Научная статья на тему 'Педагогическое мастерство как важнейший показатель инновационной деятельности и основа профессионализма современного преподавателя'

Педагогическое мастерство как важнейший показатель инновационной деятельности и основа профессионализма современного преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / PEDAGOGICAL SKILLS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / INNOVATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтигулова Людмила Борисовна

В рецензии на монографию М. Г. Сергеевой «Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях» дается характеристика содержания книги. Сообщается, что ее автор обобщил психолого-педагогические подходы к проблеме развития педагогического мастерства преподавателя. Отмечается, что в монографии изложены авторские представления о процессе становления и развития творческой личности педагога, способного на кардинальные изменения в своей профессиональной деятельности для решения насущных проблем образования в условиях инновационной образовательной среды. В рецензии указано, что автор книги обозначил основные направления развития педагогического мастерства преподавателя в системе современного образования с учетом самообразования и творческого потенциала педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахтигулова Людмила Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Mastery as the Most Important Indicator of Innovation Activity and the Basis of Professionalism of a Modern Teacher

In the review of monograph “Development of pedagogical mastery of a teacher in modern conditions” by M. G. Sergeeva a characterization of the contents of the book is given. It is reported that the author summarized the psychological and pedagogical approaches to the problem of the teacher's pedagogical skill development. It is noted that the monograph contains author's ideas about the process of the formation and development of the creative personality of the teacher, capable of principal changes in his professional activity for solving the essential problems of education in the conditions of an innovative educational environment. In the review it is indicated that the author of the book outlined the main directions of development of pedagogical skill of the teacher in the system of modern education, taking into account the self-education and creative potential of the teacher.

Текст научной работы на тему «Педагогическое мастерство как важнейший показатель инновационной деятельности и основа профессионализма современного преподавателя»

Бахтигулова Л. Б. Педагогическое мастерство как важнейший показатель инновационной деятельности и основа профессионализма современного преподавателя / Л. Б. Бахтигулова // Научный диалог. — 2018. — № 4. — С. 367—372. — DOI: 10.24224/2227-1295-20184-367-372.

Bakhtigulova, L. B. (2018). Pedagogical Mastery as the Most Important Indicator of Innovation Activity and the Basis of Professionalism of a Modern Teacher. Nauchnyy dialog, 4: 367-372. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-4-367-372. (In Russ.).

I5E НАУЧНАЯ КО БИБЛИОТЕКА

jfrUBMjgjjl

Журнал включен в Перечень ВАК

УДК 37.048.4(049.32)

DOI: 10.24224/2227-1295-2018-4-367-372

и I к I С H ' s

PfJHOCXCALS t)IKK"TORY-

Педагогическое мастерство как важнейший показатель инновационной деятельности и основа профессионализма современного преподавателя

© Бахтигулова Людмила Борисовна (2018), orcid.org/0000-0001-7364-9861, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (Москва, Россия), bahtigulova@mgul.ac.ru.

В рецензии на монографию М. Г. Сергеевой «Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях» дается характеристика содержания книги. Сообщается, что ее автор обобщил психолого-педагогические подходы к проблеме развития педагогического мастерства преподавателя. Отмечается, что в монографии изложены авторские представления о процессе становления и развития творческой личности педагога, способного на кардинальные изменения в своей профессиональной деятельности для решения насущных проблем образования в условиях инновационной образовательной среды. В рецензии указано, что автор книги обозначил основные направления развития педагогического мастерства преподавателя в системе современного образования с учетом самообразования и творческого потенциала педагога.

Ключевые слова: педагогическое мастерство; профессиональная компетентность; инновационная деятельность преподавателя; педагогическое самообразование.

В монографии профессора кафедры социальной педагогики Института иностранных языков Российского университета дружбы народов М. Г. Сергеевой «Развитие педагогического мастерства преподавателя

в современных условиях» [Сергеева, 2015] поднимаются многочисленные вопросы, играющие существенную роль (как в методологическом, так и в практическом отношении) в устранении трудностей, связанных с формированием и развитием педагогического мастерства в рамках современной образовательной системы. Отметим, что в профессиональных образовательных организациях работает большое количество специалистов-практиков без соответствующей педагогической подготовки. Вполне закономерно, что практическая педагогическая деятельность представляет для этой категории людей значительную трудность. Авторы научных работ единогласно и давно считают преподавание разновидностью творчества, связанного с ежедневными целенаправленными усилиями. Сложность этой деятельности репрезентируется в большом количестве составляющих, в разнообразии взаимосвязей, существующих между ними, а также между данными составляющими и определенными внешними условиями, на фоне которых реализуется образовательный процесс.

Автор исследования подчеркивает, что сущность профессии педагога не детерминирована набором знаний и формальных императивов, предъявляемых к ее представителям [Сергеева, 2015]. Специфика этой профессии состоит в том, что она воздействует на образ жизни учителя и преподавателя необходимостью соблюдения режима, условиями труда, специфической формой взаимодействия с учащимися, а также высоким эмоциональным и волевым напряжением. Кроме того, педагогическая деятельность в большей степени, чем другие профессии, окрашена личностно, следовательно, индивидуальные свойства работника, его характер и темперамент, оказывают существенное влияние на промежуточный и конечный результат. Труд настоящего педагога априори связан с творчеством, так как уникальны его главные компоненты: люди, получающие знания, человек, их дающий, и ситуации, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса. Эти факторы — всегда нетипичные, нестандартные — должны учитываться при принятии любого педагогического решения. Педагог способен обучать и воспитывать только в той степени, в какой обучен и воспитан он сам, и лишь в том случае, если продолжает постоянно расширять свой жизненный и профессиональный опыт, повышать уровень собственного педагогического мастерства.

В рамках профессионального образования педагогическое мастерство подразумевает наличие у преподавателя определенных свойств, присущих каждой или почти каждой творческой личности [Сергеева, 2015]:

• профессиональных: углубленные знания в выбранной научной сфере, в контексте полученной специальности (методика обучения, педагоги-

ческая психология, дидактика высшей школы и т. д.), способность вычленять проблему и рассматривать ее как часть более масштабной проблемы с учетом доступного фактического материала;

• специальных: способность формулировать педагогические цели и задачи соответствующей деятельности, стимулировать интерес учащихся к своей дисциплине, добиваться успеха при выполнении как учебных, так и воспитательных обязанностей; осведомленность о психологических особенностях возрастных групп (ранняя юность и старше), способах контроля и специфике общения; способность отразить суть проблемы через конкретные задачи познавательного характера; обращение к приемам переноса и аналогии; совмещение известных компонентов для получения нового качества; сомнение в решении, которое кажется очевидным, поиск нетривиальных вариантов и др.

• моральных: порядочность, верность принципам, скромность, добродушие, трудолюбие, уверенность в себе, общительность, критичность (в том числе к самому себе), дисциплинированность, упорство, добросовестность, благородство;

• мотивационных: общественная активность, инициативность, здоровое честолюбие.

Педагогическое мастерство складывается на базе накопленного опыта, анализа средств обучения и воспитания сквозь призму творчества и репрезентируется в использовании комплекса действенных способов устранения профессиональных трудностей, в качественном решении соответствующих задач, в союзе научного и художественного мировоззрения, в придании преподаванию индивидуальной направленности и в способности к конструктивному общению с соблюдением правил педагогического такта, во внутренней мотивированности.

Моральные и мотивационные свойства педагога тесно взаимосвязаны и обогащают его профессиональные и специальные свойства. В наши дни педагог высшей школы не имеет права ограничиваться передачей студентам необходимой информации; он обязан владеть навыками и умениями, ассоциируемыми с представителями разных профессий (педагогическими, психологическими, психотерапевтическими). Это в значительной мере определяет эффективность преподавания.

М. Г. Сергеева выделяет следующие главные признаки педагогического мастерства: способность рассказать о сложных проблемах в яркой, популярной форме; способность «влюбить» в свой предмет каждого, даже самого равнодушного студента, стимулировать учащихся к активному поиску новой информации с применением творческих усилий; способность

к наблюдению за жизнью своих подопечных, анализу причин их поступков и условий, способствовавших формированию данных причин; умение соотносить психолого-педагогическую информацию теоретического и практического характера, лучшие стороны инновационного педагогического опыта с определенными факторами, благоприятствующими созданию эффективной и комфортной образовательной среды, и с собственным стилем преподавания [Сергеева, 2015].

Педагогическое мастерство работника вуза трактуется как достаточно стабильная совокупность теоретически аргументированных и проверенных на практике педагогических действий, способствующих продуктивным отношениям между педагогом и студентами. Предложенная дефиниция и компонентная структура педагогической деятельности позволяют выделить ряд составляющих профессионального мастерства преподавателя современного вуза [Сергеева, 2015]:

1) глубокие знания и высокий культурный уровень (осведомленность общенаучного характера и начитанность в рамках специальности; понимание того, как мыслит и какие чувства испытывает студент как субъект образовательного процесса, как формируется его личность в зависимости от возрастных, гендерных, средовых, национальных и прочих факторов; освоение основ теории и методики преподавания своих учебных дисциплин);

2) прикладные компетенции, которые базируются на способности видеть внутренние связи, существующие между отдельными явлениями, процессами и понятиями; навыки и умения, коррелирующие с ролью преподавателя в контексте высшего образования в целом и в пределах данного предмета;

3) личностные свойства, имеющие профессиональное значение (хорошее отношение к детям и стремление им помогать, коммуникабельность и способность передавать свой опыт другим, высокий уровень умственной активности, независимый поиск новых знаний, развитая речевая и коммуникативная культура).

Следует отметить, что педагог может стать мастером своего дела только в случае использования всех доступных ему компетенций, систематизации ЗУН (знаний, умений, навыков), а также приведения их в соответствие с индивидуальным творческим потенциалом преподавателя. Кроме того, работник должен интегрировать и синтезировать морально-этический опыт, воспринимать себя как участника педагогической деятельности на мыслительном и эмоциональном уровнях, объединять в себе различные качества и воззрения, способствующие оптимизации выполняемых действий.

Мастерство педагога не появляется без приложения усилий; для его становления и совершенствования необходимы такие факторы, как ком-

фортный психологический климат, наличие достаточных внешних стимулов, а также внутренняя мотивация самого преподавателя, основанная на имеющихся у него объективных возможностях.

Данное монографическое исследование, в котором поднимаются многочисленные вопросы, вызывающие значительный интерес в методическом и практическом аспектах, связано с важной проблемой эволюции педагогического мастерства преподавателя вуза в рамках развития профессиональной компетентности педагога в наши дни. Приходится признать: в настоящее время большинство преподавателей вуза не обладают необходимым уровнем научно-методической компетентности, что сказывается отрицательным образом на результатах обучения и воспитания. Поэтому творческий педагог должен отступать от стандартных методов, повышать «градус» креативности своего труда и относиться к себе с большей требовательностью и критичностью.

Мы полностью разделяем позицию М. Г. Сергеевой, в соответствии с которой творческий потенциал преподавателя является духовной основой образовательного процесса и важнейшей стратегической ценностью: студенты обучаются поиску нужных сведений и их новаторскому использованию с учетом сложившейся ситуации и ближайших перспектив. Это умение станет несомненным преимуществом в рамках профессиональной карьеры.

Таким образом, актуальность выполненной автором большой работы не вызывает никаких сомнений. Практическая ценность монографии состоит в изучении особенностей и условий, способствующих раскрытию и регулированию творческих возможностей преподавателя для совершенствования его педагогического мастерства.

Литература

Сергеева М. Г. Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях : монография / М. Г. Сергеева. — Москва : НОУ ВПО МИЛ, 2015. — 180 с.

Pedagogical Mastery as the Most Important Indicator of Innovation Activity and the Basis of Professionalism of a Modern Teacher

© Bakhtigulova Lyudmila Borisovna (2018), orcid.org/0000-0001-7364-9861, PhD in Education, associate professor, Head of Department, Department of Education and Psychology, Bauman Moscow State Technical University (Moscow, Russia), bahtigulova@mgul.ac.ru.

In the review of monograph "Development of pedagogical mastery of a teacher in modern conditions" by M. G. Sergeeva a characterization of the contents of the book is given. It is reported that the author summarized the psychological and pedagogical approaches to the problem of the teacher's pedagogical skill development. It is noted that the monograph contains author's ideas about the process of the formation and development of the creative personality of the teacher, capable of principal changes in his professional activity for solving the essential problems of education in the conditions of an innovative educational environment. In the review it is indicated that the author of the book outlined the main directions of development of pedagogical skill of the teacher in the system of modern education, taking into account the self-education and creative potential of the teacher.

Key words: pedagogical skills; professional competence; innovative activity of the teacher; pedagogical self-education.

References

Sergeyeva, M. G. 2015. Razvitiyepedagogicheskogo masterstvaprepodavatelya v sovre-mennykh usloviyakh: monografiya. Moskva: NOU VPO MIL.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.