УДК 372.016:51 (075.8)
С. А. Атрощенко, С. В. Менькова
Личностно-ориентированный подход к организации самостоятельной деятельности учащихся
в виртуальном классе
В статье в рамках личностно ориентированного подхода рассматривается организация самостоятельной деятельности учащихся в форме виртуального класса. Виртуальный класс является средой, в которой формируется образовательный процесс, использующий Интернет в качестве информационного канала. Описана структура виртуального занятия, содержащая следующие компоненты: мотивация, консультация по теории, тест допуска к тренингу, эвристический тест-тренинг и контроль качества его выполнения. Методической основой виртуального занятия является обеспечение каждого задания тремя видами педагогической поддержки - эвристиками: ознакомление с теоретическим базисом задания; изучение обобщенной схемы выполнения заданий данного типа; разбор образца решения задачи-клона. Использование различных видов эвристик позволяет учащемуся самому спланировать объем необходимой помощи, выстроить индивидуальные траектории усвоения учебного материала и его применения.
In the framework of personality-oriented approach the article deals with organizing of independent learning in the form of a virtual class. Virtual class is the environment in which an educational process is formed using the Internet as an information channel. The structure of the virtual class is described. It contains motivation, advice on the theory, elementary test, heuristic test, control of the quality of its solving. Methodical basis of virtual lessons provides each task with three types of pedagogical support - heuristics: study of the theoretical basis of the problem, study generalized scheme of solving of such type of the task, analysis of the solving of the sample of the problem-clone. Use of different types of heuristics allows to the student to plan the amount of necessary assistance to build individual ways of learning.
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, самостоятельная деятельность учащихся, виртуальный класс, эвристики.
Keywords: personality-oriented approach, independent learning, virtual class, heuristics.
В настоящее время существенно изменились требования, предъявляемые к выпускникам школ и вузов, возросла необходимость развития у обучающихся таких личностных качеств, которые будут способствовать их профессиональной и социальной мобильности. Ком-петентностно-ориентированное образование обозначило новые требования к качеству подготовленности выпускников, определив их в виде уровня сформированности компетенций [1].
Современная ориентация образования на саморазвивающуюся личность предполагает учет индивидуальных особенностей, потребностей, обучающихся; предоставление им возможности выбора образовательных траекторий. Решение названной задачи предполагает дополнение традиционных технологий обучения личностно-ориентированными стратегиями, которые позволяют развивать индивидуальные стили познавательной деятельности каждого учащегося. Реализация индивидуального стиля обучения, основанного на учете всего спектра различий личностей школьников - особенностей психического развития, темперамента, типа нервной деятельности, становится возможной благодаря внедрению в педагогическую практику современных информационных ресурсов. Это актуализирует проблему поиска путей использования информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной деятельности учащихся.
Так, в рамках личностно-ориентированного подхода одной из возможных и эффективных форм организации самостоятельной подготовки старшеклассников к ЕГЭ по математике является обучение на базе «виртуального» класса [2].
«Виртуальный» класс - это среда, где формируется образовательный процесс, использующий Интернет в качестве информационного канала. Доступ к виртуальному классу уча-
© Атрощенко С. А., Менькова С. В., 2014
щийся может получить из своего расписания в личном кабинете на сайте школы. Основа «виртуального» занятия - самостоятельное повторение теории и выполнение учащимися тренировочных заданий с системой педагогической поддержки [3].
Подготовка учащихся к ЕГЭ должна, прежде всего, обеспечить успешную итоговую аттестацию выпускников. Для этого необходимо организовать хороший тренинг по решению задач типа В1-В15. Тем ученикам, для которых главное набрать минимальный аттестационный балл, как правило, необходима серьезная работа по устранению пробелов в знаниях, выработке умений решать типовые задачи по теме. Хороший тренинг по решению заданий первой части необходим и для учеников, которые ориентируются на поступление в вуз. Им необходимо добиться уверенного, быстрого выполнения этих заданий, чтобы не потерять на нетрудном задании нужный балл и как можно больше времени оставить на решение задач второй части, проверяющей профильный уровень математической подготовки.
Исходя из этих соображений, была разработана система занятий, каждое из которых ориентировано на самостоятельное выполнение учащимися тренировочных заданий одного из типов В1-В15.
Структура занятий одинакова и содержит следующие компоненты:
- мотивация (характеристика задания данного типа);
- консультация по теории (актуализация необходимых знаний);
- тест допуска к тренингу (диагностическое тестирование по теоретическому материалу);
- эвристический тест-тренинг (выполнение тренировочных заданий данного типа с педагогической поддержкой);
- контроль качества его выполнения (результаты выполнения эвристического теста-тренинга и их оценка).
В мотивационной части занятия на слайдах презентации дается краткая характеристика заданий, указывается, что необходимо знать для успешного выполнения данного типа заданий (рис. 1).
Характеристика задания В5
• Задание В5 представляет собой задачу на вычисление площади геометрической фигуры, в том числе по данным рисунка, представляющего собой изображение фигуры на клетчатой бумаге (сетке) или координатной плоскости.
Рис. 1. Характеристика задания В5 и
Консультация по теории предполагает представление теоретического материала по фрагментам. В слайд-лекцию по теме включены основные понятия, определения, формулы. В нее также могут быть включены обобщенные схемы решения типовых задач и примеры, раскрывающие основные шаги решения. В качестве примера приведем фрагмент теоретической консультации занятия «Задания В5» (см. рис. 2).
опорные знания для его решения
Использовать формулу для вычисления площади фигур данного вида. Разбить исходную фигуру на фигуры, площадь которых легко вычислить. Найти площадь фигуры как сумму площадей фигур. Достроить фигуру до фигуры, площадь которой легко вычислить. Найти площадь исходной фигуры как разность площадей получившейся и достроенных фигур.
Рис. 2. Фрагмент теоретической консультации занятия
Особенности каждого типа заданий определяют востребованность тех или иных знаний школьников, относящихся к определенному разделу теории. При появлении у учащихся реальных затруднений или в случае сомнений по поводу правильности выполняемых действий необходимо предоставить возможность обращения к теории каждому школьнику в индивидуальном порядке. Поэтому выполнение подготовительных к ЕГЭ по математике заданий сопровождается организованной педагогической поддержкой в виде обращения к теории.
В тест допуска к тренингу включены элементарные (одношаговые или двухшаговые) задачи, многие из которых являются подзадачами заданий, которые будут предложены ученикам далее в тренинге.
Тест проверяет владение учеником основными понятиями, формулами, диагностирует готовность ученика к решению более сложных зданий. В случае неудовлетворительного результата ученику предлагается еще раз обратиться к консультации по теории.
Тренировочные задания эвристического теста-тренинга подобраны в соответствии с утвержденными демоверсией и спецификацией ЕГЭ по математике.
Методической основой подготовки виртуального занятия является обеспечение каждого тренировочного задания тремя видами педагогической поддержки.
Особенности каждого типа заданий определяют востребованность тех или иных знаний школьников, относящихся к определенному разделу теории. При появлении у учащихся реальных затруднений или в случае сомнений по поводу правильности выполняемых действий необходимо предоставить возможность обращения к теории каждому школьнику в индивидуальном порядке. Поэтому выполнение подготовительных к ЕГЭ по математике заданий сопровождается организованной педагогической поддержкой в виде обращения к теории.
Если ученик затрудняется определить способ деятельности по выполнению задания после обращения к учебному материалу, включающему теоретический базис этого задания, то возникает необходимость в ознакомлении с обобщенным способом выполнения аналогичной деятельности.
В тех случаях, когда ознакомление с обобщенным способом выполнения подготовительного задания не дает желаемого результата, ученику необходимо разобраться в деталях выполнения той или иной деятельности, понять суть каждого отдельного действия, что может быть достигнуто в процессе проработки образца выполнения деятельности на аналогичном задании (являющейся, по сути, задачей-«клоном») [4].
Задачи-клоны - задачи, одинаковые по сложности, способу решения, теоретическому базису, равноценные или близкие по трудности. Различия условий задач-клонов не касаются характера взаимосвязей, отношений между величинами, объектами, данными в условии. Задачи-клоны отличаются друг от друга числовыми данными, обозначениями, расположением объектов, наименованием нематематических объектов задачи. Изменение числовых данных в задачах-клонах не должно приводить к некоторому частному случаю, при котором у объекта появляются новые свойства, упрощающие решение; к изменению теоретической основы решения (когда рациональнее использовать другой способ решения) и т. д.
Таким образом, при самостоятельном выполнении заданий на виртуальном занятии учащиеся обеспечиваются тремя видами педагогической поддержки, которые можно называть эвристиками: 1) ознакомление с теоретическим базисом контролируемого заданием содержания или вида математической деятельности; 2) изучение обобщенной схемы выполнения заданий аналогичного типа; 3) разбор образца решения конкретного задания, аналогичного данному. Эвристика первого вида «Повтори теорию!» ориентирована на раскрытие теоретического базиса выполнения задания в соответствии с заданной тематикой; эвристика второго вида «Вспомни план решения!» - на раскрытие способа решения задачи; эвристика третьего вида «Посмотри пример решения!» обеспечивает иллюстрацию реализации каждого пункта плана обобщенной схемы решения, то есть содержит само решение. В качестве примера приведем варианты эвристик к заданию В-7.
Задача. Найдите корень уравнения 45 х-13 = —.
64
Эвристики:
1. Повтори теорию!
Свойство: возведение степени в степень: (ап)т = апт.
Теорема: Если а/х) = а^М, где а > 0 и а Ф 1, то/(х) = д(х).
2. Вспомни план решения!
1) используя действия со степенями, привести обе части уравнения к степеням с одним основанием;
2) применив теорему о решении показательного уравнения, свести его к линейному;
3) решить полученное линейное уравнение.
3. Посмотри пример!
г 1V2"7 х
Пример. Найдите корень уравнения I ^ I = 36.
Решение. Приведя левую и правую части уравнения к степеням числа 6, получим уравнение 67х-12 = 62, откуда 7х - 12 = 2 и, значит, х = 2. Ответ: 2.
При разработке эвристик учитывалось также, что математические задачи имеют часто не единственный способ решения. В этих случаях предлагаются эвристики для разных способов решения.
Если ученик продемонстрировал не очень высокий результат при выполнении эвристического теста-тренинга, то ему предлагается вернуться к тем задачам, в решении которых он ошибся, чтобы он еще раз, изучив внимательно образцы решения задач данного типа, попробовал правильно выполнить задания.
Как показала практика, такая организация виртуальных занятий позволяет значительно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, обеспечивает повторение, диагностику проблемных зон в знаниях старшеклассников и их коррекцию. Три различных вида эвристик обеспечивают реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению, позволяя учащемуся самому спланировать объем необходимой помощи, выстроить индивидуальные траектории усвоения учебного материала, самостоятельно добывать и применять знания и эффективно подготовиться к ЕГЭ.
Примечания
1. Атрощенко С. А., Нестерова Л. Ю. Интерференция математических компетенций в системе «школа - педвуз - школа» // Мир науки, культуры, образования. Международный научный журнал. 2012. № 3. С. 51-54; Атрощенко С. А. Формирование у учащихся базовых математических моделей задач эффективного управления // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. 2013. № 7-4(14). С. 55-56.
2. Атрощенко С. А. Указ. соч. С. 55-56.
3. Виртуальный класс в дополнительном образовании сельских школьников: учеб.-метод. пособие / М. И. Зайкин, С. В. Арюткина, С. В. Менькова и др. Арзамас: АГПИ, 2008. 120 с.
4. Менькова С В. Математические «задачи-клоны»: сущность, дидактические функции, приемы составления // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: www.science-education.ru/ 118-13861.
Notes
1. Atroshchenko S. A., Nesterova L.Y. Interferenciya matematicheskih kompetencij v sisteme «shkola -pedvuz - shkola» [Interference of mathematical competence in the system "school - pedagogical university -school"] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal - World of science, culture, education. International scientific journal. 2012, No. 3, pp. 51-54; Atroshchenko S. A. Formirovanie u uchashchihsya bazovyh matematicheskih modelej zadach ehffektivnogo upravleniya [Development of students ' basic mathematical models of the problems of efficient management] // Mezhdunarodnyj nauchno issledovatel'skij zhurnal = Research Journal of International Studies - International scientific research journal = Research Journal of International Studies. 2013, No. 7-4(14), pp. 55-56.
2. Atroshchenko S. A. Op. cit. Pp. 55-56.
3. Virtual'nyj klass v dopolnitel'nom obrazovanii sel'skih shkol'nikov: ucheb. metod. posobie - Virtual classroom in secondary education in rural schools: method. manual / M. I. Zaykin, S. V. Arutkina, S. V. Menkova and others. Arzamas. ASPI. 2008. 120 p.
4. Menkova S. V. Matematicheskie «zadachi klony»: sushchnost', didakticheskie funkcii, priemy sostavleniya [Mathematical "tasks-clones": essence, didactic functions, methods of compilation] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education. 2014, No. 4, available at: www.scienceeducation.ru/11813861.