Научная статья на тему 'Педагогическое моделирование в определении и решении задач социализации и самореализации в сноуборде'

Педагогическое моделирование в определении и решении задач социализации и самореализации в сноуборде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое моделирование / социализация / самореализация / культура самостоятельной работы будущего педагога / продуктивная деятельность / рedagogical modeling / socialization / self-realization / the culture of independent work of future teachers productive activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Питнявко В. А., Козырева О. А.

В статье представлена возможность использованияпедагогического моделирования в организации научных работбудущих педагогов по физической культуре, занимающихсясноубордом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the use of pedagogical modeling in the organization of scientific work of future teachers of physical culture, dealing with the snowboard.

Текст научной работы на тему «Педагогическое моделирование в определении и решении задач социализации и самореализации в сноуборде»

Территория науки. 2015. № 5

Список литературы

1. Кузьменко Н.И. Государственная информационная политика как показатель реализации информационной структуры инновационного ландшафта региона и ее роль в обеспечении конкурентоспособности образования // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты материалы III Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 134-139.

2. Кузьменко Н.И. Научные подходы к определению понятия «Логистика» // Территория науки. 2014. Т. 2. № 2. С. 84-87.

3. Мескон М.В. Основы менеджмента: учебник. - 3-е издание. -М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2012. - 246 с.

4. Мишурова И.В. Управление мотивацией персонала / И.В.Мишурова, П.В. Кутелев, 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: ИКЦ МарТ, 2003.- 148 с.

5. Новиков П.Н. Организация подготовки и дополнительного профессионального образования рабочих/ П.Н. Новиков и В.А. Малышева, М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2011. -378 с.

Питнявко В. А.

Научный руководитель: к.пед.н., доцент Козырева О. А.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ И РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ В СНОУБОРДЕ

Кемеровский государственный университет

Ключевые слова: педагогическое моделирование, социализация, самореализация, культура самостоятельной работы будущего педагога, продуктивная деятельность.

Keywords: рedagogical modeling, socialization, self-realization, the culture of independent work of future teachers productive activities.

Аннотация: В статье представлена возможность использования педагогического моделирования в организации научных работ будущих педагогов по физической культуре, занимающихся сноубордом.

Abstract: The article presents the use of pedagogical modeling in the organization of scientific work of future teachers of physical culture, dealing with the snowboard.

186

Территория науки. 2015. № 5

Теория и практика педагогического моделирования [1] позволяет реализовать условия продуктивного становления педагога по физической культуре в системе профессиональной подготовки, где научно-педагогической деятельности и научному исследованию [2] отдаются ведущие роли и позиции. Не исключение и подготовка педагога по физической культуре к организации занятий сноубордом. Для этого в Новокузнецком филиале-институте ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» на факультете физической культуры используется технология системно -педагогического моделирования [3], фасилитирующая продуктивный поиск и оптимизацию условий продуктивного становления будущего педагога по физической культуре в структуре непрерывного профессионального образования.

В качестве примеров продуктивного становления педагога по физической культуре в уточнении моделей и возможностей социализации и самореализации обучающегося, занимающегося сноубордом, могут быть работы [4-5].

Для определения специфики и возможностей детерминируемых понятий (категориального аппарата научно-педагогической деятельности педагога по физической культуре) в структуре продуктивного становления можно использовать клеше и конструкторы, фасилитирующие построение и уточнение изучаемых понятий, явлений, категорий, процессов, процедур, функций, задач и прочих единиц педагогической деятельности и педагогического исследования.

В нашей работе мы попытаемся уточнить понятия «социализация», «самореализация», «социализация обучающегося в сноуборде», «самореализация обучающегося в сноуборде», «самореализация тренера по сноуборду».

Социализация - процесс современного индивидуализированного включения развивающейся личности в реальные условия социальных отношений и способов воспроизводства социальных ценностей и благ, реализующих условия продуктивности и гуманизма в модели поликультурных отношений и современной системы образования, культуры, спорта и науки, предопределяющих устойчивое развитие личности и сохранение социальных отношений и приоритетов гуманно ориентированного развития общества.

Самореализация - процесс и способ постановки и достижения цели ведущей деятельности и хобби личности, определяющей перспективность и востребованность продуктов науки, культуры,

187

Территория науки. 2015. № 5

искусства, спорта и прочих направлений описываемого явления, детально характеризующих личность и общество с позиции гуманизма, креативности, здоровьесбережения, толерантности, устойчивости, конкурентоспособности, надежности, объективности, практичности, целесообразности реализуемых условий воспроизводства социальных и профессиональных новообразований и продуктов, системно детализирующих и верифицирующих качество развития личности и ноосферы.

Социализация обучающегося в сноуборде - процесс принятия идей и моделей социальных отношений обучающимся, в структуре которых занятия и достижения обучающегося в выбранном виде деятельности (сноуборде) являются свидетельством востребованности личности в социуме, определяющем все нюансы социальных отношений и моделей развития личности и культуры (ноосферы).

Самореализация обучающегося в сноуборде - процесс достижения обучающимся высот в сноуборде, верификация качества которых определяется спецификой постановки задач развития и возможностей поликультурных отношений, способов воспроизводства социальных ценностей в системе занятий сноубордом и механизмами оптимизации выбора модели описываемого явления в структуре поиска и учета нормального распределения способностей и индивидуальных возможностей обучающегося.

Самореализация тренера по сноуборду - процесс качественного решения задач развития обучающегося, занимающегося сноубордом, в структуре верификации и оптимизации учебно-тренировочного процесса, являющегося колыбелью всех достижений обучающегося и возможностей профессионально-педагогического становления тренера.

Определим вопросы анкеты, позволяющей исследовать качество социализации и самореализации обучающегося, занимающегося сноубордом (ограничим возраст следующим интервалом: 12-17 лет):

- Какое значение имеет термин «сноуборд»?

- Что представляет собой система тренировочных занятий в сноуборде?

- Как давно ты занимаешься сноубордом?

- Какими видами спорта ты занимался до сноуборда?

- Какие увлечения у тебя есть кроме сноуборда?

- Что позволяет оптимизировать в развитии сноуборд?

- Есть ли ограничения в системе занятий сноубордом?

- Определи иерархию своих достижений в сноуборде.

- Какие перспективы занятий сноубордом ты ставишь себе?

188

Территория науки. 2015. № 5

- Какие предметы школьной программы тебе помогают в сноуборде?

- Каких знаний тебе не хватает в структуре организации учебно -тренировочного процесса по сноуборду?

- Какие позитивные качества формирует сноуборд?

- Какие учебные предметы необходимо хорошо знать, чтобы получать высокие достижения в сноуборде?

- Проиллюстрируй на примере качество самореализации личности в сноуборде.

- Что такое «самореализация в сноуборде»?

- Что подразумевают под понятием «социализация личности»?

- Какие возможности социализации помогают спортсмену в ходе проведения соревнований?

- Как оценить - на сколько человек социализирован?

- Как можно измерить качество самореализации личности в сноуборде?

- Есть ли у тебя портфолио?

- Что представляет собой портфолио?

- Можно ли после окончания спортивной карьеры пойти работать тренером по сноуборду?

- Какие профессии тебе близки по духу и возможностям заниматься данным профессиональным делом?

- Сколько раз ты тренируешься в день / в неделю?

- Можно ли заниматься инвалидам сноубордом?

- Какие виды спорта входят в параолимпийские виды спорта?

- Кто из твоих родственников одобряет твой выбор заниматься сноубордом?

- Есть ли у тебя знакомые, которые препятствуют твоему пристрастию к занятиям сноубордом?

- Что можно порекомендовать обучающемуся, желающему заниматься сноубордом?

- Как можно повысить качество занятий сноубордом (перечислить упражнения и методы учебно-тренировочного процесса)?

- Как формируется вера в себя и свои возможности в сноуборде?

- Какие методы страховки в сноуборде есть?

- Поясни особенности прохождения соревнований по сноуборду.

- Что представляет собой тренировочный процесс и соревновательный период подготовки обучающегося в сноуборде?

- Является ли сноуборд популярным видом спорта?

- Что означает «популяризация спорта»?

- Может ли быть сноуборд доступным видом спорта для всех

189

Территория науки. 2015. № 5

желающих? Поясни ответ.

- Перечисли качества, необходимые юному сноубордисту. Оцени каждое выделенное качество по 100-балльной системе (т.е. процент сформированное™).

- Попроси своего тренера оценить данные качества по 100балльной системе оценки.

Выделенные вопросы будущей анкеты позволяют определить качество и возможности социализации и самореализации обучающегося в сноуборде.

В структуре обработки вопросов анкеты нам будут необходимы знания шкалирования как метода научного исследования в педагогике, элементарные знания математической статистики (среднее арифметическое, ранжирование, относительное значение, процент).

Качество исследуемого материала можно усилить за счет моделирования портфолио обучающегося. Данная работа должна быть осуществлена в системе учета условий педагогической деятельности и возможностей образовательной практики обучающихся, занимающихся сноубордом. Наша работа будет проходить в период прохождения педагогической практики. Специфика и возможности моделирования портфолио обучающегося будет преследовать несколько целей и задач профессионально-педагогической подготовки, где участие в научно-исследовательской работе обучающихся, занимающихся сноубордом будет свидетельствовать об определенном уровне культуры самостоятельной работы личности обучающегося, а продукты ведущей деятельности и хобби являться показателями социализированности личности и качества ее самореализации.

Под культурой самостоятельной работы обучающегося, занимающегося сноубордом, будем понимать специфически детерминируемые и реализуемые условия самостоятельного воспроизводства ценностей и культуры занятий сноубордом как одним из направлений социализации, самоутверждения и самореализации личности, определяющей для себя возможности акмеверифицированной практики развития и саморазвития в различных направлениях профессиональной подготовки, социальных отношений и общения.

Возможности социализации и самореализации личности в

сноуборде для обыденного сознания - это качество и

востребованность получаемых результатов спортсмена-сноубордиста.

Возможности социализации и самореализации личности в

сноуборде для педагога-исследователя - индивидуализированная практика постановки и решения, описания и верификации задач

190

Территория науки. 2015. № 5

развития и саморазвития личности в модели оценки качества и воспроизводимости цикла высоких достижений в определенной возрастной группе обучающихся с определенными склонностями, предпочтениями, сформированностью мотивов, условий повышения качества решения задач развития и саморазвития, специфики реализуемых принципов социализации и самореализации, саморазвития и самосовершенствования и пр.

Список литературы

1. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование

как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL:

http ://pedagogika. snauka. ru/2015/08/4791

2. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.

3. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.

4. Питнявко В. А. Некоторые аспекты уточнения понятийного аппарата в модели социализации и самореализации обучающегося в сноуборде // Инновационная наука. 2015. №4-2. С.128-130.

5. Питнявко В. А., Козырева О. А. Возможности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре подготовки будущих педагогов по ФК // Инновационное будущее педагогики и психологии: сборник статей Международной научнопрактической конференции (Уфа, 2 июня 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 34-36.

191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.