РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
)
М.И. ЗАЙКИН, профессор М.И. ФОКЕЕВ, преподаватель Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара
Педагогический вуз - сельской школе
Обоснована необходимость и целесообразность использования виртуальных сред обучения в работе с сельскими школьниками при их подготовке к ЕГЭ. Предложен подход к организации виртуального класса, обеспечивающий максимальное сохранение достоинств обычного школьного класса.
Ключевые слова: виртуальный класс, подготовка школьников к ЕГЭ, математика, эвристики, обобщенные схемы решения типовых задач.
В связи с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) по школьным предметам возникла острая необходимость в оказании сельским школам помощи в квалифицированной подготовке учащихся к этому экзамену. Многие высшие учебные заведения, поступая традиционно, ведут очно-заочные подготовительные курсы, реальная отдача от которых, безусловно, имеется. Однако для сельских школьников, проживающих в удаленных районах, посещение таких курсов не всегда возможно. Расширить возможность доступа сельских школьников к получению полноценной подготовки к ЕГЭ можно за счет использования информационно-коммуникационных технологий, эффективность которых можно значительно повысить путем организации работы с детьми на базе виртуального класса.
Педагогические вузы, располагающие достаточной технической и методической базой, могут оказать сельским школам действенную помощь в организации работы таких классов. Подобная работа на протяжении ряда лет успешно проводится Арзамасским государственным педагогическим институтом им. А.П. Гайдара.
Виртуальный класс - это особое учебное пространство, связывающее посредством информационно-коммуникационных технологий учащихся различных сельских школ, объединенных общностью образова-
тельных целей и задач друг с другом, а также связанных с некоторым ресурсным центром (тьютором), обладающим всеми необходимыми педагогическими и технологическими возможностями для достижения детьми поставленных целей. Виртуальный класс в таком понимании сохраняет многие способы и средства организации и мотивации учебного познания, общения, взаимодействия учащихся друг с другом, активизации их познавательной деятельности, свойственные обычному школьному классу. Вместе с тем он обогащает педагогический потенциал традиционных дистанционных технологий за счет постоянного слежения за работой учащихся (мониторинга), специфических возможностей организации их взаимодействия с высококвалифицированным педагогом (консультирования), а также задействования методических материалов, обеспечивающих активную самостоятельную деятельность учащихся по актуализации изученных ранее знаний, их систематизации и обобщению в процессе выполнения учебных заданий.
Поскольку виртуальный класс - это прежде всего Интернет-сообщество, то территориальное расположение членов данного коллектива не играет особой роли. В школах создаются группы желающих обучаться в виртуальном классе. Во время занятий каждый из учащихся располагается на своем пользовательском месте и име-
150
Высшее образование в России • № 8, 2009
ет возможность виртуального общения с группами из других школ, а также с высококвалифицированным педагогом вуза (тьютором).
Обучение в виртуальном классе может быть организовано на основе сессий и межсессионных занятий, т.е. не в ущерб основному учебному процессу. Его преимущество перед традиционным дистанционным обучением заключается в возможности создания и поддержания действенных мотивов к выполнению подготовительных заданий у школьников.
Дидактическая структура сессионного занятия в виртуальном классе представлена на схеме. Охарактеризуем содержание каждого из представленных компонентов.
Объективация. Каждому школьнику предлагается ввести свою фамилию и имя, а также название своего образовательного
учреждения. Полученные от него данные проверяются на сервере, и при условии успешной идентификации происходит регистрация его в качестве ученика виртуального класса. Далее следуют приветствия учащихся и тьютора.
Мотивация. С использованием флеш-технологий красочно и доступно объясняется процедура проведения Единого государственного экзамена, права и обязанности школьников и педагогов, проводящих данное испытание и т.д. Возможна организация различного рода интеллектуальных разминок, виртуальных игр, телеобращений и т.п.
Консультация. Проводится в форме слайд-лекций, видеолекций по теоретическому материалу и решению типовых заданий,а также опНпе-общения с тьютором и взаимных консультаций учащихся на форуме.
Тест-тренинг. Самостоятельное выполнение учащимися заданий с различными видами педагогической поддержки на интерактивной основе по гиперссылкам в зависимости от возникающих затруднений.
Конференция. Учащимся предоставляется возможность пообщаться друг с другом, а также с тьютором для того, чтобы обменяться мнениями о трудности выполняемых заданий, полезности и достаточности той помощи, которая предусмотрена программой занятия. Анализируются типичные ошибки и затруднения школьников. Ученикам предлагается высказаться о процедуре проведения занятия в виртуальном классе.
Межсессионные занятия ориентированы на самостоятельное выполнение школьниками подготовительных заданий в индивидуальном порядке по графику. В установленное время результаты выполнения этих заданий пересылаются тьютору по сети Интернет для проверки и определения со-
Дидактическая структура учебного занятия в виртуальном классе
Объективация Подключение, регистрация, приветствие, общение.
Конференция
Обсуждение результатов решения, рефлексия, обмен мнениями, общие выводы
Редакционная почта
151
держания коррекционной работы, осуще- ке, так и в ходе online-общения с тьюто-ствляющейся как в индивидуальном поряд- ром.
ZAYKINM.I., FOKEEVM.I. VIRTUAL CLASS FOR STUDENTS’ PREPARATION TO STATE EXAMINATION
The need and reasonability of using virtual environment of education in the work with rural students while preparing them for State Exam are described. The authors propose an approach to the organization of virtual class which will provide the highest possible saving of the advantages of a common school class.
Keywords: virtual class, students’ preparation for State Examination, Mathematics, generalized schemes of solving typical problems.
М.Г. РЕЗНИЧЕНКО, доцент Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Проектирование воспитательного пространства в практике высшей школы
В статье представлены принципы, технология и обозначены условия построения воспитательного пространства вуза.
Ключевые слова: воспитание, воспитательное пространство, воспитательная технология, эргономичность, педагогическое моделирование.
Воспитание социально активной, профессионально компетентной личности, способной к освоению культуры и системы ценностей, предполагает построение в вузе гуманистического воспитательного пространства, ориентированного на установление социально продуктивных и психологически комфортных взаимоотношений между его субъектами.
Воспитательное пространство возникает в процессе конструктивной деятельности и развивается на ее основе; являясь частью воспитательной среды, оно влечет за собой изменение характеристик этой среды. Понятие «воспитательное пространство » введено в категориальный аппарат отечественной педагогики Л.И. Новиковой. Если среда в основе своей - данность, то воспитательное пространство - это результат и форма деятельности, осуществляемой в целях повышения эффективности воспитания, причем деятельности нетолько созидательной,но и интегрирующей [1, с. 133]. Таким образом, среду надо уметь использовать в воспитательных це-
лях, а единое пространство надо уметь создавать.
В настоящее время сложился подход к пониманию воспитательного пространства как динамической сети взаимосвязанных педагогических событий, способной выступить интегрированным условием личностного развития каждого человека. В такой трактовке «механизмом » создания воспитательного пространства становится событие (совместное бытие) субъектов воспитательного процесса, содержанием которого является их совместная деятельность.
Принимая за структурную единицу воспитательного пространства вуза ситуацию общения и взаимодействия его субъектов, мы утверждаем, что условием обретения им гуманистической основы является состояние психологического комфорта его участников. Иными словами, создание воспитательного пространства должно основываться на принципахпедагогической эргономики. Реализации данного замысла способствует усиление процессов теоретического, методологического и практического синтеза в