Территория науки. 2015. № 5
Список литературы
1. Кузьменко Н.И. Государственная информационная политика как показатель реализации информационной структуры инновационного ландшафта региона и ее роль в обеспечении конкурентоспособности образования // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты материалы III Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 134-139.
2. Кузьменко Н.И. Научные подходы к определению понятия «Логистика» // Территория науки. 2014. Т. 2. № 2. С. 84-87.
3. Мескон М.В. Основы менеджмента: учебник. - 3-е издание. -М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2012. - 246 с.
4. Мишурова И.В. Управление мотивацией персонала / И.В.Мишурова, П.В. Кутелев, 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: ИКЦ МарТ, 2003.- 148 с.
5. Новиков П.Н. Организация подготовки и дополнительного профессионального образования рабочих/ П.Н. Новиков и В.А. Малышева, М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2011. -378 с.
Питнявко В. А.
Научный руководитель: к.пед.н., доцент Козырева О. А.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ И РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ В СНОУБОРДЕ
Кемеровский государственный университет
Ключевые слова: педагогическое моделирование, социализация, самореализация, культура самостоятельной работы будущего педагога, продуктивная деятельность.
Keywords: рedagogical modeling, socialization, self-realization, the culture of independent work of future teachers productive activities.
Аннотация: В статье представлена возможность использования педагогического моделирования в организации научных работ будущих педагогов по физической культуре, занимающихся сноубордом.
Abstract: The article presents the use of pedagogical modeling in the organization of scientific work of future teachers of physical culture, dealing with the snowboard.
186
Территория науки. 2015. № 5
Теория и практика педагогического моделирования [1] позволяет реализовать условия продуктивного становления педагога по физической культуре в системе профессиональной подготовки, где научно-педагогической деятельности и научному исследованию [2] отдаются ведущие роли и позиции. Не исключение и подготовка педагога по физической культуре к организации занятий сноубордом. Для этого в Новокузнецком филиале-институте ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» на факультете физической культуры используется технология системно -педагогического моделирования [3], фасилитирующая продуктивный поиск и оптимизацию условий продуктивного становления будущего педагога по физической культуре в структуре непрерывного профессионального образования.
В качестве примеров продуктивного становления педагога по физической культуре в уточнении моделей и возможностей социализации и самореализации обучающегося, занимающегося сноубордом, могут быть работы [4-5].
Для определения специфики и возможностей детерминируемых понятий (категориального аппарата научно-педагогической деятельности педагога по физической культуре) в структуре продуктивного становления можно использовать клеше и конструкторы, фасилитирующие построение и уточнение изучаемых понятий, явлений, категорий, процессов, процедур, функций, задач и прочих единиц педагогической деятельности и педагогического исследования.
В нашей работе мы попытаемся уточнить понятия «социализация», «самореализация», «социализация обучающегося в сноуборде», «самореализация обучающегося в сноуборде», «самореализация тренера по сноуборду».
Социализация - процесс современного индивидуализированного включения развивающейся личности в реальные условия социальных отношений и способов воспроизводства социальных ценностей и благ, реализующих условия продуктивности и гуманизма в модели поликультурных отношений и современной системы образования, культуры, спорта и науки, предопределяющих устойчивое развитие личности и сохранение социальных отношений и приоритетов гуманно ориентированного развития общества.
Самореализация - процесс и способ постановки и достижения цели ведущей деятельности и хобби личности, определяющей перспективность и востребованность продуктов науки, культуры,
187
Территория науки. 2015. № 5
искусства, спорта и прочих направлений описываемого явления, детально характеризующих личность и общество с позиции гуманизма, креативности, здоровьесбережения, толерантности, устойчивости, конкурентоспособности, надежности, объективности, практичности, целесообразности реализуемых условий воспроизводства социальных и профессиональных новообразований и продуктов, системно детализирующих и верифицирующих качество развития личности и ноосферы.
Социализация обучающегося в сноуборде - процесс принятия идей и моделей социальных отношений обучающимся, в структуре которых занятия и достижения обучающегося в выбранном виде деятельности (сноуборде) являются свидетельством востребованности личности в социуме, определяющем все нюансы социальных отношений и моделей развития личности и культуры (ноосферы).
Самореализация обучающегося в сноуборде - процесс достижения обучающимся высот в сноуборде, верификация качества которых определяется спецификой постановки задач развития и возможностей поликультурных отношений, способов воспроизводства социальных ценностей в системе занятий сноубордом и механизмами оптимизации выбора модели описываемого явления в структуре поиска и учета нормального распределения способностей и индивидуальных возможностей обучающегося.
Самореализация тренера по сноуборду - процесс качественного решения задач развития обучающегося, занимающегося сноубордом, в структуре верификации и оптимизации учебно-тренировочного процесса, являющегося колыбелью всех достижений обучающегося и возможностей профессионально-педагогического становления тренера.
Определим вопросы анкеты, позволяющей исследовать качество социализации и самореализации обучающегося, занимающегося сноубордом (ограничим возраст следующим интервалом: 12-17 лет):
- Какое значение имеет термин «сноуборд»?
- Что представляет собой система тренировочных занятий в сноуборде?
- Как давно ты занимаешься сноубордом?
- Какими видами спорта ты занимался до сноуборда?
- Какие увлечения у тебя есть кроме сноуборда?
- Что позволяет оптимизировать в развитии сноуборд?
- Есть ли ограничения в системе занятий сноубордом?
- Определи иерархию своих достижений в сноуборде.
- Какие перспективы занятий сноубордом ты ставишь себе?
188
Территория науки. 2015. № 5
- Какие предметы школьной программы тебе помогают в сноуборде?
- Каких знаний тебе не хватает в структуре организации учебно -тренировочного процесса по сноуборду?
- Какие позитивные качества формирует сноуборд?
- Какие учебные предметы необходимо хорошо знать, чтобы получать высокие достижения в сноуборде?
- Проиллюстрируй на примере качество самореализации личности в сноуборде.
- Что такое «самореализация в сноуборде»?
- Что подразумевают под понятием «социализация личности»?
- Какие возможности социализации помогают спортсмену в ходе проведения соревнований?
- Как оценить - на сколько человек социализирован?
- Как можно измерить качество самореализации личности в сноуборде?
- Есть ли у тебя портфолио?
- Что представляет собой портфолио?
- Можно ли после окончания спортивной карьеры пойти работать тренером по сноуборду?
- Какие профессии тебе близки по духу и возможностям заниматься данным профессиональным делом?
- Сколько раз ты тренируешься в день / в неделю?
- Можно ли заниматься инвалидам сноубордом?
- Какие виды спорта входят в параолимпийские виды спорта?
- Кто из твоих родственников одобряет твой выбор заниматься сноубордом?
- Есть ли у тебя знакомые, которые препятствуют твоему пристрастию к занятиям сноубордом?
- Что можно порекомендовать обучающемуся, желающему заниматься сноубордом?
- Как можно повысить качество занятий сноубордом (перечислить упражнения и методы учебно-тренировочного процесса)?
- Как формируется вера в себя и свои возможности в сноуборде?
- Какие методы страховки в сноуборде есть?
- Поясни особенности прохождения соревнований по сноуборду.
- Что представляет собой тренировочный процесс и соревновательный период подготовки обучающегося в сноуборде?
- Является ли сноуборд популярным видом спорта?
- Что означает «популяризация спорта»?
- Может ли быть сноуборд доступным видом спорта для всех
189
Территория науки. 2015. № 5
желающих? Поясни ответ.
- Перечисли качества, необходимые юному сноубордисту. Оцени каждое выделенное качество по 100-балльной системе (т.е. процент сформированное™).
- Попроси своего тренера оценить данные качества по 100балльной системе оценки.
Выделенные вопросы будущей анкеты позволяют определить качество и возможности социализации и самореализации обучающегося в сноуборде.
В структуре обработки вопросов анкеты нам будут необходимы знания шкалирования как метода научного исследования в педагогике, элементарные знания математической статистики (среднее арифметическое, ранжирование, относительное значение, процент).
Качество исследуемого материала можно усилить за счет моделирования портфолио обучающегося. Данная работа должна быть осуществлена в системе учета условий педагогической деятельности и возможностей образовательной практики обучающихся, занимающихся сноубордом. Наша работа будет проходить в период прохождения педагогической практики. Специфика и возможности моделирования портфолио обучающегося будет преследовать несколько целей и задач профессионально-педагогической подготовки, где участие в научно-исследовательской работе обучающихся, занимающихся сноубордом будет свидетельствовать об определенном уровне культуры самостоятельной работы личности обучающегося, а продукты ведущей деятельности и хобби являться показателями социализированности личности и качества ее самореализации.
Под культурой самостоятельной работы обучающегося, занимающегося сноубордом, будем понимать специфически детерминируемые и реализуемые условия самостоятельного воспроизводства ценностей и культуры занятий сноубордом как одним из направлений социализации, самоутверждения и самореализации личности, определяющей для себя возможности акмеверифицированной практики развития и саморазвития в различных направлениях профессиональной подготовки, социальных отношений и общения.
Возможности социализации и самореализации личности в
сноуборде для обыденного сознания - это качество и
востребованность получаемых результатов спортсмена-сноубордиста.
Возможности социализации и самореализации личности в
сноуборде для педагога-исследователя - индивидуализированная практика постановки и решения, описания и верификации задач
190
Территория науки. 2015. № 5
развития и саморазвития личности в модели оценки качества и воспроизводимости цикла высоких достижений в определенной возрастной группе обучающихся с определенными склонностями, предпочтениями, сформированностью мотивов, условий повышения качества решения задач развития и саморазвития, специфики реализуемых принципов социализации и самореализации, саморазвития и самосовершенствования и пр.
Список литературы
1. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование
как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL:
http ://pedagogika. snauka. ru/2015/08/4791
2. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
3. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
4. Питнявко В. А. Некоторые аспекты уточнения понятийного аппарата в модели социализации и самореализации обучающегося в сноуборде // Инновационная наука. 2015. №4-2. С.128-130.
5. Питнявко В. А., Козырева О. А. Возможности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре подготовки будущих педагогов по ФК // Инновационное будущее педагогики и психологии: сборник статей Международной научнопрактической конференции (Уфа, 2 июня 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 34-36.
191