauchnyy potentsial. - 2022. - № 11 (140). - S. 180-184.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Slobodnyak Ye. N., Dubovik K. A. Primeneniye metoda Tabata-trenirovki na zanyatiyakh studentov po fizicheskoy kul'ture / Tsennosti, traditsii i novatsii sovremennogo sporta : materialy II Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa: v 3-kh chastyakh, Minsk, 13-15 oktyabrya 2022 goda / redkol.: S. B. Repkin (gl. red.), T. A. Morozevich-Shilyuk (zam. gl. red.) [i dr.]. - Chast' 3. - Minsk: Uchrezhdeniye obrazovaniya «Belorusskiy gosudarstvennyy universitet fizicheskoy kul'tury», 2022. - S. 213-216.

13. Meshev I. Kh. Rol' fizicheskoy podgotovki v professional'no-prikladnoy podgotovke sotrudnikov OVD // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'ye. - 2022. - № 1 (81). - S. 97-99.

14. Afov A. Kh. Rol' fizicheskoy podgotovki i sporta v professional'noy podgotovke sotrudnikov OVD // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry. - 2020. - № 1. - S. 126-128.

15. Serebryannikov V A. Razdel «Boyevyye priyomy bor'by» kak osnovnaya sostavlyayushchaya struktury nastavleniya po fizicheskoy podgotovke sotrudnikov organov vnutrennikh del // Uchonyye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. - 2022. - № 1 (203). - S. 367-372.

16. Kryuchkov D. G., Kryuchkov V V Osobennosti podgotovki kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii dlya sdachi normativov po fizicheskoy podgotovke / Problemy optimizatsii podgotovki sotrudnikov organov vnutrennikh del, kursantov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy sistemy MVD Rossii k sluzhebnoy deyatel'nosti : sbornik nauchnykh trudov. - Volgograd: Volgogradskaya akademiya Ministerstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii, 2016. - S. 69-73.

Статья поступила в редакцию 09.03.2023; одобрена после рецензирования 17.05.2023; принята к публикации 24.05.2023.

The article was submitted March 09, 2023; approved after reviewing May 17, 2023; accepted for publication May 24, 2023.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи.

The authors have made an equal contribution to the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.