Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры личности в контексте школьного экономического образования'

Формирование информационной культуры личности в контексте школьного экономического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SCHOOL ECONOMIC EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА УЧЕБНИКА / ELECTRONIC FORM OF TEXTBOOK / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / ACTIVITY APPROACH TO LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтигулова Людмила Борисовна

В рецензии на монографию Г. Э. Королевой и М. Г. Сергеевой «Информационно-коммуникационные технологии в экономическом образовании старшеклассников» сообщается, что в книге представлены научные основы непрерывного экономического образования, включающие генезис экономической мысли в России с учетом зарубежного опыта применения информационно-коммуникационных технологий в школьном экономическом образовании. Положительно оценена интерпретация информатизации школьного экономического образования в современных условиях с точки зрения оценки возможностей и рисков информатизации школьного экономического образования и с учетом имеющегося опыта изучения экономики в старшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахтигулова Людмила Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of Informational Culture of Personality in Context of School Economic Education

The review of G. E. Korolyova and M. G. Sergeyeva’s monograph “Information and communication technologies in economic education of high school students” reports that the book presents the scientific foundations for continuing economic education, including the genesis of economic thought in Russia, taking into account foreign experience in the use of information and communication technologies in school economics education. The interpretation of informatization of school economic education in modern conditions is positively estimated from the point of view of an assessment of opportunities and risks of informatization of school economic education and taking into account available experience of studying of economy in high school.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры личности в контексте школьного экономического образования»

Бахтигулова Л. Б. Формирование информационной культуры личности в контексте школьного экономического образования / Л. Б. Бахтигулова // Научный диалог. — 2018. — № 2. — С. 335—339. — DOI: 10.24224/2227-1295-2018-2-335-339.

Bakhtigulova, L. B. (2018). Forming of Informational Culture of Personality in Context of School Economic Education. Nauchnyy dialog, 2: 335-339. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-2335-339. (In Russ.).

I5E НАУЧНАЯ ЩЗ БИБЛИОТЕКА

^бИШШУ.ЙЦ

Журнал включен в Перечень ВАК

УДК 37.048.4(049.32) DOI: 10.24224/2227-1295-2018-2-335-339

Формирование информационной культуры личности в контексте школьного экономического образования

© Бахтигулова Людмила Борисовна (2018), orcid.org/0000-0001-7364-9861, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (Москва, Россия), bahtigulova@mgul.ac.ru.

В рецензии на монографию Г. Э. Королевой и М. Г. Сергеевой «Информационно-коммуникационные технологии в экономическом образовании старшеклассников» сообщается, что в книге представлены научные основы непрерывного экономического образования, включающие генезис экономической мысли в России с учетом зарубежного опыта применения информационно-коммуникационных технологий в школьном экономическом образовании. Положительно оценена интерпретация информатизации школьного экономического образования в современных условиях с точки зрения оценки возможностей и рисков информатизации школьного экономического образования и с учетом имеющегося опыта изучения экономики в старшей школе.

Ключевые слова: школьное экономическое образование; информационно-коммуникационные технологии; электронная форма учебника; деятельностный подход к обучению.

В монографии научного сотрудника Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Г. Э. Королевой и профессора кафедры социальной педагогики Института иностранных языков Российского университета дружбы народов М. Г. Сергеевой «Информационно-коммуникационные технологии

и I к I С н' s

PERKXMCALS DIRECIORV.-

в экономическом образовании старшеклассников» [Королева и др., 2016] освещена проблема эффективного использования современных информационно-коммуникационных технологий в процессе школьного экономического образования в условиях глобализации и информатизации общества.

Экономическое образование — сравнительно молодой компонент школьного образования, его становление связано с экономическими преобразованиями в России в конце хх века. В условиях рыночных отношений знание основ экономики становится одной из важных задач, которую призвана решать старшая школа. Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности экономического образования были определены в качестве приоритетных в ряде документов. За годы становления преподавания экономики в школе было создано определенное методическое обеспечение этого курса. Появились стандарты, программы, учебники и учебные пособия, методические рекомендации. Были разработаны электронные пособия, заработали образовательные порталы Министерства образования и науки РФ, объединения сетевых методистов, сеть творческих учителей экономики. Появился журнал «Экономика в школе», стали проводиться школьные экономические олимпиады.

Авторы монографии отмечают, что с переходом российского государства к экономике рыночного типа, к экономическим методам управления возникла потребность в совершенствовании экономического образования, в развитии экономического мышления, экономической культуры, предприимчивости, инициативы, экономической грамотности, основы которых необходимо закладывать со школьной скамьи. Наряду с экономическими реформами в российском современном социуме происходят глобальные информационные процессы, оказывающие влияние на все сферы общественной жизни. Дальнейшее развитие информационного общества невозможно без граждан, подготовленных в соответствии с требованиями этого информационного общества, имеющих представление обо всех сферах его проявления. В 2008 году принята Стратегия развития информационного общества в России до 2015 года, направленная на активизацию постиндустриального развития страны, интенсификацию участия России в создании и использовании информационно-коммуникационных технологий, на интеграцию существующих хозяйственных систем в экономику знаний. К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленных в Стратегии целей, отнесена задача повышения качества образования на основе информатизации образования.

В экономическом образовании российских школьников существуют серьезные недостатки и противоречия. Недостатки отмечаются как в со-

держании экономического курса, так и в его методическом обеспечении. Авторы монографии отмечают, что в школьном экономическом образовании назрели противоречия: между возросшими требованиями к уровню экономической подготовки выпускников, вызванными рыночными преобразованиями, информационными процессами в современном российском обществе и недостаточной экономической и информационной компетентностью старшеклассников; между широкими возможностями современных методов экономического образования и недостаточным качеством и доступностью учебно-методического обеспечения; между высоким дидактическим потенциалом информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и реальным уровнем их использования в учебном процессе. В монографии сделан акцент на том, что сегодня в области социально-экономической подготовки школьников ведется активный поиск, экспериментирование. Выстраивая модели школьного экономического образования, авторы научно-педагогических изданий трактуют цели и задачи школьного экономического образования, главным образом, в контексте рыночных преобразований в обществе. Однако за рамками внимания остаются информационные процессы, происходящие в современном российском обществе, как и сам факт перехода общества в новую, информационную стадию развития. Формирование экономической компетенции школьника без связи с информационной компетенцией уже не отвечает требованиям, предъявляемым к выпускнику XXI века.

На основе проведенного анализа литературы авторы книги делают вывод о том, что в научных трудах практически не рассматриваются вопросы использования ИКТ для решения проблем, накопившихся в экономическом образовании школьников. В отдельных исследованиях информационные технологии выступают в качестве одного из современных средств обучения, при этом не акцентируется внимание на особых педагогических возможностях ИКТ. Научно-методическая литература не дает ответов вопросы, связанные с влиянием ИКТ на содержание экономического образования, с эффективной интеграцией ИКТ в традиционные и инновационные методы обучения. При этом практика применения ИКТ в экономическом образовании опережает теорию: учителя самостоятельно разрабатывают электронные материалы экономического содержания, стихийно и практически бесконтрольно тиражируют их в сети Интернет.

Задачи формирования экономической и информационной компетентности учащихся обозначены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения (ФГОС-2). Однако слабая разработанность научно-педагогических подходов к информатизации экономиче-

ского образования негативно сказывается на качестве учебно-методического обеспечения этого процесса, что, в свою очередь, оказывает влияние на уровень экономического образования в общеобразовательной школе в целом. Информатизация в таком виде, в каком она сейчас осуществляется, не только не решает накопившиеся в экономическом образовании проблемы, но и, в ряде случаев, усугубляет их и порождает новые. Сегодня создалась противоречивая ситуация, когда возможности и преиму -щества информационно-коммуникационных технологий в экономическом образовании реализуются не в полной мере, а опасность рисков информатизации еще не исследована. В результате применение ИКТ в экономическом образовании осуществляется неэффективно.

Актуальность представленной монографии определяется следующими факторами:

— возрастающая общественная значимость подготовки экономически грамотных граждан, значимость экономического образования для формирования личности старшеклассника, его самоопределения и самореализации;

— недостаточная эффективность современного российского школьного экономического образования;

— стремительно развивающееся информационное общество, быстрый рост возможностей информатизации образования и новые требования к выпускнику XXI века;

— недостаток комплексных научно-педагогических исследований по проблеме информатизации экономического образования в старшей школе;

— опережающее развитие педагогической практики применения ИКТ в учебном процессе, стихийное формирование учителями электронных материалов экономического содержания, в том числе распространяемых в сети Интернет.

Школьное экономическое образование авторы монографии [Королева и др., 2016] рассматривают как интегральный целенаправленный процесс обучения экономике и экономического воспитания учащихся старших классов в ходе освоения экономической составляющей в учебном курсе «Обществознание» и изучения самостоятельного предмета «Экономика» (базовый уровень).

Высокие требования к личности предъявляются в связи с возрастающей конкуренцией на рынке труда, поэтому проблема экономического образования затрагивает интересы как школьников, родителей и учителей,

так и всего общества. Успех экономических реформ России во многом зависит от социально-экономической активности членов общества, поэтому следует приветствовать стремление молодёжи к практическому участию в предпринимательстве.

Рецензируемая монография посвящена актуальной теме исследования, имеет практическую значимость не только для школьных учителей, но и для всех читателей, интересующихся проблемами школьного экономического образования.

Литература

1. Королева Г. Э. Информационно-коммуникационные технологии в экономическом образовании старшеклассников / Г. Э. Королева, М. Г. Сергеева ; Региональный финансово-экономический институт. — Курск : [б. и.], 2016. — 202 с. — ISBN: 978-5-905979-81-1.

Forming of Informational Culture of Personality in Context of School Economic Education

© Bakhtigulova Lyudmila Borisovna (2018), orcid.org/0000-0001-7364-9861, PhD in Education, associate professor, Head of Department, Department of Education and Psychology, Bauman Moscow State Technical University (Moscow, Russia), bahtigulova@mgul.ac.ru.

The review of G. E. Korolyova and M. G. Sergeyeva's monograph "Information and communication technologies in economic education of high school students" reports that the book presents the scientific foundations for continuing economic education, including the genesis of economic thought in Russia, taking into account foreign experience in the use of information and communication technologies in school economics education. The interpretation of informatization of school economic education in modern conditions is positively estimated from the point of view of an assessment of opportunities and risks of informatization of school economic education and taking into account available experience of studying of economy in high school.

Key words: school economic education; information and communication technologies; electronic form of textbook; activity approach to learning.

References

Korolyova, G. E., Sergeyeva, M. G. 2016. Informatsionno-kommunikatsionnyye tekhno-logii v ekonomicheskom obrazovanii starsheklassnikov. Kursk. ISBN: 9785-905979-81-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.