ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
А.А. Статуев,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры компьютерных наук и прикладной математики Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара
Современная сельская школа выполняет свои образовательные функции в условиях затянувшегося процесса реформирования аграрного сектора российской экономики, поиска новых, более эффективных форм трудовой деятельности людей в земледелии и животноводстве, постоянного ухудшения демографической ситуации в сельской местности. Она вынужденно становится все более и более активным субъектом преобразований, направленных на оздоровление социальной среды. Неуклонно возрастает ее роль в обустройстве жизни людей на селе, в обеспечении полноценного образования каждому сельскому школьнику, в повышении культурного уровня населения, в организации социальной работы на селе.
Поиск новых путей дальнейшего совершенствования деятельности сельской школы обуславливается сегодня рядом обстоятельств.
Во-первых, изменение социально-экономических отношений в российском обществе, произошедшее в последние полтора десятилетия, привело к изменению социальных приоритетов в образовательной политике как государства, так и отдельных граждан, что вызывает настоятельную потребность поиска новых подходов к организации образовательного процесса, ориентированного на удовлетворение образовательных потребностей каждого человека, проживающего на селе.
Во-вторых, возрастающая роль социальной работы в деятельности современных сельских школ предполагает переход на новую образовательную парадигму, ориентированную на воспитание людей инициативных, трудолюбивых, высоконравственных, любящих родное село, готовых к преобразованию своей жизни, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, стремящихся к истинным человеческим ценностям и идеалам.
В-третьих, в условиях реструктуризации сети образовательных учреждений на селе, проводимой местными и федеральными органами образования и призванной обеспечить сельским школьникам качественное образование, полноценно справиться со своими функциями смогут лишь те образовательные учреждения, которые будут не просто ориентироваться в своей работе на сильные грани сельского социума, но сумеют реализовать их экономический, воспитательный и образовательный потенциал в своей практической
деятельности.
Наконец, в настоящее время возникает необходимость в построении такой системы обучения в сельской школе, которая обеспечивает углубленное изучение отдельных предметов (а в перспективе и профильное) школьниками, обладающими соответствующими учебными возможностями и желаниями, в тех случаях, когда нельзя создать специализированный класс или выделить группу детей для отдельного обучения по особой учебной программе.
Естественно, в тех условиях, в которых сегодня функционирует сельская школа, необходим новый подход к построению учебно-воспитательного процесса, к организации изучения школьных предметов. В практике современной школы сложились различные варианты организации повышенной предметной подготовки: факультативные занятия со школьниками, очно-заочные предметные школы, летние или сезонные школы и др.
Однако проблему можно решить и иначе, используя современные информационно-коммуникационные технологии, в частности - технологии дистанционного обучения. Компьютерные телекоммуникации достигли в нашей стране значительного уровня развития и стали органичной частью системы дистанционного образования. Практически все сельские школы располагают сегодня компьютерными классами. Вопрос заключается лишь в том, чтобы рационально распорядиться имеющимися техническими возможностями.
Информатизация образовательного процесса на определенном этапе может привести к появлению понятия «виртуальная среда обучения». Под этим термином понимают совокупность технологий, структур данных и учебно-информационных ресурсов, которые образуют функционально полную систему, призванную обеспечить все формы деятельности пользователя (учителя и ученика) в процессе обучения. Виртуальная среда может функционировать на одном компьютере, или в локальной сети образовательного учреждения, или даже в глобальной сети.
Среда обучения может быть ориентирована на отдельную учебную дисциплину, а может включать в себя широкий их спектр. Пользователи группируются внутри среды «по интересам»: по изучаемым дисциплинам, возрасту или стадии обучения, «прикрепленно-
сти» к тому или иному преподавателю, а также по формам возможной совместной деятельности (проектная деятельность, деловые игры). Такая группа может быть названа виртуальным классом, но ее состав более подвижен по сравнению с классом традиционным. Под виртуальным классом (группой) понимается общность учащихся, взаимодействие между которыми при совместном выполнении ими учебных заданий происходит по компьютерным сетям.
На сегодняшний момент возникла ситуация, позволяющая проводить обучение в виртуальном классе. Однако для нормального функционирования такого класса нужно выработать систему занятий. При построении такой системы необходимо отталкиваться от того позитивного опыта, который был накоплен за долгое время существования классно-урочной системы обучения.
Учитывая звенья процесса обучения в традиционной классно-урочной системе, система занятий виртуального класса по отдельному предмету, предназначенная для прохождения одной темы, может выглядеть следующим образом:
1) изучение нового материала с применением технологий дистанционного обучения;
2) интерактивное консультирование по теоретическому материалу и решению задач;
3) виртуальное общение по изученному материалу в диалоговой форме;
4) учебная конференция.
Разумно полагать, что в начале учебного года, после формирования виртуального класса, необходимо проведение вводного занятия, включающего:
- психолого-педагогическую диагностику личности школьника, позволяющую выявить доминирующие каналы восприятия, предпочтительные способы передачи информации, темпы работы с информацией, уровень личной мотивации, коммуникативную включенность, сформированность общеучебных умений и навыков;
- обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях;
- знакомство с учебным и календарным планом прохождения дополнительного материала;
- ознакомление с сайтом центра дистанционного обучения, с форумами, расположенными на этом сайте;
- ознакомление с адресами электронных почтовых ящиков.
Важнейшая роль в организации функционирования виртуального класса, в создании методических материалов для занятий, в технической поддержке реализации всех видов занятий будет отводиться центру дистанционного обучения. Его местонахождение, техническое оснащение, количество сотрудников и другие вопросы подобного рода могут быть практически
решены по-разному, в зависимости от имеющихся образовательных и финансовых ресурсов того муниципального образования, в рамках которого будет функционировать виртуальный класс.
Изучение нового материала. При организации углубленного обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий также необходимо организовать изучение нового материала. Учебные материалы могут быть предложены учащимся в следующих формах:
- дополнительная литература в печатной форме;
- электронные издания;
- автоматизированные обучающие системы, которые включают в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих) и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения;
- интерактивные мультимедиа лекции.
Интерактивное консультирование. При организации виртуального обучения необходимо иначе решать проблему помощи ученикам в затруднительных ситуациях. Для этого целесообразно проводить специальные консультации по оказанию педагогической помощи в преодолении трудностей в усвоении материала для углубленного изучения. Консультирование учащихся виртуального класса можно осуществлять в виде интерактивного диалога с тьютором центра дистанционного обучения в синхронной и асинхронной форме. Синхронная форма консультации проходит в режиме реального времени в одно и то же учебное время для всех учащихся виртуального класса. В асинхронной форме обучаемые могут получать консультацию постоянно на протяжении изучения темы в разное время. Вопросы на интересующие темы учащиеся оставляют на форуме сайта центра дистанционного обучения и через некоторый промежуток времени могут получить ответ на свой вопрос не только от тьютора, но и от других учеников виртуального класса.
Виртуальное общение. Экспериментальная работа показала, что целесообразно в систему занятий включить виртуальное общение, целью которого будет закрепление изученного материала, формирование умений и навыков. В основе виртуального общения лежит диалоговая технология и компьютерная связь.
Под диалоговой технологией понимается конфигурация программного обеспечения, оборудования, а также межличностного взаимодействия и деятельности, обеспечивающая свободное общение. Компьютерная связь определяется как совокупность способов использования компьютеров и телекоммуникационных сетей в качестве инструментов для организации связи. Используя такие средства информационно-коммуникационных технологий, как чат, средства мгновенной доставки сообщений, голосовую почту и
телеконференцию, можно организовать общение между учащимися и тьютором, а также учащихся друг с другом.
Учебная конференция. Целям обобщения и систематизации изученного материала, а также проведению итогового контроля в конце изучения темы в виртуальном классе целесообразна конференция с участием всех учеников класса под руководством тьютора центра дистанционного обучения. На конференции целесообразно организовать обсуждение докладов учащихся по изученной теме, используя диалоговую технологию и такие средства информационно-коммуникационных технологий, как чат, голосовая почта, средства мгновенной доставки сообщений и др. Практика показала, что итоговый контроль по изученной теме можно проводить в синхронной и асинхронной форме с учетом рейтинга каждого ученика.
Синхронный контроль можно провести с использованием on-line тестирования на сайте центра дистанционного обучения или с помощью специальных программных средств, предназначенных для такого вида контроля.
Асинхронная проверка знаний учащихся виртуального класса может быть осуществлена следующими способами:
1) каждому ученику высылается по электронной почте вариант контрольной работы, которую он должен выполнить за отведенный промежуток времени, а затем, переведя её в электронный формат, отослать по факсу или на электронный почтовый ящик тьютора;
2) каждый ученик должен получить на электронный ящик или скачать с сайта центра дистанционного обучения специальную программу для тестирования. После окончания теста результат в виде закодированного файла должен быть выслан на электронный почтовый ящик тьютора.
Научный подход к организации углубленного обучения математике учащихся сельских школ на базе виртуального класса предполагает также отбор содержания учебного материала, дополняющего содержание курса общеобразовательной школы до курса углубленного изучения предмета, его распределение по времени изучения, конструирование методических материалов к учебным занятиям с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Экспериментальная работа, проводимая нами в школах, показала, что основы конструирования методических средств углубленного обучения математике в сельской школе могут включать следующие элемен-
ты.
1. Пофрагментное представление теоретического материала с системой упражнений для его усвоения. Представление материала таким образом можно реализовать, используя интерактивную слайд-лекцию. Отобранный теоретический материал размещается на отдельных слайдах. Переход по слайдам осуществляется учащимися самостоятельно, что дает возможность ученику контролировать темп усвоения материала. При этом существует возможность вернуться к любому просмотренному фрагменту, если требуется его повторное рассмотрение. Использование интерактивности, динамики, анимации позволяет акцентировать внимание школьников на ключевых моментах, что способствует успешному овладению материалом.
Система упражнений для усвоения теоретического материала может быть предложена учащимся в виде интерактивной презентации либо с выбором правильного ответа, либо с системой последовательного приближения к ответу, когда ученики должны вводить промежуточные результаты в программу.
2. Задействование обобщенных схем решения типовых задач с иллюстрационным материалом, раскрывающим основные шаги решения. Обобщенные схемы решения типовых задач оформлены в виде слайд-лекции. После каждой обобщенной схемы целесообразно рассмотреть пример решения ключевой задачи, использующей данную схему.
3. Составление заданий для самостоятельного решения с возможностью выбора учениками эвристик различного уровня. Задания для самостоятельного решения оформлены в виде интерактивной презентации с возможностью перехода по гиперссылкам к эвристикам различного уровня. Подсказки первого уровня являются наиболее общими, каждый последующий уровень более конкретно указывает на ход решения задачи. Учащийся самостоятельно определяет, какого уровня подсказки ему достаточно для правильного решения.
4. Конструирование тестовых заданий тематического содержания.
Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий должно создать равные общеобразовательные возможности для всех детей, независимо от того, в каком типе школы они обучаются и где находятся школы - в большом городе или маленьком селе.