УДК 372:881
ОБУЧЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОМУ ПИСЬМЕННОМУ ОБЩЕНИЮ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
И.К. Бетретдинова
Аннотация. В статье изложены основная цель и краткое содержание разработанной методики обучения виртуальному письменному общению в среде Интернет на иностранном языке. Автор уделяет особое внимание разработанному плану апробированного элективного курса обучения «T@lking Real English», сочетающему аудиторные занятия с преимущественной долей практических заданий для самостоятельной работы в сети Интернет. План курса содержит ряд этапов, соблюдение которых способствует успешному обучению и, как следствие, повышению уровня сформированности умений письменной речи учащихся. В статье приводятся рекомендации по внедрению указанной методики, выработанные после подведения итогов проведения соответствующего экспериментального обучения.
Ключевые слова: методика обучения иностранному языку, сетевое общение, межкультурные коммуникации, умения письменной речи.
I. Betretdinova
Abstract. The article reveals the goal and the outline of the developed methodology of teaching the virtual written communication in foreign languages. The author pays special attention to the developed plan of the approved elective course «T@lking Real English», intermingling in-class learning with the dominant role of practical Internet self-study work. The plan of the course contains a number of stages, which implementation contributes to successful learning and increasing the level of students' writing skills afterwards. The article gives some recommendations on implementing the mentioned methodology, these worked out recommendations followed summing up the results of the corresponding experimental teaching.
Keywords: foreign language teaching methodology, virtual communication, international communications, writing skills.
Процесс обучения общению на иностранном языке непосредственно связан с формированием и развитием иноязычной коммуникативной компетенции, представляя собой одну из основных целей изучения иностранных языков на любой ступени образования. Оценка умений и навыков устной и письменной речи осуществляется как в рамках проведения основного и единого государственных экзаменов, так и при сдаче международных экзаменов. Высокий уровень владения данными навыками и умениями играет важную роль в профессиональной деятельности многих выпускников.
Формирование и развитие умений письменной речи учащихся при изучении дисциплины «Иностранный язык» связано с целым кругом практически направленных заданий: выполнение соответствующих упражнений, представленных в различных компонентах изучаемых учебно-методических комплексов и дополнительными материалами, поиск дополнительных материалов, в том числе использование ресурсов сети Интернет, выполнение проектных работ и т.д. Однако следует обратить внимание на тот факт, что при выполнении таких заданий обучаемые недостаточно часто контактируют с зарубежными сверстниками - непосредственными носителями
изучаемого языка. Этот вопрос приобретает всё большую актуальность в свете непрерывно расширяющихся образовательных возможностей виртуального пространства и популярности компьютерно-опосредованной коммуникации.
Виртуальное письменное общение имеет свои специфические особенности, обусловливающие определённые требования к умениям письменной речи учащихся. В рамках поиска возможностей дополнительного способа повышения уровня сформированности умений письменной речи учащихся при виртуальном общении на иностранном языке предлагается обратить внимание на разработанную нами специальную методику обучения подобному общению в сети Интернет. Подобное обучение направлено на повышение уровня сформированности умений письменной речи школьников в контексте межкультурной компьютерно-опосредованной коммуникации.
Рекомендуется организовать специальный элективный курс обучения языку виртуальной коммуникации (Netspeak), представляющему собой совокупность разного рода сокращений, усечений, эмотиконов и т.д. [2]. Изучением такого языка занимаются многие специалисты, в том числе Н.Г. Асмус [1], Е.И. Галичкина [3], D. Crystal [5;6], D. Jovanovic [7] и др. Этот язык
активно используется большинством зарубежных сетевых коммуникантов, что предопределяет актуальность подобного курса.
Данный курс целесообразно организовать как комбинацию нескольких аудиторных занятий с преобладающей долей практических заданий для внеаудиторной самостоятельной работы в сети. Помимо анализа специфики сетевого общения, изучения и отработки адекватного применения непосредственно элементов виртуального языка видится необходимым уделять внимание ознакомлению с сетевым этикетом (Netiquette), особенностями ведения онлайн-дискуссий (полилога) в зарубежных чатах и на форумах [2].
В ходе проведения соответствующего экспериментального обучения в рамках элективного курса «T@lking Real English», нами была подтверждена эффективность организации курса по следующему плану:
I. Подготовительный этап.
1. Проведение диагностики:
- образовательных потребностей учащихся;
- возможностей и предпочтений осуществления их деятельности;
- готовности к самостоятельной деятельности;
- опыта работы (виртуального общения, в том числе иноязычного);
- понимания и использования элементов виртуального языка.
2. Определение возможных трудностей и планирование работы по их преодолению.
3. Определение целей самостоятельной учебной деятельности.
4. Разработка плана и соответствующих материалов для обучения учащихся.
II. Организация самостоятельной деятельности (этап обучения).
1. Обсуждение целей и задач работы.
2. Ознакомление с планом самостоятельной работы.
3. Представление информационных ресурсов.
4. Консультирование и промежуточный контроль.
5. Итоговый контроль (тестирование; анкетирование).
III. Подведение итогов работы.
1. Обсуждение полученных результатов, анализ причин неудач и совершённых промахов.
2. Обсуждение возможности дальнейшей самостоятельной деятельности.
Подобная схема работы позволяет обучить учащихся стратегии самостоятельной работы и обеспечить их необходимыми материалами. Она позволяет своевременно реагировать на потребности учащихся и, при необходимости,
корректировать их работу. Мы придаём особое значение первому и последнему этапам. Важность сбора диагностических данных необходима, поскольку своевременная и полноценная диагностика позволяют обеспечить максимальную эффективность работы. Равно как видится невозможным организация полноценного учебного процесса без последующего подведения учебных итогов, что обеспечивает обучение рефлексии, развитие способности к дальнейшему самосовершенствованию и личному росту.
После проведения обучения по указанному плану важно подвести некий итог, определив конкретные условия внедрения разработанной нами методики обучения виртуальному письменному иноязычному общению, которые способствуют более эффективной и успешной реализации поставленных целей.
На подготовительном этапе необходимо использовать различные методы педагогических исследований в комплексе для получения более точных результатов диагностики: беседа, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся (ответ на письмо виртуального друга с элементами виртуального языка) [2]. Целесообразно проводить диагностику заведомо большего количества человек, превышающего число тех, кого можно будет включить в группу по изучению курса. Такой широкий охват обусловлен дальнейшим отбором учащихся по ряду критериев:
- внутренняя мотивация (желание учащегося изучать основы общения в сети Интернет);
- наличие свободного времени для посещения занятий и выполнения практических заданий для самостоятельной работы дома;
- технические возможности осуществления самостоятельной деятельности в домашних условиях (доступ к сети Интернет);
- высокие показатели результатов тестирования умений работать с компьютером;
- относительно низкие показатели результатов тестирования с целью выявление уровня владения виртуальным языком.
При разработке вопросов беседы следует учитывать возрастные особенности учащихся. Анкету рекомендуется составлять
преимущественно закрытого типа для быстрой и точной обработки результатов. Задание на составление ответного письма другу по переписке в группах следует проводить одновременно в разных аудиториях, чтобы избежать общения учащихся и, как следствие, подсказок. Объективной оценке деятельности учащихся
способствует количественный и качественный анализ их писем, который предусматривает:
- определение общего объёма электронного послания;
- полные и точные ответы на заданные вопросы;
- грамотное стилевое оформление личного послания;
- соблюдение принятых в языке норм вежливости;
- процентное соотношение количества используемых элементов виртуального языка и общего объёма письма;
- качество употреблённых (не списанных из письма-задания) сокращений, т.е. их отношение к той или иной категории сложности.
Первые четыре пункта соответствуют Критериям оценивания выполнения задания «Личное письмо» в рамках государственных экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ) [4].
Учёт всех пунктов, в особенности, последнего позволяет поставить каждому учащемуся индивидуальное количество баллов за написание письма.
При разработке плана и материалов для обучения педагогу важно придерживаться следующих принципов:
- создание благоприятных условий для развития активности, самостоятельности, креативности и ответственного отношения обучаемых;
- мотивация к дальнейшему продолжению процесса обучения;
- преобладающая роль коммуникации в процессе обучения.
Этап обучения или организации самостоятельной деятельности
предусматривает как аудиторную, так и внеаудиторную (дистанционную) работу педагога и ребят. Данный этап включает в себя активную работу с электронным учебным материалом (презентации, статьи, задания, тесты) и формирование способности практически применять все полученные знания.
При предоставлении информационных ресурсов наиболее удобным будет указать заранее разработанный персональный сайт педагога, содержащий все необходимые материалы курса (в том числе и задания для самостоятельной работы: статьи, упражнения, интересные ссылки на другие веб-ресурсы), что будет особенно важно в случае пропуска занятий учащимися по уважительным причинам. Желательно предусмотреть возможность онлайн-консультирования при возникновении каких-либо безотлагательных вопросов и для оказания
соответствующей помощи, например, мини-чат на сайте педагога. Необходимо предоставить ребятам ссылки на онлайн-словари наиболее распространённых сокращений виртуального языка, например:
http://smsdictionary.co.uk http://www.mob1le.com/sms.html http://www.pakchoicez.com/sms_dictionary.htm https://ru.scribd.com/document/40382760/Sms-Dictionary
http://www.smstau.com/sms-dictionary.html http://www.textmefree.com/sms-dictionary.html https://lingo2word.com/lists/txtmsg_listA.html Промежуточный контроль надлежит проводить как в виде небольших тестов на усвоение того или иного информационного блока (темы занятия), так и в форме предоставления обучаемыми индивидуальных скриншотов с результатами выполненных ими практических заданий. В последнем случае будет целесообразным организовывать обсуждение выполнения заданий в группе для выявления возможных промахов и ошибок, а также для поиска решений проблем и предотвращения подобных неудач в дальнейшем.
Итоговый контроль рекомендуется проводить в виде тестирования и задания ответить на электронное письмо друга с элементами виртуального языка (в аудитории) и практического домашнего задания с последующим предоставлением и обсуждением скриншотов сетевых бесед учащихся с зарубежными сверстниками. При анализе результатов теста и творческого задания (письмо) следует опираться на количественный и качественный анализ писем ребят. Итоговое анонимное анкетирование, являясь своеобразной формой обратной связи, даёт возможность выявить отношение учащихся к проделанной работе и изученному курсу в целом. Это, в свою очередь, позволяет судить, достигнута ли цель обучения или нет. В конце изучения курса педагогу необходимо обсудить с ребятами возможности их дальнейшего сетевого иноязычного общения с использованием виртуального языка.
Следует отметить, что обучение виртуальному письменному общению на иностранном языке в сети Интернет должны проводить педагоги с высоким уровнем профессиональной компетентности. Опираясь на возможности современных информационных технологий, владея современными
педагогическими технологиями, такой преподаватель может эффективно организовать учебный процесс по разработанному курсу.
Литература:
1. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дис. ... канд. фил. наук / Н.Г. Асмус. - Челябинск, 2005. - 265 с.
2. Бетретдинова И.Х. Оценка уровня языковой компетенции в сетевых коммуникациях учащихся старших классов средней общеобразовательной школы / И.Х. Бетретдинова // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». - 2013. - №3. - С. 60-63.
3. Галичкина Е.И. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): автореф. дис. ... канд. фил. наук / Е.И. Галичкина. -Волгоград, 2001. - 11 с.
4. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году
основного государственного экзамена по английскому языку (письменная часть): Критерии оценивания выполнения задания 33 «Личное письмо» [Электронный ресурс]. - ФИПИ, 2018. - Режим доступа: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
5. Crystal D. Internet Linguistics: A Student Guide. -New York: Routledge, 2011. - 179 p.
6. Crystal D. Language and the Internet / D. Crystal. -Cambridge University Press, 2004. - 272 p.
7. Jovanovic D. A qualitative study of the use of Netspeak in English language classroom. Implementation of Netspeak in High School and University Language Teaching [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lauda.ulapland.fi/bitstream/handle/10024/59855/Jova novic.Danica.pdf?sequence=2&isAllowed=y
Сведения об авторе:
Бетретдинова Инесса Константиновна (г. Серпухов, Россия), преподаватель кафедры иностранных языков, Филиал ВА РВСН им. Петра Великого, e-mail: inessa_korn@mail.ru
Data about the author:
I. Betretdinova (Serpukhov, Russia), Teacher of Foreign Languages Department, Branch of Peter the Great Military Academy of the Strategic Missile Troops, e-mail: inessa_korn@mail.ru
Статья поступила в редакцию 07.11.2018