Научная статья на тему 'Андрагогическое сопровождение педагогов в диссеминации инновационного педагогического опыта'

Андрагогическое сопровождение педагогов в диссеминации инновационного педагогического опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
TEACHERS’ IN-SERVICE TRAINING / ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ДИССЕМИНАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / АНДРАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / INNOVATIONAL PEDAGOGICAL EXPERIENCE / DISSEMINATION / ANDRAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бриткевич Маргарита Сергеевна

В статье представлены результаты андрагогического сопровождения педагогов в процессе освоения инновационного опыта. Проанализирован процесс реализации программы, разработанной на основе принципов андрагогики, выявлены особенности взаимодействия с учителями, намечены перспективы работы в этом направлении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бриткевич Маргарита Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Andragogical support of pedagogues in dissemination of innovational pedagogical experience

The article presents the results of andragogical support of pedagogues in the process of innovation experience mastering. The process of realization of the training program developed on the basis of andragogy is analysed, particularities of interrelationship with teachers are clarified, corresponding perspectives are outlined

Текст научной работы на тему «Андрагогическое сопровождение педагогов в диссеминации инновационного педагогического опыта»

М. С. Бриткевич

(Москва)

Андрагогическое сопровождение педагогов в диссеминации инновационного педагогического опыта

В статье представлены результаты андрагогического сопровождения педагогов в процессе освоения инновационного опыта. Проанализирован процесс реализации программы, разработанной на основе принципов андрагогики, выявлены особенности взаимодействия с учителями, намечены перспективы работы в этом направлении

В условиях реформирования современного российского образования огромную роль приобретает распространение инновационного педагогического опыта, которое в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» может рассматриваться в качестве одного из важнейших ресурсов модернизации системы образования в целом, в аспекте проблемы непрерывности педагогического образования, в частности. В соответствии с этим одной из важнейших задач является выявление условий оптимизации процесса распространения педагогического опыта, определение условий его творческой переработки педагогическим сообществом. На основании этих положений возможна разработка системы андрагогиче-ского сопровождения распространения инновационного опыта, которая обеспечивает эффективность трансляции и внедрения опыта на различных уровнях функционирования системы образования. При этом диссемина-ция профессионального педагогического опыта понимается как системно организованная деятельность по распространению инновационных идей, концепций, методов, технологий с целью развития и совершенствования педагогической деятельности учителей, не участвовавших в их разработке и апробации [4, 9, 10].

Следует отметить, что в процессе поддержки педагогов, осваивающих инновационный опыт, зачастую возникают затруднения, обусловленные в первую очередь тем, что технологическая основа этого процесса базируется на общепедагогических принципах, сформулированных в контексте проблемы обучения и воспитания детей, тогда как субъектами обучения в данном контексте являются взрослые люди, имеющие тот или иной

опыт профессиональной деятельности. В результате зачастую наблюдается низкая мотивация педагогов к освоению инновационного педагогического опыта, отсутствие интереса к повышению квалификации, низкая удовлетворенность процессом и результатом обучения [3, 5, 6, 8, 11], что, в свою очередь, приводит к снижению качества результатов повышения педагогической квалификации в целом.

Анализ работ показал, что решение этой проблемы возможно, если организация педагогического сопровождения учителей, осваивающих инновационный педагогический опыт, будет опираться на положения андра-гогического подхода к образованию, реализующего принципы самостоятельности обучения, опоры на опыт обучающихся, актуализацию результатов обучения, развитие образовательных потребностей [1, 2].

Решение этой проблемы предполагает разработку андрагогического сопровождения педагога в процессе диссеминации инновационного опыта, которая, с одной стороны, будет отвечать задачам модернизации системы повышения педагогической квалификации в соответствии с современными реалиями общественного развития и, с другой стороны, потребностям самих педагогов. С этой целью была разработана программа андрагогиче-ского сопровождения учителей в диссемина-ции опыта инновационной педагогической деятельности, направленная на осознание педагогами имеющегося инновационного опыта и обучение способам его структурирования и презентации.

Цель программы - создание условий эффективного андрагогического сопровождения учителя в диссеминации опыта инновационной педагогической деятельности.

Программа была реализована на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в 20112013 гг.

Первый блок программы направлен на формирование знаний и представлений о том, что такое инновационный педагогический опыт, на осознание и отработку умений определять специфику собственного педагогического опыта и опыта коллег. Блок включает следующие модули:

1) понятие инновационной педагогической деятельности. Виды и критерии оценки инновационного профессионального опыта;

2) знакомство с основными видами инновационной педагогической деятельности;

3) определение компонентов инновационной деятельности, используемой в собственном педагогическом опыте. Выделение основной идеи своего инновационного педагогического опыта.

Второй блок программы направлен на формирование представлений о диссемина-ции инновационного педагогического опыта, осознание значимости процесса диссемина-ции для профессиональной деятельности учителя, овладение основными технологиями диссеминации инновационного педагогического опыта, практическую отработку одной из технологий на примере собственного опыта. Модули второго блока:

1) определение понятия диссеминации;

2) о владение основными способами и принципами диссеминации инновационного педагогического опыта;

3) написание проекта диссеминации собственного инновационного профессионального опыта (составление плана выступления на методическом объединении учителей-предметников или конференции, написание плана статьи и т.д.).

Третий блок направлен на знакомство с андрагогическими принципами обучения, овладение ими и их практическую отработку. Модули третьего блока программы:

1) определение понятия андрагогика и андрагогические принципы обучения;

2) практическая отработка применения андрагогических принципов: разработка мини-занятия по обучению коллег на основе андрагогических принципов.

Для определения результативности обучения по программе андрагогического сопровождения учителей в диссеминации опыта ин-

новационной педагогической деятельности проводилось сравнение педагогов, проходивших и не проходивших обучение по программе. Для этого были сформированы две группы учителей:

- не проходивших обучение - 150 человек;

- прошедших обучение - 150 человек.

Результаты анализа достижений и активности педагогов в профессиональной деятельности за период 2012-2013 гг. позволили выявить достоверные различия по следующим параметрам:

- выступление на школьных семинарах в качестве докладчика или ведущего,

- выступление на районных семинарах в качестве докладчика или ведущего,

- выступление на школьной/районной конференции в качестве докладчика,

- публикация статьи по итогам участия в конференции,

- размещение разработанных методических материалов на сайте школы,

- участие в проектной группе по специализированной теме.

Данные различия говорят о том, что в целом обучение прошло эффективно и дало определенные результаты. Выступление учителей на различных мероприятиях является показателем того, что повысился уровень осознания ими собственного инновационного педагогического опыта, активизировалось умение его структурировать и презентовать коллегам на мероприятиях различного формата и уровня.

Повышение количества публикаций учителей после выступлений на конференциях разного уровня демонстрирует их умения описать те инновационные приемы, которые они применяют в практике школьного обучения. Также следует отметить увеличение показателей общей активности педагогов, о чем свидетельствует их участие в проектных группах и размещение разработанных методических материалов на сайте школы. Данные позитивные изменения можно рассматривать как шаг в расширении возможностей диссеминации собственного инновационного педагогического опыта.

В результате прохождения программы обучения также следует отметить изменения на уровне тенденций по параметрам:

- участие в городской конференции в качестве докладчика,

- участие во всероссийской конференции в качестве слушателя.

30

Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО

Вероятно, для учителей участие в городских и всероссийских конференциях - достаточно высокий уровень представления результатов собственной педагогической деятельности. Это может быть связано с относительно небольшим временным промежутком после окончания обучения по программе и тем, что учителя не успели проявить себя в данном направлении. Другой причиной могут выступать внутренние ограничения, так называемый «стеклянный потолок», когда существует представление, что определенный уровень достижений «не для меня».

Ниже перечислены сферы, которые по каким-то причинам остаются затруднительными для учителей даже после прохождения специального обучения. Это может быть связано как с внутренними барьерами, так и с недостаточной подготовкой для реализации себя в данном направлении:

- написание и публикация статьи в журнале,

- разработка образовательной программы по диссеминации опыта педагогического коллектива.

Также после обучения не выявлено достоверных различий по следующим параметрам:

- участие в районных семинарах в качестве слушателя,

- участие в школьной/районной конференции в качестве слушателя,

- участие в городской конференции в качестве слушателя,

- посещение открытых уроков коллег,

- проведение открытых уроков,

- выступление на школьных семинарах в качестве докладчика или ведущего,

- чтение статей об инновационных разработках коллег,

- чтение новой методической литературы.

Очевидно, в этом перечне представлены те

формы работы, которые привычны для учителей, в которых они регулярно участвуют и традиционно проявляют высокий уровень активности. Причем большинство описанных здесь форм носит пассивный характер и не требует обязательного переосмысления имеющегося педагогического опыта и трансляции его коллегам.

Также не выявлено достоверных различий по параметрам:

- участие во всероссийской конференции в качестве докладчика,

- написание коллективной монографии,

- написание монографии.

Можно предположить, что написание монографии - это сложная научная деятельность, требующая глубоких знаний по определенной проблематике, специальных компетенций, обеспечивающих системный анализ и грамотное изложение рассматриваемого вопроса.

Итак, в результате проведения программы андрагогического сопровождения педагогов в диссеминации опыта инновационной педагогической деятельности можно сделать следующие выводы.

Диссеминационная активность педагогов стала достоверно выше. Она связана с выступлениями на школьных и/или районных семинарах и конференциях в качестве докладчика, публикациями статей по итогам участия в конференции, размещением разработанных методических материалов на сайте школы и участием в проектной группе по специализированной теме.

Диссеминация стала восприниматься учителями в большей степени как осмысление собственной проделанной педагогической работы; результаты диссеминации педагогического опыта коллег необходимы как для них самих, так и для улучшения собственной педагогической деятельности. Участие в дис-семинации - это путь собственного профессионального роста.

Данные изменения можно рассматривать как результат участия в программе, направленной на осознание имеющегося инновационного опыта и обучение способам его структурирования и презентации, что может характеризовать программу как эффективную. Но при этом выход учителей на более высокий уровень осмысления и представления собственного опыта и более активное участие в процессах диссеминации является затруднительным. Можно предположить различные причины этих затруднений: отсутствие потенциала или необходимых профессиональных знаний по предмету, незнание инновационных технологий, внутренние барьеры и ограничения (страшно представлять собственный опыт на всеобщее обозрение, трудность того, что другие сочтут описание недостаточно грамотным; трудности, связанные с нехваткой сил и времени и др.).

В целом, полученные результаты говорят о том, что обучение по программе андрагоги-ческого сопровождения учителей в диссеми-нации опыта инновационной педагогической

деятельности было эффективным, но недостаточным. Требуется его продолжение (возможно, вторая ступень обучения), что позволит улучшить и расширить полученные зна-

ния, умения и навыки, необходимые учителям для эффективной диссеминации инновационного педагогического опыта и преодоления внутренних барьеров.

Литература

1. Вершловский С. Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена. - СПб.: СПбАППО, 2008. - 155 с.

2. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М. : Per Se, 2007. - 272 с.

3. Матвеева С. Е. Педагогический мониторинг инновационной деятельности в системе «школа - ссуз - вуз». - Казань : РИЦ «Школа», 2011. - 364 с.

4. Моисеев А. М. Диссеминация образовательных ресурсов, созданных в ходе осуществления Мегапроекта «Развитие образования в России» (Среднее образование) : методич. рекомендации.

- М.: МГОУ, 2003. - 127 с.

5. Найденова 3. Г., Лисицын С. А., Панасюк В. П. Становление и качество инновационных процессов в современном образовании // Человек и образование. - 2007. - № 1-2. - С. 3-7.

6. Пахомова Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы // Методист. - 2005. - № 2. - С. 29-33.

7. Практическая андрагогика. Книга 5. Открытое образование взрослых: моногр. / под ред. А. Е. Марона. - СПб.: УРАО ИОВ, 2012.

- 400 с.

8. Сидоров С. В. Инновации в сельской школе: теория и практика. - Шадринск : Изд-во ПО «Исеть», 2006. - 266 с.

9. Слободчиков В. И. Очерки по психологии образования. - Биробиджан : Изд-во БГПИ, 2005. - 272 с.

10. Шкерина Г. А. Концептуализация педагогического опыта как инновационная форма повышения квалификации // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №2. - С. 334-340.

11. Яковлева Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. - № 5-1. - С. 94-97.

З2

Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.