Научная статья на тему 'Инновационная деятельность школьного учителя как фактор его развития в рамках выбранной профессии'

Инновационная деятельность школьного учителя как фактор его развития в рамках выбранной профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ДИССЕМИНАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА / АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОГРАММА АНДРАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИССЕМИНАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЕЙ / INNOVATIVE PEDAGOGICAL EXPERIENCE / DISSEMINATION OF PEDAGOGICAL EXPERIENCE / ANDRAGOGICAL PRINCIPLES / SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROGRAM OF ANDRAGOGICAL SUPPORT OF DISSEMINATION OF INNOVATIVE EXPERIENCE OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтигулова Людмила Борисовна

В рецензии на работу М. С. Бриткевич и М. Г. Сергеевой «Андрагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в системе повышения квалификации» подчеркивается, что монография посвящена вопросу интеграции инновационного (передового) педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс для профессионального развития школьного педагога, что связано с растущим вниманием социума к перспективе непрерывного обучения одновременно с активной профессиональной деятельностью. Опираясь на выявленную специфику инновационной деятельности учителя, авторы работы позиционируют передовой педагогический опыт как ее ключевую составляющую; определяют основные функции, аспекты и составляющие диссеминации, необходимые для андрагогического сопровождения школьных учителей в рамках повышения квалификации; формулируют и аргументируют базовые андрагогические принципы диссеминации передового педагогического опыта в рамках системы повышения квалификации. В результате экспериментальной проверки было доказано, что программа систематизации и распространения передового педагогического опыта благоприятствует личностному и профессиональному росту школьного педагога в контексте модернизации отечественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахтигулова Людмила Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Activity of School Teacher as Factor of Professional Development within Chosen Profession

The review of the work by M. S. Britkevich and M. G. Sergeeva “Andragogical support of innovative activity of teachers in the system of professional development” emphasizes that the monograph is devoted to the integration of innovative (advanced) pedagogical experience in the educational process for the professional development of a school teacher, which is associated with the growing attention of society to the prospect of continuous learning concurrently with active professional activity. Based on the revealed character of innovative activity of the teacher, the authors have positioned the advanced pedagogical experience as its key component; define the basic functions, aspects and components of dissemination needed to adragogical support of school teachers under training; formulate and argue basic adragogical principles of dissemination of best teaching practices within the training system. As a result of the pilot test, it was proved that the program of systematization and dissemination of best pedagogical experience favors the personal and professional growth of a school teacher in the context of modernization of domestic education.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность школьного учителя как фактор его развития в рамках выбранной профессии»

Бахтигулова Л. Б. Инновационная деятельность школьного учителя как фактор его развития в рамках выбранной профессии / Л. Б. Бахтигулова // Научный диалог. — 2018. — № 9. — С. 371—375. — DOI: 10.24224/2227-1295-2018-9-371-375.

Bakhtigulova, L. B. (2018). Innovative Activity of School Teacher as Factor of Professional Development within Chosen Profession. Nauchnyy dialog, 9: 371-375. DOI: 10.24224/2227-12952018-9-371-375. (In Russ.).

ERIHJMP

Журнал включен в Перечень ВАК

и I к I С н' s

PERKXMCALS DIRECIORV.-

УДК 371.146(049.32)

DOI: 10.24224/2227-1295-2018-9-371-375

Инновационная деятельность школьного учителя как фактор его развития в рамках выбранной профессии

© Бахтигулова Людмила Борисовна (2018), orcid.org/0000-0001-7364-9861, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (Москва, Россия), bahtigulova@mgul.ac.ru.

В рецензии на работу М. С. Бриткевич и М. Г. Сергеевой «Андрагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в системе повышения квалификации» подчеркивается, что монография посвящена вопросу интеграции инновационного (передового) педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс для профессионального развития школьного педагога, что связано с растущим вниманием социума к перспективе непрерывного обучения одновременно с активной профессиональной деятельностью. Опираясь на выявленную специфику инновационной деятельности учителя, авторы работы позиционируют передовой педагогический опыт как ее ключевую составляющую; определяют основные функции, аспекты и составляющие диссеминации, необходимые для андрагогического сопровождения школьных учителей в рамках повышения квалификации; формулируют и аргументируют базовые андрагогические принципы диссеминации передового педагогического опыта в рамках системы повышения квалификации. В результате экспериментальной проверки было доказано, что программа систематизации и распространения передового педагогического опыта благоприятствует личностному и профессиональному росту школьного педагога в контексте модернизации отечественного образования.

Ключевые слова: инновационный педагогический опыт; диссеминация педагогического опыта; андрагогические принципы; система повышения квалификации; программа андрагогического сопровождения диссеминации инновационного опыта учителей.

Актуальность рецензируемой монографии [Бриткевич и др., 2018] обусловлена активной поддержкой Правительством Российской Федерации педагогических идей и концепций, нацеленных на разработку передовых программ и воспитательных сред, что предполагает переоценку сформировавшихся представлений об инновационном педагогическом опыте (далее — ИПО), который направлен на профессиональное развитие школьного учителя в контексте совершенствования российского образования и следования действующему профессиональному стандарту педагога.

Трудно не согласиться с авторами в том, что школьный учитель обязан прежде всего научиться самостоятельно определять инновационный компонент своей профессиональной деятельности. Это поможет ему в реализации программ развития средних учебных заведений, в частности — позволит занимать призовые места в педагогических конкурсах, что не представляется возможным без использования передовых методик, а также без демонстрации собственного творческого потенциала и педагогических находок.

Кроме того, актуальность монографии М. С. Бриткевич и М. Г. Сергеевой определяется важнейшей ролью креативности в деятельности современного школьного учителя, для чего он должен быть готов к выявлению, изучению и работе с передовыми образовательными технологиями с целью личного профессионального роста, а также к распространению своих идей и наработок посредством «диссеминации».

К положительным сторонам проведенного исследования следует отнести:

1) разработку структуры профессиональной эволюции школьного учителя (знания профессионального характера, коммуникативные умения, навыки самосовершенствования);

2) выделение уровней педагогического профессионализма (базового, реконструирующего и креативного);

3) определение ключевых факторов, способствующих диссеминации ИПО (когнитивный, ценностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-оценочный и деятельностный), и описание соответствующих инновационных технологий;

4) создание и воплощение на практике программы андрагогического сопровождения диссеминации инновационного опыта учителей (АСДИ-ПО), в которую входят механизмы и методы апробации ее ключевых стадий с характеристикой технологии и типов действий, необходимых для получения запланированных результатов с использованием действенных форм выстраивания учебно-воспитательного процесса.

В рецензируемом труде [Бриткевич и др., 2018] проведен анализ диссеминации ИПО в контексте повышения квалификации учителей средней школы, в рамках профессионального развития педагогических кадров. Это детерминировало научную новизну исследования, которая состоит в формулировании теоретических и методологических основ использования ИПО для стимулирования профессиональной эволюции школьного учителя через систему повышения квалификации, предполагающей предоставление педагогом разработанной им программы АСДИПО. Опираясь на выявленную специфику инновационной деятельности учителя, авторы работы позиционируют ИПО как ее ключевую составляющую, интерпретируя ее как научно аргументированную практику новаторского характера, демонстрирующую наиболее высокий на данном этапе результат, оказывающий положительное влияние на качество предоставляемого образования. Рассмотрев проблему диссеминации ИПО, М. С. Бриткевич и М. Г. Сергеева определили основные функции, аспекты и составляющие диссеминации, необходимые для андрагогического сопровождения школьных учителей в рамках повышения квалификации; предложили собственную программу АСДИПО, способствующую профессиональной эволюции педагога на соответствующих курсах; улучшили критерии мониторинга результативности профессионального развития педагога с применением ИПО.

Авторы научного труда определили базовые факторы, благоприятствующие эффективной инновационной педагогической деятельности: грамотное оперирование инновационными тенденциями на разных ступенях образовательной вертикали, интеграция конкретных нововведений в комплексную структуру инновационного процесса, формирование достойных организационных условий и системы оценки полученных результатов; принятие мер, направленных на интенсивное профессиональное развитие учителя с использованием ИПО; создание комфортной социально-психологической атмосферы в коллективе коллег и единомышленников, содействующей поиску нестандартных, творческих решений и подходов.

Описанная и проанализированная в монографии технология диссеми-нации ИПО для профессионального развития школьного учителя детерминируется андрагогической спецификой отечественной системы повышения квалификации: взаимодействием педагога со слушателями, достигшими совершеннолетия; наличием различных социальных, этнических, психологических и иных категорий взрослых слушателей; повышенными требованиями к интеллектуальному развитию и жизненному опыту преподавателя, работающего на подобных курсах; ориентацией всей образовательной среды на круг потребностей, присущих взрослому контингенту.

На основании экспериментальной проверки программы АСДИПО М. С. Бриткевич и М. Г. Сергеева приходят к выводу о существенном положительном влиянии диссеминации ИПО на профессиональное развитие школьного учителя в контексте повышения квалификации: у педагогов, принявших участие в прохождении данной программы, улучшились навыки определения, систематизации и демонстрации собственного ИПО; увеличилась активность по его распространению среди коллег (выступление с докладами на конференциях и семинарах, публикация научных статей, участие в тематических проектах, размещение авторских материалов методического характера на школьных сайтах); сформировалась трактовка диссеминации как оценки достигнутых педагогических результатов, как сценария своего профессионального совершенствования; возросли уверенность в собственных силах, чувство ответственности за допущенные ошибки и недочеты, уровень индивидуального отслеживания важных профессиональных ситуаций.

Литература

Бриткевич М. С. Андрагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в системе повышения квалификации : монография / М. С. Бриткевич, М. Г. Сергеева. — Курск : Региональный финасово-экономический институт, 2018. — 148 с.

Innovative Activity of School Teacher as Factor of Professional Development within Chosen Profession

© Bakhtigulova Lyudmila Borisovna (2018), orcid.org/0000-0001-7364-9861, PhD in Education, associate professor, Head of Department, Department of Education and Psychology, Bauman Moscow State Technical University (Moscow, Russia), bahtigulova@ mgul.ac.ru.

The review of the work by M. S. Britkevich and M. G. Sergeeva "Andragogical support of innovative activity of teachers in the system of professional development" emphasizes that the monograph is devoted to the integration of innovative (advanced) pedagogical experience in the educational process for the professional development of a school teacher, which is associated with the growing attention of society to the prospect of continuous learning concurrently with active professional activity. Based on the revealed character of innovative activity of the teacher, the authors have positioned the advanced pedagogical experience as its key component; define the basic functions, aspects and components of dissemination needed to adragogical support of school teachers under

training; formulate and argue basic adragogical principles of dissemination of best teaching practices within the training system. As a result of the pilot test, it was proved that the program of systematization and dissemination of best pedagogical experience favors the personal and professional growth of a school teacher in the context of modernization of domestic education.

Key words: innovative pedagogical experience; dissemination of pedagogical experience; andragogical principles; system of professional development; program of andra-gogical support of dissemination of innovative experience of teachers.

References

Britkevich, M. S., Sergeyeva, M. G. (2018). Andragogicheskoye soprovozhdeniye in-novatsionnoy deyatelnosti pedagogov v sisteme povysheniya kvalifikatsii. Kursk: Regionalnyy finasovo-ekonomicheskiy institut. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.